Напоминание

"Секреты чтения. Подготовительная работа к смысловому чтению на уроках литературного чтения".


Автор: Черных Лариса Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ ИРМО "Оекская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: ОЕК
Наименование материала: статья
Тема: "Секреты чтения. Подготовительная работа к смысловому чтению на уроках литературного чтения".
Раздел: начальное образование





Назад




«Секреты чтения. Подготовительная работа к смысловому чтению на

уроках литературного чтения».

В образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных

и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии

смыслового чтения и работе с текстом.

Поэтому формирование действия смыслового чтения в нашей школе стало одной из

важнейших педагогических проблем.

Целью нашего мастер-класса является обучение эффективным приёмам смыслового

чтения на примере работы с текстом притчи.

Мы познакомим вас лишь с несколькими приёмами, которые практикуем на уроках

литературы и внеклассных занятиях в начальных классах с разными типами текстов. Они

используются всеми учителями-предметниками.

Представляем вашему вниманию фрагмент внеклассного занятия, на котором учащиеся

работали с текстами притч. Для активизации работы была подготовлена и распечатана

газета «Узелок на память». На этом занятии ребята познакомились с разными типами

чтения.

-Вспомните, как Вы читаете газеты. С чего начинаете? (с просмотра)

Итак, первый тип: просмотровое чтение - это общее знакомство с любым текстом.

-Просмотрите газету «Узелок на память». Что интересного есть в этом номере? (Ответы)

-Хорошо, тогда познакомимся с приёмом «Ассоциативный куст». Я даю ключевое слово. В

нашем случае это название первой притчи «Книга» назовите все возможные ассоциации с

этим словом.

(Книга, мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература, фолиант)

А сейчас послушайте притчу «Книга» и скажите, чем можно дополнить наш ряд

ассоциаций.

Притча «Книга»

Ученик спросил старца:

-Зачем ты каждый день читаешь книгу? Ведь ты уже читал её?

Спросил и старец:

-А зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера?

-Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, - пожал плечами ученик.

- Вот и я каждый день читаю, чтобы духовно не умереть, - ответил старец.

Ещё одна ассоциация со словом книга - духовная пища.

Этот приём позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать

познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с

текстом.

Следующий тип чтения - ознакомительное чтение. Текст читается полностью. На уроках

можно использовать чтение цепочкой, по частям или приём «Читай самому себе». Мы

читали по цепочке.

- Предлагаю вам прочитать притчу «Ведро с яблоками» по цепочке.

Притча «Ведро с яблоками»

Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями

возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно

пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость

натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с

мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него

самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.

Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает

дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем

богат, тот тем и делится!»

При работе с данной притчей был использован приём «Верно ли, что…»

- Ребятам был предложен ряд утверждений по прочитанной притче, из которых

необходимо было выбрать те, которые соответствуют содержанию.

Перед вами примеры утверждений:

- Купил себе человек новый дом. (Да)

- Рядом в большом особняке жил сосед. (Нет)

- Сосед постоянно пытался испортить настроение. (Да)

- Однажды на крыльце человек увидел ведро с мусором. (Да)

- Человек вернул ведро с мусором соседу. (Нет)

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей

содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление.

-А сейчас внимательно прочитайте следующую притчу «Два волка».

(Участники мастер-класса читают текст притчи на слайде).

Притча «Два волка»

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк

представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк

представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а

потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

При знакомстве с данной притчей был использован приём «Ключевые слова». Это

наиболее важные слова в тексте.

- Назовите ключевые слова в притче «Два волка» (добро и зло)

В своей работе пользуемся и другими приемами:

- приём «Рюкзак – помощник» (помогает активизировать имеющиеся знания перед

чтением и рефлексировать, отдавать себе отчет в том, что же помогло понять текст);

- приём «Закладки – подсказки» (помогает научиться читать активно, контролировать себя

и качество своего чтения);

- приём «Чтение с остановками» (способствует развитию внимания);

-приём «Восстанови текст» (развивает логическое мышление);

-приём «Пирамидная история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе

прочитанного произведения)

Итак, использование этих и других приёмов (вы можете познакомиться с ними в буклете)

помогает нам:

-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

-находить в тексте требуемую информацию;

-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;

-читать внимательно и вдумчиво.

Начинается работа с 5 класса, а при подготовке к изложению в 9 классе и сочинению в 11

классе учащиеся легко находят ключевые слова в текстах, кроме того выделяют главную

мысль, извлекают информацию из текста для осознанного построения речевого

высказывания.

Читать - это ещё ничего не значит,

что читать и как понимать прочитанное –

вот в чём главное дело.

К.Д. Ушинский

Слова К. Ушинского как никогда актуальны в наши дни, в период, когда необходимо

сформировать метапредметные умения учеников. Чтение является основным умением,

необходимым для дальнейшего успешного обучения.



В раздел образования