Напоминание

"Картинки с выставки"


Автор: Кораблева Инна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: Краснодарский край Отрадненский район ст. Спокойная
Наименование материала: конспект урока по музыке
Тема: "Картинки с выставки"
Раздел: начальное образование





Назад




Разработка урока по музыке на тему

"М.П. Мусоргский "Картинки с выставки»(«Балет невылупившихся

птенцов», «Баба Яга», «Богатырские ворота»).

Цель урока: познакомить обучающихся с тремя музыкальными пьесами из

цикла произведений Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с

выставки» и сравнить средства музыкальной выразительности «Картинок с

выставки» с художественно-выразительными средствами живописных

картинок и эскизов В. Гартмана.

Формирование УУД:

Личностные УУД: развивают эмоциональную отзывчивость, личностное

отношение при восприятии музыки.

Регулятивные УУД: формируют умения воспринимать и сравнивать музыку

и изобразительное искусство, выбирают действия в соответствии с

поставленными задачами, развивают умения осмысливать полученную

информацию.

Познавательные УУД: Учатся сравнивать музыкальные произведения и

произведения изобразительного искусства, выявляют их принадлежность к

разным жанрам, учатся использовать специальную музыкальную

терминологию.

Коммуникативные УУД: Учатся участвовать в коллективном пении,

формируют умения грамотно строить речевые высказывания.

Методы: беседа, диалог, словесное рисование, сравнение.

Оборудование:

Портреты: Модеста Петровича Мусоргского, Виктора Александровича

Гартмана, Владимира Васильевича Стасова.

Рисунки Виктора Гартмана «Избушка на курьих ножках», «Балет

невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота».

Компьютер, экран, проектор, презентация к уроку.

Мультфильм И. Ковалевской «Балет невылупившихся птенцов».

Музыкальные произведения для слушания: М. П. Мусоргский: «Прогулка»,

«Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках»,

«Богатырские ворота».

Подготовка класса к уроку: на доске размещены художественные работы

обучающихся, выполненные по заданному заранее заданию - представить и

нарисовать - Избушку на курьих ножках, Богатырские ворота, Балет

невылупившихся птенцов. На центральной части доски картины художника

В.Гартмана.

Технология: интегрирование нескольких видов искусства: музыки,

живописи, литературы, мультфильма.

"Не музыки надо нам,

не слов, не палитры и не резца...

мысли живые подайте,

живую беседу с людьми ведите

какой бы сюжет вы ни избрали

для беседы..."

Из письма М.П.Мусоргского

В.В.Стасову от 23 ноября 1875г.

Ход урока.

Презентация (Слайд№2).

Вход в класс под музыку «Прогулка» М.П.Мусоргского.

Музыкальное приветствие.

Учитель: Ребята, вы вошли в класс под очень красивую, спокойную музыку.

Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

Ответы детей: Приподнятое, спокойное, весеннее, музыка

как будто зовет куда-то в путь, на прогулку в парк, в театр, в

кино, на выставку.

Учитель: Верно. Дети, а если бы вы были автором этой музыки, как бы вы её

назвали?

Ответы детей: наверное «Путешествие», «Поход»,

« Прогулка».

Учитель: Верно ребята, музыка эта действительно так и называется

«Прогулка», она по весеннему приподнята, зовущая в путь, возможно в кино,

в театр, на выставку, где есть что посмотреть и поразмышлять над

увиденным.(Слайд №3)

Ребята, наш класс сегодня необычно оформлен, вы видите здесь ваши

художественные работы.

Как вы думаете, как можно назвать такое оформление комнаты, где

представлены ваши рисунки для всеобщего просмотра и обсуждения?

Ответы детей: Выставка рисунков.

Учитель: Верно, действительно это небольшая выставка ваших работ. А как

вы думаете, такое оформление как-то связано с темой урока?

Ответы детей: Наверное, да

.

Учитель. Чему она будет посвящена?

Ответы детей: рисункам, картинам, прогулке и т.д.

Учитель: Да ребята, мы совершим сегодня небольшую прогулку по

музыкальной выставке картин, ведь тема нашего сегодняшнего урока

посвящена музыкальным картинкам, фортепианной сюите русского

композитора Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки» (

Слайд№ 4) которую он написал после посещения выставки картин, рисунков

и эскизов своего друга художника и архитектора Виктора Александровича

Гартмана.

Учитель: А какое слово в теме урока для вас непонятное?

Ответы детей: сюита.

( Слайд№5) Сюита – это произведение, которое имеет несколько частей,

разных по характеру, настроению и объединённых общим замыслом,

идеей, темой.

