Напоминание

Методическая разработка занятия по физической культуре по теме "Школа мяча"


Автор: Ахметова Флюра Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 226
Населённый пункт: город Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка занятия по физической культуре по теме "Школа мяча"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 226 городского округа город Уфа Республика Башкортостан

Методическая разработка занятия по физической культуре

по теме «Школа мяча»

инструктор по физической культуре:

Ахметова Ф.Н.

Уфа- 2018

Содержание:

Пояснительная записка……………………………………………………3 стр.

Конспект ООД по физкультуре………………………………………….. 5 стр

Заключение………………………………………………………………..11 стр.

Список литературы……………………………………………………….12 стр.

Приложения……………………………………………………………….13 стр.

2

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А Сухомлинский.

Пояснительная записка

В

настоящее

время

одной

из

приоритетных

задач,

стоящих

перед

педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и

обучения.

Проблема

раннего

формирования

культуры

здоровья

актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный

возраст является решающим в формировании фундамента физического и

психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный

путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно

в

этот

период

идет

интенсивное

развитие

органов

и

становление

функциональных

систем

организма,

закладываются

основные

черты

личности,

отношение

к

себе

и

окружающим.

Важно

на

этом

этапе

сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа

жизни,

осознанную

потребность

в

систематических

занятиях

физической

культурой и спортом

.

Разработка

раскрывает

вопросы

применения здоровьесберегающих

и

здоровьеформирующих технологий в системе физкультурно-оздоровительной

работы детского сада, прежде всего, для оздоровления детского организма,

повышения

адаптационных

возможностей

организма

воспитанников

к

неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Использование здоровьесберегающих технологий создают в процессе

занятия

атмосферу

психологического

комфорта

и

эмоционального

благополучия,

вооружают

их

знаниями

о

здоровье,

умениями

оберегать,

поддерживать и сохранять его. Методическая разработка может быть полезна

педагогам,

работающим

в

дошкольных

учреждениях,

а

также

элементы

здоровьесберегающих

и

здоровьеформирующих

технологий

могут

быть

использованы в семейном воспитании.

Нравственно

-

педагогическая

идея

занятия:

забота

о

здоровье

воспитанников, и их всестороннем развитии и воспитании в соответствии с

возрастными

особенностями,

обеспечение

оптимальных

физических,

интеллектуальных

и

эмоциональных

нагрузок

на

обучающегося

в

ходе

образовательного процесса; формирование нравственно-волевых качеств и

подготовка

к

школе,

оказание

помощи

воспитанникам

в

проявлении

их

собственных потенциальных возможностей, чтобы взрослея, каждый из них

осознавал свою индивидуальность, был готов вести здоровый образ жизни,

ценил своё здоровье и здоровье окружающих и мог приобщиться к занятиям

любым видом спорта.

Цель: профилактика отклонений в состоянии здоровья воспитанников

п у т е м

п р и м е н е н и я

э л е м е н т о в

з д о р о в ь е с б е р е г а ю щ и х

и

3

здоровьеформирующих технологий; укрепление здоровья детей, физического

и психического развития, эмоционального благополучия каждого ребенка.

Задачи:

Оздоровительные

- развивать мышцы ног и плечевого пояса;

- развивать координацию движений кистей и пальцев рук;

- формировать навыки правильного дыхания после бега и прыжков;

- укреплять мышечный корсет позвоночника, формировать правильную

осанку;

Образовательные

-

использовать

и

развивать

в

процессе

занятия

элементы

здоровьесберегающих технологий;

- продолжать учить детей рассчитывать силу броска при перебрасывании

мяча друг другу;

- упражнять детей в ловле мяча кистями рук;

Воспитательные

- воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в паре;

-

создать

доброжелательную,

эмоционально

насыщенную

атмосферу

детей, успеха, атмосферу радости и добра;

- воспитывать выразительность и красоту движений под музыку;

Методы обучения:

Словесный. Название упражнения, исходного положения, объяснение,

подача команд, распоряжений, сигналов.

Наглядный. Показ упражнения в надлежащем темпе от начала до конца.

Практический. Расчлененный показ

двигательного действия в более

медленном темпе. Самостоятельное выполнение действия детьми во время

слушания указаний инструктора.

Предварительная работа.

