Автор: Жданова Евгения Игоревна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №2"
Населённый пункт: г. Губкинский
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительного искусства
Тема: "МУЗЕЙ В КАРТИНКАХ"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«
ДЕТСКАЯ
ШКОЛА
ИСКУССТВ
№2»
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа
в области изобразительного искусства
«МУЗЕЙ В КАРТИНКАХ»
Предметная область
ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.01. КАРТИНКИ ДЛЯ ВЫСТАВКИ
г. Губкинский 2018
«Рассмотрено»
Методическим советом МБУ ДО
«Детская школа искусств № 2»
Протокол №__от__ __________2018 г.
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«Детская школа искусств №2»
______________ Пастушенко В.А.
Приказ №__от__ __________2018г.
Разработчик:
Жданова Е. И. - преподаватель изобразительного искусства
МБУ ДО «Детская школа искусств №2».
Виноградова Т. В. - преподаватель изобразительного искусства
МБУ ДО «Детская школа искусств №2».
Мостовая С.В. - преподаватель изобразительного искусства
МБУ ДО «Детская школа искусств №2».
Рецензент:
Рецензент:
2
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на
реализацию учебного предмета;
- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Методы обучения;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план;
- Годовые требования. Содержание разделов и тем.
3. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения.
4. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки.
5. Методическое обеспечение учебного процесса
6. Список литературы и средств обучения
- Список рекомендуемой методической и учебной литературы;
- Перечень средств обучения.
3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета,
его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Картинки для выставки» разработана на основе «Рекомендаций
по организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств» (приложение к письму Министерства
культуры Российской Федерации от 19 ноября 2013 года №191-01-39/06-ги), примерной
программы учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование», и с учетом
многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства.
Учебный предмет «Картинки для выставки» занимает важное место в комплексе предметной
области «Художественно – творческая подготовка» и рассчитан на четыре года освоения. Он
является базовой составляющей дисциплиной для начального обучения и является основой для
углублённого изучения предметов: «Рисунок», «Живопись» и «Композиция» в области
изобразительного искусства в последующий четырёхлетний период освоения программы.
Программа предмета «Картинки для выставки» состоит из двух разделов: графики и
цветоведения, которые составляют два основных направления в содержании учебного предмета
на протяжении всего периода обучения.
Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму
требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в
разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые
темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные
детьми знания, а также выработать необходимые навыки. Гибкое соединение элементов заданий
позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию
творческого интереса к изобразительной деятельности у учащихся.
Тематика учебного предмета имеет специфическую наклонность, направленную на освоение
русской народной культуры и углубленное изучение особенностей культуры коренных народов
севера. Наглядным и достоверным получением информации для изучения предмета являются
школьные музеи: музей-мастерская народного быта и культуры; «Волшебные узоры России»;
галерея детского творчества «Художник Ямала» и школьный краеведческий музей «Культура и
быт лесных ненцев».
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу,
закрепляя его и постепенно усложняя.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Картинки для выставки» составляет четыре года в рамках
дополнительной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства.
Программа реализуется с 1 по 4 классы, продолжительность учебных занятий составляет в 1
классе - 33 недели, во 2-4 классах - 34 недели в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения
на реализацию учебного предмета
Часовая нагрузка по предмету устанавливается учебным планом и составляет:
за 1 учебный год – 99 часов, из которых- 66 часов – аудиторные занятия, 33 часа –
самостоятельная работа;
за 2 учебный год - 102 часа, из которых- 68 часов – аудиторные занятия, 34 часа –
самостоятельная работа.
за 3 учебный год - 102 часа, из которых- 68 часов – аудиторные занятия, 34 часа –
самостоятельная работа.
за 4 учебный год - 102 часа, из которых- 68 часов – аудиторные занятия, 34 часа –
самостоятельная работа.
Максимальная учебная нагрузка по учебному предмету составляет 405 часов, из которых - 270
4
часов – аудиторные занятия, 135 часов – самостоятельная работа.
Сведения о затратах учебного времени и графике
промежуточной аттестации
Вид учебной работы,
аттестации, учебной
нагрузки
Затраты учебного времени, график промежуточной и
итоговой аттестации
Всего
часов
Классы
1
2
3
4
Полугодия
1
2
3
4
5
6
7
8
Аудиторные занятия
(в часах)
30
36
32
36
32
36
32
36
270
Самостоятельная работа
(в часах)
15
18
16
18
16
18
16
18
135
Максимальная учебная
нагрузка (в часах)
45
54
48
54
48
54
48
54
405
Форма промежуточной и
итоговой аттестации
КУ
З
КУ
З
КУ
З
КУ
ВЗ
Промежуточная аттестация:
КУ – контрольный урок;
З – зачёт.
Итоговая аттестация:
В-З – выпускной зачёт.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма занятий - групповая, количество человек в группе - 15 человек. Групповая форма занятий
позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия подразделяются на аудиторные
занятия и самостоятельную работу.
Цели и задачи учебного предмета
Цели:
Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития и творческого труда
учащихся.
Формирование у детей комплекса начальных знаний, умений и навыков в области
изобразительного искусства.
Обеспечение духовно – нравственного, гражданско – патриотического и трудового воспитания
учащихся.
Формирование понимания основ художественной культуры как неотъемлемой части культуры
духовной.
Социализация и адаптация учащихся к жизни в обществе.
Сформировать более глубокое понимание культуры и быта народов севера
Познакомить с традициями и особенностями русской народной культуры
Задачи:
Развивать художественно-творческие способности детей (фантазия, эмоциональное отношение
к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образная память).
Воспитывать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость на прекрасное.
Формировать элементарные основы изобразительной грамоты (чувство ритма, цветовая
гармония, композиция, пропорциональность и т.д.).
Способствовать приобретению опыта творческой деятельности, умениям работать с различными
художественными материалами, умениям изображать объекты окружающего мира с натуры и по
5
памяти.
Содействовать овладению детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
Воспитать у обучающихся чувство патриотизма, гражданскую активность, формировать
интерес к истории страны, уважительное и бережное отношение к русской культуре.
Развивать интерес к культуре и быту коренных народов севера.
Методы обучения
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития
детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе
применяются следующие основные методы:
объяснительно - иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, и возможностей других материалов).
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы примерные требования, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание
учебного предмета».
Описание материально – технических условий
реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и
видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут
пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных
ремёсел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной,
дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству,
а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью,
наглядными пособиями, интерактивной доской.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Картинки для выставки» занимает особое место в системе художественно –
творческой подготовки детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего
изучения предметов в области изобразительного искусства.
Программа ориентирована на знакомство с различными видами изобразительного искусства,
художественными техниками, приёмами и способами ведения творческой работы. Большая
часть заданий призвана развивать образное мышление, воображение, внимание,
наблюдательность, зрительную память, творческие способности учащихся.
6
Учебно – тематический план
Первый год обучения
№
Наименование
раздела,
темы
Вид
учебного
занятия
Общий объём времени в часах
Максималь
ная
учебная
нагрузка
Самостоя
тельная
работа
Аудиторные
занятия
99
33
66
I Полугодие
1.1
Многообразие линий в природе.
Зарисовки северных растений.
