Напоминание

"Проблемный ребёнок в классе"


Автор: Гостюхина Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Ярославка
Населённый пункт: с.Ярославка, Дуванский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемный ребёнок в классе"
Раздел: начальное образование





Назад




Проблемный ребёнок в классе

Необходимо предъявлять к ребенку

твердые, непререкаемые требования

общества, вооружать нормами поведения,

чтобы он знал, что можно и чего нельзя,

что похвально и что наказуемо.

А. С.Макаренко

Сегодняшний

этап

развития

российского

общества

принято

называть

переходным,

он

характеризуется

размыванием

нравственных,

правовых

норм,

утратой прежних устойчивых ценностных установок в результате смены систем

ценностей, ростом социальных патологий.

В этой связи возникает необходимость обращения к исследованиям теории и

практики воспитания второй половины 40-х — 60-х годов XX века. Именно в это

время

происходил

активный

поиск

возможностей

становления

и

развития

этической

культуры

личности

школьников.

Особый

интерес

и

значимость

представляет педагогическое наследие выдающегося ученого-новатора, гуманиста

Василия Александровича Сухомлинского, где решаются проблемы совместной

воспитательной деятельности семьи и школы, воспитания духовных ценностей

младших школьников.

Гениально сказал Аристотель: «Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в

нравственности,

тот

больше

идёт

назад,

чем

вперёд».

К

сожалению,

так

и

случилось: чем дальше мы продвинулись в научных знаниях без нравственности,

тем дальше пошли назад в духовности. В настоящее время общество осознало всю

пагубность безнравственного интеллектуализма. Школа испытывает трудности в

обучении детей. В школу очень часто приходят дети не желающие учиться, не

умеющие учиться, а прежде всего не имеющие ни малейшего нравственного

воспитания.

Нравственное формирование человека начинается с рождения. Первоначальные

нравственные

чувства

и

представления,

элементарные

навыки

нравственного

поведения формируются у детей в дошкольном возрасте. Формы поведения и

1

отношений со сверстниками, приобретённые ребёнком в дошкольном возрасте,

являются тем фундаментом, на котором в начальных классах происходит развитие

новых форм нравственных отношений, поведения, чувств и сознания.

Воспитание протекает, прежде всего, в повседневной жизни ребёнка. Знания,

полученные

в

повседневной

жизни,

обычно

носят

ситуативный

характер.

Взрослые требуют, поощряют, порицают те или иные поступки ребёнка, т.е. для

нравственного развития детей присутствие взрослого необходимо.

Сегодня я в очередной раз возвращаюсь к разговору о воспитании детей, о том,

как помочь детям стать такими, какими я хотела бы их видеть: умными, добрыми,

отзывчивыми, вежливыми.

Дети приходят в школу с разным уровнем подготовки и школьной зрелости –

это

мне,

учителю

начальных

классов,

хорошо

известно.

Причин

для

этого

множество:

состояние

здоровья,

особенности

развития,

характер

семейных

отношений, условия воспитания в семье.

Призвание школы – дать ребёнку средства для обретения самого себя, создать

условия,

которые

определила

для

развития

сама

природа.

Только

воспитание

может сделать человека мудрее, добрее, счастливей.

Воспитание

издревле

рассматривалось

как

триединый

процесс.

С

одной

стороны,

совокупность

формирующих

воздействий

всех

общественных

институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного

социально-культурного

опыта,

нравственных

норм

и

ценностей.

С

другой,

целенаправленное

формирование

личности

в

условиях

специально

организованной

воспитательной

системы,

обеспечивающей

взаимодействие

воспитателей и воспитанников. И, с третьей, специальная деятельность, имеющая

целью формирование определённых качеств, свойств и отношений человека.

