Автор: Луговская Галина Григорьевна Должность: учитель Учебное заведение: филиал государственного казённого общеобразовательного учреждения Свердловской области "Первоуральская школа, реализующая основные общеобразовательные программы" Населённый пункт: п. Новоуткинск, г.о.Первоуральск, Свердловская обл. Наименование материала: методическая разработка Тема: проект по внеурочной деятельности "Дела семейные" Раздел: среднее профессиональное
Филиал ГКОУ СО «Первоуральская школа» - «Первоуральская школа -
интернат»
Тема проекта:
«
Дела семейные
».
Выполнен учащимися 9 а класса
Руководитель
Луговская Г.Г., учитель географии;
п. Новоуткинск, 2013г.
Паспорт проектной работы.
Тема проекта : «Дела семейные»
Руководитель проекта : Луговская Г.Г., учитель географии 1 кв. категория.
Учебный предмет : внеурочная деятельность
Состав проектной группы : учащиеся 9 а класса
Тип проекта : творческий
Продолжительность: месячный
Цель проекта
воспитание культуры семейных отношений.
Задачи проекта:
1.
Определить
установки
и
ценностные
ориентации
юношей
и
девушек,
связанные с созданием семьи;
2.
Раскрыть некоторые причины сложности семейных отношений;
3.
Уделить внимание роли мужчины и женщины в создании семейного очага;
4.
Познакомиться с дисгармоничными типами семей.
Вопросы проекта:
1.
Почему именно этого человека мы выбираем в спутники жизни?
2.
Почему
пара
молодых,
а
иногда
и
не
очень
молодых
людей
решает
пожениться?
3.
Почему приходит и уходит любовь - чувство, которое считается стержнем
супружества, началом всех начал семейной жизни? Почему это чувство так
необходимо в семейной жизни?
4.
Почему одна семья выдерживает, решает большинство загадок-проблем
семейной
жизни,
а
лодка
другой
разбивается
о
банальные
заботы
семейного быта?
Необходимое оборудование :
Компьютер, мультимедийная установка для показа презентации; бумага, папка,
файлы, фотоаппарат, фотографии для оформления результатов работы.
Аннотация проекта :
В ходе работы над проектом идет знакомство с Указом Президента
Российской
Федерации
от
01.01.2012
№
761
«О
национальной
стратегии
действий
в
интересах
детей
на
2012
–
2017
годы»,
в
котором
объявлен
безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие
государственной
семейной
политики.
Дети
должны
стать
активными
участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение
и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и
традиций как основы основ российского общества и государства.
Предполагаемые продукты проекта :
Папка с описанием работы, презентация для защиты проекта.
Распределение ролей проектантов:
Изучение
темы:
подобрать
литературу;
проконсультироваться
с
психологом;
подготовить
и
распечатать
задания
и
тесты;
организовать
обработку результатов заданий; написать эссе на заданную тему.
Защита проекта
Этапы
работы
над
проектом
Цели и задачи
Продолжительность
и
место работы учащихся
Деятельность учащихся
Конечный
продукт
этапа
1. Погружение в
проект.
Планирование
деятельности.
Цель – подготовка
учащихся к проектной
деятельности,
пооперационная разработка
проекта с указанием
перечня конкретных
действий и результатов,
сроков и ответственных.
Задачи:
– определение проблемы,
темы и целей проекта в
ходе совместной
деятельности педагога и
обучающихся;
– создание группы (групп)
учащихся для работы над
проектом.
-определение источников
информации, способов
сбора и анализа
информации, вида продукта
и возможных форм
презентации результатов
3 дня, группа учащихся 9-
а класса
Осуществляют вживание
в
ситуацию,
обсуждают
тему
п р о е к т а ,
п р е д м е т
исследования с учителем.
Получают дополнительную
информацию.
Определяют
с в о и
потребности.
Принимают
в
с о с т а в е
группы решение по поводу
т е м ы
п р о е к т а
и
аргументируют свой выбор.
Осуществляют:
-анализ
ресурсов
и
поиск
о пт има льно го
с п о с о б а
достижения цели проекта;
-личностное
присвоение
проблемы.
Формулируют цель проекта.
Осуществляют:
-поиск, сбор,
систематизацию и анализ
информации;
-разбивку на группы;
Подготовлен
план
р а б о т ы
н а д
проектом.
Определены
роли
участников проекта
проекта, сроков
презентации;
–распределение задач
(обязанностей) между
членами группы.
распределение ролей в
группе; планирование
работы;
Продумывают продукт
групповой и/или
индивидуальной
деятельности на данном
этапе.
