Напоминание

"Создание здоровьесберегающих условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья из опыта работы"


Автор: Омарова Патимат Исмаиловна
Должность: учитель
Учебное заведение: КОУ "Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: город Нефтеюганск, ХМАО-Югра, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Создание здоровьесберегающих условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья из опыта работы"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Создание здоровьесберегающих условий для обучения

детей с ограниченными возможностями здоровья

(из опыта работы)

П.И. Омарова, учитель КОУ «Нефтеюганская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Сохранение и укрепление здоровья школьников – вопрос очень актуальный на сегодняшний день,

особенно

в

отношении

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(ОВЗ).

В

реалии

современной

жизни

это

вопрос

государственного

значения,

так

как

отражен

в

важнейшем

документе,

определяющем

стратегию

развития

образования

нашей

страны:

«Концепции

модернизации российского образования на период до 2020 года». Предполагаемые в Концепции

меры охраны и укрепления здоровья школьников определяют направления ликвидации основных

школьных факторов риска, предусматривают разработку и апробацию перспективных моделей

здоровье сберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях различных

типов и видов. Таким образом, создание здоровьесберегающих условий для обучающихся в

учебной деятельности является первостепенной задачей учителя.

Какие условия мы создаем на уроке для обучающих с ОВЗ? В своей работе мы руководствуемся

нормативными

документами:

Постановление

от

10.07.2015

26

«Об

утверждении

СанПиН

2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и

воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным

основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья»,

Постановление

от

10.07.2015

26

«Об

утверждении

СанПиН

2.4.2.3286-15

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в

организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным

общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

В нашей школе прекрасные светлые, теплые учебные кабинеты. За состоянием светоосвещения,

температурой воздуха (подача тепла в батареях регулируется автономно) в классе следит учитель,

выполняющий функцию заведующего в данном кабинете (все данные заносятся в специальный

табель).

Соблюдаются

нормы

по

ростовозрастной

посадке

детей

с

учетом

индивидуальных

психофизических

особенностей

детей

(нарушения

зрения,

слуха,

РАС).

Составляется

график

занятости

учебного

кабинета,

где

указывается

график

проветривания,

продолжительность

непрерывного применения ТСО на уроках, показатели роста обучающихся, размеры мебели и ее

маркировка, способы посадки обучающихся.

Следующий важный момент - это урок. Здоровье детей – это не только физический, но еще и

психологический,

и

социальный

фактор.

Ребенку

должно

быть

не

интересно

на

уроке,

но

комфортно. Каким

же

должен

быть

урок,

помогающий

сохранять

и

укреплять

здоровье

школьников?

1.

С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются дидактические

игры,

включаются

в

урок

физкультминутки,

вводится

материал,

благоприятно

воздействующий

на

эмоциональную

сферу

школьников,

включаются

школьники

в

групповую и парную работу, используются эмоциональная передача содержания учебного

материала, юмор, перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть

в течение урока от 4 до 7; планируется смена вида занятий через 7–10 мин; выдача заданий,

развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.

1

2.

Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в

течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; проводить психофизические

паузы,

физкультурные

минутки,

зарядку

для

глаз;

использовать

методы

обучения,

способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества:

свободную

беседу,

исследовательскую

работу,

поисковую

работу

дополнительной

литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.

3.

Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроках

видеоматериалы,

средства

ИКТ,

так

как

это

способствует

развитию

и

стимулирует

познавательный

интере с

учащихся;

обе спечивает ся

индивидуа льный

и

дифференцированный подход в процессе обучения; обязательность дифференцированных

заданий.

4.

С

целью

укрепления

психологического

здоровья

школьников

важно

добиться

на

уроке

благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для

учащихся,

корректности

и

объективности

оценки

деятельности

учеников

на

уроке,

на

основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении

отрицательных

эмоций

для

себя

и

для

учащихся,

так

как

они

являются

здоровьеразрушающими;

5.

Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо

соблюдать

санитарно-гигиенические

требования

к

организации

учебно-воспитательного

процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении

кабинета) в соответствии нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность

зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения,

корректировать

освещение

в

кабинете;

освещение

классной

доски,

использование

подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.

6.

Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные

со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.

Здоровье ученика в норме, если:

а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с

учебной нагрузкой;

б) в социальном плане – коммуникабелен, общителен;

в) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

г)

в

интеллектуальном

плане

проявляет

умственные

способности,

наблюдательность,

воображение, самообучаемость;

д) в нравственном плане – честен, самокритичен.

Наша цель - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период обучения в

школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,

научить использовать знания в повседневной жизни. В достижении поставленной цели вместе с

учителем активно участвуют родители, наши незаменимые помощники в обучении и воспитании

детей с ОВЗ. Ниже представлены некоторые материалы, используемые для создания здоровье

сберегающих условий на уроке.

2

Приложение

Простейшие упражнения для глаз:

1)вертикальные движения глаз вверх-вниз;

2) горизонтальные движения вправо-влево;

3) вращение глазами по часовой стрелке и против;

4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно

отчетливее;

5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль,

окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти

фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Профилактические упражнения для глаз:

Упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает

детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый

экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно

любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым,

зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым

любимым цветом.

Упражнения на релаксацию:

Игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и

слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах.

Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются,

последовательно

разгибаясь

в

тазобедренном,

поясничном

и

плечевом

поясе,

и

принимают

исходное положение. Упражнение повторяется.

Гимнастика.

«Потягивание». Ступни ног плотно стоят на полу. Поднимая руки в «замке», отставляем

ногу назад поочерёдно. Можно выполнять сидя на стуле, оперевшись о спинку.

«Массаж живота». Поглаживаем живот по часовой стрелке, пощипываем, похлопываем

ребром ладони и кулаком. Выполняем после посещения школьной столовой.

«Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги стоят на полу. Поглаживаем область

грудной клетки со словами: «Какая я милая, чудесная, красивая». Учим любить себя, воспитываем

бережное отношение.

«Лебединая шея». Вытягиваем шею и поглаживаем её от грудного отдела к подбородку.

Похлопываем по подбородку, любуемся длинной красивой шеей лебедя.

«Массаж головы». Прорабатываем активные точки на голове нажатием пальцами (моем

голову). Как « граблями» ведём к середине головы, затем расчёсываем пальцами волосы,

спиральными движениями ведем от висков к затылку.

Упражнения для улучшения осанки.

«Птица перед взлётом». Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперёд, ноги не сгибаем, голова

вперёд, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки

расслабленно упали вниз и висят свободно (5-6 сек).

«Кто там». Обеими руками берёмся за спинку стула и поворачиваемся вправо и влево до предела,

возвращаясь в исходное положение, расслабляясь.

«Дружная семья». Ученики стоят впереди и позади парт и делают одновременно:

2 шага вправо - хлопок, шаг вперёд - 2 хлопка, 2 шага влево - хлопок, шаг назад - 2 хлопка.

Затем повторяем в обратном порядке.

3

Психогимнастика.

1. «Весёлая пчёлка». Вдох свободный. На вдохе произнести звук «з-з-з-з». Представим, что пчёлка

села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определённый

участок тела.

2. «Холодно – жарко». Подул холодный ветер, ребята съёжились в комочек. Выглянуло летнее

солнышко, можно загорать. Расслабились и обмахиваемся веером (делаем из листа бумаги).

Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.

ЛИТЕРАТУРА

Антропова М.В. Основы гигиены учащихся: Просвещение, 1971.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/авт.-сост. С.А. Цабыбин.-

Волгоград: Учитель. 2009.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.: Просвещение, 1998.

4



В раздел образования