Напоминание

"Совместная деятельность педагога и детей в рамках ФГОС ДО"


Автор: Ревякина Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №301
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Совместная деятельность педагога и детей в рамках ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

« Совместная деятельность педагога и детей по ФГОС ДО»

В настоящее время происходят значительные изменения в структуре

образовательного процесса в дошкольных учреждениях, что предусматривает

решение

образовательных

задач

не

только

в

непо средственной

образовательной деятельности, но и в совместной деятельности взрослого и

детей:

увеличивается

объем

совместной

деятельности,

изменяется

само

содержание понятия «совместная деятельность взрослого и детей.

Прежде, чем подробно рассматривать понятие «совместная деятельность

педагога и детей», уточним значение понятия «деятельность».

Деятельность

можно

определить

как

специфический

вид

активности

человека,

направленный

на

познание

и

творческое

преобразование

окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Именно

деятельность

выступает

в

качестве

основы

для

формирования

личности.

В

содержании

деятельности

в

качестве

важнейших

обычно

выделяются

следующие

компоненты:

познавательные

том

числе

перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные, волевые.

Виды детской деятельности (ФГОС ДО)

- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с

составными

и

динамическими

игрушками;

экспериментирование

с

материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и

совместные

игры

со

сверстниками

под

руководством

взрослого,

самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка,

совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов,

рассматривание картинок, двигательная активность;

- для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет) -ряд видов

деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с

правилами

и

другие

виды

игры,

коммуникативная

(общение

и

взаимодействие

со

взрослыми

и

сверстниками),

познавательно-

исследовательская (исследования объектов окружающего мира и

экспериментирования

с

ними),

а

также

восприятие

художественной

литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в

помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая

конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная

(рисование,

лепка,

аппликация),

музыкальная

(восприятие

и

понимание

смысла

музыкальных

произведений,

пение,

музыкально-ритмические

движения,

игры

на

детских

музыкальных

инструментах)

и

двигательная

(овладение основными движениями) формы активности ребенка.

* Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности,

организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности

взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей.

*Двигательная деятельность организуется при проведении физкультурных

занятий, режимных моментов совместной деятельности взрослого

и ребенка.

*Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени

пребывания

ребенка

в

детском

саду;

способствует

овладению

ребенком

конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими

людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех

компонентов устной речи.

*Трудовая деятельность организуется с целью формирования у детей

положительного

отношения

к

труду,

через

ознакомление

детей

с

трудом

взрослых

и

непосредственного

участия

детей

в

посильной

трудовой

деятельности в детском саду и дома.

*Познавательно-исследовательская

деятельность

организуется

с

целью

развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития.

*Продуктивная деятельность направлена на формирование у детей интереса к

эстетической

стороне

окружающей

действительности,

удовлетворение

их

потребности в самовыражении. Данный вид деятельности реализуется через

рисование, лепку, аппликацию.

*Музыкально-художественная

деятельность

организуется

с

детьми

ежедневно,

в

определенное

время

и

направлена

на

развитие

у

детей

музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку. Данный

вид деятельности включает такие направления работы, как слушание, пение,

песенное

творчество,

музыкально-ритмические

движения,

танцевально-

игровое творчество. Игра на музыкальных инструментах.

*Чтение детям художественной литературы направлено на формирование у

них интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение

следующих задач:

формирование

целостной

картины

мира,

развитие

литературной

речи,

приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного

восприятия и эстетического вкуса. Дети учатся быть слушателями, бережно

обращаться с книгами.

Схема развития деятельности:

*самостоятельная деятельность

*затруднение

*совместная деятельность с взрослым

*совместная деятельность с сверстниками

*самостоятельная деятельность

Оптимальной

формой

организации

сотрудничества

является

совместная

партнерская деятельность взрослого и ребенка.

Совместная

деятельность

это

субъект

субъектные

отношения.

(Е.А.

Родионова)

Совместная

деятельность

взаимосвязь

двух

явлений,

взаимодействия

и

взаимные

отношения

которых

отличаются

высокой

динамичностью и процессуальностью. (Е.В. Шорохова)

Совместную деятельность разделяю на:

*непосредственно

образовательную

деятельность,

реализуемую

в

ходе

совместной деятельности взрослого и детей;

*совместную

деятельность

взрослого

и

детей,

осуществляемую

в

ходе

режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

*совместную

деятельность

взрослого

и

детей,

осуществляемую

в

ходе

режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра

и ухода;

Совместная деятельность реализуется через организацию различных видов

детской

деятельности.

При

этом

совместная

деятельность

взрослого

и

ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и

особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки

совместной деятельности взрослых и детей – не руководство, а наличие

партнерской

позиции

и

партнерской

формы

организации.

Понятие

«партнерская деятельность» раскрывается исследователями по-разному, но

всегда во взаимосвязи с проблемой личностного развития. В ходе совместной

деятельности происходит обмен информацией, действиями, планирование и

осуществление общей деятельности.

Что значит быть партнером детей? / по Н.А. Коротковой/:

*Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

*Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и

дисциплинарного принуждения.)

*Свободное

общение

и

перемещение

детей

во

время

деятельности

(при

соответствии организации рабочего пространства.)

*Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.)

Партнерская

позиция

способствует

развитию

у

ребенка

активности,

самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не

боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению,

благоприятствует эмоциональному комфорту.



В раздел образования