Урок
3
1
2
1.2
Выразительные средства
композиции: точки, линии, пятна.
Рисование осеннего букета и
ямальской ягоды.
Урок
3
1
2
1.3
Выразительные возможности цветных
карандашей. Рисование северного
сияния.
Урок
3
1
2
1.4
Техника работы пастелью. Эскизы
экспонатов музея «Волшебные
узоры России».
Урок
6
2
4
1.5
Орнамент. Русские народные мотивы.
Урок
6
2
4
1.6
Орнамент. Северные узоры.
Урок
6
2
4
1.7
Кляксография. Народные сюжеты.
Урок
3
1
2
1.8
Пушистые образы. Животные
тайги.
Урок
6
2
4
1.9
Фактуры. Мох и шишки.
Урок
4
1
3
1.10
Творческая композиция. Убранство
чума.
Урок
6
2
4
1.11
Контрольный урок
Контрольн
ый
просмотр
2
1
1
ИТОГО:
48
16
32
II Полугодие
2.1
Вводное творческое задание «Чем и
как рисует художник». Растения
севера.
Урок
3
1
2
2.2
Цветовой спектр. Основные и
составные цвета. Русский народный
орнамент.
Урок
3
1
2
2.3
Цветовые растяжки. Зимний пейзаж.
Урок
3
1
2
2.4
Теплые и холодные цвета. Колорит
русских народных костюмов
Урок
6
2
4
2.5
Техника работы акварелью «вливание
цвета в цвет». Узоры тканых ковров.
Урок
6
2
4
2.6
Техника работы акварелью «мазками».
Урок
6
2
4
2.7
Техника работы акварелью «по -
сырому» на мятой бумаге. Чум
зимой и летом.
Урок
3
1
2
2.8
Техника работы акварелью «сухая
Урок
3
1
2
7
кисть». Северные красоты.
2.9
Техника работы гуашью.
Выразительные особенности белой
краски и ее оттенков. Зимние
забавы.
Урок
3
1
2
2.10
Творческое задание «Портрет
крестьянки»
Урок
3
1
2
2.11
Смешанная техника. Рисование
обережных куколок.
Урок
4
1
3
2.12
Творческая композиция
Урок
6
2
4
2.13
Зачёт
Творчес
кий
просмотр
2
1
1
ИТОГО:
51
17
34
Второй год обучения
№
Наименование
раздела,
темы
Вид
учебного
занятия
Общий объём времени в часах
Максималь
ная
учебная
нагрузка
Самостоя
тельная
работа
Аудиторные
занятия
102
34
68
1. Раздел «ГРАФИКА»
1.1
Противостояние линии.
Характерные особенности линий.
«Северные пейзажи»
Урок
3
1
2
1.2
Работа с геометрическими
формами. Применение тона.
«Ненецкий орнамент»
Урок
6
2
4
1.3
Стилизация. «Русские узоры»
Урок
6
2
4
1.4
Абстракция. Русские народные
сказки.
Урок
3
1
2
1.5
Текстура. Народный быт и культуры.
Урок
3
1
2
1.6
Ритм. Народный орнамент.
Урок
6
2
4
1.7
Симметрия. Пятно. Северный лес.
Урок
3
1
2
1.8
Асимметрия. Убранство чума.
Урок
3
1
2
1.9
Линия горизонта. Плановость.
Ямальский пейзаж.
Урок
3
1
2
1.10
Техника работы фломастерами.
«Аленький цветочек».
Урок
3
1
2
1.11
Буквица. «Веселая азбука».
Урок
6
2
4
1.12
Контрольный урок
Контрольн
ый
просмотр
3
1
2
ИТОГО:
48
16
32
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
2.1
Большой цветовой круг. Названия
цветов большого цветового круга.
«Теплохолодность цвета».
Урок
3
1
2
2.2
Нюансы. Многообразие оттенков
цвета. Веточка рябины.
Урок
3
1
2
8
2.3
Контрасты. Контрастные пары
цветов. Ненецкий пояс.
Урок
6
2
4
2.4
Цвет в тоне. Русские предметы быта.
Урок
3
1
2
2.5
Ахроматические цвета. Полярные
животные.
Урок
6
2
4
2.6
Локальный цвет и его оттенки.
«Русские яства».
Урок
6
2
4
2.7
Плановость. Разнообразие северных
пейзажев.
Урок
3
1
2
2.8
Выделение композиционного центра
посредством цвета. Доминанта,
акцент. Корзина с урожаем.
Урок
6
2
4
2.9
Условный объем. Освещенность
предметов. В избе у бабушки.
Урок
6
2
4
2.10
Изучение нетрадиционных
живописных приемов. Ямальские
мотивы.
Урок
3
1
2
2.11
Творческая композиция
Урок
6
2
4
2.12
Зачёт
Творчес
кий
просмотр
3
1
2
ИТОГО:
54
18
36
Третий
год обучения
№
Наименование
раздела,
темы
Вид
учебного
занятия
Общий объём времени в часах
Максималь
ная
учебная
нагрузка
Самостоя
тельная
работа
Аудиторные
занятия
102
34
68
1. Раздел «ГРАФИКА»
1.1
Равновесие. Натюрморт из
народных бытовых предметов.
Урок
3
1
2
1.2
Статика. Динамика. Образ жизни
народов севера.
Урок
6
2
4
1.3
Силуэт. Русская изба.
Урок
3
1
2
1.4
Шахматный прием в декоративной
графике. «Самовар».
Урок
6
2
4
1.5
Перспектива. Город Губкинский.
Урок
6
2
4
1.6
Пластика животных. «Мишки на
севере».
Урок
6
2
4
1.7
Работа фломастерами (цветными
карандашами). Ненецкая одежда.
Урок
3
1
2
1.8
Пластика человека. Поселение
ненцев.
Урок
6
2
4
1.9
Графическая композиция.
Урок
6
2
4
1.10
Контрольный урок
Контрольн
ый
просмотр
3
1
2
ИТОГО:
48
16
32
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
9
2.1
Локальный цвет и его оттенки.
«Красная книга Ямала».
Урок
6
2
4
2.2
Тональные контрасты. Темное на
светлом, светлое на темном.
Натюрморт на бытовую тему.
Урок
6
2
4
2.3
Колорит. Нюансные или контрастные
гармонии. Русский костюм.
Урок
3
1
2
2.4
Цветовые гармонии в пределах 2-3-
х цветов. Зимний пейзаж.
Урок
6
2
4
2.5
Приём работы акварельной
живописи «по – сырому». Мхи и
лишайники.
Урок
6
2
4
2.6
Изучение богатства оттенков цвета
на природных объектах.
Экспонаты музея.
Урок
6
2
4
2.7
Лессировочное письмо. Русская печь.
Урок
6
2
4
2.8
Гризайль. Бытовые предметы
древней Руси.
Урок
6
2
4
2.9
Творческая композиция
Урок
6
2
4
2.10
Зачёт
Творчес
кий
просмотр
3
1
2
ИТОГО:
54
18
36
Четвёртый год обучения
№
Наименование
раздела,
темы
Общий объём времени в часах
Вид
учебного
занятия
Максималь
ная
учебная
нагрузка
Самостоя
тельная
работа
Аудиторные
занятия
102
34
68
1. Раздел «ГРАФИКА»
1.1
Световоздушная среда. «По
тундре».
