Авторы: Кормина Светлана Викторовна, Вазагова Екатерина Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС КВ "Брусничка"
Населённый пункт: г. Тарко - Сале
Наименование материала: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: "Русская матрешка – символ России"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «ДС КВ «БРУСНИЧКА»
ПРОЕКТ:
«Русская матрешка – символ России»
Воспитатель: С. В. Кормина
Введение:
Прежде, чем начать познавательную исследовательскую деятельность, я
обратила внимание на интерес детей к матрешке, к тому, что она несёт
познавательную и воспитательную функцию. Это позволило выбрать
привлекательную тему для дальнейшей разработки проекта.
Тип проекта: Познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители,
Музыкальный руководитель.
Актуальность проекта.
Данный проект актуален тем, что способствует приобщению детей к
получению информации о русской матрешке, истории народного промысла,
из различных источников. У детей закладывается в сознании реалистическое
представление о матрешке, как образе материнства,
семьи.
Исследовательская работа по проекту направлена на поддержку детской
инициативы, познавательной самостоятельности практического обучения
через систему продуктивных дел направленных на развитие
исследовательских способностей в изучении истории возникновения
народной игрушки, к поиску истины: почему её называют символом России.
Обогащению чувственного опыта ребенка, что в матрёшке отразились
народные представления о мире, добре, красоте.
Именно поэтому народная игрушка
матрёшка - символ России.
Проблема: недостаточные знания детей о матрёшке, как о символе России.
Многие родители просто не уделяют внимания знакомству детей с русской
народной игрушкой, с историей её возникновения.
Изучению художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и
сохранения древних исконно русских традиций.
Практическая значимость проблемы
.
Получение детьми практического опыта в исследовательской деятельности и
реалистического представления о народной игрушке
матрёшке как о символе
России.
Объект исследования: Русская матрёшка.
Предметом исследования стали традиционные виды росписи матрёшек.
Цель проекта: Проект направлен на развитие интеллектуально-творческого
потенциала детей путём совершенствования навыков исследовательского
поведения и развития исследовательских способностей. Воспитание интереса
к истории России, народному творчеству на примере русской национальной
игрушки матрёшки. Своими руками изготовить матрёшек из киндер-
сюрпризов по русским сказкам. Приготовить декоративную композицию
матрёшек и создать музей матрёшек.
1.
Познакомить детей с матрёшкой - как символом России. Развитие
исследовательской деятельности и патриотических качеств.
2.
Изучить историю матрёшки, как народного промысла.
3. Приобщить детей к русской народной культуре.
4.Воспитывать интерес к народному творчеству, к Родине, способствовать
развитию духовности, познавательного интереса детей, к поиску истины.
5.
Приобщение родителей к истокам русской народной культуре. Вызвать
интерес к русской народной игрушке. Развития тесных взаимоотношений
между родителями, педагогами и детьми.
Задачи проекта:
1.Продолжать работу с детьми по исследовательской деятельности и
нравственному воспитанию .
2.Развивать у детей познавательный интерес, умение составлять узоры,
украшать матрешку.
3.
Обогатить кругозор детей об игрушке, как образе материнства, семьи.
4. Расширять и пополнять словарный запас детей.
5.Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и
умения в рисовании, лепке, аппликации.
6. Разработать дидактическую игру на основе киндер-сюрпризов.
7.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
,
способствовать
развитию духовности.
В работе над проектом использовала следующие исследовательские
методы:
наблюдение;
беседы, игры;
рассматривание, сравнение и анализ росписи матрёшек;
конструирование, лепка, рисование, аппликация.
1 этап
Разработка проекта:
1.Была подобрана методическая художественная литература по данной
теме с разных источников.
2.Была создана развивающая среда: подобрали материал, матрёшки,
атрибуты для музыкальной деятельности, дидактические игры,
иллюстрированный материал.
3.Обратились за помощью к музыкальному руководителю.
4.Подобрали материал для продуктивной деятельности.
5.Оформить выставку рисунков «Матрёшка- символ России».
6.Продолжать работу по теме: «Знакомство с народной игрушкой-
«матрёшка».
2 этап
Формы реализации проекта:
1.Экспериментирование (свойств дерева, пластмассы);
2.познавательно-игровая непосредственная образовательная
деятельность;
3.выставка детских поделок, рисунков, аппликаций;
4.развлечение;
5.изготовление поделок из бросового материала;
6.Разучивание песен, стихов;
7.загадывание загадок;
8.создание альбома «История матрёшки»;
9.создание картотеки стихов, загадок, игр;
10.создание презентации;
11.подбор записи русских народных песен.
