Автор: Кораблева Инна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: Краснодарский край Отрадненский район ст. Спокойная
Наименование материала: конспект урока по музыке
Тема: "Картинки с выставки"
Раздел: начальное образование
Разработка урока по музыке на тему
"М.П. Мусоргский "Картинки с выставки»(«Балет невылупившихся
птенцов», «Баба Яга», «Богатырские ворота»).
Цель урока: познакомить обучающихся с тремя музыкальными пьесами из
цикла произведений Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с
выставки» и сравнить средства музыкальной выразительности «Картинок с
выставки» с художественно-выразительными средствами живописных
картинок и эскизов В. Гартмана.
Формирование УУД:
Личностные УУД: развивают эмоциональную отзывчивость, личностное
отношение при восприятии музыки.
Регулятивные УУД: формируют умения воспринимать и сравнивать музыку
и изобразительное искусство, выбирают действия в соответствии с
поставленными задачами, развивают умения осмысливать полученную
информацию.
Познавательные УУД: Учатся сравнивать музыкальные произведения и
произведения изобразительного искусства, выявляют их принадлежность к
разным жанрам, учатся использовать специальную музыкальную
терминологию.
Коммуникативные УУД: Учатся участвовать в коллективном пении,
формируют умения грамотно строить речевые высказывания.
Методы: беседа, диалог, словесное рисование, сравнение.
Оборудование:
Портреты: Модеста Петровича Мусоргского, Виктора Александровича
Гартмана, Владимира Васильевича Стасова.
Рисунки Виктора Гартмана «Избушка на курьих ножках», «Балет
невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота».
Компьютер, экран, проектор, презентация к уроку.
Мультфильм И. Ковалевской «Балет невылупившихся птенцов».
Музыкальные произведения для слушания: М. П. Мусоргский: «Прогулка»,
«Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках»,
«Богатырские ворота».
Подготовка класса к уроку: на доске размещены художественные работы
обучающихся, выполненные по заданному заранее заданию - представить и
нарисовать - Избушку на курьих ножках, Богатырские ворота, Балет
невылупившихся птенцов. На центральной части доски картины художника
В.Гартмана.
Технология: интегрирование нескольких видов искусства: музыки,
живописи, литературы, мультфильма.
"Не музыки надо нам,
не слов, не палитры и не резца...
мысли живые подайте,
живую беседу с людьми ведите
какой бы сюжет вы ни избрали
для беседы..."
Из письма М.П.Мусоргского
В.В.Стасову от 23 ноября 1875г.
Ход урока.
Презентация (Слайд№2).
Вход в класс под музыку «Прогулка» М.П.Мусоргского.
Музыкальное приветствие.
Учитель: Ребята, вы вошли в класс под очень красивую, спокойную музыку.
Какое настроение вызвала у вас эта музыка?
Ответы детей: Приподнятое, спокойное, весеннее, музыка
как будто зовет куда-то в путь, на прогулку в парк, в театр, в
кино, на выставку.
Учитель: Верно. Дети, а если бы вы были автором этой музыки, как бы вы её
назвали?
Ответы детей: наверное «Путешествие», «Поход»,
« Прогулка».
Учитель: Верно ребята, музыка эта действительно так и называется
«Прогулка», она по весеннему приподнята, зовущая в путь, возможно в кино,
в театр, на выставку, где есть что посмотреть и поразмышлять над
увиденным.(Слайд №3)
Ребята, наш класс сегодня необычно оформлен, вы видите здесь ваши
художественные работы.
Как вы думаете, как можно назвать такое оформление комнаты, где
представлены ваши рисунки для всеобщего просмотра и обсуждения?
Ответы детей: Выставка рисунков.
Учитель: Верно, действительно это небольшая выставка ваших работ. А как
вы думаете, такое оформление как-то связано с темой урока?
Ответы детей: Наверное, да
.
Учитель. Чему она будет посвящена?
Ответы детей: рисункам, картинам, прогулке и т.д.
Учитель: Да ребята, мы совершим сегодня небольшую прогулку по
музыкальной выставке картин, ведь тема нашего сегодняшнего урока
посвящена музыкальным картинкам, фортепианной сюите русского
композитора Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки» (
Слайд№ 4) которую он написал после посещения выставки картин, рисунков
и эскизов своего друга художника и архитектора Виктора Александровича
Гартмана.
Учитель: А какое слово в теме урока для вас непонятное?
Ответы детей: сюита.
( Слайд№5) Сюита – это произведение, которое имеет несколько частей,
разных по характеру, настроению и объединённых общим замыслом,
идеей, темой.
