Автор: Петушенко Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №137 с углублённым изучением иностранных языков
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Интерактивные технологии в образовательном пространстве школы"
Раздел: полное образование
Интерактивные технологии в образовательном процессе школы
Петушенко Е.А.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
(г. Новосибирск, МБОУ СОШ №137)
Активизация
процесса
внедрения
инновационных
технологий
в
систему образования продиктована одновременно рядом причин:
•
Социально-экономическими
преобразованиями
общества,
которые
обусловили
необходимость
модернизации
системы
образования,
методологии и технологии учебно-воспитательного процесса;
•
Гуманитаризацией и гуманизацией содержания образования, введением
новых
учебных
предметов,
требующих
постоянного
поиска
новых
организационных форм, методов и технологий обучения;
•
Изменением
отношений
самих
обучающихся
к
формам
и
методам
«преподнесения» знаний, обеспечивающим конкурентоспособность на
рынке труда;
•
Ориентацией образования в соответствии с ФГОС
на достижение
нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым)
запросам личности, общества и государства.
Инновационные технологии в системе среднего образования – это
технологии
создания
существующего
или
нового
продукта
на
основе
современных способов и методов обучения и воспитания, направленных на
повышение
качества
образования
и
активизации
познавательной
деятельности учащихся. Мы полагаем, что инновационными можно назвать
технологии, которые:
•
обеспечивают
субъект-субъектное
взаимодействие
участников
образовательного процесса;
•
развивают ключевые компетенции личности школьника, учителя;
•
ориентированы
на
активную
самостоятельную
познавательную
деятельность учащегося;
•
способны изменять средства, методы и технологии обучения, а также
способы управления субъектной позицией учащегося;
•
формируют
инновационное
мышление
участников
образовательного
процесса.
Среди
инновационных
технологий,
получивших
широко е
распространение
в
практике
современных
образовательных
учреждений
можно
выделить
информационно-коммуникационные
технологии
(ИКТ),
модульную
технологию,
технологии
коллективного
способа
обучения,
развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии, проектное
и интерактивное обучение и другие.
Педагогический
коллектив
нашего
образовательного
учреждения
(МБОУ СОШ №137) в 2018 - 2019 учебном году работает над методической
темой: «Повышение качества образовательного процесса через реализацию
системно-деятельностного
подхода
в
обучении,
воспитании,
развитии
учащихся». Мы считаем, что для перехода на более высокий уровень –
обеспечение
качества
образования
необходимо
создание
специальных
условий,
использование
интерактивных
(помимо
других)
технологий
обучения
и
воспитания. Педагоги
ОУ
в
своей
профессиональной
деятельности
активно
используют
следующие
интерактивные
методы:
«мозговой штурм», «дерево решений», работа в малых группах, методика
сотрудничества,
семинар-диспут,
учебная
дискуссия,
метод
«Портфолио»,
ролевая и деловая игра, социальное проектирование и многие другие.
Исследовательский и проектный методы обучения относятся к методам
интерактивного
обучения
и
обеспечивают
глубокое
проникновение
в
сущность
изучаемой
проблемы,
повышают
личное
участие
каждого
учащегося и его интерес к учению. Исследовательский метод определяется
как
самостоятельное
решение
учащимися
новой
для
них
проблемы
с
применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и
самостоятельный
анализ
фактов,
выдвижение
гипотезы
и
ее
проверка,
формулирование выводов, закономерностей. В гуманитарных предметах этот
метод применяется в трёх направлениях:
1.
включение элементов поиска во все задания учащихся (анализ
художественных произведений, работа над документами, картами, участие в
археологических раскопках и.т.д.);
2.
раскрытие
учителем
познавательного
процесса,
осуществляемого
при доказательстве того или иного положения;
3. организация целостного исследования, осуществляемого учащимися
самостоятельно, но под руководством
и наблюдением учителя (доклады,
сообщения,
проекты,
основанные
на
самостоятельном
поиске,
анализе,
обобщении фактов).
Суть
проектного
метода
−
стимулировать
интерес
обучающихся
к
проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через
проектную
деятельность,
предусматривающую
решение
этих
проблем,
практически
применять
полученные
знания,
развивать
мышление.
Исследовательский
и
проектный
методы
применимы
на
всех
ступенях
обучения с учётом возрастных возможностей и подготовки учащихся. Так, в
программе изучения курсов литературы и истории
в среднем и старшем
звеньях учреждения активно реализуются ученические проекты «История
моей семьи в истории Великой Отечественной войны», «История моей семьи
в
истории
моей
страны».
Эти
проекты
позволяют
развивать
социальное
взаимодействие между учащимися, родителями, другими родственниками,
общественными
организациями
при
осуществлении
поиска
информации,
документальных и вещественных источников.
При изучении таких предметов как русский язык и литература мы
широко
используем
методику
кооперативного
обучения
(учебного
сотрудничества), основанную на взаимном обучении при совместной работе
обучающихся в малых группах. Основная идея метода проста: учащиеся
объединяют свои интеллектуальные усилия для того, чтобы выполнить общее
задание
или
достичь
общей
цели.
Не
менее
эффективным
является
применение
метода
контент-анализа,
сущность
которого
заключается
в
анализе
разнообразных
текстов
(сочинений
учащихся,
литературных
произведений, исторических документов и.т.д.). В соответствии с принятой
техникой
контент-анализа
(выделение
единиц
анализа,
нахождение
индикаторов
в
тексте,
статистическая
обработка),
исследование
текстов
начинается с выявления смысловых единиц.
Поскольку один и тот же
смысловой элемент содержания текста может быть выражен в различной
словесной
форме,
в
тексте
необходимо
найти
все
возможные
формы
выражения
смысловой
единицы,
то
есть
обнаружить
признаки
или
индикаторы этой единицы анализа. Мы в качестве индикаторов используем
устойчивые
словосочетания,
выражающие
конкретную
тему.
Например,
«любовь к Родине», «волнуют проблемы экологии» и.т.д. Заключительным
этапом
контент-анализа
является
статистическая
обработка,
которая
заключается
в
подсчёте
частоты
употребления
выделенных
индикаторов.
Подсчёты
проводятся
по
формуле: K=C*100%/
S
,
где K – «удельный вес»
смысловой единицы, С – количество индикаторов выделенной смысловой
единицы в тексте,
S
- сумма текстов сочинений.
На
уроках
литературы
и
русского
языка,
по
нашему
мнению,
целесообразно
использование
такого
интерактивного
метода
как
урок
-
экскурсия.
Экскурсия
–
форма
учебной
работы,
особенностью
которой
является реализация процесса обучения не в условиях учебной аудитории, а
на природе, в музее, на улицах города, в парках и т. д. при непосредственном
восприятии учащимися окружающего мира. В ходе проведения экскурсии
можно использовать и другие приемы, позволяющие донести до учащихся
содержание темы: прослушивание звукозаписей, просмотр видеоматериалов,
встречи учащихся с участниками тех или иных событий.
По нашему мнению, интерактивность в образовательном процессе ведет
к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но
значимых
для
каждого
участника
задач,
к
развитию
творческих
способностей. Это позволяет учащимся не только получать новые знания, но
и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение
другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения,
участвовать в
дискуссии,
вырабатывать
совместное
решение.
Значительны
и
воспитательные
возможности
интерактивных
форм
работы.
Они
способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися,
приучают
работать
в
команде,
снимают
нервную
нагрузку
школьников,
помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной
успешности.