Напоминание

"Сущность и особенности социально-психологических программ по работе с неблагополучными семьями"


Авторы: Диденко Татьяна Алексеевна, Рязанцева Анастасия Викторовна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя политехническая школа №33"
Населённый пункт: города Старый оскол
Наименование материала: Статья
Тема: "Сущность и особенности социально-психологических программ по работе с неблагополучными семьями"
Раздел: начальное образование





Назад




«Сущность и особенности социально-психологических программ

по работе с неблагополучными семьями»

Неблагополучная

семья

-

это

семья,

в

которой

родители

несовершеннолетних или их законные представители не выполняют свои

обязанности по воспитанию детей или отрицательно влияют на их поведение,

либо совершают в их отношении противоправные действия ( Галагузова М.

А). Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой - либо

из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляется с

возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно

снижены,

процесс

семейного

воспитания

ребенка

протекает

с

большими

трудностями, медленно, мало результативно.

Критерием

благополучия

(или

же

неблагополучия)

семьи

являются

внутрисемейные

отношения,

в

первую

очередь

отношение

к

ребенку.

Например, асоциальная семья однозначно неблагополучна для ребенка. Но

порой

даже

внешне

благополучные

по

многим

параметрам

семьи

(материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, высоким

социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей) относятся

к

разряду

неблагополучных,

если

имеются

серьезные

нарушения

в

межличностных внутрисемейных отношениях (Ганишина И. С., Ушатиков А.

И.)

Типы семейного неблагополучия: конфликтная семья, педагогически

несостоятельная, асоциальная, малообеспеченная семья, аморальная.

Конфликтная семья - это семья с преобладанием конфронтационного

стиля

отношений,

когда

в

одной

или

нескольких

сферах

семейных

взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены

семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в

отношениях

господствует

отчуждение;

В

работе

с

конфликтной

семьей

ведущая

роль

принадлежит

психологу

и

психотерапевту.

Важно

выявить

основные причины конфликтности, среди которых:

личностные особенности родителей (высокий уровень невротизации,

психические

расстройства,

алкоголизация,

крайний

эгоцентризм,

озлобленность, себялюбие, властность при низком уровне интеллекта);

кризис

супружеских

отношений,

ситуация

развода,

вызывающая

повышенное напряжение в отношениях с ребенком;

резкое падение уровня жизни семьи, депрофессионализация родителей,

утрата работы, вызывающие стрессовые состояния, обострение отношений

между супругами

Педагогически несостоятельная семья – это семья с низким уровнем

общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется

не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-

либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания; такая семья

сознательно

или

невольно

настраивает

ребенка

на

неподчинение

общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с миром;

Аморальная семья характеризуется забвением всяких моральных и

этических

норм;

конфликтную

и

аморальную

семью

объединяет

то

обстоятельство,

что

положение

в

них

детей

оказывается

в

прямой

зависимости

от

внутрисемейных

отношений,

а

воспитательный

фактор

приобретает

значение

производного. Асоциальная

семья-

это

семья, где

дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым

социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и

противоправного

поведения. Семья, где родители часто болеют, страдают

хроническими заболеваниями. В такой семье ребенок испытывает недостаток

в общении с родителями, которые нуждаются в помощи и поддержке со

стороны педагогов, общественности, социума. Малообеспеченная семья и

семья, где воспитание детей осуществляется ближайшими родственниками

(бабушка, дедушка, дядя, тётя). Категории неблагополучных семей можно

представить в схемах (см. Приложение1).

Анализ теоретических источников позволил прийти к выводу, что

существуют определенные причины, вызывающие семейное неблагополучие.

Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин

неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка:

- макросоциального характера, т.е. те кризисные явления в социально-

экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают

ее воспитательный потенциал;

- психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными

отношениями и воспитанием детей в семье;

-

биологического

характера

(физически

или

психически

больные

родители,

дурная

наследственность

у

детей,

наличие

в

семье

детей

с

недостатками развития или детей-инвалидов). Эта группа причин семейного

неблагополучия, обусловленная генетической, физической или психической

патологией,

здесь

не

рассматривается

вследствие

их

особой

специфики.