Сюита Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки» состоит из

10 музыкальных картинок (произведений), объединённых идеей

впечатления от просмотра выставки художественных работ Виктора

Александровича Гартмана.( Слайд №6)

( Слайд № 7) В феврале 1874 года в Петербурге уже после смерти русского

художника-архитектора Виктора Александровича Гартмана открылась

выставка его работ. Тут были самые разнообразные работы: картины,

рисунки, эскизы театральных костюмов, архитектурные проекты, макеты,

даже мастерски выполненные игрушки. Во всем чувствовался большой

талант художника.

( Слайд №8)В день ее открытия среди посетителей заметно выделялся

мужчина богатырского роста с пышной бородой, энергичным лицом и

смелым взглядом. Это был известный русский художественный критик,

выдающийся знаток живописи, архитектуры и музыки Владимир Васильевич

Стасов. Выставка была организована по его инициативе. Вместе с ним

выставку осматривал композитор Модест Петрович Мусоргский. Не спеша

переходили они от одного экспоната к другому.

— А почему бы вам, Модест Петрович, — сказал вдруг Стасов, — не

написать музыку по этим замечательным работам Гартмана? И сами вы, я

вижу, чувствуете, что многие из них просятся на музыку…

( Слайд №9)«Картинки с выставки» были созданы Мусоргским на взлете

вдохновения и в необычайно короткий срок - за 3 недели.

( Слайд №10) Рисунки Гартмана зазвучали в музыке Мусоргского новыми

музыкальными красками. И он первоначально так и назвал сюиту «Гартман»,

по фамилии автора картин, а название « Картинки с выставки» появилось

чуть позже, такова история создания Мусоргским фортепианной сюиты «

Картинки с выставки». Давайте ещё раз вспомним, что же такое

« сюита»? и перейдем к музыкальному знакомству с этими пьесами -

картинками.

Ответы детей: Сюита - это произведение, которое имеет

несколько частей, объединённых общим замыслом, идеей,

темой.

Учитель: Верно, ( Слайд № 11) а произведением « Прогулка», под

звуки которого мы вошли на урок, начинается цикл картинок, он

как бы

показывает нам переход зрителя от экспоната к экспонату выставки, т.е. от

одной музыкальной пьесы к другой. Мусоргский говорил, что

здесь он

изобразил

самого

себя.

Тема

спокойная,

распевная,

напоминающая

одноголосный запев с хоровым подхватом, свойственная русским песням.

(Слайд№12) Наша задача на уроке - проанализировать,

какими

средствами

музыкальной

вы разит ел ь ност и

пользовался М.П.Мусоргский для создания своих музыкальных

картинок и какие художественные средства выразительности

использовал Виктор Гартман для создания своих картин. Нам

необходимо разобраться в том, иллюстрирует или дополняет

музыка

Модеста

Мусоргского

картины

и

эскизы

Виктора

Гартмана.

Ребята, чем вы пользовались для создания своих картин?

Ответы детей: красками, кисточками, карандашами, иногда

фломастерами.

Учитель

(Слайд№

13) Правильно,

ребята,

к

художественно

выразительным средствам живописи относятся цвет, мазок, линия, пятно,

цветовой и световой контраст, и с помощью этих средств выразительности

художник В. Гартман создавал свои картины, пользуясь палитрой красок,

кисточками, карандашами.

Учитель: А как вы думаете, чем пользуется композитор для создания своих

музыкальных произведений?

Ответы детей: Музыкальным инструментом, нотами.

Учитель:

Верно,

но

ещё

он

пользуется

средствами

музыкальной

выразительности.

Давайте

вспомним,

какие

средства

музыкальной

выразительности вы знаете? ( Слайд №14)

Ответы

детей:

Интонация,

мелодия,

темп,

ритм,

регистр,

тембр, динамика, штрихи, размер, лад.

Учитель:Правильно,

молодцы.

И

так,

ребята,

послушаем

первую

музыкальную пьесу - картинку, и постараемся определить

( Слайд №15)

- Всё ли время музыка звучала одинаково?

- Сколько частей в музыке?

- О ком рассказывает эта музыка?

- Кто является действующим лицом?

А

чтобы

вы

лучше

прочувствовали

характер

музыки,

её

настроение,

поиграем с вами на

воображаемом фортепиано.

Слушание и игра на воображаемом инструменте: « Избушка на

курьих ножках» М. П. Мусоргского.

Учитель: Ребята, всё ли время музыка звучала одинаково или характер и

динамика её менялась?

Ответы детей: Нет, музыка не всё время звучала одинаково.

