Напоминание

"Наши корни"


Автор: Данилова Валентина Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 40 г. Томска с/п "ДШИ"
Населённый пункт: г Томск
Наименование материала: рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: "Наши корни"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 40 г. Томска

Структурное подразделение «Детская школа искусств»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«НАШИ КОРНИ»

Направление «Духовно-нравственное»

База реализации: обучающиеся 5 - 6- х классов

Автор:

Данилова Валентина Николаевна,

методист.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая

программа

курса

внеурочной

деятельности

«Наши

корни»

духовно-нравственного

направления

разработана

в

рамках

внедрения

и

реализации

Федеральных

образовательных

стандартов

основного

общего

образования

второго

поколения

и

предназначена

для

реализации

в

5

-

6

классах. Программа направлена на социокультурную адаптацию подростка, на

подготовку его к гражданской и нравственной деятельности через познание и

исследование родного края.

Программа разработана на основе Конвенции о правах ребенка, Закона

РФ

«Об

образовании»

новой

редакции),

Устава

школы,

Концепции

модернизации российского образования на период до 2016 г. в соответствии с

требованиями

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного

общего

образования

(Утвержден

приказом

Министерства

образования и науки РФ 0т 17.12.2010 г. № 1897), Федеральных требований к

образовательным

учреждениям

в

части

охраны

здоровья

обучающихся,

воспитанников (Утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря

2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.,

регистрационный № 19676) и Локального акта МАОУ СОШ № 40 «Положение

о рабочей программе курса по внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 40 г.

Томска (Приказ № 131-о от 05.03.2014 г.).

Данная

программа

составлена

с

учетом

следующего

программно-

методического материала:

- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное

образование/[В.А.Горский,

А.А.Тимофеев,

Д.В.Смирнов

и

др.]

-

М.:

Просвещение, 2010;

-

Григорьев

Д.В.,

Степанов

П.В.

Внеурочная

деятельность

школьников.

Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010.

- Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций

и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ»

(Приложение 2 к приказу № 293);

- Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе,

организации отдыха детей и молодёжи/сост. Ю.С. Константинов, С.В. Усков. -

М.: ФЦДЮТиК, 2006.

Данная

программа

разработана

на

основе

дополнительной

образовательной программы по краеведению «Наши корни» (автор Данилова

В.Н.

Томск,

2006),

реализованной

в

учреждении

дополнительного

образования, с учетом местных условий, базисного учебного плана школы и

запросов участников образовательного процесса.

В современном обществе первостепенная роль в воспитании молодого

человека

с

активной

гражданской

позицией,

патриота,

любящего

Родину,

отводится краеведению. «Краеведение учит людей любить не только свои

родные

места,

но

и

знанию

о

них,

приучает

интересоваться

историей,

искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый

массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие

ученые, и школьники»

1

. Это несет в себе положительный эмоциональный

заряд,

что

является

важным

для

духовно-нравственного

становления

личности.

Человек

подобен

веточке,

давшей

новый

росток

на

теле

дерева,

называемого родина. И как веточка не может жить вне дерева, так и человек не

может полноценно жить и приносить духовные плоды и настоящую пользу

своему народу, если забудет заветы и традиции своих предков. История своей

Родины, своего родного края - это корни, от которых питается и возрастает

молодая поросль. Чем глубже человек познает эти корни, тем сильнее и крепче

становится его связь с землей, на которой он родился и живет, где трудились

отцы, деды и прадеды, где находятся могилы дорогих людей. Это и история

своего края, в которой, как в капле воды, отражаются те события, которые

потрясали или радовали всю страну. Это и история народа, его культура, язык,

самобытность, вера, его сказания, песни, вековые традиции. С этого познания

начинается становление настоящего гражданина, с этого начинается истинная

глубокая, на всю жизнь, любовь к своей Родине.

Программа

предполагает

организацию

внеурочной

деятельности

с

обучающимися в форме аудиторных занятий и экскурсий по родному краю

(городу), в процессе которых обучающиеся знакомятся с историей и культурой

родного края, с историческими фактами, традициями и обычаями народов,

именами известных людей, внесшими значительный вклад в становление и

развитие

родного

города

и созидающими

художественные

и

эстетические

ценности.

Все

это

в

целом

способствует

социализации,

духовно-

нравственному,

художественно-эстетическому

воспитанию

детей

и

установлению связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из

разных предметных областей. В ходе изучения курса у учащихся развиваются

познавательные

интересы,

любовь

к

историческим

и

художественным

памятникам,

нравственная

и

гражданственная

ответственность

за

судьбу

родного края и Родины.

1

Лихачев Д.С.

2

Цель

программы:

приобщение

обучающихся

к

культурно-

историческому наследию родного края.

Задачи:

Обучающие:

o

Познакомить

с культурно-историческим наследием родного города и

края в аспекте общественной жизни.

o

Формировать знания об основах способах самостоятельного способа

поиска, нахождения и обработки информации, о правилах поведения

исследования.

o

Способствовать

расширению

образовательного

и

мировоззренческого

кругозора школьников.

o

Пробуд ит ь

пот реб но ст и

у

уч ащихся

к

с а м о с т о я т е л ь н о й

исследовательской деятельности в познании родного края.