(

Воспитательный

потенциал

семьи

и

социализация

детей.//

Педагогика.

-1999. - №4 )

По

мнению

Дербенева

Д.П.,

среди

объективных

социально-

экономических причин наиболее важными являются следующие:

- падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей.

- сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение

уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного

и физического развития;

- нерешенная жилищная проблема;

- дистанцирование школы от детей с трудными судьбами;

- резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих

моральных запретов;

- усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде.

(Дербенев

Д.П.

Социальная

адаптация

подростков

//

Социологический

журнал.-1997.- № 1-2.

Анализ психолого-педагогических причин семейного неблагополучия

позволяет отметить нарастание отчуждения между детьми и родителями. Это

нежелательное

явление

в

сфере

внутрисемейных

отношений

имеет

свои

истоки. В современную эпоху даже в стабильных обществах увеличивается

разрыв между ценностями старшего и младшего поколений, а в России, где

происходят радикальные социальные перемены, эти расхождения во взглядах

детей и родителей на жизнь еще более углубляются.

Долгие годы в нашей стране теоретически и практически утверждался

приоритет общественного (обеспечиваемого государством) воспитания над

семейным. Поэтому многие родители считали и продолжают считать, что

главная их задача - обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему

условия жизнедеятельности, а его воспитание- дело школы и других учебно-

воспитательных учреждений.

Порой

самоустранение

родителей

достигает

гипертрофированных

форм,

когда

они

бросают

своих

детей

на

произвол

судьбы

или

даже

отказываются от них. В некоторых случаях безнадзорный ребенок просто

уходит на улицу, где основной средой его обитания и группой, на которую он

ориентируется в своих взглядах, оценках и поведении, становится компания

сверстников с аналогичной судьбой.

Ослабление

или

даже

разрыв

семейных

связей

между

детьми

и

родителями

также

вызывают:

-

сверхзанятость

родителей;

конфликтная

ситуация в семье; пьянство родителей; случаи жестокого обращения с детьми

(физического,

психического,

сексуального

насилия);

отсутствие

в

семье

благоприятной эмоциональной атмосферы; типичные ошибки родителей в

воспитании детей; особенности подросткового возраста и др.( Алексеева Л.С.

Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка.-

М., 1994.

Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного

общения родителей (прежде всего, матери) с ребенком, теплоты и ласки по

отношению к нему приводит его в состояние психической депривации.

Семейное неблагополучие и его негативное воздействие на ребенка

могут

возникнуть

и

по

причине

нарушений

и

отклонений

в

сфере

внутрисемейных отношений (в отношениях между супругами и родителей с

детьми).

Так,

напряженность

и

конфликтность

в

отношениях

между

супругами продуцируют чрезвычайно широкий спектр аномалий у детей, как

в их психике, так и в поведении. Провоцирующими и стимулирующими

факторами

семейных

конфликтов

выступают

пьянство

одного

или

обоих

родителей, а также грубость, переходящая в жестокость, в отношениях между

супругами и в их отношении к детям.

Как правило, семья становится неблагополучной под влиянием многих

факторов, дополняющих и усугубляющих друг друга. Целая группа причин

семейного неблагополучия является производной от низкого уровня культуры

родителей. Ребенок, по своему статусу зависимый от родителей, вынужден

страдать от их некомпетентности .

В

педагогически

несостоятельных

семьях

низкая

общая

культура

сочетается с отсутствием педагогической, а главное, с нежеланием что-либо

изменять и исправлять в самих себе. Постоянное игнорирование социально-

педагогических требований приводит к полному расхождению таких семей с

обществом, к конфронтации с ним. Дети вслед за родителями перестают

соблюдать и социальные, и педагогические нормы. Вначале это проявляется в

отношении отдельных педагогов, затем школы, но постепенно приводит к

отчуждению от мира взрослых в целом.

