"Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми"
Автор: Гранина Алена Юрьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Соктуй-Милозанская ООШ" Населённый пункт: с.Соктуй-Милозан Краснокаменского района Забайкальского края Наименование материала: статья Тема: "Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми" Раздел: начальное образование
Название работы:
«Лучший способ сделать детей хорошими - это
сделать их счастливыми»
Номинация: "ЦЕННОСТИ, КОТОРЫМ НЕТ ЦЕНЫ"
Автор: Гранина Алена Юрьевна
Место работы: МБОУ «Соктуй-Милозанская ООШ»
Должность: учитель начальных классов.
Адрес: с.Соктуй – Милозан Ул. Майская дом7
Телефон: домашний 56-2-51
Рабочий 56-2-23
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, отец, мать, - он будет лучше того
учителя, который прочел все книги, но не имеет любви, ни к делу, ни к
ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он
совершенный учитель…»
(Л. Толстой)
Учитель – не только даритель знания. Он призван в каждом до
совершеннолетия сформировать личность, внушить чувство долга, чувство
гражданина. Я глубоко убеждена: учителем может быть лишь тот, кто способен
заронить в душу ребёнка искру бесконечного изумления перед красотой нашего
мира, кто, полюбив маленького человечка, вместе с ним будет разгадывать
тайну жизни и поможет ему сделать самое важное открытие, что есть в нём
самого ценного, для какого дела на Земле он рождён…
Моя главная задача как учителя и классного руководителя – привить чувство
ответственности перед обществом, потребность в постоянном саморазвитии,
сформировать активную гражданскую позицию, культурные и духовные
потребности, толерантность и уважение к людям других культур и
вероисповеданий. Не менее важно вооружить детей социальными умениями и
навыками, научить устанавливать и поддерживать связь с социумом,
действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми,
проявлять уважение своим сверстникам и взрослым, разрешать возникающие
конфликты.
Воплотить эти идеи в жизнь мне позволяет реализация авторского
проекта воспитательной программы «Начала мудрости!»
Основная идея моей воспитательной программы - создание условий для
самореализации обучающихся в процессе социально значимой деятельности и
переживания ими ситуации успеха от достижения поставленной цели.
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности
получают достаточно большой объем духовно – нравственных представлений.
Они знают и понимают, как надо поступить хорошему ученику, т.е. имеют
представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают?
Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении
и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что
учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их
правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед
учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения
младшего школьника.
Поэтому при разработке программы я поставила для себя цель: воспитание
нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина
России.
Для достижения этой цели мною были сформулированы задачи:
Формирование основ морали – осознанной обучающимися
необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в
обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;
Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) –
способности младшего школьника формулировать собственные
нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль,
требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную
оценку своим и чужим поступкам;
Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою
нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к
собственным намерениям, мыслям и поступкам;
Развитие доброжелательности и эмоциональную отзывчивость,
понимание и сопереживание другим людям;
Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была
разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием
общественных событий и строились на основе смых высоких нравственных
отношений.
Инновационность моей воспитательной программы, на мой взгляд,
заключается в следующем:
Использование метода проектов для создания целостной основы
воспитания и социализации обучающихся в рамках духовно
нравственного развития;
Возможность адаптировать традиционные формы к современным
требованиям, целям;
Наличие заинтересованности участников образовательного процесса в
реализации дано программы;
Согласием родителей оказывать поддержку в решении поставленных
задач, заинтересованности обучающихся.
Л.Н.Толстой в своей работе «В чём моя вера» определил условия
человеческого счастья как связь человека с природой; наличие у него любимого
и свободного труда; радость от семьи; свободное любовное общение со всеми
разнообразными людьми мира; здоровье.
В согласии с мнением классика мною определены направления воспитательной
программы:
Направление I. «Здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемовдля
демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья
человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего
самоутверждения.
Задачами в направлении «Здоровье» являются:
Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования
собственного здоровья.
Знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений
по сохранению физического и психического здоровья.
В рамках направления «Здоровье» проводилось анкетирование детей и их
родителей по теме: «Приобщение школьников к здоровому образу жизни»
Цель анкетирования:
Уточнить уровень знаний и понимание детьми понятия здоровый образ
жизни;
Оценить меру участия родителей в преобщении детей к здоровому образу
жизни; понимание и осознание важности этого вопроса;
Выяснить проводится ли работа по преобщению детей к здоровому
образу жизни в домашних условиях.
