Автор: Омарова Патимат Исмаиловна
Должность: учитель
Учебное заведение: КОУ "Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: город Нефтеюганск, ХМАО-Югра, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Создание здоровьесберегающих условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья из опыта работы"
Раздел: среднее профессиональное
Создание здоровьесберегающих условий для обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья
(из опыта работы)
П.И. Омарова, учитель КОУ «Нефтеюганская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Сохранение и укрепление здоровья школьников – вопрос очень актуальный на сегодняшний день,
особенно
в
отношении
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(ОВЗ).
В
реалии
современной
жизни
это
вопрос
государственного
значения,
так
как
отражен
в
важнейшем
документе,
определяющем
стратегию
развития
образования
нашей
страны:
«Концепции
модернизации российского образования на период до 2020 года». Предполагаемые в Концепции
меры охраны и укрепления здоровья школьников определяют направления ликвидации основных
школьных факторов риска, предусматривают разработку и апробацию перспективных моделей
здоровье сберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях различных
типов и видов. Таким образом, создание здоровьесберегающих условий для обучающихся в
учебной деятельности является первостепенной задачей учителя.
Какие условия мы создаем на уроке для обучающих с ОВЗ? В своей работе мы руководствуемся
нормативными
документами:
Постановление
от
10.07.2015
№
26
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»,
Постановление
от
10.07.2015
№
26
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
В нашей школе прекрасные светлые, теплые учебные кабинеты. За состоянием светоосвещения,
температурой воздуха (подача тепла в батареях регулируется автономно) в классе следит учитель,
выполняющий функцию заведующего в данном кабинете (все данные заносятся в специальный
табель).
Соблюдаются
нормы
по
ростовозрастной
посадке
детей
с
учетом
индивидуальных
психофизических
особенностей
детей
(нарушения
зрения,
слуха,
РАС).
Составляется
график
занятости
учебного
кабинета,
где
указывается
график
проветривания,
продолжительность
непрерывного применения ТСО на уроках, показатели роста обучающихся, размеры мебели и ее
маркировка, способы посадки обучающихся.
Следующий важный момент - это урок. Здоровье детей – это не только физический, но еще и
психологический,
и
социальный
фактор.
Ребенку
должно
быть
не
интересно
на
уроке,
но
комфортно. Каким
же
должен
быть
урок,
помогающий
сохранять
и
укреплять
здоровье
школьников?
1.
С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются дидактические
игры,
включаются
в
урок
физкультминутки,
вводится
материал,
благоприятно
воздействующий
на
эмоциональную
сферу
школьников,
включаются
школьники
в
групповую и парную работу, используются эмоциональная передача содержания учебного
материала, юмор, перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть
в течение урока от 4 до 7; планируется смена вида занятий через 7–10 мин; выдача заданий,
развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.
1
2.
Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в
течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; проводить психофизические
паузы,
физкультурные
минутки,
зарядку
для
глаз;
использовать
методы
обучения,
способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества:
свободную
беседу,
исследовательскую
работу,
поисковую
работу
(с
дополнительной
литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.
3.
Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроках
видеоматериалы,
средства
ИКТ,
так
как
это
способствует
развитию
и
стимулирует
познавательный
интере с
учащихся;
обе спечивает ся
индивидуа льный
и
дифференцированный подход в процессе обучения; обязательность дифференцированных
заданий.
4.
С
целью
укрепления
психологического
здоровья
школьников
важно
добиться
на
уроке
благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для
учащихся,
корректности
и
объективности
оценки
деятельности
учеников
на
уроке,
на
основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении
отрицательных
эмоций
для
себя
и
для
учащихся,
так
как
они
являются
здоровьеразрушающими;
5.
Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо
соблюдать
санитарно-гигиенические
требования
к
организации
учебно-воспитательного
процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении
кабинета) в соответствии нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность
зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения,
корректировать
освещение
в
кабинете;
освещение
классной
доски,
использование
подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.
6.
Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные
со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.
Здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с
учебной нагрузкой;
б) в социальном плане – коммуникабелен, общителен;
в) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
г)
в
интеллектуальном
плане
–
проявляет
умственные
способности,
наблюдательность,
воображение, самообучаемость;
д) в нравственном плане – честен, самокритичен.
Наша цель - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период обучения в
школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
научить использовать знания в повседневной жизни. В достижении поставленной цели вместе с
учителем активно участвуют родители, наши незаменимые помощники в обучении и воспитании
детей с ОВЗ. Ниже представлены некоторые материалы, используемые для создания здоровье
сберегающих условий на уроке.
2
Приложение
Простейшие упражнения для глаз:
1)вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальные движения вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно
отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль,
окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти
фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Профилактические упражнения для глаз:
Упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает
детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый
экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно
любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым,
зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым
любимым цветом.
Упражнения на релаксацию:
Игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и
слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах.
Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются,
последовательно
разгибаясь
в
тазобедренном,
поясничном
и
плечевом
поясе,
и
принимают
исходное положение. Упражнение повторяется.
Гимнастика.
«Потягивание». Ступни ног плотно стоят на полу. Поднимая руки в «замке», отставляем
ногу назад поочерёдно. Можно выполнять сидя на стуле, оперевшись о спинку.
«Массаж живота». Поглаживаем живот по часовой стрелке, пощипываем, похлопываем
ребром ладони и кулаком. Выполняем после посещения школьной столовой.
«Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги стоят на полу. Поглаживаем область
грудной клетки со словами: «Какая я милая, чудесная, красивая». Учим любить себя, воспитываем
бережное отношение.
«Лебединая шея». Вытягиваем шею и поглаживаем её от грудного отдела к подбородку.
Похлопываем по подбородку, любуемся длинной красивой шеей лебедя.
«Массаж головы». Прорабатываем активные точки на голове нажатием пальцами (моем
голову). Как « граблями» ведём к середине головы, затем расчёсываем пальцами волосы,
спиральными движениями ведем от висков к затылку.
Упражнения для улучшения осанки.
«Птица перед взлётом». Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперёд, ноги не сгибаем, голова
вперёд, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки
расслабленно упали вниз и висят свободно (5-6 сек).
«Кто там». Обеими руками берёмся за спинку стула и поворачиваемся вправо и влево до предела,
возвращаясь в исходное положение, расслабляясь.
«Дружная семья». Ученики стоят впереди и позади парт и делают одновременно:
2 шага вправо - хлопок, шаг вперёд - 2 хлопка, 2 шага влево - хлопок, шаг назад - 2 хлопка.
Затем повторяем в обратном порядке.
3
Психогимнастика.
1. «Весёлая пчёлка». Вдох свободный. На вдохе произнести звук «з-з-з-з». Представим, что пчёлка
села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определённый
участок тела.
2. «Холодно – жарко». Подул холодный ветер, ребята съёжились в комочек. Выглянуло летнее
солнышко, можно загорать. Расслабились и обмахиваемся веером (делаем из листа бумаги).
Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.
ЛИТЕРАТУРА
Антропова М.В. Основы гигиены учащихся: Просвещение, 1971.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/авт.-сост. С.А. Цабыбин.-
Волгоград: Учитель. 2009.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.: Просвещение, 1998.
4