Напоминание

"Дополнительная образовательная программа "Радуга"


Автор: Босых Оксана Викторовна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр творчества "Калейдоскоп"
Населённый пункт: Город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: Учебная программ
Тема: "Дополнительная образовательная программа "Радуга"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «КАЛЕЙДОСКОП»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РАССМОТРЕНО

Методическим советом

Протокол №_____

от «___»_______20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДО «ЦТ «Калейдоскоп»

городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

_______________Н.В.Киселева

«_____»______________20___г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА «Радуга»

художественной направленности

(возраст обучающихся 7-14 лет, срок реализации 3 года)

Автор-составители:

Босых Оксана Викторовна

методист

Уфа – 2018г.

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

Протокол № _____

от «___» _________ 20___г.

1.Пояснительная записка

Обоснование актуальности программы.

Основная

задача

создания

студии

организация

продуктивного

досуга,

приобщение обучающихся к художественной культуре, обучение их основами

изобразительной

грамоты

развитие

художественно

творческих

способностей

обучающихся

путем

целенаправленного

и

организованного

обучения

их.

Объединение

«Радуга»

работает

по

общеобразовательной

общеразвивающей дополнительной программе. Программа -это нормативная

модель деятельности педагога, определяющая последовательность действий

по достижению поставленных целей.

Изобразительное искусство – важнейшее средство приобщения обучающихся

к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний мир

через

эмоциональные

переживание,

ненавязчивого

ввода

обучающегося

в

контекст

культуры

человеческих

отношений.

Оно

выражает

и

формирует

отношение обучающегося ко всем явлениям бытия и к самому себе. Поэтому

художественные дисциплины по самой сути своей должны быть направлены

на формирование внутреннего духовно- нравственного облика.

Объединение «Радуга» это прежде всего надежда, и вера в обучающихся,

занимающихся изобразительным искусством, в их способности и талант, в их

будущее, в их достижения в изобразительном искусстве.

Главная задача обучения в объединение является приобщение обучающихся

к изобразительному искусству, обучение их основам – развитие художественно

творческих

способностей

путем

целенаправленного

и

организационного

обучения их. На занятия обучающиеся обучаются сознательно использовать

изобразительные, декоративные и выразительные средства рисунка, живописи

и композиции. Соотношение этих видов работ изменяются по годам обучения

соответственно возрастным особенностям обучающихся.

Объединение

Радуга»

посещают

дети

в

возрасте

от

7

14

лет.

Время

проведения занятий два урока по обучения 45 минут, между ними перерыв 10

минут (занятия проводятся 2 раза в неделю).Программа рассчитана на 3 года

обучения.

Основные

виды

работ

в

объединение–работа

с

натуры,

по

памяти

и

по

наблюдению, композиционная и декоративная работы.

В своей работе педагог использует методические пособия, дидактические игры

и художественные произведения для создания тематических выставок, что

является мотивацией детского творчества и итогом работы педагога. Кроме

того,

рисунки

обучающихся

могут

служить

зрительной

информацией

для

родителей и украшением интерьера.

Процесс рисования построен от простого к сложному, с целью изучения

окружающих предметов. Обучающиеся принимают участие в выставках и

конкурсах изобразительного искусства ЦТ, района, города, республиканских,

российских и международных .

В течение учебного года в объединении «Радуга» проводятся родительские

собрания,

творческие

вечера,

тематические

праздники

(Новый

год,

«День

именинника», 8 марта, 23 февраля и т. д.), индивидуальные консультации с

родителями.

Актуальность данной программы связана с тем, что принцип творчества

становится

в

настоящее

время

ведущим

в

обучении

обучающихся.

Содержательной важнейшей стороной дополнительного образования является

формирование

творческого

подхода

к

эстетической

деятельности

обучающихся.

По определению многих источников, развитие личности обучающегося

происходит

не

только

в

учебно

-

познавательной

деятельности,

но

и

в

организации разнообразной и интересной жизни любого детского коллектива,

в

работе

студии

по

интересам,

в

свободном

общении,

в

личной

жизни

растущего обучающегося.

Учитывая вариативный программный подход к содержанию деятельности

в сфере свободного времени, сегодня обретают значение

основополагающие

принципы

при

которых

занятие

становится

фактором

объединения обучающихся и взрослых.

ПРИНЦИП И НОВИЗНА

Основополагающие принципы:

-

Принцип поэтапности «погружения» в программу – это самый

ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных

особенностей обучающегося.

- Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и

прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого

простого до самого простого до заключительного максимально сложного

задания.

- Принцип сравнения, подразумевает разнообразие вариантов с

обучающимися заданной темы, развития интереса к поисковой работе с

привлечением к данной теме или иных ассоциаций, помогает развитию самой

способности к ассоциативному, а значит и к творческому мышлению.

- Принцип выбора. В творческом взаимодействии взрослого и обучающегося

при решении данной темы нет определенных и обязательных ограничений.

- Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая

деятельность позволяет определить и развивать индивидуальные особенности

обучающегося.

- Принцип сотрудничества. Предполагает сотрудничество педагога и

обучающегося при решении какого- либо дела.

Новизна программы.

Новизна программы состоит в том, что предлагается эффективная методика

обучения

обучающихся

приемам

композиции,

заключающиеся

в

умении

поэтапно вести работу на формате листа от замысла темы, разработки эскиза

до

воплощения

умелому

применению

в

процессе

учебы

художественных

материалов:

- графические карандаши, цветные карандаши;

- восковые мелки, уголь;

- акварель, гуашь, пастель;

- акварельная, тонированная бумага;

- пластилин, глина, стеки.

Следует

помнить,

что

каждый

из

названных

художественных

материалов

обладает

выразительными

особенностями

,

и

самостоятельный

выбор

их

обучающимися содействует развитию художественно – творческих

способностей, индивидуальности, самовыражению работ. Для обучающихся

первогогода обучения особое внимание уделяется рисунку, а также знакомству

с линиями горизонта: а) на уровне глаз; б) выше уровня глаз; в) ниже уровня

глаз; г) умение вести разные линии нажима, а также вести штрих.

Работа цветными мелками начинается со знакомством с тремя

основными

цветами

(красный,

синий,

желтый).

Также

используется

коричневый или черный цвет.

Это очень важно для начинающих обучающихся, знакомство с основными

цветами, Работа ведется поэтапно: от простого к сложному.

В работе с цветными мелками осваивается цвет, фактура, линия, шрих. Работа

ведется разными приемами от тонкой линии до самого широкого

мазка, то есть работа мелками плашмя. Используется также скребок

для выявления светлых мест в композиции, портрете, натюрмортах.

Большое внимание уделяется тематическим композициям: «Сабантуй»,

«Сказки

народов

мира»,

«Народные

игры».

Разнообразие

технике

дает

изобразительного искусства дает, возможность для создания условий развития

и

формирования

двигательных

навыков

(работа

руки,

развитие

наблюдательности) конструкционно – логического мышления.

Обучающиеся успешно различают предметы по форме, величине, фактуре,

пропорциям,

что

ведет

к

умению

передавать

отличия

в

рисунках.

Умеют

анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты, явления, учатся

наблюдать

передавать

их

наиболее

типичные

черты.

Особое

внимание

уделяется восприятию и передаче красоты, что выражается в плавности линий,

изящных очертаниях, пропорциональности форм. Живопись направлена на

развитие

у

обучающихся

восприятия

цветовой

гармонии

и

основана

на

рисовании

с

натуры,

по

памяти

и

по

представлению

акварельными

или

гуашевыми красками. Знакомство с пониманиями «холодных» и «теплых»,

хроматических

ахроматических

цветов

совершенствует

умение

видеть

цветовые отношения, колорит, чувствовать красоту цвета.

На занятиях необходимо обеспечить развитие художественных умений

и навыков, сформировать у обучающихся основы знаний в области рисунка,

живописи, композиции.

