Напоминание

"Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста через организацию дополнительных образовательных услуг "


Автор: Мельникова Надежда Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Калинка"
Населённый пункт: пгт Юрья Кировской области
Наименование материала: Публикация
Тема: "Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста через организацию дополнительных образовательных услуг "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста

через организацию дополнительных образовательных услуг

Мельникова Надежда Михайловна,

музыкальный руководитель

МКДОУ детского сада «Калинка»

пгт. Юрья

«Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский.

Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития

вокально-певческих

навыков

у

детей

дошкольного

возраста. Именно в период

детства

важно

реализовывать

творческий

потенциал

ребенка,

сформировать

вокально-хоровые

навыки,

приобщить

детей

к

певческому

искусству,

которое

способствует развитию творческой фантазии.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и

развития

певческого

голоса.

Занятия

пением

являются

важной

составляющей

гармоничного

развития

дошкольника.

Воспитание

слуха

и

голоса

ребенка

оказывает

положительное

воздействие

на

формировании

речи,

а

речь,

как

известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить

некоторые проблемы звукопроизношения. Влияние музыки на организм человека

установили физиологи В.М. Бехтерёв, И.П. Павлов. Они говорили, что в пении

формируется

весь

комплекс

музыкальных

способностей:

эмоциональная

отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления,

чувства

ритма,

активизируются

умственные

способности,

развиваются

эстетические и нравственные представления детей.

В основе работы по развитию певческих навыков детей лежат идеи К. Орфа,

Теплова Н.А., Орловой Т.М., Ветлугиной Н.А. и др. Они отмечали, что песня

позволяет

ребенку

не

только

выразить

свои

чувства,

передать

внутреннее

состояние,

но

и

вызвать

эмоциональный

отклик,

который

созвучен

с

передаваемым

настроением.

Песня

учит

и

воспитывает

человека,

тому

подтверждение крылатые слова А.В. Гоголя «Под песню пеленается, женится и

хоронится

русский

человек»

тому

вечное

подтверждение,

так

как

песня

сопровождает человека всю жизнь». Именно песне принадлежит роль душевного

катализатора «… в песне есть нечто воспитывающее душу и, в особенности,

чувство », - говорил К.Д.Ушинский

Опираясь

на

исследования

и

опыт

ведущих

музыкантов–теоретиков

и

практиков, широко используя новейшие достижения музыкальной педагогики,

постаралась

выстроить

систему

развития вокально-певческих навыков у детей

дошкольного возраста через организацию дополнительных образовательных услуг.

Актуальность темы обусловлена тем, что в традиционной методике музыкального

воспитания

детей

дошкольного

возраста

не

достаточно

уделяется

внимания

организации

пения,

не

разработаны

приемы,

направленные

на

развитие

индивидуальных вокальных данных ребенка, нет целостности системы развития

певческих способностей детей. Проблема постановки певческого голоса ребенка–

дошкольника

одна

из

наиболее

сложных

и

наименее

разработанных

в

1

музыкальной

педагогической

теории

и

практике. Поэтому

данную

проблему

постаралась решить

в детском саду через дополнительные образовательные

услуги.

Мной

разработана

дополнительная

образовательная

программа

«Домисолька» художественно-эстетической направленности с детьми 4-7лет.

Цель: развитие вокально-певческих умений и навыков у дошкольников через

дополнительные образовательные услуги.

Задачи:

формирование у детей певческих навыков, способствующих выразительному

исполнению и пению в коллективе;

развитие ладового, метроритмического чувства, музыкального слуха;

формирование естественного звучания детского голоса, расширение

певческого диапазона;

воспитание певческого дыхания, дикции;

развивать у ребенка позицию активного участника-исполнителя, чтобы в

пении доступными средствами выражать себя, свои эмоции, чувства,

настроения.

Работу по дополнительному образованию воспитанников осуществляю 1 раз

в

неделю

во

2

половину

дня

до

30

минут. Системная

работа

по

развитию

вокально-певческих навыков строится в три этапа:

1 этап – знакомство с новой песней, создание интереса (мотивация).

2 этап – разучивание песни.

3 этап – выразительное исполнение песни.

Первый этап. Знакомство с песней начинаю с выразительного ее исполнения.

Использую короткое вступительное слово, вношу яркие иллюстрации, объясняю

непонятные

слова,

обращаю

внимание

на

характер,

настроение,

темп

произведения. Это помогает ребенку осознать содержание, вызвать определенное

отношение к песне, соответствующее настроение. Предлагаю детям высказаться о

характере

прослушанной

песни

и

определить

ее

настроение

с

помощью

музыкально – дидактических игр: «Музыкальные клоуны», «Солнышко и тучка»,

«Выбери настроение». При помощи мимики, жестов дети передают настроение

песни,

«рисуют

музыку»

цветными

карандашами,

мелками.

На

следующем

занятии предлагаю узнать песню по фрагменту, показать картинку, определить

структуру (вступление, запев, припев).

При

выборе

песен

для

разучивания

с

детьми

обращаю

внимание

на

их

соответствие возможностям детей, включающее следующие их характеристики:

доступное содержание;

несложный для произношения текст; запоминающаяся

мелодия, размер, ритм, тесситура, диапазон; простой аккомпанемент, который не

заглушает мелодию, а лишь украшает и поддерживает ее; динамика песни, ее лад;

рекомендации автора к исполнению.