Сначала она звучала громко,

устрашающе. А потом музыка

как-

будто

замерла,

затаилась,

словно

кто-

то

что-

то

замышляет

и

тут,

вдруг

снова

музыка

взрывается

громко,

скачет, прыгает, грозит и улетает.

Сколько на ваш взгляд частей в музыке?

Я думаю, в музыке 3 части, 1 и 3 одинаковые, а средняя очень

тихая, затаенная.

В

1

части

музыка

сначала

звучала

устрашающе,

зловеще,

кружась,

прыгая, подскакивая, полна каких-то дьявольских идей.

В средней части музыка притихла, что – то затевает нечистая сила, или

колдует затаившись, происходят чудеса глухого таинственного леса.

В 3 части музыка звучит как в начале

кружась, зловеще, звучность

нарастает и нечисть улетает.

Учитель: Ребята, так о ком рассказывает эта музыка?

Ответы детей: О ком-то страшном и загадочном.

Учитель: А как вы думаете, кто этот загадочный, страшный,

сказочный

персонаж?

Ответы детей: Наверное какое-то страшное лесное чудище, а

может и леший, а может быть и сама Баба Яга.

( Слайд №16).

Учитель: Правильно Баба Яга - этот сказочный персонаж хорошо всем

знаком,

давайте

разберемся, какими

средствами

музыкальной

выразительности пользовался композитор при создании этого образа, а

поможет нам в этом таблица эмоциональных оценок Ражникова.

( Слайд№ 17)

Какая вначале звучит

интонация

?

Ответы

детей:

(интонация)Страшная,злобная,

пугающая,

пронзительно-резкая. Как- будто Баба Яга заводит ступу, чтобы

взлететь.

Учитель:( Слайд № 18).Правильно, в 1 части этой музыкальной картинки

музыка

пугающая,

какая-то

устрашающая,

злобная,

все

здесь

вертится,

крутится, музыка скачущая, прыгающая, ритм упругий, динамика нарастает.

Учитель: Давайте вспомним, что происходит в средней части?

Ответы

детей:

интонация

во

2

части

глухая,

таинственная,

настороженная

Учитель: Верно.

Учитель: Правильно. Ребята, а какой темп?

Ответы детей

сдержанный, быстрый

Тембр?

Ответы детей

:насыщенный, густой.

Учитель: Верно, это эпизод ночного сказочного леса, так и, кажется, вот -

вот увидишь лесную «нечисть», воцаряется тишина, но в конце 2 части

происходит громкий резкий удар и начинается 3 часть.

Учитель: Что происходит в 3 части?

Ответы детей: Вновь Баба Яга садится в ступу, грозит, налету

колдует,

звучит

тема

полёта(

Ана логия

1

ч а с т и )

интонация)Страшная,злобная,

пугающая,

пронзительно-

резкая.

Учитель: Что происходит в конце произведения?

Ответы детей:(Вам не кажется, что) В конце произведения всё,

как будто обрывается и Баба Яга исчезает в вышине ночного

неба.

Учитель: Верно. (Слайд № 19). Дети, М.П. Мусоргский создал эту картинку

под

впечатлением

увиденной

зарисовки

Гартмана

«

Избушка

на

курьих

ножках».

Посмотрите на картинку В. Гартмана.

Скажите, каким краскам отдает предпочтение художник?

Ответы

детей

:Красные,

желтые,

желтые, оранжевые, зеленые, голубые,

коричневые.

Каким настроением дышит картина?

Ответы

детей:

У

Гартмана

это

сказочная,

очень

яркая

и

красивая избушечка, с резными окнами и украшениями на

крыше, очень солнечная, волшебно добрая.

( Слайд №20)Учитель: Верно, но каждый из нас глядя на «Избушку на

курьих

ножках»

невольно

задаёт

себе

вопрос

«

А

где,

же

хозяйка?»

и

начинает представлять её хозяйку – хитрую, коварную, мешающую добрым

делам, пугающую своим страшным колдовским взглядом и видом.

Ребята, обратите внимание на таблицу – сравнительную характеристику

средств музыкальной и художественной выразительности( Слайд № 21).

Давайте сравним ещё раз средства выразительности, которыми пользуется

композитор и художник.(работа по таблице)

Как вы думаете, похожа ли пьеса М. Мусоргского на картинку В. Гартмана?

Ответы детей: Нет, не похожа. У Гартмана Избушка – добрая,

светлая, а у М. Мусоргского Баба Яга это воплощение какого-

то

продуманного

зла,

коварства,

хитрости.

Как

и

в

любой

сказке Добро противостоит Злу.

