Напоминание

"Начальный этап обучения игре на фортепиано. Организация пианистического аппарата: воспитание цепкости пальцев, освоение навыка пальцевой игры и штриха нон легато"


Автор: Луговая Елена Анатольевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "ЭДМШ"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Начальный этап обучения игре на фортепиано. Организация пианистического аппарата: воспитание цепкости пальцев, освоение навыка пальцевой игры и штриха нон легато"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МАУДО «ЭДМШ»

«Начальный этап обучения игре на фортепиано.

Организация пианистического аппарата:

воспитание цепкости пальцев, освоение навыка

пальцевой игры и штриха нон легато»

Методическая разработка урока

Выполнил:

преподаватель фортепианного объединения

Луговая Е.А.

Сыктывкар

2018

Пояснительная записка

Методическая

разработка

«Начальный

этап

обучения

игре

на

фортепиано. Организация пианистического аппарата: воспитание цепкости

пальцев, освоение навыка пальцевой игры и штриха нон легато» составлена

преподавателем фортепианного объединения МАУДО «ЭДМШ» Луговой Е.А.

Разработка

урока

посвящена

теме

начального

обучения,

когда

учащийся

знакомится с основными приемами игры.

Организация

игрового

аппарата

является

одним

из

самых

сложных

элементов в учебном комплексе. Большое разнообразие детского репертуара

ставит

перед

учащимися

задачу

владения

разнообразными

приемами

звукоизвлечения.

Однако

овладевать

пианизмом

следует

осознанно.

Объяснение технических приемов учащимся начального периода обучения

должно

соответствовать

уровню

их

мышления

и

физического

развития.

Поэтому

предлагаемые

в

данной

методической

разработке

упражнения

достаточно образны, показываются и объясняются преподавателем.

Пианистические

навыки,

которые

даются

учащемуся

в

виде

игр,

усваиваются

сначала

двигательно,

и

только

после

вводится

звуковой

оценочный

критерий

в

работу

включается

слуховой

метод.

Слуховой

критерий

впоследствии

должен

стать

ведущим

началом,

определяющим

игровые движения.

Владение пианистическим аппаратом – сложнейший комплекс. Однако в

пианизме всегда присутствуют базовые навыки в виде категорий или в виде

типов технических движений. Например, в основе пассажной техники лежит

навык пальцевой игры, в основе кантиленой – навык весовой игры, цепкость

и чуткость пальцев, работа запястья.

Осознанное владение базовыми техническими навыками со временем

рождает

умение

самостоятельно

анализировать

технические

сложности,

преодолевать неудобство в исполнении, добиваться необходимой звучности.

Залог

успешного

обучения

закладывается

именно

в

начальный

период,

поэтому нельзя недооценивать важность работы над упражнениями и не

жалеть времени на отработку верных приемов исполнения.

В

данной

методической

разработке

дается

план

урока

с

указанием

хронометража,

предлагается

подробное

описание

хода

урока

с

методическими указаниями для преподавателя.

Цель

учебного

занятия:

формирование

базовых

пианистических

навыков.

Задачи:

обучение правильным приемам игры на инструменте;

воспитание цепкости пальцев;

работа над навыком пальцевой игры;

укрепление кончиков пальцев на основе работы над упражнениями;

формированиие навыка игры штрихом non legato;

развитие слухового контроля.

Прогнозируемый

результат:

обучающийся

освоит

о сновные

упражнения

на

воспитание

цепкости

кончиков

пальцев

для

дальнейшей

самостоятельной

работы

над

ними;

научится

контролировать

мышечное

напряжение

в

руке;

освоит

штрих non

legato;

научится

вести

слуховой

контроль

за

качеством

звукоизвлечения;

приобретет

начальные

профессиональные навыки и знания.

Оборудование: инструмент (фортепиано), подставка для ног, подставка

на стул, нотный сборник, сборник пальчиковых игр.

Список используемой литературы:

1.

Ступеньки юного пианиста. Пособие для начинающих обучение

игре на фортепиано. Составитель, редактор и автор Барахтина

Ю.В. – Новосибирск: «Окарина», 2005.

2.

Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.

Издание второе. Составители Е.И. Чернова, Е.Ю. Тимофеева –

Санкт-Петербург: «Корона-Век», 2007.

3.

Москаленко

Л.А.

Методика

организации

пианистического

аппарата в первые два года обучения. Лекция по курсу методики

обучения игре на фортепиано – Новосибирск, 1999.

План урока

Этап урока

Методы, приемы

Время

(мин.)

1.

Организационный момент

Словесный

2

2.

Повторение пройденного

материала

Словесный, наглядный,

практический

5

3.

Работа над

упражнениями

Метод показа, словесный

(инструктаж)

10

4.

Динамическая пауза

Игровой, метод показа,

словесный

3

5.

Работа над музыкальным

материалом

Практический, инструктаж,

показ

14

6.

Рефлексия

Словесный, метод наводящих

вопросов

3

7.

Домашнее задание

Инструктаж

3

Ход урока

1.

Приветствие, настрой на работу.

Здравствуй! Я рада тебя видеть снова! Сегодня мы с тобой продолжим

знакомство с основными приемами игры на инструменте, которыми должен

владеть каждый пианист. Итак, готовь свое рабочее место, начнем!

2.

Повторение пройденного материала.