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому
образу жизни Условия, в которых ребенок живет в семье, имеют не менее
существенное
значение
для
формирования
его
здоровья,
чем
условия
его
пребывания
в
школе.
Обобщение
материалов
исследования,
по
данным
анкетного опроса родителей, позволило оценить качество соблюдения режима
дня и проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий в семье. Было
отмечено, что вопрос физического воспитания во многих семьях решается
достаточно
успешно.
Однако
в
ряде
случаев
для
укрепления
здоровья
и
развития детей не созданы все необходимые условия. Так, например, многие
родители
уделяют
недостаточно
внимания
прогулкам,
сну,
двигательной
активности
детей.
Дети
допоздна
смотрят
телепередачи,
играют
в
компьютерные
игры
не
только
в
выходные
дни,
но
и
в
рабочие.
Именно
поэтому,
проблема
укрепления
здоровья
ребенка
в
семье
должна
занимать
важнейшее
место
в
числе
разнообразных
воспитательных
мер,
которые
используют родители. Анализ анкетных данных показал, что вечерняя прогулка
детей
с
родителями
осуществляется
нерегулярно
даже
при
благоприятной
погоде. Ссылаясь на недостаток времени, многие родители мало гуляют или
совсем не выходят с детьми на прогулку и в выходные дни.. Известно, что
систематическое
сокращение
длительности
ночного
сна
приводит
к
хроническому
недосыпанию,
которое
может
стать
причиной
нервно-
психических
расстройств,
снижает
защитные
реакции
организма
ребенка.
Причина позднего засыпания детей чаще всего — злоупотребление просмотром
телепередач. Многие дети проводят у телевизора до 2 часов и более. Подобное
времяпровождение
является
для
детей
не
отдыхом
и
не
развлечением,
а
дополнительной
нагрузкой
на
нервную
систему,
органы
зрения
и
опорно-
двигательный
аппарат.
Важнейшим
условием
полноценного
развития
школьников является достаточная двигательная активность в течение всего дня.
В семье подавляющее большинство родителей основное внимание уделяют
умственному воспитанию ребенка, обучая его чтению, письму, счету.. Однако,
как выяснилось, во многих семьях дети не регулярно выполняют гигиенические
правила – не чистят зубы, не выполняют простейшие водные процедуры. Долг
каждой
семьи
и
приобщение
детей
к
здоровому
образу
жизни.
Помимо
общепринятых рекомендаций по выполнению гигиенических норм, здоровый
образ жизни предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в
отношении собственного здоровья. Развитие навыков здорового образа жизни
происходит, как правило, не самопроизвольно, а в процессе систематического,
целенаправленного воспитания и образования.
В нашем селе для детей нет дополнительного образования по физической
культуре.
Культура сохранения и совершенствования собственного здоровья
формируется только в рамках класса и школы.
Следующим направлением воспитательной работы является «Учение».
Целью данного направления является: оказание помощи ученикам в развитии в
себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои
интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать
целесообразно.
Для достижения этой цели были поставлены задачи:
Определить круг реальных возможностей ученика и зону его ближайшего
развития;
Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном
развитии;
Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их
кругозор и любознательность;
Сохранить любопытство и информационную ненасыщенность.
Основными моментами своей деятельности считаю:
Педагогический анализ результатов учебной деятельности обучающихся
класса;
Интеллектуальное развитие обучающихся класса;
Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно
влияющих на интеллектуальное развитее детей;
Еще одно направление моей работы « Общение»
Цель направления: передача учащимся знаний, умений и навыков, социального
общения детей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.
Задачи деятельности в направлении «Общение»:
Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных
поколений;
Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик2,
«ученик-ученик», «взрослый- ребенок».
Создать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех
обучающихся класса;
Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.
Основными моментами деятельности направления считаю:
Изучение способности к общению каждого учащегося в коллективе;
Изучение исторического опыта организации общения людей в
человеческих сообществах;
Обучение детей конструированию и моделированию в сфере общения;
Обучение родителей активным формам общения с детьми.
Передо мной встала проблема в общении родителей с детьми. Многие
родители уделяют мало времени для общения со своим ребенком. Есть случаи
нецензурных выражений. Для решения этой проблемы проводятся
индивидуальные беседы с родителями, уделяется вопрос на родительских
собраниях.