Педагогическая

целесообразность

программы

заключается

в

создании

особой

развивающей

среды

для

выявления

и

развития

творческих,

художественных способностей обучающихся, что может способствовать не

только их приобщению к творчеству , но и раскрытию лучших человеческих

качеств.

Концепция образовательной программы «Радуга».

1.Обеспечить

каждому

обучающемуся

максимальные

возможности

для

раскрытия своих способностей.

2.

Дать

обучающимся

широкий

круг

знаний

в

области

изобразительного

искусства.

3.

Помочь

обучающемуся

практически

ознакомиться

с

содержанием

изобразительного

искусства

в

тех

или

иных

профессиях,

раскрыть

ему

творческие и другие стороны профессии.

4.

На

занятиях

изобразительным

искусством

дать

обучающемуся

опыт

решения

творческой

задачи,

помочь

принять

правильное

решение,

воспитывать будущего гражданина нового Башкортостана.

Цель программы

– сформировать у обучающихся знания, умения,

навыки и развить творческое воображение.

Задачи программы:

Обучающие:

1. Обучить средствами изобразительной деятельности.

2.Обучить техническими приемами и способам изображения в разных видах

изобразительной деятельности.

3.Формировать способности оперировать представлениями, преобразовать

их на основе накопленных знаний, опыта и воображения для создания

самостоятельных изобразительных работ творческого характера, вносить

инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого

4.Формировать целенаправленное аналитико - синтетическое восприятия

Изобразительного предмета или явления.

Развивающие:

1.Развивать познавательную активность у обучающихся.

2.Развивать детское воображение в момент восприятия.

3.Развивать гибкость и пространство мышления.

4.Развивать творческие способности обучающихся посредствам

изобразительной деятельности.

5.Формирование опыта преобразовательной творческой деятельности и

эмоциональноценностных отношений в социальной сфере.

Воспитательные:

1. Создать благоприятный эмоциональный климат.

2. Воспитывать интерес у обучающихся художественной творческой

деятельности.

3.Формирование у обучающихся самостоятельности, аккуратности.

4.Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки

сотрудничества.

Мотивационные

1.Сделать досуговую деятельность обучающихся интересной,

занимательной и поучительной; удовлетворить разнообразные интересы

детей, лежащие в учебной деятельности.

2.Предоставить практическую помощь в формирование и развитие

Творческого интеллектуального потенциала обучающегося.

4.Выработать у обучающегося навыки игрового общения

и коллективной творческой деятельности.

4. Педагогические принципы, опираясь на которые можно

реализовать поставленные цели и задачи.

Принципы педагогического процесса образуют систему, целостное единство,

скрепленное разнообразными связями. Реализация одного принципа влечет за

собой реализацию других. Принципы дают педагогу совокупность указаний,

основных направлений к организации педагогического процесса от момента

постановки целей до анализа результатов учения.

Первый

уровень

составляют

принципы

социально-педагогические.

- Принцип системности(видеть и конструировать соответствующую систему

образования,

обеспечивающую

формирование

системы

научных

знаний

и

эффективное

управление

всеми

звеньями

образования,

обучения

и

воспитания).

Разделы

образования

подразумевают

освоение

материала

от

п р о с т о г о

к

с л о ж н о м у .

-

Принцип

непрерывности

(обеспечить

целенаправленное

получение

и

совершенствование знаний, умений и навыков личностью в течение всей своей

жизни; создать условия для перехода учащихся с одного уровня образования

н а

д р у г о й ) .

- Принцип региональности (учитывать территориальные особенности, в

которых

функционирует

образовательная

система;

национально-этнические

п р и з н а к и ;

т и п ы

и

у р о в н и

о б р а з о в а т е л ь н ы х

у ч р е ж д е н и й ) .

- Принцип народности и историзма (учитывать самобытность народной

педагогики и истории развития национальной системы образования, ее корни

и

т р а д и ц и и ) .

-

Принцип

гуманитаризации

(обеспечить

каждому

обучающемуся

индивидуальный (по содержанию и результату) доступ к образовательному

гуманитарному

пространству,

формирование

гуманитарного

мышления

в

р а з л и ч н ы х

в и д а х

о б р а з о в а н и я ) .

- Принцип гибкости (возможность перехода обучающегося с одной ступени

обучения

на

другую,

из

одного

учебного

учреждения

в

другое).

-

Принцип

вариативности(создание

условий

для

выбора

обучающихся

образовательного

маршрута,

учебных

дисциплин,

сроков

обучения).

Второй уровень составляют педагогические принципы.

Цель педагогики - развитие личности в процессе воспитания образования.

Принципы,

как

исходные

положения,

направлены

на

достижение

п о с т а вл е н н ы х

ц е л е й .

К

э то й

г ру п п е

п р и н ц и п о в

о т н о с я т с я :

-

Принцип

гуманизма

(очеловечивание

педагогического

процесса,

учет

п о т р е б н о с т е й

и

и н т е р е с о в

и

д р у г и х

с в о й с т в

л и ч н о с т и ) .

- Принцип комплексности (взаимодействие педагогики с другими науками о

ч е л о в е к е

и

и с п о л ь з о в а н и е

и х

д о с т и ж е н и й ) .

Третий

уровень

составляют

принципы

обучения.

К

этой

группе

п р и н ц и п о в

о т н о с я т с я :

-

Принцип

деятельности

(процесс

обучения

организуется

исходя

из

особенностей

деятельности

обучаемого

и

учащихся,

создаются

условия

реализации их деятельностных интересов, способов достижения целей и др.).

- Принцип управляемости (построение процесса обучения в соответствии с

законом управления, обеспечение необходимой частоты и форм связи между

участниками

процесса,

реализация

способностей

обучающихся

к

с а моу п р а вл е н и ю,

ко н т р ол ь

за

р е зул ьт ат а м

о бу ч е н и я

и

д р . ) .

- Принцип рефлексии (обеспечение возможности самоанализа и самооценки

п р о й д е н н о г о

э т а п а

п р о ц е с с а

о б у ч е н и я ) .

Все принципы работают как единая система. Принятые и названные в начале

принципы

дидактики,

связанные

с

компонентами

процесса

обучения,

направлены на решение частных задач. Мы их объединяем во второй блок - это

принципы

технологий

обучения.

Таким

образом,

принципы

обучения

применяются

в

реальных

условиях

в

тесной

взаимосвязи.

Целостное

использование их на практике обеспечивает успешное функционирование всех

основных компонентов педагогического процесса, достижение оптимальных

результатов

обучения.

Все

рассмотренные

выше

принципы

нацелены

на

осуществление

ведущего

принципа

воспитывающего

и

развивающего

обучения.

Именно

эта

направленность

всей

системы

на

решение

задач

воспитания

и

выступает

интегративным

свойством

системы.

Другим

свойством

является

направленность

на

достижение

гармоничности

педагогических влияний.

Формы, методы обучения, используемые педагогические технологии.

Методы

и

формы

обучения

в

педагогике

-

критерии,

которые

оказывают

взаимное

влияние.

Под

формами

следует

понимать

способы

организации

обучения, которые пребывают в тесной связи с порядком его осуществления,

временем

и

местом

проведения,

количеством

учащихся.

Основу

формы

составляет

ведущий

метод.

Способы

совместной

работы

обучаемого

и

учащихся в процессе решения образовательных задач и являются методом

обучения.

Характеристика форм обучения урок выступает формой обучения,

предназначенной для определенного коллектива. Для нее характерны работа

над одним и тем же материалом постоянного состава обучаемых, жесткая

регламентация. Уроки делятся на следующие типы: - уроки-лекции, во время

которых материал подается преподавателем. Но, используя свое мастерство и

педагогический опыт, педагог может проводить их в форме активной беседы с

обучающимися;

-

такие

формы

обучения

в

педагогике,

как

практические

(лабораторные) занятия способствуют применению на практике полученных

умений и отработке навыков; - к урокам, на которых происходит контроль и

п р о в е р к а знаний,

принадлежат

тестовые

задания,

контрольные,

самостоятельные работы; - комбинированные уроки могут предусматривать

следующие этапы: повторение изученного - контроль выполнения задания -

опросы

в

устной

или

письменной

форме

и

т.

