Напоминание

Этикет младших школьников


Автор: Флигинских Маша Андреевна
Должность: студент-магистр
Учебное заведение: НИУ БелГУ
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Этикет младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Этикет младших школьников.

Учитель

начальной

школы

сталкивается

с

задачей

социализации

ученика, в результате которой ребенок должен вписаться в общество, то есть

быть в нем принятым, принимать его и оказывать на него положительное

влияние. Для того, чтобы быть социально адаптированными, детям должны

преподавать основные правила этикета уже в начальной школе.

Школа

является

неизвестным

учреждением

для

первоклассника.

С

одной стороны, ему там очень интересно, а с другой стороны, сложно. Часто

ребенок просто не понимает, как себя вести в школе. Он знает ее главную

цель,

но

многое

ему

неизвестно.

Именно

учитель

должен

познакомить

ребенка с основными правилами поведения в школе. Учитель обязан помочь

ученикам

младших

классов

узнать

секреты

взаимоотношений,

дать

им

поведенческие ориентиры, без которых человек не может чувствовать себя

уверенно в обществе. Эти ориентиры и заложены в этикете.

Целью

таких

занятий

является

воспитание

современного

человека,

знающего правила этикета и умеющего их использовать. Кроме того, уроки

этикета

помогут

создать

нормативную

рабочую

среду

в

школе,

которая

способствует успешной учебе, воспитанию, уважению личности и ее прав,

развитию поведенческой культуры и навыков общения.

Основные правила этикета, которые следует соблюдать в школе, можно

разделить на следующие подразделы:

Правила поведения в раздевалке:

- Не оставлять в раздевалке ценные вещи (деньги, ключи, телефон и т.д.)

- Не заставлять других долго ждать, вешать одежду быстро.

- Следует поднять чужую одежду, если она упала. Нельзя по ней топтаться!

- Будь вежливым. Помочь, если это кому-то нужно.

Правила поведения в классе:

- Не опаздывать! Приходить на занятия вовремя.

- Спросить разрешения учителя войти в класс, если все же опоздал.

- Здороваться нужно сначала с учителем, а потом с товарищами.

- Не разговаривать с одноклассниками во время урока, а также не есть и не

заниматься посторонними делами.

-

Подними

руку,

если

хочешь

задать

вопрос

или

наоборот

ответить,

попроситься выйти.

-

Нужно

дружно

и

тихо

вставать

за

партами,

чтобы

поприветствовать

вошедшего взрослого (учителя, директора и т.д.)

- Идти на перемену, когда разрешит учитель.

Правила поведения на перемене:

- Не бегать по лестницам!

- Не шуметь и не драться!

- Не мешать другим!

Правила поведения в столовой:

- Входить в столовую не толкаясь и не мешая другим.

- Вести себя спокойно.

- Не разговаривать во время еды.

- Посещать столовую с учителем в определенное для этого время.

- После еды убрать за собой посуду.

- Поблагодарить обслуживающий персонал.

Изучение правил этикета может происходить во время тематических

классных часов, факультативов и т. д. Но необходимо помнить, что разговоры

должны происходить не только со школьниками, но и с их родителями. Так

как с самого раннего возраста дети копируют действия взрослых, а это

значит, что от них зависит, как дети будут вести себя в обществе и со

взрослыми и со своими сверстниками. Беседы с родителями могут быть как

индивидуальными, так и проводиться на родительских собраниях. При этом

учитель, как профессионал, направляет работу по формированию этикетного

поведения у школьников, а родители ежедневно организуют, контролируют,

корректируют деятельность своего ребенка по самовоспитанию.

Особое значение приобретают формы обучения этикету в начальной

школе. Вышеприведенные правила недостаточно просто рассказать детям.

Для максимальной эффективности данные формы должны приобрести более

наглядный

характер.

Это

может

быть

использование

презентаций,

видеофрагментов (например, из киножурнала «Ералаш»), различных игровых

форм, стихов и т. п. Целесообразно использовать литературные (например, Г.

Остер «Вредные советы»), музыкальные и живописные произведения, что

усиливает эмоциональную ориентацию уроков по этикету этикета. Выбор

конкретной формы будет зависеть от особенностей класса, умения учителя,

важности решения поставленной задачи.

Хорошо при обучении правилам этикета в начальной школе использовать

стихи.

Например,

объяснить,

что

же

такое

этикет

поможет

следующее

стихотворение:

Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться?

Как есть?

Как звонить?

Как встать?

Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них даёт ответ

Этот самый этикет.

Для

того,

чтобы

ученики

выполняли

упражнения

добровольно,

их

не

следует

принуждать

к

этому.

Для

активизации

деятельности

лучше

использовать положительные оценки их деятельности. Если вы используете

призы и награды во время занятий по этикету, они должны быть не только

для победителей, но и для всех детей.

Список литературы

1.

Дубинина

Е.Г.

Междисциплинарный

курс

«Бон

Тон

или

хорошие

манеры»

как

средство

воспитания

школьника.

//

Психология

и

педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2009. -

№10. – с.142

2.

Курочкина

И.Н.

Уроки

этикета

в

начальной

школе:

Учебно-

методическое пособие. – М.: Экон-информ, 2014. – 240 с.

3.

Соколова О.А. Мир общения: Этикет для детей. – М.: КАРО, 2993. –

288 с.

4.

Усачев А. Этикет для детей различных лет. – М.: Оникс, 2014. – 128 с.



В раздел образования