Воспитание

является

одним

из

важнейших

компонентов

образования

в

интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на

современном

этапе

развития

нашего

общества

являются:

формирование

у

обучающихся

гражданской

ответственности

и

правового

самосознания,

духовности

и

культуры,

инициативности,

самостоятельности,

способности

к

успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Я

2

должна помочь своему ученику стать таким человеком. Я должна суметь передать

свой опыт, свои убеждения младшему поколению. Путь к вершинам мастерства

учителя начинается, прежде всего, с любви к детям, желания быть им полезным и

нужным, стремления к постоянному педагогическому поиску, совершенствованию

своих профессиональных умений и навыков. Обучение и воспитание в школе

– это две равнозначные стороны процесса образования, целью которого является

создание образа «Я - человек», со своим взглядом на себя и своим отношением к

миру.

Набирая

детей

в

первый

класс,

я

поставила

перед

собой

следующие

воспитательные задачи:

формирование единого классного коллектива;

приобщение личности к общечеловеческим ценностям;

усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни

класса.

Младший

школьный

возраст

-

это

наиболее

благоприятный

период

жизни

человека, т.к. именно с детства начинают развиваться лучшие качества личности.

Характерная потребность детей этого возраста – жажда познать окружающий мир.

Учитывая возрастные особенности детей, работа моя всегда строится на основе

игры. Особое внимание я уделяю воспитательной работе. Серьезно подхожу к

определению

содержания

работы

с

детьми.

Воспитывая

детей,

я

стараюсь

ответить на вопрос: «Кого я хочу воспитать?» - и лишь после этого ответить на

другой вопрос: «Как надо осуществлять воспитание?». Конечно, главная цель

воспитания - это духовно-нравственный человек. А этому нужно учить!

Моя

воспитательная

работа

охватывает

такие

моменты,

как

сплочение

классного коллектива, воспитание чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи,

привитие

навыков

культуры

поведения,

развитие

самостоятельности,

ответственности, дисциплинированности.

В моём классе 6 девочек и 8 мальчиков. Все дети при поступлении в школу

имели

разный

уровень

подготовки.

Одни

были

уверены в себе,

свободны в выражении собственного м н е н и я ,

н е б оя л и с ь

п р оя в и т ь себя,

общительны и активны. Другие же боялись промолвить слово, были замкнуты, но

3

в тоже время очень агрессивны.

Часто «проблемный» ребёнок, даже во время

урока, мог ударить соседа по парте за то, что тот посмотрел на него. Тем самым

такие дети «мешали» мне и своим одноклассникам, подрывали все мои усилия

обучать

класс.

Но

успех

или

неудача

в

классе

часто

зависят

от

моих

взаимоотношений с детьми.

Свою работу с

детьми

я

начинаю с диагностики по изучению потребностей,

склонностей

детей.

Н а основе полученных данных вместе с родителями на

родительском

собрании

создаём

проект образа к л а с с а

и перспектив

его жизнедеятельности.

Так

сформируется

коллектив единомышленников,

объединённых общей ц е л ь ю

-

с д е л ат ь жизнь детей в ш к о л е интересной и

запоминающейся. Вместе с детьми и родителями мы планируем совместную

работу, стараемся строить весь учебно-воспитательный процесс таким образом,

чтобы

каждый

ученик

был

вовлечён

в

активную

учебную

и

внеучебную

деятельность, осуществляем

намеченное,

анализируем,

подводим

итоги.

Воспитательная

деятельность

реализуется

по

направлениям:

«Здоровье»,

«Интеллект», «Общение», «Нравственность», «Досуг», «Гражданин», «Семья»,

«Труд».

При

планировании

работы

большую

помощь

оказывает

«Журнал-

эстафета», в который дети вносят свои предложения и пожелания. Вся работа

строится под девизом: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»

Я всё чаще и чаще убеждаюсь в том, что воспитательную работу следует

проводить не только с детьми, но и с их родителями. Порой родители испытывают

недостаток

знаний

по

психологии

детей,

которые

так

необходимы

для

правильного воспитания. А ведь воспитание ребёнка начинается в семье, до

поступления в школу. Стараюсь донести до родителей простую истину – всё, что

мы вложим в наших деток, возвратится к нам. В семье, где на первом месте стоит

любовь, доверие и искренность, ребёнок растет внимательным и добрым. Но

многие

взрослые

совершают

страшные

ошибки,

не

подумав,

чем

это

может

обернуться в маленькой детской душе.

