Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС
Автор: Ковшова Альбина Владимировна Должность: старший воспитаттель Учебное заведение: МБДОУ д/с 10 "Белочка" Населённый пункт: Нижегородская область городской округ город Кулебаки Наименование материала: Статья Тема: Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС Раздел: дошкольное образование
Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального
мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС
Актуальность
проблемы
подготовки
высококвалифицированного,
свободно
мыслящего,
активно
действующего
воспитателя
дошкольного
образовательного
учреждения
на
современном
этапе
очевидна
для
всех.
Об
этом
говорится
и
в
273-ФЗ
«Законе
РФ
об
образовании»,
и
в
«Профессиональном стандарте педагога, и во «ФГОС ДО».
Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не
формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию,
обеспечивающую
отношение
к
педагогическому
труду.
Для
успешного
достижения
целей
в
деятельности
образовательного
учреждения
необходимо
стремление
самих
педагогов
работать
эффективно.
Профессиональная
компетентность
формируется
лишь в том случае, когда на смену
рецептурно – информационному подходу приходит компетентностный, который делает
педагога
наиболее активным участником поиска решений типичных проблем, которые
возникают
в его
деятельности.
Педагог
должен
не
только
отслеживать
и
изучать
стремительно
происходящие
изменения
в
профессиональной отрасли, но и овладевать современными педагогическими технологиями.
Педагогическая деятельность по своей сути является творческой. Тезис о том, что творческое
отношение
к
воспитательно-образовательному
процессу
есть
показатель
духовной
зрелости,
социальной
активности
педагога,
еще
не
означает
готовности
мобилизоваться
на
творчество
и
инициативу.
Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства или педагогического изобретения,
но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может
приобщиться каждый.
Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам,
прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной
связи.
Для
решения
данной
проблемы
актуально
использование
активных
форм
работы
в
системе
образования взрослых, в процессе которых педагоги не получают готовые знания, а проектируют
способы
решения
какой-либо
проблемы
в
процессе
самостоятельного
изучения
методической
литературы, сравнения и анализа разных точек зрения во время дискуссий, деловых игр; создание
творческих групп, что создает условия для развития творчества воспитателей.
Не вызывает сомнения, что использование активных форм методической работы в дошкольном
учреждении способствует профессиональному совершенствованию педагогов, повышению качества
образовательной работы, а также развитию учреждения в целом.
В нашем детском саду используются разные активные формы методической работы с педагогами.
- Очень интересная активная форма работы – выпуск тематических стенгазет.
Выпуск стенгазет –
интересная
форма
работы,
которая
не
только
объединяет
сотрудников,
но
и
помогает
развить
творческие способности взрослых.
- Участие в сетевых семинарах – новая, современная активная форма самообразования.
Участие
в
профессиональных
сетевых
объединениях
позволяет
педагогам,
живущим
в
разных
уголках
страны
и
за
рубежом,
общаться
друг
с
другом,
решать
профессиональные
вопросы
и
повышать свой профессиональный уровень.
- Семинар – пресс-конференции помогают быстро находить информацию по отдельным проблемам,
г л у б о к о
о с м ы с л и в а т ь
е ё ,
о б с у ж д а т ь
о т д е л ь н ы е
в о п р о с ы
с
к о л л е г а м и .
-
Игровое
моделирование -
деловые
и
ролевые
игры
подразумевают
моделирование
реального
процесса, во время которых принимают оптимальные профессиональные решения на основе анализа
искусственно созданных педагогических ситуаций.
- Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и
педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению
педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей
позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство
юмора
-
Метод «Кейсов» – неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в
непосредственном
обсуждении
деловых
ситуаций
и
задач,
взятых
из
реальной
практики.
-
«Аквариум»
-
форма
диалога,
когда
педагогам
предлагают
обсудить
проблему
«перед
лицом
общественности».
- Метод «Модерации» - этот методпозволяет «заставить» людей действовать в одной команде для
разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение
проблемы
Методические посиделки - формирование правильной точки зрения по определенной педагогической
проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе педагогов.
Ещё одна
форма,
которой можно пользоваться перед открытыми мероприятиями для
воспитателей города, области, родителей - это настрой педагога на успешную работу - «Квик –
настройка».
Таким образом, использование активных форм работы с педагогами помогает повысить уровень
профессиональной
подготовки
педагогов.
Инновационные
подходы
к
управлению
методической
работой
способствуют
формированию
у
воспитателей
интереса
к
современным
технологиям,
выработке у них устойчивого педагогического мышления, повышают уровень качества организации
воспитательного процесса и сплачивают коллектив педагогов. У педагогов значительно повышается
мотивация к повышению квалификации, трансляции своего педагогического опыта на различных
уровнях (муниципальном, региональном, всероссийском), участию в конкурсах различных уровней.
Пройдя через разные формы методической работы, организованной с использованием активных
методов обучения, педагоги повышают профессиональный уровень.
Компетенции, которыми владеет современный педагог, должны быть не только сформированными и
используемыми
в
педагогической
практике,
но
значительная
часть
их
должна
постоянно
совершенствоваться, причём, в большей степени и с большей скоростью и эффективностью, чем в
любых других сферах.
Свою статью хочется закочить словами Конфуция: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний.
Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только
того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три».
Нижегородская область
Городской округ город Кулебаки
Старший воспитатель МБДОУ д/с 10 «Белочка»
Ковшова Альбина Владимировна