Напоминание

"Коррекционная работа по развитию речи у детей раннего возраста с нарушениями речи"


Автор: Хисматуллина Эльвира Фанависовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №70"
Населённый пункт: город Стерлитамак
Наименование материала: Статья
Тема: "Коррекционная работа по развитию речи у детей раннего возраста с нарушениями речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коррекционная

работа

по

развитию

речи

у

детей

раннего

возраста

с

нарушениями речи

В

помощь

логопедам-практикам,

воспитателям

ясельных

групп

и

родителям в лаборатории логопедии Института коррекционной педагогики

РАО

под

руководством

доктора

педагогических

наук,

профессора

Г.

В.

Чиркиной была разработана методика формирования начального детского

лексикона

детей

с

нормальным

слухом

и

сохранными

предпосылками

интеллектуального развития из группы риска по общему недоразвитию речи.

Предложенная система формирования начального детского словаря может

быть

использована

и

для

нормально

развивающихся

детей

второго

года

жизни, например, в индивидуальной работе с ребенком старше 1 года 6

месяцев,

который

уже

произнес

несколько

своих

первых

слов,

для

стимуляции его дальнейшего речевого развития.

Основные методы обучения, как и содержание обучения, определяется

наглядно - действенным и наглядно - образным мышлением детей раннего

возраста. Подбор приемов, составляющих метод обучения, осуществляется

на

основе

учета

особенностей

всех

психических

процессов

данной

возрастной

группы

детей:

необходимость

опоры

на

наглядный

материал,

действенное участие в познании предметов и явлений окружающего мира, т.

е., вовлечение в процесс познания всех или многих анализаторов ребенка,

обязательное

соотнесение

слова

с

обозначенным

предметом,

слова

-

с

действием,

слова

-

признаком,

многократность

повторения

нового

слова

взрослым, выполнение действий детьми с предметами, которые обозначаются

словом. Развитие речи детей осуществляется в процессе ознакомления их с

предметами окружающего мира.

Все занятия по развитию речи ребенка разделены на несколько основных

этапов:

подготовительный

этап

(8

индивидуальных

занятий)

и

2

этапа

основного цикла (1этап - 18 занятий, из них 3 итоговых, которые проводятся

для всей группы, все остальные - подгрупповые, 2 этап - 24 занятия, из них 4

итоговых).

Занятия с маленьким ребенком следует проводить регулярно, не менее

двух раз в неделю. В конце каждого цикла (после 5 занятий) - итоговое

занятие, на котором следует кратко повторить пройденный материал.

Проведению основного цикла занятий предшествует подготовительный

период, продолжительность которого варьируется в зависимости от возраста

ребенка,

его

готовности

к

взаимодействию

со

взрослым,

навыков

звукоподражания, копирования жестов, общей двигательной подвижности и

моторной ловкости.

Содержанием обучения подготовительного периода является развитие у

детей

голосовых

реакций

и

понимание

обращенной

речи,

на

занятиях

основного

цикла

активной

речи.

К

содержанию

обучения

детей

раннего

возраста,

относится

прежде

всего

воспитание

потребности

в

речевом

общении, что является основой для появления речевой активности. По мере

появления активной речи необходимо развивать у детей, самостоятельность в

пользовании словом, желание употреблять его в коммуникативных целях, т. е.

в общении.

Все занятия подготовительного цикла ориентированы на одного ребенка, с

целью

-

определить

индивидуальный

уровень

развития

слухового

и

зрительного внимания малыша.

На первом этапе основного цикла для развития у детей cлухо-зрительного

сосредоточения

используют

следующие

приемы:

внезапное

появление

и

быстрое исчезновение предмета. С этой целью используют набор игрушек:

мяч, мишка, кошка, кукла, машина, зайка и корзина. Необходимо достать

игрушку из-за ширмы и быстро спрятать ее обратно. С целью развития речи в

момент появления игрушки каждый раз называть ее, привлекая внимание

ребенка.

Действие

с

одной

игрушкой

повторяется

на

одном

занятии

многократно.

Неожиданное

появление

и

исчезновение

игрушки

вызывает

у

детей

ответную

реакцию:

улыбку,

притягивание

рук,

вокализацию.

Это

свидетельствует

об

установлении

контакта

с

ребенком

и

появлении

эмоциональной формы общения, что, в свою очередь, является предпосылкой

к развитию понимания словесной речи окружающих.

На

занятиях

подготовительного

цикла

применяют

следующие

методические приемы:

- показ предмета (игрушки) с названием его;

- показ предметов в действии с их называнием;

- показ ряда последовательных действий с предметами;

- показ выполнение поручений детьми, рассматривание предметов;

- показ картинок с изображением отдельных предметов, и целевой показ

предметов в помещении дошкольного учреждения и за его пределами;

- осмотр предметов;

- наблюдения за живыми объектами.

Все перечисленные приемы направлены главным образом на развитие

слухового

и

зрительного

сосредоточения,

внимания

к

речи

и

понимание

обращенной речи. Чтобы ребенок мог вслушиваться в речь, в комнате, где

проходят занятия, должна быть тишина. Занятия проводятся в игровой форме.