Цель - ознакомить детей с новыми двигательными действиями, разучить

асаны (элементы хатха-йоги). Создать целостное представление обо всем

двигательном акте и разучивать до овладения им в общих чертах.

1. Первоначальное разучивание (асан)

Длительность– 3 занятия

2. Обучение способа перебрасывания мяча друг другу от груди.

Длительность– 3 занятия

Ресурсное обеспечение: гимнастические коврики для выполнения ОРУ,

корзины с мячами, скакалки, мягкие модули высотой 30 см для запрыгивания,

гимнастические скамейки.

Звуковые

технические

ресурсы:

музыкальный

центр,

запись

классической музыки.

Форма организации: фронтальная и поточная

4

Конспект занятия

Содержание частей занятия

Дозир

овка

(мин)

Организационно-методические

указания

Вводная часть(6 - 7 минут)

Воспитанники входят в зал босиком

по ребристой дорожке.

15

Идут колонной по одному,

направляющий и замыкающий

соединяют круг.

Минутки вхождения в день.

Настал день. Я улыбнулась вам, и

вы

улыбнитесь

друг

другу

и

подумайте:

как

хорошо,

что

мы

сегодня здесь вместе. Мы спокойны

и добры, приветливы и ласковы. Мы

всегда здоровы. Вдохните глубоко и

со

вздохом

забудьте

вчерашние

обиды,

злобу,

беспокойство.

Я

желаю вам хорошего настроения и

бережного отношения друг к другу.

30

Воспитанники стоят в кругу,

спокойно, расслабившись.

Аффермации Сегодня

прекрасный

день

и

у

меня

все

прекрасно.

Я

чувствую

себя

хорошо.

У

меня

замечательное настроение. Я готов

работать. Я уверен в себе. Я верю,

что

у

меня

все

получится.

Буду

н а с т о й ч и в ы м

и

у п о р н ы м

в

достижении цели. Я чувствую, что

с каждым днем становлюсь умнее,

сильнее, красивее, трудолюбивее. Я

готов к работе. Я все смогу».

25

Воспитанники произносят слова

аффермации, хором, в

утвердительной форме.

Построение в шеренгу, проверка

осанки. Выполнение команд

«Равняйсь!», «Смирно!»

20

Дать краткие организационно-

методические указания о ходе

занятия.

Команды «налево», «кругом»,

«направо», «в обход налево, за

направляющим, шагом марш».

Ходьба на носках.

15

20

Плечи расправлены, спина

прямая, голова приподнята;

Выполняем повороты на углах.

Шаги короткие, руки вверх.

Ходьба на пятках.

20

Спина прямая, руки за головой,

локти развернуты в стороны.

5

Ходьба в полуприседе.

20

Спина прямая, руки вынесены

вперед, ладонями вниз, нога

ставится на переднюю часть

стопы.

Ходьба в приседе.

20

Спина прямая, руки на коленях.

Ходьба с опорой на ладони и ступни

ног «обезьянки».

15

Ноги согнуты в колени.

Ползание с опорой на ладони и

колени «кошки», кошка - добрая.

Кошка - сердитая.

25

Голова поднята, спину прогнуть.

Голова опущена, спину выгнуть.

Ходьба друг за другом в колонне по

одному.

20

Спина прямая, плечи

расправлены, голова смотрит

вперед.

Бег с захлестом голени.

20

Туловище наклонено вперед,

стараться пяткой коснуться

ладоней.

Бег в колонне по одному.

60

Руки согнуты в локтях, дыхание

носом, средний темп, медленный

темп.

Ходьба в колонне по одному.

Обычная ходьба.

Дыхательная гимнастика.

-

упражнение «Ладошки»

дыхательная гимнастика

Стрельниковой А.Н.;

30

вдох через нос, выдох через рот

в упражнениях;- выдох со

звуком; вдох частый

отрывистый, выдох плавный

долгий;

Перестроение из колонны по одному

в колонну по три.

10

Основная часть (17 минут)

ОРУ без предметов

1.

И. п.: - основная стойка, руки перед грудью

ладонями к низу. 1-2 –рывки руками; 3- 4 –

поворот в правую (в левую сторону).

2.

И.п.- основная стойка, руки на поясе. 1 — руки

за голову, правую (левую) ногу назад на носок;

2 — вернуться в исходное положение.

3.

