Автор: Бурая Татьяна Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 71 "Кристаллик"
Населённый пункт: город Смоленск, Смоленская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развиваем творческую личность"
Раздел: дошкольное образование
«Развиваем творческую
личность»
Бурая Т.В., старший воспитатель
Одна
из
главных
задач,
которые
ставит
перед
педагогами
программа дошкольного образования и сама жизнь - это развивать
эстетическое
восприятие,
эмоции,
изобразительные
способности,
художественный
вкус,
воспитывать
любовь
к
изобразительному
искусству.
Чтобы
ребенок
стал
творческой
личностью,
в
детстве необходимо развивать
его
способность
видеть,
чувствовать
и
осознавать
выразительность
образов,
замечать
неповторимость,
оригинальность окружающего мира, уметь передавать впечатления в
своем творчестве.
Потребность
детей
проявлять
свои
творческие
способности
велика.
Ее
удовлетворение
дает
детям
интенсивное
ощущение
радости жизни. Надо сберегать в ребенке мечтателя, чтобы он вырос
активным творцом научной, производственной, общественной жизни;
творцом своей собственной личности.
Способности - это такие психологические особенности человека,
от
которых
зависит
успешность
приобретения
знаний,
умений,
навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений
не сводятся.
Способности
-
это
возможность,
а
необходимый
уровень
мастерства
в
том
или
ином
деле
-
это
действительность.
Выявившиеся
у
ребенка
художественные
способности
ни
в
коей
мере
не
являются
гарантией
того,
что
ребенок
будет
художником.
Для
того,
чтобы
это
произошло,
необходимо
специальное
обучение,
настойчивость,
наличие
художественных
материалов
и
многих других условий, без которых способности могут заглохнуть,
так и не развившись.
Способности обнаруживаются только в деятельности, которая
не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя
говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались
обучать
рисовать,
если
он
не
приобрел
никаких
навыков,
необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе
специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть
ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько
быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения,
научается видеть прекрасное в окружающем мире.
Существуют
дети,
не
опережающие
своих
сверстников
по
общему
развитию,
но
выделяющиеся
своеобразием,
оригинальностью, самостоятельностью методов работы. Для детей со
скрытыми потенциями творчества много значат условия обучения и
воспитания.
Если
эти
условия
таковы,
что
затрудняют
самовыражение,
т.е.
ни
семья,
ни
детский
сад
не
способствуют
раскрытию и реализации скрытых возможностей, то у детей могут
возникнуть
черты
тревожности
невротизма.
Это
накладывает
на
людей,
занимающихся
обучением
и
воспитанием
творчески
одаренных детей, большую ответственность.
Первое, что должен сделать педагог, - это помочь родителям
изменить свою позицию, внутренний настрой по отношению к этим
детям, помочь создать для них благоприятную, «теплую» атмосферу.
Немаловажно также помочь ребенку понять самого себя, а родителям
- своего неординарного ребенка.
Чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей, а,
наоборот,
стимулировать
их
развитие,
воспитатели
и
родители
должны
позволять
детям
как
можно
чаще
высказывать
свои
творческие
идеи,
находить
для
этого
время,
внимательно
выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем.
Для
того
чтобы
ребенок
смог
реализовать
свои
творческие
способности, у него должна быть сформирована достаточно высокая
самооценка, которая стимулировала бы его к деятельности. Поэтому
творческие
достижения
ребенка
не
следует
оценивать
с
позиции
общепринятых
нормативных
стандартов.
Особо
следует
отмечать
индивидуальные достижения ребенка, при этом оценка должна быть
перенесена
с
самого
ребенка
на
то
дело,
открытие,
которое
им
сделано.
В заключении хотелось бы сказать следующее. По отношению к
детям с различными видами способностей часто демонстрируется или
восхищение или наоборот, скептическое, настороженное поведение.
Следует
помнить,
что
по
отношению
к
любым
детям
являются
неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма
критического, недостоверного отношения. Единственное, что следует
поощрять в ребенке, - это его желание работать ради работы, а не его
стремление обогнать товарищей.