Автор: Стеценко Елена Викторовна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МОУ ДМЦ им. Н.А. Вилкова Ворошиловского района Волгограда
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Технологии, используемые педагогом-организатором в патриотическом воспитании курсантов Детского морского центра им. Н.А. Вилкова г. Волгограда.
Раздел: дополнительное образование
Технологии, используемые педагогом-организатором в патриотическом воспитании
курсантов Детского морского центра им. Н.А. Вилкова г. Волгограда.
Сегодня Россия, как и на протяжении всей истории своего существования, вынуждена
защищать свои военно-политические интересы по всему миру. В сложившейся обстановке наша
страна, как и прежде, нуждается в сохранении духовно-нравственных ценностей и формировании
патриотических качеств у своих граждан, в том числе и у подрастающего поколения.
Важную роль в развитии военно-патриотического воспитания подростков выполняют военно-
патриотические клубы. Основы военно-патриотического воспитания будущих защитников
закладываются в период обучения, путѐм формирования и развития патриотических качеств.
Образовательная среда военно-патриотических клубов предоставляет большие возможности для
создания фундамента патриотических ценностей у подростков.
Сегодня в современном законодательстве Российской Федерации произошло обновление многих
правовых норм образования, которые позволили пересмотреть некоторые подходы к организации
обучения и воспитания, в том числе военно – патриотического, основными задачами которого
являются:
– формирование готовности и способности молодежи к военной службе,
– воспитание верности боевым и героическим традициям Российской армии,
– сознательного отношения к выполнению конституционного долга по защите Отечества,
обеспечению его безопасности и суверенитета.
При планировании работы по военно – патриотическому воспитанию молодежи необходимо
опираться на:
1. Конституцию Российской Федерации.
2. Федеральные законы Российской Федерации:
– «Об образовании»,
– «О воинской обязанности и военной службе»,
– «О ветеранах»,
– «О днях воинской славы (победных днях) России»,
– «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945
годов».
3. Федеральную целевую программу «Молодежь России».
4. Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
5. Концепцию патриотического воспитания граждан РФ.
6. Концепцию духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России
7. Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на
2016 – 2020 годы».
В системе непрерывного образования курсантов Детского морского центра (ДМЦ) военно-
патриотического воспитание стоит на первом месте и выражается в практической воспитательной
работе, которая представляет собой комплекс индивидуально-психологических, информационно-
пропагандистских, социально-экономических, правовых, морально-этических, спортивно-
массовых, культурно-досуговых и иных мероприятий, целью которых является формирование
патриотических ценностей у курсантов.
Патриотическое воспитание в Центре— это систематическая и целенаправленная деятельность
по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему
Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по
защите интересов Родины.
В ДМЦ сложилась определенная система работы по данному направлению. Используются такие
формы и методы работы как: коллективные и индивидуальные беседы, тематические вечера,
конференции, лекции, викторины, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и боевых
действий, экскурсии по культурным местам и местам боевой славы, проведение дней воинской
славы России, занятия в музеях, соревнования, просмотр патриотических документальных и
художественных фильмов.
В своей работе по военно-патриотическому воспитанию курсантов Центра я использую
традиционные и новейшие технологии. Говоря о новейших технологиях, я имею в виду, прежде
всего современные технологии обучения, то есть те, которые востребованы педагогами и
учащимися нашего учебного заведения, удовлетворяют их образовательным интересам и
потребностям, оптимально развивают участников педагогического процесса и отвечают запросам
общества.
В условиях реализации требований по воспитанию военно-патриотического образования в моей
работе наиболее актуальными становятся технологии:
– Коллективно – творческое дело – это, по существу, продуманная система ключевых
мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на
комплексное решение задач гармоничного развития личности.
– Проектно – исследовательская деятельность - система учебно – познавательных и
воспитательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате
самостоятельных и коллективных действий обучающихся и обязательной презентацией
результатов их работы.
