Обучение детей композиционным умениям в сюжетном рисовании
Автор: Ефремова Эрика Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ № 184 Населённый пункт: Кировская область, г. Киров Наименование материала: методическая разработка Тема: Обучение детей композиционным умениям в сюжетном рисовании Раздел: дошкольное образование
сюжетном рисовании.
Дети должны жить в мире
Красоты игры, сказки, музыки,
Рисунка, фантазии, творчества.
В.А.Сухомлинский
Рисование для ребенка не просто забава, а радостный
творческий
труд.
Задача
воспитания
–
сохранить
и
развить
в
ребенке подаренное ему в детстве умение радоваться, удивляться
увиденному, наблюдать и познавать свой мир не только разумом, но
и чувствами.
Прежде, чем приступить к работе над темой, я изучила
теоретический
материал
по
искусству
и
популярную
детскую
литературу по обучению детей рисованию. Это книги Ветлугиной
«Художественное
творчество
и
ребенок»,
Зубаревой
«Дети
и
изобразительное искусство», Комаровой «Обучение детей технике
рисования», Парфеновой «Теория и методика ИЗО деятельности в
детском
саду»
и
«Обучение
детей
рисованию».
Но
сведения,
почерпнутые из этих книг, не дают достаточного представления для
того, чтобы определиться, с чего начать работу по обучению детей
композиционным умениям в сюжетном рисовании. Книги «Человек
на стене» А.Ф.Воловика и «Быль-сказка о карандашах и красках»
В.В.Курчевского помогли в доступной форме познакомить детей с
отличительными свойствами изобразительных средств с правилами
пользования
карандашами
и
красками,
с
композиционным
построением рисунка.
Что же такое композиция? Сделаем небольшой экскурс в теорию.
Композиция – это определенное расположение предмета в
пространстве
и
его
связь
с
другими
предметами.
Композиция
помогает
передать
движение,
динамику.
Кроме
композиции
картинам присуще понятие перспективы.
Перспектива – вспомогательная наука, изучающая изменение
формы
и
цвета
предмета,
расположения
его
в
пространстве
с
определенной точки зрения.
Существует линейная перспектива, то есть изображение
кажущихся изменений предмета: фас, профиль, три четверти.
Воздушная – то есть в связи с удалением предмета меняется
четкость очертаний, видимость деталей, яркость цвета.
Более 500 лет назад итальянским художниками Пьеро дела
Франческо, Леоном Батиста Альберти, Леонардо да Винчи были
открыты законы изображения пространства, которые заключаются в
умении смотреть вдаль и были названы законами перспективы.
1.
Предметы меняют свою величину от расстояния, чем они
дальше, тем меньше кажутся.
2.
Когда предметы уменьшаются, то уменьшается и расстояние
между ними.
3.
Если предмет удаляется, то он превращается в точку.
4.
Предмет можем видеть одновременно не более, чем с трех
сторон.
5.
Горизонт
–
линия,
где
небо
сходится
с
землей,
линия
горизонта всегда находится на уровне наших глаз.
6.
Все
ближние
предметы
(передний
план)
изображаются
детально, дальние (задний план) – обобщенно.
7.
Все ближние предметы воспринимаются резко (т.е. четкий
контур, прорисовка деталей). У удаленных предметов линия
контура мягче, размыта, детали не прорисовываются.
8.
Все
удаленные
предметы
(дальний
план)
сливаются
с
пространством, т.е. покрываются дымкой.
Как видите, вопросы связанные с композиционными умениями
далеко не простые, поэтому тема обучения детей композиции в
сюжетном рисовании была трудна не только для детей, но и для
меня. Чтобы подойти к осуществлению этой темы, я в сентябре
выявила
навыки
и
умения
детей
в
предметном
и
сюжетном
рисовании,
наметила
перспективу
в
работе,
со ст авила
перспективный план по обучению детей композиции в рисунках.
Композиционным умениям начала обучать с начала года. Работу
проводила как фронтально, так и индивидуально. Для фронтальных
форм
брала
наблюдения,
чтения,
беседы,
выходы
в
кукольный
театр, организацию выставок-иллюстраций к русским народным
сказкам,
слушание
сказок
в
грамзаписи,
занятия
лепкой,
аппликацией,
рассматривание
картин,
иллюстраций.