И.п.- широкая стойка, руки на поясе. 1 — руки

в стороны; 2 — наклон вниз к правой (левой)

ноге; 3 — выпрямиться, руки в стороны; 4 —

7 мин

6-7раз

6-8

раз

6 раз

Делать

упражнение с

большой

амплитудой

Спина прямая,

плечи

расправлены.

Ноги в коленях не

сгибать, при

наклоне – выдох,

выпрямление –

6

исходное положение.

Асаны хатха-йоги

4.

Поза «Гора». И. п.- стоя на коленях, сидя на(на

пятках), соединить руки «в замок» над головой,

вывернуть кисти ладонями вверх и как следует

потянуться к потолку.

5.

Поза «Бабочка». И. п.- сидя на полу. Соединить

стопы вместе и подтянуть ближе к себе.

Качаться из стороны в сторону как неваляшка.

Затем следует остановиться и начать

ритмичные движения ногами вверх-вниз (как

крыльями).

6.

Поза «Кобра». И. п.- Лежа на животе упереться

ладонями в пол на уровне плеч. На вдохе

медленно и грациозно приподнимать голову,

затем грудную клетку, подключая усилия рук.

Прогнуться так, чтобы паховая часть осталась

на полу.

7.

Асана «Выравнивание ауры». И. п.- сидя на

полу скрестив ноги по-турецки (полу-лотос).

Руки развести в стороны ладонями к верху. С

закрытыми глазами на вдохе медленно

поднимать прямые руки вверх, соединить

ладони вместе. На очередном выдохе плавно

опускать руки через стороны.

8.

Прыжки. И.п.- стойка ноги вместе, руки вдоль

туловища, на 1- прыжок ноги врозь, руки через

стороны вверх, хлопнуть в ладоши, на 2-ноги

вместе, руки вдоль туловища.

Ходьба на месте.

Дыхательная гимнастика

Перестроение,

из

колоны

по

три,

в

одну

колонну. Группа, через левое плечо, кругом! В

колоннах сомкнись (1,2,3,). Группа направо! В

шеренгах сомкнись (1,2,3). В обход налево, за

8"

3-4

раза

6 раз

4раза

10-15

раз

10"

2-3

дых.

Цикла

8 мин

По

15-20

раз

вдох;

Спина прямая.

Руки не сгибать в

локтях, а тянуть

вверх как, бы

толкая потолок

руками.

Сначала движения

медленные, затем

становятся

быстрее.

Смотреть вперёд,

вытягивая шею,

дыхание

свободное.

Спина прямая.

Вдох через нос,

выдох через рот в

упражнениях;-

выдох со звуком;

- вдох частый

отрывистый,

выдох плавный

долгий

Первые номера в

паре берут мяч

для выполнения

основных видов

движения.

Задание

выполняется

фронтально.

Контролировать

силу броска мяча

7

направляющим,

шагом

марш.

По

ходу

движения парами - становись.

ОВД в парах

1.Перебрасывание мяча друг другу от груди из

положения стоя.

2.Перебрасывание мяча друг другу от груди из

положения, стоя на коленях.

3.Перебрасывание мяча друг другу от груди из

положения, сидя по-турецки.

4.Перебрасывание мяча друг другу от груди в

движении.

5. Запрыгивание на мягкое препятствие высотой

30 см с мячом в руках.

6.Ползание по гимнастической скамейке,

подтягиваясь двумя руками.

Этюд психогимнастики "Тяжелые камни"

Ребята, представьте себе, что на земле лежат

большие, тяжелые камни. Чтобы такой камень

поднять, нужно сделать глубокий вдох, напрячь

все мышцы (живота, рук, ног) поднять камень и

бросить его в сторону.

друг другу.

Ловить мяч

кистями рук.

Выполнять

подгруппами -

поточно.

Обращать

внимание на

технику

выполнения

прыжка

Обращать

внимание на

положение ног и

правильность

завершения

упражнения

Расслабляя

мышцы и делая

длинный выдох.

Улыбнуться после

тяжелой работы.

Заключительная часть

Подвижная игра: "Чай - чай

выручай"

Цель игры: закреплять навыки

быстрого бега без столкновений

друг с другом, развивать ловкость и

выносливость.

Воспитанник считалочкой выбирает

ловишку.

Воспитанники хором: топнули

(топают ногой), хлопнули

(хлопают в ладоши) и разбежались.