Урок
6
2
4
1.2
Выразительные средства
графической композиции.
Городские достопримечательности
Губкинского.
Урок
6
2
4
1.3
Рисунок фрагмента интерьера
комнаты. Русская изба.
Урок
6
2
4
1.4
Передача характерных
особенностей и пропорций натуры.
Музейные экспонаты.
Урок
6
2
4
1.5
Наброски и зарисовки с натуры
фигуры человека. «Русские
народные танцы».
Урок
6
2
4
1.6
Техника работы с углём. Мастерская
народного быта.
Урок
3
1
2
1.7
Техника работы с сангиной. Чаепитие
Урок
3
1
2
10
с блинами.
1.8
Техника работы соусом. Вьюга и
ветер.
Урок
3
1
2
1.9
Творческая графическая композиция.
Урок
6
2
4
1.10
Контрольный урок
Контрольн
ый
просмотр
3
1
2
ИТОГО:
48
16
32
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
2.1
Приёмы работы акварельной
живописи «a la prima». Бытовые
предметы народов севера.
Урок
6
2
4
2.2
Выявление композиционного центра
за счёт контраста. «Времена года на
Ямале».
Урок
6
2
4
2.3
Передача света и теплохолодности в
интерьере. Убранство чума.
Урок
6
2
4
2.4
Смешанная техника. Морозные
узоры.
Урок
9
3
6
2.5
Ритм. Дары тайги.
Урок
6
2
4
2.6
Психология цвета. Русские
сказки.
Урок
3
1
2
2.7
Тематическая композиция. Экскурсия
по школьным музеям.
Урок
6
2
4
2.8
Тематическая композиция
Урок
12
4
8
ИТОГО:
54
18
36
Годовые требования.
Содержание разделов и тем
Первый год обучения
I полугодие
Раздел «ГРАФИКА»
1.1. Тема: Многообразие линий в природе. Зарисовки северных растений.
Знакомство с пластическим разнообразием линий. Понятие «живая линия». Освоение
графического языка. Выполнение зарисовок хвойных деревьев (веток, коры дерева, иголки,
шишки), трав и кустарников, мха, ягод и грибов. Использование формата А3 (белый или
тонированный), фломастеров или гелиевых ручек. Самостоятельная работа: выполнить 3 - 4
упражнения на характер линий: волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная и т.д.
1.2. Тема: Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна. Рисование осеннего
букета и ямальской ягоды.
Знакомство с выразительными средствами графической композиции. Выполнение зарисовок
(например, букет из веток рябины, рисование от пятна, гроздьев с ягодами, листья, все это
соединяется веточками т.д.), рисование куста ягод (черника, голубика, брусника).
Использование Формата А3, восковые или пастельные мелки. Самостоятельная работа:
заполнение формы шаблона - олень (линия), ель (точка), гриб (пятно).
1.3. Тема: Выразительные возможности цветных карандашей. Рисование северного сияния.
Знакомство с цветными карандашами. Работа штрихом, пятном. Знакомство с цветовыми переходами.
Выполнение рисунка по шаблону (например, цветовые переходы в северном сиянии). Использование
11
формата А3, цветных карандашей.
Самостоятельная работа: выполнение плавных цветовых переходов (цветовые растяжки).
1.4. Тема: Техника работы пастелью. Эскизы экспонатов музея «Волшебные узоры России».
Освоение навыков рисования пастелью, изучение технологических особенностей работы (растушевка,
штриховка, затирка). Выполнение эскизов с экспозиции «Русская изба». Использование пастельной
бумаги (формат А3), пастели, фиксажа. Самостоятельная работа: посещение действующих
выставок работ художников.
1.5. Тема: Орнамент. Русские народные мотивы.
Знакомство с классификацией орнамента. Роль орнамента в жизни людей. Выполнение эскизов
«Лоскутное одеяло», салфетка, скатерть, по мотивам инсталяции в музее «Волшебные узоры России».
Использование формата А3, фломастеров, линеров.
Самостоятельная работа: создание орнаментов из геометрических элементов (круг, квадрат, ромб,
треугольник и др.).
1.6. Тема: Орнамент. Северные узоры.
Дать понятие о композиционном ритме. Знакомство с правилами построения простого ленточного
орнамента, по мотивам работ из краеведческого музея «Культура и быт лесных ненцев». Выполнение
эскиза орнамента шапочки, варежек, перчаток. Использование акварели, фломастеров, формат А3.
Самостоятельная работа: выполнение простых геометрических, растительных орнаментов.
1.7.Тема: Кляксография. Народные сюжеты.
Знакомство с понятием образность. Создать пятно (кляксу) из ограниченной палитры акварели (туши) и
постараться увидеть в нем образ и дорисовать его. Выполнение эскизов (например, «Поселение
ненцев», животное, посуда, обувь). Использование формата A3, акварели, туши, белой гуаши,
гелиевых ручек. Самостоятельная работа: закрепление материала посредствам дорисовки пятен
(связь формы пятна с образом).
1.8. Тема: Пушистые образы. Животные тайги.
Продолжать обучать основным приемам техники «по-сырому», применение новой техники в
творческих работах. Выполнение этюдов (например, этюды зайцев, медведей, песцов или
собак). Использование формата А3, туши или черной акварели, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: знакомство с работами художников-иллюстраторов детских книг.
1.9. Тема: Фактуры. Зарисовки в школьном краеведческом музее «Культура и быт лесных
ненцев»».
Знакомство с материальностью окружающего мира средствами графики. Выполнений
упражнений и зарисовок с натуры (мох, шишки, камушки и др.) и творческих заданий
(например, пенек с грибами). Использование формата А3, черного фломастера, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: изображение моха, камней, коры деревьев.
1.10. Тема: Творческая композиция. Убранство чума.
Использование различных фактур (кожа, мех, перья, чешуя). Выполнение зарисовок экспонатов
музея «Культура и быт лесных ненцев» (мех, перья, кожа, чешуя и др.) для творческого задания
(например, животные Севера). Использование формата А3, пастели. Самостоятельная работа:
выполнение рисунка домашнего животного в технике «пастель».
1.11. Тема: Контрольный урок. Контрольный просмотр.
II полугодие
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
2.1. Тема: Вводное творческое задание «Чем и как рисует художник». Растения севера.
Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с материалами и рабочими
инструментами, их свойствами и правильным использованием. Выполнение упражнений на
проведение разных штрихов, линий, мазков, заливок (Этюды северных растений, ягод, грибов).
Использование формата А3, карандаша, акварели, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: закрепление
пройденного материала.
2.2. Тема: Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Русский народный орнамент.
Знакомство с понятием "цветовой круг", последовательностью спектрального расположения цветов.
12
Знакомство с основными и составными цветами. Выполнение эскизов (например, русский
народный орнамент). Использование акварели, формата А3. Самостоятельная работа: закрепление
материала, изображение радуги.
2.3. Тема: Цветовые растяжки. Зимний пейзаж.
Изучение возможностей цвета, его преобразование (высветление, затемнение). Выполнение этюдов
(например, «Северное сияние»). Использование акварели, формата А3. Самостоятельная работа:
выполнение тоновых растяжек.