На
индивидуальную работу выносила такие формы, как изготовление
трафаретов и работу с ними, изготовление игр «Составь картинку»
(на
фланелеграфе),
«Ближе-дальше»,
использование
настольно-
печатных игр «Моя любимая сказка», «Вспомни сказку», «Составь
сказку», кубики.
Ходили в краеведческий музей с целью показать обилие
животного
и
растительного
мира
Кировской
области,
в
художественный
музей,
чтобы
приобщить
детей
к
искусству,
вызвать у них эмоциональный отклик и научить видеть в картине
главное,
рассказала,
для
чего
картины
вставляют
в
рамку.
Рассматривание
картины
«Золотая
осень»,
«Ежик
с
ежатами»,
«Бурые
медведи»,
«Иван-царевич
и
серый
волк»,
«Аленушка»,
«Март»
и
другие
воспитывает
у
детей
художественный
вкус,
умение понимать картину и средства ее выразительности.
Я так объясняла детям:
А) Композиция – это размещение рисунка на листке бумаги. Нужно
разместить свой рисунок так, чтобы было понятно, что главное в
рисунке.
Б)
Художник
выражает
свою
главную
мысль,
рисую
героев
на
переднем плане очень крупно, чтобы привлечь к ним внимание.
В)
Задний
план
является
помощником
художника,
помогает
раскрывать чувства героя.
Прежде,
чем
начать
работу
над
сюжетным
рисунком
предварительно
обговариваем
тему
работы
с
каждым
ребенком,
предлагаю рассказ:
- что будет главным в рисунке?
- как будут изображены предметы на переднем плане?
- на заднем плане устанавливаем взаимосвязь между ними.
Чтобы научить детей делать эскиз своего будущего рисунка, так
называемый
подготовительный
рисунок,
я
ввела
рисование
простым
карандашом.
На
каждом
занятии
напоминаю
правила
рисования простым карандашом:
1) Рисовать
простым
карандашом
нужно
легко,
без
нажима.
Линию проводить только один раз. Если рисовать жирной
чертой, то рисунок получится грязным.
2) Простым
карандашом
нужно
прорисовывать
только
самое
главное, без мелких деталей.
Дети не всегда охотно пользовались простым карандашом, так
как не умеют регулировать силу нажима, боятся испортить рисунок.
Чтобы
преодолеть
страх
детей
старалась
похвалить,
поощрить,
помочь:
- брала руку ребенка в свою, чтобы дать ему тактильное ощущение,
рисовала сама,
- учила детей сравнивать рисунки с эскизом и без него. Отмечала,
что рисунки с подготовленным контуром получаются богаче по
замыслу.
Когда
ребенок
видит
набросок,
он
представляет
свою
будущую картину, легче ориентируется, что добавить, что убрать,
что
исправить.
А
рисунок,
выполненный
красками
,
исправить
практически невозможно.
- приглашала для беседы родителя – художника Селезнева. Он
показал, как делает наброски, эскизы. Встреча с профессиональным
художником
внесла
неоценимый
вклад
в
дело
обучения
детей,
побудила в них дополнительный интерес к рисованию. А возбудить
мысль детей в рисовании нам помог театр. Театр – одно из ярких
эмоциональных
средств
формирующих
мысль,
чувства
и
вкус
детей. Кукольный театр наиболее полно способствует творческому
развитию личности дошкольника. Поэтому на первом собрании я
предложила родителям совместно с воспитателями создать уголок
театра. Небольшие фигурки нашего «маленького театрика» вызвали
у детей живейший интерес, они с удовольствием драматизировали
сказки «Три медведя», «Репка», «Маша и медведь», «Колобок»,
показали инсценировки куклам, включали их в сюжетно-ролевую
игру «Выход в театр» и потом отразили свое впечатление от театра
в самостоятельной художественной деятельности на занятиях по
рисованию, лепке, аппликации.
Нарисовали книжку для детей по сказке «Колобок». У детей
возникло желание пофантазировать, представить характер героя,
что он сделает дальше. Даже такой застенчивый ребенок, как Надя
У.,
рисуя
по
сказке
«Колобок»,
передала
свое
видение
образа
медведя
и
отстаивала
его.
