Напоминание

"Ручной труд как вид коррекции поведения учащихся с интеллектуальными нарушениями"


Автор: Шестакова Наталия Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "Надежда"
Населённый пункт: г. Коломна
Наименование материала: статья
Тема: "Ручной труд как вид коррекции поведения учащихся с интеллектуальными нарушениями"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Сегодня

в

связи

с

изменениями

в

различных

сферах

жизни

актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего

поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане

требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание

прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в

процессе

его

личностного

становления,

в

выборе

соответствующей

профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.

В

личности

как

целостной

системе

одни

звенья,

структурные

элементы могут доминировать, в то время как другие - тормозиться в

зависимости от требований действительности, задач, которые решает

человек в конкретной ситуации, и т. п. Личность человека есть результат

сложного

действия

и

взаимодействия

многочисленных

факторов.

Поэтому и структуру личности надо рассматривать не в общем, а в

генезисе и развитии применительно к конкретно сложившимся условиям

жизни и воспитания.

Все

вышесказанное

в

полной

мере

относится

к

личности

нормально развивающегося ребенка. Но все это, за одним исключением,

в той же мере относится и к личности ребенка с нарушением интеллекта.

И

это

исключение,

как

ни

парадоксально,

заключается

в

том,

что

биологический

дефект

развития

(нарушение

высших

отделов

коры

головного мозга, эмоционально-волевой сферы и т. д.) делает детей,

объединенных

одним

диагнозом

«умственная

отсталость»,

не

менее

индивидуальными, более того, в силу особенностей дефекта (времени

поражения,

тяжести,

локализации

в

коре

головного

мозга

и

других

факторов) формирует личность ребенка с нарушением интеллекта более

неповторимой, чем нормально развивающегося сверстника.

Важным средством всестороннего развития детей с нарушением

интеллекта и весьма эффективным способом коррекции отклонений в

развитии

является

ручной

труд.

Трудовая

деятельность

находится

в

тесном

взаимодействии

с

общим

развитием

ребенка,

поскольку

в

процессе ручного труда участвует не та или иная отдельная функция, а

их комплекс в целом.

Дети

с

нарушением

интеллекта

располагают

значительными

потенциальными

возможностями,

которые

могут

быть

успешно

реализованы с помощью соответствующей методики как на уроках, так и

на занятиях кружка.

Под

влиянием

правильно

осуществляемого

обучения

ручной

деятельности

совершенствуются

познавательные

проце ссы:

дифференцируется

восприятие,

обогащаются

представления,

развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят

положительные

сдвиги

в

выполнении

умственных

операций.

Ручная

деятельность в значительной степени содействует совершенствованию

эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она

способствует

обогащению

и

развитию

речи

детей.

Этот

вид

деятельности

служит

одним

из

средств

социальной

и

трудовой

2

адаптации учащихся.

Коррекционно-развивающее

влияние

трудовой

деятельности

на

личность ребенка может осуществляться при соблюдении следующих

психолого-дидактических положений:

неукоснительное и систематическое соблюдение принципа

коррекционной направленности обучения на всех этапах работы

над схемой;

учет особенностей различных групп детей с нарушением

интеллекта,

позволяющий

организовать

дифференцированное

педагогическое

воздействие

(даже

приблизительное

деление

учащихся на подгруппы в соответствии с их познавательными и

творческими возможностями может служить ряду практических

целей);

активизация интеллектуальной деятельности учащихся в

процессе

их

работы

над

рукодельным

изделием

ходе

такой

активизации

педагог

побуждает

детей

к

предварительному

о с м ы с л е н и ю

с т р у к т у р ы

в ы п о л н е н и я ,

о п р е д е л е н и ю

последовательности

построения

схемы

рисунка,

сопоставлению

рисунка с образцом, осуществлению контроля за выполняемыми

ручными действиями и т. п.);

побуждение

учащихся

к

словесному

обозначению

выполняемых ими действий и их результата;

словесное

обозначение

(педагогом)

демонстрируемого

образца и процесса создания (в дидактических целях) изделия;

формирование

интереса

к

ручному

труду

и

повышение

мотивации трудовой деятельности;

организация пропедевтического периода обучения, в этот

период закладываются основы персептивных действий, то есть

формируется умение обследовать предметы и их свойства (форма,

величина, цвет, пространственные отношения).

