Автор: Ревякина Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №301
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Совместная деятельность педагога и детей в рамках ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Статья
« Совместная деятельность педагога и детей по ФГОС ДО»
В настоящее время происходят значительные изменения в структуре
образовательного процесса в дошкольных учреждениях, что предусматривает
решение
образовательных
задач
не
только
в
непо средственной
образовательной деятельности, но и в совместной деятельности взрослого и
детей:
увеличивается
объем
совместной
деятельности,
изменяется
само
содержание понятия «совместная деятельность взрослого и детей.
Прежде, чем подробно рассматривать понятие «совместная деятельность
педагога и детей», уточним значение понятия «деятельность».
Деятельность
можно
определить
как
специфический
вид
активности
человека,
направленный
на
познание
и
творческое
преобразование
окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Именно
деятельность
выступает
в
качестве
основы
для
формирования
личности.
В
содержании
деятельности
в
качестве
важнейших
обычно
выделяются
следующие
компоненты:
познавательные
(в
том
числе
перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные, волевые.
Виды детской деятельности (ФГОС ДО)
- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с
составными
и
динамическими
игрушками;
экспериментирование
с
материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и
совместные
игры
со
сверстниками
под
руководством
взрослого,
самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка,
совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов,
рассматривание картинок, двигательная активность;
- для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет) -ряд видов
деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с
правилами
и
другие
виды
игры,
коммуникативная
(общение
и
взаимодействие
со
взрослыми
и
сверстниками),
познавательно-
исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования
с
ними),
а
также
восприятие
художественной
литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в
помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая
конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная
(рисование,
лепка,
аппликация),
музыкальная
(восприятие
и
понимание
смысла
музыкальных
произведений,
пение,
музыкально-ритмические
движения,
игры
на
детских
музыкальных
инструментах)
и
двигательная
(овладение основными движениями) формы активности ребенка.
* Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности,
организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности
взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей.
*Двигательная деятельность организуется при проведении физкультурных
занятий, режимных моментов совместной деятельности взрослого
и ребенка.
*Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени
пребывания
ребенка
в
детском
саду;
способствует
овладению
ребенком
конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими
людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех
компонентов устной речи.
*Трудовая деятельность организуется с целью формирования у детей
положительного
отношения
к
труду,
через
ознакомление
детей
с
трудом
взрослых
и
непосредственного
участия
детей
в
посильной
трудовой
деятельности в детском саду и дома.
*Познавательно-исследовательская
деятельность
организуется
с
целью
развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития.
*Продуктивная деятельность направлена на формирование у детей интереса к
эстетической
стороне
окружающей
действительности,
удовлетворение
их
потребности в самовыражении. Данный вид деятельности реализуется через
рисование, лепку, аппликацию.
*Музыкально-художественная
деятельность
организуется
с
детьми
ежедневно,
в
определенное
время
и
направлена
на
развитие
у
детей
музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку. Данный
вид деятельности включает такие направления работы, как слушание, пение,
песенное
творчество,
музыкально-ритмические
движения,
танцевально-
игровое творчество. Игра на музыкальных инструментах.
*Чтение детям художественной литературы направлено на формирование у
них интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение
следующих задач:
формирование
целостной
картины
мира,
развитие
литературной
речи,
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного
восприятия и эстетического вкуса. Дети учатся быть слушателями, бережно
обращаться с книгами.
Схема развития деятельности:
*самостоятельная деятельность
*затруднение
*совместная деятельность с взрослым
*совместная деятельность с сверстниками
*самостоятельная деятельность
Оптимальной
формой
организации
сотрудничества
является
совместная
партнерская деятельность взрослого и ребенка.
Совместная
деятельность
–
это
субъект
–
субъектные
отношения.
(Е.А.
Родионова)
Совместная
деятельность
–
взаимосвязь
двух
явлений,
взаимодействия
и
взаимные
отношения
которых
отличаются
высокой
динамичностью и процессуальностью. (Е.В. Шорохова)
Совместную деятельность разделяю на:
*непосредственно
образовательную
деятельность,
реализуемую
в
ходе
совместной деятельности взрослого и детей;
*совместную
деятельность
взрослого
и
детей,
осуществляемую
в
ходе
режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
*совместную
деятельность
взрослого
и
детей,
осуществляемую
в
ходе
режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра
и ухода;
Совместная деятельность реализуется через организацию различных видов
детской
деятельности.
При
этом
совместная
деятельность
взрослого
и
ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и
особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки
совместной деятельности взрослых и детей – не руководство, а наличие
партнерской
позиции
и
партнерской
формы
организации.
Понятие
«партнерская деятельность» раскрывается исследователями по-разному, но
всегда во взаимосвязи с проблемой личностного развития. В ходе совместной
деятельности происходит обмен информацией, действиями, планирование и
осуществление общей деятельности.
Что значит быть партнером детей? / по Н.А. Коротковой/:
*Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
*Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и
дисциплинарного принуждения.)
*Свободное
общение
и
перемещение
детей
во
время
деятельности
(при
соответствии организации рабочего пространства.)
*Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.)
Партнерская
позиция
способствует
развитию
у
ребенка
активности,
самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не
боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению,
благоприятствует эмоциональному комфорту.