На первом и втором этапе основного цикла обучения на логопедических

занятиях преимущественно развивают активную речь. Развитие активной

речи осуществляется в тесной связи с развитием мышления на одном и том

же

познавательном

материале.

Принцип

единства

формирования

речи,

мышления на одном и том же познавательном материале положен в основу

всего процесса обучения детей речи.

В

содержание

обучения

активной

речи

включают

развитие

речевых

средств формирования общения, т. е. коммуникативной функции.

Развитие у детей речевых средств состоит в постепенном расширении

пассивного

и

активного

словаря

(накопление

его

количества,

развитие

лексических

и

грамматических

значений

слов.

Накопление

словаря

осуществляется за счет слов, обозначающих предметы, действия, признаки.

При этом необходимо учитывать следующее: у детей в активном словарном

запасе

по

количеству

преобладают

слова

с

предметным

значением

(существительные, но частота употребления слов в активной речи самим

ребенком падает на глаголы, т. е., хотя в речи ребенка запас существительных

значительно больше, они все же реже употребляются в коммуникативных

целях, чем глаголы.

Словарь ребенка мы активизируем в следующем порядке:

слова из повторяющихся слогов (ляля, дядя, тата);

звукоподражания (аф-аф, би-би);

двусложные слова с открытыми слогами (Ната, вата, Вова, Нина, вода,

рука, нога, коза).

Для

формирования

фразовой

речи

применяются

следующие

приемы:

обучение обращенной речи (выразить просьбу 2-З-мя словами: «Дай то-то»

или «Тетя дай то-то»). Детей учат выражать предложения к совместной

деятельности: «Давай играть», «Мишка плачет». «Где ляля?». «Где была?»

Занятия основного цикла проводятся одновременно с несколькими детьми.

В мини-группу (3-4 ребенка) обязательно включается ребенок, уже начавший

говорить

и

хорошо

понимающий

обращенную

к

нему

речь.

Сначала

на

занятиях присутствует часть детей, способных по своему сосредоточению

внимания

и

усидчивости

заниматься

коллективно.

Количество

детей,

охваченных подгрупповыми занятиями, зависит от психолого-педагогической

характеристики

развития

детей

каждой

конкретной

группы.

В

начале

основного цикла занятия могут быть короткими - 5-7 минут. В конце цикла до

30

минут.

Для

этого

на

одном

занятии

последовательно

используется

несколько разных игр, чтобы ребенок мог в течение этого получаса менять

свое местоположение, переходить от подвижных игр к занятиям за столом,

играть с разными игрушками.

Итоговые занятия проводятся со всеми детьми в группе. Фронтальные

занятия проводятся в групповой комнате, а подгрупповые и индивидуальные

- в логопедическом кабинете.

Главная задача на всех логопедических занятий - развитие речи детей в ее

коммуникативной

функции.

Для

успешного

ее

решения

в

занятия

включаются

еще

несколько

задач,

подготавливающих

основу

для

осуществления главной задачи. Включение нескольких задач в одно занятие

необходимо было для смены видов деятельности.

Чтобы

на

одном

занятии

решать

несколько

задач,

игры

упражнения

подбираются следующим образом:

- развитие зрительного или слухового сосредоточения, внимание к речи

взрослого и развитие целенаправленных действий (игра «Скажи, что звучит»,

«Угадай, кто это»);

- привлечение внимания детей к речи взрослого, развитие ее понимания

(игра «Слушай и выполняй»);

- развитие активной речи в сочетании с задачами, направленными на

воспитание внимания, выдержки, мелкой или общей моторики (игра «Кто

внимательней»).

Занятия по теме планируются последовательно одно за другим. Тема,

выбранная

для

изучения

с

детьми,

располагается

в

виде

цепи

последовательных занятий. На каждом последующем занятии уточняется или

закрепляется познавательный и речевой материал темы.

При составлении предложений важно связывать наречия сегодня, сейчас,

теперь с глаголами настоящего времени, наречия вчера, давно, недавно с

глаголами прошедшего времени.

Одной из возможных форм занятий по обучению детей употреблению

глаголов настоящего и прошедшего времени является занятие, на котором

употребление той или иной формы глагола соответствует демонстрируемым

действиям.

Воспитатель

предлагает

детям

выполнить

определенные

действия: рисовать, строить, собрать (что-то, одеть, накормить (куклу). Затем

во время выполнения этих действий и после того, как дети закончили, он

спрашивает, обращаясь к каждому: «Что ты сейчас делаешь?» («Я рисую

самолет, я строю дом» и т. д., «Что ты делал?» («Я рисовал самолет», «Что ты

сделал?» («Я нарисовал самолет»).

Воспитателю надо четко выделять интонационно вопросы что делал? и

что сделал? и добиваться правильных ответов: «Что делаешь?» – «Одеваю

(куклу)»; «Что делал?» – «Одевал.»; «Что сделал?» – «Одел.».

Обогащение

и

активизация

словаря

происходят

в

процессе

общения

ребенка со взрослыми в течение всего времени пребывания в детском саду, в

совместной со взрослыми деятельности.



В раздел образования