П р и н ц и п и а л ь н о

ва ж н о е

з н ач е н и е

в

о с у щ е с т в л е н и и

целенаправленного учебно-воспитательного процесса имеет содержание

обучения. Эффективность коррекционной работы на занятиях ручным

трудом возрастает, если выполняемые детьми задания:

активно влияют на сенсорные процессы, познавательную

деятельность,

эмоционально-волевую

и

двигательно-моторную

сферы;

соответствуют

ближайшим

возможностям

детей

с

нарушением

интеллекта

(этим

возможностям

должны

соответствовать

структура

объекта

рукоделия,

количество

создаваемых предметов, во время тематической работы детям надо

предлагать создавать достаточно конкретные предметы);

активизируют

и

стимулируют

интеллектуальную

и

практическую деятельность;

3

позволяют формировать и закреплять умения и навыки;

предусматривают

закрепление

знакомых

действий

на

разном по содержанию материале;

способствуют всестороннему развитию;

имеют практическое и общественное значение;

доставляют радость и чувство удовлетворения.

Основополагающая

задача

ручной

деятельности

состоит

не

столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и

явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в

качестве

важного

педагогического

средства,

направленного

на

преодоление

или

ослабление

присущих

детям

недо ст атков.

Отличительной чертой ручного труда является то, что ребенок через

сенситивное восприятие (чувственное восприятие предмета рукоделия)

начинает общаться с окружающим миром, получает социальный опыт

адаптации в коллективе ребят-единомышленников.

Коррекционно-развивающий

эффект

систематических

занятий

ручным трудом может быть достигнут в том случае, если учитываются

особенности трудовой деятельности детей с нарушением интеллекта,

применяются

специальные

педагогические

методы

и

средства,

обеспечивающие

максимальное

использование

имеющихся

у

воспитанников

потенциальных

положительных

сторон,

правильно

определяется содержание обучения в соответствии с перспективой на

«зону ближайшего развития».

Особенности работы с учетом психомоторного развития детей

младшего возраста.

Работая

с

детьми

с

нарушением

интеллекта

нужно

учитывать:

главными являются преобладание чувственного (сенсорного) восприятия

мира и стремление познавать мир в игре.

В

этом

возрасте

формируются

представления

о

труде

и

его

необходимости,

воспитывается

культура

труда

и

формируется

рациональное планирование работы.

Следует обратить внимание детей на организацию рабочего места

и

разумное

использование

материалов.

Особое

внимание

уделяется

соблюдению правил безопасности труда и охране здоровья (в данном

случае охране зрения), воспитанию коллективизма.

В трудовой процесс вводятся элементы занимательности и игры.

Учитывая непосредственное восприятие мира детьми, необходимо

объяснять новый учебный материал предельно конкретно, наглядно.

Образцы,

особенно

увеличенные,

показывать

в

разных

положениях, при этом подчеркивать их особенности (форма, величина,

цвет

или

цветовые

сочетания,

предмет

в

целом

и

соотношение

его

частей). Поэтому чем сложнее изучаемый технологический прием, тем

более занимательным и хорошо известным должно быть изделие.

Дети

этого

возраста

стремятся

подражать

наглядному

показу

действий.

Каждый

технологический

прием

можно

разделить

на

4

конкретные

действия,

и

каждое

из

этих

действий

неоднократно

показывать на ряде занятий.

Следует

поддерживать

в

детях

стремление

к

независимости

и

самостоятельности. По мере овладения детьми каким-либо трудовым

приемом следует разрешать им самостоятельно выбирать материал для

работы, подбирать цветовые сочетания и даже вариант изделия.

Стремление к самостоятельности и независимости в этом возрасте

тесно связано с появлением способности выполнять сложные системы

действий. Это значит, что в интересном для них труде дети способны

выполнять

действия

достаточной

сложности.

При

этом

у

них

зарождается элемент творчества. Это следует всячески поддерживать и

помогать проявлять детям свои скрытые творческие возможности.

У

детей

этого

возраста

еще

слабо

развито

пространственное

воображение.

Именно

особенность

пространственных

представлений

влияет на то, что по таблицам и схемам малого формата дети порой

усваивают объяснение лучше, чем по изображению на доске. Очевидно,

процесс

соотнесения

формата

схемы

и

материала

в

этом

случае

значительно легче.

Из-за

слабо

развитой

мускулатуры

пальцев

и

рук,

отсутствия

достаточной

координации

движений

у

некоторых

детей

знание

не

переходит в умение длительное время. Педагог сталкивается с тем, что

ребенок понимает, «что» и «как» надо сделать, но не может. Такие дети

резко отстают от других сверстников именно на уроках труда. Здесь

нужны совместные действия учителя и воспитателя как по развитию

мелкой

моторики,

так

и

по

формированию

и

воспитанию

чувства

уверенности в себе.

Воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи на уроках

труда может идти через помощь соседу в выборе материала по цвету,

обмен

или

деление

материала

для

работы,

показ

способа

действия.

Кстати,

часто

дети

лучше

понимают

объяснения

или

просто

показ

действий сверстниками.

Основные методы работы:

Словесный

-

предварительная

беседа,

словесный

инструктаж

с

использованием терминов и выражений.

Наглядный - показ образца изделия, анализ образца. Составление

плана работы по изготовлению изделия.

Практической

последовательности

-

изготовление

изделия

под

руководством

воспитателя,

самостоятельно,

индивидуальные

и

коллективные творческие работы.

Необходимо

подчеркнуть

ведущую

роль

воспитателя

в

осуществлении

коррекционно-воспитательной

работы

на

занятиях

ручным трудом. Педагог управляет процессами внутренней и внешней

деятельности детей.

Занятия

приобретают

действенный

характер,

если

воспитатель

ясно представляет себе особые задачи специальной школы, хорошо знает

5

методику и специфику работы с детьми с нарушением интеллекта.

Все

этапы

занятия

тесно

взаимосвязаны

и

успешное

освоение

текущего материала необходимо для обучения на последующих этапах.

Воспитатель вправе сократить или увеличить количество учебного

времени для прохождения той или иной темы исходя из конкретных

условий,

связанных

с

особенностями

усвоения

детьми

учебного

материала. Он может варьировать требования к оценке усвоенного ими

объема

знаний,

умений

и

навыков,

устанавливая

необходимый

и

достаточный

объем

учебного

материала

в

соответствии

с

индивидуальными возможностями детей.

На каждом этапе занятия педагог должен видеть индивидуальные

возможности воспитанника при восприятии и осмыслении им того или

иного учебного материала. Только анализируя динамику изменений на

протяжении занятия, происходящих у ребенка, педагог своевременно

выявит слабые его стороны и в нужный момент поможет ему справиться

с заданием.

Наблюдая за выполнением тех или иных учебных заданий, педагог

оценивает не только то, как воспитанник работает, но и отмечает его

реакцию на оценку результатов своего труда. У детей с нарушением

интеллекта наблюдается недоразвитие самооценки и самоконтроля, что

проявляется

в

аффективных

и

неадекватных

реакциях

на

оценку

результатов

своей

деятельности.

Воспитанники

с

низкими

возможностями обучаемости не всегда могут принять завышенные, по

их мнению, требования педагога, правильно оценить свои способности.

Они

обидчивы,

в

состоянии

аффекта

агрессивны,

у

них

возможны

проявления

негативизма

и

в

конце

концов

эти

дети

могут

совсем

отказаться

от

работы.

Педагогу

следует

учитывать

психологические

особенности

своих

воспитанников,

трудности,

переживаемые

ими,

и

предъявлять к ним адекватные требования, всячески поощряя усилия,

затраченные детьми на выполнение работы.

Поощряя такое сохранное качество ребенка, как старательность и

желание трудиться на доступном для него уровне требований, можно

постепенно

добиться

усвоения

необходимых

знаний

и

умений.

Старательного

ребенка,

испытывающего

трудности

в

обучении,

целесообразно похвалить: «Ты старался, но сегодня не все получилось. В

следующий

раз

обязательно

получится»,

-

и

дополнять

словами

«Молодец!», «Старательный!»

Правильная оценка возможностей занятия ручным трудом дает

надежный ключ к его использованию в качестве продуктивного средства

педагогического изучения детей. Наблюдая за ручной деятельностью

ребенка, можно получить о нем такие ценные сведения, которые трудно

обнаружить

в

других

условиях.

Данные

наблюдений

существенно

дополняют

характеристику

ребенка.

Кроме

того,

они

помогают

правильно организовать индивидуальную работу.

Усвоенные во время занятий знания, умения и навыки могут быть

6

эффективно использованы также и на занятиях по другим предметам.

Литература:

1. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальной

(коррекционной) школе VIII вида [Текст] / И. А. Грошенков. – Москва:

Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.

2

. Калинникова, Л. В. Ручной

труд

как

средство

коррекции

умственного

развития

дошкольников

с

и н т е л л е кт уа л ь н о й

недостаточностью [Текст] / Л. В. Калинникова // Дефектология. – 1996. -

№ 3. – С. 61-66.

7



В раздел образования