Дети,

занимающиеся

дополнительно

свободно

владеют

музыкальными

терминами, понимают жест дирижера, чисто интонируют мелодию.

Для поднятия интереса у детей использую ИКТ технологии, мультимедийную

презентацию, видео фрагменты.

2

Второй

этап

– разучивание

песни.

Предварительно

провожу

разминку

голосового

аппарата,

сочетая

распевание,

способствующим

четкой

дикции

и

развитию артикуляции у детей. Показываю, как можно пропеть тот или иной

музыкальный фрагмент. Во время разучивания темп беру более медленный, чтобы

дети успевали пропеть. Когда встречаются трудные мелодические обороты или

скачки, прорабатываю их в виде распевок до разучивания песни. Если в песне есть

запев и припев, то начинаю с припева, так как детям его легче запомнить. Для

активизации процесса запоминания вношу красочный иллюстративный материал,

слайд – презентации, раскрывающие ее характер, если позволяет содержание,

инсценируем

песню.

На

данном

этапе

совершенствую

работу

над

вокально-

хоровыми

навыками

(звукообразование,

дыхание,

дикция,

чистота

интонации,

исполнение

песен

в

ансамбле).

Огромную

роль

в

звукообразовании

играет

певческое дыхание. Активно применяю дирижерский жест, который помогает

детям вовремя сделать короткий вдох. Во время пения слежу за осанкой детей,

рекомендую сидеть ровно, дыхание брать свободно, петь естественным голосом.

Для выразительной дикции использую комплекс упражнений артикуляционной и

пальчиковой гимнастики. Много усилий требует работа над развитием чистоты

интонирования. Дети учатся петь без музыкального сопровождения и слышать в

хоре не только свой голос, но и голоса других детей. Для закрепления песенного

материала

предлагаю

петь

соло,

тройками,

по

рядам,

под

фонограмму,

под

металлофон.

Ставлю

перед

детьми

проблемные

ситуации

для

развития

логического

мышления,

творческого

воображения.

Например:

«На

каком

музыкальном инструменте можно исполнить звуки капели из «Песенки о весне»

Г.Фрида.

Третий этап – выразительное исполнение песни. Это достигается чистотой

интонирования,

динамическими

оттенками,

четкостью

дикции,

точностью

выбранного темпа, выразительностью мимики лица, артистичностью.

Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать им

приобретать

веру

в

себя,

освобождаться

от

напряжения,

стеснения.

Радость

исполнения

песни

активизирует

робких,

нерешительных

детей.

Цель

моей

музыкальной

деятельности

-

научить

ребёнка

петь

хорошо,

чётко,

внятно,

с

любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что и

пытаюсь реализовать в процессе занятий.

Таким

образом,

использование

системы

специальных

упражнений

различных игр, индивидуальная работа с детьми, реализация дополнительной

образовательной программы «Домисолька» позволили добиться положительных

результатов в развитии вокально-певческих навыков у дошкольников. Музыка

прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, на праздниках в детском саду, дома

для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но

и самостоятельно без чьей-либо помощи.

Подводя

итоги

работы

по

развитию

вокально-певческих

навыков

у

дошкольников, можно говорить о том, что поставленная цель достигнута. Дети

любят

петь,

научились

владеть

своим

голосом,

понимают

многие

вокальные

термины,

дирижерские

жесты,

научились

слышать

и

передавать

в

пении

поступенное

и

скачкообразное

движение

мелодии,

научились

начинать

петь

3

самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на

первый звук, научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение,

являются участниками районных культурно-массовых мероприятий и конкурсов,

являются

участниками

Всероссийского

конкурса

вокального

искусства

«Алмазные грани».

Все это отчетливо прослеживается в результатах итоговой диагностики:

уровень

певческих

способностей

у

воспитанников

за

3

года

составил:

45%

высокий

уровень,

55%

средний уровень

развития.

Дети,

посещающие

дополнительные занятия по развитию вокально-певческих навыков продолжают

свое

обучение

в

Доме

творчестве,

школе

Искусств,

выступают

на

районных

праздниках, чем радуют меня как первого наставника и учителя.

Подводя

итоги

своей

деятельности,

хочется

подчеркнуть,

что

методов

и

приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много,

но

организуя

работу

в

данном

направлении,

следует,

прежде

всего,

ориентироваться

на

возможности

детей,

проводить

работу

систематически

и

последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей.

В будущем планирую продолжать работу по обучению детей пению, развитию их

вокальных навыков, по расширению певческого диапазона каждого воспитанника,

используя свой наработанный опыт и опыт других педагогов.

Список использованной литературы

Ветлугина Н.А. ''Методика музыкального воспитания в детском саду'', М.,

''Просвещение'', 1989г.

Орлова Т.М., Бекина С.М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для

развития голоса у детей 6 – 7 лет'' М., 1988 г.

Орлова Т., Бекина С. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1994.

Радынова

О.П.

и

др.

Музыкальное

воспитание

дошкольников.

М.:

Просвещение, 1994.

Методика Е.и С.Железновы «Абсолютный слух»

Н.Ветлугина «Музыкальный букварь»

Картушина

М.Ю.

Вокально-хоровая

работа

в

детском

саду

ООО

«Издательство Скрипторий 2003»

Горюшко

Л.И.

Методика

обучения

детей

пению

в

детском

саду.

Опубликовано 2015г.

4



В раздел образования