2.4. Тема: Теплые и холодные цвета. Колорит русских народных костюмов
Знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета. Выполнение этюдов (например, зарисовки
тряпичных кукол в народных костюмах). Использование акварели, формата А3. Самостоятельная
работа: изображение пера волшебной птицы Сирин.
2.5. Тема: Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет». Узоры тканых ковров.
Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Изучение узоров на тканых коврах из
музея «Волшебные узоры России». Выполнение эскизов по данной тематике. Использование
акварели, формата А3. Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение акварельных
заливок.
2.6. Тема: Техника работы акварелью «мазками».
Дальнейшее развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов и
упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой работы (например, «Глухарь»).
Использование акварели, формата А3. Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями
художников, работавших в этой технике.
2.7. Тема: Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге. Чум зимой и летом.
Многообразие оттенков серого цвета. Развитие и совершенствование навыков работы акварелью.
Выполнение эскизов чума из музея «Культура и быт лесных ненцев». Использование формата А3,
акварели, мятой бумаги. Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение этюда с натуры
(например, клубки ниток).
2.8. Тема: Техника работы акварелью «сухая кисть». Северные красоты.
Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (например,
«Ветреный день», «На стойбище оленей», «Птичье гнездо» и т. д). Использование формата А3,
акварели). Самостоятельная работа: закрепление приема.
2.9. Тема: Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков.
Зимние забавы.
Знакомство с техникой работы гуашью, учить составлять оттенки белого цвета путем смешивания с
различными цветами. Выполнение этюдов (например, «Белые медведи», «Зайчик зимой», «Белы лебеди»,
«Голубки»). Использование пастельной бумаги, гуаши, формата А3. Самостоятельная работа: рисунок
снеговика на темной пастельной бумаге.
2.10. Тема: Творческое задание «Портрет крестьянки»
Обогащение чувственного опыта детей через эстетическое восприятие портретной живописи.
Знакомство с жанром «портрет». Выполнение эскизов (например, портрет с репродукций известных
художников). Использование техники на выбор: акварель, гуашь, пастель, формат А3.
Самостоятельная работа: знакомство с жанром «портрет» (на примере работ известных художников: И.
Репина, В. Серова, Ренуара, А. Модильяни, П. Гогена и др.)
2.11. Тема: Смешанная техника. Рисование обережных куколок.
Учить применять разные техники и технологии в одной композиции. Показать разные куклы-
обереги, рассказать их значение в русской культуре. Выполнение эскизов обережных куколок.
Использование материалов на выбор учащихся, формата А3. Самостоятельная работа:
выполнение творческой работы на заданную тему в формате А5.
2.12. Тема: Творческая композиция.
Выполнение итоговой творческой композиции согласно пройденным темам. Использование
материалов на выбор учащихся, формата А3. Передача эмоционального состояния автора.
Самостоятельная работа: Экскурсия в музей для выполнения зарисовок.
2.13. Тема: Зачет. Творческий просмотр, выставка в галерее.
13
Второй год обучения
I полугодие
1. Раздел «ГРАФИКА»
1.1. Тема: Противостояние линии. Характерные особенности линий. «Северные пейзажи»
Продолжать знакомить с разнообразием линий в природе. Пластика линий. Выполнение
зарисовок (например, северные пейзажи). Различие пространственных планов в пейзаже.
Использование формата А3, белой и черной туши. Самостоятельная работа: выполнение
упражнения на характер линий (колкая, плавная, тонкая, ломаная; линия, разная по толщине и
др.), формат А4.
1.2. Тема: Работа с геометрическими формами. Применение тона. «Ненецкий орнамент»
Изучение плоских форм с тональным разбором. Выполнение зарисовок с натуры (например,
«мужской и женский пояс»). Использование формата А3, простого карандаша. Самостоятельная
работа: заполнение штрихом простых геометрических форм (ромб, треугольник, квадрат,
трапеция, круг и др.).
1.3. Тема: Стилизация. «Русские узоры»
Преобразование геометризированной формы в пластичную. Формирование умения сравнивать,
анализировать и преобразовывать геометрическую форму в пластичную. Выполнение
упражнения - наброска схематичного изображения (посуда, обувь, и т.д.) и творческого задания.
Форма декорируется простым орнаментом. Использование формата А3, фломастеров, гелиевых
ручек. Самостоятельная работа: изображение геометрического и пластического рисунка одного
и того же предмета быта.
1.4. Тема: Абстракция. Русские народные сказки.
Преобразование пластической формы в геометризированную. Развитие умения сравнивать и
преобразовывать пластическую форму в геометрическую, работать над цельностью образа. Выполнение
зарисовки животного из русских народных сказок (лисичка-сестричка, бычок - смоляной бочок,
косолапый мишка, мышка-норушка). Сначала преподаватель демонстрирует изображение
реального животного, а затем образ сказочного (книжного героя), а после предлагает выполнить образ
из геометрических фигур. Геометрические формы различны по размеру и характеру. Использование
формата А3, фломастеров, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: знакомство с образами героев
детских книг.
1.5. Тема: Текстура. Народный быт и культуры.
Развитие художественных способностей, воспитание внимательного отношения к изображаемому
объекту и стилизованного представления его в виде рисунка. Выполнение зарисовок природных форм с
натуры, (например, каряга, дерево). Использование формата A3, гелиевых ручек, фломастеров.
Самостоятельная работа: наблюдение за природными формами, выполнение фотографий собственных
наблюдений.
1.6. Тема: Ритм. Народный орнамент.
Дать представление о ритмичной композиции, знакомить с понятием ритма в орнаментальной композиции
(простой и сложный ритм), природные (растительные) ритмы в народном орнаменте, выполнение
орнаментальной композиции. Использование формата А3, фломастеров, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: рисунки по теме.
1.7. Тема: Симметрия. Пятно. Северный лес.
Знакомство с понятием «симметрия», закрепление понятия «пятна», как выразительного средства
композиции. Выполнение копий и зарисовок с натуры (например, насекомых, северных грибов).
Использование формата А3, гелиевых ручек, фломастеров. Самостоятельная работа: вырезание
симметричного изображения из черной бумаги.
1.8. Тема: Асимметрия. Убранство чума.
Знакомство с понятием «асимметрия», асимметрия в природе. Выполнение зарисовок предметов быта
сложной формы (например, чайник, графин, фонарик, и др.). Использование формата А3, гелиевых
14
ручек, фломастеров. Самостоятельная работа: фотографирование предметов асимметричной
формы.
1.9. Тема: Линия горизонта. Плановость. Ямальский пейзаж.
Знакомство с понятием «линия горизонта», изучение плановости в пейзаже. Выполнение зарисовки
северного пейзажа с 2-3-мя планами. Использование гелиевой ручки, формата А3.
Самостоятельная
работа: знакомство с творчеством художников, работающих в жанре «пейзаж», посещение галереи
творчества «Художник Ямала».
1.10. Тема: Техника работы фломастерами. «Аленький цветочек».
Создание декоративного образа. Выполнение эскиза - образа (например, волшебный цветок
«Аленький цветочек»). Использование формата А3, гелиевых ручек, фломастеров. Самостоятельная
работа: выполнение упражнений на различные техники (заполнение шаблона точками, штрихами,
сетками, ровным тоном).