п.;

усвоение

материала,

предусмотренного программой; работа над умениями применять практически

полученные знания; постановка заданий для

работы. Экскурсии позволяют

непосредственно

познакомиться

с

изучаемыми

объектами;

участие

в

конкурсах

и

олимпиадах,

способствует

развитию

и

проявлению

индивидуальных

способностей

обучающихся;

-

домашние

задания

способствуют выработке навыков работать самостоятельно. Формы обучения,

отвечающие требованиям современности.

Метод обучения – это упорядочная деятельность педагога и

обучающихся, направленная на достижение заданной цели обучения.

Методы обучения:

- Изучение и анализ психолого – педагогической и методической

литературы.

- Педагогическое наблюдение за изобразительной деятельностью

обучающихся.

- Анализ действующих программ по изобразительной

деятельностью обучающихся в системе дополнительного образования.

- Изучение, анализ и систематизация продуктов художественно-

творческой деятельности обучающихся.

- Важный метод обучения – сознания ситуации успеха, умения

педагога поддерживать у обучающихся радость открытия нового.

- Консультация, беседы, лекции, убеждения, советы,

рекомендации, поощрение.

- Посещение музеев, выставочных залов, творческих мастерских

художников.

- Контроль эффективности педагогического процесса: специальная

диагностика, опрос, самопроверка и др.

Условия реализации программы

- Настоящая программа предназначена для обучающихся от 7 до 14 лет.

количество детей в группе до 15 человек.

Основной формой организации образовательного процесса является урок,

который проводится в форме группового занятия. Групповая форма работы

очевидна, так как данная методика позволяет использовать

дифференцированное обучение в объединениях с разным уровнем

подготовленности обучающихся, осуществляет развитие навыков личностного

общения обучающихся, побуждает их к рефлексивной деятельности.

-Методы

о бу ч е н и я .

Учитывая особенности каждого обучающегося,

педагог ДО должен находить наиболее подходящие методы работы,

позволяющие максимально развивать художественные способности.

Задатки и способности у обучающегося разные, в объединении введены

дифференцированные требования по трем уровням (низкий, средний,

высокий).

На занятиях у обучающихся со слабым развитием художественных

способностей чаще используются методы обучения:

- словесный

- практический

- объяснительно-иллюстративный

- репродуктивный

С обучающимися второго уровня используется:

- словесный

- практический

- объяснительно-иллюстративный

- анализа и сравнения

- обобщения

А с обучающимися третьего уровня, применяем творческие методы обучения

добавляем к выше перечисленным

- эмоциональное воздействие.

Решение основных задач на уроке обеспечивается чередованием различных

видов учебного труда:

- изложение нового материала должно дополняться его закреплением

- повторение пройденного – служить проверкой знаний и умений.

Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается

проведение новых форм:

- открытые уроки с присутствием родителей обучающихся;

- зачеты по накопленным навыкам;

- контрольный урок – эстафета;

- урок – состязание;

- тесты;

- конкурсы, викторины, познавательные игры, выставки.

Применение

дифференцированного

подхода

обязательно

связано

с

улучшением преподавания, более точной диагностическим развитием ребенка,

раскрытие его личностного потенциала.

- Режим занятий. Продолжительность занятия два урока по 45 минут между

ними перерыв 10 минут, 2 раза в неделю. Количество детей в группе до 15

человек.

- Годовая учебная нагрузка:

4 академических часа в неделю.;

36 учебных недель – 144 учебных часа в год, включая часы на мероприятия

промежуточной и итоговой аттестации (контрольные уроки, викторины и т.д.)

Программа

рассчитана

на

1

год

обучения.

Обучение

в

объединении

заключается в том, что принимаются все желающие, независимо от их уровня

подготовки, в том числе обучающиеся с ограниченными возможностями по

здоровью.

Диагностический инструментарий, материально техническое

обеспечение, ожидаемые результаты.

Диагностика.

Диагностический инструментарий.

Педагогическая диагностика, как система методов и средств

изучения

профессионального

уровня

педагога

ДО,

создает

основу

для

выявления

затруднений

в

работе,

способствует

осознанию

и

поиску

оптимальных путей их преодоления. Вместе с тем они позволяют определить

и сильные стороны педагога ДО, наметить пути и конкретные способы их

закрепления и развития в индивидуальном стиле педагогической деятельности

Диагностический инструментарий:

- наблюдение;

- беседа;

- тестирование;

- анкетирование;

- ролевая игра;

- тест- рисунок;

- опрос;

- проект;

- аттестация обучающихся;

- открытые занятия и т.д.

Основные объекты педагогической диагностики.

- художественная грамотность и формирование познавательных

процессов;

- художественная и творческая активность ребенка в

деятельности;

- творческие способности обучающихся;

- уровень самостоятельности выбранной работы;

- творческое решение проблем;

- уровень развития художественной деятельности;

- уровень возможностей и особенности детского коллектива

объединения;

- его педагогическая характеристика;

- содержание и эффективность педагогической

деятельности.

Материально – техническое обеспечение.

- Таблицы со схемой пропорций фигуры человека.

- Таблицы по основам живописи.

- Таблицы по основам рисунка.

- Таблицы по основам композиции.

- Таблица со схемой пропорций головы человека.

- Таблица по цветоведению.

- Литература по разделам: Рисунок, Живопись, Композиция,

история изобразительного искусства.

- Слайды, видеофильмы, музыкальный ряд.

Материалы для рисования.

Для рисования необходимы разнообразные художественные

материалы, от качество которых зависит результаты обучения.

- Бумага для рисования должна быть плотной и немного шероховатой,

глянцевая бумага, на поверхности которого

карандаш скользит, не оставляя яркого следа, не годится для рисования.

- Простые карандаши бывают твердыми и мягкими. Детям лучше выполнять

эскизы круглыми карандашами средней мягкости ( «ТМ», «НВ» ). Такой

карандаш хорошо стирается резинкой . В целях безопасности не стоит остро

точить карандаш.

- Цветные карандаши. Лучше использовать мягкие цветные карандаши: 2М -

4М в наборах от 12-14 цветов и оттенков. При разном нажиме также можно

получить разные оттенки одного цвета от светло- голубого до темно-

синего, от

нежно- желтого до насыщенного желтого цвета и т. д.

- Ластик должен мягким, упругим белого цвета. Цветные яркие ластики с

различными картинками для стирания карандаша не годятся.

- Восковые мелки. Раскрасить изображение мелками можно гораздо быстрее,

чем

карандашами.

Большие

поверхности

можно

закрашивать

боковой

стороной

мелка, поверхность бумаги от этого становится рябоватой, что делает рисунок

выразительным. Мелки легко ложатся на шероховатую линию, дают мягкие

очертания.

- Гуашевые краски – непрозрачные кроющие краски, легко

накладываются слоем на слой. Работать гуашью проще чем акварельными

красками. Основные неудобства гуаши по сравнению с другими материалами

- необходимость каждый раз мыть кисть перед тем как набрать на нее новую

краску. Воду в процессе рисования нужно часто менять иначе все

краски в баночках утратят свой основной цвет. После работы

необходимо плотно закрывать крышки баночек, чтобы гуашь не

высохла.

