Автор: Боровикова Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия "Лаборатория Салахова"
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Технологическая карта урока в 7 классе "Образ учителя по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Преподаватель
Боровикова Наталья Николаевна
Планируемая дата проведения
24.04.2017 г.
Предмет
литература
Класс
6класс
Образовательные ресурсы
В.Ф.Чертов.2часть.6класс, мультимедийная презентация,
компьютер и проектор, текст произведения, толковый
словарь С.И.Ожегова
Тема урока
Образ учителя. В.Г.Распутин « Уроки французского»
Тип урока
Урок закрепления знаний.
Цели урока
Образовательные:
*выделять черты автобиографического произведения;
*закрепить понятие прототипа;
* интерпретировать прочитанное;
* осознанно воспринимать художественное произведение;
*совершенствовать навыки анализа художественного
текста.
Развивающие:
*развивать навыки анализа художественного
произведения;
*самостоятельно вычитывать фактуальную информацию
Воспитывающие:
*формировать нравственные качества такие, как доброта,
бескорыстие, самостоятельность;
* воспитывать способность к осознанному и объективному
отношению к собственным поступкам
Задачи учащегося:
-выявить жанровые особенности произведения Распутина;
- определить своеобразие композиции рассказа;
- выявить роль портрета в произведении;
- выделять эпизоды;
- составлять характеристику героя, используя цитаты из
текста;
-определить особенности образа рассказчика в «Уроках
французского».
Задачи педагога:
создать условия для:
- понимания связи литературного произведения с эпохой их
написания, выявление заложенных в них вневременных,
непреходящих нравственных ценностей и их современного
звучания;
-формирования представлений об эпизодах;
-формирования умений находить портрет, выделят
эпизоды в художественном тексте;
-овладения навыками первичного анализа текста;
-создания устных монологических высказываний, умения
вести диалог;
-смыслового чтения(самостоятельно вычитывать
фактуальную информацию).
Формы и методы, технологии обучения
Метод диалога, многоаспектная работа с текстом,
словарная работа, публичное выступление.
Основные понятия и термины
Автобиографический рассказ, прототип, портрет, эпизод,
повествователь, авторская идея.
Планируемые образовательные результаты:
Объем освоения и уровень владения компетенциями
Приобретенная компетентность:
Научатся: работать с основными терминами в области
литературоведения, понимать образную природу
Коммуникативная: формирование читательской
компетенции, расширение литературного кругозора,
литературы как явление словесного искусства;
Получат возможность научиться: применять изученные
теоретико-литературные понятия и приемы
литературоведческого анализа для раскрытия образной
природы слова, объяснения сущностных явлений
литературы.
Проверят: свои умения работать в парах, и работать с
материалом учебника
умение учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве;
Познавательная: развивать умение самостоятельно
выделять и формулировать познавательную цель; строить
речевое высказывание в устной форме, умение
самостоятельно вычитывать фактуальную информацию,
устанавливать причинно-следственные связи на простом и
сложном уровне, умение пересказывать эпизод с
использованием образных средств русского языка и цитат
из текста; отвечать на вопросы по прочитанному тексту
.Организационная структура занятия
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные действия
Самоопределение
к деятельности
Организационный момент
Включение в деловой ритм
Регулятивные: готовить себя
к продуктивной
деятельности
2.Постановка цели
и задачи
2.1.Объявляет цели и задачи урока
2.2. Определяют, что станет
предметом работы на уроке),
взаимодействуют с учителем.
2.3.Регулятивные:
определять цель, выбирать
средства для достижения
цели.
3.Актуализация
знаний учащихся
3.1. Вовлекает учащихся в беседу,
опираясь на вопросы.
(С каким произведением вы
знакомились на предыдущих
уроках? Кто его автор? Что
означает автобиографическое
3.2. Отвечают на вопросы,
восстанавливая причинно-
следственные связи.
3.3.Коммуникативные:
учатся сообща находить
ответ.
произведение?) Назовите героев
рассказа.
4. Этап
проблематизации
4.1 Сохраняет интерес к
изученному произведению,
-предлагает
-выделить центральные эпизоды в
рассказе;
- найти описание, в какое время
года происходит действие
рассказа; делает вывод
- предлагает ответить на вопрос:
каким необычным способом
Лидия Михайловна помогает
герою рассказа?
-предлагает посмотреть эпизод
«Игра в пристенок из фильма
Е.Ташкова «Уроки французского»
и организует побуждающий
диалог, подводящий учащихся к
проблемной ситуации: Какими
словами директор школы Василий
Андреевич характеризует
поступок Лидии Михайловны?