2. Осуществление
деятельности по
решению проблемы
Цель – разработка проекта.
Задачи:
– самостоятельная работа
учащихся по своим
индивидуальным или
групповым задачам
проекта.
– промежуточные
обсуждения полученных
данных в группах, на
консультациях (во
внеурочное время).
Проводятся:
- классные часы -20 мин-
каб. № 9-а
(изучается
найденный
материал)
Выполняют
запланированные действия
самостоятельно, в группе
или в комбинированном
режиме.
При необходимости
консультируются с учителем
(экспертом).
Осуществляют
промежуточные обсуждения
полученных данных в
группах.
Учащиеся изучили
литературу,
подобрали стихи,
репродукции картин,
написали эссе;
психолог
предложила ряд
тестов;
3. Оформление
результатов
Цель
–
структурирование
полученной информации и
интеграции
полученных
знаний, умений, навыков.
Задачи:
– анализ и синтез данных;
– формулирование выводов.
Проводятся:
- классные часы -20 мин-
каб. № 9-а
(готовится текст защиты
проекта, распределяются
слова, проводятся
репетиции)
Оформляют
п р о е кт н у ю
папку.
Выбирают (предлагают)
форму презентации.
Готовят презентацию.
Продолжают оформлять
портфолио.
При необходимости
Оформление
папки,
подготовка
презентации.
консультируются с учителем
(экспертом).
Проводят анализ
достижений поставленной
цели. Делают выводы.
4. Презентация
результатов
Цель – демонстрация
материалов, представление
результатов.
Задача:
– презентация проекта.
Выступление – защита
проекта- 7 мин., акт. зал
интерната
Осуществляют защиту
проекта.
Отвечают на вопросы
слушателей.
Защита проекта
проведена, папка
сдана.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ.
Сегодня
семья
переживает
социально-педагогический
кризис.
Важными
показателями
благоприятного
психологического
климата
семьи
являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем
кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю
работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат
способствует
гармонии,
снижению
остроты
возникающих
конфликтов,
снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной
значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.
01.01.2012 утверждён Указ Президента Российской Федерации № 761 «О
национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», в
котором
объявлен
безусловный
приоритет
семьи
и
семейных
ценностей,
предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны
стать
активными
участниками
в
реализации
этих
важнейших
задач,
направленных
на
возрождение
и
всемерное
укрепление
социального
института
семьи,
семейных
ценностей
и
традиций
как
основы
основ
российского общества и государства.
Семья похожа на маленькую вселенную, уже хотя бы потому, что она тоже
полна загадок. Многие семейные загадки человечество решает до сих пор.
Все в этом мире начинается с любви. И тем более семья. Ведь именно
любовь является источником доброты и всего возвышенного, того теплого и
светлого, что есть на нашей земле. Но, как говорили мудрые люди прошлого:
«Не насытится око зрением, руки делом, ум знаниями, а сердце любовью».
Человек
не
может
жить
только
одним
этим
чувством.
И
природный,
и
духовный мир человека столь разнообразен, что оказывает влияние на все
стороны человеческой жизни, в том числе и на любовь. Поэтому в этой
вселенной под названием «любовь» и возникает масса загадок и проблем.
«Никакой драмы, ничего волнующего нет ни в чем, кроме человеческих
взаимоотношений»
-
так
писал
Антуан
де
Сент-Экзюпери.
И
это
действительно так, потому что тот поток общения, в котором находится
постоянно человек, приводит его ко многим драмам, в том числе и семейным.
Люди разные, две неповторимые индивидуальности на основе чувства любви
объединяются в семейный союз.
Так чего же ищут люди в семейной жизни, на что надеются?
Защита проекта
1.За редким исключением каждый человек, вступая в брак, верит в любовь.
Нет такого развитого общества, и нет такого человека, который был бы не
знаком с любовью. Любовь как высшее человеческое чувство - это часть
жизни любого из нас.
А что есть любовь в семейной жизни???
Каждый мужчина надеется стать королём в своём семейном царстве, а
женщина – королевой.
Но как насчёт подданных?
Кто будет обустраивать семейный быт?
Решать житейские проблемы?
Нелегка семейная ноша женщины: быт, воспитание детей, работа…
Иногда это непосильно женскому организму.
А иногда, осознавая высокие результаты своих усилий, женщина приходит к
заниженной самооценке роли мужчины в семье. И начинаются ссоры,
унижения.
Как быть?
Наверное, в семье мужчина должен заниматься своей, мужской работой, той,
с которой не в силах справиться женщина.
