Напоминание

"Особенности формирования первого впечатления детей с ОНР о новых людях в условиях ДОУ


Автор: Ерофеева Юлия Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ комбинированного вида детский сад № 57 "Чебурашка"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности формирования первого впечатления детей с ОНР о новых людях в условиях ДОУ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Особенности формирования первого впечатления детей с ОНР

о новых людях в условиях ДОУ»

Ерофеева Юлия Геннадьевна

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

институт детства

кафедра коррекционной педагогики и психологии

Аннотация. В статье представлено экспериментальное исследование об

особенностях формирования первого впечатления о новом человеке у детей

старшего дошкольного возраста, в результате чего были сделаны выводы,

которые необходимо учесть на начальном этапе процесса адаптации детей к

школе, а в дальнейшем во время организации всей учебно-воспитательной

работы.

Ключевые

слова.

Первого

впечатления,

восприятие

человека,

социализация,

возрастные

особенности,

отношения

ребенка,

социальная

перцепция, процесса адаптации.

Проблема формирования первого впечатления о новом человеке у детей

6 - 7 лет с ОНР является очень важной, так как предстоящая адаптация к

школьному обучению требует от дошкольника полного вступления в контакт

с

новыми

людьми:

учителями

и

сверстниками.

От

того,

каково

первое

впечатление

об

учителе

и

сверстниках

возникнет

у

ребенка,

впервые

переступившего порог школы, насколько правильно и адекватно будущий

первоклассник

сможет

понять

и

выстроить

отношения

с

другими,

будут

зависеть

взаимопонимание

и

успех

в

общении,

а,

вследствие

этого,

и

успешность включения в новую социальную ситуацию развития.

Разные исследования первого впечатления о человеке подтверждают ту

важную точку зрения, что оно является одним из самых сложных элементов

социальной перцепции и оказывает непосредственное влияние на процесс

социализации.

Изучение

социальной

перцепции

дошкольников

является

одним из актуальных вопросов современной межличностной когнитивной

психологии

с

точки

зрения,

как

общего

психологического

логического

развития, так и практических психологических работ, проводимых с детьми,

которые готовятся к школьному обучению.

Допускается, что восприятие человека ребенком обусловлено внешним

видом незнакомого человека и он непосредственно влияет на эмоциональные

проявления отношения ребенка.

Первая директива изучения феномена первого впечатления о человеке

появилась за рубежом в исследованиях американского ученого Г. Олпорта

(1961).

В

процесс

изучения

вошел

принятый

в

юридической

сфере

локализованный

тест

механизма

изучения

феномена

первого

впечатления

людей

в

процессе

узнавания

друг

друга,

называющийся

«методикой

словесного партнера». А.А. Бодалев сформулировал определение понятия

«первое впечатление», на основе которого показана общая характеристика

данного

процесса

восприятия,

выявлены

физиологические

механизмы

данного

явления,

проанализированы

некоторые

возрастные

и

индивидуальные особенности людей воспринимать и понимать друг друга на

основе первого впечатления [1].

В дальнейшем многие исследователи тщательно изучили некоторые

аспекты восприятия и понимания друг друга людьми на основе акта первого

впечатления [4, 2, 3, 5]. Так, З.Ф. Семенова (1985) изучила роль вербальных и

невербальных элементов в формировании облика человека. Исследования

Г.В.

Дьяконова

о

психологии

первого

впечатления

подтвердили,

что

они

являются

эффективным

инструментом

эмпирического

изучения

первого,

актуального впечатления о другом человеке, а в состав сложной структуры

первого впечатления входят явления, объясняющиеся на основе механизмов

персонализации, идентификации и анализа [3].

В методике исследования формирования первого впечатления о новом

человеке мы не уклонились от общей формулы, разработанной русскими

учеными. Исходной точкой было правило, согласно которого на особенности

первых впечатлений о новом человеке влияют половозрастные особенности

субъектов,

а

также

объектов

восприятия.

Технология

изучения

феномена

первого

впечатления

состоит

из

ряда

последовательного

представления

дошкольникам ранее незнакомых людей разного пола и возраста. В ходе

исследования

испытуемые

имеют

возможность

наблюдать

за

новым

человеком, а затем высказать созданное первое впечатление о нем.

Во

время

анализа

данных

эмпирического

материала

используется

метод

контентного

(содержательного)

анализа

словесных

портретов.

Содержательные

общности

и

различия

словесных

портретов

являются

основой

для

заключения

об

особенностях

перцепции

незнакомых

людей

детьми

старшего

дошкольного

возраста.