Развивающие:

o

Способствовать

развитию

познавательного

и

творческого

интереса

обучающихся к культурно-историческому наследию своего края.

o

Развивать у обучающихся исследовательские навыки, необходимые для

осознанного изучения культурно-исторического наследия родного края.

o

Развивать умения пользоваться разнообразными источниками в поисках

необходимой информации.

Воспитывающие:

o

Воспитывать чувства любви и уважения к родному краю, истории своего

народа, своей семьи.

o

Формировать культуру межнационального общения, прививать навыки

уважительного, толерантного отношения к другим народностям.

o

Совершенствовать коммуникативную культуры обучающихся, их общую

и эстетическую культуру.

o

Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Огромные

возможности

в

применении

регионального

компонента

раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности

раскрытия

исторического

прошлого,

выхода

на

темы

культуры

повседневности, обращение к памятникам материальной и духовной культуры

региона.

На

территории

Томской

области

и

г.

Томска

располагаются

уникальные

культурные

объекты,

созданные

поколениями

проживающих

народов.

Это

огромный

культурный

потенциал,

который

может

служить

основой возрождения и активизации культурной жизни всего региона.

Принципиальным

отличием

программы

является

воспитательная,

мировоззренческая

направленность

содержания.

Прежде

всего

она

выражается

в

том,

чтобы

увидеть

«большое

в

малом»,

постичь

высокий

нравственный смысл национальных художественных традиций в разных его

проявлениях.

Построение

и

содержание

курса

определяется

его

общеобразовательным

и

пропедевтическим

значением,

возрастными

особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием

3

опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении таких

предметов

и

курсов,

как

история,

география,

изобразительное

искусство,

музыка,

мировая

художественная

культура,

литература

родного

края,

краеведение и в процессе участия в городской краеведческой программе для

обучающихся 1 – 4 классов «Летопись города».

Спецификой

реализации

данной

программы

является

то,

что

в

организации

работы

детей

особый

акцент

делается

на практико-

ориентированную

работу

учащихся

через

призму

уче ниче с кой

исследовательской

деятельности,

через

метод

учебных

проектов

как

системный

компонент

учебно-воспитательного

процесса,

позволяющий

построить

его

на

принципах

проблемного

и

деятельностного

подходов,

личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества.

Основными критериями отбора материала при составлении программы

является

ее

культурная

значимость

в

жизни

города,

актуальность,

воспитательная ценность.

Программа

реализуется

на

основе

следующих

педагогических

принципов:

- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности

каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество педагога

и ученика;

- научности, предполагающий отбор материала из научных источников,

проверенных практикой;

- систематичности и последовательности – знание в программе даются в

определенной

системе,

накапливая

запас

знаний,

обучающиеся

могут

применять их на практике;

- принцип интегрированности - предусматривает интеграцию знаний детей.

Здесь находит отражение взаимопроникновение идей и методов нескольких

образовательных областей и наук. естествознание, словесность, искусство,

психология

(искусство

вести

диалог,

искусство

выступления

перед

аудиторией);

- принцип связи с жизнью;

- принцип вариативности - содержание программы вариативно и гибко.

Педагог

может

вносить

изменения

в

содержание

тем,

дополнять

их

творческими

и

практическими

работами,

изменять

место

проведения

экскурсий (с учетом познавательных интересов и возможностей обучающихся,

погодных и временных условий).

Программа «Наши корни» рассчитана на обучающихся 5 – 6 классов.

Данный возраст был выбран с учетом нескольких факторов:

- во-первых, дети в этом возрасте достаточно любознательны и еще не

потеряли интерес к учебно-познавательной и творческой деятельности;

-

во-вторых,

именно

данный

возраст

характеризуется

началом

осмысления своего дальнейшего жизненного пути, а также окончательным

формированием наиболее важных для них человеческих ценностей, которые

они пронесут с собой на протяжении всей жизни.

4

Основными формами работы является аудиторное занятие и экскурсии.

Аудиторное занятие предусматривает теоретическое изучение материала

(лекция-рассказ,

работа

с

разными

источниками

(поиск

информации),

систематизация

исследовательского

материа ла

и

о ф о рм л е н и е

исследовательской работы, создание презентаций, творческих практических

работ, представление работ.

Экскурсии

-

важная

форма

краеведческой

работы.

Программа

предусматривает групповые экскурсии к памятникам истории и культуры, в

художественные

и

краеведческие

музеи,

мастерские

художников,

театр,

библиотеку и т.п. Экскурсии могут быть ознакомительными и повторными,

что обусловлено необходимостью продолжительного изучения того или иного

художественного памятника, сбора различной познавательной информации,

выполнения иллюстративного материала.

