Автор: Новикова Елена Викторовна
Должность: преподаватель математики и информатики
Учебное заведение: ГБПОУ РА "Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева"
Населённый пункт: г. Майкоп, Республика Адыгея
Наименование материала: статья
Тема: Некоторые аспекты реализации концепции развития математического образования в процессе подготовки учителя начальной школы в педагогическом колледже
Раздел: среднее профессиональное
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Новикова Е.В.,
преподаватель математики и информатики
ГБПОУ РА «Адыгейский педагогический
колледж им. Х. Андрухаева»
Математика
на
протяжении
всей
истории
человечества
являлась
составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего
мира,
базой
научно-технического
прогресса.
Одной
из
важнейших
задач
математического образования является воспитание в человеке способности
понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично
рассуждать,
усвоить
навыки
алгоритмического
мышления.
Иначе
говоря,
математика нужна для интеллектуального развития личности.
Концепция
развития
математического
образования
в
Российской
Федерации своевременна
и
актуальна,
она
выступает
как
механизм
повышения качества образования, уровня массовой математической культуры
населения, развития науки и техники. В ней отмечается систематизирующая
роль математики в образовании и важность достижения высокого уровня
математического образования для выполнения задач создания инновационной
экономики и реализации задач социально-экономического развития нашей
страны. В то же время выявлены существенные проблемы мотивационного,
содержательного и кадрового характера в его развитии, требующие своего
решения.
Данная Концепция представляет собой систему взглядов на базовые
принципы, цели, задачи и основные направления развития математического
образования в Российской Федерации.
Известно, что требованием настоящего времени является подготовка
профессионально
компетентных
специалистов
для
сферы
образования.
В
условиях модернизации педагогического образования остро встает проблема
совершенствования подготовки учителей начальных классов. В том числе эта
проблема актуальна и для педагогического колледжа.
Важными
элементами
в Концепции
развития
математического
образования,
несомненно,
являются
преемственность
дошкольного
и
школьного
образования,
это
четко
выделено
в
одном
из
ее
основных
направлений («Дошкольное и начальное общее образование»).
Начинается математическое образование с «дошкольной математики»: в
раннем возрасте формируются математические и логические представления и
модели деятельности, по большей части – совсем не арифметические. В
начальной школе очень важной является наглядная, материализованная среда
объектов
математики
и
информатики,
благодаря
которой
дети
смогут
самостоятельно открывать свойства и законы этих объектов. В основной
школе
будет
расти
роль
реальной
математики,
анализа
данных.
Именно
начальная школа закладывает основу для формирования базовой грамотности
и основных жизненных навыков человека – компетенций, которые становятся
ключевым и неотъемлемым элементом человека в инновационной модели
экономики. К сожалению, при переходе из начальной школы в среднюю
школу преемственность нередко теряется.
Следуя
Концепции
развития
математического
образования
в
образовательном процессе и дальше должна соблюдаться преемственность
между уровнями образования. Преподавание математики в начальной школе
должно
обеспечить
базовые
знания
и
умения
для
успешного
изучения
программ математических дисциплин основного общего и среднего общего
образования,
в
которых
представления
о
математических
объектах,
полученных в начальной школе, приобретают строгую логическую форму.
Поэтому, студентам, готовящимся стать учителями начальной школы, при
изучении
математических
дисциплин
в
педагогическом
колледже
четко
разъясняется,
что
излагать
математические
понятия
и
факты
ученикам
начальной школы необходимо на доступном уровне, учитывая их возрастные
особенности.
Следует
отметить,
что
за
последнее
время
резко
упал
уровень
арифметического
знания
и
арифметической
культуры
среди
учащихся.
Основная причина вполне объективна - широкая компьютеризация. Но, с
другой
стороны,
многие
современные
технологии
основаны
на
глубоких
арифметических
законах.
А
значит,
следует
не
только
восстанавливать
уровень арифметической подготовки школьников, но и повышать его.
На начальной ступени обучения центральное место в математическом
образовании
занимает
арифметика.
Здесь
у
обучающихся
формируется
представление о натуральных числах и способах их записи, вырабатываются
вычислительные
навыки,
накапливается
опыт
решения
арифметических
задач.
