Авторы: Рязанцева Анастасия Викторовна, Диденко Татьяна Алексеевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя политехническая школа №33"
Населённый пункт: города Старый оскол
Наименование материала: Статья
Тема: "Психологическая готовность ребенка к школе "
Раздел: начальное образование
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплексное
явление,
при
поступлении
детей
в
школу
часто
выявляется
недостаточная
сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это
ведет
к
затруднению
или
нарушению
адаптации
ребенка
в
школе.
Условно
психологическую готовность можно разделить на учебную готовность и социально-
психологическую готовность.
Ученики с социально-психологической неготовностью к обучению, проявляя
детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и
перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они
обычно
включаются
в
работу
только
при
непосредственном
обращении
к
ним
учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе,
нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания,
когда учитель или родители выражают недовольство их поведением, они жалуются
на то, что уроки неинтересные, школа плохая и учительница злая.
Существуют
различные
варианты
развития
детей
6-7
лет
с
личностными
особенностями, которые влияют на успешность в школьном обучении.
1.
Тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при
постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей,
обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать
плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок
учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные
требования, подчас не реальные.
Из-за
нарастания
тревожности
и
связанной
с
ней
низкой
самооценки,
снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность приводит к
ряду
других
особенностей
–
желанию
безумно
следовать
указаниям
взрослого,
действовать
только
по
образцам
и
шаблонам,
боязни
проявить
инициативу
формальному усвоению знаний и способов действий.
Взрослые, не довольные низкой продуктивностью учебной работы ребенка,
все больше и больше сосредотачиваются в общении с ним на этих вопросах, что
усиливает эмоциональный дискомфорт.
Получается
замкнутый
круг:
неблагоприятные
личностные
особенности
ребенка отражаются на качестве его учебной деятельности, низкая результативность
деятельности
вызывает
соответствующую
реакцию
окружающих,
а
это
отрицательная
реакция,
в
свою
очередь
усиливает
сложившиеся
у
ребенка
1
особенности. Разорвать этот порочный круг можно, изменив установки оценки и
родителя,
и
учителя.
Близкие
взрослые,
концентрируя
внимание
на
малейших
достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижает уровень его
тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных задач.
2.
Негативистическая демонстративность. Демонстративность –
особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании
к себе со стороны окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя
манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения
главной цели – обратить на себя внимание, получить одобрение. Если для ребенка с
высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то
для демонстративного ребенка – недостаток похвалы. Негативизм распространяется
не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не
принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из учебного процесса, ребенок
не
может
овладеть
необходимыми
знаниями
и
способами
действий,
успешно
учиться.
Источником
демонстративности,
ярко
проявляющейся
уже
в
дошкольном
возрасте,
обычно
является
недостаток
внимания
взрослых
к
детям,
которые
чувствуют себя в семье «заброшенными», «недолюбленными». Бывает, что ребенку
оказывается
достаточное
внимание,
а
оно
его
не
удовлетворяет
в
силу
гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах.
Завышенные
требования
предъявляются,
как
правило,
избалованными
детьми.
Дети с негативистической демонстративностью, нарушая правила поведения,
добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное
внимание,
все
равно
оно
служит
подкреплением
демонстративности.
Ребенок,
действуя
по
принципу:
«пусть
лучше
ругают,
чем
не
замечают»,
-
извращенно
реагирует на внимание и продолжает делать то за что его наказывают.
Таким детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее место
для
проявления
демонстративности
–
сцена.
Помимо
участия
в
утренниках,
концертах, спектаклях, детям походят другие виды художественной деятельности в
том числе и изобразительная.
Но самое главное – снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых
форм
поведения.
Задача
взрослых
–
обходиться
без
нотаций
и
назиданий,
не
обращать, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.
2
3.
«Уход
реальности»
-
это
еще
один
вариант
неблагоприятного
развития.
Он
проявляется,
когда
у
детей
демонстративность
сочетается
с
тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но
реализовывать
ее
в
резкой
театрализованной
форме
не
могут
из-за
своей
тревожности.
Они
малозаметны,
опасаются
вызвать
неодобрение,
стремятся
к
выполнению требований взрослых.
Неудовлетворенная
потребность
во
внимании
приводит
к
нарастанию
тревожности и еще большей пассивности, незаметности, которые обычно сочетаются
с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.
Не достигая существенных успехов в учении, такие дети так же, как и чисто
демонстративные, «выпадают» из процесса обучения на уроке. Но выглядит это
иначе; не нарушал дисциплины, не мешал работать учителю и одноклассникам, они
«витают в облаках».
Дети
любят
фантазировать.
В
мечтах,
разнообразных
фантазиях
ребенок
получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего
ему признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в художественном и
литературном творчестве. Но всегда в фантазировании, в отстраненности от учебной
работы отражается стремление к успеху и вниманию. В этом же заключается и уход
от не удовлетворяющей ребенка реальности. При поощрении взрослыми активности
детей,
проявление
к
результатам
их
учебной
деятельности
и
поисках
путей
творческой
самореализации
достигается
относительно
легкая
коррекция
их
развития.