Срок реализации программы 1 год, объем занятий - 68 часов в год на

каждый класс. Программа предполагает проведение 1 аудиторного занятия (1

раз в неделю) и 1 практического занятия в форме экскурсии. Экскурсия может

быть реальной (выездной или пешей) и виртуальной (заочной). Виртуальные

экскурсии

разрабатываются

как

педагогом,

так

и

обучающимися.

Для

проведения реальных экскурсий со школьниками часы практических занятий

суммируются. Таким образом, экскурсии проводятся 1 раз в месяц (в расчете 2

- 4 часа на экскурсию и обработку экскурсионных материалов).

Предусмотренные программой занятия и экскурсии могут проводиться

как

на

базе

учащихся

одной

параллели,

так

и

в

смешанных

группах,

состоящих из учащихся 5 – 6 классов.

Также программа предусматривает индивидуальную исследовательскую

работу

обучающихся,

которая

предполагает

самостоятельное

чтение

краеведческой

литературы,

работу

с

документальными

материалами,

вещественными памятниками, запись воспоминаний, описание памятников

истории

и

культуры,

наблюдение,

выполнение

познавательных

заданий,

подготовка

докладов,

исследовательских

работ,

работа

над

проектами,

изготовление наглядного материала, создание рисунков, фото, презентаций,

виртуальных экскурсий и др.

Ожидаемые результаты реализации программы

В

результате

реализации

программы

у

обучающихся

будут

сформированы личностные, метапредметные, предметные результаты.

Личностные результаты.

У обучающегося будут сформированы:

-

осознание российской

гражданской

идентичности:

патриотизма,

уважения к Отечеству;

-

целостность

взгляда

на культурно-историческое

наследие

своего

родного края и города;

- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-

формирование

у

детей ответственного

отношения к

обучению,

готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию;

5

-

формирование

осознанного,

уважительного

и

доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,

вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,

ценностям народов России и народов мира;

-

освоение

социальных

норм,

правил

нравственного

поведения

в

обществе;

-

потребность

сотрудничества

со

сверстниками,

доброжелательное

отношение

к

сверстникам,

бесконфликтное

поведение,

стремление

прислушиваться к мнению одноклассников;

-

формирование

ценности

здорового

и

безопасного

образа

жизни;

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения во

время занятий и проведения экскурсий;

-развитие

эстетического

сознания

через

освоение

культурно-

исторического и художественного наследия жителей родного города и края.

Метапредметные результаты.

Результаты

Обучающийся научится:

Регулятивные УУД п о н и м а т ь

и

п р и н и м а т ь

у ч е б н у ю

з а д а ч у ,

сформулированную учителем;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

планировать

свое

действие

в

соответствии

с

поставленной задачей и условиями ее реализации;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в

новом учебном материале в учебном сотрудничестве;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

анализировать

причины

успеха/неуспеха,

осваивать

с

помощью педагога позитивные установки.

Познавательные

УУД:

умения

учиться:

навыки

решения

творческих

задач

и

навыки поиска, анализа и интерпретации информации;

добывать

необходимые

знания

и

с

их

помощью

выполнять конкретную работу;

осуществлять поиск необходимой информации для вы-

полнения учебных заданий с использованием ресурсов

библиотек и Интернета и других источников;

осуществлять

анализ

полученной

информации

с

выделением

существенных

и

не суще ственных

признаков;

проявлять индивидуальные творческие способности при

выполнении заданий.

Коммуникативные

УУД:

включаться

в

диалог,

в

коллективное

обсуждение,

проявлять инициативу и активность;

работать

в

группе,

учитывать

мнения

окружающих,

одноклассников, отличные от собственных;

обращаться

за

помощью

и

формулировать

свои

затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

6

слушать собеседника;

договариваться

о

распределении

функций

и

ролей

в

совместной деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение

окружающих.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- знаниям об истории, основных событиях и культурно-исторических объектах

родного города и края;

-

научится основным

способам

самостоятельного

поиска,

нахождения,

систематизации и хранения информации;

- научится основам и правилам проведения исследования, необходимого для

осознанного изучения культурно-исторического наследия родного края;

- элементарным правилам проведения экскурсии;

- правильному и безопасному поведению во время проведения экскурсий.

Обучающийся получит возможность:

- расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников;

-

приобрести опыт

исследовательской

деятельности,

опыта

публичного

выступления,

опыта

самообслуживания,

самоорганизации

и

организации

совместной деятельности.

В ходе реализации программы используются различные виды и формы

контроля:

- входной – в начале обучения с целью выявления уровня знаний об

истории и культуре родного края;

- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью

обучающихся в процессе занятий;

-

итоговый

итоговые

занятия

в

конце

учебного

года,

на

котором

обучающиеся

демонстрируют

полученные

теоретические

знания

и

практические навыки.

Инструментарий отслеживания результатов:

- тестирование;

- педагогическое наблюдение;

- анализ результатов участия в исследовательской деятельности;

-

анализ

устного

и

письменного

представления

исследовательской

работы;

- анализ участия в конкурсах, конференциях.