Учитель: Правильно, видите,

как

художественный

образ

картинки

В.Гартмана

вдохновил

М.Мусоргского

и

дал

толчок

к

созданию

замечательной музыкальной картины « Избушка на курьих ножках».

Дети, вы тоже, по заранее заданному заданию нарисовали «Избушку на

курьих ножках», и что вы видите, ваши картины созвучны музыке?

Ответы детей: Да, очень созвучны музыке, потому что Баба яга

бывает и злой и тихой, занятой колдовскими делами, очень

любит свою избушку, и летать в ступе, пугать всех на своём

пути. Но, некоторые рисунки Избушек как и у Гартмана,

весёлые и добрые по настроению. А ваше весёлое и доброе

настроение мы поддержим весёлой физ.минуткой.

Коломойцева Дарья становится у доски и вместе с ней повторяем.

(

Физ. минутка.)

Все движения разминки повторяем без запинки!

первый куплет песни про бабку Ёжку.

Учитель: Молодцы. (Слайд №22). Ребята, давайте посмотрим на следующий

рисунок – эскиз В.Гартмана « Балет невылупившихся птенцов», что вы здесь

видите?

Ответы

детей: здесь

изображены

ученики

балетной

школы,

будущие

«звезды

балета»,

одеты

в

костюмы

птенчиков

не

освободившихся

от

скорлупы.

Они

пытаются

«летать»

-

танцевать.

Здесь

птенчики

маленькие,

смешные,

нелепые,

неказистые, беспомощные.

Учитель: Давайте

с

вами

послушаем,

какие

музыкальные

ассоциации,

впечатление, эмоции вызвала эта картина у М. Мусоргского, ведь всё это он

передал в своей музыке «Балет невылупившихся птенцов».

( Слайд № 23)Слушание « Балет невылупившихся птенцов» М.

Мусорского.

Учитель:( Слайд № 24)Ребята, какое настроение передал композитор в этой

музыке?

Ответы детей: Весёлое настроение. Музыка вызывает сразу

улыбку, смех.

Какую интонацию передал композитор?

Ответы детей: Озорная, шаловливая

Учитель: Верно, ребята, а какой темп этой музыки?

Ответы

детей: быстрый,

рисующий

неуклюже-

лёгкие

движения

птенцов, прыжки, бег.

Учитель: Верно, а какой тембр?

Ответы детей:

Много музыкальных украшений,

использует высокий

и низкий регистры.

Учитель:( Слайд№ 25) Дети, давайте поведём итог по этому произведению

(анализируем таблицу).

Как вы считаете, музыкальная картинка Мусоргского соответствует картине

В.Гартмана?

Ответы

детей:Да.

У

Виктора

Гартмана

эскизы

костюмов

птенчиков, не освободившихся от скорлупы.

Они пытаются

«летать» - танцевать.

Учитель:

Молодцы,

верно,

музыка

дополняет

своим

эмоциональным

содержанием картину Гартмана и с музыкой Мусоргского этот эскиз как

будто

бы

оживает.

У

Мусоргского

это

забавная

пьеса

«Балет

невылупившихся птенцов», которую он назвал танцевальная шутка.

Обратите внимание на право, здесь такие же весёлые и забавные ваши

рисунки

«Танец

не

вылупившихся

птенцов»,

они

тоже

могут

быть

замечательным дополнением к услышанной музыке. Ребята, в 1984 году

режиссёр Инесса Ковалевская создала мультфильм на

тему «Картинки с

выставки»,

ей

очень

понравился

сказочный

музыкальный

образ

«Балет

невылупившихся

птенцов»,

который

мы

сейчас

просмотрим.(Просмотр

мультипликационного фильма «Балет невылупившихся птенцов» и игра

«Ожившая картина».)

Учитель: ( Слайд № 26)

Как вы считаете совпали ли художественно-

сценический

образ

мультфильма

с

музыкальными

картинками

М.

Мусоргского?

Ответы

детей:

Да,

очень

хорошо

продумала

Инесса

Ковалевская

свой

сценарий,

её

художественный

образ

совпадает

с

музыкальным

образом

картинок М. Мусоргского.

Учитель:(

Слайд

№27) Музыкальная

картинка

«Богатырские

ворота»,

завершает сюиту Модеста Петровича Мусоргского « Картинки с выставки».

Что мы видим на эскизе у Виктора Александровича Гартмана?

Ответы детей: Мощные, толстые, каменные ворота.

Учитель: Чем украшены ворота?

Ответы детей:

Ворота, украшены куполами, как богатырскими

шлемами.