Хотя
в
начальной
школе
учащиеся
получают
первоначальные
представления
об
использовании
букв
для
записи
математических
выражений,
учатся
находить
неизвестные
компоненты
по
известным.
Не
следует
увлекаться
алгебраическими
методами
решения
задач
в
ущерб
арифметическим,
так
как
последние
оказывают
в
этом
возрасте
более
сильное влияние на развитие интуиции и логического мышления. Не менее
важную роль в курсе математики начальной школы играет пропедевтика
понятий функции и основных геометрических понятий, а также задач на
перебор
возможных
вариантов,
что
будет
служить
началом
проведения
стохастической линии в школьном математическом образовании. Уже здесь
на
начальном
этапе
обучения
математике
можно
увидеть
упоминание
о
некоторых
основных
математических
структурах:
алгебраической,
вероятностной,
теоретико-множественной.
На
начальном
этапе
обучения
математика носит общеобразовательный характер. Программа развивающего
обучения
при
правильной
постановке
должна
способствовать
развитию
теоретического мышления младших школьников, развивать у них интуицию,
учить выдвигать и обосновывать свои гипотезы.
Цель математической подготовки учителя любого уровня - освоение
деятельности
математической
и
педагогической.
Преподаватели
колледжа
обучают
математической
деятельности
в
образовательном
процессе,
используя определенные методы, формы и средства обучения. Поэтому они
стараются раскрыть студентам суть используемых приемов ненавязчиво, не
перегружая их терминологией.
Важно,
чтобы
студент
осознал,
что
именно
в
начальной
школе
закладываются
основы
реализации
основных
линий
школьного
курса
математики:
алгебраической,
теоретико-функциональной,
уравнений
и
неравенств, геометрической, стохастической. Здесь же закладываются основы
использования алгоритмов и математического моделирования.
Для
теоретической
и
практической
подготовки
учителя
начальных
классов
в
педагогическом
колледже
в
учебном
процессе
раскрывается
взаимосвязь
формируемых
понятий
внутри
раздела,
между
изучаемыми
р а зд е л а м и
д и с ц и п л и н ы ,
а
т а к же
д ру г и м и
д и с ц и п л и н а м и
и
междисциплинарными
курсами,
в
частности
«Теоретическими
основами
начального курса математики с методикой преподавания».
Продумывая содержание курса, его структуру, распределяя учебный
материал по различным занятиям, преподаватели колледжа прежде всего,
стараются
предусмотреть
мотивацию
изучения
абстрактного
материала,
включение в активную учебную деятельность. Студент должен понимать, где
изучаемый материал пригодится ему в профессиональной деятельности и
развитии
его
как
личности.
Например,
при
работе
с
задачей
побуждаем
студентов находить различные способы решения задач, выбирать наиболее
рациональный и оригинальный, добиваться четкой аргументации каждого
шага в построении рассуждений.
Задания, предлагаемые студентам колледжа на занятиях, выполняются
с использованием учебников математики для начальной школы различных
авторов путем их сопоставления и выявления возможностей использования
при изучении каждой содержательно-методической линии.
На
протяжении
долгих
лет
в
педагогическом
колледже
проводится
«Неделя математических дисциплин», целью которой является повышение
интереса к математике, видение многогранности и привлекательности науки,
повышение мотивации к изучению предмета. Студенты колледжа ежегодно
принимают
участие
в
студенческой
конференции,
проходящей
в
педагогическом
колледже,
в
студенческой
научной
конференции
АГУ,
проходящей
на
факультете
педагогики
и
психологии,
ежегодно
проходят
защиты курсовых и квалификационных работ, из них около 30 работ по
математике.
Работа,
которая
ведется
по
направлению повышения
интереса
к
изучению математики, как одной из важнейших дисциплин и осознанию ее
значимости для будущей деятельности в качестве учителя начальных классов,
уверены, что даст свои результаты в практической деятельности будущих
выпускников педагогического колледжа.
Мы
надеемся,
что
в
связи
с
реализацией
Концепции
развития
математического образования в Российской Федерации, в будущем, детей,
мотивированных и любящих математику в нашей стране станет значительно
больше.