Результаты контроля фиксируются в индивидуальных творческих картах

обучающегося и в портфолио обучающегося.

Формой подведения итогов реализации программы является итоговое

занятие в конце учебного года.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 – 6 класс

7

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе

Теория

Прак

тика

Контроль

1

Введение в программу

1

1

Беседа

2

Основы

исследовательской

деятельности

10

4

6

2.1.

Исследовательская работа

8

3

5

Презентация

работы,

у ч а с т и е

в

школьн.

н/пр.

конференции,

у ч а с т и е

в

школьных

мероприятиях.

2.2.

Э к с к у р с и я

к а к

ф о р м а

представления

исследовательской работы

2

1

1

3.

История

Томской

области

и

города Томска

16

8

8

Беседа,

викторина,

исследование,

педагогическо

е наблюдение

3.1.

История

основания

и

развития

Томска.

13

5

8

3.2.

Символика

Томской

области

и

города Томска.

1

1

3.3.

Легенды и сказки о Томске.

2

2

4.

Достопримечательности

Томской области и Томска.

16

7

9

Беседа,

викторина,

исследование,

педагогическо

е наблюдение

4.1.

Памятники

градостроительного

искусства

7

3

4

4.2.

П а м я т н и к и

г р а ж д а н с к о й

общественной архитектуры:

4

2

2

4.3.

П а м я т н и к и

к у л ь т о в о й

архитектуры

2

1

1

4.4.

Памятники

садово-паркового

искусства

и

а р х и т е кту р н о -

с к ул ь п т у р н ы е

о б ъ е к т ы

и

комплексы.

3

1

2

5.

Научно-культурная

жизнь

города

14

6

8

Беседа,

викторина,

исследование,

педагогическо

е наблюдение

5.1.

Томск – сибирские Афины

2

2

5.2.

Музеи и библиотеки города

6

2

4

5.3.

Развитие искусств в Томске

6

2

4

6.

Героические страницы истории

Томска.

10

4

6

Беседа,

исследование,

у ч а с т и е

в

п р о е к т а х

и

мероприятиях

6.1.

Воинская

доблесть

томичей

в

годы Отечественной войны 1812

г.

2

1

1

8

6.2.

Томск и Томская область в годы

Великой Отечественной войны

6

2

4

6.3.

То м и ч и

г е р о и

В е л и ко й

Отечественной войны

2

1

1

7.

Итоговое занятие.

1

1

Презентация

работ

Итого

68

30

38

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание

курса

(перечень

основных

разделов программы)

Количе

ство

часов

Перечень

формируемых

и

развиваемых

универсальных действий обучающихся

В в е д е н и е

в

программу

1

Познавательные

УУД:

знакомство

с

содержание программы, с правилами ТБ на

занятиях.

Личностные:

ф о р м и р о в а н и е

у ч е б н о -

познавательного интереса к новому учебному

материалу.

Регулятивные:

у м е н и е

у ч и т ы в а т ь

выделенные

преподавателем

ориентиры

действия

в

новом

учебном

материале

в

сотрудничестве с преподавателем

Основы

исследовательской

деятельности

(часы

распределяются

в

течение

учебного

года)

10

Познавательные

УУД:

овладение

основами

ведения

исследовательской

деятельности,

систематизации

и

хранения

материала.

Регулятивные:

принимать

и

с ох р а н я т ь

у ч е б н у ю

за д ач у; различать

способ

и

результат

действия;

составлять

план

д е й с т в и й ,

п р о в о д и т ь самоконтроль

р е зул ьт ат а

н а

а н а л и з

с о о т в е т с т в и я

результатов требованиям конкретной задачи.

Коммуникативные:

формулировать

собственное мнение и позицию в способах

выражения

своих

творче ских

и д е й ;

договариваться

и

приходить

к

общему

решению в совместной деятельности, в том

числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные:

Ф о р м и р о в а н и е учебно-

познавательного интереса к новому учебному

материалу

и

способам исследовательской

деятельности; умение доводить начатое дело

до

конца;

способность

к

самооценке

на

основе

критериев

успешности

учебной

деятельности.

9

История

Томской

области

и

города

Томска

16

Познавательные

УУД:

владеть

общим

приемом решения задач: осуществлять поиск

необходимой

информации

для

выполнения

учебных

заданий

с

и с п о л ь з о ва н и е м

с п е ц и а л ь н о й

л и т е р ат у р ы ,

в к л ю ч а я

электронные, цифровые источники, строить

сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться

на

разнообразие

способов

решения задачи.

Регулятивные:

принимать

и

с ох р а н я т ь

учебную

задачу; р а зл и ч ат ь

с п о с о б

и

результат

действия;

составлять

план

д е й с т в и й ,

п р о в о д и т ь самоконтроль

р е зул ьт ат а

н а

а н а л и з

с о о т в е т с т в и я

результатов требованиям конкретной задачи.