- Акварель- прозрачные краски. Бывает твердая в плитках, полумягкая в

чашечках. Основное свойство акварели прозрачность красящего слоя, поэтому

карандашный набросок контура предмета должен быть легким, линии чуть

заметными, иначе карандаш будет виден сквозь краску. В работе с

акварельными красками очень важную роль играет вода. Насыщенность цвета

в акварельной краске зависит от соотношения краски и воды. Техника работы

акварелью достаточно сложна, поэтому предлагать эти краски лучше детям

старшего дошкольного возраста.

-

Палитра – небольшая тонкая доска прямоугольной, овальной или иной

формы, на которой смешиваются краски. Палитра должна быть белой или

прозрачной, чтобы своим цветом не влиять на получение нужного цвета.

Палитру нужно часто мыть теплой водой.

-

Кисти

бывают двух видов жесткие и мягкие (их делают из щетины

животных или мягкого волоса животного)Кисти различаются по размерам от

№1 до №10 . Для рисования одного рисунка нужны кисти разного размера. По

форме кисти бывают круглыми и плоскими. Плоские кисти используются для

широкого мазка , круглые для работы над линиями разной толщины и пятном.

Во время рисования нельзя кисть нельзя оставлять в воде, так как от этого

портится ворс .По окончанию работы кисть нужно помыть теплой водой.

- Баночки для воды. Можно использовать пластмассовые стаканчики, только

обращать внимание на их устойчивость.

- Салфетки. Под рукой у ребенка во время рисования всегда должны быть

матерчатая или бумажная салфетки ( вытереть

руки, кисти, стол и т. д.

- Подставка для кисти. Во время работы кисть не должна оставаться в воде,

поэтому нужны специальные подставки или салфетки, на которых кладут

чистые кисти.

Ожидаемый результат (система деятельности педагога

объединения, направления на достижение успеха обучающихся).

По

окончанию

курса

программы

обучающиеся

должны

уметь:

правильно

пользоваться

инструментами

и

приспособлениями,

соблюдая

технику

безопасности на рабочем месте, использование в работе знания цветового

круга; умело подбирать краски и цвета, свободно работать с шаблонами;

освоить

основные

приемы

работы

с

гуашью,

акварелью.

Создавать

графические и живописные работы, соблюдая последовательность выполнения

и технику безопасности.

Ожидаемые результаты

В результате изучения данной программы обучающийся должен знать:

- особенности работы с разными живописными и декоративно-

прикладными техниками

- способы создания цветом объема и пространства

- способы создания цветовых композиций;

- возможности живописно графических стилизаций;

- особенности изобразительного искусства своего края;

Овладеть следующими умениями и навыками:

- выполнять работы различными художественными материалами;

- выполнять работы различными художественными приемами и техниками;

- создавать стилизованные композиции по средствам различных материалов.

С целью определения полноты и прочности знаний и результатов учебной

деятельности применяются следующие формы контроля:

- устный индивидуальный или фронтальный опрос;

- письменный опрос;

- тестирование.

Текущий

контроль

успеваемости,

осуществляемый

на

каждом

уроке

посредством педагогического наблюдения за учебной работой обучающихся

и

опросов

по

пройденному

материалу,

должен

сочетаться

с

организацией

периодической

обобщающей

проверке

знаний

по

определенным

разделам

программы.

Обычно

она

проводится

по

одному

разу

в

каждой

учебной

четверти в виде уроков.

Формы подведения итогов.

Виды контроля.

С целью определения уровня развития обучающихся проводится аттестация:

- вводящая (определение уровня развития обучающихся);

- промежуточная (с целью определения результатов обучения);

- итоговая (с целью определения изменения уровня развития обучающихся,

их творческих способностей).

Мониторинг.

Для отслеживания результативности применяется педагогический мониторинг:

- контрольные задания;

- тесты;

- анкетирование;

- участие в конкурсах и выставках.

Способы определения результативности входит:

- анкетирование;

- тестирование;

- опрос;

-выполнение диагностических заданий;

- участие в мероприятиях;

-викторины;

- проект;

- активность обучающихся на занятиях.

III УЧЕБНЫЙ ПЛАН

(1 год обучения).

п/п

Разделы

программы

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

Формы

аттестации/

контроля

1.

Вводное занятия:

Организационные

вопросы.

6

2

2

Занятие

исследование

2.

Представление о

цветоведение.

Техника

изобразительного

исскусства

24

2

22

Творческая

работа

3.

Жанры

55

1

54

Творческая

работа

4.

Сочинение и

иллюстрирование

сказок

6

1

5

Творческая

работа

5.

Скульптура и

декоративная

лепка

10

1

9

Практическая

работа

6.

Декоративно –

прикладное

искусство

16

2

20

Творческая

работа

7.

Искусствоведение.

Беседы.

Экскурсии.

3

-

3

Творческая

работа

8.

Профориентация

18

8

8

Творческая

работа

ИТОГО

144

22

123

Творческая

работа

IV.Содержание изучаемого курса программы

Вводное занятия. Введение в образовательную программу.

Организационная

встреча.

Знакомство

с

правилами

поведения

в

ЦТ

и

с

инструкциями по технике безопасности и пожарной безопасности. Экскурсия

«Здравствуй,

ЦТ».

Занятия,

направленные

на

раскрепощения

ребят

и

сплочение

коллектива.

Продолжение

знакомства.

Беседа

«Волшебный

мир

искусства».Обсуждение. Тестирование. Анализ работы.

Представление

о

цветоведение.

Техника

изобразительного

искусства.

Общие

сведение

о

цвете,

цветовом

круге,

обосновных

цветах

и

производным.

Знакомство

с

техникой

искусства.

Расположение

изображения

на

листе.

Строить планы по всему листу. Передавать пространственную и

временную связь в сюжетном изображение. Использовать формообразующие

движения кистью. Совершенствовать рисование гуашью, акварелью,

цветными карандашами и восковыми мелками. Обучать выделять главное

цветом, размером, положением на листе бумаги . Использовать для большой

выразительности образа изображения позы, движения и различные детали.

Игровые упражнения, викторины. конкурсы. Анализ работы.

Жанры. Познакомить с различными жанрами такие как: портрет, пейзаж,

натюрморт, жанровая картина, анамалистический жанр. Учить видеть их

отличие и определять к какому жанру относится произведения. На конкретных

примерах: особенности создания изображения, используемые материалы,

особенности образов. Обучать средствами выразительности живописи

(цвет, композиция); многообразие цветов и оттенков, форм, фактуры, размеров

предметов и в явлениями окружающего мира. Игровые викторины,

упражнения, конкурсы. Анализ работы.

Сочинение и иллюстрирование сказок.

Общие сведения о иллюстрированной книге. Особенности книжной

графики:

иллюстрации сопровождают текст; украшают книгу. С помощью рисунка

учат раскрыть (дополнять) характер героев, события. Знакомят снекоторыми

средствами

выразительной

графики

(линия,

точка,

ш т р и х ,

цвет)особенностями

передачи формы, строения, позы, жеста. Игровые упражнения , викторины.

конкурсы. Анализ работы

Скульптура и декоративная лепка.

Общие сведения отличия скульптуры от живописи (на конкретных примерах).

Некоторые

способы

создания

скульптуры

пластика,

высекание(на

конкретных примерах, с помощью демонстрации техники в ситуациях

детского экспериментирования изобразительными материалами:

учить осваивать операцию: оттягивание деталей из целого куска, соединение

частей, прижимая и приминая их, создавать поделки из частей, украшать с

помощью налепов и стеков. Анализ работы

Декоративно прикладное искусство.

Представление о предметах декоративно-прикладного искусства. Сведения о

народных промыслах: предметов народной культуры ( о назначение предметов,

их выразительности и образности, материалов для изготовления предметов

глина, тесто, лоскуты. Занятия направленные на особенности декоративных

образов: выразительность, яркость, нарядность, узорчатость. Связь узоров и

орнаментов с окружающим миром (природой). Своеобразие некоторых узоров

и орнаментов (кольца, дуги, точки; бутоны, листья; цветовые сочетания).