Когда
я
предложила
ей
нарисовать
медведю глаза, она сказала, что ему жалко есть колобка, и он
отвернулся. А у Стасика М. колобок подружился с медведем и
мирно беседуют на лавочке. Предложив в этой сказке детям самим
придумать концовку, мы увидели хитрую-хитрющую лису у Маши
С., лукавую у Лены У., печальную у Маши В. – ей и хочется есть
колобка и жалко его. Но ни одна лиса не съела колобка, у всех детей
она добрая. А Алеша У. сказал, что колобок научит лису петь свою
песенку, и они подружатся.
Так, в своей работе я увидела подтверждение мыслей
Саккулиной: «… рисование, которым ребенок так рано овладевает,
оказывает влияние на формирование различных сторон личности.
Поскольку
сущность
рисования
заключается
в
изображении
предметов,
явлений
реального
мира,
велико
его
значение
в
умственном, нравственном, эстетическом развитии детей.»
Растения, животные, фигура человека входят в содержание
рисунков
детей
5-6
лет,
они
являются
частью
сюжета
или
представляют собой пейзаж, характерный для данной местности и
времени года, поэтому так важно было научить детей правильно
рисовать их и закрашивать. В этом очень помогают трафареты:
большие и маленькие фигурки животных, геометрические формы.
Обучая
детей
рисованию
данных
групп
предметов,
я
способствовала
обогащению
сюжетных
рисунков.
Рисуя
«сказочный домик», мы можем затем включить его в композицию
любой
сказки,
научив
детей
рисовать
дерево
–
включала
в
рисование
картины
«Густой
дремучий
лес»,
рисование
фигуры
человека помогло нам в создании сюжетов «Дети делают зарядку»,
«Дети гуляют на участке».
Детям очень нравится рисовать сказки. «Сказка неотделима от
красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых
немыслимо
благородство
души,
сердечная
чуткость.
Благодаря
сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не
только
познает,
но
и
откликается
на
события
и
явления
окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.» -
писал В.А. Сухомлинский.
Великие мастера кисти братья Васнецовы в основу своего
творчества
положили
сказки.
Верны
этой
теме
и
талантливые
художники-иллюстраторы Каношевич, Рачев. Огромное значение
они придают в своих работах фону.
Фон – слово французское, оно означает поверхность, которая
находится
позади
предмета.
Кроме
устойчивости
фон
придает
рисунку
впечатление
глубины,
большого
пространства.
Фон
помогает художнику лучше изобразить предмет. Темное на светлом
фоне кажется еще темнее, светлое на темном фоне кажется еще
светлее.
Фон
помогает
сосредоточить
внимание.
Глаз
человека
всегда стремится вдаль, перебегает с одного предмета на другой и
трудно удержать свое внимание на каком-нибудь отдельном дереве
или цветке. Но стоит на пути нашего взгляда появиться забору, и мы
сразу обратили внимание на близкие предметы. Значение фона я
показала при рассматривании картин «Иван-царевич и серый волк»,
«Аленушка» - дети сразу обратили внимание на печальную фигурку
девушки на фоне стоящего стеной леса, смогли сразу сказать, что
главное в картине «Иван-царевич и серый волк».
Рассматривая иллюстрации к сказкам, потешкам обращала
внимание на то, как художник использует цвет для характеристики
своего
героя.
И
в
детском
рисунке
цвет
является
средством
выражения отношения детей к изображаемым героям.
Чаще всего, рисуя отрицательных героев, дети используют
темную краску, положительных – радостные, яркие цвета. Мы учим
детей чувствовать, почему художник выполняет фон светлой или
темной
краской, то есть цвет передает чувства художника, его
отношение
к
героям
рисунка,
картины.
Так,
например,
для
рисования сказки «Колобок» я предложила детям выбрать какой-
либо эпизод и подобрать фон для рисунка. Дети выбрали яркий
розовый фон для радостного события – бабушка печет колобок,
солнечный, желтый – при встрече с зайцем, голубой – при встрече с
медведем, серый – при встрече с волком и темный – при встрече с
лисой, фоном передали приближение опасности.
Предварительно
обговаривая
содержимое
рисунков,
в
тонировании обращали внимание на выделение линии горизонта
(т.е. где будет больше нарисовано предметов – в небе или на земле).
В рисунках о весне обращала внимание на прозрачный, легкий фон,
который передает пробуждение природы.
