Напоминание

Внедрение технологии эффективной социализации "Дети – волонтеры" в открытое образовательное пространство ДОУ.


Автор: Кудряшова Наталья Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с № 98
Населённый пункт: г.Волжский, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Внедрение технологии эффективной социализации "Дети – волонтеры" в открытое образовательное пространство ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Внедрение технологии эффективной социализации

«Дети – волонтеры» в открытое образовательное пространство ДОУ.

.

Кудряшова Наталья Алексеевна, старший воспитатель

МДОУ д/с № 98 «Ивушка»

г. Волжского Волгоградской области

В статье рассматривается технология «Дети-волонтеры», которая

позволяет

реализовать

на

практике

принципы

ФГОС

ДО,

предусматривает развитие

духовно-

нравственных качеств личности дошкольников, создает условия для разновозрастного,

межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

Ключевые слова: волонтерское движение в ДОУ.

Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его

потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.

Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях.

Чрезмерная

занятость

родителей,

разрыв

поколений,

отсутствие

«дворовой»

социализации,

изолированность

ребенка

в

семье

и

другие

тенденции

негативно

отражаются на социализации наших детей. Эффективная социализация является одним из

главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к

школе, в частности. Одной из главных задач дошкольного образования является создание

благоприятной социокультурной развивающей среды в ДОУ.

Однако

с

введение

ФГОС

ДО,

(п.2.6.)

«становление

самостоятельности,

целеустремленности и саморегуляции собственных действий» - одна из задач социально-

коммуникативного

развития

ребенка,

пришлось

пересмотреть

подход,

к

организации

условий развития ребенка - дошкольника. Коллектив МДОУ д/с № 98 «Ивушка» начал

искать

новые современные формы

организации

работы

с

детьми,

инновационные

педагогические

технологии,

которые

оптимально

соответствуют

поставленной

цели

развития личности.

Возникло много вопросов:

– Как воспитать у дошкольника духовно-нравственные качества?

– Как научить детей ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности

помогать им?

–Что можем сделать мы, педагоги, в условиях детского сада?

Одной из таких форм в МДОУ д/с № 98 стала реализация технологии « Дети –

волонтеры».

Волонтёрское

движение

уже

показало

свою

жизнеспособность

и

эффективность,

как

активная

форма

общения,

при

которой

ребенок

становится

инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. А в

основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком –

помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать». Так пришла педагогическая

идея в организации волонтерского движения в ДОУ.

Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius–добровольно) –это широкий круг

деятельности,

включающий

традиционные

формы

взаимопомощи

и

самопомощи,

официальное

предоставление

услуг

и

другие

формы

гражданского

участия,

которая

осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное

вознаграждение.

Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации - физические лица,

осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения

работ,

оказания

услуг

(добровольческой

деятельности).

Работа

волонтера

сплачивает

людей в единственном стремлении - стремлении делать добро.

В нашем детском саду понятие «волонтерство» мы стали использовать год назад,

но традиция помогать ближним существует уже много лет. Творческой группой педагогов

МДОУ д/с № 98 «Ивушка» был разработан и представлен на

педагогическом

совете

проект «Добрые дела дошколят».

Цель проекта: внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада,

направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формировать

у воспитанников высокое патриотическое сознание.

Этапы работы проекта:

1.Подготовительный. Социально-психологическая подготовка волонтеров.

2.Организационный. Формирование волонтерского движения.

3.Практический. Путешествие в мир добрых дел и поступков. Развитие волонтерского

движения, проведение акций и мероприятий.

Создание волонтерского отряда в нашем учреждении начиналось с призыва: «Хочу

помочь!», символизирующего суть волонтерского движения. В состав отряда волонтеров

«Добрые

дела

дошколят»

вошли

воспитанники

трех

подготовительных

групп

МДОУ д/с № 98, в которых проходило обучение волонтеров определенным знаниям и

коммуникативным навыкам.

Совместно с детьми мы разработали правила волонтера.

1.Найди того, кто нуждается в твоей поддержке и помоги ему.

2.Доведи начатое дело до конца.

3.Если ты волонтер, не будь равнодушным к проблемам окружающих.

4.Умеешь сам – научи другого.

5.Уважай мнение других.

6.Будь настойчив в достижении целей.

На первом этапе работы над проектом у педагогов и родителей воспитанников

формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а

детям

дается

определение

понятия

«волонтер».

Здесь

проходит

развитие

навыков

коммуникации, уверенности в себе, разработка атрибутов волонтерского движения.

