Напоминание

Некоторые аспекты реализации концепции развития математического образования в процессе подготовки учителя начальной школы в педагогическом колледже


Автор: Новикова Елена Викторовна
Должность: преподаватель математики и информатики
Учебное заведение: ГБПОУ РА "Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева"
Населённый пункт: г. Майкоп, Республика Адыгея
Наименование материала: статья
Тема: Некоторые аспекты реализации концепции развития математического образования в процессе подготовки учителя начальной школы в педагогическом колледже
Раздел: среднее профессиональное





Назад




НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ

МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Новикова Е.В.,

преподаватель математики и информатики

ГБПОУ РА «Адыгейский педагогический

колледж им. Х. Андрухаева»

Математика

на

протяжении

всей

истории

человечества

являлась

составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего

мира,

базой

научно-технического

прогресса.

Одной

из

важнейших

задач

математического образования является воспитание в человеке способности

понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично

рассуждать,

усвоить

навыки

алгоритмического

мышления.

Иначе

говоря,

математика нужна для интеллектуального развития личности.

Концепция

развития

математического

образования

в

Российской

Федерации своевременна

и

актуальна,

она

выступает

как

механизм

повышения качества образования, уровня массовой математической культуры

населения, развития науки и техники. В ней отмечается систематизирующая

роль математики в образовании и важность достижения высокого уровня

математического образования для выполнения задач создания инновационной

экономики и реализации задач социально-экономического развития нашей

страны. В то же время выявлены существенные проблемы мотивационного,

содержательного и кадрового характера в его развитии, требующие своего

решения.

Данная Концепция представляет собой систему взглядов на базовые

принципы, цели, задачи и основные направления развития математического

образования в Российской Федерации.

Известно, что требованием настоящего времени является подготовка

профессионально

компетентных

специалистов

для

сферы

образования.

В

условиях модернизации педагогического образования остро встает проблема

совершенствования подготовки учителей начальных классов. В том числе эта

проблема актуальна и для педагогического колледжа.

Важными

элементами

в Концепции

развития

математического

образования,

несомненно,

являются

преемственность

дошкольного

и

школьного

образования,

это

четко

выделено

в

одном

из

ее

основных

направлений («Дошкольное и начальное общее образование»).

Начинается математическое образование с «дошкольной математики»: в

раннем возрасте формируются математические и логические представления и

модели деятельности, по большей части – совсем не арифметические. В

начальной школе очень важной является наглядная, материализованная среда

объектов

математики

и

информатики,

благодаря

которой

дети

смогут

самостоятельно открывать свойства и законы этих объектов. В основной

школе

будет

расти

роль

реальной

математики,

анализа

данных.

Именно

начальная школа закладывает основу для формирования базовой грамотности

и основных жизненных навыков человека – компетенций, которые становятся

ключевым и неотъемлемым элементом человека в инновационной модели

экономики. К сожалению, при переходе из начальной школы в среднюю

школу преемственность нередко теряется.

Следуя

Концепции

развития

математического

образования

в

образовательном процессе и дальше должна соблюдаться преемственность

между уровнями образования. Преподавание математики в начальной школе

должно

обеспечить

базовые

знания

и

умения

для

успешного

изучения

программ математических дисциплин основного общего и среднего общего

образования,

в

которых

представления

о

математических

объектах,

полученных в начальной школе, приобретают строгую логическую форму.

Поэтому, студентам, готовящимся стать учителями начальной школы, при

изучении

математических

дисциплин

в

педагогическом

колледже

четко

разъясняется,

что

излагать

математические

понятия

и

факты

ученикам

начальной школы необходимо на доступном уровне, учитывая их возрастные

особенности.

Следует

отметить,

что

за

последнее

время

резко

упал

уровень

арифметического

знания

и

арифметической

культуры

среди

учащихся.

Основная причина вполне объективна - широкая компьютеризация. Но, с

другой

стороны,

многие

современные

технологии

основаны

на

глубоких

арифметических

законах.

А

значит,

следует

не

только

восстанавливать

уровень арифметической подготовки школьников, но и повышать его.

На начальной ступени обучения центральное место в математическом

образовании

занимает

арифметика.

