Автор: Гостюхина Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Ярославка
Населённый пункт: с.Ярославка, Дуванский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемный ребёнок в классе"
Раздел: начальное образование
Проблемный ребёнок в классе
Необходимо предъявлять к ребенку
твердые, непререкаемые требования
общества, вооружать нормами поведения,
чтобы он знал, что можно и чего нельзя,
что похвально и что наказуемо.
А. С.Макаренко
Сегодняшний
этап
развития
российского
общества
принято
называть
переходным,
он
характеризуется
размыванием
нравственных,
правовых
норм,
утратой прежних устойчивых ценностных установок в результате смены систем
ценностей, ростом социальных патологий.
В этой связи возникает необходимость обращения к исследованиям теории и
практики воспитания второй половины 40-х — 60-х годов XX века. Именно в это
время
происходил
активный
поиск
возможностей
становления
и
развития
этической
культуры
личности
школьников.
Особый
интерес
и
значимость
представляет педагогическое наследие выдающегося ученого-новатора, гуманиста
Василия Александровича Сухомлинского, где решаются проблемы совместной
воспитательной деятельности семьи и школы, воспитания духовных ценностей
младших школьников.
Гениально сказал Аристотель: «Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в
нравственности,
тот
больше
идёт
назад,
чем
вперёд».
К
сожалению,
так
и
случилось: чем дальше мы продвинулись в научных знаниях без нравственности,
тем дальше пошли назад в духовности. В настоящее время общество осознало всю
пагубность безнравственного интеллектуализма. Школа испытывает трудности в
обучении детей. В школу очень часто приходят дети не желающие учиться, не
умеющие учиться, а прежде всего не имеющие ни малейшего нравственного
воспитания.
Нравственное формирование человека начинается с рождения. Первоначальные
нравственные
чувства
и
представления,
элементарные
навыки
нравственного
поведения формируются у детей в дошкольном возрасте. Формы поведения и
1
отношений со сверстниками, приобретённые ребёнком в дошкольном возрасте,
являются тем фундаментом, на котором в начальных классах происходит развитие
новых форм нравственных отношений, поведения, чувств и сознания.
Воспитание протекает, прежде всего, в повседневной жизни ребёнка. Знания,
полученные
в
повседневной
жизни,
обычно
носят
ситуативный
характер.
Взрослые требуют, поощряют, порицают те или иные поступки ребёнка, т.е. для
нравственного развития детей присутствие взрослого необходимо.
Сегодня я в очередной раз возвращаюсь к разговору о воспитании детей, о том,
как помочь детям стать такими, какими я хотела бы их видеть: умными, добрыми,
отзывчивыми, вежливыми.
Дети приходят в школу с разным уровнем подготовки и школьной зрелости –
это
мне,
учителю
начальных
классов,
хорошо
известно.
Причин
для
этого
множество:
состояние
здоровья,
особенности
развития,
характер
семейных
отношений, условия воспитания в семье.
Призвание школы – дать ребёнку средства для обретения самого себя, создать
условия,
которые
определила
для
развития
сама
природа.
Только
воспитание
может сделать человека мудрее, добрее, счастливей.
Воспитание
издревле
рассматривалось
как
триединый
процесс.
С
одной
стороны,
совокупность
формирующих
воздействий
всех
общественных
институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного
социально-культурного
опыта,
нравственных
норм
и
ценностей.
С
другой,
целенаправленное
формирование
личности
в
условиях
специально
организованной
воспитательной
системы,
обеспечивающей
взаимодействие
воспитателей и воспитанников. И, с третьей, специальная деятельность, имеющая
целью формирование определённых качеств, свойств и отношений человека.