В

процессе

анализа

словесных

портретов дошкольников в качестве единиц контентного анализа выступает

слово или словосочетание, которое выражает качество, черты, особенности,

своеобразие нового человека. Во время качественно-количественного анализа

результатов

проявляется

целостность

словесных

портретов,

которая

формируется со всеми своими подчиненными уровнями, как при собрании

регистрирующих впечатление (имрессограммы) количественных показателей,

т.е. принимается во внимание общее количество особенностей, характеристик

незнакомца,

выраженных

детьми.

После

использования

компьютерной

формулы выделяются три уровня целостности словесных портретов – низкий

(1–3 баллов), средний (4– 6 баллов), высокий (7 и больше баллов) (Н.И.

Бабич, 1988). Процесс непосредственного восприятия нового человека 6–7-

ми летними детьми ограничен в рамках 5 минут, что соответствует реальному

временному интервалу актуального явления первого впечатления о новом

человеке,

т.е.

временным

рамкам

эмпирической

ситуации

первого

впечатления (Г.В. Дьяконов, 1979).

В исследовании принимали участие 8 человек (4 взрослых – 2 мужчин

и 2 женщины, и 4 ровесника – 2 мальчика и 2 девочки) в качестве объектов

восприятия.

У

детей

старшего

дошкольного

возраста

эмпирическое

исследование формирования первого впечатления о новом человеке включало

в себя несколько этапов.

Первый, подготовительный этап, состоял из предварительных бесед с

детьми. Следующим этапом было действие непосредственного восприятия

незнакомого человека. На третьем этапе выполняется сбор эмпирического

материала.

Испытуемые

высказали

все

свои

впечатления,

полученные

от

знакомства

с

новым

человеком.

Так

как,

проблема

нашего

исследования

заключалась в том, чтобы выявить, какие особенности характеристики нового

человека высказывают дети в процессе короткого восприятия, а также, какое

отношение формируется у детей к новому человеку, то мы выделили 2 ряда

эмпирического исследования.

Этот этап включал в себя исследование характеристик, особенностей

другого человека на основе впечатления детей от первой встречи с ним.

Далее была поставлена задача исследовать эмоциональное отношение детей к

новому человеку во время короткого восприятия.

Принимая

во

внимание

возрастную

особенность

испытуемых,

для

более

эффективного

выполнения

задачи

исследования,

детям

было

предложено

высказать

свое

впечатление

с

помощью

составленных

экспериментатором вопросов:

«Расскажи, чем тебе запомнился незнакомый человек? Опиши его!» (в

первом

ряду)

«Понравился(лась)

он(она)

тебе?

Чем

он(она)

тебе

не

понравился(лась)?»

(во

втором

ряду).

По

истечении

времени

восприятия

каждый ребенок составил два словесных портрета о каждом незнакомом

человеке

в

одном

он

выразил

особенности,

характеризующие

объект

восприятия, а в другом причины эмоционального отношения к нему.

Так

как

общее

число

объектов

перцепции,

участвующих

в

эмпирическом

исследовании,

было

8

человек,

то

мы

разделили

представленные заключения о незнакомых людях на две группы по двум

блокам

данных.

В

каждой

группе

дети

последовательно

воспринимали

четырех новых людей - взрослого мужчину и взрослую женщину, а также

ровесников – мальчика и девочку, и выражали свои первые впечатления о

них. Адекватность восприятия незнакомых людей детьми определялась по

методу

«авторитетных

судей».

Каждый

объект

восприятия

в

ходе

исследования оценивался «авторитетными судьями» по двум категориям –

привлекательный

и

непривлекательный.

В

число

«авторитетных

судей»

вошли изначально незнакомые с объектами восприятия люди из МКДОУ

комбинированного

вида

детский

сад

57

«Чебурашка»

(воспитатели,

педагог-психолог, методист).

Средняя оценка адекватности отдельного словесного портрета (образа)

получалась путем разделения на число всех испытуемых. В дальнейшем

уровень

адекватности

оценки

первого

впечатления

оценивался

нами

по

системе Н.И. Бабича (1988).

Н

неадекватный

(словесные

характеристики

не

соответствуют

реальному положению вещей).

ФА

формально

адекватный

(данные

словесного

портрета

характеризуют

человека

обобщенным,

поверхностным

образом)

СЧА

ситуационный, частично адекватный (есть элементы правильного отражения

объекта

восприятия,

но

правильность

соответствует

только

состоянию

сотрудничества).