Причины аномальных явлений в таких семьях различны. Среди них -

нежелание родителей считаться с индивидуальным своеобразием личности

ребенка, когда процесс воспитания направлен не на него, а как бы мимо.

Нередко воспроизводятся ситуации, в которых воспитывались сами родители.

Повторяются ошибки: излишняя опека, ничем не оправданные ограничения,

непоследовательность в отношениях, педантизм, жажда поучать и др.

Рассогласование

во

взаимоотношениях

с

ребенком

становится

источником

возникновения

конфликта

в

семье

в

целом.

Родители

или

объединяются для ведения "войны" с собственным "чадом", или, пытаясь

свалить вину за все неприятности, связанные с ним, друг на друга, начинают

взаимные обвинения. Это, в свою очередь, нередко становится причиной

распада семьи. Недаром социологи фиксируют пики разводов именно в тех

семьях, где дети достигли подросткового возраста.

В семье, где доверие детей к родителям непререкаемо, а стремление

подражать возникает рано, дети невольно попадают под влияние родителей -

их установок, отношений, взглядов на события, явления, людей. Это влияние

осложняется

тогда,

когда

наблюдается

расхождение

между

"правильным"

словесным воспитанием и реальными делами, когда родители при детях

открыто

высказывают

свое

пренебрежение

важнейшими

общественными

заповедями, игнорируют общепринятые правила нравственности и гуманного

поведения. Семейное неблагополучие такого рода состоит как раз в том, что

пример, казалось бы, хороших родителей и семьянинов формирует людей

бездуховных, циничных. Асоциальная семья - подходящая среда для таких

людей.

(Плоткин

М.М.

Социально-педагогическая

помощь

детям

из

неблагополучных семей. // Педагогика.- 2000. - №1.)

Сравнительное

обследование

большого

массива

семей

трудных

подростков

показал,

что

«история

болезни»

практически

каждого

педагогически

запущенного

учащегося

начинается

в

педагогически

несостоятельной семье.

Так исследователи семей малолетних правонарушителей констатируют

следующий факт, что в 96% из них наблюдались ошибки в воспитании:

крайняя

безнадзорность

была

характерна

для

54%

семей;

потворство

и

попустительство - для 20%; гиперсоциальность, воспитание запретами - 12%;

физические наказания - 10% . (Лебедев А.В.)

Наиболее типичные дефекты воспитания в неблагополучных семьях :

- неприятие ребенка, его явное или скрытое эмоциональное отторжение

родителями;

-

«гиперопека»,

когда

ребенку

не

дают

проявить

элементарную

самостоятельность, изолируют от окружающей жизни;

-

непоследовательность

и

противоречивость

воспитания,

которая

характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем за

ним, несогласованностью педагогических действий родителей, бабушки, что

дезориентирует ребенка;

- непонимание закономерностей и своеобразия личностного развития

детей и несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и

потребностям детей;

-негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в

недостаточном

учете

ситуации,

в

заданности

и

запрограммированности

требований, в отсутствии альтернатив в решениях, в навязывании ребенку

собственного мнения, в резкой смене отношения к ребенку в различные

периоды его жизни (недостаток заботы сменяется ее избытком или наоборот);

- аффективность - избыток родительского раздражения, недовольства,

беспокойства, тревоги по отношению к детям, что создает в семье эффект

суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения;

-

тревожность

и

страх

за

детей,

которые

приобретают

навязчивый

характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляют их

прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей

таким же беспокойством;

- авторитарность воспитания - стремление подчинить ребенка своей

воле; категоричность суждений, приказной тон; навязывание своего мнения и

готовых

решений;

стремление

к

строгой

дисциплине

и

ограничению

самостоятельности детей;

-

использование

принуждения

и

репрессивных

мер,

включая

физические наказания;

- постоянный контроль за действиями ребенка;

- гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по

определенной

(пусть

и

позитивной)

заданной

схеме,

не

учитывая

индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без

надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости.(Захаров

А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М., 1996.