12.создание мини-музея;
13.работа с родителями.
Деятельность детей:
изучение свойств дерева, пластмассы. Экспериментирование;
речевые игры;
описательные рассказы;
дидактические игры;
хороводные игры;
художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование,
лепка, ручной труд);
изучение художественных элементов, росписей; составление;
орнаментов;
рассматривание изображений разных матрешек;
заучивание пословиц и стихов;
разучивание танца;
музыкальная, театрализованная деятельность.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
консультации, рекомендации, памятки;
практические задания;
совместные мероприятия.
Игровая деятельность:
Сюжетно–ролевая игра: «К нам Матрешки в гости пришли», «У
бабушки в гостях», «Путешествие в лес».
Дидактическая игра: «Д/и «Разложи и собери матрешек вместе»,
«Найди по описанию», «Эти удивительные узоры», «Построй ряд с
закрытыми глазами», «Матрёшка спряталась», «Найди матрёшке
пару», «Расскажи сказку».
Дидактическая игра по карточкам «Составь узор», «Подбери
матрёшке юбочку», «Найди одинаковых матрёшек».
Проблемно- игровые ситуации : «У матрёшки испачкался сарафан»,
«Подбери узор », «Научи матрёшку».
Подвижная игра : «Раз,два,три- к матрёшке беги».
Хоровод : «Мы весёлые матрёшки».
Познавательно-исследовательская деятельность:
Рассматривание «Матрёшек»;
НОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в
разных районах России»).
НОД «Матрёшка – как символ семьи».
НОД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном
материале (посуда, игрушки)».
Изучение свойств дерева, пластмассы. Экспериментирование.
Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.
Беседа: «Матрешка - национальное культурное наследие России».
НОД: «Откуда появилась матрешка?».
Коммуникативная деятельность:
Рассматривание изображений разных матрешек.
Чтение стихов и загадок о кукле.
Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».
Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему
лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу»,
«Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с
огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим
водить хоровод (костюмированный).
Загадки о матрёшке;
Стихи о матрёшке.
Продуктивная деятельность:
Аппликация: «Украсим сарафан матрёшке», «Изготовление открыток»;
Рисование акварелью «Сарафан для матрёшки»;
Лепка «Матрёшки расписные»;
Конструирование из киндер-сюрпризов: «Матрешка-любимая
игрушка»;
Декоративное рисование «Мы весёлые матрёшки, хороши у нас
одёжки»;
Составление панно с декоративными узорами;
Рисование плаката «Матрёшка-символ России».
Музыкальная деятельность:
Прослушивание песни Ю. Вережникова «Русская матрёшка»;
Песня «Матрёшки» музыка З. Левиной слова З. Петровой;
Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки»;
Русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой;
Русская народная мелодия «На горе то калина»в обработке Ю.
Чичикова;
Развлечение для детей с участием родителей «В гости к матрешкам».
Физическая оздоровительная деятельность:
Пальчиковая гимнастика «Вышли матрёшки»;
Утренняя гимнастика «Заводные матрёшки»
Развивающая среда:
Мини- музей «Матрёшки».
Сюжетные картинки, открытки, плакаты, наглядное пособие.
Сарафаны, платки.
Работа с родителями:
Консультация: «История матрёшки, как народного промысла»;
Консультация: «Приобщение детей к народной культуре»;
Консультация: «В какие игры можно играть с матрёшками»;
Оформить выставку рисунков «Матрёшка- символ России»;
Помощь в подготовке к развлечению;
Создание презентации «Какие они разные и такие похожие»;
Подбор иллюстраций, открыток, фото, загадок, пословиц и поговорок
о матрёшке;
Заготовление киндер-сюрпризов и совместное изготовление
матрёшек по русским народным сказкам;
Пака передвижка «Читайте вместе с детьми загадки, стихи».
3 этап
Результат проектной деятельности:
В результате исследования – мы узнали, что матрешка была создана в конце
XIX века, сто лет назад. Токарь Василий Звездочкин выточил первую
разъемную куклу. Художник Сергей Малютин считается автором эскиза,
«отцом матрешки». Прототипом матрешки была фигурка японского старичка
– Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных
токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку,
ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы
узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-
своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А главный результат –
это поиск истины, что русская матрешка является символом России и так
нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. Дошкольники с
удовольствием изготовили матрешек, на основе киндер-сюрпризов и создали
музей матрешек.
Приложение: