Напоминание

"Вариативные формы взаимодействия учителя- логопеда с семьёй, имеющего ребёнка с ОВЗ"


Автор: Выхрыстюк Галина Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Ласточка"
Населённый пункт: город Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Вариативные формы взаимодействия учителя- логопеда с семьёй, имеющего ребёнка с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Вариативные формы взаимодействия учителя- логопеда с семьёй,

имеющего ребёнка с ОВЗ

ВЫХРЫСТЮК Галина Сергеевна

учитель- логопед, МБДОУ «Детский сад №3 «Ласточка»,

г. Тихорецк, Краснодарский край, Россия

В данной статье раскрывается опыт работы учителя- логопеда с родителям

воспитанников, имеющих ребёнка с ОВЗ. Даются рекомендации по развитию

речевой активности и психических процессов.

Ключевые слова: взаимодействие с семьями воспитанников, активизация речи,

психическое развитие, дидактические игры и упражнения.

Взаимоотношения

и

сотрудничество

учителя-логопеда

с

родителями

в

настоящее

время

особенно

актуальны.

Только

совместная

деятельность

родителей

и

специалистов

приносит

более

эффективный

результат

в

коррекционной

работе.

Повышение

результативности

обучения

возможно

только при наличии целенаправленной, спланированной комплексной работе

учителя-логопеда и при осознанном и заинтересованном включении родителей

в логопедическую работу.

В своей практике, для установления контакта с семьей и обеспечения

единства в работе по преодолению речевых нарушений у детей я использую

такие

формы

работы,

как

анкетирование,

индивидуальные

консультации,

родительские

собрания,

практикумы,

беседы, совместные

праздники,

мероприятия, круглые столы.

Их

цель

– сделать

родителей

не

только

своими

союзниками,

но

и

грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к

тем

коррекционным

и

педагогическим

задачам,

которые

осуществляются

в

работе с детьми.

Работая

с семьей, я столкнулась с тем, что некоторые родители

из-за

сложных социальных условий, в силу занятости не уделяют должного времени

речевому развитию ребенка и не в полной мере осознают свою роль в этом.

Данная проблема сподвигнула меня найти новые интересные формы работы,

виды совместной деятельности, в которую бы с интересом были вовлечены

родители и дети.

Поскольку формирование речи детей тесно связано с развитием мелкой

моторики рук, включаю родителей в систематическую работу по тренировке

тонких движений пальцев детей. Для этого организуются игровые тренинги для

родителей, где они обучаются различным пальчиковым играм и упражнениям

для

дальнейшего

использования

их

со

своими

детьми

дома.

Кроме

того,

приглашаю родителей на занятия, где они могут наблюдать за выполнением

пальчиковых игр и дыхательных упражнений с детьми.

Проводя игровые дыхательные упражнения «Попади в ворота», «Мыльные

пузыри», «Буря в стакане», «Чей листик улетит дальше» в детском саду на

занятиях и в свободной деятельности, рекомендую родителям продолжать эту

работу в семье.

[1, с.28].

Для формирования умения пользоваться вопросительной, восклицательной и

утвердительной интонацией играю с использованием карточек с изображением

восклицательного, вопросительного знаков. Так же упражняю родителей, а они,

в свою очередь, тренируют потом детей в произнесении одних и тех же фраз с

интонацией испуга, радости, огорчения, просьбы, удивления. [3, с.26].

Для успешного заучивания детьми стихотворений советую использовать

сочетание

разных

видов

памяти:

слуховую,

зрительную,

осязательную,

двигательную и эмоциональную. Для этого советую родителям не использовать

многократное

повторение

текста,

а

превращать

заучивание

в

весёлое

обыгрывание содержания стихотворения.

Беседа по содержанию, разыгрывание его разными способами (драматизация,

пальчиковая игра, диалоги) выразительное чтение развивают образную память и

помогают быстрее запомнить текст.

Для обогащения словаря ребёнка, развития грамматического строя речи, я

знакомлю родителей с играми и заданиями на закрепление речевых навыков.

Например, игры на описание самых разных предметов «Кто больше

назовёт?», «Что из чего сделано?», «Какого цвета?» можно использовать в

качестве подготовки для понимания смысла, заложенного в загадках. В таких

играх, как «Кто где живёт?», «Кто как голос подаёт?» родители вовлекают детей

в игровой диалог. [4, с.87].

Учитывая

большую

загруженность

домашними

делами,

работой,

накопленную к концу дня усталость, я рекомендую им играть с детьми на кухне.