Учитель: Верно,

это

богатырское

оформление

ворот,

символ

силы

и

непреступности.

Глядя

на

эти

ворота,

сразу

представляешь

русских

богатырей из русских народных сказок.

Дети, послушайте музыку « Богатырские ворота», и ответьте на вопрос –

какую интонацию

передаёт

музыка

Мусоргского?

С

помощью

каких

средств музыкальной выразительности он этого достигает?

Слушание « Богатырские ворота» М.П.Мусоргского.

( Слайд №28)

Какую интонацию передаёт музыка Мусоргского?

Ответы детей: праздничная, торжественная, величественная,

рисующая мощный характер киевских «Богатырских ворот» и

одновременно – силы, величия, таланта и душевной красоты

создавшего

их

народа.

Здесь

слышится

русская

народная

песня .Заканчивается пьеса мощным звучанием колоколов.

Какой темп музыки?

Ответы детей: темп сдержанный,

Тембр?

Ответы детей: тембр густых музыкальных красок,

заканчивается произведение мощным звучанием колоколов.

Учитель.

Давайте

обратим

внимание

на

сравнительную

характеристику.

( Слайд № 29)

Учитель: Молодцы, ребята, а на картине «Богатырские ворота» совпадают

художественный и музыкальный замыслы или нет?

Ответы

детей: Да, здесь совпадают замыслы

и художника и

композитора в передачи богатырской мощи, непобедимости и

величия Русской Земли.

Учитель: Верно.

Дети, обратите внимание на « Богатырские ворота»,

которые нарисовали вы, в них вы тоже передали мощь и силу, ведь со словом

Богатырские

сразу

возникает

образ СИЛЫ,

НЕПОБЕДИМОСТИ.

Ребята,

фортепианная сюита «Картинки с выставки» очень популярное

произведение,

его

исполняют

многие

пианисты

мира.

Отдельные

части

используются для музыкального оформления исторических фильмов, сказок

мультфильмов.

Учитель: Ребята, давайте подведём итог урока.

( Слайды № 30, 31, 32.)

Как

называется

музыка

М.

Мусоргского

с

которой

вы

познакомились

сегодня?

Ответы детей: «Картинки с выставки».

Учитель: Для какого инструмента написано это произведение?

Ответы детей: Для фортепиано.

Учитель: Как называется многочастное произведение объединённое общим

замыслом?

Ответы детей: Сюита.

Учитель:

А

какое

событие

подтолкнуло

М.

Мусоргского

для

создания

сюиты?

Ответы детей: выставка работ В. Гартмана.

Учитель: Вспомните название прослушанных пьес.

Ответы

детей.

«Избушка

на

курьих

ножках»,

«Балет

невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота».

На дальнейших уроках музыки вы познакомитесь с остальными пьесами.

Какая пьеса вам понравилась больше?

Ответы детей.

Все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками?

Ответы детей: нет

Сумели ли мы доказать, что композитор предложил свое видение, которое

иногда отличалось от рисунков своего друга?

Ответы детей: да, сумели.

Учитель: Ребята, какие средства мы с вами сегодня анализировали при

сопоставлении музыкальных и художественных образов?

Ответы

детей:

Средства

музыкальной

и

художественной

выразительности.

Учитель: Назовите средства музыкальной выразительности.

Ответы детей: Интонация, мелодия, темп, ритм, регистр, тембр,

динамика, штрихи, размер.

Учитель: А художник какими средствами художественной выразительности

пользуется?

О т в е т ы

д е т е й : Краска,

кисточки,

палитра,

хол с т,

карандаши,цветом, линией, пятном, цветовым

и световым

контрастом.

Учитель: Молодцы! Мы с вами сегодня проделали большую работу. Мы

смогли не только увидеть связь живописи и музыки, но и проанализировать,

какими средствами музыкальной выразительности пользуются композиторы

для создания своих музыкальных произведений,

и какие художественные

средства выразительности используют художники для создания своих картин.

( Слайд 33) Ребята, а вы все любите рисовать? Тогда давайте завершим наш

урок исполнением куплета песни «Дети любят рисовать», и может быть,

глядя на ваши работы, кто - то из композиторов тоже захочет написать

музыкальную картинку.

Исполнение песни « Дети любят рисовать».

Учитель: Подошёл к концу наш урок. Ваша задача оценить свою работу на

уроке. Перед вами на столах лежат нотки. А какую оценку вы заработали, вы

сами поставите на нотках, и прикрепите их на нотный стан нашего стенда

под музыку

М. П. Мусоргского с которой начался наш урок «Прогулка».

(Слайд 34)



В раздел образования