Содержание занятий конкретизируется с учетом региональных культурных

традиции. Игровые упражнения, викторины. Анализ работы.

Искусствоведение. Беседы . Экскурсии.

Посещения музея. Первое посещение музея. Произведения искусства в

музее. Правила поведения в музее. Беседы о архитектуре. Представления

о том, что окружающие детей дома - это архитектурные сооружения.

Сходство и различие домов по используемым материалам, внешним

конструктивным решениям (количеству этажей, количеству и форме,

размеру окон и дверей).

Знакомство с художниками-иллюстраторами — на конкретных примерах,

близких детскому опыту: Е. и Н. Чарушины, Н.Кочергин, Т. Юфа,

Т. Маврина, М. Митурич и другие. Игровые упражнения, викторины.

Анализ работы.

Профориентация. Мир профессий, карта интересов. Профессия экономиста,

художника, педагога доп. образования, хореограф, режиссер.

По окончанию первого года обучения:

Правильно

пользоваться

инструментами

и

приспособлениями,

соблюдая

технику

безопасности

на

рабочем

месте;

использовать

в

работе

знания

цветового круга; умело подбирать краски, свободно работать с шаблонами;

освоить

основные

приемы

работы

с

гуашью.

Создавать

графические

и

живописные

работы,

соблюдая

последовательность

выполнения

и

технику

безопасности.

III УЧЕБНЫЙ ПЛАН

( 2 год обучения)

п/п

Разделы

программы

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

Формы

аттестации/

контроля

1.

Представление о

цветоведение.

Техника

изобразительного

исскусства

24

2

22

Творческая

работа

2.

Жанры

55

1

54

Творческая

работа

3.

Сочинение и

иллюстрирование

сказок

6

1

5

Творческая

работа

4.

Скульптура и

декоративная

10

1

9

Практическая

работа

лепка

5.

Декоративно –

прикладное

искусство

16

2

20

Творческая

работа

6.

Искусствоведение.

Беседы.

Экскурсии.

3

-

3

Творческая

работа

7.

Профориентация

18

8

8

Творческая

работа

ИТОГО

144

22

123

Творческая

работа

IV.Содержание изучаемого курса программы

Представление о цветоведение. Техника изобразительного искусства.

Занятия направленные на закрепления о цвете, цветовом круге, об основных

цветах и производным. Учить использовать цвета как средства передачи

настроения, состояния, отношения к изображаемому. Создавать новые

цветовые тона: теплые, холодные, размытые, насыщенные.Знакомство с

техникой искусства. Совершенствовать рисование гуашью акварелью,

цветными карандашами и восковыми мелками. На уроке применять новые

способы работы с красками (по сырому, сухому, кляксографию, монотипию).

Продолжать учить выделять главное цветом, размером, положением

на листе бумаги. Использовать для большой выразительности образа

изображения позы, движения и различные детали. Игровые упражнения ,

викторины. конкурсы. Анализ работы.

Рисунок и живопись.

Занятия направленные на отличие живописных произведений от

графических. На конкретных примерах: особенности создания

изображения, используемые материалы, особенности образов. Некоторые

жанры живописи — натюрморт, пейзаж, портрет (на конкретных примерах).

Учить пользоваться средствами выразительности живописи (цвет,композиция);

многообразиемцветов и оттенков, форм, фактуры, размеров предметов и в

явлениях окружающего мира. Познакомить с основами рисунка который

позволяет раскрыть (дополнить) характер героев,

события, некоторыми средствами выразительности графики(линия, точка,

штрих, цвет), особенностями передачи формы, строения, позы, жеста.

Игровые упражнения, викторины, конкурсы. Анализ работ.

Скульптура и декоративная лепка.

Занятия направленные на отличие скульптуры от живописи (на конкретных

примерах). Некоторые способы создания скульптуры пластика, высекание (на

конкретных

примерах,

с

помощью

демонстрации

техники

в

ситуациях

детского экспериментирования с изобразительными материалами:

пластилином).Учить совершенствовать навыки и умения в более сложных

по форме и строению предметов, комбинированным, скульптурным

способом, употребляя при этом стеки, штампы, материалы для укрепления

удлиненных,

вытянутых

форм.

Также

показать

различие

скульптур

малых

форм (монументальной и декоративной. Анализ работ.

Декоративно прикладное искусство.

Занятия направленные на закрепления знаний о Представление о

предметах

декоративно-прикладного

искусства.

Сведения

о

народных

промыслах:

предметов

народной

культуры

назначение

предметов,

их

выразительности и образности, материалов для изготовления предметов глина,

тесто, лоскуты. Занятия направленные на особенности декоративных образов:

выразительность, яркость, нарядность, узорчатость.

Связь узоров и орнаментов с окружающим миром (природой). Своеобразие

некоторых

узоров

и

орнаментов

(кольца,

дуги,

точки;

бутоны,

листья;

цветовые сочетания). Содержание занятий конкретизируется с учетом

региональных культурных традиций. Игровые упражнения, викторины.

Анализ работы.

Сочинение и иллюстрирование сказок.

Общие сведения о иллюстрированной книге. Особенности книжной

графики: иллюстрации сопровождают текст; украшают книгу. С помощью

рисунка учат раскрыть (дополнять) характер героев, события. Знакомят

с некоторыми средствами выразительной графики (линия, точка, штрих,

цвет), особенностями передачи формы, строения, позы, жеста. Игровые

упражнения, викторины, конкурсы. Анализ работы.

Искусствоведение. Беседы . Экскурсии.

Посещения музея. Произведения искусства в музее. Правила поведения в

музее. Беседа об архитектуре. Представления о том, что окружающие детей

дома - это архитектурные сооружения. Сходство и различие домовпо

используемым материалам, внешним конструктивным решения(количеству

этажей, количеству и форме, размеру окон и дверей).

Знакомство с художниками-иллюстраторами — на конкретных примерах,

близких детскому опыту: Е. и Н. Чарушины, Н.,Т. Маврина, М. Митурич

и другие. Игровые упражнения, викторины. Анализ работы.

Профориентация. «Профинтерес» тестирование. Профессия моих родителей.

Профессии психолог, музыкант, рабочие. Я и мое здоровье.

По окончанию второго года обучения.

Правильно

пользоваться

инструментами

и

приспособлениями,

соблюдая

технику

безопасности

на

рабочем

месте;

использовать

в

работе

знания

цветового круга; умело подбирать краски, свободно работать с шаблонами,

освоить

основные

приемы

работы

с

гуашью

акварелью.

Создавать

графические и живописные работы, соблюдая последовательность выполнения

и технику безопасности.

III УЧЕБНЫЙ ПЛАН

(3 год обучения)

п/п

Разделы

программы

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

Формы

аттестации/

контроля

1.

Представление о

цветоведение.

Техника

изобразительного

исскусства

24

2

22

Творческая

работа

2.

Жанры

55

1

54

Творческая

работа

3.

Сочинение и

иллюстрирование

сказок

6

1

5

Творческая

работа

4.

Скульптура и

декоративная

лепка

10

1

9

Практическая

работа

5.

Декоративно –

прикладное

искусство

16

2

20

Творческая

работа

6.

Искусствоведение.

Беседы.

Экскурсии.

3

-

3

Творческая

работа

7.

Профориентация

18

8

8

Творческая

работа

ИТОГО

144

22

123

Творческая

работа

IV.Содержание изучаемого курса программы

Вводное занятия. Введение в образовательную программу. Планирование в

определение работы на новый учебный год. Организационная встреча.

Напоминание о правилах поведения в ЦТ и с инструкциями по технике

безопасности и пожарной безопасности. Беседа «Волшебный мир искусства».

Обсуждение. Анкетирование. Игровой тренинг. Анализ работы. Представление

о цветоведение.

Техника изобразительного искусства. Занятия направленные на

закрепления о цвете, цветовом круге, об основных цветах и производным.

Учить использовать цвета как средства передачи настроения, отношения к

изображаемому. Создавать цветовые состояния, тона: теплые, холодные,

размытые, насыщенные. Совершенствовать рисование гуашью, акварелью

(свободно экспериментировать, смешивая различные краски для получения

задуманных цветов и оттенков). Учить самостоятельно выбирать

выразительные образы (для пейзажных рисунков использовать акварельили

восковые мелки, для декоративного панно – гуашь, для предварительных

набросков или эскизов – карандаш). Игровые упражнения, викторины.

конкурсы. Анализ работы.

Рисунок и живопись.

Занятия направленные систематизацию детализацию содержания

деятельности. Учить активно выбирать сюжет о семье, жизни в детском саду,

а также бытовых и общественных и природных явлений. На тему природы

изображать животных с детенышами в движениях. А в историческом прошлом

учить средствам изображения характерных деталей костюмов, предметов быта

и какими средствами передается настроение человека и состояние природы.

При рисование человека нужно показать как точно передать строение (форму),

пропорции, взаимное размещение частей, характерные

признаки, движения и создавать сюжет. Игровые упражнения, конкурсы.

Анализ работы.

Скульптура и декоративная лепка.

Занятия направленные на создания выразительного образа и

коллективные

сюжетные композиции. Учить самостоятельно выбирать тему , материал и

способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный,

модульный рельефный, папье -маше), приемы декоративного образа. Анализ

работы.

Декоративно прикладное искусство.

Занятия направленные на закрепления знаний о Представление о

предметах

декоративно-прикладного

искусства.

Сведения

о

народных

промыслах:

предметов народной культуры (о назначение предметов, их

выразительности и образности, материалов для изготовления предметов глина,

тесто, лоскуты.

Занятия

направленные

на

особенности

декоративных

о б р а з о в :

выразительность,

яркость,

нарядность,

узорчатость.

Связь

узоров

и

орнаментов с окружающим миром (природой). Своеобразие некоторых узоров

и орнаментов. Содержание занятий конкретизируется с учетом региональных

культурных традиций.

Игровые упражнения, викторины. Анализ работы.

Сочинение и иллюстрирование сказок.

Общие сведения о иллюстрированной книге. Особенности книжной

графики:

иллюстрации сопровождают текст; украшают книгу. С помощью рисунка учат

раскрыть (дополнять) характер героев, события. Развивать умение изображать

объекты реального и фантазийного мира с натуры или по представлению,

точно передавать строение (форму), пропорции, взаимное размещение

частей, характерные признаки, при этом передовая достаточно сложные

движения. А также создавать сюжет разного масштаба. Игровые упражнения,

викторины, конкурсы. Анализ работы.

Искусствоведение. Беседы. Экскурсии.

Посещения музея. Произведения искусства в музее. Правила поведения в

музее. Представления о разных видах искусства и жанрах и их различие.

А также умение находить отличие и по средствам выразительности,

формируя эстетическое отношение к миру. Учить рассказывать о замысле

творческих поисках художника при создания произведения и какими

художественными средствами передается настроение человека. Продолжать

знакомство с художниками - иллюстраторами. Игровые упражнения,

викторины. Анализ работы.

Профориентация. Художественные профессия.

Ожидаемые результаты

В результате изучения данной программы обучающийся должен знать:

- особенности работы с разными живописными и декоративно-

прикладными техниками

- способы создания цветом объема и пространства

- способы создания цветовых композиций;

- возможности живописно графических стилизаций;

- особенности изобразительного искусства своего края;

Овладеть следующими умениями и навыками:

- выполнять работы различными художественными материалами;

- выполнять работы различными художественными приемами и техниками;

- создавать стилизованные композиции по средствам различных материалов.

Вариативность работы по уровню знаний с обучающимися.

Название

уровня

СТАРТОВЫЙ

БАЗОВЫЙ

ПРОДВИНУТЫЙ

Способ

выполнения

деятельности

Репродуктивный

Продуктивный

Творческий

Метод

исполнения

деятельности

С подсказкой, по

образцу, по опорной

схеме.

По памяти,

по аналогии

Исследовательский

Основные

предметные

умения и

компетенции

обучающегося

Развитие

элементарных навыков

художественного рисунка,

владение простейшими

художественными

приемами.

У с в о е н и е

элементарного

р и с у н к а

и

воспроизводимым

на

листе .

Креативность в

выполнении

практических заданий.

Развитие навыков

рисунка с образца, по

памяти и по

воображению.

.

Деятельность

обучающегося

Актуализация знаний.

Умение

самостоятельно

подбирать, по цвету

несложные рисунки

работать с натурой.

Воспроизведение

знаний и способов

действий по образцам,

показанным

педагогом.

Произвольное и

непроизвольное

запоминание

Мысленное

прогнозирование

очередных шагов

при исполнении

рисунка.

Исполнение более

сложных рисунков,

изучение

художественных

произведений и

техники.

Самоконтроль в

процессе

выполнения и

самопроверка его

результатов.

Преобладание

непроизвольного

запоминания

материала,

связанного с

заданием.

V. Методическое обеспечение.

Включает в себя:

- аттестация обучающихся;

- анкета;

- тест;

- разработка открытого занятия «»;

- мастер класс;

- разработка игр;

- разработка конкурсов;

- рекомендации по проведению заданий.

Открытое занятия «Красивые рыбки».

Ц е л и : учить

видеть

красоту

разнообразных

поверхностей;

развивать

творческое воображение и эстетический вкус при украшении узорами рыб;

познакомить с новой техникой выполнения работы – монотипией.

О б о руд ов а н и е : гуашь, акварель (по выбору), фломастеры; иллюстрации с

изображением рыб; стихи, загадки, музыкальное сопровождение.

Ход

урока

I. Организационный момент.

П р о в е р к а готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока.

Отгадайте з а г а д к и,

и

вы

узнаете,

кого

мы

будем

сегодня

рисовать

и

наряжать в красивый узор.

1) Блещет в речке чистой 2) У родителей и деток

Спинкой серебристой. Вся одежда из монеток.

Вильнет хвостом

Туда-сюда – и нет ее,

И нет следа.

– О ком идет речь в загадках? (Это рыбы.)

Сегодня

на

уроке

вы

будете

рисовать

рыб

новым

для

вас

способом

и

украшать узорами из чешуйки.

– Кто из мастеров нам помогает рисовать, украшать? (Мастер Украшения,

Мастер Изображения.)

III. Введение в тему урока.

Педагог включает запись звуков журчания ручья воды.

1. Вступительная

б е с е д а .

– Какие звуки вы услышали? Что напоминают вам эти звуки?

– Где живут рыбы? (В реке, море, океане, озере.)

– Где еще они могут жить? Отгадайте з а г а д к у:

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой.

– Что это? (Аквариум.)

– У кого из вас есть дома аквариум?

– Опишите аквариумных рыб.

2. Работа по образцу.

– Рассмотрите чудесных рыб.

– Обратите внимание на строение рыбы. Из чего она состоит? Что у нее

есть? (Голова, туловище, хвост, плавники, глаза, рот, жабры.)

– Какую форму имеют рыбы? (Овальную, длинную, напоминающую лист от

дерева.)

– Яркая и пестрая окраска чешуи помогает рыбам прятаться среди камней и

песка или в зарослях подводных растений.

– Посмотрите, какие красивые, нарядные рыбки!

– Из каких элементов состоит узор у рыбы?

Какие

узоры,

на

каких

предметах

вы

видели

в

природе? (Линейные,

запутанные на листьях растений, причудливые на коре дерева, замысловатые

из чешуи рыбы, расписные на коже змеи, крыльях бабочки.)

– Мир полон разнообразных рисунков, узоров на поверхностях различных

предметов. Их много, но их нужно уметь замечать.

