Напоминание

"Интерактивные технологии в образовательном пространстве школы"


Автор: Петушенко Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №137 с углублённым изучением иностранных языков
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Интерактивные технологии в образовательном пространстве школы"
Раздел: полное образование





Назад




Интерактивные технологии в образовательном процессе школы

Петушенко Е.А.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

(г. Новосибирск, МБОУ СОШ №137)

Активизация

процесса

внедрения

инновационных

технологий

в

систему образования продиктована одновременно рядом причин:

Социально-экономическими

преобразованиями

общества,

которые

обусловили

необходимость

модернизации

системы

образования,

методологии и технологии учебно-воспитательного процесса;

Гуманитаризацией и гуманизацией содержания образования, введением

новых

учебных

предметов,

требующих

постоянного

поиска

новых

организационных форм, методов и технологий обучения;

Изменением

отношений

самих

обучающихся

к

формам

и

методам

«преподнесения» знаний, обеспечивающим конкурентоспособность на

рынке труда;

Ориентацией образования в соответствии с ФГОС

на достижение

нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым)

запросам личности, общества и государства.

Инновационные технологии в системе среднего образования – это

технологии

создания

существующего

или

нового

продукта

на

основе

современных способов и методов обучения и воспитания, направленных на

повышение

качества

образования

и

активизации

познавательной

деятельности учащихся. Мы полагаем, что инновационными можно назвать

технологии, которые:

обеспечивают

субъект-субъектное

взаимодействие

участников

образовательного процесса;

развивают ключевые компетенции личности школьника, учителя;

ориентированы

на

активную

самостоятельную

познавательную

деятельность учащегося;

способны изменять средства, методы и технологии обучения, а также

способы управления субъектной позицией учащегося;

формируют

инновационное

мышление

участников

образовательного

процесса.

Среди

инновационных

технологий,

получивших

широко е

распространение

в

практике

современных

образовательных

учреждений

можно

выделить

информационно-коммуникационные

технологии

(ИКТ),

модульную

технологию,

технологии

коллективного

способа

обучения,

развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии, проектное

и интерактивное обучение и другие.

Педагогический

коллектив

нашего

образовательного

учреждения

(МБОУ СОШ №137) в 2018 - 2019 учебном году работает над методической

темой: «Повышение качества образовательного процесса через реализацию

системно-деятельностного

подхода

в

обучении,

воспитании,

развитии

учащихся». Мы считаем, что для перехода на более высокий уровень –

обеспечение

качества

образования

необходимо

создание

специальных

условий,

использование

интерактивных

(помимо

других)

технологий

обучения

и

воспитания. Педагоги

ОУ

в

своей

профессиональной

деятельности

активно

используют

следующие

интерактивные

методы:

«мозговой штурм», «дерево решений», работа в малых группах, методика

сотрудничества,

семинар-диспут,

учебная

дискуссия,

метод

«Портфолио»,

ролевая и деловая игра, социальное проектирование и многие другие.

Исследовательский и проектный методы обучения относятся к методам

интерактивного

обучения

и

обеспечивают

глубокое

проникновение

в

сущность

изучаемой

проблемы,

повышают

личное

участие

каждого

учащегося и его интерес к учению. Исследовательский метод определяется

как

самостоятельное

решение

учащимися

новой

для

них

проблемы

с

применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и

самостоятельный

анализ

фактов,

выдвижение

гипотезы

и

ее

проверка,

формулирование выводов, закономерностей. В гуманитарных предметах этот

метод применяется в трёх направлениях:

1.

включение элементов поиска во все задания учащихся (анализ

художественных произведений, работа над документами, картами, участие в

археологических раскопках и.т.д.);

2.

раскрытие

учителем

познавательного

процесса,

осуществляемого

при доказательстве того или иного положения;

3. организация целостного исследования, осуществляемого учащимися

самостоятельно, но под руководством

и наблюдением учителя (доклады,

сообщения,

проекты,

основанные

на

самостоятельном

поиске,

анализе,

обобщении фактов).

Суть

проектного

метода

стимулировать

интерес

обучающихся

к

проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через

проектную

деятельность,

предусматривающую

решение

этих

проблем,

практически

применять

полученные

знания,

развивать

мышление.

Исследовательский

и

проектный

методы

применимы

на

всех

ступенях

обучения с учётом возрастных возможностей и подготовки учащихся. Так, в

программе изучения курсов литературы и истории

в среднем и старшем

звеньях учреждения активно реализуются ученические проекты «История

моей семьи в истории Великой Отечественной войны», «История моей семьи

в

истории

моей

страны».

Эти

проекты

позволяют

развивать

социальное

взаимодействие между учащимися, родителями, другими родственниками,

общественными

организациями

при

осуществлении

поиска

информации,

документальных и вещественных источников.

При изучении таких предметов как русский язык и литература мы

широко

используем

методику

кооперативного

обучения

(учебного

сотрудничества), основанную на взаимном обучении при совместной работе

обучающихся в малых группах. Основная идея метода проста: учащиеся

объединяют свои интеллектуальные усилия для того, чтобы выполнить общее

задание

или

достичь

общей

цели.

Не

менее

эффективным

является

применение

метода

контент-анализа,

сущность

которого

заключается

в

анализе

разнообразных

текстов

(сочинений

учащихся,

литературных

произведений, исторических документов и.т.д.). В соответствии с принятой

техникой

контент-анализа

(выделение

единиц

анализа,

нахождение

индикаторов

в

тексте,

статистическая

обработка),

исследование

текстов

начинается с выявления смысловых единиц.

Поскольку один и тот же

смысловой элемент содержания текста может быть выражен в различной

словесной

форме,

в

тексте

необходимо

найти

все

возможные

формы

выражения

смысловой

единицы,

то

есть

обнаружить

признаки

или

индикаторы этой единицы анализа. Мы в качестве индикаторов используем

устойчивые

словосочетания,

выражающие

конкретную

тему.

Например,

«любовь к Родине», «волнуют проблемы экологии» и.т.д. Заключительным

этапом

контент-анализа

является

статистическая

обработка,

которая

заключается

в

подсчёте

частоты

употребления

выделенных

индикаторов.

Подсчёты

проводятся

по

формуле: K=C*100%/

S

,

где K – «удельный вес»

смысловой единицы, С – количество индикаторов выделенной смысловой

единицы в тексте,

S

- сумма текстов сочинений.

На

уроках

литературы

и

русского

языка,

по

нашему

мнению,

целесообразно

использование

такого

интерактивного

метода

как

урок

-

экскурсия.

Экскурсия

форма

учебной

работы,

особенностью

которой

является реализация процесса обучения не в условиях учебной аудитории, а

на природе, в музее, на улицах города, в парках и т. д. при непосредственном

восприятии учащимися окружающего мира. В ходе проведения экскурсии

можно использовать и другие приемы, позволяющие донести до учащихся

содержание темы: прослушивание звукозаписей, просмотр видеоматериалов,

встречи учащихся с участниками тех или иных событий.

По нашему мнению, интерактивность в образовательном процессе ведет

к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но

значимых

для

каждого

участника

задач,

к

развитию

творческих

способностей. Это позволяет учащимся не только получать новые знания, но

и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение

другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения,

участвовать в

дискуссии,

вырабатывать

совместное

решение.

Значительны

и

воспитательные

возможности

интерактивных

форм

работы.

Они

способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися,

приучают

работать

в

команде,

снимают

нервную

нагрузку

школьников,

помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной

успешности.



В раздел образования