1.11. Тема: Буквица. «Веселая азбука».
Знакомство с буквицей, как элементом книжной графики, воспитание эстетического вкуса через
рисование структурного элемента книжной графики - буквицы. Выполнение эскиза образа буквицы,
подчеркивая характерные особенности буквы. Использование формата А3, фломастеров, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: знакомство с видами шрифтов, буквицами, со стихотворениями детских
поэтов о русском алфавите (И. Токмакова, Б. Захадер).
1.12. Контрольный урок. Контрольный просмотр.
II полугодие
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
2.1. Тема: Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга. «Теплохолодность
цвета».
Названия цветов большого цветового круга. «Тепло-холодность» цвета. Знакомство с большим цветовым
кругом, основными, составными цветами, с дополнительными холодными и теплыми цветами.
Выполнение этюдов на тепло-холодность оттенков одного цвета (например, «Времена года» и др.).
Использование формата А3, акварели. Самостоятельная работа: выполнение упражнения, поиск
теплого и холодного оттенка в пределах одного цвета.
2.2. Тема: Нюансы. Многообразие оттенков цвета. Веточка рябины.
Многообразие оттенков цвета. Знакомство с понятиями: «локальный цвет» и «оттенок». Выполнение
этюдов с натуры (например, «ягоды», ветка рябины). Использование формата А3, акварели, пастели.
Самостоятельная работа: собрать коллекцию пуговиц, бусин, фантиков в пределах одного цвета.
2.3. Тема: Контрасты. Контрастные пары цветов. Ненецкий пояс.
Контрастные пары цветов. Знакомство с контрастными парами цветов, их способностью «усиливать»
друг друга. Выполнение ненецкого орнамента на поясе, значения цветового решения. Использование
формата А3, акварели, пастели. Самостоятельная работа: упражнение-аппликация «Пары
контрастных цветов).
2.4. Тема: Цвет в тоне. Русские предметы быта.
Знакомство с понятием «тон». Выполнение эскиза из бытовых предметов с экспозиции «Русская изба»,
одним цветом краски (например лазурь железная или умбра жженая). Использование формата А3,
акварели. Самостоятельная работа: выполнить упражнение на растяжку 1-2 цветов.
2.5. Тема: Ахроматические цвета. Полярные животные.
Познакомиться с понятиями «ахроматические цвета», «светлота», с техникой их составления.
Выполнение эскиза пушных зверей белых (песец, заяц, полярная сова), серых (заяц, волк), черных
(глухарь, заяц). Использование формата А3, гуаши черной и белой. Самостоятельная работа:
знакомство с искусством черно-белой фотографии.
2.6. Тема: Локальный цвет и его оттенки. «Русские яства».
Развить у детей способность видения градаций цвета в живописи, многообразие цветовых
оттенков. Выполнение композиции «Русские яства». Использование формата А3, акварели.
Самостоятельная работа: упражнение «лоскутное одеяло».
2.7. Тема: Плановость. Разнообразие северных пейзажев.
15
Повторить некоторые законы композиции в пейзаже (плановость, равновесие, композиционный
центр). Выполнение этюда пейзажа (например, степи, леса, реки, болота). Использование формата А3,
акварели. Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников, работающих в жанре
«пейзаж», посещение основной экспозиции музея «Культура и быт лесных ненцев».
2.8. Тема: Выделение композиционного центра посредством цвета. Доминанта, акцент. Корзина с
урожаем.
Знакомство с понятием «доминанта», «акцент». Выполнение этюда с натуры (например, «Корзина с
урожаем», «Дары природы»). Использование формата А3, акварели или гуаши. Самостоятельная
работа: выполнение аппликации из геометрических форм с доминантой и акцентом.
2.9. Тема: Условный объем. Освещенность предметов. В избе у бабушки.
Учить передавать свет посредством цвета. Выполнение этюдов с натуры (например,
предметы быта,
овощные портреты). Использование формата А3, акварели. Самостоятельная работа: фотографии
освещенных объектов, выполнение упражнений: круглая форма (рисунок яблока, мячика),
четырехгранная форма (кубик, домик), сложная форма (игрушка, человечек).
2.10. Тема: Изучение нетрадиционных живописных приемов. Ямальские мотивы.
Знакомство с новыми техниками и их возможностями. Освоение новых техник. Выполнение
упражнений. Вощение (например, речка Пяко-Пур, морозные узоры). Набрызг (снег, метель).
Использование соли (звездное небо, северное сияние). Монотипия (применение кружев и ткани
в создании композиции «Ямал»). Кляксография + раздувание («древесные мотивы»).
Использование формата А3, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др.
Самостоятельная работа: закрепление материала.
2.11.Тема: Творческая композиция.
Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение
композиции (например, «Культура и быт наших народов» и др.). Использование формата А3,
акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др. Самостоятельная работа: изучение
аналогов композиций.
2.12.Тема: Зачет. Творческий просмотр.
Третий год обучения
I полугодие
1. Раздел «ГРАФИКА»
1.1. Тема: Равновесие. Натюрморт из народных бытовых предметов.
Знакомство с понятием равновесная композиция. Выполнение эскиза равновесной композиции
из любых народных предметов. Использование формата А3, гелиевой ручки, черного
фломастера. Самостоятельная работа: поиск равновесных композиций в журналах, книгах
и др.
1.2. Тема: Статика. Динамика. Образ жизни народов севера.
Знакомство с понятиями «статика», «динамика». Выполнение композиция на одну из
понравившихся схем («Рыболов» и «Перегон оленей»). Использование формата А3, гелиевой
ручки. Самостоятельная работа: поиск статичных и динамичных композиций в журналах,
книгах и др.
1.3. Тема: Силуэт. Русская изба.
Повторение понятия «силуэт». Знакомство со сложными силуэтами. Оверлеппинг (наложение,
пересечение). Создание композиции с использованием сложного силуэта (например, полка с
посудой, белье на веревке), из экспозиции «Русская изба». Использование формата А3, вытянутого
по горизонтали, черного фломастера. Самостоятельная работа: выполнение аппликации с целью
наложения черного на белое, белого на черное (грибы и разносолы в банке и др.).
1.4. Тема: Шахматный прием в декоративной графике. «Самовар».
Знакомство с шахматным приемом. Выполнение композиции с самоваром. Использование формата
А3, черного фломастера. Самостоятельная работа: выполнений упражнений различных видов
16
шахматных сеток.
1.5. Тема: Перспектива. Город Губкинский.
Знакомство с видами перспективы города (фронтальная, «вид сверху» и др.). Пропорциональные
отношения (люди, машины, дома). Копирование архитектурных образов (дома «челябинской серии»).
Использование формата А3, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: знакомство с видами разных
городов по фотографиям, книжным иллюстрациям, открыткам.
1.6. Тема: Пластика животных. «Мишки на севере».
Дальнейшее знакомство с понятием «стилизация». Выполнение рисунка стилизованного животного
(медведя). На одном формате изобразить реальный образ и поиски стилизованных форм того же
животного. Использование формата А3, гелиевой ручки. Самостоятельная работа: выполнение
модели животного из пластилина.
