Автор: Базарсадаева Марина Чимитдоржиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Дульдургинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Забайкальский край Дульдургинский район с.Дульдурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок русского языка "Глагол"
Раздел: начальное образование
Урок по русскому языку во 2 классе.
Тема: Обобщение. Знание о глаголе.
Форма урока – урок путешествие «В гостях у мудрой совы»
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о глаголе:
Задачи:
Образовательная:
обобщить знания о глаголе: роль глагола в речи, изменение
глагола по числам и временам;
Развивающая:
Способствовать
развитию
орфографической
зоркости,
вырабатывать навыки грамотного письма;
Воспитательная:
Воспитывать
культуру
грамотного
общения
на
уроке,
формировать бережное отношение к природе.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Чимитдоржиевна.
Так как 2013 год объявлен президентом нашей страны «Годом
охраны окружающей среды», и вы, я знаю, являетесь знатоками
природы, то у нас сегодня не просто урок, а урок путешествие.
Но для начала я предлагаю вам ответить на вопросы.
Вводно-мотивационный этап
Слайд №1
Спинки, ручки, парты, улыбку
- Ребята, я вижу вам трудно меня понять?
- А если я скажу: выпрямили спинки, приготовили ручки, сядьте
ровно за партами, подарите улыбку друг другу.
Слова которые вам помогли меня понять что называют? (предмет.
признак предмета или действие предмета) – действие предмета.
- Слова какой части речи называют действие предмета? (глагол)
- Значит, на этом уроке мы будем повторять ГЛАГОЛ
Операционно-содержательный этап
Сегодняшний наш урок- урок путешествие.
Помогать вам будут внимательность, сообразительность и дружная
работа в классе.
Возьмите на парте конверт (он один на двоих). Достаньте всё из
него и выберите слова которые относятся к части речи – глагол. И
тогда вы узнаете, какие умения понадобятся на уроке. А лишние
слова (слова которые не являются глаголами – отложите).
Кто готов? Поднимите руки!
Слайд №2
Проверка: рассуждать, думать, наблюдать, слушать, доказывать.
Верно, ребята! Молодцы!
Слайд №3
Отгадайте загадку:
У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает. Спит на дереве лишь днём. (сова)
Слайд №4
Из данных пяти слогов соберите словосочетание и запишите.
Подумайте, прежде чем писать в тетрадь.
Муд, со, я, ва, ра.
Кто правильно составил словосочетание, тот узнал имя хозяйки
аукциона. (мудрая сова)
Вот мы прошли первое испытание мудрой совы.
Ив награду она раскроет нам несколько удивительных фактов о
жизни таких замечательных птиц, как совы.
Слайд №5
Совы – необычные и умные птицы. Поскольку они хищники, то
предпочитают жить по одиночке. Они общительны и
любознательны. От других пернатых их отличает умение
поворачивать голову на 180 градусов. Совы имеют не просто перо, а
полупух. Именно по этой причине их полет не создает шума.
Размер ушастой совы небольшой, около 36 сантиметров, размах
крыльев от 86 до 98 см. Гнездится в заброшенных гнездах
вороньих. Кладка, как правило, из 4-5 яиц белого цвета.
Физкультминутка «Дракоша»
Слайд №6
Подберите к именам существительным подходящие глаголы. Кто
подобрал и записал поднимите руку.
Ворона, воробей. Сорока, корова
Проверка: воробей чирикает. Ворона каркает, сорока трещит,
корова мычит.
Слайд №7
Продолжите моё предложение:
- Если слово называет действие одного предмета значит это глагол в
каком числе? (ед.ч)
- Если слово называет действие многих предметов значит это
глагол в каком числе? (мн.ч)
- Какие бывают времена глагола?
Делаем вывод:
- Как изменяется глагол? (глагол изменяется по числам и временам)
Рефлексивно-оценочный этап.
Я раздам каждой группе карточки. Там даны задания. Внимательно
прочтите и выполняйте.
Карточка 1
Составьте правильное предложение и определите время глагола.
Весна, в, марте, наступила.
Карточка 2.
Составьте правильное предложение и определите время число.
Высокому, плывут, облака, небу, по.
Карточка 3.
Закончите пословицы. Для этого нужно подобрать глагол с
противоположным значением.
Мир строит, а война разрушает.
Труд кормит, а лень портит.
Если вам урок понравился поднимите красный кружок, а если не
понравился синий кружок.
Спасибо за урок. Досвидания.
Самоанализ урока
русского языка во 2 классе по теме «Глагол (обобщение)»
Данный урок является уроком - закрепление изученного по теме «Глагол» .
Форма урока – путешествие активизирует мысль детей, процесс повторения,
систематизации знаний, проходит занимательно, интересно и динамично;
Решение образовательных задач урока соответствуют требованиям
программы по русскому языку для 2 класса
Цель урока следующие:
1. Обобщить и систематизировать знания о глаголе;
Задачи:
Образовательная:
- Обобщить знания о глаголе; роль глагола в речи, изменение глагола по
числам и временам
Развивающая:
- Способствовать развитию орфографической самостоятельности,
вырабатывать навыки грамотного письма.
Воспитательная работа
- Воспитывать культуру грамотного общения на уроке, формировать
бережное отношение к природе.
Для закрепления материала использовались следующие формы работы:
индивидуальная и групповая,
работа в парах,
Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности,
применением здоровьесберегающих технологий (тематическая физкультминутка,
) это и предупреждало переутомление и перегрузки учащихся.
Постаралась подготовить к уроку необходимое оборудование (презентация,
дидактический материал и др.)Эмоциональный настрой учителя передала в
орг.моменте.
Включила в урок хозяйку урока с целью познакомить ребят с интересными
фактами из жизни этих птиц, тем самым преследовала межпредметную связь
с предметом «Окружающий мир».
Пыталась создать на уроке спокойную и деловую атмосферу
сотрудничества. (ситуация психологического комфорта для детей).
Отобранное содержание урока , оборудование урока, организация активной
мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока,
индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной
деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов,
работа способствовали достижению образовательных целей урока,
стимулировали познавательные интересы и активность на уроке.
Уровень самостоятельного мышления школьников , уровень усвоения
изученного материала , я оцениваю как хороший. Все поставленные задачи
удалось реализовать.
Качественную оценку деятельности я делала по ходу урока, и в конце подвела
итоги. Рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие и
изученной часть речи и надеюсь меня как конкурсантку конкурса.
Рефлексия: Полагаю,
что
использование
компьютерных
технологий
в
процессе
обучения
необходимо,
актуально,
эффективно,
поскольку
они
имеют ряд преимуществ, а именно:
1.
делают процесс обучения продуктивным посредством наглядности;
2.
мотивируют познавательную деятельность учащихся;
3.
стимулируют самостоятельную работу учащихся;
4.
развивают творческие способности учащихся;
5.
учитель экономит время на уроке для оформления классной доски,
наглядного и иллюстративного материала.