На

втором

этапе

было создание добровольцев школы «Добрые дела дошколят»

среди воспитанников

трех подготовительных групп.

Ребята

волонтерское

движение

приняли с большим интересом. Сразу выделилась группа из 10-12 человек, которые

больше остальных проявляли желание.

На третьем этапе добровольцы школы «Добрые дела дошколят» путешествовали в

мир добрых дел и поступков под лозунгом «Делай добрые дела!». Ребята ощущали себя

самыми старшими среди других детей в детском саду. Разновозрастное общение между

детьми формировало у добровольцев школы ощущение «взрослости», возникало желание,

стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Ребята осознавали свою ответственность, получали внутреннее удовлетворение от своей

работы,

у

них

повысилась

самооценка

и

уверенность

в

себе. Своим

примером

и

конкретной помощью волонтеры учили малышей навыкам самообслуживания. «Научим

тому,

что

умеем

сами»,

так

говорили

ребята

волонтерского

отряда

«Добрые

дела

дошколят», когда изготавливали с особым удовольствием для младших ребят игрушки

самоделки, подарки ко Дню матери, новогодние игрушки на елку. Ребята выступали в

качестве героев-персонажей на праздниках у малышей, дарили им книжки малышки. У

ребят возникало огромное желание помогать, заботиться и делать приятные подарки для

детей младшего возраста. И у них это неплохо получалось. Волонтеры нашли место для

применения способностей в проведении театральной недели «В гостях у сказки». Героев

сказки «Теремок» с интересом встречали самые маленькие зрители, потому что сказка о

дружбе всегда актуальна и находит отзыв в сердце зрителя. Сказка учит дружелюбию и

терпимости к другим людям.

На

третьем

этапе

происходит

подготовка

и

проведение

просветительско-

профилактических

мероприятий,

привлечение

общественности

родительского

и

педагогического контингента к поддержке развития волонтерского движения в МДОУ д/с

№ 98 «Ивушка». Что может сделать волонтерский отряд детского сада? Наверное, самым

главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов и

родителей нашего детского сада.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта «Добрые дела дошколят».

1. «Мир один на всех».

В рамках проекта прошла акция «Мир один на всех» для ребят с ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ). В каждом человеке есть хоть капля сочувствия к этим

детям. Так почему бы не помочь им, отдавая хоть маленькую, но частичку своей души для

них. Воспитанники МДОУ д/с № 98 и добровольцы школы «Добрые дела дошколят»

приготовили концерт «Доброта спасет мир» для ребят из центра реабилитации детей и

подростков-инвалидов

«Надежда». Дети с удовольствием приняли участие в весёлых

играх, пели песни и танцевали. Наши воспитанники подарили детям частичку тепла,

добра и любви. В ноябре 2017 г. на базе МОУ СШ № 17 состоялся I региональный

фестиваль детских идей, где у наших ребят была возможность проявить себя в номинации:

«Бумеранг Добра». Был представлен проект «Мир один на всех», который не оставил

никого

равнодушным. Представлял

данный

проект

на

конкурсе

Смирнов

Иван

(воспитанник

подготовительной

группы

№4),

доброволец

школы

«Добрые

дела

дошколят», где стал победителям конкурса и решил для себя продолжить работу, так как

не стоит останавливаться на достигнутом.

2.«Дом, в котором я живу».

Наш детский сад принял участие в городской акции «Дом, в котором я живу». Ребята

вместе

с

воспитателями

и

родителями

подготовили

плакаты,

рисунки,

коллажи

с

призывами к жителям нашего 21 микрорайона сделать дома, дворы чистыми и уютными,

соблюдать

чистоту

и

порядок

в

подъездах.

На

экскурсии

по

микрорайону

дети

уже

другими глазами взглянули на свои дворы и дома: как приятно, когда подъезд чистый, а

рядом с домом заботливые соседи ухаживают за цветниками и радуют людей. Обратили

внимание и на мусор, разрисованные грязные стены: всё это заставило детей задуматься

над тем, от кого зависит порядок в доме, дворе, городе. «Чистый двор–чистый город!»,

«Чистота города – в наших руках», «Чистый двор – хорошее настроение», «Заботься о

доме,

в

котором

живёшь!»

такие

надписи

на

плакатах

увидели

жильцы

домов,

где

побывали ребята и волонтеры из школы «Добрые дела дошколят». Дети встретились с

дворником и побеседовали о его нелегком труде. Надеемся, эта акция разбудит в жителях

нашего микрорайона добрые чувства.

