Автор: Андрейчик Елена Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №6"
Населённый пункт: город Мариинск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: начальное образование
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Андрейчик Е.Е.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №6»
В современном мире постоянно растёт поток информации, и его невозможно охватить
школьной программой. Поэтому гораздо важнее научить ребёнка пользоваться источниками ин-
формации, чем перегружать его память фактами и готовыми ответами на вопросы. А для этого
необходимо вооружить учащегося универсальными учебными действиями. В широком значении
термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового со-
циального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно опре -
делить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учеб -
ной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений,
включая организацию этого процесса [1, с. 27].
Учебные действия – составная часть учебной дея-
тельности. УУД – это действия разнообразного назначения, необходимые в ее организации и осу-
ществлении учебной деятельности. Если учащийся освоил УУД, можно говорить, что он овладел
учебной деятельностью.
Универсальные
учебные
действия
условно
можно
разделить
на
следующие
группы:
1. Личностные действия, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся:
самоопределение;
смыслообразование;
нравственно-этическая ориентация.
2. Регулятивные действия, которые обеспечивают организацию учебной деятельности:
целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка;
саморегуляция.
3. Познавательные действия:
общеучебные универсальные действия;
знаково-символические действия;
логические действия;
постановка и решение проблемы.
4. Коммуникативные действия:
планирование сотрудничества;
инициативное сотрудничество;
разрешение конфликтов;
управление поведением партнёра;
полное и точное выражение своих мыслей.
Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает созда-
ние под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность
учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, уме-
ниями и навыками и развитие мыслительных способностей. Именно проблемное обучение способ-
ствует решению задачи формирования универсальных учебных действий.
Далеко не всё в учебном процессе может быть для учащихся интересным. Чтобы возбудить же -
лание учиться, нужно развивать потребность заниматься познавательной деятельностью, а это зна-
чит, что в самом процессе получения знаний школьник должен находить привлекательные сторо -
ны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Проблемное обу-
чение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, эмоции, создаётся обстановка
увлечённости, раздумий, поиска. Дети сами планируют свои действия, отбирают материал для до-
стижения цели, контролируют свою деятельность и оценивают её результаты. Это положительно
сказывается на отношении школьника к учению. При проблемном обучении учащиеся становятся
активными участниками процесса поиска решения, а не просто заучивают этапы получения ре -
зультата. В начальной школе проблемные ситуации можно использовать практически на всех пред -
метах, на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.
Структура проблемного урока
Процесс творческой деятельности включает 4 этапа:
1. Постановка проблемы
2. Постановка учебной задачи
3. Поиск решения
4. Выражение решения.
5. Реализация продукта.
При создании проблемных ситуаций также следует учитывать уровень знаний учеников, пси -
хологические особенности и интеллектуальные возможности. В противном случае, учащиеся мо -
гут потерять интерес к решению проблемы, т.к. она окажется им не по силам.
Существует 2 типа проблемных ситуаций:
проблемная ситуация с удивлением;
проблемная ситуация с затруднением.
Создание проблемной ситуации на уроке является средством, которое позволяет побудить у уча -
щихся интерес к изучаемой теме и способствует формированию мышления, развитию речи. Ведь
такие ситуации предполагают обдумывание и высказывание своих предположений. Данный вид
деятельности подходит для любого школьного предмета. От постановки проблемы будет зависеть
ход урока и усвоение учебного материала. К возникновению проблемной ситуации подталкивает
возникшее противоречие. Проблемные ситуации, возникшие с затруднением, появляются тогда,
когда нужно выполнить задание, но это невозможно осуществить. Для создания проблемной ситуа -
ции, вызывающей затруднение, учитель может использовать приём, когда даётся задние ученикам
либо вообще невыполнимое, либо такое, которое не знакомо ученикам и не имеет сходства с ранее
решенными заданиями. У учащихся возникает вопрос: «Почему не получается?». При постановке
учебной задачи формулируется тема урока и его задачи. На этапе поиска учебной проблемы приме-
няются методы проблемного изложения, эвристический, исследовательский. Эвристическую бесе-
ду можно охарактеризовать как вопросно-ответный метод. Учитель задаёт логически связанные
вопросы, а ученики – отвечают. Результатом эвристической беседы является решение проблемы.
Вопросы, которые задаёт учитель в ходе беседы, являются этапами решения проблемы. Поэтому
новый вопрос в процессе эвристической беседы формулируется после решения предыдущего во-
проса, т.е. вытекает из ответа на предыдущий вопрос. Каждый решённый вопрос в процессе бесе -
ды – часть решения общей проблемы. Таким образом, структурными элементами эвристической
беседы являются вопросы и ответы. Вопросы беседы актуализируют знания учащихся, чтобы
найти ответ, они должны опираться на полученные ранее знания. Ответ ученика в эвристической
беседе рассматривается как его личный опыт, поскольку он не знал готовый ответ и не видел его в
учебной литературе или не слышал от учителя.
Использование технологии проблемного обучения в образовательном пространстве начальной
школы обеспечивает развитие познавательных учебных действий. В результате этого появляются:
значительные возможности для повышения качества знаний учащихся;
возможность выдвигать гипотезы по собственной инициативе, упражняясь в творческом по -
иске;
развитие речи учащихся, углубление понимания нового материала.
Технология проблемного обучения - необходимый элемент формирования познавательных
универсальных учебных действий младших школьников. Использование проблемного обучения в
учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обес -
печивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов
во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и
взаимной поддержки. Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у учащих-
ся интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственно -
го опыта творческой деятельности. С самых первых уроков предлагаются задания, которые, разви -
вают не только ум, но и волю, чувства, эмоции, умение самостоятельно находить и преодолевать
затруднения, проводить самооценку. Если учащемуся комфортно на уроке – тогда и результаты
учения будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично. Данная технология является
результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения зна-
ний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения , развитие интеллекта и твор-
ческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся.
Техно-
логия проблемного обучения носит общепедагогический характер, так как реализуется на любом
предметном содержании.
Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются
ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Все это
необходимо человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности,
найти свое место в жизни. Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но
сегодня это требование времени. Именно «Начальное общее образование направлено на фор-
мирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной
мотивации и умений в учебной деятельности…» [7, с. 74]. Технология же проблемного обучения
позволяет достигнуть тех результатов, которыми должен обладать выпускник начальной школы.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. «Как проектировать универсальные учебные
действия в начальной школе: от действия к мысли» — М.: Просвещение, 2008. – 151с.
2. Ковалёва Г.С., Логинова О.Б. «Планируемые результаты начального общего образования», М.:
«Просвещение», 2011
3. Блохин И.А., Ляхин В.В., Стрекозин В.П. О проблемном обучении в начальных классах//На-
чальная школа. - 2003. - №3.
4. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности младших школьников
[Текст]: М., 2003. - 174 с.
5. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения [Текст]: –
Екатеринбург: УрГПУ, 2005. – 254 с.
6. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами [Текст]:– М.: Владос, 2002. – 320 с.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Москва: Эскимо, 2016. – 160 с.