Автор: Алексеева Виктория Николаевна
Должность: преподаватель профессионального цикла
Учебное заведение: ГОУ СПО "Аграрно-экономический колледж"
Населённый пункт: ПМР,г. Бендеры
Наименование материала: Статья
Тема: УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел: среднее профессиональное
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК
ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В.Н. Алексеева
II квалификационная категория, преподаватель
профессионального учебного цикла
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Аграрно-экономический колледж»
Н.Н. Доброва
II квалификационная категория, преподаватель
профессионального учебного цикла
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Аграрно-экономический колледж»
Аннотация: в статье рассмотрены основные принципы построения образовательного
процесса
на
основе
учебно-исследовательской
деятельности
и
педагогические
условия,
которые содействуют формированию исследовательской компетентности обучающихся.
Ключевые слова: исследовательская деятельность; исследовательская компетентность;
педагогические условия.
Формированию
и
повышению
профессиональных
компетенций
обучающихся
в
учебном
процессе
способствует
активное
применение
технологий учебно-исследовательской деятельности [1, с. 12].
К
таким
компетенциям
целесообразно
отнести
проблематизацию,
целеполагание,
планирование
деятельности,
рефлексию
и
самоанализ,
презентацию и самопрезентацию, а также поиск информации, практическое
применение
академических
знаний,
самообучение,
исследовательскую
и
творческую деятельность
[2, с. 27].
Исследовательская
деятельность
сама
по
себе
является
мощным
совершенствующим инструментом, поэтому для исследовательской работы
необходимо формировать у обучающихся не только запас учебных знаний, но
и развивать творческие, мыслительные способности.
1
Можно
отметить,
что
те
обучающиеся,
которые
занимаются
исследовательской
деятельностью,
отличаются
от
остальных
особой
собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. В процессе работы
над
исследованием
обучающиеся
сравнивают,
анализируют
и
обобщают,
подбирают
оптимальные
методы
для
работы,
самостоятельно
выбирают
и
оформляют
библиографию,
подготавливают
тезисы,
рефераты,
овладевают
основными приемами ведения дискуссии.
В нашей педагогической практике сложилась определённая организация
учебно-исследовательской
деятельности:
доклады,
творческие
работы,
сообщения,
исследовательские,
курсовые
и
выпускные
квалификационные
работы.
Уже не первый год учебно-исследовательская деятельность является одним
из ключевых направлений в нашей педагогической деятельности. Обучающиеся
по специальностям «Финансы», «Экономика и бухгалтерский учет» принимают
участие
в
Республиканских
студенческих
научных-практических
конференциях по дисциплинам экономического направления. Одним их таких
мероприятий,
стала
конференция
на
тему
«Проблемы
социально-
экономического
развития
инфраструктуры
Приднестровской
Молдавской
Республики»,
обучающиеся
презентовали
такие
исследовательские
проекты,
как:
- Проблемы социально - экономического развития инфраструктуры
села Гиска - заняли III место
- Финансовые риски, возникающие в деятельности предприятия и методы
нейтрализации финансовых рисков – получили сертификат участников.
Так же на базе ГОУ СПО «Аграрно-экономический колледж» проходил
Республиканский конкурс бизнес-проектов «Шаг к мечте». На суд экспертов
были
представлены
как
индивидуальные,
так
и
командные
работы
обучающихся. При этом должны были быть соблюдены основные условия:
стартовый капитал на реализацию идеи не должен был превышать 60 тысяч
рублей,
оговаривалась
важность,
рентабельность,
окупаемость
проекта.
2
Обучающиеся подготовили и представили на конкурс, учебный-бизнес проект
на тему Мини – пекарня «Домашняя пышка» - заняли II место.
Являясь
научными
руководителями
учебно-исследовательских
работ
совместно
с
обучающимися
проводится
огромная
работа.
Логика
каждого
исследования
индивидуальна
и
необходимо
исходить
из
характера
темы,
проблемы,
гипотезы
исследования,
целей
и
задач
работы,
конкретного
материала, которым мы располагаем, уровнем оснащённости исследования и
своих возможностей. Для того чтобы не уклоняться от выбранной темы, надо
ясно и верно представлять себе цель и задачи исследования. Именно их четкое
определение позволит более разумно и целеустремленно собирать материал и
обрабатывать его.
Не
мало
важным
является
и
участие
наших
обучающихся
в
работе
научного студенческого сообщества в «Аграрно-экономическом колледже». По
междисциплинарным курсам «Основы анализа бухгалтерской отчетности» и
«Практические основы ведения бухгалтерского учета имущества организации»,
обучающиеся
по
специальности
«Экономика
и
бухгалтерский
учет»
и
междисциплинарному
курсу
«Финансы
организаций»
по
специальности
«Финансы»
выполняют исследовательские
работы в рамках внеаудиторной
самостоятельной
работы. В
рамках
декады
ЦМК
учетно-финансовых
дисциплин
проводилась
научно-практическая
конференция
на
тему
«Роль
бухгалтерского
учета
и
финансового
анализа
в
финансово-хозяйственной
деятельности», в которой приняла участие и заняла 1 место обучающаяся с
темой
исследования:
«Собственный
капит ал
предприятия»
п о
междисциплинарному курсу «Финансы организаций».
Из предложенной тематики обучающиеся самостоятельно выбирают темы
исследования, базу исследования – предприятие или
организацию
ПМР,
формы исследования – индивидуальную или коллективную.
Темы проведения исследования разнообразны, от методики составления
бухгалтерской отчетности до вероятности банкротства предприятия. Защита
3
такого вида учебно-исследовательских работ
обучающихся, проводится
в
рамках декады цикловой методической комиссии.
Желание
идти
вперёд
и
стремиться
к
новым
победам
вызывает
у
о бу ч а ю щ и хс я
ат м о с ф е р а
у с п еха .
А многообразие
форм
учебно-
исследовательской
работы
дает
возможность
каждому
из-них
выбрать
по
интересу
тему
и
направление
в
исследовательской
работе,
сформировать
закрепленные исследовательские умения и в конечном итоге сформировать
исследовательские компетенции.
Библиография
1.
Бережнова
Е.В.,
Краевский
В.В.
Основы
учебно-исследовательской
деятельности
обучающихся. Учебное пособие для педагогов учреждений среднего профессионального
образования. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. - 128 с.
2.
Тимошенко
А.
И.
Понятие
исследовательской
компетентности
в
системе
профессионального
образования
//
Профессиональное
образование
в
России
и за рубежом. -2012. - №3.-С.26-34 с.
4