Как помочь детям развивать сильные и слабые стороны, как сохранить их

эмоциональное

благополучие,

оптимизм,

веру

в

свои

силы,

дать

толчок

саморазвитию? Этот вопрос часто задают мне молодые родители, бывшие мои

4

ученики. Я часто ставлю им в пример эксперимент японского учёного с тремя

посаженными одинаковыми зёрнышками.

Первому ростку он говорил добрые

слова, на второй кричал, а третий игнорировал. В итоге, первый колосился во всю

ширину подоконника, второй совершенно высох, а третий - загнил! Дети тоже

подобны зелёным росткам: родители с годами будут пожинать то, что взрастят

сами!

Педагогическая позиция родителей является важной стороной воспитания.

В

семьях,

где

родители

педагогически

правильно

строят

отношения

с

детьми,

показывают им достойный пример собственными поступками, заботятся об их

духовном развитии, практически исключена возможность формирования у детей

антиобщественных взглядов, нарушения ими норм морали и права. Родители

являются союзниками и помощниками школы. Я сама учусь взаимодействию с

ребёнком у таких родителей. Стараюсь перенять их опыт – это, с моей стороны,

проявление

силы,

а

не

слабости.

Ведь

родители

помогают

мне

разрешить

проблемы ребенка, потому что с родителями ребёнок контактирует с большей

готовностью, чем со мной. Но всё то, чем родители делятся со мной, остаётся

строго между нами, потому что доверие ребёнка к родителям – жизненно важно.

В

последние

годы

часто

возникает

необходимость

изменения

условий

семейного воспитания проблемных школьников. Проблемные дети приходят к нам

чаще

всего

из

неблагополучных

семей. Неблагополучные

условия

семейного

воспитания - это одна из основных причин отклонений в моральном облике и

поведении учащихся. Поэтому улучшение этих условий играет важную роль в

работе

школы

по

перевоспитанию

«проблемных»

учащихся.

Дети

из

неблагополучной семьи относятся к школе либо враждебно, либо безразлично.

Мне приходится настойчиво искать методы и средства воздействия на таких

родителей, чтобы изменить их отношение к детям и методам воспитания. А это в

свою очередь повлечёт за собой изменение в отношении детей к школе, к своим

сверстникам.

На каких основах я должна строить отношения с родителями учеников, чтобы

воспитание было успешным и помогало совершенствовать личность ребенка во

всей ее полноте? На этот вопрос я нахожу ответ в словах В. А. Сухомлинского:

5

«Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций,

для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об

опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше

такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям

и

отцам.

Отношения

в

семье

влияют

на

личностное

развитие

ребенка,

его

характер,

поведенческие

реакции.

Учитывая

все

эти

факторы,

я

выбираю

направления и формы работы с учениками и с родителями.

Огромное значение имеют уроки нравственности. Такие уроки я провожу не

только с учениками, но и с родителями. На классном родительском собрании я

знакомлю родителей с тематикой всех уроков нравственности. Так как ответы на

изучаемые вопросы дети находят дома в своей семье.

На таких уроках дети работают в группах, даже те замкнутые дети, свободно

высказывают и отстаивают своё мнение. В процессе обсуждения приходят к

единому решению проблемы. Дети сами оценивают каждый шаг своей работы, но

руководитель группы контролирует правильность постановки оценок. Во время

работы в группе дети учатся контролировать себя и своих товарищей. Такая

работа их очень дисциплинирует.

Огромную

возможность

сотрудничества

школы

с

родителями

детей

дает

проведение совместных классных праздников.

Интересно

и

весело

проходят

такие

праздники.

Общие

дела

и

интересы

сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно

воздействуют на формирование личности ребенка. Восприимчивые души детей

являются

благодатной

почвой,

способной

взрастить

семена

знаний,

добра,

нравственности. Дети и родители находятся в постоянном поиске.

Детские

праздники

в

начальных

классах

превращаются

в

своеобразные

открытые уроки, так как многие из них подводят итог определенному отрезку

учебной деятельности. Кроме того, праздники и подготовка к ним дают много

возможностей для общения детей и родителей.