Воспитание
является
одним
из
важнейших
компонентов
образования
в
интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на
современном
этапе
развития
нашего
общества
являются:
формирование
у
обучающихся
гражданской
ответственности
и
правового
самосознания,
духовности
и
культуры,
инициативности,
самостоятельности,
способности
к
успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Я
2
должна помочь своему ученику стать таким человеком. Я должна суметь передать
свой опыт, свои убеждения младшему поколению. Путь к вершинам мастерства
учителя начинается, прежде всего, с любви к детям, желания быть им полезным и
нужным, стремления к постоянному педагогическому поиску, совершенствованию
своих профессиональных умений и навыков. Обучение и воспитание в школе
– это две равнозначные стороны процесса образования, целью которого является
создание образа «Я - человек», со своим взглядом на себя и своим отношением к
миру.
Набирая
детей
в
первый
класс,
я
поставила
перед
собой
следующие
воспитательные задачи:
формирование единого классного коллектива;
приобщение личности к общечеловеческим ценностям;
усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни
класса.
Младший
школьный
возраст
-
это
наиболее
благоприятный
период
жизни
человека, т.к. именно с детства начинают развиваться лучшие качества личности.
Характерная потребность детей этого возраста – жажда познать окружающий мир.
Учитывая возрастные особенности детей, работа моя всегда строится на основе
игры. Особое внимание я уделяю воспитательной работе. Серьезно подхожу к
определению
содержания
работы
с
детьми.
Воспитывая
детей,
я
стараюсь
ответить на вопрос: «Кого я хочу воспитать?» - и лишь после этого ответить на
другой вопрос: «Как надо осуществлять воспитание?». Конечно, главная цель
воспитания - это духовно-нравственный человек. А этому нужно учить!
Моя
воспитательная
работа
охватывает
такие
моменты,
как
сплочение
классного коллектива, воспитание чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи,
привитие
навыков
культуры
поведения,
развитие
самостоятельности,
ответственности, дисциплинированности.
В моём классе 6 девочек и 8 мальчиков. Все дети при поступлении в школу
имели
разный
уровень
подготовки.
Одни
были
уверены в себе,
свободны в выражении собственного м н е н и я ,
н е б оя л и с ь
п р оя в и т ь себя,
общительны и активны. Другие же боялись промолвить слово, были замкнуты, но
3
в тоже время очень агрессивны.
Часто «проблемный» ребёнок, даже во время
урока, мог ударить соседа по парте за то, что тот посмотрел на него. Тем самым
такие дети «мешали» мне и своим одноклассникам, подрывали все мои усилия
обучать
класс.
Но
успех
или
неудача
в
классе
часто
зависят
от
моих
взаимоотношений с детьми.
Свою работу с
детьми
я
начинаю с диагностики по изучению потребностей,
склонностей
детей.
Н а основе полученных данных вместе с родителями на
родительском
собрании
создаём
проект образа к л а с с а
и перспектив
его жизнедеятельности.
Так
сформируется
коллектив единомышленников,
объединённых общей ц е л ь ю
-
с д е л ат ь жизнь детей в ш к о л е интересной и
запоминающейся. Вместе с детьми и родителями мы планируем совместную
работу, стараемся строить весь учебно-воспитательный процесс таким образом,
чтобы
каждый
ученик
был
вовлечён
в
активную
учебную
и
внеучебную
деятельность, осуществляем
намеченное,
анализируем,
подводим
итоги.
Воспитательная
деятельность
реализуется
по
направлениям:
«Здоровье»,
«Интеллект», «Общение», «Нравственность», «Досуг», «Гражданин», «Семья»,
«Труд».
При
планировании
работы
большую
помощь
оказывает
«Журнал-
эстафета», в который дети вносят свои предложения и пожелания. Вся работа
строится под девизом: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»
Я всё чаще и чаще убеждаюсь в том, что воспитательную работу следует
проводить не только с детьми, но и с их родителями. Порой родители испытывают
недостаток
знаний
по
психологии
детей,
которые
так
необходимы
для
правильного воспитания. А ведь воспитание ребёнка начинается в семье, до
поступления в школу. Стараюсь донести до родителей простую истину – всё, что
мы вложим в наших деток, возвратится к нам. В семье, где на первом месте стоит
любовь, доверие и искренность, ребёнок растет внимательным и добрым. Но
многие
взрослые
совершают
страшные
ошибки,
не
подумав,
чем
это
может
обернуться в маленькой детской душе.
