Напоминание

"Русская матрешка – символ России"


Авторы: Кормина Светлана Викторовна, Вазагова Екатерина Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС КВ "Брусничка"
Населённый пункт: г. Тарко - Сале
Наименование материала: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: "Русская матрешка – символ России"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «ДС КВ «БРУСНИЧКА»

ПРОЕКТ:

«Русская матрешка – символ России»

Воспитатель: С. В. Кормина

Введение:

Прежде, чем начать познавательную исследовательскую деятельность, я

обратила внимание на интерес детей к матрешке, к тому, что она несёт

познавательную и воспитательную функцию. Это позволило выбрать

привлекательную тему для дальнейшей разработки проекта.

Тип проекта: Познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители,

Музыкальный руководитель.

Актуальность проекта.

Данный проект актуален тем, что способствует приобщению детей к

получению информации о русской матрешке, истории народного промысла,

из различных источников. У детей закладывается в сознании реалистическое

представление о матрешке, как образе материнства,

семьи.

Исследовательская работа по проекту направлена на поддержку детской

инициативы, познавательной самостоятельности практического обучения

через систему продуктивных дел направленных на развитие

исследовательских способностей в изучении истории возникновения

народной игрушки, к поиску истины: почему её называют символом России.

Обогащению чувственного опыта ребенка, что в матрёшке отразились

народные представления о мире, добре, красоте.

Именно поэтому народная игрушка

матрёшка - символ России.

Проблема: недостаточные знания детей о матрёшке, как о символе России.

Многие родители просто не уделяют внимания знакомству детей с русской

народной игрушкой, с историей её возникновения.

Изучению художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и

сохранения древних исконно русских традиций.

Практическая значимость проблемы

.

Получение детьми практического опыта в исследовательской деятельности и

реалистического представления о народной игрушке

матрёшке как о символе

России.

Объект исследования: Русская матрёшка.

Предметом исследования стали традиционные виды росписи матрёшек.

Цель проекта: Проект направлен на развитие интеллектуально-творческого

потенциала детей путём совершенствования навыков исследовательского

поведения и развития исследовательских способностей. Воспитание интереса

к истории России, народному творчеству на примере русской национальной

игрушки матрёшки. Своими руками изготовить матрёшек из киндер-

сюрпризов по русским сказкам. Приготовить декоративную композицию

матрёшек и создать музей матрёшек.

1.

Познакомить детей с матрёшкой - как символом России. Развитие

исследовательской деятельности и патриотических качеств.

2.

Изучить историю матрёшки, как народного промысла.

3. Приобщить детей к русской народной культуре.

4.Воспитывать интерес к народному творчеству, к Родине, способствовать

развитию духовности, познавательного интереса детей, к поиску истины.

5.

Приобщение родителей к истокам русской народной культуре. Вызвать

интерес к русской народной игрушке. Развития тесных взаимоотношений

между родителями, педагогами и детьми.

Задачи проекта:

1.Продолжать работу с детьми по исследовательской деятельности и

нравственному воспитанию .

2.Развивать у детей познавательный интерес, умение составлять узоры,

украшать матрешку.

3.

Обогатить кругозор детей об игрушке, как образе материнства, семьи.

4. Расширять и пополнять словарный запас детей.

5.Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и

умения в рисовании, лепке, аппликации.

6. Разработать дидактическую игру на основе киндер-сюрпризов.

7.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

,

способствовать

развитию духовности.

В работе над проектом использовала следующие исследовательские

методы:

наблюдение;

беседы, игры;

рассматривание, сравнение и анализ росписи матрёшек;

конструирование, лепка, рисование, аппликация.

1 этап

Разработка проекта:

1.Была подобрана методическая художественная литература по данной

теме с разных источников.

2.Была создана развивающая среда: подобрали материал, матрёшки,

атрибуты для музыкальной деятельности, дидактические игры,

иллюстрированный материал.

3.Обратились за помощью к музыкальному руководителю.

4.Подобрали материал для продуктивной деятельности.

5.Оформить выставку рисунков «Матрёшка- символ России».

6.Продолжать работу по теме: «Знакомство с народной игрушкой-

«матрёшка».

2 этап

Формы реализации проекта:

1.Экспериментирование (свойств дерева, пластмассы);

2.познавательно-игровая непосредственная образовательная

деятельность;

3.выставка детских поделок, рисунков, аппликаций;

4.развлечение;

5.изготовление поделок из бросового материала;

6.Разучивание песен, стихов;

7.загадывание загадок;

8.создание альбома «История матрёшки»;

9.создание картотеки стихов, загадок, игр;

10.создание презентации;

11.подбор записи русских народных песен.