РЫБКИ.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Обучающиеся изображают резвящихся рыбок.

IV. Творческая практическая деятельность обучающихся.

1. З н а ком с т в о с новой техникой – монотипией.

Сейчас

вы

научитесь

рисовать

новым

для

вас

способом.

Он

очень

интересный и, надеюсь, вам понравится.

Показ педагога..

– Возьмите лист бумаги и сложите его пополам.

– На одной половинке сделайте красками разноцветное пятно в форме рыбы

гуашью или акварелью.

– Быстро сложите лист и прижмите, а когда раскроете, то у вас получатся два

пятна. Пятно приобретает выразительную фактуру.

2. Само стоятельная

р а б о т а.

– Дорисуйте рыб. Можно использовать черный фломастер. Четче обведите

очертания рыбы, дорисуйте те части рыбы, которых не хватает.

Перед обучающимися таблица-образец рисования рыбы, по которой педагог

объясняет последовательность выполнения работы:

1) Сначала обведем контуры рыбы. Какой формы туловище рыбы?

2) Теперь отделим линией голову, обозначим глаза.

3) Рядом с нижним контуром головы проведем короткую линию рта.

4)

Сзади

головы

нарисуем

грудные

плавники

неправильной

ромбовидной

формы со сглаженными углами.

5) От середины спины вверх идет слегка изгибающийся контур спинного

плавника. Снизу нарисуем брюшные плавники и подхвостовой плавник.

6) Изобразим чешуйки в виде узора.

Желающие

могут

нарисовать

любимую

рыбку,

которая

живет

у

вас

в

аквариуме.

– Украсьте рыбку узорами, придумайте ей красивый наряд.

VI. Итог урока.

1. Выставка работ обучающихся и их обсуждение.

– В заключение урока послушайте с т и хо т в о р е н и е:

Рыба – царица! Рыба царица!

Я бы хотела с тобой подружиться.

Но далеко твой дворец, в глубине,

В зарослях темных, на илистом дне.

– Вам удалось изобразить нарядных, красивых, разноузорчатых рыбок. Если

все рисунки с рыбками поместить на доску, то получится сказочное подводное

царство.

2. Обобщение.

– Что нового узнали на уроке?

Чему

учились? (Украшать

рыб

узорами,

рисовать

их

пятном

новым

способом – монотипией.)

3. Подведение итогов.

Открытое занятие «Искусство натюрморта. Рисование с натуры.»

Тема

урока: Искусство

натюрморта

предмет

в

группе.

Натюрморт

из

кувшина, яблока и груши.

Вид занятия: рисование с натуры.

Цель

урока:

формировать

умение

обучающихся

рисовать

несложный

натюрморт.

Задачи:

Образовательные:

-

Способствовать

формированию

эстетического

отношения

к

действительности и искусству.

- Развивать чувство композиции (размещение 2 предметов на листе крупно).

- Формирование графических навыков в изображении объемных предметов

простой формы.

-

Определение

оттенков

холодных

и

теплых

цветов

с

целью

развития

художественного вкуса и наблюдательности, верной передачи особенностей

натуры.

-

Систематизация

знаний

о

видах

и

жанрах

изобразительного

искусства

(натюрморт).

Развивающие:

- Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры.

Воспитательные:

- Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Оборудование урока:

Для

педагога

натурная

по становка;

методиче ские

т аблицы

«Последовательность выполнения натюрморта»; рисунки детей.

Для обучающихся — художественные материалы для работы с красками.

Литературный ряд: Загадки.

Зрительный ряд: К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты», «В мастерской

художника»; А. Герасимов «Розы»; Т. Б. С. Шарден «Атрибуты искусств.

Натюрморт»; И. Машкой «Фрукты на блюде»; П. Сезанн «Фрукты»; А. Матисс

«Синий горшок и лимон»; И. Грабарь «Неприбранный стол»; И. Хруц-кий

«Цветы

и

плоды»;

А.

Лентулов

«Овощи.

Натюрморт»;

П.

Кончаловский

«Поднос и овощи».

Ход урока

I. Организация класса.

II. Сообщение новой темы, нового задания.

Если видишь на картинке

Чудо — вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной, и простой.

Может, чашка или блюдце

С золоченою каймой.

А еще и так бывает,

Нарисована там дичь.

В завершение положим

Свежих персиков и слив.

А еще в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовется натюрморт.

Натюрморт В переводе с французского — «мертвая природа». Этим словом

называют

сложный

и

разнообразный

жанр

изобразительного

искусства,

а

такжее отдельное произведение, художественно воспроизводящее домашнюю

утварь,

музыкальные

инструменты,

цветы,

фрукты,

овощи,

битую

дичь

и

другие неодушевленные предметы. Возник натюрморт всвязи с развитием

реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных

возможностей

художников

определился

в XVII Веке

как

самостоятельный

жанр.

Замечательные

школы

натюрморта

сложились

в

Голландии,

Франции,

Испании,

Ро ссии.

Натюрморт

выполняет

различные

фу н к ц и и .

Например: Декоративный натюрморт — запечатлевая красочность, изящество

и пышность природных форм, несколько утрируя и преобразуя их, украшает

интерьер;

- Рассмотрите репродукции картин.

- Какой натюрморт на репродукции тебе нравится больше и почему?

- Назовите авторов картин?

- Какой из предметов определил название картин?

- Кто мог собрать эти вещи?

Сегодня мы рисуем натюрморт из кувшина и фруктов. Каких?

Отгадайте загадки:

1. Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

2. Фрукт сладкий, сочный

Похож на лампочку (груша)

III. Тренировочные упражнения:

- В чем состоит техника работы лессировкой (по сухому) и а ля прима(по

сырому)?

Лессировка — многослойная живопись по предварительно просохшему слою

краски, постепенное усилие цвета.

А ля-прима — живопись сразу в один прием и слой, прием вливания цвета в

цвет.

Обучающимся

предлагается

выполнить

упражнение

для

получения

разнообразных оттенков теплого, холодного цвета.

IV. Объяснение учебного задания.

1. Беседа.

- Внимательно рассмотрим предметы, из которых состоит наш натюрморт.

- Какой формы фрукты? Кувшин?

- Какой величины эти предметы?

- Как они расположены?

- Какие цвета (теплые или холодные) преобладают в них?

Объяснение самостоятельной работы ведется с помощью образцов-рисунков

«Последовательность

работы

карандашом

и

акварелью

в

изображении

натюрморта».

2. Последовательность выполнения работы.

— Карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов.

Желательно

рисовать

без

исправлений

резинкой,

во

всяком

случае,

не

злоупотреблять ею: разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит

цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех

предметов натюрморта и среды.

— На первом этапе работы краской начнем с общей цветовой характеристики

натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь-колер, который

прозрачным слоем нанесем на все части рисунков, исключая блики.

На

втором

этапе

моделируется

объемная

форма

всех

предметов

и

передается их освещенность. Отдельными мазками усиливаем насыщенность

цвета освещенных сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда, их

прокладывают прозрачными, но более темными красками. Каждый мазок,

положенный

для

изображения

теней,

должен

быть

взят

правильно

относительно света примыкающих к нему поверхностей других предметов и

других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

— На третьем этапе работы продолжаем моделирование объемной формы и

пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумагу

мазок

сверяем

с

натюрмортом,

попеременно

переводя

взгляд

то

на

изображение, то на натуру. Это позволит увидеть, передана ли та цветовая

пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету,

полутени,

тени

постепенно

приводит

к

тонкой

моделировке

формы,

к

изображению пространства и освещенности.

— На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, вы деляем какие-то

части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей

цветовой гаммы, гасим. Подчеркиваем резче или смягчаем контуры некоторых

предметов.

— С помощью методических таблиц напоминаем о том, что обучающимся

уже известно о распределении цветов на теплые и холодные (цветовой круг); о

том, как можно смешать краски, чтобы получить оттенки холодного и теплого

цвета; как соотнести полученные оттенки с увиденными в натуре.

V. Самостоятельная работа обучающихся.

Обращается внимание на композицию рисунка. Напоминается детям о том,

чтобы они соблюдали правильную последовательность в работе карандашом,

акварельными красками (от общего к деталям).

VI. Подведение итогов урока.

-

Закрепляются

на

классной

доске

законченные

работы.

Отмечаем

выразительные качества рисунков.

- Проводится самоанализ своих работ.

Тестирование

по изобразительному искусству

Фамилия и имя обучающегося_________________________________

1.Какое из перечисленных понятий не обозначает вид изобразительного

искусства?

а) графика

б) скульптура

в) кино

г) живопись

2.Сколько цветов можно выделить в радуге?

а) 5

б) 7

в) 9

г) 13

3. К какому жанру относится изображение птиц и животных?

а) пейзаж

б) бытовой

в) анималистический

г) натюрморт

4. Как называется картина, составленная из маленьких цветных

квадратиков особого стекла (смальты)?

а) аппликация

б) мозаика

в) гравюра

г) репродукция

5. Рисунок, выполненный карандашом, углём, тушью или краской одного

цвета, относят к …

а) графике

б) живописи

в) орнаменту

г) рельефу

6. Цвета, которые нельзя получить путём смешивания красок,

называют…

а) основными

б) составными

в) тёплыми

г) холодными

7. Какой из перечисленных цветов не является основным?

а) жёлтый

б) красный

в) синий

г) зелёный

8. Белая бумага, дощечка для смешивания красок и получения нужного

цвета есть…

а) мольберт

б) палитра

в) пастель

г) акварель

9. Что определяют как строительное искусство, зодчество, искусство

проектировать?

а) архитектура

б) интерьер

в) графика

г) композиция

10. В какой росписи используются только белая и синяя краски?

а) Хохломская

б) Городецкая

в) Гжель

г) Дымковская

11. Картины, изображающие , различные предметы обихода, снедь,

фрукты, цветы.

а) пейзаж

б) портрет

в) этюд

г) натюрморт

12. Живописное, графическое или скульптурное украшение из

повторяющихся геометрических, растительных и животных элементов –

это…

а) орнамент

б) репродукция

в) аппликация

г) колорит

13. При смешении каких цветов можно получить фиолетовый цвет?

а) красный и коричневый

б) красный и синий

в) красный и чёрный

г) синий и коричневый

14. Как называется композиция из разноцветного стекла, пропускающего

свет и встроенного в оконный проём?

а) живопись

б) витраж

в) мозаика

г) скульптура

ОТВЕТЫ:

1 – В

2 – Б

3 – В

4 – Б

5 – А

6 – А

7 – Г

8 – Б

9 – А

10 - В

11 – Г

12 – А

13 – Б

14 – Б

Критерии оценивания:

Отметки за выполнение теста:

«5» - если ученик набрал 13-14 баллов.

«4» - если ученик набрал 10-12 баллов.

«3» - если ученик набрал 7-9 баллов.

«2» - если ученик набрал 0-6 баллов.

Исправления, сделанные ребёнком, ошибкой не считаются.

Тестирование

по изобразительному искусству

1.Художник, который конструирует и создает здания.

А) архитектор Б) скульптор В) график

2.Один из видов искусства, которое позволит возводить красивые, удобные

постройки, соответствующие определенным целям.

А) архитектура Б) скульптура В) дизайн

3. Какое понятие не относятся к садово-парковому искусству?

А) сад Б) парк В) площадь Г) интерьер Д) аллея

4. Кто из братьев Мастеров при создании обоев и штор работает над

построением ритма; изображением мотива; выполнением орнамента?

А) мастер Изображения Б) мастер Украшения в) мастер Постройки

5. В каком русском народном промысле изготавливались только игрушки?

А) хохлома Б) гжель В) Дымково

6. Какой элемент не присутствует в книге?

А) иллюстрация Б) обложка В) поздравление Г) буквица

7. Кто из перечисленных художников является художником-иллюстратором?

А) И.Шишкин Б) И.Билибин В) М.Врубель

Ответы выделены жирным шрифтом

Оценка тестовых работ

При проведении тематической проверочной работы в форме тестирования

следует руководствоваться следующим:

– при 90 - 100 % выполненных заданий ставится отметка «5»;

– при 70 - 89 % – отметка «4»;

– при 50 - 69 % – отметка «3»;

– при 0 - 49 % – отметка «2».

VI. ЛИТЕРАТУРА :

Нормативно правовые документы:

1. Конституция РФ.

2. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН

20.11 1989г.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации»

4. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 3124-Ф3 (в редакции от 21.12.2004)

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

5.

Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

РФ

от

03.04.2003

№27

«О

введении

в

действие

санитарно-эпидемиологических

правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03»

6. Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеразвивающим программам»

7. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной

поддержки

Минобрнауки

России

от

11.12.2006т№06-1844//Примерные

требования к программам дополнительного образования детей.

Литература педагогов ДО:

1. Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с пол. Л.Г.

Кашкуревича,Н.Г. Горина / В.Оконь. - М.: Высш. шк., 1990. - 382 с.( на

флешносителе)

2.Бабанский Ю.К. Педагогика. Учеб пособие для студ. пед. ин-тов / наЮ.К.

Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. -

2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с ( на флеш-носителе)

3. О.В.Ильина , К.Ю Бондарева Цветоведение и колористика,

С.Петербург 2008.- 123 с.(на флеш-носителе)

4.Пурик Э.Э.,Ахадуллина Н.Э. Изобразительное искусство

учебник для учащихся 1-2 классов общеобразовательных учреждений, Под

редакцией Пурик Э.Э.-Уфа :Китап 2002 г.-

208 илл. ( в наличие)

5.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция .учеб. пособие для студентов

вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» Г.М

Логвиненко.- М Гуманитарный издательский центр Владос. 2010.-144 с. :илл

Изобразительное искусство

6. О.А. Авсиян Натура и рисование по представлению.

Москва Изобразительное искусство 1985 г ( в наличие)

7.Курчевский В.В. А что там за окном ?- М.Педагогика, 1985- 144с

( в наличие)

8. Организация и проведение внеурочной деятельности ОУ в условиях

перехода на федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования (ФГОС НОО) Новое поколение

Сборник авторских программ- Уфа Издательство ИРО РБ,2011-160 с.

8. Г.В.Лабудская .Художественное воспитание детей в семье. Издательство

«Педагогика» Москва 1970 г. (в наличие)

9.Максимов Ю.В. У истоков мастерства. народное искусство в

художественном воспитание детей.

Из опыта работы .-М: Просвещение 1983- 159 с.илл ( в наличие)

Литература для обучающихся :

1. О.В.Ильина , К.Ю Бондарева Цветоведение и колористика,

С.Петербург 2008.- 123 с.(на флеш-носителе)

2.Пурик Э.Э.,Ахадуллина Н.Э. Изобразительное искусство

учебник для учащихся 1-2 классов общеобразовательных учреждений, Под

редакцией Пурик Э.Э.-Уфа :Китап 2002 г.-

208 илл. ( в наличие)

3.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция .учеб. пособие для студентов

вузов,обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» Г.М

Логвиненко.-М Гуманитарный издательский центр Владос. 2010.-144 с. :илл

Изобразительное искусство

4. О.А. Авсиян Натура и рисование по представлению.

Москва Изобразительное искусство 1985 г ( в наличие)

5.Курчевский В.В. А что там за окном ?- М.Педагогика, 1985- 144с

( в наличие)

Интернет ресурсы

Видеоуроки - GJgamejulia

Видеоуроки- Лум Планета

Пинтерес - https //pin.it/



В раздел образования