Так же считаю проблемой что дети имеют малый словарный запас. Для
решения этой проблемы использую чтение книг как самими учениками так и
чтению вслух на внеклассном чтении.
Следующее направление моей работы «Нравственность»
Цель: обучение детей пониманию смысла человеческого существования,
ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания;
Формировать у обучающихся осознания значимости нравственного опыта
прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты моей работы в направлении «Нравственность»:
Развитие у учащихся желание поступать сообразно полученным
нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
Знакомство обучающихся нравственными позициями людей прошлого и
их нравственным подвигом во имя человечества;
Формирование у обучающихся умение отстаивать свою нравственную в
ситуации выбора.
Самое любимое направление детей «Досуг»
Цель направления: создание условий для проявления учащимися класса
инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости
в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной
деятельности.
Для достижения этой цель мною поставлены задачи:
Создание условий для равного проявления обучающимися класса своих
индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
Использование активных и нестандартных форм внеклассной
деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям.
Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения,
радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи;
Использование досуговой деятельности как средство развития
эстетических умений обучающихся и становление этических понятий.
Моментами своей деятельности считаю:
Изучение потребностей, интересов и желание ребят в организации и
проведении досуговых мероприятий;
Просвещение и консультация в выборе кружков, секций;
Предоставление учащимся права выбора формы участия в досуговой
деятельности.
Следующее направление воспитательной работы «Гражданин»
Цель направления: формирование у обучающихся соответствующих знаний о
праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и
отношение мжду личностью и государством, требующих самостоятельного
осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами
морального саморазвития;
Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и
ответственного самоопределение в сфере правовых отношений с
обществом;
Формирование гуманистического мировоззрения, способного к
осознанию своих прав и прав других людей.
Основными моментами деятельности считаю:
Знакомство с законами и правовыми нормами государства и
формирование ответственного отношения обучающихся к законам и
правовым нормам;
Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового
просвещения детей;
Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести,
справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Проблема в том, что нет возможности работать с правовыми организациями
кроме администрации села.
И последнее направление «Семья»
Цель : максимальное сближение интересов родителей и педагогов по
формированию развития личности.
Задачи:
Организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
Организация психолого - педагогического просвещения родителей через
систему родительских собраний, тематических и индивидуальных
консультаций, бесед.
Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников
учебно- воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
Обучение родителе уметь быть родителем, владеть приемами воспитания
и взаимодействия с детьми.
Основные моменты своей работы считаю:
Изучение семей учащихся;
Сотрудничество с общественными и правовыми организациями;
Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Для каждого направления я выделила ряд специфических задач и в
соответствии с ними разработала комплекс праздников, классных часов, бесед,
экскурсий и других мероприятий.
Одним из самых широких и ёмких в деятельности классного
руководителя считаю направление «Семья». В семье растёт, формируется,
воспитывается ученик. Я ставлю перед собой задачи:
1. Изучение атмосферы, образ жизни каждой семьи.
2. Знакомство с традициями и обычаями семьей моих учеников.
3. Создание условий для обмена опытом родителей по воспитанию детей.
4. Осуществление психолого – педагогическое просвещение родителей через
систему родительских собраний, консультаций, бесед.
5. Вовлечение родителей в жизнь класса.
6. Воспитание уважения к семье и семейным ценностям.
7. Формирование чувства гордости и любви к своей Родине.
8. Воспитание чувства идентификации себя как носителя национальной
культуры, как гражданина и патриота многонациональной страны.
9. Формирование экологической культуры, бережного отношения к природе
своей Родины.
Объектом моего профессионального внимания выступает не сама семья и
не родители ребёнка, а семейное воспитание. Основная задача классного
руководителя – создать условия для свободного развития физических и
духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными
потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Внешняя направленность деятельность классного руководителя – это семья, в
которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель
должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на
воспитательный потенциал семьи. Педагогу необходимо знать, какова сфера
материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и
обычаи семьи. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями
способствуют три личных образования : интерес к жизни, интерес к человеку,
интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию
общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся.
Интерес к жизни – это непременное условие работы с детьми, условие
эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на
формирование способности, быть счастливым, в основе которой – принятие
жизни как дара природы. Понимание и восприятие человека как личности,
имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться,
обладающей индивидуальными ценностями. Культурные ценности мира, их
значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их
необходимости важности в жизни. Познавательная сфера жизни ребенка.