Еще
одной
актуальной
проблемой
социально-психологической
готовности
ребенка является проблема формирования у детей качеств, благодаря которым они
могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, в
которых дети заняты общим делом и ему необходимо обладать достаточно гибкими
способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимо умение
войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение отступать и
защищаться.
Таким
образом,
социально-психологическая
готовность
к
обучению
предполагает
развитие
у
детей
потребности
в
общении
с
другими,
умением
подчиняться
интересам
и
обычаям
детской
группы
развивающиеся
способности
справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Психологическая готовность к школе – целостное образование. Отставание в
развитии
одного
компонента
рано
или
поздно
влечет
за
собой
отставание
или
3
искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются в тех случаях,
исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно
высокой,
но
в
силу
некоторых
личностных
особенностей
дети
испытывают
значительные трудности в учении. Преобладающая интеллектуальная неготовность
к обучению приводит к не успешности учебных действий, невозможности понять и
выполнить
требования
учителя
и,
следовательно,
низким
оценкам.
При
интеллектуальной
неготовности
возможны
разные
варианты
развития
детей.
Своеобразным вариантом является вербализм.
Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим развитием
памяти на фоне не достаточного развития восприятия и мышления. У таких детей
речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными грамматическими
конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время, предпочитая чисто
вербальное общение со взрослыми, дети не достаточно включаются в практическую
деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми.
Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать
по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторыми другими
особенностями, что не позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная работа с
этими
детьми
заключается
в
обучении
видам
деятельности,
характерным
дошкольного
возраста
–
игре,
конструированию,
рисованию,
т.е.
тем,
которые
соответствуют развитию мышления.
Заключение
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него
будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним
дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш
уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о
выходных, а из школы приходит скучный и напряженный. В чем же дело? А дело в
том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью,
а
сам
он
оказался
не
совсем
готовым
к
той
реальности,
которая
называется
" ш к о л ь н ы е
б у д н и " .
Почему же такое может произойти? Потому что дети представляют себе школу как
что-то
очень
интересное
и
связывают
поступление
в
первый
класс
с
положительными переменами в их жизни. Далеко не все ребята понимают, что
школьная жизнь - это прежде всего труд. Такой же труд как трудовая деятельность
взрослых людей, не всегда интересная и не всегда приятная.
4
Психологическая готовность к школьному обучению — сформированность у
ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение
учебной деятельностью в школе. Выделяют: общую психологическую готовность, о
которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития,
и специальную, о которой свидетельствуют достижения по программам дошкольного
обучения (счет в пределах десяти, скорость чтения) и общую личностную готовность
как
интегративный
показатель
уже
достигнутого
психического
развития
(произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и сверстником,
положительное отношение к школе и обучению). Индивидуальные показатели этих
форм готовности оцениваются при их сравнении с показателями возрастной нормы.
Психологическая
готовность
к
школьному
обучению
определяется
прежде
всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения
с
ними
развивающей
работы,
направленной
на
профилактику
школьной
неуспеваемости и дезадаптации.
Под
писхофизической
готовностью
понимается
физическое
созревание
ребенка, а также созревание структур мозга, обеспечивающее соответствующих
возрастной норме уровня развития психических процессов.
Под
интеллектуальной
готовностью
понимается
развитие
мыслительных
процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их,
выделять
существенные
признаки,
делать
выводы.
У
ребенка
должна
быть
определенная
широта
представлений,
в
том
числе
образных
и
нравственных,
соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Под
личностной
готовностью
понимается
наличие
развитой
учебной
мотивации, навыков общения и совместной деятельности. У ребенка должна быть
достигнута сравнительно хорошая эмоциональная и волевая устойчивость, на фоне
которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Несформированность одного из компонентов школьной готовности является
не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе:
в учебной и социально-психологической сфере.
Для
подготовки
ребенка
к
успешному
школьному
обучению
существуют
различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе,
диагностика школьной готовности и подготовка до школы.
5
Библиографический список
1.
Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 – 48 с.
2.
Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы
адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.
3.
Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с.
4.
Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 – 189 с.
5.
Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 – 189 с.
6.
Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе,
«Дошкольное воспитание» 1970 – 289 с.
7.
Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.
8.
Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической
готовности
детей
6-7
лет
к
школьному
обучению
«Психологическое
образование» 1997 – 235 с.
9.
Диагностическая
и
коррекционная
работа
школьного
психолога
/Под
редакцией Дубровиной М. 1987 – 235 с.
10.Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача М. 1992 – 16с.
11. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики
/Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 980 – с. 250-257
12.Кравцов Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в
школе», М., 1991 - 145 с.
13.Марлова Г. А. «Подготовка детей к школе в семье», М., 1976 - 190 с.
14.Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе», М. 1999 – 261
с.
15.Петроченко Г. Г. «Развитие детей 6 – 7 летнего возраста и подготовка их к
школе», М. 1978 – 291 с.
16.
«Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология», Дубровина И. В.,
Зацепин В. В., М., 1999 – 253 с.
6