Напоминание

"Психологическая готовность ребенка к школе "


Авторы: Рязанцева Анастасия Викторовна, Диденко Татьяна Алексеевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя политехническая школа №33"
Населённый пункт: города Старый оскол
Наименование материала: Статья
Тема: "Психологическая готовность ребенка к школе "
Раздел: начальное образование





Назад




Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплексное

явление,

при

поступлении

детей

в

школу

часто

выявляется

недостаточная

сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это

ведет

к

затруднению

или

нарушению

адаптации

ребенка

в

школе.

Условно

психологическую готовность можно разделить на учебную готовность и социально-

психологическую готовность.

Ученики с социально-психологической неготовностью к обучению, проявляя

детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и

перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они

обычно

включаются

в

работу

только

при

непосредственном

обращении

к

ним

учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе,

нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания,

когда учитель или родители выражают недовольство их поведением, они жалуются

на то, что уроки неинтересные, школа плохая и учительница злая.

Существуют

различные

варианты

развития

детей

6-7

лет

с

личностными

особенностями, которые влияют на успешность в школьном обучении.

1.

Тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при

постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей,

обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать

плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок

учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные

требования, подчас не реальные.

Из-за

нарастания

тревожности

и

связанной

с

ней

низкой

самооценки,

снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность приводит к

ряду

других

особенностей

желанию

безумно

следовать

указаниям

взрослого,

действовать

только

по

образцам

и

шаблонам,

боязни

проявить

инициативу

формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, не довольные низкой продуктивностью учебной работы ребенка,

все больше и больше сосредотачиваются в общении с ним на этих вопросах, что

усиливает эмоциональный дискомфорт.

Получается

замкнутый

круг:

неблагоприятные

личностные

особенности

ребенка отражаются на качестве его учебной деятельности, низкая результативность

деятельности

вызывает

соответствующую

реакцию

окружающих,

а

это

отрицательная

реакция,

в

свою

очередь

усиливает

сложившиеся

у

ребенка

1

особенности. Разорвать этот порочный круг можно, изменив установки оценки и

родителя,

и

учителя.

Близкие

взрослые,

концентрируя

внимание

на

малейших

достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижает уровень его

тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных задач.

2.

Негативистическая демонстративность. Демонстративность –

особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании

к себе со стороны окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя

манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения

главной цели – обратить на себя внимание, получить одобрение. Если для ребенка с

высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то

для демонстративного ребенка – недостаток похвалы. Негативизм распространяется

не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не

принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из учебного процесса, ребенок

не

может

овладеть

необходимыми

знаниями

и

способами

действий,

успешно

учиться.

Источником

демонстративности,

ярко

проявляющейся

уже

в

дошкольном

возрасте,

обычно

является

недостаток

внимания

взрослых

к

детям,

которые

чувствуют себя в семье «заброшенными», «недолюбленными». Бывает, что ребенку

оказывается

достаточное

внимание,

а

оно

его

не

удовлетворяет

в

силу

гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах.

Завышенные

требования

предъявляются,

как

правило,

избалованными

детьми.

Дети с негативистической демонстративностью, нарушая правила поведения,

добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное

внимание,

все

равно

оно

служит

подкреплением

демонстративности.

Ребенок,

действуя

по

принципу:

«пусть

лучше

ругают,

чем

не

замечают»,

-

извращенно

реагирует на внимание и продолжает делать то за что его наказывают.

Таким детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее место

для

проявления

демонстративности

сцена.

Помимо

участия

в

утренниках,

концертах, спектаклях, детям походят другие виды художественной деятельности в

том числе и изобразительная.

Но самое главное – снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых

форм

поведения.

Задача

взрослых

обходиться

без

нотаций

и

назиданий,

не

обращать, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.

2

3.

«Уход

реальности»

-

это

еще

один

вариант

неблагоприятного

развития.

Он

проявляется,

когда

у

детей

демонстративность

сочетается

с

тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но

реализовывать

ее

в

резкой

театрализованной

форме

не

могут

из-за

своей

тревожности.

Они

малозаметны,

опасаются

вызвать

неодобрение,

стремятся

к

выполнению требований взрослых.

Неудовлетворенная

потребность

во

внимании

приводит

к

нарастанию

тревожности и еще большей пассивности, незаметности, которые обычно сочетаются

с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.

Не достигая существенных успехов в учении, такие дети так же, как и чисто

демонстративные, «выпадают» из процесса обучения на уроке. Но выглядит это

иначе; не нарушал дисциплины, не мешал работать учителю и одноклассникам, они

«витают в облаках».

Дети

любят

фантазировать.

В

мечтах,

разнообразных

фантазиях

ребенок

получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего

ему признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в художественном и

литературном творчестве. Но всегда в фантазировании, в отстраненности от учебной

работы отражается стремление к успеху и вниманию. В этом же заключается и уход

от не удовлетворяющей ребенка реальности. При поощрении взрослыми активности

детей,

проявление

к

результатам

их

учебной

деятельности

и

поисках

путей

творческой

самореализации

достигается

относительно

легкая

коррекция

их

развития.