Сюита Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки» состоит из
10 музыкальных картинок (произведений), объединённых идеей
впечатления от просмотра выставки художественных работ Виктора
Александровича Гартмана.( Слайд №6)
( Слайд № 7) В феврале 1874 года в Петербурге уже после смерти русского
художника-архитектора Виктора Александровича Гартмана открылась
выставка его работ. Тут были самые разнообразные работы: картины,
рисунки, эскизы театральных костюмов, архитектурные проекты, макеты,
даже мастерски выполненные игрушки. Во всем чувствовался большой
талант художника.
( Слайд №8)В день ее открытия среди посетителей заметно выделялся
мужчина богатырского роста с пышной бородой, энергичным лицом и
смелым взглядом. Это был известный русский художественный критик,
выдающийся знаток живописи, архитектуры и музыки Владимир Васильевич
Стасов. Выставка была организована по его инициативе. Вместе с ним
выставку осматривал композитор Модест Петрович Мусоргский. Не спеша
переходили они от одного экспоната к другому.
— А почему бы вам, Модест Петрович, — сказал вдруг Стасов, — не
написать музыку по этим замечательным работам Гартмана? И сами вы, я
вижу, чувствуете, что многие из них просятся на музыку…
( Слайд №9)«Картинки с выставки» были созданы Мусоргским на взлете
вдохновения и в необычайно короткий срок - за 3 недели.
( Слайд №10) Рисунки Гартмана зазвучали в музыке Мусоргского новыми
музыкальными красками. И он первоначально так и назвал сюиту «Гартман»,
по фамилии автора картин, а название « Картинки с выставки» появилось
чуть позже, такова история создания Мусоргским фортепианной сюиты «
Картинки с выставки». Давайте ещё раз вспомним, что же такое
« сюита»? и перейдем к музыкальному знакомству с этими пьесами -
картинками.
Ответы детей: Сюита - это произведение, которое имеет
несколько частей, объединённых общим замыслом, идеей,
темой.
Учитель: Верно, ( Слайд № 11) а произведением « Прогулка», под
звуки которого мы вошли на урок, начинается цикл картинок, он
как бы
показывает нам переход зрителя от экспоната к экспонату выставки, т.е. от
одной музыкальной пьесы к другой. Мусоргский говорил, что
здесь он
изобразил
самого
себя.
Тема
спокойная,
распевная,
напоминающая
одноголосный запев с хоровым подхватом, свойственная русским песням.
(Слайд№12) Наша задача на уроке - проанализировать,
какими
средствами
музыкальной
вы разит ел ь ност и
пользовался М.П.Мусоргский для создания своих музыкальных
картинок и какие художественные средства выразительности
использовал Виктор Гартман для создания своих картин. Нам
необходимо разобраться в том, иллюстрирует или дополняет
музыка
Модеста
Мусоргского
картины
и
эскизы
Виктора
Гартмана.
Ребята, чем вы пользовались для создания своих картин?
Ответы детей: красками, кисточками, карандашами, иногда
фломастерами.
Учитель
(Слайд№
13) Правильно,
ребята,
к
художественно
–
выразительным средствам живописи относятся цвет, мазок, линия, пятно,
цветовой и световой контраст, и с помощью этих средств выразительности
художник В. Гартман создавал свои картины, пользуясь палитрой красок,
кисточками, карандашами.
Учитель: А как вы думаете, чем пользуется композитор для создания своих
музыкальных произведений?
Ответы детей: Музыкальным инструментом, нотами.
Учитель:
Верно,
но
ещё
он
пользуется
средствами
музыкальной
выразительности.
Давайте
вспомним,
какие
средства
музыкальной
выразительности вы знаете? ( Слайд №14)
Ответы
детей:
Интонация,
мелодия,
темп,
ритм,
регистр,
тембр, динамика, штрихи, размер, лад.
Учитель:Правильно,
молодцы.
И
так,
ребята,
послушаем
первую
музыкальную пьесу - картинку, и постараемся определить
( Слайд №15)
- Всё ли время музыка звучала одинаково?
- Сколько частей в музыке?
- О ком рассказывает эта музыка?
- Кто является действующим лицом?
А
чтобы
вы
лучше
прочувствовали
характер
музыки,
её
настроение,
поиграем с вами на
воображаемом фортепиано.
Слушание и игра на воображаемом инструменте: « Избушка на
курьих ножках» М. П. Мусоргского.
Учитель: Ребята, всё ли время музыка звучала одинаково или характер и
динамика её менялась?
Ответы детей: Нет, музыка не всё время звучала одинаково.
