Напоминание

"Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы как основа формирования любви к Родине"


Автор: Бабичева Анна Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 48 Ворошиловского района"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы как основа формирования любви к Родине"
Раздел: полное образование





Назад




Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы как

основа формирования любви к Родине

В Концепции духовно-нравственного воспитания подчеркивается: «Духовно-

нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей

современной образовательной системы и неотделимо от жизни человека во всей ее

полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры».

Литературное творчество отражает повседневную жизнь и одновременно

формирует её, влияя на читателя, воспитывая и развивая его. Особую роль в этом

воспитании и развитии играет литература родного края, так как она «ближе», «роднее», а

значит может значительнее влиять на наших учеников.

Традиционная патриотическая тема стихотворений Агашиной известна каждому

школьнику, но не менее важна в творчестве М.К. Агашиной тема человеческих

отношений. В стихах Маргариты Константиновны нашли свое отражение любовь к

мужчине и материнская любовь, мечта о счастье и непростая реальная жизнь, мужское

предательство и женская дружба, в общем, «бабья доля». Именно об этом мы и говорим

со старшеклассниками на уроке «Судьба женщины в творчестве Маргариты Агашиной».

Цели урока:

развитие способности понимать проблематику литературного художественного

произведения, определять художественные особенности;

определение черт поэтической манеры М. Агашиной, раскрытие особенности

изображения женщины в творчестве поэтессы;

формирование нравственных убеждений и моральных норм (любовь и дружба,

верность, уважение к женщине, к матери, забота о старших и младших, уважение к

труду, честность и другие)

Класс делится на 5 групп (в каждой группе 4—5 человек), каждая группа получает текст

стихотворения с вопросами для анализа и должна подготовить связный развёрнутый ответ-

выступление, в котором примут участие все члены группы. Вопросы для анализа могут быть

следующими:

Понравилось ли вам стихотворение?

Какие чувства вызвало оно у вас?

Какова тема стихотворения?

Какова тональность стихотворения?

Какой вы увидели лирическую героиню стихотворения? Какова её жизнь? Каково

отношение к ней автора?

Какие средства выразительности помогают поэтессе раскрыть образ лирической

героини, показать её жизнь и переживания?

Какова основная мысль стихотворения? Сформулировать конкретный вопрос

можно, но в данном случае приводится по сути план анализа для всех

стихотворений урока, а потому формулировать конкретный вопрос нет смысла

Ученики на отдельных листах маркером прописывают ключевые слова к своему ответу.

Эти листы потом крепятся на доске с помощью магнитов (все остальные учащиеся делают

записи в тетрадях по ходу презентации работы одноклассниками), в конце из этих листов

получается таблица

тема

основные средства

выразительности

тональность

лирическая

героиня

основная мысль

Для анализа старшеклассникам предлагаются стихотворения «Мать» («Кого заботы

молодили!..»), «Гордость» («Я по утрам, как все, встаю»), «Мне приходилось слышать

часто…», «А боль пришла негаданно, нежданно…», «Но мне бывает в тягость дружба…»

Презентация результатов работы групп: выразительное чтение стихотворения,

полный связный ответ по вопросам задания, «собирание» таблицы

(Одиннадцатиклассники обычно отмечают в своих ответах, что стихотворения

оказались для них неожиданными по своей тематике, но в то же время очень понятными и

простыми).

Выслушав ребят, подводим итоги работы по анализу стихотворений (таблица,

заполненная во время ответов групп, помогает в этом).

— Итак, какой вы увидели женщину в стихах Агашиной? («Лирическая героиня- одинокая

женщина, которая любит того, кто ее часто предает, посвящает свою жизнь детям, с головой

уходит в работу, чтобы прогнать мысли об одиночестве». «Трудности всегда делают эту

женщину сильнее, закаляют ее характер». Она часто представляется старшеклассниками их

соседкой, родственницей, в общем, самой обычной женщиной, которой приходится

«тащить» на себе семью, много работать, забывая о себе).

