Автор: Лаптева Татьяна Павловна Должность: учитель математики Учебное заведение: ИТЛ №24 им. Е.А.Варшавского Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри Наименование материала: Статья Тема: Применение ИКТ на уроках математики Раздел: полное образование
Автор: Лаптева Татьяна Павловна
Учитель математики
ИТЛ № 24 им. Е.А. Варшавского
Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри
Применение ИКТ на уроках математики
Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все
сферы нашей жизни. Современный человек не может себе представить жизнь
без интеллектуального помощника – персонального компьютера, без
офисных и прикладных программ, Интернета.
ИКТ является неотъемлемой частью сферы образования. Данный факт
предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить
насыщенность образовательного процесса.
Увеличение
умственной
нагрузки
на
уроках
математики
заставляет
задуматься
над
тем,
как
поддержать
интерес
к
изучаемому
материалу
у
учащихся, их активность на протяжении всего урока.
В своей деятельности каждый современный учитель стремится к тому,
чтобы наши дети умели вступать в диалог и были понятыми.
Цель, которую я ставлю перед собой: создать оптимальные условия
учащимся для развития их потенциальных возможностей, духовного начала,
формирования
самостоятельности,
способности
к
самообразованию,
самореализации.
Данная
цель
может
быть
достигнута
с
помощью
применения
новых
информационных
технологий
в
процессе
обучения.
Использование
их
в
образовательном
процессе
позволяет
повысить
наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволит реализовать цели и
задачи по формированию ключевых компетенций учащихся – использовать
условные
знания,
умения,
способы
деятельности
в
реальной
жизни
для
решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на
опыте
деятельности
учащихся
в
конкретных
ситуациях.
Овладение
ключевыми
компетенциями
позволяет
человеку
быть
успешным
и
востребованным обществом.
Применение ИКТ на уроках математики способствует:
Активизации познавательной деятельности учащихся.
Развитию вариативности мышления, математической логики.
Направленности
мыслительной
деятельности
учащихся
на
поиск
и
исследование.
По данным исследований, в памяти человека остается
25%
услышанного
материала,
33%
увиденного,
50%
увиденного
и
услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в
процессе обучения.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении
основывается на использовании возможностей компьютера
для создания условий доступности и наглядности изложения
материала;
деятельности учителя, управляющего этими средствами,
повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой
интерактивными свойствами компьютера.
Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный
материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя
скорость их движения, размер, цвет и т.д.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения:
при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при
этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего
инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога
ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст,
звук, видео, цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести
решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя
игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно -выдержкой,
спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.
Возможности компьютера могут использоваться в предметном обучении
в следующих вариантах:
фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
использование диагностических и контролирующих материалов;
использование презентаций на уроках;
выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения
получать информацию из различных источников.
Поскольку электронные носители содержат в себе учебную, наглядную
информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля, то они служат
для формирования образного представления об изучаемом объекте и для
индивидуальной работы с учащимися.
Применение презентаций на уроке позволяет:
более качественно реализовать принципы наглядности и доступности
при обучении,
эффективнее использовать время на уроке;
создавать
проблемные
ситуации
на
уроке,
что
активизирует
познавательную деятельность учащихся.
Примеры использования презентаций на уроках математики:
o
Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.
o
Работа с устными упражнениями.
o
Использование презентации при повторении пройденного
материала.
o
Демонстрация условия и решения задачи.
o
Демонстрация геометрических чертежей.
o
Проведение тестов.
o
Демонстрация портретов математиков и рассказ об их
открытиях.
o
Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам
обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
o
Внеклассная работа: математические игры и вечера.
Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся.
На таких уроках у детей интерес к предмету повышен.
Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока:
при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при
повторении.
Пример «Раскрытие скобок»
1.
Демонстрационный материал по теме «Раскрытие скобок».
2.
Устные упражнения по «Раскрытию скобок».
Таким образом, включение в урок информационно-компьютерных
технологий делает процесс обучения математике интересным и
занимательным, активизирует мысль обучающихся, облегчает преодоление
трудностей в усвоении учебного материала, стимулирует их к
самостоятельному приобретению знаний.