Как помочь детям развивать сильные и слабые стороны, как сохранить их
эмоциональное
благополучие,
оптимизм,
веру
в
свои
силы,
дать
толчок
саморазвитию? Этот вопрос часто задают мне молодые родители, бывшие мои
4
ученики. Я часто ставлю им в пример эксперимент японского учёного с тремя
посаженными одинаковыми зёрнышками.
Первому ростку он говорил добрые
слова, на второй кричал, а третий игнорировал. В итоге, первый колосился во всю
ширину подоконника, второй совершенно высох, а третий - загнил! Дети тоже
подобны зелёным росткам: родители с годами будут пожинать то, что взрастят
сами!
Педагогическая позиция родителей является важной стороной воспитания.
В
семьях,
где
родители
педагогически
правильно
строят
отношения
с
детьми,
показывают им достойный пример собственными поступками, заботятся об их
духовном развитии, практически исключена возможность формирования у детей
антиобщественных взглядов, нарушения ими норм морали и права. Родители
являются союзниками и помощниками школы. Я сама учусь взаимодействию с
ребёнком у таких родителей. Стараюсь перенять их опыт – это, с моей стороны,
проявление
силы,
а
не
слабости.
Ведь
родители
помогают
мне
разрешить
проблемы ребенка, потому что с родителями ребёнок контактирует с большей
готовностью, чем со мной. Но всё то, чем родители делятся со мной, остаётся
строго между нами, потому что доверие ребёнка к родителям – жизненно важно.
В
последние
годы
часто
возникает
необходимость
изменения
условий
семейного воспитания проблемных школьников. Проблемные дети приходят к нам
чаще
всего
из
неблагополучных
семей. Неблагополучные
условия
семейного
воспитания - это одна из основных причин отклонений в моральном облике и
поведении учащихся. Поэтому улучшение этих условий играет важную роль в
работе
школы
по
перевоспитанию
«проблемных»
учащихся.
Дети
из
неблагополучной семьи относятся к школе либо враждебно, либо безразлично.
Мне приходится настойчиво искать методы и средства воздействия на таких
родителей, чтобы изменить их отношение к детям и методам воспитания. А это в
свою очередь повлечёт за собой изменение в отношении детей к школе, к своим
сверстникам.
На каких основах я должна строить отношения с родителями учеников, чтобы
воспитание было успешным и помогало совершенствовать личность ребенка во
всей ее полноте? На этот вопрос я нахожу ответ в словах В. А. Сухомлинского:
5
«Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций,
для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об
опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше
такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям
и
отцам.
Отношения
в
семье
влияют
на
личностное
развитие
ребенка,
его
характер,
поведенческие
реакции.
Учитывая
все
эти
факторы,
я
выбираю
направления и формы работы с учениками и с родителями.
Огромное значение имеют уроки нравственности. Такие уроки я провожу не
только с учениками, но и с родителями. На классном родительском собрании я
знакомлю родителей с тематикой всех уроков нравственности. Так как ответы на
изучаемые вопросы дети находят дома в своей семье.
На таких уроках дети работают в группах, даже те замкнутые дети, свободно
высказывают и отстаивают своё мнение. В процессе обсуждения приходят к
единому решению проблемы. Дети сами оценивают каждый шаг своей работы, но
руководитель группы контролирует правильность постановки оценок. Во время
работы в группе дети учатся контролировать себя и своих товарищей. Такая
работа их очень дисциплинирует.
Огромную
возможность
сотрудничества
школы
с
родителями
детей
дает
проведение совместных классных праздников.
Интересно
и
весело
проходят
такие
праздники.
Общие
дела
и
интересы
сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно
воздействуют на формирование личности ребенка. Восприимчивые души детей
являются
благодатной
почвой,
способной
взрастить
семена
знаний,
добра,
нравственности. Дети и родители находятся в постоянном поиске.
Детские
праздники
в
начальных
классах
превращаются
в
своеобразные
открытые уроки, так как многие из них подводят итог определенному отрезку
учебной деятельности. Кроме того, праздники и подготовка к ним дают много
возможностей для общения детей и родителей.