—В чём особенность её лирики? (Стихотворения Агашиной очень искренни, просты и

понятны многим женщинам. «С одной стороны, стихи очень интимны, слишком о личном, с

другой стороны, они очень открыты»)

Говоря о творчестве волгоградской поэтессы, нельзя забывать, что осознание

одиннадцатиклассниками единства литературного пространства России не менее важно, а

потому необходимо сопоставить стихи о «бабьей доле» Агашиной с произведениями,

раскрывающими женскую душу, М. Цветаевой и А. Ахматовой:

— Совсем недавно мы изучали творчество Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. Что

сближает творчество Агашиной с творчеством Цветаевой и Ахматовой? Что отличает?

(И М. Цветаева, и А. Ахматова, и М. Агашина писали о любви, ее муках, о женщине, ее

судьбе. Как Цветаева и Ахматова, так и Агашина часто изображает женщину обманутой,

несчастной, но не униженной, с чувством собственного достоинства. Отличительной

особенностью поэзии Агашиной является её простота: поэтесса употребляет просторечные

слова, выражения, синтаксические конструкции, разговорные интонации. В стихотворениях

часто можно увидеть лексический повтор, синтаксический параллелизм, свойственные

фольклору, отсюда - «песенность» поэзии).

—Как вы думаете, насколько образ женщины в стихотворениях Маргариты Константиновны

соответствует идеалу русской женщины? (Этот вопрос может стать одним из вариантов

домашнего задания, а может вывести на другой вариант работы дома: «Насколько образ

женщины в стихотворениях М. Агашиной близок вам?» или «Насколько образ женщины

соответствует современности?», другим вариантом может быть «мужское» задание:

«Каким должен быть мужчина?»)

Конечно, работа с произведениями авторов родного края на уроках русского языка

и литературы различается. Связано это, в первую очередь, с различным взглядом на мир

художественного произведения лингвиста и литературоведа: лингвисту важен язык

произведения (что, конечно, не исключает внимания к содержанию!), а для

литературоведа самую большую ценность представляет образная система произведения,

вопросы, поднимаемые в книге.

В связи с этим будет различаться подход к изучению произведений волгоградских

авторов в школе: на уроках литературы мы анализируем художественные произведения

волгоградских литераторов с точки зрения важных вопросов развития личности человека.

На уроках русского языка анализируем языковые средства, выполняем необходимую

работу по пополнению словарного запаса учеников, развитию их речи, формированию

грамотности.

Так, например, для урока русского языка «Буквы О и А на конце наречий» были

отобраны предложения из рассказов Бориса Екимова. Так, семиклассники получают

задание выбрать из представленных предложений наречия, выписать их в тетрадь,

сравнить.

1) В желтых береговых камышах сонно прокрякала утка и смолкла («Охота на

хозяина»)

2) Обычно после таких прогулок Митя долго и крепко спит, а во сне улыбается («К

воде»).

3) Снова лето, макушка его- месяц июль: пора зелени, цвета и, конечно, купания

(«Скворушка»).

4) Внезапно посыпал снег, крупными хлопьями и густой, что называется стеновой

(«Проснется день»).

5) Справа и слева, сторожа долину, вздымаются высокие курганы: Кораблёв,

похожий на корабль, островерхий Маяк, Трофеи, где можно и теперь отыскать оружие,

мины, снаряды («Проснется день»)

Конечно, они замечают, что на конце одних наречий О, на конце других А.

Объяснить, почему так происходит, в начале урока ребята не могут, но зато могут

определить тему урока («Буквы О и А на конце наречий»), поставить пред собой цель

(определение условий выбора буквы, формирование навыка правописания наречий).

Кроме того, ученики успевают узнать, какой снег называют стеновым, определяют по

контексту значение слова вздымаются, открывают для себя неизвестные географические

объекты Волгоградской области («А где это?»).

Не всегда для целей конкретного урока русского языка можно взять весь текст

художественного произведения, порой невозможно использовать и целостный фрагмент.

Однако использование даже отдельных предложений (с обязательной ссылкой на автора

и произведение!) служит основой для развития читательского интереса и, что не менее

важно, для развития читательского вкуса, развития языка ученика.

Серьёзное изучение творчества поэтов и писателей родного края, использование

языкового материала их произведений может и должно сыграть свою роль в развитии

личности ученика.



В раздел образования