12.создание мини-музея;

13.работа с родителями.

Деятельность детей:

изучение свойств дерева, пластмассы. Экспериментирование;

речевые игры;

описательные рассказы;

дидактические игры;

хороводные игры;

художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование,

лепка, ручной труд);

изучение художественных элементов, росписей; составление;

орнаментов;

рассматривание изображений разных матрешек;

заучивание пословиц и стихов;

разучивание танца;

музыкальная, театрализованная деятельность.

Взаимодействие с родителями воспитанников:

консультации, рекомендации, памятки;

практические задания;

совместные мероприятия.

Игровая деятельность:

Сюжетно–ролевая игра: «К нам Матрешки в гости пришли», «У

бабушки в гостях», «Путешествие в лес».

Дидактическая игра: «Д/и «Разложи и собери матрешек вместе»,

«Найди по описанию», «Эти удивительные узоры», «Построй ряд с

закрытыми глазами», «Матрёшка спряталась», «Найди матрёшке

пару», «Расскажи сказку».

Дидактическая игра по карточкам «Составь узор», «Подбери

матрёшке юбочку», «Найди одинаковых матрёшек».

Проблемно- игровые ситуации : «У матрёшки испачкался сарафан»,

«Подбери узор », «Научи матрёшку».

Подвижная игра : «Раз,два,три- к матрёшке беги».

Хоровод : «Мы весёлые матрёшки».

Познавательно-исследовательская деятельность:

Рассматривание «Матрёшек»;

НОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в

разных районах России»).

НОД «Матрёшка – как символ семьи».

НОД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном

материале (посуда, игрушки)».

Изучение свойств дерева, пластмассы. Экспериментирование.

Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Беседа: «Матрешка - национальное культурное наследие России».

НОД: «Откуда появилась матрешка?».

Коммуникативная деятельность:

Рассматривание изображений разных матрешек.

Чтение стихов и загадок о кукле.

Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.

Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».

Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему

лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу»,

«Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с

огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».

Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим

водить хоровод (костюмированный).

Загадки о матрёшке;

Стихи о матрёшке.

Продуктивная деятельность:

Аппликация: «Украсим сарафан матрёшке», «Изготовление открыток»;

Рисование акварелью «Сарафан для матрёшки»;

Лепка «Матрёшки расписные»;

Конструирование из киндер-сюрпризов: «Матрешка-любимая

игрушка»;

Декоративное рисование «Мы весёлые матрёшки, хороши у нас

одёжки»;

Составление панно с декоративными узорами;

Рисование плаката «Матрёшка-символ России».

Музыкальная деятельность:

Прослушивание песни Ю. Вережникова «Русская матрёшка»;

Песня «Матрёшки» музыка З. Левиной слова З. Петровой;

Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки»;

Русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой;

Русская народная мелодия «На горе то калина»в обработке Ю.

Чичикова;

Развлечение для детей с участием родителей «В гости к матрешкам».

Физическая оздоровительная деятельность:

Пальчиковая гимнастика «Вышли матрёшки»;

Утренняя гимнастика «Заводные матрёшки»

Развивающая среда:

Мини- музей «Матрёшки».

Сюжетные картинки, открытки, плакаты, наглядное пособие.

Сарафаны, платки.

Работа с родителями:

Консультация: «История матрёшки, как народного промысла»;

Консультация: «Приобщение детей к народной культуре»;

Консультация: «В какие игры можно играть с матрёшками»;

Оформить выставку рисунков «Матрёшка- символ России»;

Помощь в подготовке к развлечению;

Создание презентации «Какие они разные и такие похожие»;

Подбор иллюстраций, открыток, фото, загадок, пословиц и поговорок

о матрёшке;

Заготовление киндер-сюрпризов и совместное изготовление

матрёшек по русским народным сказкам;

Пака передвижка «Читайте вместе с детьми загадки, стихи».

3 этап

Результат проектной деятельности:

В результате исследования – мы узнали, что матрешка была создана в конце

XIX века, сто лет назад. Токарь Василий Звездочкин выточил первую

разъемную куклу. Художник Сергей Малютин считается автором эскиза,

«отцом матрешки». Прототипом матрешки была фигурка японского старичка

– Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных

токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку,

ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы

узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-

своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А главный результат –

это поиск истины, что русская матрешка является символом России и так

нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. Дошкольники с

удовольствием изготовили матрешек, на основе киндер-сюрпризов и создали

музей матрешек.

Приложение:



В раздел образования