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:
1.
Выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных
умений ученика, его познавательной активности, его будущего
профессионального самоопределения:
2.
Осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих
кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих
любознательность, исследовательское мышление;
3.
Проведение психолого – педагогических консилиумов, разрабатывающих
программы коррекции общеучебных умений отдельных обучающихся и
всего класса на родительских собраниях;
4.
Организацию классных часов совместно с родителями по
совершенствованию у обучающихся учебных умений и возможностей,
саморазвитию.
Свои отношения с родителями строю, руководствуясь словами
В.А.Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу…для нотаций детям,
для устрашения отцовской «сильной рукой», - и как можно больше такого
духовного общения детей с родителями, которое приносит радость…»
В выборе темы родительских собраний не приемлю формализма, выбираю
интересную, глубоко волнующую проблему, расширяющую педагогический
кругозор родителей. Выбираю разнообразные нестандартные формы
проведения родительских собраний: обмен мнениями, дискуссия, круглый стол.
На каждом собрании нахожу место для минуток психологической разгрузки,
побуждаю высказывать своё мнение, делиться опытом, участвовать в решении
педагогических ситуаций.
Родители являются моими единомышленниками и помощниками, активно
поддерживают в любых начинаниях: вместе с нами ходят на экскурсии,
создают благоприятные условия для выполнения домашних заданий,
сохранения здоровья детей в школе, с энтузиазмом откликаются на
инициативы о проведении праздников, спортивных мероприятий. Родители
проявляют заинтересованность не только в организации досуга детей, но и в
создании в классе благоприятного психологического микроклимата. Проблемам
общения детей, их взаимоотношений друг с другом, учителями и родителями
посвящается значительная часть времени на родительских собраниях.
Оценить любовь и заботу близких, испытать чувство уважения к
старшим, прочувствовать прелесть семейных традиций и устоев помогаю
детям в ходе проведения семейных праздников « У самовара вся моя семья», «
Бабушка – лучшая подружка», конкурсных семейных программ «Когда все
вместе», «Устами младенца», « Семейные Олимпийские игры», выставок
творческих работ « Лучшая мама на свете», «Кем я могу гордиться». Историю
своей семьи, её традиции ребята изучают при разработке проектов « Моя
семья», «Моя родословная», «Моё генеалогическое дерево».
Совсем недавно была проведена «Сказочная эстафета». Целью этого
мероприятия была: установление эмоционально-положительного контакта
родителей и детей в процессе совместной двигательно-игровой деятельности.
Мероприятие прошло на «Ура» дети, да и родители были в восторге.
Родители участвуют не только в классных мероприятиях, но и в
общешкольных. Участвуют в спектаклях для детей на Новогодних праздниках.
Ежегодно дети вместе с родителями оформляют классный кабинет в
преддверии нового года. Детям очень нравится. Принимают активное участие в
ремонте и в оформлении классного кабинета
в такой кабинет дети заходят с
удовольствием и это отражается на их интересах к обучению. При чем
принимают участие не только мамы, но и папы, и бабушки.
Три семь из нашего класса участвовали в конкурсе «Читаем всей семьей»
который проходил в сельской библиотеке где победившая семь (моего класса)
выезжала на конкурс в г Краснокаменск и стала победителем района
.
Я со своим классом участвуем во всех общешкольных мероприятиях,
делаем все возможное для победы естественно родители приходят на помощь. В
прошлом году выиграли в школьном конкурсе «Класс года», постараемся и на
этот год стать победителями.
Может быть я не права, но я думаю если наши родители будут активны, то
и дети будут стремиться к лучшему. Таким образом, мной реализуется функция
родительского просвещения и корректировка семейного воспитания – именно
той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности
ребенка, обеспечивающее и коррекцию личности ребенка. Считаю, что это и
есть «Ценности, которым нет цены» - семейный ценности.
Хотела бы закончить свою работу словами Андре Моруа :«Взрослые
слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его. А ребенок
между тем пристально наблюдает за миром своих родителей; он старается
постичь и оценить его; фразы, неосторожно произнесенные в присутствии
малыша, подхватываются им, по-своему истолковываются и создают
определенную картину мира, которая надолго сохранится в его воображении.»