Обращается с вопросом: вы также
оценили ее поступок?
Заостряет внимание класса на
возникшей проблемной ситуации
и предлагает ее разрешить, но
4.2 Отвечают на поставленные
вопросы, находят в словаре
лексическое значение слова
«преступление», «растление»,
«совращение», прозвучавшие в
речи директора;
-смотрят эпизод из фильма;
Высказывают первичную
эмоциональную реакцию, в
большинстве ответов не
совпадающую с мнением
директора школы, и таким
образом возникают две точки
зрения на поступок
учительницы;
- формулируют учебную
проблему как вопрос «Считаете
ли вы поступок Лидии
Михайловны преступлением?
Работают в парах, излагают свое
мнение
4.3.Познавательные:
устанавливают причинно-
следственные связи
прежде сформулировать
проблемный вопрос
5. Этап
целеполагания и
планирования
5.1.Организует диалог,
направленный на самостоятельное
планирование деятельности:
задает вопрос: Какова цель
сегодняшнего урока? Чтобы
ответить на проблемный вопрос
урока, что вы должны знать о
героине рассказа?
Как вы думаете, двигаясь по
намеченному плану, найдем ли мы
ответ на проблемный вопрос?
Готовы ли вы сформулировать
тему урока?
5.2.Версии учащихся
выстраиваются в план-
характеристику литературного
героя.
1.Портрет
2. Речь героев
3. Описание интерьера, одежды
4.Семья, история жизни,
воспитание. Род занятий
5. Черты характера
6. Поступки и мотивы
поведения, в которых герой
проявляет себя наиболее ярко.
5.3.Регулятивные: выбирать
средства достижения цели
6. Этап
концептуализации
и моделирования
6.1.Учитель организует работу в
парах, направленную на анализ
профессиональных и личных
качеств Лидии Михайловны .
Фиксирует выдвинутые
учащимися гипотезы(мнения),
организует их обсуждение.
Организует итоговую беседу по
вопросам:
- Может ли человек с такими
нравственными качествами
совершить безнравственный
6.2.Отвечают на вопросы,
участвуют в диалоге.
Знакомят с прототипом образа
Лидии Михайловны.
В паре выполняют
индивидуальные задания,
связанные с определением
профессиональных и личных
качеств Лидии Михайловны в
предложенных отрывках
Заполняют таблицу качеств
6.3.Коммуникативные:
излагать свое мнение,
аргументируя его,
подтверждая фактами
поступок, преступление?
-Почему учительница решилась на
игру в «простенок» со своим
учеником? Нравственно ли это?
-Какое название поступку Лидии
Михайловны дали бы вы?
-В чем доброта учительницы?
Назовите принципы доброты по
Распутину.
Какой из этих принципов работает
в рассказе?
Определите главное свойство
доброты.
Как поступил директор школы с
учительницей? Чем он
руководствовался?
-Если первая посылка была знаком
помощи способному, но
голодающему ученику, и от нее
была практическая польза, то
символом чего стала вторая
посылка?
Учитель предлагает сыграть в
прием «условного допущения»:
«А если бы во второй посылке
кроме макарон и трех яблок
лежало бы письмо что в нем было
бы написано?
героини(красота, обаяние,
внимание к ученикам, доброта и
душевная чуткость, щедрость,
честность, справедливость,
настойчивость, умение
признавать собственные
ошибки, умение в душе
оставаться ребенком, чувство
собственного достоинства).
Формулируют ответ на
проблемный вопрос
Работают по плану
Предоставляют информацию в
разных формах
Сравнивают
Излагают свое мнение
Работают в парах
Просит провести обобщение и
ответить на проблемный вопрос
урока?
-
7 Этап
конструирования
7.1.Представляет на слайде
рейтинг лучших качеств
современного учителя глазами
учеников.
Предлагает ответить на вопрос:
назовите качества, объединяющие
современного учителя и Лидию
Михайловну?
7.2.Отвечают на поставленный
вопрос, делают вывод о
ценности лучших человеческих
качеств
7.3.Личностные:
аргументированно
оценивают поступки,
опираясь на
общечеловеческие ценности
8.Рефлексия
8.1.Организует контрольно-
оценивающую деятельность
8.2.Учащиеся самостоятельно
заканчивают фразу: смысл
рассказа….
Представляют свои ответы
8.3.Регулятивные:
Оценивают степень и
способы достижения цели
9. Домашнее
задание
Задает домашнее задание и
комментирует.
Письменная работа: 1. Письмо
директору школы
2. Учитель, которого я выбираю