Напоминание

"ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"


Автор: Андрейчик Елена Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №6"
Населённый пункт: город Мариинск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: начальное образование





Назад




ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Андрейчик Е.Е.,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №6»

В современном мире постоянно растёт поток информации, и его невозможно охватить

школьной программой. Поэтому гораздо важнее научить ребёнка пользоваться источниками ин-

формации, чем перегружать его память фактами и готовыми ответами на вопросы. А для этого

необходимо вооружить учащегося универсальными учебными действиями. В широком значении

термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к

саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового со-

циального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно опре -

делить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учеб -

ной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений,

включая организацию этого процесса [1, с. 27].

Учебные действия – составная часть учебной дея-

тельности. УУД – это действия разнообразного назначения, необходимые в ее организации и осу-

ществлении учебной деятельности. Если учащийся освоил УУД, можно говорить, что он овладел

учебной деятельностью.

Универсальные

учебные

действия

условно

можно

разделить

на

следующие

группы:

1. Личностные действия, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся:

самоопределение;

смыслообразование;

нравственно-этическая ориентация.

2. Регулятивные действия, которые обеспечивают организацию учебной деятельности:

целеполагание;

планирование;

прогнозирование;

контроль;

коррекция;

оценка;

саморегуляция.

3. Познавательные действия:

общеучебные универсальные действия;

знаково-символические действия;

логические действия;

постановка и решение проблемы.

4. Коммуникативные действия:

планирование сотрудничества;

инициативное сотрудничество;

разрешение конфликтов;

управление поведением партнёра;

полное и точное выражение своих мыслей.

Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает созда-

ние под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность

учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, уме-

ниями и навыками и развитие мыслительных способностей. Именно проблемное обучение способ-

ствует решению задачи формирования универсальных учебных действий.

Далеко не всё в учебном процессе может быть для учащихся интересным. Чтобы возбудить же -

лание учиться, нужно развивать потребность заниматься познавательной деятельностью, а это зна-

чит, что в самом процессе получения знаний школьник должен находить привлекательные сторо -

ны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Проблемное обу-

чение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, эмоции, создаётся обстановка

увлечённости, раздумий, поиска. Дети сами планируют свои действия, отбирают материал для до-

стижения цели, контролируют свою деятельность и оценивают её результаты. Это положительно

сказывается на отношении школьника к учению. При проблемном обучении учащиеся становятся

активными участниками процесса поиска решения, а не просто заучивают этапы получения ре -

зультата. В начальной школе проблемные ситуации можно использовать практически на всех пред -

метах, на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.

Структура проблемного урока

Процесс творческой деятельности включает 4 этапа:

1. Постановка проблемы

2. Постановка учебной задачи

3. Поиск решения

4. Выражение решения.

5. Реализация продукта.

При создании проблемных ситуаций также следует учитывать уровень знаний учеников, пси -

хологические особенности и интеллектуальные возможности. В противном случае, учащиеся мо -

гут потерять интерес к решению проблемы, т.к. она окажется им не по силам.

Существует 2 типа проблемных ситуаций:

проблемная ситуация с удивлением;

проблемная ситуация с затруднением.

Создание проблемной ситуации на уроке является средством, которое позволяет побудить у уча -

щихся интерес к изучаемой теме и способствует формированию мышления, развитию речи. Ведь

такие ситуации предполагают обдумывание и высказывание своих предположений. Данный вид

деятельности подходит для любого школьного предмета. От постановки проблемы будет зависеть

ход урока и усвоение учебного материала. К возникновению проблемной ситуации подталкивает

возникшее противоречие. Проблемные ситуации, возникшие с затруднением, появляются тогда,

когда нужно выполнить задание, но это невозможно осуществить. Для создания проблемной ситуа -

ции, вызывающей затруднение, учитель может использовать приём, когда даётся задние ученикам

либо вообще невыполнимое, либо такое, которое не знакомо ученикам и не имеет сходства с ранее

решенными заданиями. У учащихся возникает вопрос: «Почему не получается?». При постановке

учебной задачи формулируется тема урока и его задачи. На этапе поиска учебной проблемы приме-

няются методы проблемного изложения, эвристический, исследовательский. Эвристическую бесе-

ду можно охарактеризовать как вопросно-ответный метод. Учитель задаёт логически связанные

вопросы, а ученики – отвечают. Результатом эвристической беседы является решение проблемы.

Вопросы, которые задаёт учитель в ходе беседы, являются этапами решения проблемы. Поэтому

новый вопрос в процессе эвристической беседы формулируется после решения предыдущего во-

проса, т.е. вытекает из ответа на предыдущий вопрос. Каждый решённый вопрос в процессе бесе -

ды – часть решения общей проблемы. Таким образом, структурными элементами эвристической

беседы являются вопросы и ответы. Вопросы беседы актуализируют знания учащихся, чтобы

найти ответ, они должны опираться на полученные ранее знания. Ответ ученика в эвристической

беседе рассматривается как его личный опыт, поскольку он не знал готовый ответ и не видел его в

учебной литературе или не слышал от учителя.

Использование технологии проблемного обучения в образовательном пространстве начальной

школы обеспечивает развитие познавательных учебных действий. В результате этого появляются:

значительные возможности для повышения качества знаний учащихся;

возможность выдвигать гипотезы по собственной инициативе, упражняясь в творческом по -

иске;

развитие речи учащихся, углубление понимания нового материала.

Технология проблемного обучения - необходимый элемент формирования познавательных

универсальных учебных действий младших школьников. Использование проблемного обучения в

учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обес -

печивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов

во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и

взаимной поддержки. Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у учащих-

ся интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственно -

го опыта творческой деятельности. С самых первых уроков предлагаются задания, которые, разви -

вают не только ум, но и волю, чувства, эмоции, умение самостоятельно находить и преодолевать

затруднения, проводить самооценку. Если учащемуся комфортно на уроке – тогда и результаты

учения будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично. Данная технология является

результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения зна-

ний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения , развитие интеллекта и твор-

ческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся.

Техно-

логия проблемного обучения носит общепедагогический характер, так как реализуется на любом

предметном содержании.

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются

ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Все это

необходимо человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности,

найти свое место в жизни. Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но

сегодня это требование времени. Именно «Начальное общее образование направлено на фор-

мирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной

мотивации и умений в учебной деятельности…» [7, с. 74]. Технология же проблемного обучения

позволяет достигнуть тех результатов, которыми должен обладать выпускник начальной школы.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. «Как проектировать универсальные учебные

действия в начальной школе: от действия к мысли» — М.: Просвещение, 2008. – 151с.

2. Ковалёва Г.С., Логинова О.Б. «Планируемые результаты начального общего образования», М.:

«Просвещение», 2011

3. Блохин И.А., Ляхин В.В., Стрекозин В.П. О проблемном обучении в начальных классах//На-

чальная школа. - 2003. - №3.

4. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности младших школьников

[Текст]: М., 2003. - 174 с.

5. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения [Текст]: –

Екатеринбург: УрГПУ, 2005. – 254 с.

6. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами [Текст]:– М.: Владос, 2002. – 320 с.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Москва: Эскимо, 2016. – 160 с.



В раздел образования