Здесь

у

обучающихся

формируется

представление о натуральных числах и способах их записи, вырабатываются

вычислительные

навыки,

накапливается

опыт

решения

арифметических

задач.

Хотя

в

начальной

школе

учащиеся

получают

первоначальные

представления

об

использовании

букв

для

записи

математических

выражений,

учатся

находить

неизвестные

компоненты

по

известным.

Не

следует

увлекаться

алгебраическими

методами

решения

задач

в

ущерб

арифметическим,

так

как

последние

оказывают

в

этом

возрасте

более

сильное влияние на развитие интуиции и логического мышления. Не менее

важную роль в курсе математики начальной школы играет пропедевтика

понятий функции и основных геометрических понятий, а также задач на

перебор

возможных

вариантов,

что

будет

служить

началом

проведения

стохастической линии в школьном математическом образовании. Уже здесь

на

начальном

этапе

обучения

математике

можно

увидеть

упоминание

о

некоторых

основных

математических

структурах:

алгебраической,

вероятностной,

теоретико-множественной.

На

начальном

этапе

обучения

математика носит общеобразовательный характер. Программа развивающего

обучения

при

правильной

постановке

должна

способствовать

развитию

теоретического мышления младших школьников, развивать у них интуицию,

учить выдвигать и обосновывать свои гипотезы.

Цель математической подготовки учителя любого уровня - освоение

деятельности

математической

и

педагогической.

Преподаватели

колледжа

обучают

математической

деятельности

в

образовательном

процессе,

используя определенные методы, формы и средства обучения. Поэтому они

стараются раскрыть студентам суть используемых приемов ненавязчиво, не

перегружая их терминологией.

Важно,

чтобы

студент

осознал,

что

именно

в

начальной

школе

закладываются

основы

реализации

основных

линий

школьного

курса

математики:

алгебраической,

теоретико-функциональной,

уравнений

и

неравенств, геометрической, стохастической. Здесь же закладываются основы

использования алгоритмов и математического моделирования.

Для

теоретической

и

практической

подготовки

учителя

начальных

классов

в

педагогическом

колледже

в

учебном

процессе

раскрывается

взаимосвязь

формируемых

понятий

внутри

раздела,

между

изучаемыми

р а зд е л а м и

д и с ц и п л и н ы ,

а

т а к же

д ру г и м и

д и с ц и п л и н а м и

и

междисциплинарными

курсами,

в

частности

«Теоретическими

основами

начального курса математики с методикой преподавания».

Продумывая содержание курса, его структуру, распределяя учебный

материал по различным занятиям, преподаватели колледжа прежде всего,

стараются

предусмотреть

мотивацию

изучения

абстрактного

материала,

включение в активную учебную деятельность. Студент должен понимать, где

изучаемый материал пригодится ему в профессиональной деятельности и

развитии

его

как

личности.

Например,

при

работе

с

задачей

побуждаем

студентов находить различные способы решения задач, выбирать наиболее

рациональный и оригинальный, добиваться четкой аргументации каждого

шага в построении рассуждений.

Задания, предлагаемые студентам колледжа на занятиях, выполняются

с использованием учебников математики для начальной школы различных

авторов путем их сопоставления и выявления возможностей использования

при изучении каждой содержательно-методической линии.

На

протяжении

долгих

лет

в

педагогическом

колледже

проводится

«Неделя математических дисциплин», целью которой является повышение

интереса к математике, видение многогранности и привлекательности науки,

повышение мотивации к изучению предмета. Студенты колледжа ежегодно

принимают

участие

в

студенческой

конференции,

проходящей

в

педагогическом

колледже,

в

студенческой

научной

конференции

АГУ,

проходящей

на

факультете

педагогики

и

психологии,

ежегодно

проходят

защиты курсовых и квалификационных работ, из них около 30 работ по

математике.

Работа,

которая

ведется

по

направлению повышения

интереса

к

изучению математики, как одной из важнейших дисциплин и осознанию ее

значимости для будущей деятельности в качестве учителя начальных классов,

уверены, что даст свои результаты в практической деятельности будущих

выпускников педагогического колледжа.

Мы

надеемся,

что

в

связи

с

реализацией

Концепции

развития

математического образования в Российской Федерации, в будущем, детей,

мотивированных и любящих математику в нашей стране станет значительно

больше.



В раздел образования