Сначала она звучала громко,
устрашающе. А потом музыка
как-
будто
замерла,
затаилась,
словно
кто-
то
что-
то
замышляет
и
тут,
вдруг
снова
музыка
взрывается
громко,
скачет, прыгает, грозит и улетает.
Сколько на ваш взгляд частей в музыке?
Я думаю, в музыке 3 части, 1 и 3 одинаковые, а средняя очень
тихая, затаенная.
В
1
части
музыка
сначала
звучала
устрашающе,
зловеще,
кружась,
прыгая, подскакивая, полна каких-то дьявольских идей.
В средней части музыка притихла, что – то затевает нечистая сила, или
колдует затаившись, происходят чудеса глухого таинственного леса.
В 3 части музыка звучит как в начале
кружась, зловеще, звучность
нарастает и нечисть улетает.
Учитель: Ребята, так о ком рассказывает эта музыка?
Ответы детей: О ком-то страшном и загадочном.
Учитель: А как вы думаете, кто этот загадочный, страшный,
сказочный
персонаж?
Ответы детей: Наверное какое-то страшное лесное чудище, а
может и леший, а может быть и сама Баба Яга.
( Слайд №16).
Учитель: Правильно Баба Яга - этот сказочный персонаж хорошо всем
знаком,
давайте
разберемся, какими
средствами
музыкальной
выразительности пользовался композитор при создании этого образа, а
поможет нам в этом таблица эмоциональных оценок Ражникова.
( Слайд№ 17)
Какая вначале звучит
интонация
?
Ответы
детей:
(интонация)Страшная,злобная,
пугающая,
пронзительно-резкая. Как- будто Баба Яга заводит ступу, чтобы
взлететь.
Учитель:( Слайд № 18).Правильно, в 1 части этой музыкальной картинки
музыка
пугающая,
какая-то
устрашающая,
злобная,
все
здесь
вертится,
крутится, музыка скачущая, прыгающая, ритм упругий, динамика нарастает.
Учитель: Давайте вспомним, что происходит в средней части?
Ответы
детей:
интонация
во
2
части
глухая,
таинственная,
настороженная
Учитель: Верно.
Учитель: Правильно. Ребята, а какой темп?
Ответы детей
сдержанный, быстрый
Тембр?
Ответы детей
:насыщенный, густой.
Учитель: Верно, это эпизод ночного сказочного леса, так и, кажется, вот -
вот увидишь лесную «нечисть», воцаряется тишина, но в конце 2 части
происходит громкий резкий удар и начинается 3 часть.
Учитель: Что происходит в 3 части?
Ответы детей: Вновь Баба Яга садится в ступу, грозит, налету
колдует,
звучит
тема
полёта(
Ана логия
1
ч а с т и )
интонация)Страшная,злобная,
пугающая,
пронзительно-
резкая.
Учитель: Что происходит в конце произведения?
Ответы детей:(Вам не кажется, что) В конце произведения всё,
как будто обрывается и Баба Яга исчезает в вышине ночного
неба.
Учитель: Верно. (Слайд № 19). Дети, М.П. Мусоргский создал эту картинку
под
впечатлением
увиденной
зарисовки
Гартмана
«
Избушка
на
курьих
ножках».
Посмотрите на картинку В. Гартмана.
Скажите, каким краскам отдает предпочтение художник?
Ответы
детей
:Красные,
желтые,
желтые, оранжевые, зеленые, голубые,
коричневые.
Каким настроением дышит картина?
Ответы
детей:
У
Гартмана
это
сказочная,
очень
яркая
и
красивая избушечка, с резными окнами и украшениями на
крыше, очень солнечная, волшебно добрая.
( Слайд №20)Учитель: Верно, но каждый из нас глядя на «Избушку на
курьих
ножках»
невольно
задаёт
себе
вопрос
«
А
где,
же
хозяйка?»
и
начинает представлять её хозяйку – хитрую, коварную, мешающую добрым
делам, пугающую своим страшным колдовским взглядом и видом.
Ребята, обратите внимание на таблицу – сравнительную характеристику
средств музыкальной и художественной выразительности( Слайд № 21).
Давайте сравним ещё раз средства выразительности, которыми пользуется
композитор и художник.(работа по таблице)
Как вы думаете, похожа ли пьеса М. Мусоргского на картинку В. Гартмана?
Ответы детей: Нет, не похожа. У Гартмана Избушка – добрая,
светлая, а у М. Мусоргского Баба Яга это воплощение какого-
то
продуманного
зла,
коварства,
хитрости.
Как
и
в
любой
сказке Добро противостоит Злу.