Коммуникативные:

формулировать

собственное мнение и позицию в способах

выражения

своих

творче ских

и д е й ;

договариваться

и

приходить

к

общему

решению в совместной деятельности, в том

числе в ситуации столкновения интересов

Личностные:

Формирование

и

развитие

учебно-познавательного

интереса

к

новому

материалу.

Освоение

правил

нравственного

поведения в обществе.

Достопримечатель-

н о с т и

Т о м с к о й

области и Томска.

16

Научно-культурная

жизнь города

14

Героические

страницы

истории

Томска.

10

Итоговое занятие.

1

Познавательные

УУД:

в ы б о р способа

решения поставленной задачи..

Личностные: способность к самооценке на

основе

критериев

успешности

учебной

деятельности.

Регулятивные:

учитывать

установленные

правила в планировании и контроле способа

решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

формулироват ь

и

аргументировать

собственное

мнение

и

позицию.

Содержание программы (разделов)

Раздел I. Вводное занятие.

Введение в программу: содержание, цели и задачи курса на предстоящий

год. Организация занятий. Правила ТБ на занятиях и во время проведения

экскурсий. Диагностическое

тестирование

на

знание

истории

и

культуры

родного края и города.

10

Раздел II. Основы исследовательской деятельности.

Исследовательская работа - основа изучения своего родного края (8

час.). Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе

Формы и методы исследовательской работы при работе с ПК. Программа

текстовый

редактор Word.

Программа PowerPoint.

Работа

с

интернетом,

знакомство с сайтом «Википедия». Обсуждение и выбор тем исследования,

актуализация

проблемы.

Беседа

«Что

мне

интересно?».

Обсуждение

выбранной темы для исследования. Работа над темой, оформление работы.

Формы

представления

исследовательской

работы.

Экскурсия

как

форма

представления

исследовательской

работы.

Участие

в

школьной

научно-

практической конференции.

Раздел III. История Томской области и города Томска.

История основания и развития Томска. Символика Томской области и

города Томска. Названия улиц, микрорайонов. Легенды и сказки о Томске.

Население, обычаи и традиции. Легенды и сказки народов, проживающих на

территории томской области.

Раздел IV. Достопримечательности Томской области и Томска.

Памятники

градостроительного

искусства

(каменного

и

деревянного

зодчества),

разрушенные

и

сохранившиеся.

Памятники

гражданской

общественной

архитектуры:

театры,

музеи,

библиотеки,

вокзалы

и

т.д.

Памятники

культовой

архитектуры

-

монастыри,

соборы,

часовни

и

т.д.

Памятники садово-паркового искусства - парковая декоративная скульптура,

фонтаны, объекты малых архитектурных форм. Архитектурно-скульптурные

объекты и комплексы. Архитекторы и скульпторы.

Раздел V. Научно-культурная жизнь города

Томск – сибирские Афины Знакомство с образовательным ресурсом

города.

Музеи

и

библиотеки

города.

Роль

музея

в

развитии

культуры

современного общества. Жизнь музеев в наши дни. Известные Музеи Томской

области

и

Томска.

Библиотеки

Томска:

первые

библиотеки

города

и

библиотеки в наши дни.

Развитие

искусств

в

Томске. Развитие

театрального

искусства

в

Томске.

История создания и оформления театрального движения в Томске. Первый

общедоступный театр. Театры Томска и области. Мастера томской сцены.

История

становления

музыкального

образования

в

Томске.

Музыканты,

музыкальные коллективы. Знаменитые имена: Музыкальные традиции города.

Литературное творчество. Знакомство с творчеством томских писателей и

поэтов.

Раздел VI. «Героические страницы истории Томска».

Воинская

доблесть

томичей

в

годы

Отечественной

войны

1812

г.

Лагерный

сад,

история

его

названия.

Томичи

на

фронтах

Великой

Отечественной войны. Томичи - герои Великой Отечественной войны. Улицы

11

города, названные в их честь. Томск - тыловой город. Военно-исторические

памятники Томска. Знакомство с книгой памяти.

Раздел VII. Итоговое занятие.

Защита исследовательских и творческих работ Подведение итогов.

Перечень возможных экскурсий:

(содержание

и

место

проведения

экскурсий

может

быть

изменено

и

дополнено)

Обзорные экскурсии по городу (автобусные и пешеходные).

Экскурсия по площади Ленина.

Экскурсия в Лагерный сад.

Экскурсия на Воскресенскую гору – посещение Музея истории Томска (ул.

Бакунина, 3).

Посещение Музея занимательной науки «Склад ума» (ТПУ, корп.11)

Театр живых кукол «2+КУ»

Музей деревянного зодчества

Экскурсия в Татарскую слободу.

Художественный музей

Атомный информационный центр

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое оснащение занятий

Оборудованный

кабинет

для

проведения

занятий

с

ученическими

столами и стульями;

Компьютер;

Проектор

Экран

Наглядно-дидактический материал:

Карта РФ, Томской области;

Атлас Томской области,

План-карта г. Томска;

Альбомы

с

наглядным

материалом,

составленным

в

соответствии

с

тематическими линиями данной программы.