СА – ситуативно-адекватный (описание объекта восприятия полностью

соответствует реальности, но замечен влияние ситуации и проявленных в ней

качеств).

БЧА

базальный,

частично

адекватный

портретах

замечаются

ключевые характеристики личности, но в то же время существуют ошибки).

БА – базально-адекватный (с самого начала наблюдается главное в

воспринимаемой личности, в ситуативных проявлениях заметно глубокий

смысл или правильно отражаются внешние характеристики).

Целостные

теоретические

и

эмпирические

исследования

позволили

выявить

особенности

первого

впечатления

от

незнакомого

человека,

возникающие у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, выбор

подхода к феномену первого впечатления обоснован в качестве проблемы

знания

друг

друга

в

социально-перцептивной

и

повседневной

жизни

человека. Особенности знания и восприятия друг друга, в первую очередь,

связаны с развитием субъекта перцепции, присутствием у него потребности

коммуникации

и

знания

и

определенного

жизненного

опыта.

Во

время

исследования особенностей первого впечатления о новых людях был выбран

тот подход, согласно которому феномен первого впечатления рассматривается

как сложная психологическая структура, которая формируется с помощью

объекта восприятия, а также индивидуальных особенностей субъекта. Анализ

результатов исследования позволил выявить, какие именно характеристики

незнакомого человека отражаются в первом впечатлении дошкольники, а

также

какие

эмоции

возникают

у

них

по

отношению

к

этому

человеку.

Восприятие

новых

людей

детьми

старшего

дошкольного

возраста

имеет

следующие возрастные особенности: внимание еще не стабильно, но развито

произвольное внимание, т.е. все то, что ново, неожиданно, ярко и интересно,

сразу привлекает их внимание. Но у детей недостаточно знаний о новых

людях,

у

них

малый

запас

слов,

поэтому

процесс

выражения

старшими

дошкольниками

своих

впечатлений,

полученных

от

новых

людей,

представляет определенные трудности.

Таким

образом,

во

время

исследований,

связанных

с

первым

впечатлением,

количественный

и

качественный

анализ

ответов

детей

позволил

выделить

у

6

7-летних

детей

более

типичные

тенденции

восприятия незнакомого человека. Подтверждено предположение о том, что у

детей старшего дошкольного возраста первое впечатление формируется на

основе

внешнего

вида

незнакомого

человека.

На

формирование

эмоционального отношения детей сильнейшее влияние имеют особенности

внешнего

вида

незнакомца

его

одежда

и

прическа.

Половозрастные

особенности воспринимаемого объекта, как и его эмоциональное состояние

не имеют решающего значения.

Тенденция

формирования

положительного

отношения

ребенка

наблюдается во время описания людей своего пола. Присутствие физических

недостатков

внешнего

вида

незнакомого

человека

вызывает

у

ребенка

негативное эмоциональное отношение к нему.

А

в

случае

отсутствуя

таких

недостатков

во

внешнем

виде

воспринимаемой

личности,

на

формирование

эмоционального

отношения

могут

сильно

повлиять

такие

семиотические

элементы

социального

формирования внешнего вида незнакомого человека, как одежда и прическа.

Выступающие в качестве объекта восприятия представители женского пола

могут оставить положительное впечатление на большинстве детей в том

случае, если у них длинные волосы и аккуратная прическа, а представители

мужского

пола

нравятся

детям

больше,

когда

у

них

волосы

коротко

и

аккуратно подстрижены. Дети данного возраста могут с помощью первого

впечатления глубже воспринять своих ровесников, так как они считаются

знакомыми объектами. Описания взрослых людей отличаются тем, что они

более

примитивны.

Этот

факт

необходимо

учесть

в

первую

очередь

на

начальном этапе процесса адаптации детей к школе, а в дальнейшем во время

организации всей учебно-воспитательной работы.

Литература:

1. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во

Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. – 256 с.

2.

Бергер,

А.

Видеть

значит

верить.

Введение

в

зрительную

коммуникацию / А. Бергер. М.: Изд. дом Вильямс, 2005. – С. 288.

3. Гоготова, Е.В. Особенности первого впечатления о другом человеке у

детей

старшего

дошкольного

возраста:

автореф.

дис

к.

пс.

н.

/

Е.В.

Гоготова. – Москва, 2002.

4.

Карпович,

Т.Н.

Социальный

интеллект

и

пути

его

развития

у

учащихся юношеского возраста / Т.Н. Карпович // Психология. – 2002. – №3.

5. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в

детском возрасте / А.В. Семенович. – М.: АСАДЕМА, 2002. – 159 с.



В раздел образования