Учитель: Правильно, видите,
как
художественный
образ
картинки
В.Гартмана
вдохновил
М.Мусоргского
и
дал
толчок
к
созданию
замечательной музыкальной картины « Избушка на курьих ножках».
Дети, вы тоже, по заранее заданному заданию нарисовали «Избушку на
курьих ножках», и что вы видите, ваши картины созвучны музыке?
Ответы детей: Да, очень созвучны музыке, потому что Баба яга
бывает и злой и тихой, занятой колдовскими делами, очень
любит свою избушку, и летать в ступе, пугать всех на своём
пути. Но, некоторые рисунки Избушек как и у Гартмана,
весёлые и добрые по настроению. А ваше весёлое и доброе
настроение мы поддержим весёлой физ.минуткой.
Коломойцева Дарья становится у доски и вместе с ней повторяем.
(
Физ. минутка.)
Все движения разминки повторяем без запинки!
первый куплет песни про бабку Ёжку.
Учитель: Молодцы. (Слайд №22). Ребята, давайте посмотрим на следующий
рисунок – эскиз В.Гартмана « Балет невылупившихся птенцов», что вы здесь
видите?
Ответы
детей: здесь
изображены
ученики
балетной
школы,
будущие
«звезды
балета»,
одеты
в
костюмы
птенчиков
не
освободившихся
от
скорлупы.
Они
пытаются
«летать»
-
танцевать.
Здесь
птенчики
маленькие,
смешные,
нелепые,
неказистые, беспомощные.
Учитель: Давайте
с
вами
послушаем,
какие
музыкальные
ассоциации,
впечатление, эмоции вызвала эта картина у М. Мусоргского, ведь всё это он
передал в своей музыке «Балет невылупившихся птенцов».
( Слайд № 23)Слушание « Балет невылупившихся птенцов» М.
Мусорского.
Учитель:( Слайд № 24)Ребята, какое настроение передал композитор в этой
музыке?
Ответы детей: Весёлое настроение. Музыка вызывает сразу
улыбку, смех.
Какую интонацию передал композитор?
Ответы детей: Озорная, шаловливая
Учитель: Верно, ребята, а какой темп этой музыки?
Ответы
детей: быстрый,
рисующий
неуклюже-
лёгкие
движения
птенцов, прыжки, бег.
Учитель: Верно, а какой тембр?
Ответы детей:
Много музыкальных украшений,
использует высокий
и низкий регистры.
Учитель:( Слайд№ 25) Дети, давайте поведём итог по этому произведению
(анализируем таблицу).
Как вы считаете, музыкальная картинка Мусоргского соответствует картине
В.Гартмана?
Ответы
детей:Да.
У
Виктора
Гартмана
эскизы
костюмов
птенчиков, не освободившихся от скорлупы.
Они пытаются
«летать» - танцевать.
Учитель:
Молодцы,
верно,
музыка
дополняет
своим
эмоциональным
содержанием картину Гартмана и с музыкой Мусоргского этот эскиз как
будто
бы
оживает.
У
Мусоргского
это
забавная
пьеса
«Балет
невылупившихся птенцов», которую он назвал танцевальная шутка.
Обратите внимание на право, здесь такие же весёлые и забавные ваши
рисунки
«Танец
не
вылупившихся
птенцов»,
они
тоже
могут
быть
замечательным дополнением к услышанной музыке. Ребята, в 1984 году
режиссёр Инесса Ковалевская создала мультфильм на
тему «Картинки с
выставки»,
ей
очень
понравился
сказочный
музыкальный
образ
«Балет
невылупившихся
птенцов»,
который
мы
сейчас
просмотрим.(Просмотр
мультипликационного фильма «Балет невылупившихся птенцов» и игра
«Ожившая картина».)
Учитель: ( Слайд № 26)
Как вы считаете совпали ли художественно-
сценический
образ
мультфильма
с
музыкальными
картинками
М.
Мусоргского?
Ответы
детей:
Да,
очень
хорошо
продумала
Инесса
Ковалевская
свой
сценарий,
её
художественный
образ
совпадает
с
музыкальным
образом
картинок М. Мусоргского.
Учитель:(
Слайд
№27) Музыкальная
картинка
«Богатырские
ворота»,
завершает сюиту Модеста Петровича Мусоргского « Картинки с выставки».
Что мы видим на эскизе у Виктора Александровича Гартмана?
Ответы детей: Мощные, толстые, каменные ворота.
Учитель: Чем украшены ворота?
Ответы детей:
Ворота, украшены куполами, как богатырскими
шлемами.
