Автор: Васильева Ирина Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5 "Теремок"
Населённый пункт: г.о. город Бор, Нижегородской области
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности
Тема: "Огонь - наш друг, огонь - наш враг"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад №5 «Теремок»
Конспект образовательной деятельности по теме:
«Огонь - наш друг, огонь - наш враг»
(подготовительная группа)
Воспитатель высшей категории
Васильева И.С.
Городской округ город Бор
2018г.
Область
Познание
Тема
Огонь -наш друг, огонь -наш враг
Область
интегрирован
ия
Безопасность, коммуникация, социализация,
физическая культура
Методы
Словесный, наглядный, экспериментально-
исследовательский, игровой, наблюдение
Образователь
ная
программа
« От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.
Комароваой, М.А. Васильевой Москва 2014
Структура
НОД
Всего 30
минут
Организацион
ный
3
минуты
1.
Отгадывание загадки, рассказывание сказки.
Основная
часть
25 минут
1.
Опыт «Горит, не горит»
2.
Опыт «Чего боится огонь»
3.
Знакомство с костюмом пожарника
4.
Игра «Пожарники»
Заключение
2 минуты
Рефлексия
Использованн
ая литература
« От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.
Комароваой, М.А. Васильевой Москва 2014
«Формирование основ безопасности» К.Ю. Белая
Москва 2014
Оборудование
Компьютер, 2 ведерка, 3 тазика, песок, земля, вода,
бумага,
стружки
металлической
банки,
зажигалка,
свечи.
Цель:
систематизиро
вать ранее
приобретенны
е знания детей
об огне,
пожаре.
Задачи:
1.
Обучаю
щая
Познание
Безопасность
Коммуникаци
я
Уточнять, углублять и систематизировать знание детей
о пользе и вреде огня;
При пожаре звонить -01.
Учить
устанавливать
элементарные
причинно-
следственные связи.
В
практической
ситуации
выяснять
правильные
действия в случае возникновения пожара.
2.
Развива
ющая
Коммуникаци
я
Социализация
Совершенствовать
диалогическую,
монологические
формы речи;
Развивать умение общаться и делиться своим мнением.
Закреплять правила пожарной безопасности; не брать и
не играть со спичками и пожароопасными предметами.
Развивать любознательность, мыслительные операции
(память, логическое мышление).
Познание
Физическая
культура
Развивать физические качества (ловкость, быстрота).
3.
Воспитательн
ая
Социализация
С п о с о б с т в о в а т ь
ф о р м и р о в а н и ю
у
д е т е й
сотрудничества;
Сознательно
выполнять
меры
предосторожности,
понимать
необходимость
соблюдения
определенных
запретов.
Ход занятия.
Организацион
ная часть.
3 минуты
Цель:
дать
мотивацию
на
эффективное
развитие
образовательного процесса
В . Дорогие , ребята, отгадав мою загадку, вы узнаете,
о чём мы сегодня будем говорить.
Рыжий зверь в печи сидит.
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова,
Может, час, а может, два
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь!
(огонь)
Верно, это — огонь.
А хотите послушать сказку про огонь?
«Огонь — друг, огонь — враг».
Жил-был
Огонь.
Был
он
очень
веселый
и
горячий.
Гулял Огонь где хотел
по лесам, домам, деревьям.
Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим
врагом всего живого. Как вы думаете, почему?
Д е т и . Он сжигал все подряд.
П е д а г о г. И вот однажды повстречался на его пути
Человек и сказал: «Давай, Огонь, померяемся силой».
Огонь отвечает: «Да куда тебе, Человек, со мной силой
мериться». А Человек настаивал на своем. Огонь и
согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил
Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил
Человек
мокрой
рукой
языки
пламени
и
хотел
затушить.
Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и
правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек,
заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить
Человеку и стал его другом.
Но
если
мы
неправильно
и
неосторожно
будем
Основная
часть
пользоваться с огнем, то огонь может превратиться в
беду и огромную опасность.
В. Ребята, нам прислали обращение. Прислал его один
человек, который работает…. А вот кем он работает –
просит вас отгадать.
Что за парень здоровенный –
В форме он, а не военный,
В каске, как артиллерист,
Со стволом, а не танкист.
Если где-то вдруг случайно
От огня грозит беда –
Этот паренёк отчаянный
Сразу поспешит туда.
Ловко прыгнет он в окошко,
И спасёт детей и кошку,
Победит огонь коварный,
Потому что он ….. (Пожарный)
Воспитатель включает запись обращения:
-
Здравствуйте,
дети.
Я
-
пожарный
инспектор,
рад
нашей встрече. Как вы знаете,
огонь наш друг, но
огонь и наш враг. Мы, пожарные инспекторы, проводим
рейды, учения, и наблюдаем за детьми, чтобы узнать,
знают ли они правила поведения при пожаре, насколько
правильно принимают решения и действуют.
