Автор: Хисматуллина Эльвира Фанависовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №70"
Населённый пункт: город Стерлитамак
Наименование материала: Статья
Тема: "Коррекционная работа по развитию речи у детей раннего возраста с нарушениями речи"
Раздел: дошкольное образование
Коррекционная
работа
по
развитию
речи
у
детей
раннего
возраста
с
нарушениями речи
В
помощь
логопедам-практикам,
воспитателям
ясельных
групп
и
родителям в лаборатории логопедии Института коррекционной педагогики
РАО
под
руководством
доктора
педагогических
наук,
профессора
Г.
В.
Чиркиной была разработана методика формирования начального детского
лексикона
детей
с
нормальным
слухом
и
сохранными
предпосылками
интеллектуального развития из группы риска по общему недоразвитию речи.
Предложенная система формирования начального детского словаря может
быть
использована
и
для
нормально
развивающихся
детей
второго
года
жизни, например, в индивидуальной работе с ребенком старше 1 года 6
месяцев,
который
уже
произнес
несколько
своих
первых
слов,
для
стимуляции его дальнейшего речевого развития.
Основные методы обучения, как и содержание обучения, определяется
наглядно - действенным и наглядно - образным мышлением детей раннего
возраста. Подбор приемов, составляющих метод обучения, осуществляется
на
основе
учета
особенностей
всех
психических
процессов
данной
возрастной
группы
детей:
необходимость
опоры
на
наглядный
материал,
действенное участие в познании предметов и явлений окружающего мира, т.
е., вовлечение в процесс познания всех или многих анализаторов ребенка,
обязательное
соотнесение
слова
с
обозначенным
предметом,
слова
-
с
действием,
слова
-
признаком,
многократность
повторения
нового
слова
взрослым, выполнение действий детьми с предметами, которые обозначаются
словом. Развитие речи детей осуществляется в процессе ознакомления их с
предметами окружающего мира.
Все занятия по развитию речи ребенка разделены на несколько основных
этапов:
подготовительный
этап
(8
индивидуальных
занятий)
и
2
этапа
основного цикла (1этап - 18 занятий, из них 3 итоговых, которые проводятся
для всей группы, все остальные - подгрупповые, 2 этап - 24 занятия, из них 4
итоговых).
Занятия с маленьким ребенком следует проводить регулярно, не менее
двух раз в неделю. В конце каждого цикла (после 5 занятий) - итоговое
занятие, на котором следует кратко повторить пройденный материал.
Проведению основного цикла занятий предшествует подготовительный
период, продолжительность которого варьируется в зависимости от возраста
ребенка,
его
готовности
к
взаимодействию
со
взрослым,
навыков
звукоподражания, копирования жестов, общей двигательной подвижности и
моторной ловкости.
Содержанием обучения подготовительного периода является развитие у
детей
голосовых
реакций
и
понимание
обращенной
речи,
на
занятиях
основного
цикла
активной
речи.
К
содержанию
обучения
детей
раннего
возраста,
относится
прежде
всего
воспитание
потребности
в
речевом
общении, что является основой для появления речевой активности. По мере
появления активной речи необходимо развивать у детей, самостоятельность в
пользовании словом, желание употреблять его в коммуникативных целях, т. е.
в общении.
Все занятия подготовительного цикла ориентированы на одного ребенка, с
целью
-
определить
индивидуальный
уровень
развития
слухового
и
зрительного внимания малыша.
На первом этапе основного цикла для развития у детей cлухо-зрительного
сосредоточения
используют
следующие
приемы:
внезапное
появление
и
быстрое исчезновение предмета. С этой целью используют набор игрушек:
мяч, мишка, кошка, кукла, машина, зайка и корзина. Необходимо достать
игрушку из-за ширмы и быстро спрятать ее обратно. С целью развития речи в
момент появления игрушки каждый раз называть ее, привлекая внимание
ребенка.
Действие
с
одной
игрушкой
повторяется
на
одном
занятии
многократно.
Неожиданное
появление
и
исчезновение
игрушки
вызывает
у
детей
ответную
реакцию:
улыбку,
притягивание
рук,
вокализацию.
Это
свидетельствует
об
установлении
контакта
с
ребенком
и
появлении
эмоциональной формы общения, что, в свою очередь, является предпосылкой
к развитию понимания словесной речи окружающих.
На
занятиях
подготовительного
цикла
применяют
следующие
методические приемы:
- показ предмета (игрушки) с названием его;
- показ предметов в действии с их называнием;
- показ ряда последовательных действий с предметами;
- показ выполнение поручений детьми, рассматривание предметов;
- показ картинок с изображением отдельных предметов, и целевой показ
предметов в помещении дошкольного учреждения и за его пределами;
- осмотр предметов;
- наблюдения за живыми объектами.
Все перечисленные приемы направлены главным образом на развитие
слухового
и
зрительного
сосредоточения,
внимания
к
речи
и
понимание
обращенной речи. Чтобы ребенок мог вслушиваться в речь, в комнате, где
проходят занятия, должна быть тишина. Занятия проводятся в игровой форме.