3. «Подари улыбку другу».

Передавая свое тепло окружающим, мы делаем людей добрее. Такой настрой помог

нам осуществить акцию: «Подари улыбку другу». Эта акция добра веселила и радовала

как

детей,

так

и

взрослых.

Во

время

прогулки

добровольцы

школы

«Добрые

дела

дошколят» обошли вокруг детского сада и зарядили хорошим настроение всех вокруг.

Дети читали стихи, пели песни, дарили подарки, говорили добрые слова. Все ребята

получили

большой

заряд

положительных

эмоций.

Родителям,

сотрудникам

МДОУ

д/с

98

раздавали

смайлики

с

улыбкой,

сопровождаемые

доброжелательными

пожеланиями и шутками. Позднее некоторые ребята признались, что этот день, был самым

лучшим днем в их жизни.

4.

«Покормите птиц зимой».

В декабре 2017 г. МДОУ д/с № 98

прошла акция «Покормите птиц зимой!».

Волонтеры школы «Добрые дела дошколят» и воспитанники МДОУ д/с № 98 приняли

активное участие в акции. Ребята многое узнали о жизни птиц зимой и о том, чем они

питаются. Вместе с родителями ребята смастерили кормушки, принесли корм для птичек.

Кормушек было так много, что вначале была организованна выставка, в которой дети сами

презентовали

свои

кормушки.

Выставка

поразила

своим

разнообразием.

На

участке

группы состоялось открытие «птичьей столовой». Теперь у детей есть замечательная

возможность помочь зимующим птицам пережить холода, а также понаблюдать за ними.

Копилка добрых дел пополняется! Кормушки для птиц развесили по участкам детского

сада.

Волонтеры

школы

призывают

всех

детей

и

родителей

принимать

участие

в

подкормке зимующих птиц!

5. «Быть здоровым – это модно».

В июле 2017г. в МДОУ д/с № 98 прошла акция «Быть здоровым – это модно», где приняли

активное

участие

родители

воспитанников.

Основная

цель

данного

мероприятия

-

формирование общественного мнения о необходимости формирования здорового образа

жизни. Ребята совместно с родителями сами составляли распорядок дня и придумывали

правила по здоровому питанию и гигиене. Волонтеры рассказала ребятам, что нужно

делать для того, чтобы расти здоровыми, сильными и крепкими. Дошколята получили

много интересной и полезной информации и с пользой провели время.

6.«Трудовой десант».

Все

лето

работал

волонтерский

отряд

«Трудовой

десант»,

которые

проявили

инициативу и помощь в наведении порядка в МДОУ д/с № 98. При этом главная цель

отряда-воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания

научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими

затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.

Выделилась группа добровольцев из школы «Добрые дела дошколят» в составе 7 человек.

Ребята

следили

за

порядком

на

участке

детского

сада,

ухаживали

за

клумбами,

изготавливали

совместно

с

младшими

дошкольниками

украшения

для

участка.

Волонтерский отряд вместе с младшими дошкольниками на метеоплощадке «Маленькие

метеорологи» проводили

элементарные

опыты,

исследовали

свойства

предметов

и

явлений, развивали познавательную активность, логическое мышление и фантазию у

малышей. Каждому участнику хотелось внести свою посильную помощь в общее дело и

быть полезным. И нам это удалось!

7. «Бессмертный полк».

В преддверии Дня Победы 8 мая 2018 года в МДОУ д/с № 98 прошел парад

воспитанников «Бессмертный полк», посвященный празднованию Дня Победы в Великой

Отечественной войне. Дошкольники всех групп, начиная с самых маленьких, шествовали

колонной в костюмах военных с транспарантами и фотопортретами своих родственников,

шарами, цветами по территории детского сада. Память о героизме и подвиге прадедов,

близких родственников дети, родители и сотрудники детского сада почтили минутой

молчания и запуском разноцветных, воздушных шаров в небо. В холле была оформлена

стена

памяти

«Бессметный

полк». Волонтеры

школы

«Добрые

дела

дошколят»

представили

презентации

и

рассказы о

своих

прадедах-ветеранах,

где

рассказали

о

героических подвигах. В рамках акции

старшие дошкольники оформили «фронтовые»

письма, конверты-треугольники в память о страшных днях войны.

По окончании акции у

старших

дошкольников

прошел

музыкально-литературный

вечер

«Память

бережно

храним»,

где

дети

пели

и

слушали

военные

песни,

танцевали,

читали

стихи.