3 мин

Обратить внимание

воспитанников на то, что не

бегаем быстро, а стараемся

увертываться, не наталкиваясь

друг на друга.

Задача водящего поймать, как

можно больше игроков и не

8

Ход игры: Водящий остаётся в

центре игровой площадки, а

остальные игроки разбегаются в

разные стороны. Водящий догоняет

играющих и осаливает их.

Осаленные игроки останавливаются

на том месте, где были осалены,

разводят в стороны руки, ноги

ставят шире плеч и произносят «чай

– чай, выручай». Игроки, которых не

поймали, могут «выручить»

пойманных, выполнив подлезание

между ног.

Дыхательная гимнастика

Массаж кисти рук.

Воспитанники сидят в кругу в позе

алмаза, «моют» кисти рук, активно

трут ладошки до ощущения

сильного тепла; вытягивают каждый

пальчик, надавливая на него;

фалангами пальцев одной руки трут

по ногтям другой словно по

стиральной доске; надавливают со

средней силой (3-4 сек)

попеременно на переднюю, заднюю

и боковые поверхности каждого

пальца.

Релаксация (под музыку),

воспитанники лежат на полу. Ноги

слегка расставлены, руки вдоль

туловища, ладонями вниз, глаза

закрыты.

«Полет птицы»

Вы

находитесь

на

летнем

ароматном

лугу.

Над

вами

теплое

летнее

солнце

и

высокое

голубое

н е б о .

В ы

ч у в с т в у е т е

с е б я

с покойными

и

с ч а с т л и в ы м и ,

дышите легко и свободно. Высоко

на небе вы видите птицу, парящую в

воздухе.

Она

свободно

парит

в

воздухе, крылья ее распростерты в

стороны. Вообразите себе, что эта

30"

1 мин

1 мин

1 мин

подпустить остальных к уже

пойманным. Игра требует от

детей колоссальной

выносливости.

Обратить внимание

воспитанников, чтобы не

останавливались рядом со

стеной и скамейкой, создавая

при этом травмоопасную

ситуацию.

Вдох через нос, выдох через рот

в упражнениях;- выдох со

звуком; вдох частый

отрывистый, выдох плавный

долгий.

Отметить всех детей

9

птица

вы.

Представьте,

какое

легкое ваше тело и как медленно вы

парите

в

воздухе.

Ваши

крылья

легкие, вы наслаждаетесь свободой,

прекрасным

ощущением

парения,

прикосновением

легкого,

нежного

ветерка…

(пауза

поглаживание

д е т е й ) .

В е т е р о к

л а с к а е т ,

поглаживает

вас.…

А

т е п е р ь

медленно

взмахните

крыльями

и

приближайтесь к земле. Вот мы и

снова

на

земле,

в

этом

за ле.

Улыбнитесь друг другу.

Анализ занятия

1.Построение в шеренгу, равнение.

2.Подведение итогов.

Какие задания с мячом вам

показались трудными?

Какую игру напомнили вам

упражнения с мячом?

Какие виды движения выполняли

мы в подвижной игре?

В обход по залу на выход шагом

марш! (под музыку)

Воспитанники выходят из зала

по мокрой дорожке, смоченной в

слабом растворе перманганата

калия.

10

Заключение

Разработанная

система

использования

здоровьесберегающих

и

здоровьеформирующих технологий

комплексно воздействует на развитие

ребенка (Приложение 1).

При

построении

образовательной

и

оздоровительной

работы

учитываются

специфические

психологические

характеристики

собственно

двигательной

сферы

детей

данного

возраста.

В

основе

построения

физкультурно-оздоровительной

работы

в

дошкольном

образовательном

учреждении

лежит

уровень

развития

детей,

заданный

основной

образовательной

программой

ДОУ.

Технологии,

которые

используются

в

работе, обладают рядом преимуществ перед другими видами физической

активности:

они

не

требуют

больших

помещений

и

дорогостоящего

оборудования, не имеют противопоказаний и могут проводиться с любыми

возрастными категориями, а главное -

под их воздействием укрепляется

здоровье, повышается жизненный тонус и работоспособность.

В

процессе

использования

элементов

технологий

оздоровления

формируется у детей осознанное отношение к своему состоянию, они учатся

понимать их значение и преимущество хорошего самочувствия. В процессе

систематических физкультурных занятий растет тренированность организма

ребенка, что способствует увеличению функциональных резервов адаптации.