1.7. Тема: Работа фломастерами (цветными карандашами). Ненецкая одежда.
Знакомство с ненецкими атрибутами одежды, значение орнамента в украшении одежды. Выполнение
зарисовки орнамента с ненецкой одежды (например, пояса). Использование формата А3, цветных
карандашей, фломастеров. Самостоятельная работа: поисковые зарисовки деталей одежды
(варежки, сапоги, головные уборы, пояса и т.д.)
1.8. Тема: Пластика человека. Поселение ненцев.
Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека. Выполнение композиции
с изображением человека (например, ненецкая женщина качает люльку с младенцем, рыболов чистит
рыбу, пастух пасет оленей ). Использование формата А3, гелиевой ручки, фломастеров. Самостоятельная
работа: фотографии или др. изображения людей в движении и покое.
1.9. Тема: Графическая композиция.
Формирование умения работать над сложной графической композицией. Экскурсия по музеям школы.
Рисование темы на выбор. Использование формата А3, материал на выбор. Самостоятельная работа:
поиск подготовительного материала для творческой композиции, выполнение композиционных поисков.
1.10. Тема: Контрольный урок. Контрольный просмотр.
II полугодие
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
2.1. Тема: Локальный цвет и его оттенки. «Красная книга Ямала».
Повторение и закрепление понятия локальный цвет и разнообразие оттенков одного цвета. Выполнение
иллюстраций из «Красной книги Ямала».
Использование формата A3, акварели. Самостоятельная
работа: выполнение абстрактной аппликации из кусочков ткани (ассоциации на темы: вьюга, огонь,
времена года, листопад и др.).
2.2. Тема: Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном. Натюрморт на бытовую
тему.
Выделение тоном главного пятна композиции. Выполнение натюрморта из экспонатов музея
«Русская изба» (например, натюрморт на светлой драпировке предметов быта и на темной
драпировке). Использование формата А3, акварели. Самостоятельная работа: копирование
образцов, предложенных преподавателем.
2.3. Тема: Колорит. Нюансные или контрастные гармонии. Русский костюм.
Формирование знаний о нюансных цветах. Знакомство с понятием «пары нюансных цветов» большого
цветового круга. Формирование знаний о дополнительных цветах. Выполнение эскиза русского
костюма. Использование формата А3, акварели. Самостоятельная работа: знакомство с
произведениями известных художников, изучение техники витража в журналах.
2.4. Тема: Цветовые гармонии в пределах 2-3-х цветов. Зимний пейзаж.
Использование ограниченной палитры цветов в создании композиции. Выполнение эскиза зимнего
пейзажа тремя цветами красок (синий, белый, коричневый). Использование формата А3, акварели, гуаши.
Самостоятельная работа: повторение темы.
2.5. Тема: Приём работы акварельной живописи «по – сырому». Мхи и лишайники.
Развитие навыка находить оригинальную композицию изображения, передавать гармонию цвета,
используя приёмы работы «по – сырому». Выполнить акварельный этюд мхов и лишайников,
17
болотистых мест. Использование формата А3, акварель. Самостоятельная работа: знакомство с
произведениями известных художников, изучение техники «по – сырому».
2.6. Тема: Изучение богатства оттенков цвета на природных объектах. Экспонаты музея.
Развитие умения распознавать цвета и различать их по нюансу. Изучение законов распределения
теплохолодности на круглых предметах неправильной формы. Экскурсия в музей «Волшебные
узоры России. Выполнить этюд овощей или фруктов с натуры. Использование формата А3,
акварель. Самостоятельная работа: знакомство с произведениями известных художников,
работающих в жанре «Натюрморт».
2.7. Тема: Лессировочное письмо. Русская печь.
Формирование умений и навыков нанесения акварели прозрачными мазками, один слой поверх другого.
Оптическое смешение цветов. Выполнение, этюда с натуры русской печи. Использование формата А3,
акварель. Самостоятельная работа: выполнение упражнений на отработку навыков нанесения
акварели прозрачными лессировочными мазками, знакомство с произведениями известных
художников - акварелистов, работающих в технике «Лессировка».
2.8. Тема: Гризайль. Бытовые предметы древней Руси.
Закрепление понятий «Тон», «Тоновая шкала». Повторение техники «Гризайль», формирование
навыков лепки объёма предметов, используя градации оттенков одного цвета. Развитие
технических навыков поэтапного выполнения работы с целью передачи плановости и
материальности среды. Выполнить этюд крынки на светлом фоне. Использование формата А3,
акварель коричневого, синего или чёрного цветов. Самостоятельная работа: знакомство с
произведениями известных художников, работающих в жанре «Натюрморт» в технике
«Гризайль».
2.9. Тема: Тематическая композиция.
Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной
композиции (например «Русские праздники»). Использование формата любого размера,
материалов на выбор (гуашь, акварель). Самостоятельная работа: подбор подготовительного
материала, выполнение композиционных поисков.
2.10. Тема: Зачет. Творческий просмотр.
Четвёртый год обучения
I полугодие
1. Раздел «ГРАФИКА»
1.1. Тема: Световоздушная среда. «По тундре».
Знакомство с понятием световоздушная среда. Выполнение рисунка пейзажного мотива с
низкой линией горизонта. («По тундре»). Поиск выразительных возможностей графических
карандашей. Использование тонированного картона формата А3, графические карандаши
различной твёрдости. Самостоятельная работа: поиск пейзажных плановых композиций в
журналах, книгах и др.
1.2. Тема: Выразительные средства графической композиции. Городские
достопримечательности Губкинского.
Знакомство с графическими композициями, выполненными с использованием различных
техник, способов и приёмов. Выполнение композиции «Зарисовки городских пейзажей».
Использование формата А3, материал по выбору. Самостоятельная работа: поиск графических
композиций в журналах, книгах и др.
1.3. Тема: Рисунок фрагмента интерьера комнаты. Русская изба.
Формирование навыков передачи линейной перспективы в интерьере. Тренировка зрительного
восприятия пространства. Создание композиции «Русская изба», на основе инсталяции из музея
«Волшебные узоры России», выбор формата и техники выполнения на выбор. Самостоятельная
работа: выполнение плана своей комнаты.
1.4. Тема: Передача характерных особенностей и пропорций натуры. Музейные экспонаты.
Формирование умения замечать и передавать выразительность формы за счёт отбора наиболее
18
характерных особенностей и передачи пропорций натуры. Выполнение зарисовок чучел животных и
птиц из инсталяции музея «Культура и быт лесных ненцев» (чучела белки, глухаря и .т.д).
Использование формата А3, черного фломастера. Самостоятельная работа: выполнение изображения
животного по представлению.
1.5. Тема: Наброски и зарисовки с натуры фигуры человека. «Русские народные танцы».
Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека. Пропорциональные
отношения и характерные особенности натуры, передача движения и пластики. Выполнение
композиции «Русские народные танцы», «Пляски у костра». Использование формата А3, линеров,
маркеров. Самостоятельная работа: анализ изображения человека в движении по фотографиям,
книжным иллюстрациям, открыткам.
1.6. Тема: Техника работы с углём. Мастерская народного быта.
Знакомство с техникой работы углём и его выразительными пластическими возможностями.
Выполнение композиции на основе экспонатов музея-мастерской народного быта и культуры.