От

искренности и проницательности строк замирало сердце, а от боли потерь капали слезы.

Это был потрясающий праздник! Необыкновенные эмоции детей и родителей.

8.«Президентская компания».

В преддверии выборов президента РФ 2018 в МДОУ д/с № 98

по инициативе детей

состоялась деловая

игра

«Выборы

президента

группы».

Развернулась

нешуточная

«политическая борьба»: ребятам предстояло выполнить нелегкую задачу - они должны

были выбрать президента группы.

На этот пост претендовали 2 кандидата из школы

волонтеров «Добрые дела дошколят» Ярослав Саломатин и Кирилл Павлов, воспитанники

подготовительной

группы № 4, которые представили свои предвыборные программы

юным

жителям

детского

сада

«Ивушка».

По

итогам

состоявшихся

выборов

победил

Кирилл Павлов, что не удивительно, ведь он пообещал изменить жизнь в саду к лучшему,

построить

футбольное

поле

для

мальчиков,

а

для

девочек

салон

красоты.

Будущий

президент получил удостоверение президента и подарок.

Деловая игра «Выборы» вызвала

огромный интерес не только у детей, педагогов, но и у их родителей, которые пришли

после работы проголосовать за своего кандидата. Мэр города Волжского Игорь Воронин

лично поздравил Кирилла Павлова с победой.

9. Семейный фестиваль «Чудный миг».

В преддверии старого Нового года в камерном зале Центра культуры и искусства

«Октябрь» прошел семейный фестиваль «Чудный миг». Спеть рождественские песни

пришли волонтеры, а также воспитанники МДОУ д/с № 98 с родителями и педагогами.

Был

издан

сборник

рождественских

песен,

которые

малыши

разучивали

заранее.

В

завершение мероприятия перед собравшимися выступил благочинный Волжского округа

протоиерей

Александр

Копейкин.

Он

вручил

музыкальным

руководителям

дипломы

участников, а ребятам - сладкие подарки.

10. Праздничный карнавал «Яркие люди».

В Волжском 16 июля 2017 г. состоялся праздничный карнавал, посвященный Дню

рождения

города!

Разноцветье

масок,

атмосфера

веселья,

юмора

и

прекрасного

настроения

самый необычный творческий проект под открытым небом! Колонна ярких

волжан под веселые песни проследовала от Дворца творчества детей и молодежи до пл.

Ленина, где участники карнавала представили красочные флешмобы. Волжане с восторгом

встречали

участников

карнавала

на

главной

площади

города

в

парке

«Волжский».

Педагоги города ярким шоу «Мэри Поппинс» напомнили гостям праздника, что все мы

родом из детства! А наши «Стиляги» воспитанники МДОУ д/с № 98 и волонтеры школы

«Добрые дела дошколят» были самыми яркими участниками праздника, которые зарядили

публику драйвом и зажигательными танцами.

Детям

очень

нравится

выступать

в

роли

помощников.

Тем

более

это

звание

необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе.

Дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную

работу,

не

ждать

материального

вознаграждения.

В

этом

главная

суть

волонтерского

движения в МДОУ д/с № 98 «Ивушка».

Анализируя опыт работы «волонтеского» движения в МДОУ д/с № 98 мы пришли

к выводу, чтобы с каждым годом вновь приходящие дети из младших дошкольников в

волонтерский отряд стали более коммуникабельны, легко вступают в контакт, научились

слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию. Мы считаем,

что главный ресурс технологии «волонтерства» - это создание оптимальной социальной

ситуации

развития

дошкольника,

при

которой

происходит

передача

опыта

(игрового,

социального

и

познавательного)

от

старших

к

младшим

дошкольникам

и

развитие

инициативы и самостоятельности в естественной среде. Опыт работы в этом направлении

показывает, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на

бескорыстную помощь ближнему.

Мы не останавливаемся на достигнутом, в перспективе развития волонтерского

движения МДОУ д/с № 98 «Ивушка» –это включение в технологию младших школьников

с целью преемственности различных ступеней образования.

Литература:

1.

Современные

технологии

эффективной

социализации

ребенка

в

дошкольной

образовательной организации: методическое пособие / Н.П.Гришаева. - М.: Вентана -

Граф, 2016. - 184 с. - (Тропинки).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -

М: УЦ Перспектива, 2014. - 32с.

3. Клешина С.А. Орехова В.И. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к

условиям детского сада// Журнал Детский сад: теория и практика. 2013 №5 с.98-99.



В раздел образования