Для

этого

родителям

советую

использовать

пальчиковые

упражнения

(перебрать

крупу,

сложить

из

спичек

домик,

буквы),

игры

на

обогащение

словаря (какие слова «вытащим» из супа, компота), «Вкусные слова» (кислые,

сладкие), «Чудесный мешочек» (угадывание фруктов и овощей на ощупь с

называнием качеств). С целью развития грамматического строя речи предлагаю,

например, игру: «Сварим варенье» (из яблок – яблочное), «Приготовим сок».

Предлагаю играть на прогулке, а также по дороге в детский сад в игры: «Что я

видел?», «Какой он?», «Доскажи словечко».

Сказки, как и игры, являются неотъемлемой частью развития и воспитания

каждого

ребенка.

Поэтому

я рекомендую

родителям

читать

детям

сказки

русских и зарубежных писателей, по возможности приобретать и прослушивать

аудиосказки,

которые

в

исполнении

мастеров

художественного

слова

и

сопровождении

музыки,

усиливают

воздействие

на

воображение

ребенка,

развитие выразительности речи. [2, с.15].

Для

развития связной речи, памяти, воображения, для сплочения родителей

и

детей, я

рекомендую

дома

проигрывать

различные

сказки,

сценки

с

использованием

домашнего

театра.

Я

рассказываю,

как

можно

сделать

домашний театр, используя мягкие игрушки, перчатки, ложки, нарисованных

героев.

После

проведения

домашнего

театра,

родители

делятся

своими

впечатлениями

и

зачастую

рассказывают

о

позитивных

эмоциях,

которые

получила

семья,

о

том,

что

дети

чувствовали

себя

настоящими

актерами,

старались правильно, с выражением проговаривать свою речь.

Так же рекомендую родителям делать в семье традиционной игру «Новое

словечко», целью которой является расширение словаря ребенка. В выходной

день родители «дарят» ребёнку новое слово, обязательно объясняя его значение.

Затем, нарисовав на листке вместе со взрослым рисунок, дети приносят в

группу «подаренное дома слово» и знакомят с ним сверстников. Эти картинки –

слова помещаются в «Шкатулку умных слов», и время от времени с ними

проводим разнообразные игры.

В моей практике интересной формой работы стало изготовление книжек-

малышек. Цель – не только расширение и обогащение словарного запаса речи

детей, развитие связной речи (где ребенок проговаривает что он делает и как),

развитие

мелкой

моторики

рук,

формирование

умения

подбирать

соответствующий

материал

для

заготовок

(картинки,

стихи,

загадки,

пословицы),

проявление

интереса

к

созданию

собственных

книг,

но

и

способствование общению и взаимодействию родителей со своими детьми.

Я убеждаю родителей, как важно оформлять личную библиотеку ребенка. И

что очень хорошо делать авторские

книги.

Родители записывают рассказы,

возможно

сказки

детей,

составляют

с

ним

книжки

малышки

с

иллюстрациями

ребенка

или

же

подобранными

вырезанными

картинками,

приносят в детский сад. Затем они

размещаются на выставке. Темы для

самостоятельных детских рассказов подсказывали прогулки и экскурсии в лес,

парк, зоопарк, цирк, интересные случаи, события, праздники, поездки.[4, с.110].

Дети с гордостью показывали всем результаты своей работы, с большим

интересом рассказывали содержание своей книжки, делились впечатлениями о

том, как они с родителями её изготавливали, а родители, в свою очередь,

делились своими достижениями в работе с детьми.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что главное, чего я

достигла – это привлечение родителей к совместной работе по развитию и

активизации речи детей.

Таким образом, совместно с родителями, стараясь найти разные формы

приобщения их к речевому развитию детей, мы шаг за шагом преодолеваем

сложный процесс формирования правильной речи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Л.П. Воронина, Н.А. Червякова Картотеки артикуляционной и дыхательной

гимнастики, массажа и самомассажа – СПб.: Детство- Пресс, 2015, –79 с.

2. О. А. Сидловская Сказка в развитии дошкольника. Ребёнок в детском саду,

2001. – №3, – 110с.

3. Л.А.Горбушина, А.П. Николаичева Выразительное чтение и рассказывание

детям дошкольного возраста. – М.: Просвещение. 1983, – 144 с.

4. Н.В. Новоторцева Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и

педагогов – Ярославль.: Академия развития – 1998, – 235с.



В раздел образования