Использование бумаги для пастели или тонированного картона формата А3, набора угля рисовального
или прессованного и пастели белого цвета. Самостоятельная работа: закрепить фиксажем
выполненные работы и оформить их в паспарту.
1.7. Тема: Техника работы с сангиной. Чаепитие с блинами.
Знакомство с техникой работы сангиной и её выразительными пластическими возможностями.
Выполнение композиции (например, «Блины», «Хлеб»), на основе экспонатов музея «Волшебные
узоры России». Использование бумаги для пастели или тонированного картона формата А3, набора
сангины с тональной растяжкой от светлой до тёмной и пастели белого цвета. Самостоятельная работа:
закрепить фиксажем выполненные работы и оформить их в паспарту.
1.8. Тема: Техника работы соусом. Вьюга и ветер.
Знакомство с техникой работы соусом и его пластическими возможностями. Выполнение композиции
(например, «Вьюга и ветер», «Дождь и снег»). Использование бумаги для пастели или тонированного
картона формата А3, набора соуса с тональной растяжкой от белого до чёрного. Самостоятельная работа:
закрепить фиксажем выполненные работы и оформить их в паспарту.
1.9. Тема: Творческая графическая композиция.
Формирование умения работать над сложной графической композицией. Выполнение композиции
(например, «Ненецкие праздники», «Славянские мифологические образы»). Использование формата
А3, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: поиск подготовительного материала для творческой
композиции, выполнение композиционных поисков.
1.10. Тема: Контрольный урок. Контрольный просмотр.
II полугодие
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
2.1. Тема: Приёмы работы акварельной живописи «a la prima». Бытовые предметы народов
севера.
Закрепление понятия локальный цвет и разнообразие оттенков одного цвета. Развитие навыка передачи
выразительности цвета живописными средствами. Экскурсия в музей «Культура и быт лесных ненцев»
Выполнение этюда бытовых предметов на контрастном фоне. Отработка приёмов письма в технике «a la
prima». Использование формата A3, акварели. Самостоятельная работа: выполнение этюда яблока в
технике «a la prima».
2.2. Тема: Выявление композиционного центра за счёт контраста. «Времена года на Ямале».
Суммирование накопленных знаний и умений, формирование умения выявлять композиционный центр.
Выделение тоном и цветом главного пятна композиции. Выполнение композиции (например,
«Времена года на Ямале»). Использование формата А3, акварели. Самостоятельная работа:
копирование образцов, предложенных преподавателем.
2.3. Тема: Передача света и теплохолодности в интерьере. Убранство чума.
Совершенствование навыков передачи света и теплохолодности при рисовании убранства чума.
Формирование умения замечать выразительность формы, цвета, освещённость. Закрепление навыков
лессировочной живописи. Использование формата А3, акварели. Самостоятельная работа:
19
знакомство с произведениями известных художников.
2.4. Тема: Смешанная техника. Морозные узоры.
Умение целесообразно использовать технику, согласно задуманному образу. Выполнение эскиза
композиции (например, «Замороженное оконце» и др.). Использование формата А3, акварели, воска
(восковая свеча), соли, гелиевых карандашей с блеском, цветных контуров, гелиевых ручек и др.
Самостоятельная работа: фотографирование морозных узоров.
2.5. Тема: Ритм. Дары тайги.
Повторение и закрепление понятий о ритмичной композиции, понятие ритма в композиции (простой и
сложный ритм), природные (растительные) ритмы, выполнение зарисовок и набросков природных
форм с натуры. Выполнение композиции из цветов, сухих растений, шишек и еловых веток.
Использование формата А3, фломастеров, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: принести примеры
ритмических композиций (из журналов, газет).
2.6. Тема: Психология цвета. Русские сказки.
Знакомить с психологическими характеристиками цвета на примере цветовых карт Люшера.
Выполнение эскизов образов положительных или отрицательных героев из русских народных сказок
(на примере сказок А.С. Пушкина). Использование любого формата, материалов на выбор (гуашь,
акварель). Самостоятельная работа: тестирование на предмет цвет-настроение, сочинение сказки
о цветах и красках.
2.7. Тема: Тематическая композиция. Экскурсия по школьным музеям.
Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение эскиза к
сюжетной композиции, по мотивам экспонатов школьных музеев. Использования формата любого
размера и материалов на выбор (гуашь, акварель). Самостоятельная работа: подбор
подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.
2.8. Тема: Итоговая тематическая композиция.
Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение
сюжетной композиции, по мотивам экспонатов школьных музеев. Использование формата
любого размера, материалов на выбор (гуашь, акварель). Самостоятельная работа: подбор
подготовительного материала, выполнение композиционных поисков, набросков и зарисовок.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает
программа «Музей в картинках»:
Знание различных видов изобразительного искусства.
Знание основных жанров изобразительного искусства.
Знание терминологии изобразительного искусства.
Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг,
нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.).
Знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной
деятельности и умение их применять в творческой работе.
Знание основных выразительных средств изобразительного искусства.
Знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности,
силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности - децентричности,
статики - динамики, симметрии - асимметрии.
Навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения.
Навыки передачи формы, характера предмета.
Умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках.
Наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного
решения.
Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности.
Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции.
Умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой
20
деятельности.
Знание особенностей культуры и быта русского народа и коренных народов севера.
К концу первого года обучения учащиеся должны иметь представления:
-выразительных особенностях некоторых художественных техник и материалов (акварель,
гуашь, пастель, карандаш);
-о значении выбора горизонта в картине;
-об явлениях зрительного уменьшения предметов по мере их удаления;
-о теплых и холодных группах цветов;
учащиеся должны уметь:
-в работе над композицией опираться на жизненные наблюдения, сравнивать свою работу с
натурой;
-сознательно использовать композиционные средства: размер и формат листа;
-различными изобразительными средствами выделять главную мысль в работе;
-передавать характер и основные пропорции предмета, изображать фигуру человека в
движении;
-находить гармонические сочетания цветов;
-передавать эмоциональное отношение к изображаемому посредством цвета.
К концу 2-го года обучения
учащиеся должны иметь представления :
-о выразительных средствах, которыми художник передает настроение в произведении;
-о названиях и отличительных особенностях жанров (пейзаж, портрет, натюрморт, жанровая
картина);
-об этапах последовательности работы над композицией, о значении эскиза и зарисовок в
работе художника;
-о спектре и цветовом круге;
учащиеся должны уметь:
-видеть в окружающей действительности явления, созвучное личным переживаниям ребенка;
-передавать в рисунке пространство, видимые изменения формы и пропорции предметов;
- работать в разных цветовых гаммах (теплая, холодная);
-при работе над пейзажем передавать явления наглядной перспективы;
К концу 3-го года обучения учащиеся должны иметь представления:
-о специфических особенностях раскрытия художественного образа в различных жанрах и
видах изобразительного искусства;
-о пропорциях фигуры и лица человека.