Индивидуальная
работа
с
родителями
ведется
через
беседы,
тематические
консультации и посещение ученика на дому.
6
Темы бесед и консультаций вытекают из наблюдений за воспитанниками.
Заметив
какую
–
либо
негативную
черту
в
характере,
в
поведении
ребенка,
проводится с родителями беседа и вместе с ним решается, как избежать перехода
изъяна в привычку. А значение привычки в формировании личности велико.
Недаром
народная
мудрость
утверждает:
«Посеешь
привычку
–
пожнешь
характер». От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо
привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение.
А потому приходится убеждать родителей в том, что они должны следить за
формированием положительных привычек, которые имеют огромное значение в
развитии детей.
Поведение любого школьника нельзя рассматривать вне его отношений с
окружающими
людьми,
ближайшим
социальным
окружением
-
микросредой.
Ребёнка нельзя отрывать от общества, его жизнь протекает в различных сферах
деятельности. Находясь среди людей, человек не может обойтись без правил,
которые бы определили, как себя вести. Именно в микросреде он черпает весь
свой социальный и нравственный опыт, на основе которого складываются взгляды
и убеждения, привычки и особенности поведения. Одним из способов оказания
психолого-педагогической
помощи
своим
первоклашкам
по
преодолению
агрессивности являются уроки доброты, регулярное проведение таких уроков в
игровой форме со временем даёт свой результат.
Моральный
облик
ребёнка
формируется,
прежде
всего,
в
процессе
разнообразной
деятельности:
в
учении,
труде,
игре,
полезной
общественной
работе, в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Чтобы вырастить
человека – созидателя, полезного для общества, необходимо приложить немало
с и л . Отношения
с
любым
ребёнком
необходимо
строить
на
его
лучших
качествах.
Хочется
процитировать
слова
Сухомлинского:
«Основа
основ
воспитания является стремление и умение педагога «подметить в каждом ребёнке
наиболее сильную сторону, найти в нем «золотую жилку», от которой начинается
развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребёнок достиг выдающихся
для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает его
природные задатки». Для этого необходимо:
7
- свободно владеть методами обучения и воспитания;
-
уметь
видеть
каждого
ученика
в
классе,
чувствовать
душевный
настрой
ребёнка;
-
уловить
дерзание,
поддержать
надежду
на
успех,
веру
в
свои
силы
и
возможности.
Я,
как
педагог,
систематически
стараюсь
совершенствовать
и
углублять
знания по теории и методике обучения и воспитания детей, повышаю уровень
общей
культуры,
работаю
над
темой
«Развитие
творческих
способностей
учащихся на уроках и во внеурочное время». Регулярно обновляю методическую
литературу, использую в своей работе технологию творческого развития учащихся
Ахмета Закиевича Рахимова.
Моя
работа
по
внедрению
в
школьную
практику
научно
обоснованных
психолого-педагогических
рекомендаций
по
вопросам
воспитания
и
перевоспитания «проблемных» детей и различных форм работы с ними даёт
хорошие результаты в повышении культуры их поведения, качества знаний и
профилактике
правонарушений.
Благодаря
совместной
работе
с
родителями к
концу третьего года обучения мой класс стал сплоченным дружным коллективом.
Дети
научились
жить,
принимать
совместные
решения,
давать
оценку
своей
работе, анализировать, сравнивать. Каждый учащийся попробовал свои силы в
разных направлениях и формах деятельности, сделал для себя какие-то выводы.
Сложно было приучить детей советоваться со своими родителями, обсуждать
ситуации. Особенно трудно это давалось детям из неблагополучных семей. Но в
результате долгой и нудной работы я увидела плоды своего труда – мои дети стали
добрее, а это для меня самое главное.
Считаю,
что
такая
организация
деятельности
классного
коллектива
имеет
большие возможности для личностно-ориентированного воспитания учащихся.
Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в лучшем
смысле этого слова, ибо «уча других, мы учимся сами».
8