Автор: Федосеева Вера Александровна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №43
Населённый пункт: город Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Природная зона России Смешанный лес"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Детский сад №43
Конспект занятия по теме:
«Природная зона России Смешанный лес»
Воспитатель 1 кв. категории:
Федосеева Вера
Александровна
Цель: формирование целостного представления дошкольников о
природной зоне России о Смешанном лесе.
Задачи:
Развивать представление детей о расположении растительности
по ярусам, а животного мира по этажам.
Закреплять представление о лесе, как о сложной экологической
системе, о сообществе, в котором растения и животные являются
звеньями пищевой цепочки.
Расширять представления о значении леса в жизни человека.
Стимулировать познавательный интерес детей.
Воспитывать бережное отношение к природе, в которой человек
является её частицей.
Способы ООД: Игровая ситуация, приход сказочных персонажей,
использование ИКТ, аудиозапись , дидактическая игра,
художественное слово, слайды, магнитофон, муляжи грибов, палитра
с красками , бумага для рисования.
Средства ООД: ИКТ, слайды, магнитофон с кассетами, муляжи
грибов, палитра с красками, бумага, карточки дидактической игры,
макет костра, предметы, обозначающие мусор, корзинки для грибов и
ягод.
Предварительная работа: занятия на экологической тропе детсада
со Стариком – Лесовиком, чтение книг на экологическую тему,
рассматривание иллюстраций, Использование ИКТ, дидактические
игры.
Ход НОД
Дети
вместе
со
Сариком-
Лесовиком
приходят
в
зал,
оформленный
под
настоящий
лес.
На
полянке
сидит
печальный
Незнайка, перед ним недорисованная картина леса, в руках палитра с
красками.
Дети: Здравствуй, Незнайка. Что случилось, почему ты плачешь?
Незнайка: Вот нарисовал лес, а все деревья, трава вокруг посохли.
Старик-
Лесовик:
Да
это
всё
потому,
что
ты
только
одни
растения рисовал. В настоящем лесу много всего. Пойдём-ка с нами,
ты
узнаешь
много
нового
и
интересного.
А
дорогу
нам
покажет
волшебный клубочек.
Дети идут за клубочком и приходят на красивую поляну.
(лес показывается с помощью интерактивной доски)
Старик
–Лесовик: Смотри, Незнайка, деревья в лесу растут по
ярусам.
1 ярус- сосна, ель, дуб.
2 ярус – берёза, липа, дикие яблони и груши.
3 ярус – калина, рябина.
4
ярус
–
малина,
бересклет
боярышник,
шиповник;
т.е.
кустарники.
5 ярус – травы, мхи, лишайники.
(Дети подробно рассказывают о деревьях) Подходят к малиннику
и набирают ягоды в корзинки.
Незнайка: Как интересно. (Неожиданно ломает куст малины).
Дети
возмущаются
его
поступком
и
объясняют,
что
этого
делать
нельзя. Ведь он же больше не вырастет и не будет таких ягод. А
малину очень любят не только люди, но и звери, особенно медведь.
Незнайка: Простите меня, я больше так не буду.
Дети: А что бы и другие гости в лесу не ломали деревья, нужно
оставить запрещающий знак «НЕ ломать деревья»
Все идут дальше за клубочком.
Старик – Лесовик: А вот на это полянке можно увидеть, как
живут лесные жители. Они живут, как люди в многоэтажных домах,
каждый на своём этаже. Например, белка, птицы – на верхних этажах.
(показываются слайды). Лоси, кабаны, волки на нижнем. Мыши, змеи
– под корнями деревьев.
Незнайка: Почему?
Дети : Где они могут укрыться от врагов, где могут построить
себе дом, вырастить потомство.
Старик
–
Лесовик:
Все
растения
и
животные
связаны
между
собой
в
пищевые
или
экологические
цепочки.
Нарушение
одного
звена приводит к гибели всей цепочки.