Иллюстрации, репродукции, фотографии.

Цифровые образовательные ресурсы:

Фотографии и другие иллюстративные материалы;

Видеофильмы и видеоматериалы;

Фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-

популярных изданий;

Фильмы о Томске и Томской области:

12

- «Томск православный»;

- Томск: времена года;

- Новеллы о Томске (Ю. Ратомская, 2003 г.);

-

Документальный

фильм

о

томском

кукольном

театре

«2+Ку»

(Ю.

Ратомская, 2012 г.);

- Томск в декорациях ночи (Ю. Ратомская, 2005 г.)

Список литературы для обучающихся:

1.

Город юности на Томи. Отв. редактор Г. Н. Старикова. - Томск: Изд. дом

«D*Print», 2004.

2.

Заплавный С. Рассакзы о Томске. - Новосибирск: Западно-Сибирское

книжное издательство, 1980.

3.

Кондратьева И. Города России. Энциклопедия - М.: Большая Российская

Энциклопедия, 1994.

4.

Кравцов

В.,

Соболев

В.,

Шаповалов

А..

Тайны

прошлого.

Новосибирск:

ИНФОЛИО

пресс,

1999

г.

-

(Серия

«Сибирь:

неизвестные миры).

5.

Майданюк Э.К.. Прогулка по старому Томску. Книга-альбом. - Томск:

Томское книжное издательство, 1992.

6.

Мейко Т.. Сказки. – Томск: Изд. дом «D*Print», 2004.

7.

Прогулки по Томску. (Путеводитель подготовили И. Гречушкина, Л.Д.

Корнева, В.А. Дружинин) – Томск, ТОО «Томский ЦНТИ», 1998.

8.

Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн. –

Москва: «Русское слово», 2002.

9.

Славнин

В.

Томск:

от

крепости

к

городу.

Томское

«Книжное

издательство», 2003.

Литература для педагога:

1.

Вырщиков А.Н.

Настольная

книга

по

патриотическому

воспитанию

школьников. - М.: Глобус, 2007.

2.

Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения. -

М.: Глобус, 2007.

3.

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.

Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение,

2010.

4.

Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987.

5.

Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. -

М.: Айрис - пресс, 2005.

6.

Михайлова

Е.В. Формирование

нравственных

ценностей

у

младших

школьников во внеурочной деятельности. — М.: Экон-Информ, 2009.

7.

Примерные

программы

внеурочной

деятельности.

Начальное

и

основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией

В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

8.

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации

обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2. 2821 –

13

10),

(Утверждены

постановлением

Главного

государственного

санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189,

зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный

№ 19993).

9.

Сборник

нормативно-правовых

актов

по

туристско-краеведческой

работе,

организации

отдыха

детей

и

молодёжи

/

сост. Ю.С.

Константинов, С.В.Усков.- М.: ФЦДЮТиК, 2006.

10.Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

основного

общего образования.

Список использованной литературы:

1.

Бардина

П.Е.

Быт

русских

сибиряков

Томского

края.

-

Томск:

Издательство Томского университета, 1995.

2.

Воробьева И. Язык земли. - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное

издательство, 1973.

3.

Город юности на Томи. Отв. редактор Г. Н. Старикова. - Томск: Изд. дом

«D*Print», 2004.

4.

Дмитриенко Н.М. День за днем, год за годом: хроника жизни Томска. -

Томск, 2003.

5.

Из истории земли Томской. Сб. документов и материалов. Вып. 1. -

Томск: Западно-Сибирское книжное изд-во, Томское отд-ние,1978.

6.

История

названий

томских

улиц.

Издание

2

-

е,

дополнительное

и

исправленное. Отв. ред. Г.Н. Старикова. - Томск: Изд. дом «D Print»,

2004.

7.

Майданюк Э.К. Прогулка по старому Томску. Книга-альбом. - Томск:

Томское книжное издательство, 1992.

8.

Мой

милый

Томск:

Сборник

стихов/

Составитель

Медведева

Т.И.,

ГНМЦ. - Томск, 2003.

9.

Сазонова Н. И. История Томска. Курс лекций. - Томск: Центр учебно-

методической литературы ТГПУ, 2004.

10.Славнин В. Томск сокровенный. - Томское книжное изд-во, 1991.

11.Тучков А.Г. История и культура народов Сибири: Учебное пособие. -

Томск: Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2003.

12.Улицы Томска. Атлас-справочник. Выпуск № 3. - Продюсерский Центр

Gaba Press, 1997.

13.Яковлев Я.А.

Томск

-

город

юности

на

реке.

- Томск: Издательство

Томского университета, 2004.

14

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по программе «Наши корни» для 5 – 6 классов

(направление «Духовно-нравственное»)

на 2015 - 2016 учебный год

п/п

Дата по

плану

Тема занятия

Ко-во

часов

Тип занятия

Формы проведения

занятий

Виды деятельности

обучающихся

Средства

наглядности

Приме

чание

1

Сентябрь

2015

Введение в программу

1

Открытие

нового

знания

Беседы, инструктаж по

ТБ, тестирование

Познавательная

деятельность

Видеофильм

О с н о в ы

и с с л е д о в а т е л ь с к о й

деятельности

10

Время

распределяется

на

учебный год

2

Сентябрь

2015

Ф о р м ы

и

м е т о д ы

исследовательской

работы.

