Напоминание

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Автор: Алексеева Виктория Николаевна
Должность: преподаватель профессионального цикла
Учебное заведение: ГОУ СПО "Аграрно-экономический колледж"
Населённый пункт: ПМР,г. Бендеры
Наименование материала: Статья
Тема: УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК

ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В.Н. Алексеева

II квалификационная категория, преподаватель

профессионального учебного цикла

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Аграрно-экономический колледж»

Н.Н. Доброва

II квалификационная категория, преподаватель

профессионального учебного цикла

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Аграрно-экономический колледж»

Аннотация: в статье рассмотрены основные принципы построения образовательного

процесса

на

основе

учебно-исследовательской

деятельности

и

педагогические

условия,

которые содействуют формированию исследовательской компетентности обучающихся.

Ключевые слова: исследовательская деятельность; исследовательская компетентность;

педагогические условия.

Формированию

и

повышению

профессиональных

компетенций

обучающихся

в

учебном

процессе

способствует

активное

применение

технологий учебно-исследовательской деятельности [1, с. 12].

К

таким

компетенциям

целесообразно

отнести

проблематизацию,

целеполагание,

планирование

деятельности,

рефлексию

и

самоанализ,

презентацию и самопрезентацию, а также поиск информации, практическое

применение

академических

знаний,

самообучение,

исследовательскую

и

творческую деятельность

[2, с. 27].

Исследовательская

деятельность

сама

по

себе

является

мощным

совершенствующим инструментом, поэтому для исследовательской работы

необходимо формировать у обучающихся не только запас учебных знаний, но

и развивать творческие, мыслительные способности.

1

Можно

отметить,

что

те

обучающиеся,

которые

занимаются

исследовательской

деятельностью,

отличаются

от

остальных

особой

собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. В процессе работы

над

исследованием

обучающиеся

сравнивают,

анализируют

и

обобщают,

подбирают

оптимальные

методы

для

работы,

самостоятельно

выбирают

и

оформляют

библиографию,

подготавливают

тезисы,

рефераты,

овладевают

основными приемами ведения дискуссии.

В нашей педагогической практике сложилась определённая организация

учебно-исследовательской

деятельности:

доклады,

творческие

работы,

сообщения,

исследовательские,

курсовые

и

выпускные

квалификационные

работы.

Уже не первый год учебно-исследовательская деятельность является одним

из ключевых направлений в нашей педагогической деятельности. Обучающиеся

по специальностям «Финансы», «Экономика и бухгалтерский учет» принимают

участие

в

Республиканских

студенческих

научных-практических

конференциях по дисциплинам экономического направления. Одним их таких

мероприятий,

стала

конференция

на

тему

«Проблемы

социально-

экономического

развития

инфраструктуры

Приднестровской

Молдавской

Республики»,

обучающиеся

презентовали

такие

исследовательские

проекты,

как:

- Проблемы социально - экономического развития инфраструктуры

села Гиска - заняли III место

- Финансовые риски, возникающие в деятельности предприятия и методы

нейтрализации финансовых рисков – получили сертификат участников.

Так же на базе ГОУ СПО «Аграрно-экономический колледж» проходил

Республиканский конкурс бизнес-проектов «Шаг к мечте». На суд экспертов

были

представлены

как

индивидуальные,

так

и

командные

работы

обучающихся. При этом должны были быть соблюдены основные условия:

стартовый капитал на реализацию идеи не должен был превышать 60 тысяч

рублей,

оговаривалась

важность,

рентабельность,

окупаемость

проекта.

2

Обучающиеся подготовили и представили на конкурс, учебный-бизнес проект

на тему Мини – пекарня «Домашняя пышка» - заняли II место.

Являясь

научными

руководителями

учебно-исследовательских

работ

совместно

с

обучающимися

проводится

огромная

работа.

Логика

каждого

исследования

индивидуальна

и

необходимо

исходить

из

характера

темы,

проблемы,

гипотезы

исследования,

целей

и

задач

работы,

конкретного

материала, которым мы располагаем, уровнем оснащённости исследования и

своих возможностей. Для того чтобы не уклоняться от выбранной темы, надо

ясно и верно представлять себе цель и задачи исследования. Именно их четкое

определение позволит более разумно и целеустремленно собирать материал и

обрабатывать его.

Не

мало

важным

является

и

участие

наших

обучающихся

в

работе

научного студенческого сообщества в «Аграрно-экономическом колледже». По

междисциплинарным курсам «Основы анализа бухгалтерской отчетности» и

«Практические основы ведения бухгалтерского учета имущества организации»,

обучающиеся

по

специальности

«Экономика

и

бухгалтерский

учет»

и

междисциплинарному

курсу

«Финансы

организаций»

по

специальности

«Финансы»

выполняют исследовательские

работы в рамках внеаудиторной

самостоятельной

работы. В

рамках

декады

ЦМК

учетно-финансовых

дисциплин

проводилась

научно-практическая

конференция

на

тему

«Роль

бухгалтерского

учета

и

финансового

анализа

в

финансово-хозяйственной

деятельности», в которой приняла участие и заняла 1 место обучающаяся с

темой

исследования:

«Собственный

капит ал

предприятия»

п о

междисциплинарному курсу «Финансы организаций».

Из предложенной тематики обучающиеся самостоятельно выбирают темы

исследования, базу исследования – предприятие или

организацию

ПМР,

формы исследования – индивидуальную или коллективную.

Темы проведения исследования разнообразны, от методики составления

бухгалтерской отчетности до вероятности банкротства предприятия. Защита

3

такого вида учебно-исследовательских работ

обучающихся, проводится

в

рамках декады цикловой методической комиссии.

Желание

идти

вперёд

и

стремиться

к

новым

победам

вызывает

у

о бу ч а ю щ и хс я

ат м о с ф е р а

у с п еха .

А многообразие

форм

учебно-

исследовательской

работы

дает

возможность

каждому

из-них

выбрать

по

интересу

тему

и

направление

в

исследовательской

работе,

сформировать

закрепленные исследовательские умения и в конечном итоге сформировать

исследовательские компетенции.

Библиография

1.

Бережнова

Е.В.,

Краевский

В.В.

Основы

учебно-исследовательской

деятельности

обучающихся. Учебное пособие для педагогов учреждений среднего профессионального

образования. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. - 128 с.

2.

Тимошенко

А.

И.

Понятие

исследовательской

компетентности

в

системе

профессионального

образования

//

Профессиональное

образование

в

России

и за рубежом. -2012. - №3.-С.26-34 с.

4



В раздел образования