(
На
мольберте
представлена
дидактическая
игра
«
Экологические цепочки». Дети вмести с Незнайкой собирают звенья в
единое целое. Старик- Лесовик хвалит их).
Незнайка находит живого ёжика и хочет забрать его домой.
Дети читают ему стихотворение В. Осеевой «Ежинка»
Незнайка растроган до слёз, обещает больше не уносить домой
животных и помогает расставлять запрещающие знаки: «НЕ ловить
животных!»
Клубочек катится дальше, Все идут за ним. Приходят на полянку,
где недавно побывали туристы.
Незнайка: Ой, сколько здесь мусора. Давайте разожжём костёр и
весь мусор в нём сгорит.
Дети
собирают
ветки,
бумагу,
пакеты,
бросают
в
тлеющий
костер, а банки закапывают в землю. ( Незнайка включает погромче
магнитофон).
Дети:
Да
ты,
что
Незнайка.
В
лесу
нельзя
шуметь,
птицы
испугаются
шума
и
улетят
из
эти
мест,
и
тогда
здесь
разведутся
вредные
насекомые
,которыесъедят
все
листья
на
деревьях,
лес
засохнет.(Незнайка
выключает
музыку).
Мы
пришли
в
лес,
чтобы
наслаждаться
тишиной,
дышать
чистым
воздухом,
ведь
лес
останавливает пыль. Выделяет в воздух чистый кислород, лечит нас.
Помогает смягчить климат. Мы должны его беречь.
Незнайка: Я всё понял Пора возвращаться домой. А костёр пусть
тлеет, чтобы лесным жителям в лесу жилось веселее.
Дети: Да ты что! Непотушенный костёр ни в коем случае нельзя
оставлять
без
присмотра.
Сгорят
все
деревья
в
лесу,
погибнут
животные, птицы, насекомые. И на Новый Год к нам не придёт ёлочка
на праздник.
Незнайка
помогает
потушить
костёр,
забирает
часть
мусора,
оставляет природоохранные запрещающие знаки. Старик – Лесовик
бросает волшебный клубочек, все двигаются дальше.
Старик – Лесовик: Мы пришли на мою любимую полянку, где
растут грибы. Будьте внимательными и мы наберём много грибов.
Незнайка: Я уже нашёл гриб, вот какой он красивый!
Дети: Это же мухомор! Его нельзя рвать и трогать руками тоже,
он ядовитый.
Незнайка: Ах, ядовитый! На получай! (Пинает гриб ногой).
Дети:
Ну
зачем
ты
так.
Мухомор
не
только
ядовит,
но
и
полезный. Лоси, птицы им лечатся, если заболеют.
Незнайка снова просит прощения за своё поведение и помогает
расставлять
природоохранные
знаки.
Дети
собирают
съедобные
грибы, Старик – Лесовик их хвалит.)
Незнайка:
А
теперь
понял,
что
нужно
сделать,
чтобы
лес
на
картине
ожил.
Нужно
нарисовать
и
деревья,
и
кустарники,
и
насекомых, и птиц, и цветы, и животных. Ребята, вы мне поможете?
Дети: Конечно. (Все усаживаются наопушке леса, распределяют,
кто
что
будет
рисовать,
звучит
музыка,
щебечут
птицы,
на
интерактивной
доске
оживает
картина
настоящего
леса
с
его
обитателями.
Старик – Лесовик хвалит детей и Незнайку, угощает
лесными
орехами,
прощается
и
уходит
в
чащу
леса,
дети
возвращаются
в
детсад.
Список литературы
1.
Бондаренко
Т.М.
«Экологические
занятия
с
детьми
6-7
лет»
Воронеж 2007г.
2. Интернет ресурсы.
3.
Николаева
С.Н.
«
Воспитание
экологической
культуры
в
дошкольном детстве» Москва Просвещение 2005г.
4. Николаева С.Н. «Общение с природой начинается с детства»Москва
Просвещение 2007г.
5. Танасийчук В. « Экология в картинках» Москва Детская литература
1989г.