Сегодня здесь я буду наблюдать за вами, за вашими
действиями. Желаю удачи!
В.: Как вы считаете, каким должен быть пожарный?
Предполагаемые
ответы
детей: смелый,
находчивый,
внимательный, сильный, храбрый.
(Если
дети
затрудняются,
воспитатель
задает
наводящие вопросы).
Как
вы
думаете,
почему
пожарная
машина
красная?
(Чтобы
издали
ее
видели
другие
машины и уступали место на проезжей части).
Какой номер мы должны набрать по телефону,
чтобы
вызвать
пожарных?
Знает
каждый
гражданин – пожарный номер (01)
В.: А как вы думаете, что самое опасное при
возникновении пожара? (огонь, дым)
Дым очень опасен для нашего дыхания, он ядовитый.
Если случился пожар, нельзя прятаться под кровать, в
шкаф и в другие места. Нужно выбираться из
помещения пригнувшись к полу, потому что внизу
дыма всегда меньше.
А вы хотите стать пожарными и помогать людям?
Повторяйте все за мной.
Кто шагает дружно вряд
(все шагают друг за другом)
Мы – пожарников отряд.
От огня горит лицо
(сделать круг, взяться за руки)
Мы возьмём его в кольцо.
Едкий дым колюч и горек
(руки сложить«топориком)
тут поможет нам топорик.
Пламя в щели так и бьёт.
Прорубаем в стенке ход
(махи сложенными руками)
Багром дотянусь до горящих досок
(потянуться на носках, руки вверх)
Пламя лопатой
засыплю песком.
(
движения работы лопатой)
«Костюм пожарного»
Цель: дать представление об одежде пожарных.
В.: Дети, как вы думаете, а костюм у пожарного сшит
из обыкновенного материала? Сейчас мы с вами
посмотрим, как пожарный инспектор показывает
ребятам свой костюм пожарного. (Видио)
Как вы думаете, костюм пожарного горит? А в воде
мокнет? (ответы детей)
В.: Костюм делают специально из теплоустойчивых,
трудно
воспламеняющихся
материалов,
которые
защищают
все
тело
пожарного.
Костюм
также
защищает
от
огня,
не
дает
обжечься,
не
горит,
не
промокает.
Эксперимент-наблюдение, опыт «Горит, не горит».
Цель: исследование материалов что горит, что не горит.
В.: Дети, что вы видите на столе?
Предполагаемый
ответ
детей: зажигалка,
бумага,
дерево, металл.
В.:
Сейчас
мы
проведем
маленький
эксперимент
и
узнаем, что горит быстрее, и что не горит.
- Ребята, а можно такие эксперименты проводить дома
одним, даже если вас кто-то попросит?
Это очень
опасно для вашей жизни.
Предполагаемые
ответы
детей:да
знаем,
с
огнем,
спичкой нельзя играть.
В.: Молодцы!
Посмотрите сюда. Бумага горит? Как
горит: быстро или медленно?
А теперь посмотрим – сможет ли сгореть металл?
Почему?
Дети
сами
анализируют: потому что бумага тонкая,
сухая, поэтому горит, а металл не горит.
«Чего боится огонь?»
Цель: выяснить, что огонь можно потушить землей,
водой, песком.
На столе лежат земля, песок, вода, бумага, пенопласт,
стружки
металлические,
мелкие
обломки
дерева,
ткань.
В.: Как вы думаете, чего же боится огонь? Чем его
можно тушить?
Предполагаемые
ответы
детей: воды,
снега,
песка,
земли.
В.: Вот свеча, то есть огонь. Выберите себе то, что по
вашему может потушить огонь, и будем проверять.
Дети
сами
делают
вывод, предполагаемые
ответы
детей: огонь
можно
тушить
землей,
песком,
водой,
потому что они не горят».
Игра «Пожарники». Звучит музыка.
Цель: тушение пожара,
На экране фрагмент мультфильма «Кошкин дом».
В.: Посмотрите, что случилось? Что делать?
Предполагаемые
ответы
детей: вызвать
пожарных,
покинуть помещение, помогать.
В.:
Давайте
поможем.
Надо
разделиться
на
две
команды.
Сева- командир 1 команды пожарных бойцов.
Ульяна- командир 2команды пожарных бойцов.
Ваша
цель:
Какая
команда
поможет
быст ро
перетаскивать воду для тушения пожара.
Вот 2 озера. Впереди емкость для воды.
Надо перетаскивать воду быстро, сплоченно, помогая
друг другу.
- Приготовились! Раз-два-три! Вперед!
- Молодцы! Победила дружба!
Сейчас мы с вами вспомним правилами
безопасного поведения с огнем.