Проект – это возможность делать что - то интересное самостоятельно, в группе или самому,
максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя,
попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично
достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы,
сформулированной самими детьми в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности –
найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное
значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
- Кейс-стади (Case study)- технология обучения, использующая описание реальных
профессиональных ситуаций, представленных на аудиторию, чтобы спровоцировать дискуссию,
"сподвигнуть" учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.
- Критическое мышление – способность ставить новые, полные смысла вопросы (стадия вызова)
вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы (стадия осмысления); принимать
независимые продуманные решения (рефлексия).
- Арт-технология – воспитание посредством живописи, музыки и пения, литературы…;
возможность развить эмоциональную сферу, образное мышление и воображение ученика.
- Информационно – коммуникационная - это процессы и методы взаимодействия с
информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а
также средств телекоммуникации.
- Здоровьесберегающая - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех
факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах
его обучения и развития.
– Игровая – технология обучения, в основе которой лежит взаимосвязь имитационного
моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе решения учебных задач
достаточно высокого уровня проблемности.
Мероприятия военно-патриотической направленности
в Детском морском центре им. Н.А. Вилкова г. Волгограда
№
Наименование мероприятия
Технология
1
Литературно-музыкальная композиция «Помните!»
Арт-технология
2
Митинг у памятника морякам-североморцам ко дню памяти
контрнаступления советских войск под Сталинградом, дню
Победы в Сталинградской битве, дню защитника Отечества,
дню Победы
Коллективно-творческое дело
3
Митинг у памятника «БК-13», ко дню ВМФ
Коллективно-творческое дело
4
I региональный военно-патриотический Слет «Комбат-
Солнце!»
Коллективно-творческое дело,
Здоровьесберегающая
5
Акция «Георгиевская ленточка»
Коллективно-творческое дело
6
Встречи с ветеранами ВОВ, ветеранами боевых действий
Информационно –
коммуникационная
7
Викторина «200 дней и ночей»
Игровая
8
Встречи с представителями военных морских и речных
учебных заведений
Информационно –
коммуникационная,
Кейс-технология
9
Всероссийский конкурс сочинений «Память сильнее
времени», рисунка «Что такое подвиг?»
Проектно – исследовательская
деятельность
10
Посещение музеев: «Память», «Россия – моя история»,
Государственный историко-мемориальный музей-
заповедник Сталинградская битва
Проектно – исследовательская
деятельность
11
Урок мужества «Герои ВОВ в моей семье»
Проектно – исследовательская
деятельность
12
Литературно-музыкальные композиции «Славься,
Отечество», «О героях былых времен», «Дорогами войны».
Шоу – технология,
Коллективно-творческое дело,
Арт-технология
13
Игра «Зарница»
Игровая
14
Вертушка «Никто не забыт, ни что не забыто»
Технология развития
критического мышления
15
Конкурс военной песни
Шоу – технология,
Арт-технология
16
Всероссийская патриотическая программа «Дороги
Победы» - автобусная экскурсия
Проектно – исследовательская
деятельность
17
Круглый стол «Есть такая профессия – Родину защищать»
Кейс-технология
18
Культурно-патриотическое мероприятие «Русский бал»
Коллективно-творческое дело
19
Соревнования по военно спортивной подготовке
Здоровьесберегающая,
Коллективно-творческое дело
Роль педагога в военно – патриотическом воспитании курсанта, а значит и в становлении
будущего страны трудно переоценить. Именно педагогу, непосредственно работающему с группой
курсантов и каждым из них в отдельности, по силам воспитывать личность, гражданина и
патриота. Для того чтобы уровень патриотического воспитания среди подростков продолжал расти
педагогам необходимо постоянно внедрять новые технологии обучения и воспитания, создавать
условия для формирования у курсантов способности к самовоспитанию и самообразованию, а
также стимулировать у них развитие внутренних мотивов самосовершенствования.