Если рассматривать равноправие как разделение трудностей и радостей
семейной жизни, то по хозяйству мужчина должен делать более трудную
работу, а женщина - более легкую.
Однако, есть семьи, которые хорошо осознают роль мужчины и женщины в
семье и прекрасно справляются с этими ролями. А драмы не обходят и их.
Где же те составляющие семейного счастья, которые дают возможность
укреплять семью?
Юноши и девушки 9-а класса оценили факторы семейного счастья по 5-ти
бальной шкале, и вот, что у нас вышло.
Как видим, молодые люди завышают значение эмоциональных факторов для
семейной устойчивости. Более прочные браки основаны на общих интересах
и потребностях.
На вопросы анкеты мы получили такие ответы:
1. Какие условия необходимы для счастливой семейной жизни (назовите не
более трех главных, с вашей точки зрения)?
а) отдельная квартира; б) материальное благополучие; в)
взаимопонимание между супругами; г) дети; д) уверенность в прочности
брака; е) интересный досуг; ж) интересная работа; з) желаемое образование;
и) хорошее положение на работе; к) хорошие друзья; л) самостоятельность,
свобода действий; м) другие условия.
2. В каком возрасте, по вашему мнению, лучше всего вступать в брак?
а) 18-20; б) 21-24; в) 25-27 ; г) 28-30; д) старше 30 лет; е) свой вариант.
3. Какой способ проживания, на ваш взгляд, предпочтителен для
молодоженов?
а) вместе с родителями; б) возможно ближе к родителям, но раздельно; в)
только отдельно; г) свой вариант ответа.
4. Как вы считаете, какими качествами должна обладать идеальная жена?
Отметьте три самых важных качества.
а) ум; б) нежность; в) доброта; г) готовность во всем подчиняться мужу; д)
умение настоять на своем; е) уступчивость; ж) трудолюбие; з) скромность; и)
бережливость; к) домоседство; л) любовь к детям; м) верность; н) свой
вариант ответа.
5. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный муж?
а) ум; б) мужество; в) любовь к работе; г) забота о семье; д) веселый нрав; е)
доброта; ж) верность; з) стремление взять на себя самые трудные семейные
дела; и) умение сочувствовать; к) ласковость и нежность; л) надежность; м)
уважение к женщине; н) свой вариант ответа.
По результатам анкетирования явно просматривается, что некоторые, требуя
от своей половины чего-то большого и стоящего, не особенно беспокоятся о
том, чтобы совместить свои запросы и представления о себе и другой
половине.
Часто возникающие вопросы лидерства в семье тоже добавляют своих
трещин в супружеские взаимоотношения.
И как бы ни любили люди друг друга, ссор и размолвок им не избежать.
Спасти брак может только высокая культура взаимоотношений и память о
том, что рядом с тобой человек, которого ты любишь.
Быть друг с другом - это целое искусство.
Не нужно «перекраивать» друг друга.
Каждая личность неповторима.
Постарайтесь уверовать в то, что именно тот человек, который идет с вами
по жизни рядом, ценен и значим для вас, как никто другой.
Психологи утверждают, что успешность отношений находится в
непосредственной зависимости от степени сходства во взглядах супругов
(или влюбленных).
Естественно, невозможно относиться ко всему совершенно одинаково. Но
чем больше сходства в главных вопросах жизни, тем проще строить
взаимоотношения
В чем же, на ваш взгляд, секреты семейного благополучия?
в гармонии взаимоотношений, которая зависит от обоих;
в том, чтобы не сужать сферу знакомств;
надо почаще замечать и отмечать друг в друге положительное;
надо принимать человека таким, какой он есть;
природа любви не терпит фальши, лжи и неверности;
надо уважать мир другого, его мысли, стремления, чувства, уметь поддержать
и в радостную, и в трудную минуту;
думайте сначала о том, кто с вами рядом, а потом уж о себе;
не разрешайте себе то, что вы запрещаете другому, уважайте права и
достоинства человека, идущего по жизни рядом с вами.
Залогом семейного счастья может быть только любовь. Биологи считают, что
любовное чувство способствует воспроизводству наиболее здорового,
полноценного потомства.
Мы надеемся, что сумели ответить на поставленный вопрос о том, что такое
любовь в семейной жизни. Но все наши рассуждения не являются
обязательным рецептом спасения семьи. Все семьи индивидуальны, у всех
всё по-разному!!!!
Семья - мир сложный, неповторимый,
Где ждет любимая, где есть любимый.
Мы рядом, вместе, есть ты и я.
Пока вдвоем мы, мы семья.