Положительный оздоровительный эффект достигается соблюдением таких

принципов, как постепенность, последовательность, повторность и систе-

матичность

физических

нагрузок.

В

результате

использования

здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий

улучшаются

функциональные

показатели

сердечнососудистой

системы,

ускоряется

ее

развитие, развивается и укрепляется мышечный аппарат, активнее работает

дыхательная

система,

улучшается

координация

деятельности

нервных

центров, повышается эмоциональный тонус. Занятия физической культурой

улучшают процессы мышления, памяти, способствуют концентрации внима-

ния,

повышают

функциональные

резервы

многих

органов

и

систем

организма.

Оздоровительная

направленность

в

образовательном

процессе

достигнута:

индивидуальным

подходом

к

ребенку

(Приложение

2),

комплексом мероприятий обеспечивающих гигиену нервной системы ребенка

во время занятий; наличием действующей адаптивной модели организации

образовательного процесса, учитывающий состояние здоровья ребенка и его

индивидуа льно-лично стные

о собенно сти,

четко

в ы р а ж е н н о й

оздоровительной направленностью физкультурных занятий.

11

Обязательными для каждого занятия упражнения для улучшения осанки

и развития гибкости позвоночника. В конце занятия проводятся упражнения

на расслабление мышц.

12

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении

порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

ООП – образовательным программам дошкольного образования»;

2.

Федеральный

государственный

стандарт

дошкольного

образования

(приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155);

Учебные пособия

1. Алфёрова В.П. Как вырастить здорового ребенка. – Калининград, 1991

2. Баркан А.И. Его величество ребёнок. - М., «Столетие», 1996

3. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.,

2005

4. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. – М., 2004

5. Голицина

Н.С.,

Шумова

И.М.

Воспитание

основ

здорового

образа

жизни. – М.: «Скрипторий 2003», 2007

6. Динейка

В.В.

Психофизическая

тренировка:

-

М.:

Физкультура

и

здоровье, 1986

7. Доскин В.А. и др. Растем здоровыми. – М., 2004

8. Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. – М., 1989

9. Иванова Ю.М. Йога. Как сохранить и укрепить здоровье.

10.

Козлова

С.А.

Я

человек.

Программа

социального

развития

ребёнка. – М.: Школьная Пресса, 2004

11.

Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников. – М.,

2005

12.

Кудрявцев В.Т. и др. Развивающая педагогика оздоровления. – М.,

2000

13.

Липень А.А. Детская оздоровительная йога. - СПб.: Питер, 2009

14.

Николаева Е.И.

Здоровьесбережение и здоровьеформирование в

условиях детского сада. Методическое пособие. ФГОС. Спб.: Детство-пресс,

2016 г.

13

Приложение 1

Система физкультурно-оздоровительной работы и использования

здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий

14

общеразвивающие

упражнения

минутки

вхождения

упражнения на

предупреждение

плоскостопия и

укрепления осанки

элементы

веселого тренинга

традиционная форма

ЗАНЯТИЕ

элементы

психогимнасти

ки

массаж кистей

рук

основные виды

движений

нетрадиционная форма

аффермация

элементы восточной

гимнастики

«хатха-йога»

релаксация

ЛФК

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ

РАБОТА

музыкально-

ритмическая

гимнастика

ВОДНЫЕ

ПРОЦЕДУРЫ

хождение по

гальке

обширное

умывание

тренажеры

стопотерапия

подвижные

игры

Элементы

нетрадиционного

закаливания

Приложение 2

Схема индивидуального подхода к ребёнку в оздоровительной работе

15

Медицинская диагностика

Выписка из

медицинской

карты

Анамнестические

данные

Обследование

ребёнка на

плоскостопие

Оценка

физического

развития

Медицинская карта ребёнка ф №026у

Рекомендации родителям по

оздоровлению ребенка

Рекомендации педагогам по

проведению оздоровительной

работы с ребенком

Оздоровительная работа с ребёнком

в детском саду и дома

Физические упражнения

Закаливание

ЛФК

здоровьесберегающие

технологии и методы

закаливания

Повторная медицинская диагностика

Обследование

специалистами

Обследование на

ОСПОНе

(декретированные

группы)

Клинические

обследования

Рекомендации родителям и педагогам



В раздел образования