учащиеся должны уметь:
-видеть в окружающей действительности мотивы для творчества, самостоятельно находить
темы, сюжеты для своих работ, выражать свой замысел на основе воображения и
наблюдательности;
-использовать выразительные средства живописи, графики (пятно, линию, цвет, освещенность и
т.д.);
-сознательно использовать композиционные средства: выбор точки зрения, размещение
изображения в листе, использование контрастов и ракурсов;
-правильно передавать пропорции и объем формы предметов в рисунке;
- передавать в живописных работах эмоциональность автора и выразительность цветовых
сочетаний;
-придерживаться определенной последовательности, стремиться к законченности работы,
сохранять единство композиционного целого при детальной проработке.
К концу 4-го года обучения учащиеся должны иметь представления:
-о различных жанрах и видах изобразительного искусства, о различных изобразительных
техниках, способах и приёмах их применения;
-о пропорциях фигуры человека, мимике лица человека, пропорциях животных и их
характерных движениях;
-о законах построения пространственной композиции с передачей плановости;
21
-о законах свето-воздушной среды;
учащиеся должны уметь:
-видеть в окружающей действительности мотивацию для творчества, самостоятельно находить
темы, сюжеты для творческих работ, выражать свой замысел на основе построения
реалистической композиции, учитывая воображение и наблюдательность;
-подбирать и использовать наиболее выразительные для данной композиции средства живописи,
графики (пятно, линию, цвет, освещенность и т.д.);
-сознательно использовать композиционные средства: выбор точки зрения, размещение
изображения в листе, использование контрастов и ракурсов;
-правильно передавать пропорции и объем формы предметов в рисунке;
- передавать в живописных работах эмоциональность автора и выразительность цветовых
сочетаний;
-вести работу над композиций последовательно, стремиться к эмоциональности передачи
отношения автора к работе, сохранять единство композиционного целого при детальной
проработке.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Программа предусматривает аттестацию учащихся.
Цели проведения аттестации контроля знаний, умений и навыков обучающихся:
1.Обеспечивание оперативного управления учебным процессом;
2.Выполнение обучающей, проверочной, воспитательной и корректирующей функций.
Виды и форма аттестации выражаются в текущем контроле успеваемости, промежуточной
аттестации и итоговой аттестации.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. В
качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение
трехкомпонентной оценки: за фантазию, композицию и технику исполнения, которая складывается из
выразительности цветового и (или) графического решения каждой работы. Это обеспечивает стимул
к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного урока в виде контрольного просмотра
работ учащихся во 1-м, 3 м, 5-м и 7-м полугодиях за счет аудиторного времени (КУ). Во 2-м, 4-м,
6-м полугодиях промежуточная аттестация проводится в форме творческого просмотра (З). На
просмотрах работ учащихся выставляется итоговая оценка за полугодие.
Итоговая аттестация проводится по окончании изучения учебного предмета в 8-м полугодии в форме
выпускного зачёта (ВЗ) в виде просмотра – выставки детских творческих композиций внеаудиторного
времени. Учащимся предлагается выполнить творческую композицию на заданную тему, используя
творческий подход и различные техники и материалы (например, «Человек и животное», «В мире сказок»,
«Каникулы», «Я путешествую»). На выполнение задания отводится 4 часа. Оценка итоговой аттестации
заносятся в свидетельство об окончании предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование».
Оценка работ учащихся ставится исходя из прописанных ниже критериев.
Критерии оценки
Для развития творческого потенциала учащихся, а также стимулирования творческого роста
программой предлагается введение поэтапного контроля, включающего в себя три составляющие:
фантазию, композицию, технику исполнения (выразительность цветового или графического
решения).
«Фантазия» На первом этапе оценивается оригинальность мышления ребенка, новизна идеи,
отсутствие шаблонного представления задания.
5 (отлично) - учащийся демонстрирует свое оригинальное решение задачи;
4 (хорошо) - решение поставленной задачи с помощью преподавателя;
3 (удовлетворительно) - использование готового решения (срисовывание с образца).
«
Композиция» Предполагает грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов),
пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции (равновесие,
22
плановость, загораживание, статика, динамика и др.).
5 «отлично» - все параметры раздела соблюдены; в случае незначительных ошибок ребенку
предлагается исправить недочеты самостоятельно. При самостоятельном исправлении ошибок оценка за
работу не снижается;
4 «хорошо» - имеются незначительные ошибки;
3 «удовлетворительно» - грубые ошибки, учащийся плохо осваивает формат, допускает искажения в
передаче пропорций и формы предметов.
«Техника исполнения» (выразительность цветового или графического решения) предполагает
обобщение знаний по изученным разделам, наличие индивидуального цветового или графического
решения, законченность работы.
5 «отлично» - учащийся способен самостоятельно применять полученные знания, умения, навыки,
демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы;
4 «хорошо» - работой учащегося руководит преподаватель (в большей части словесно);
3 «удовлетворительно» - работой учащегося руководит преподаватель, используя наглядный показ
на работе учащегося.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Занятия изобразительным искусством - одно из самых больших удовольствий для ребенка
младшего школьного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь
источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является
любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на
«прекрасное». Чему благоприятно способствуют школьные музеи: Музей-мастерская народного
быта и культуры, «Волшебные узоры России», школьный краеведческий музей «Культура и быт
лесных ненцев» и галерея детского творчества «Художник Ямала». Имея чувственно-
эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен
воплотить свой замысел в творческой работе.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом
занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на
занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной
творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами
художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики, используя богатые
книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки, а так же богатое разнообразие
музейных экспонатов. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является
приобщение детей к конкурсно - выставочной деятельности (посещение художественных
выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах).
Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности
каждого ребенка, рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок,
проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.), что позволит объединить и
сдружить детский коллектив.
Самостоятельная работа учащихся
Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение
самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от
аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к
изученным темам, рисование с натуры, применением шаблонов), а также в виде экскурсий,
участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности
образовательного учреждения.
Средства обучения
материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями,
мебелью, натурным реквизитным фондом из экспонатов школьных музеев;
наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ
23
учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели,
натюрмортный фонд;
электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные
универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Методическая литература
Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. школа: книга для учителя. - М.:
Просвещение, 1984
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 1991
Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М.:
Просвещение, 1991
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального
психологического исследования. - М.: Педагогика, 1989
Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996
Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М.:
Педагогика, 1983
Кирилле А. Учителю об изобразительных материалах. - М.: Просвещение, 1971
Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1998
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. -М.: Просвещение, 1985
Курчевский В.В. А что там, за окном? - М.: Педагогика, 1985
Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. -М.: Просвещение, 1977
Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. - М.: Просвещение, 1982
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.
- М., Академия, 2008
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. -М.: Просвещение, 1985
Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. -
М.: Просвещение, 1990.
Учебная литература
1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. - М.: Издательство
школы акварели Сергея Андрияки, 2009
2.Бесчастнов М.П. Графика пейзажа.- М.: Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008
3. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. -М.: Просвещение, 1998
4. Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Йеменского. - М.: Просвещение, 1998
5.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся
по специальности "Изобразительное искусство"- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008
Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие - М.: Астрель: ACT, 2006
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2009
Шалаева Т.П. Учимся рисовать.- М.: ACT Слово, 2010.
Перечень средств обучения:
материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями,
мебелью, натурным реквизитным фондом из школьных музеев;
наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ
учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски);
демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели,
натюрмортный фонд;
электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные
универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
24