Еще

одной

актуальной

проблемой

социально-психологической

готовности

ребенка является проблема формирования у детей качеств, благодаря которым они

могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, в

которых дети заняты общим делом и ему необходимо обладать достаточно гибкими

способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимо умение

войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение отступать и

защищаться.

Таким

образом,

социально-психологическая

готовность

к

обучению

предполагает

развитие

у

детей

потребности

в

общении

с

другими,

умением

подчиняться

интересам

и

обычаям

детской

группы

развивающиеся

способности

справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Психологическая готовность к школе – целостное образование. Отставание в

развитии

одного

компонента

рано

или

поздно

влечет

за

собой

отставание

или

3

искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются в тех случаях,

исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно

высокой,

но

в

силу

некоторых

личностных

особенностей

дети

испытывают

значительные трудности в учении. Преобладающая интеллектуальная неготовность

к обучению приводит к не успешности учебных действий, невозможности понять и

выполнить

требования

учителя

и,

следовательно,

низким

оценкам.

При

интеллектуальной

неготовности

возможны

разные

варианты

развития

детей.

Своеобразным вариантом является вербализм.

Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим развитием

памяти на фоне не достаточного развития восприятия и мышления. У таких детей

речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными грамматическими

конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время, предпочитая чисто

вербальное общение со взрослыми, дети не достаточно включаются в практическую

деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми.

Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать

по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторыми другими

особенностями, что не позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная работа с

этими

детьми

заключается

в

обучении

видам

деятельности,

характерным

дошкольного

возраста

игре,

конструированию,

рисованию,

т.е.

тем,

которые

соответствуют развитию мышления.

Заключение

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него

будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним

дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш

уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о

выходных, а из школы приходит скучный и напряженный. В чем же дело? А дело в

том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью,

а

сам

он

оказался

не

совсем

готовым

к

той

реальности,

которая

называется

" ш к о л ь н ы е

б у д н и " .

Почему же такое может произойти? Потому что дети представляют себе школу как

что-то

очень

интересное

и

связывают

поступление

в

первый

класс

с

положительными переменами в их жизни. Далеко не все ребята понимают, что

школьная жизнь - это прежде всего труд. Такой же труд как трудовая деятельность

взрослых людей, не всегда интересная и не всегда приятная.

4

Психологическая готовность к школьному обучению — сформированность у

ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение

учебной деятельностью в школе. Выделяют: общую психологическую готовность, о

которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития,

и специальную, о которой свидетельствуют достижения по программам дошкольного

обучения (счет в пределах десяти, скорость чтения) и общую личностную готовность

как

интегративный

показатель

уже

достигнутого

психического

развития

(произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и сверстником,

положительное отношение к школе и обучению). Индивидуальные показатели этих

форм готовности оцениваются при их сравнении с показателями возрастной нормы.

Психологическая

готовность

к

школьному

обучению

определяется

прежде

всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения

с

ними

развивающей

работы,

направленной

на

профилактику

школьной

неуспеваемости и дезадаптации.

Под

писхофизической

готовностью

понимается

физическое

созревание

ребенка, а также созревание структур мозга, обеспечивающее соответствующих

возрастной норме уровня развития психических процессов.

Под

интеллектуальной

готовностью

понимается

развитие

мыслительных

процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их,

выделять

существенные

признаки,

делать

выводы.

У

ребенка

должна

быть

определенная

широта

представлений,

в

том

числе

образных

и

нравственных,

соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Под

личностной

готовностью

понимается

наличие

развитой

учебной

мотивации, навыков общения и совместной деятельности. У ребенка должна быть

достигнута сравнительно хорошая эмоциональная и волевая устойчивость, на фоне

которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Несформированность одного из компонентов школьной готовности является

не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе:

в учебной и социально-психологической сфере.

Для

подготовки

ребенка

к

успешному

школьному

обучению

существуют

различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе,

диагностика школьной готовности и подготовка до школы.

5

Библиографический список

1.

Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 – 48 с.

2.

Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы

адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.

3.

Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с.

4.

Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 – 189 с.

5.

Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 – 189 с.

6.

Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе,

«Дошкольное воспитание» 1970 – 289 с.

7.

Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.

8.

Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической

готовности

детей

6-7

лет

к

школьному

обучению

«Психологическое

образование» 1997 – 235 с.

9.

Диагностическая

и

коррекционная

работа

школьного

психолога

/Под

редакцией Дубровиной М. 1987 – 235 с.

10.Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача М. 1992 – 16с.

11. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики

/Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 980 – с. 250-257

12.Кравцов Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в

школе», М., 1991 - 145 с.

13.Марлова Г. А. «Подготовка детей к школе в семье», М., 1976 - 190 с.

14.Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе», М. 1999 – 261

с.

15.Петроченко Г. Г. «Развитие детей 6 – 7 летнего возраста и подготовка их к

школе», М. 1978 – 291 с.

16.

«Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология», Дубровина И. В.,

Зацепин В. В., М., 1999 – 253 с.

6



В раздел образования