На прошлом занятии ты узнал о том, что клавиши нужно не просто

нажимать, а делать это необходимо определенным образом. Тогда и пианино

тебе ответит красивым, глубоким, сочным звуком. Только в этом случае оно

будет петь, а не кричать или шептать мелодию осипшим голосом. Давай мы с

тобой вспомним, как это делать? Правильно, рука должна свободно, я бы

даже сказала величаво, вставать на палец. Руку мы должны чувствовать от

плеча, как будто палец растет из спины. Давай проверим, правильно ли ты

сидишь – спина прямая, локти чуть впереди корпуса, ноги стоят на опоре. Ну

что ж, приступим! Сначала будем играть в первой октаве 3-м пальцем правой

рукой, а затем – в малой левой рукой.

Работа над упражнениями на инструменте:

«Капельки» (игра звукоряда вверх и вниз на non legato 3-м

пальцем отдельно каждой рукой).

«Радуга» (то же самое упражнение, но в полете рука рисует

«радугу»).

Необходимо следить за круглым сводом кисти, округлыми пальцами,

фаланга пальца не прогибается. Рука делает плавные, свободные движения.

Темп выполнения упражнений медленный.

Молодец, у тебя отлично получается!

3.

Работа над упражнениями.

На предыдущих уроках мы учились брать звуки с помощью веса руки,

кончик пальчика был в этом случае опорой всей руки. Теперь же пришло

время

обратить

внимание

на

«чувство

кончика

пальца»

-

как

он

берет

клавишу, ведь от его работы будет зависеть внятность исполняемой мелодии.

Например, если ленятся наши губы или язык, то иногда совсем невозможно

понять, что говорит человек. Так и в музыке.

Я хочу рассказать тебе одну сказку. Жили-были 10 братьев. Однажды они

пришли

к

своей

тетушке

в

гости

и

все

дружно

хором

поздоровались.

Получилось так громко, что тетушка испугалась! Тогда братья решили, что

все будут только молча кланяться, а здороваться будут братья с одинаковыми

именами. Пусть поздороваются сейчас сначала третьи, затем вторые, а после

четвертые пальцы.

Упражнение выполняется, стоя у стола, предплечье лежит на столе,

кисть

поднимается,

готовая

к

«поклону»,

ногтевая

фал анга

«здоровающегося»

пальца

делает

цепляющее

движение.

Затем

это

упражнение переносится на клавиатуру (основание ладони лежит на белых

клавишах).

Второе

упражнение,

которое

я

тебе

покажу,

называется

«Подвесной

мост».

Необходимо

пальчиком

зацепиться

за

мой

палец

и

повиснуть

получатся

«подвесной

мост»,

который

закреплен

только

в

двух

местах

(кончик пальца и плечевой сустав), а локоть свободно может раскачиваться.

Если ты будешь придерживать локоть, то мост получится не настоящий.

Давай выполним это упражнение каждой рукой по очереди.

И последнее на сегодня упражнение «Цапля». У нее длинные ноги, и

ходит

она

очень

важно.

Давай

попробуем

пальчиками

изобразить

это.

Упражнение мы будем выполнять на столе; пальчики, как ноги цапли, высоко

поднимаются и шагают. Внимательно следи за тем, чтобы кончики пальцев

смотрели только вниз, пальчик-нога был всегда полусогнут.

Упражнение

сначала

выполняется

на

столе,

затем

переносится

на

клавиатуру.

Следить

за

тем,

чтобы

концы

пальцев

«смотрели»

вниз,

работающий палец делал цепляющее движение. Темп выполнения медленный.

4. Динамическая пауза.

Ну что ж, ты славно поработал, давай немного отдохнем!

Выполняются упражнения для расслабления

плечевого пояса («Шалтай-болтай» - ноги на ширине

плеч, руки в стороны, наклон корпуса вперед: руки падают и

качаются до полной остановки, шея расслаблена);

шеи (плавные повороты головы вправо, влево, вверх,

вниз, в бок);

движения под музыку, исполняемую преподавателем

(или

в

записи)

марш,

прыжки

(полька),

покачивания

(вальс).

5. Работа над музыкальным материалом.

А сейчас то, чему ты научился на этом уроке, попробуем использовать в

пьесах. Ты готов? Тогда начнем!

Работа

на

инструменте

над

пьесами

«Фасоль»,

«Василек»,

«Кот-

царапка» из сборника «Ступеньки юного пианиста. Пособие для начинающих

обучение игре на фортепиано». Преподаватель корректирует правильность

использования пианистических приемов и положения игрового аппарата.

6. Рефлексия.

Повторение и обобщение пройденного материала урока, Преподаватель

задает наводящие вопросы, ученик дает ответы, иллюстрирует показом.

7. Домашнее задание.

На

дом

задаются

пройденные

упражнения;

задания

к

пьесам

формулируются, исходя из успешности освоения приемов и навыков на уроке.

Кроме

того,

продолжается

работа

по

развитию

мелкой

моторики

на

примере

упражнений

сборника

«Пальчиковые

шаги.

Упражнения

на

развитие мелкой моторики». Домашнее задание фиксируется в дневнике

учащегося.

На этом наш урок окончен. Ты сегодня старался и работал очень хорошо.

Желаю тебе успехов в самостоятельной работе. До свидания!



В раздел образования