В ряде семей неблагополучие возникает в связи с разводом родителей.

Период распада семьи дети переживают особенно тяжело. В детском саду

они капризны, упрямы, замкнуты, слезливы. Образовавшаяся в результате

развода неполная семья может стать неблагополучной. Обследование семей

показало, что 50% "трудных" детей - это дети из неполных семей ( Ковалев

В.В.)

Показателем семейного неблагополучия являются сами дети: их

поведение в детском саду, интересы, характер общения со взрослыми и

детьми,

усвоение

программы.

Все

отклонения

от

нормы

служат

для

воспитателя

сигналом

о

том,

что

у

данного

ребёнка

могут

быть

неблагоприятные условия дома, что ребёнок и его родители требуют особого

внимания. Поэтому необходимы неоднократные посещения семей, беседы о

причинах отклонений в поведении и развитии ребёнка.

Для целенаправленности работы и систематического анализа её

результатов все неблагополучные семьи берутся на учёт, фиксируется: состав

семьи, жилищные и

материальные условия, образование родителей, их

культурный уровень, отношение к воспитанию, характер внутрисемейных

отношений, общая обстановка в семье, условия для игр и занятий ребёнка.

Систематический

контроль

осуществляется

путём

посещения

семей

воспитателем, при необходимости привлекаются члены

родительского

комитета, медицинские работники, заведующая детского сада, общественные

организации.

Эффективности

работы

способствует

разделение

неблагополучных семей на группы в зависимости от причин и характера

неблагополучия:

алкоголизм,

аморальный

образ

жизни

родителей;

конфликтность

внутрисемейных

отношений;

безответственно сть,

педагогическая безграмотность родителей. Для каждой группы определяются

конкретные задачи и методы воздействия.

Наибольшую трудность представляет работа с первой группой

семей.

Деятельность дошкольного учреждения, безусловно, не может

подменить

деятельности

правоохранительных

органов,

но

детский

сад

должен быть активным участником комплексной работы, которая проводится

совместно. Дошкольное учреждение чаще всего первым выявляет семьи, где

пьют родители. Совместно с правоохранительными органами ведёт работу с

семьёй,

оказывает

ей

помощь,

осуществляет

контроль

за

жизнью

и

воспитанием

ребёнка,

приглашает

родителей

для

беседы

на

заседание

родительского комитета, как показывает практика,- весьма эффективная мера

воздействия.

Для второй группы неблагополучных семей характерны постоянные

ссоры

или

скрытые

конфликты,

взаимная

недоброжелательность,

раздражение. Обычно такие родители считают, что атмосфера постоянной

вражды на детях не сказывается. В работе с данной группой

семей

необходимо:

показать

родителям

от рицательно е

влияние

и х

взаимоотношений на поведение ребёнка, повысить чувство ответственности

за

его

нравственное

воспитание,

вызвать

у

родителей

желание

создать

ребёнку нормальную обстановку.

К третьей группе относятся семьи, где родители безответственно

относятся

к

воспитанию

детей,

отсутствует

должный

контроль

за

ними.

Нередко это семьи, в которых не сложились отношения, родители разошлись

и образовалась неполная семья - мать и дети. В работе с родителями этой

группы

решаются

следующие

задачи:

повысить

их

ответственность

за

воспитание ребёнка, пробудить у них интерес и желание заниматься с ним,

вызвать желание сотрудничать с детским садом.

Важной

задачей

в

работе

с

неблагополучными

семьями

является

разъяснение

правовых

и

медицинских

вопросов,

поэтому

в

детский

сад

приглашают ся

специа листы6

юристы,

инспекторы

по

д е л а м

несовершеннолетних, врач-психоневролог (Ветров Ю.Г.).

Прежде всего, необходимо глубоко разобраться в причинах семейного

неблагополучия,

понять,

поддержать,

помочь

взрослым

в

воспитании

ребёнка.



В раздел образования