Для того, чтобы рисунок не превратился в срисовывание
иллюстраций,
очень
важно
тренировать
зрительную
память:
внимательно рассматривать картину, расположение предметов на
ней, затем убрать и предложить нарисовать по памяти.
Для того, чтобы правильно отобразить действительность,
необходимо развивать воображение детей в наблюдениях явлений
природы.
Важно
показать,
как
по-разному
воспринимают
люди
одно и то же явление природы. Смотрит скучный человек на дождь
и
думает:
«Опять
на
улице
сыро,
надо
резиновые
сапоги
надевать…». А человеку с воображением стоит взглянуть на дождь,
как дождь сразу преобразится.
«Смолкла птица… Сникла ветка
И срывается с гвоздя
Металлическая клетка
Полосатого дождя.»
Дети с помощью художественного слова находят подтверждение
своим наблюдениям: изменение природы перед дождем, образному
сравнению
дождя
с
прутьями
клетки,
в
которой
живет
наш
любимец – кенарь Тишка.
Или: «Знаю: это льется
И не дождь, а провода,
И по ним передается
Очень срочная вода.»
В наблюдениях отмечали различные формы облаков, в какую
погоду
они
бывают,
почему
их
не
бывает
зимой;
воспитывали
наблюдательность,
которая
очень
нужна
в
рисовании.
Однажды
французский художник Клод Моне приехал в Англию и решил
нарисовать Вестминстерское аббатство. В то время, когда Моне
рисовал, туман был очень густым. Когда картину представили на
выставке, лондонцы, увидев ее, начали смеяться, так как туман на
картине был розовым… Подумаешь…. Так художник увидел то, что
другие не замечали, с тех пор туман перестал быть только серым.
Одним из способов обучения детей композиционным умениям
является
анализ,
который
я
проводила
как
фронтально,
так
и
индивидуально. При анализе я преследовала разные цели:
1)
Старалась привлечь внимание всех детей к положительным
качествам каждого рисунка.
2)
При
рассматривании
рисунков
индивидуально
анализирую
причины
неудач,
ошибок,
нахожу
пути
устранения
недостатков, не навязывая своего решения, ведь в рисунке
ребенок
живет
и
чувствует,
выражает
свои
желания
и
интересы.
3)
При анализе учу ребенка композиции, перспективе.
4)
Обращаю внимание на цветовую характеристику.
При анализе я использую, например, такие вопросы:
- кто главное действующее лицо в рисунке?
- не сползло ли изображение в сторону?
- не тесно ли рисунке на листе бумаги?
- какими средствами художник выразил отношение к герою?
Сюжетные рисунки стали полнее по содержанию, интереснее по
форме изображения. Рука у детей окрепла, свободней и точнее
стали движения, глаз острее чувствует форму, рисунки приобретают
эстетический вид.
Обучая детей композиции в сюжетном рисовании, для себя я
выяснила,
что
подготовка
должна
быть
длительной
с
использованием
художественного
слова,
наблюдений,
показом
приемов
выполнения
работы,
рассматриванием
множества
иллюстраций,
сравнением,
чтобы
дети
фантазировали.
И
с
помощью
карандашей
и
красок
рассказали
на
бумаге,
что
они
увидели, прочувствовали.
Не нужно брать много тем, необходимо возвращаться к рисунку,
дорабатывать его на основе новых впечатлений, наблюдений. Ведь
не зря любимый учитель художников Павел
Петрович Чистяков
говорил: «Нарисуешь раз со сто – и получится просто.»
Работа по обучению композиционным умениям рассчитана на
длительный
срок.
Я
беде
продолжать
обучать
детей
законам
воздушной перспективы, продолжать знакомство с художниками-
мастерами
пейзажа,
познакомлю
детей
с
играми
на
развитие
фантазии, мышления:
«Дорисуй-ка» - на небольшом листке бумаги сделать один
непрерывный росчерк, а ребенок дорисовывает.
«Кляксография» - увидеть в изображении что-нибудь знакомое
и дорисовать.
«Точки,
точки»
-
один
ребенок
ставит
точки,
а
второй
с
помощью
линий
соединяет
их
в
какой-нибудь
орнамент,
животное или цветок.
В подготовительной группе теснее осуществляется связь занятий
рисованием с развитием речи. Содержание сказок будет сложнее, и
мы будем отражать их в рисунках.