1

Открытие

нового

знания

Аудиторное

занятие:

л е к ц и я

( т е о р и я ) ,

практическое занятие

Познавательная и

деятельность

3

Сентябрь

2015

Исследовательский

п р о е к т.

Р а з р а б о т к а

исследовательских

проектов.

1

Закрепление нового

знания

Практическое занятие,

групповая работа

Подбор интересующей темы

исследования Обсуждение и

выбор

тем

исследования,

актуализация

проблемы.

Работа

над

актуальностью

выбранной проблемы.

История Томской области и города

Томска

16

4,

5

Сентябрь

2015

И с т о р и я

о с н о в а н и я

Томска.

2

Открытие

нового

знания

Аудиторное

занятие:

лекция, викторина

Сбор информации для

презентации. Работа с

источниками

Познавательная

деятельность

Иллюстрации

6,7

.8,

9

Сентябрь

2015

Воскресенская

гора

место основания Томска.

4

Открытие

нового

знания

Экскурсия

П о з н а в а т е л ь н а я

и

практическая деятельность

10

Октябрь

2015

Р а з в и т и е

р е м е с е л

в

Томске

1

Открытие

нового

знания

Аудиторное

занятие:

лекция, викторина

Сбор

инф-ции

для

Познавательная

деятельность

Иллюстрации

15

презентации.

11,

12

Октябрь

2015

Исторические

районы

г о р о д а

Н а с е л е н и е .

Названия улиц Томска

2

Открытие

нового

знания

Аудиторное

занятие:

лекция,

Сбор информации для

презентации.

Познавательная

деятельность

13,

14,

15,

16

Октябрь

2015

Исторический

район

-

Татарская слобода

4

Открытие

нового

знания

Экскурсия

П о з н а в а т е л ь н а я

и

практическая деятельность

17

Ноябрь

2015

С и м в о л и ка

То м с ко й

области и города Томска.

1

Открытие

нового

знания

Аудиторное занятие.

Коллективная

творческая

деятельность

Познавательная

деятельность

Р а б о т а

в

интернете сбор информации

для презентации

Плакат

18,

19

Ноябрь

2015

Легенды

и

сказки

о

Томске.

2

Открытие

нового

знания

Аудиторное занятие

Работа с источниками

П о з н а в а т е л ь н а я

и

коллективная

творческая

деятельность

20

Ноябрь

2015

Исследовательская

р а б о т а .

Р а б о т а

н а д

актуальностью

выбранной проблемы

1

Закрепление

полученного знания

Аудиторное занятие

Практическая деятельность.

21

Ноябрь

2015

Экскурсия

как

форма

представления

исследовательской

работы

1

Открытие

нового

знания

Аудиторное

занятие:

лекция.

Познавательная

деятельность

Достопримечательности

Томской

области и Томска.

16

22

Ноябрь

2015

Памятники

градостроительного

искусства.

1

Открытие

нового

знания

Аудиторное занятие

Лекция (теория)

П р а к т и к у м

в

библиотеке,

работа

с

документами.

П о з н а в а т е л ь н а я

и

практическая

деятельность

Альбом,

книги

о Томске

23

Ноябрь

2015

Деревянное

зодчество

Томска

1

Открытие

нового

знания

Аудиторное занятие

Лекция (теория)

П р а к т и к у м

в

П о з н а в а т е л ь н а я

и

практическая

деятельность

Альбом,

книги

о Томске

16

библиотеке,

работа

с

документами.

24

Декабрь

2015

Исторические памятники

каменного зодчества

1

Открытие

нового

знания

Аудиторное занятие

Лекция (теория)

П р а к т и к у м

в

библиотеке,

работа

с

документами.

П о з н а в а т е л ь н а я

и

практическая

деятельность

Альбом,

книги о Томске

25,

26,

27,

28

Декабрь

2015

Э кс к у р с и я

в

М у з е й

деревянного зодчества

4

Открытие

нового

знания

Экскурсия

П о з н а в а т е л ь н а я

и

практическая деятельность

29,

30

Декабрь

2015

Памятники

гражданской

общественной

архитектуры:

те ат ры,

музеи

и

библиотеки,

вокзалы и т.д.

2

Открытие

нового

знания

Аудиторное

занятие

Л е к ц и я

( т е о р и я ) ,

б е с е д а , Р а б о т а

с

источниками

Викторина.

Познавательная

деятельность

Видеофильм

о Томске

31

Декабрь

2015

П а м я т н и к и

с а д о в о -

паркового

искусства

и

архитектурно-

скульптурные объекты и

комплексы.