Индивидуальная

работа

с

родителями

ведется

через

беседы,

тематические

консультации и посещение ученика на дому.

6

Темы бесед и консультаций вытекают из наблюдений за воспитанниками.

Заметив

какую

либо

негативную

черту

в

характере,

в

поведении

ребенка,

проводится с родителями беседа и вместе с ним решается, как избежать перехода

изъяна в привычку. А значение привычки в формировании личности велико.

Недаром

народная

мудрость

утверждает:

«Посеешь

привычку

пожнешь

характер». От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо

привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение.

А потому приходится убеждать родителей в том, что они должны следить за

формированием положительных привычек, которые имеют огромное значение в

развитии детей.

Поведение любого школьника нельзя рассматривать вне его отношений с

окружающими

людьми,

ближайшим

социальным

окружением

-

микросредой.

Ребёнка нельзя отрывать от общества, его жизнь протекает в различных сферах

деятельности. Находясь среди людей, человек не может обойтись без правил,

которые бы определили, как себя вести. Именно в микросреде он черпает весь

свой социальный и нравственный опыт, на основе которого складываются взгляды

и убеждения, привычки и особенности поведения. Одним из способов оказания

психолого-педагогической

помощи

своим

первоклашкам

по

преодолению

агрессивности являются уроки доброты, регулярное проведение таких уроков в

игровой форме со временем даёт свой результат.

Моральный

облик

ребёнка

формируется,

прежде

всего,

в

процессе

разнообразной

деятельности:

в

учении,

труде,

игре,

полезной

общественной

работе, в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Чтобы вырастить

человека – созидателя, полезного для общества, необходимо приложить немало

с и л . Отношения

с

любым

ребёнком

необходимо

строить

на

его

лучших

качествах.

Хочется

процитировать

слова

Сухомлинского:

«Основа

основ

воспитания является стремление и умение педагога «подметить в каждом ребёнке

наиболее сильную сторону, найти в нем «золотую жилку», от которой начинается

развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребёнок достиг выдающихся

для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает его

природные задатки». Для этого необходимо:

7

- свободно владеть методами обучения и воспитания;

-

уметь

видеть

каждого

ученика

в

классе,

чувствовать

душевный

настрой

ребёнка;

-

уловить

дерзание,

поддержать

надежду

на

успех,

веру

в

свои

силы

и

возможности.

Я,

как

педагог,

систематически

стараюсь

совершенствовать

и

углублять

знания по теории и методике обучения и воспитания детей, повышаю уровень

общей

культуры,

работаю

над

темой

«Развитие

творческих

способностей

учащихся на уроках и во внеурочное время». Регулярно обновляю методическую

литературу, использую в своей работе технологию творческого развития учащихся

Ахмета Закиевича Рахимова.

Моя

работа

по

внедрению

в

школьную

практику

научно

обоснованных

психолого-педагогических

рекомендаций

по

вопросам

воспитания

и

перевоспитания «проблемных» детей и различных форм работы с ними даёт

хорошие результаты в повышении культуры их поведения, качества знаний и

профилактике

правонарушений.

Благодаря

совместной

работе

с

родителями к

концу третьего года обучения мой класс стал сплоченным дружным коллективом.

Дети

научились

жить,

принимать

совместные

решения,

давать

оценку

своей

работе, анализировать, сравнивать. Каждый учащийся попробовал свои силы в

разных направлениях и формах деятельности, сделал для себя какие-то выводы.

Сложно было приучить детей советоваться со своими родителями, обсуждать

ситуации. Особенно трудно это давалось детям из неблагополучных семей. Но в

результате долгой и нудной работы я увидела плоды своего труда – мои дети стали

добрее, а это для меня самое главное.

Считаю,

что

такая

организация

деятельности

классного

коллектива

имеет

большие возможности для личностно-ориентированного воспитания учащихся.

Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в лучшем

смысле этого слова, ибо «уча других, мы учимся сами».

8



В раздел образования