(Дети рассматривают каждую картинку, объясняют,
почему возникла опасная пожарная ситуация и как
действовать в данном случае. После каждого
объяснения ребенка воспитатель делает вывод
используя стихотворную форму.)
- Правило первое:
В зажигалке или в спичке-
Огонечек-невиличка.
Просит: «Поиграй со мной,
Я ведь робкий и ручной».
Но плохая он игрушка:
Подожжет диван, подушку,
Книжки, стол, ковер, обои
И большой пожар устроит.
Что запомнить мы должны?
Спички детям не нужны!
- Правило второе:
Мишке любимому девочка Мила
Погладить штанишки однажды решила.
Утюг незаметно от мамы включила
И вскоре о нем совершенно забыла.
Нагрелся утюг, загорелись штанишки…
Пожар уничтожил игрушки и книжки.
Помните, дети: пожары бывают,
Когда про включенный утюг забывают!
- Правило третье:
Скучно маму ждать с работы,
Очень хочется компоту.
В кухню Юленька вошла,
Под кастрюлей газ зажгла.
Час прошел – кипит кастрюля,
Испугалась наша Юля.
Мало сделалось воды,
Так недолго до беды…
Сам к плите не прикасайся,
Лучше взрослых дожидайся!
- Правило четвертое:
Свечи елку украшают –
Огоньки на ней мигают.
Вдруг схватился огонек
За серебряный флажок.
Разом вспыхнули иголки,
Пять минут – и нету елки.
А ведь всех предупреждали,
Чтоб свечей не зажигали!
- Правило пятое:
Мы в лесу костер зажгли,
Посидели и пошли.
А огонь не затушили.
«Сам погаснет»,- мы решили.
Ветром пламя разметало,
И вокруг, как в печке, стало.
До небес огонь поднялся
И за нами вслед погнался.
Гибнет лес, пропали звери –
Всех несчастий не измерить!
Если, ребята, мы будем соблюдать эти правила, то с
нами никогда не случится беда. Я предлагаю вам
закрепить правила безопасного поведения с огнем.
Игра называется « Да или нет»
- Можно спичками играть?
- А петарды поджигать?
Рефлексия
- При пожаре прятаться под кровать?
- Не затушенный костер в лесу бросать?
- Траву сухую поджигать?
- Газ без взрослых зажигать?
- Электроприборы включать?
- При пожаре пожарных вызывать?
- Молодцы! Так держать! Правила пожарные не
надо забывать!
Вызывать пожарную охрану следует из безопасного
места: например, из соседней квартиры, с сотового
телефона. Набери 01 и сообщи следующие сведения:
1.
Адрес, где обнаружено загорание или пожар.
2.
Объект, где происходит пожар (во дворе, в
квартире, в школе и.т.д.)
3.
Что горит (телевизор, мебель, автомобиль…)
4.
Если диспетчер попросит, то уточни: номер дома,
подъезд, номер квартиры, на каком этаже горит,
сколько этажей в здании, откуда удобнее
подъехать, код для входа в подъезд, есть ли
опасность для людей и.т.д.
5.
Назови свою фамилию и телефон.
Говори по телефону четко и спокойно, не торопись.
Знай, что пока ты сообщаешь сведения о пожаре,
пожарная команда уже поднята по тревоге и выезжает
(все что надо бойцам передадут по рации).
Выйдя из дома, встречай пожарную машину, показывай
самый быстрый и удобный проезд к месту возникшего
пожара.
И вновь пожарный инспектор:
- Молодцы, ребята! Я очень рад, что вы знаете правила
противопожарной безопасности. Не забывайте: огонь
наш друг, но огонь опасен. Объявляю благодарность за
тушение пожара. До встречи!
В. Заканчивая наше занятие,
Я хочу вам пожелать
Бед пожарных и несчастий
В вашей жизни избежать.
Помните, что шалость с огнем
Обернется пожаром и злом.
И правила должны всегда соблюдать,
И с огнем никогда не играть!
Ожидаемый
результат:
ребята
играли
с
большим
удовольствием, помогали друг другу. Эмоциональный
настрой высокий, так как дети очень активно и смело
вступали в свои роли.
Цель:
общее
закрепление
правил
противопожарной
безопасности.
В.: Что нового узнали сегодня?
Предполагаемые ответы детей: огонь приносит людям
пользу,
огонь
опасен,
нужно
выполнять
правила
противопожарной безопасности.
(Если
дети
затрудняются,
то
помогаю
наводящими
вопросами).
Ожидаемый результат: всем понравилась играть в игры,
мальчикам особенно понравилась игра «Пожарники». С
интересом рассматривали костюм пожарного, слушали
и
отвечали
на
вопросы,
обогащались
словарным
запасом, узнали много нового.