1

Открытие

нового

знания

Аудиторное

занятие:

Л е к ц и я

( т е о р и я ) ,

Практикум:

работа с

документами

Познавательная,

практическая

деятельность

Слайд

-презентация

32,

33,

34,

35

Январь

2016

Экскурсия

по

городу

( о б з о р

п а м я т н и к о в

гражданской

общественной

архитектуры,

с адово-

паркового искусства)

4

Открытие

нового

знания

Экскурсия

Познавательная

деятельность

36

Январь

2016

Памятники

культовой

а р х и т е к т у р ы

-

м о н а с т ы р и ,

с о б о р ы ,

часовни и т.д.

1

Открытие

нового

знания

Аудиторное

занятие:

Л е к ц и я

( т е о р и я ) ,

Практикум:

работа с

документами.

П о з н а в а т е л ь н а я

и

практическая

деятельность

Презентация

«Памятники

культовой

архитектуры»

17

37

Январь

2016

Томск православный.

1

Открытие

нового

знания

Виртуальная экскурсия

П о з н а в а т е л ь н а я

и

практическая

деятельность

Фильм о Томске

38

Январь

2016

Исследовательская

р а б о т а .

Р а б о т а

н а д

темой.

1

Закрепление

полученного знания

Аудиторное занятие

Практическая

деятельность

Работа над презентацией

Научно-культурная жизнь города

14

39,

40

Февраль

2016

То м с к

с и б и р с к и е

Афины

2

Открытие

нового

знания

Аудиторное

занятие:

Л е к ц и я

( т е о р и я ) ,

Практикум:

работа с

документами

П о з н а в а т е л ь н а я

и

практическая

деятельность

Слайд

-презентация

41,

42

Февраль

2016

Музеи

и

б и бл и отеки

города

2

Открытие

нового

знания

Аудиторное

занятие:

Л е к ц и я

( т е о р и я ) ,

Практикум:

работа с

документами

П о з н а в а т е л ь н а я

и

практическая

деятельность

Слайд

-презентация

43,

44,

45,

46

Февраль

2016

Э к с к у р с и я

в

художественный музей

4

Открытие

нового

знания

Экскурсия

П о з н а в а т е л ь н а я

и

практическая деятельность

47,

48

Март

2016

Исследовательская

р а б о т а .

Р а б о т а

н а д

темой.

2

Комплексное

применение знаний

Аудиторное занятие

Практическая

деятельность

Работа над презентацией

49,

50

Март

2016

Развитие

искусств

в

Томске

2

Открытие

нового

знания

Аудиторное

занятие:

Л е к ц и я

( т е о р и я ) ,

Практикум:

работа с

документами

П о з н а в а т е л ь н а я

и

практическая

деятельность

Фильм о Томске

51,

52

Март

2016

Исследовательская

р а б о т а .

Р а б о т а

н а д

темой.

2

Комплексное

применение знаний

К о р р е к ц и я

и

оформление

материала.

Участие

в

н/пр. конференции

Практическая деятельность

18

53,

54,

55,

56

М а р т

1

ч.–апрель

3ч. 2016

Экскурсия в театр

4

Открытие

нового

знания

Экскурсия

П о з н а в а т е л ь н а я

и

практическая деятельность

57

Апрель

2016

Экскурсия

как

форма

представления

исследовательской

работы

1

Закрепление нового

знания

Аудиторное

занятие:

лекция.

Практическая деятельность

Героические

страницы

истории

Томска.

10

58,

59

Апрель

2016

В о и н с к а я

д о б л е с т ь

т о м и ч е й

в

г о д ы

Отечественной

войны

1812 г.

2

Открытие

нового

знания

Аудиторное

занятие:

Л е к ц и я

( т е о р и я ) ,

Практикум:

работа с документами

П о з н а в а т е л ь н а я

и

практическая

деятельность

60,

61

Апрель

2016

Томск и Томская область

в

г о д ы

В е л и к о й

Отечественной войны

2

Открытие

нового

знания

Аудиторное

занятие:

Л е к ц и я

( т е о р и я ) ,

Просмотр

документальног

ф и л ь м а

о

В О В

Практикум:

работа с документами

П о з н а в а т е л ь н а я

и

практическая

деятельность

Фильм

о

ВОВ,

Книга памяти

.

62,

63,

64,

65

Апрель

1ч.

Май 3 ч.

2016

Экскурсия

(Лагерный

сад, Музей ВОв. СОШ №

41, гимн. № 24)

4

Закрепление

Экскурсия

П о з н а в а т е л ь н а я

и

практическая

деятельность

66

67

Май.

2016

Томичи – герои Великой

Отечественной войны

2

Открытие

нового

знания

Аудиторное

занятие:

Л е к ц и я

( т е о р и я ) ,

Практикум:

работа с документами.

Участие

в

проектах,

акциях

П о з н а в а т е л ь н а я

и

практическая

деятельность

68

Май.

2016

Итоговое занятие.

1

Обобщение,

систематизация

и

оценка знаний

Защита

творче ских

работ, проектов

Практическая,

аналитическая деятельность

19

20



В раздел образования