На первом и втором этапе основного цикла обучения на логопедических
занятиях преимущественно развивают активную речь. Развитие активной
речи осуществляется в тесной связи с развитием мышления на одном и том
же
познавательном
материале.
Принцип
единства
формирования
речи,
мышления на одном и том же познавательном материале положен в основу
всего процесса обучения детей речи.
В
содержание
обучения
активной
речи
включают
развитие
речевых
средств формирования общения, т. е. коммуникативной функции.
Развитие у детей речевых средств состоит в постепенном расширении
пассивного
и
активного
словаря
(накопление
его
количества,
развитие
лексических
и
грамматических
значений
слов.
Накопление
словаря
осуществляется за счет слов, обозначающих предметы, действия, признаки.
При этом необходимо учитывать следующее: у детей в активном словарном
запасе
по
количеству
преобладают
слова
с
предметным
значением
(существительные, но частота употребления слов в активной речи самим
ребенком падает на глаголы, т. е., хотя в речи ребенка запас существительных
значительно больше, они все же реже употребляются в коммуникативных
целях, чем глаголы.
Словарь ребенка мы активизируем в следующем порядке:
слова из повторяющихся слогов (ляля, дядя, тата);
звукоподражания (аф-аф, би-би);
двусложные слова с открытыми слогами (Ната, вата, Вова, Нина, вода,
рука, нога, коза).
Для
формирования
фразовой
речи
применяются
следующие
приемы:
обучение обращенной речи (выразить просьбу 2-З-мя словами: «Дай то-то»
или «Тетя дай то-то»). Детей учат выражать предложения к совместной
деятельности: «Давай играть», «Мишка плачет». «Где ляля?». «Где была?»
Занятия основного цикла проводятся одновременно с несколькими детьми.
В мини-группу (3-4 ребенка) обязательно включается ребенок, уже начавший
говорить
и
хорошо
понимающий
обращенную
к
нему
речь.
Сначала
на
занятиях присутствует часть детей, способных по своему сосредоточению
внимания
и
усидчивости
заниматься
коллективно.
Количество
детей,
охваченных подгрупповыми занятиями, зависит от психолого-педагогической
характеристики
развития
детей
каждой
конкретной
группы.
В
начале
основного цикла занятия могут быть короткими - 5-7 минут. В конце цикла до
30
минут.
Для
этого
на
одном
занятии
последовательно
используется
несколько разных игр, чтобы ребенок мог в течение этого получаса менять
свое местоположение, переходить от подвижных игр к занятиям за столом,
играть с разными игрушками.
Итоговые занятия проводятся со всеми детьми в группе. Фронтальные
занятия проводятся в групповой комнате, а подгрупповые и индивидуальные
- в логопедическом кабинете.
Главная задача на всех логопедических занятий - развитие речи детей в ее
коммуникативной
функции.
Для
успешного
ее
решения
в
занятия
включаются
еще
несколько
задач,
подготавливающих
основу
для
осуществления главной задачи. Включение нескольких задач в одно занятие
необходимо было для смены видов деятельности.
Чтобы
на
одном
занятии
решать
несколько
задач,
игры
упражнения
подбираются следующим образом:
- развитие зрительного или слухового сосредоточения, внимание к речи
взрослого и развитие целенаправленных действий (игра «Скажи, что звучит»,
«Угадай, кто это»);
- привлечение внимания детей к речи взрослого, развитие ее понимания
(игра «Слушай и выполняй»);
- развитие активной речи в сочетании с задачами, направленными на
воспитание внимания, выдержки, мелкой или общей моторики (игра «Кто
внимательней»).
Занятия по теме планируются последовательно одно за другим. Тема,
выбранная
для
изучения
с
детьми,
располагается
в
виде
цепи
последовательных занятий. На каждом последующем занятии уточняется или
закрепляется познавательный и речевой материал темы.
При составлении предложений важно связывать наречия сегодня, сейчас,
теперь с глаголами настоящего времени, наречия вчера, давно, недавно с
глаголами прошедшего времени.
Одной из возможных форм занятий по обучению детей употреблению
глаголов настоящего и прошедшего времени является занятие, на котором
употребление той или иной формы глагола соответствует демонстрируемым
действиям.
Воспитатель
предлагает
детям
выполнить
определенные
действия: рисовать, строить, собрать (что-то, одеть, накормить (куклу). Затем
во время выполнения этих действий и после того, как дети закончили, он
спрашивает, обращаясь к каждому: «Что ты сейчас делаешь?» («Я рисую
самолет, я строю дом» и т. д., «Что ты делал?» («Я рисовал самолет», «Что ты
сделал?» («Я нарисовал самолет»).
Воспитателю надо четко выделять интонационно вопросы что делал? и
что сделал? и добиваться правильных ответов: «Что делаешь?» – «Одеваю
(куклу)»; «Что делал?» – «Одевал.»; «Что сделал?» – «Одел.».
Обогащение
и
активизация
словаря
происходят
в
процессе
общения
ребенка со взрослыми в течение всего времени пребывания в детском саду, в
совместной со взрослыми деятельности.