Учитель: Верно,
это
богатырское
оформление
ворот,
символ
силы
и
непреступности.
Глядя
на
эти
ворота,
сразу
представляешь
русских
богатырей из русских народных сказок.
Дети, послушайте музыку « Богатырские ворота», и ответьте на вопрос –
какую интонацию
передаёт
музыка
Мусоргского?
С
помощью
каких
средств музыкальной выразительности он этого достигает?
Слушание « Богатырские ворота» М.П.Мусоргского.
( Слайд №28)
Какую интонацию передаёт музыка Мусоргского?
Ответы детей: праздничная, торжественная, величественная,
рисующая мощный характер киевских «Богатырских ворот» и
одновременно – силы, величия, таланта и душевной красоты
создавшего
их
народа.
Здесь
слышится
русская
народная
песня .Заканчивается пьеса мощным звучанием колоколов.
Какой темп музыки?
Ответы детей: темп сдержанный,
Тембр?
Ответы детей: тембр густых музыкальных красок,
заканчивается произведение мощным звучанием колоколов.
Учитель.
Давайте
обратим
внимание
на
сравнительную
характеристику.
( Слайд № 29)
Учитель: Молодцы, ребята, а на картине «Богатырские ворота» совпадают
художественный и музыкальный замыслы или нет?
Ответы
детей: Да, здесь совпадают замыслы
и художника и
композитора в передачи богатырской мощи, непобедимости и
величия Русской Земли.
Учитель: Верно.
Дети, обратите внимание на « Богатырские ворота»,
которые нарисовали вы, в них вы тоже передали мощь и силу, ведь со словом
Богатырские
сразу
возникает
образ СИЛЫ,
НЕПОБЕДИМОСТИ.
Ребята,
фортепианная сюита «Картинки с выставки» очень популярное
произведение,
его
исполняют
многие
пианисты
мира.
Отдельные
части
используются для музыкального оформления исторических фильмов, сказок
мультфильмов.
Учитель: Ребята, давайте подведём итог урока.
( Слайды № 30, 31, 32.)
Как
называется
музыка
М.
Мусоргского
с
которой
вы
познакомились
сегодня?
Ответы детей: «Картинки с выставки».
Учитель: Для какого инструмента написано это произведение?
Ответы детей: Для фортепиано.
Учитель: Как называется многочастное произведение объединённое общим
замыслом?
Ответы детей: Сюита.
Учитель:
А
какое
событие
подтолкнуло
М.
Мусоргского
для
создания
сюиты?
Ответы детей: выставка работ В. Гартмана.
Учитель: Вспомните название прослушанных пьес.
Ответы
детей.
«Избушка
на
курьих
ножках»,
«Балет
невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота».
На дальнейших уроках музыки вы познакомитесь с остальными пьесами.
Какая пьеса вам понравилась больше?
Ответы детей.
Все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками?
Ответы детей: нет
Сумели ли мы доказать, что композитор предложил свое видение, которое
иногда отличалось от рисунков своего друга?
Ответы детей: да, сумели.
Учитель: Ребята, какие средства мы с вами сегодня анализировали при
сопоставлении музыкальных и художественных образов?
Ответы
детей:
Средства
музыкальной
и
художественной
выразительности.
Учитель: Назовите средства музыкальной выразительности.
Ответы детей: Интонация, мелодия, темп, ритм, регистр, тембр,
динамика, штрихи, размер.
Учитель: А художник какими средствами художественной выразительности
пользуется?
О т в е т ы
д е т е й : Краска,
кисточки,
палитра,
хол с т,
карандаши,цветом, линией, пятном, цветовым
и световым
контрастом.
Учитель: Молодцы! Мы с вами сегодня проделали большую работу. Мы
смогли не только увидеть связь живописи и музыки, но и проанализировать,
какими средствами музыкальной выразительности пользуются композиторы
для создания своих музыкальных произведений,
и какие художественные
средства выразительности используют художники для создания своих картин.
( Слайд 33) Ребята, а вы все любите рисовать? Тогда давайте завершим наш
урок исполнением куплета песни «Дети любят рисовать», и может быть,
глядя на ваши работы, кто - то из композиторов тоже захочет написать
музыкальную картинку.
Исполнение песни « Дети любят рисовать».
Учитель: Подошёл к концу наш урок. Ваша задача оценить свою работу на
уроке. Перед вами на столах лежат нотки. А какую оценку вы заработали, вы
сами поставите на нотках, и прикрепите их на нотный стан нашего стенда
под музыку
М. П. Мусоргского с которой начался наш урок «Прогулка».
(Слайд 34)