Автор: Данилова Валентина Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 40 г. Томска с/п "ДШИ"
Населённый пункт: г Томск
Наименование материала: рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: "Наши корни"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 40 г. Томска
Структурное подразделение «Детская школа искусств»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«НАШИ КОРНИ»
Направление «Духовно-нравственное»
База реализации: обучающиеся 5 - 6- х классов
Автор:
Данилова Валентина Николаевна,
методист.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
курса
внеурочной
деятельности
«Наши
корни»
духовно-нравственного
направления
разработана
в
рамках
внедрения
и
реализации
Федеральных
образовательных
стандартов
основного
общего
образования
второго
поколения
и
предназначена
для
реализации
в
5
-
6
классах. Программа направлена на социокультурную адаптацию подростка, на
подготовку его к гражданской и нравственной деятельности через познание и
исследование родного края.
Программа разработана на основе Конвенции о правах ребенка, Закона
РФ
«Об
образовании»
(в
новой
редакции),
Устава
школы,
Концепции
модернизации российского образования на период до 2016 г. в соответствии с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования
(Утвержден
приказом
Министерства
образования и науки РФ 0т 17.12.2010 г. № 1897), Федеральных требований к
образовательным
учреждениям
в
части
охраны
здоровья
обучающихся,
воспитанников (Утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря
2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.,
регистрационный № 19676) и Локального акта МАОУ СОШ № 40 «Положение
о рабочей программе курса по внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 40 г.
Томска (Приказ № 131-о от 05.03.2014 г.).
Данная
программа
составлена
с
учетом
следующего
программно-
методического материала:
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/[В.А.Горский,
А.А.Тимофеев,
Д.В.Смирнов
и
др.]
-
М.:
Просвещение, 2010;
-
Григорьев
Д.В.,
Степанов
П.В.
Внеурочная
деятельность
школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010.
- Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций
и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ»
(Приложение 2 к приказу № 293);
- Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе,
организации отдыха детей и молодёжи/сост. Ю.С. Константинов, С.В. Усков. -
М.: ФЦДЮТиК, 2006.
Данная
программа
разработана
на
основе
дополнительной
образовательной программы по краеведению «Наши корни» (автор Данилова
В.Н.
–
Томск,
2006),
реализованной
в
учреждении
дополнительного
образования, с учетом местных условий, базисного учебного плана школы и
запросов участников образовательного процесса.
В современном обществе первостепенная роль в воспитании молодого
человека
с
активной
гражданской
позицией,
патриота,
любящего
Родину,
отводится краеведению. «Краеведение учит людей любить не только свои
родные
места,
но
и
знанию
о
них,
приучает
интересоваться
историей,
искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый
массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие
ученые, и школьники»
1
. Это несет в себе положительный эмоциональный
заряд,
что
является
важным
для
духовно-нравственного
становления
личности.
Человек
подобен
веточке,
давшей
новый
росток
на
теле
дерева,
называемого родина. И как веточка не может жить вне дерева, так и человек не
может полноценно жить и приносить духовные плоды и настоящую пользу
своему народу, если забудет заветы и традиции своих предков. История своей
Родины, своего родного края - это корни, от которых питается и возрастает
молодая поросль. Чем глубже человек познает эти корни, тем сильнее и крепче
становится его связь с землей, на которой он родился и живет, где трудились
отцы, деды и прадеды, где находятся могилы дорогих людей. Это и история
своего края, в которой, как в капле воды, отражаются те события, которые
потрясали или радовали всю страну. Это и история народа, его культура, язык,
самобытность, вера, его сказания, песни, вековые традиции. С этого познания
начинается становление настоящего гражданина, с этого начинается истинная
глубокая, на всю жизнь, любовь к своей Родине.
Программа
предполагает
организацию
внеурочной
деятельности
с
обучающимися в форме аудиторных занятий и экскурсий по родному краю
(городу), в процессе которых обучающиеся знакомятся с историей и культурой
родного края, с историческими фактами, традициями и обычаями народов,
именами известных людей, внесшими значительный вклад в становление и
развитие
родного
города
и созидающими
художественные
и
эстетические
ценности.
Все
это
в
целом
способствует
социализации,
духовно-
нравственному,
художественно-эстетическому
воспитанию
детей
и
установлению связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из
разных предметных областей. В ходе изучения курса у учащихся развиваются
познавательные
интересы,
любовь
к
историческим
и
художественным
памятникам,
нравственная
и
гражданственная
ответственность
за
судьбу
родного края и Родины.
1
Лихачев Д.С.
2
Цель
программы:
приобщение
обучающихся
к
культурно-
историческому наследию родного края.
Задачи:
Обучающие:
o
Познакомить
с культурно-историческим наследием родного города и
края в аспекте общественной жизни.
o
Формировать знания об основах способах самостоятельного способа
поиска, нахождения и обработки информации, о правилах поведения
исследования.
o
Способствовать
расширению
образовательного
и
мировоззренческого
кругозора школьников.
o
Пробуд ит ь
пот реб но ст и
у
уч ащихся
к
с а м о с т о я т е л ь н о й
исследовательской деятельности в познании родного края.
Развивающие:
o
Способствовать
развитию
познавательного
и
творческого
интереса
обучающихся к культурно-историческому наследию своего края.
o
Развивать у обучающихся исследовательские навыки, необходимые для
осознанного изучения культурно-исторического наследия родного края.
o
Развивать умения пользоваться разнообразными источниками в поисках
необходимой информации.
Воспитывающие:
o
Воспитывать чувства любви и уважения к родному краю, истории своего
народа, своей семьи.
o
Формировать культуру межнационального общения, прививать навыки
уважительного, толерантного отношения к другим народностям.
o
Совершенствовать коммуникативную культуры обучающихся, их общую
и эстетическую культуру.
o
Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине.
Огромные
возможности
в
применении
регионального
компонента
раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности
раскрытия
исторического
прошлого,
выхода
на
темы
культуры
повседневности, обращение к памятникам материальной и духовной культуры
региона.
На
территории
Томской
области
и
г.
Томска
располагаются
уникальные
культурные
объекты,
созданные
поколениями
проживающих
народов.
Это
огромный
культурный
потенциал,
который
может
служить
основой возрождения и активизации культурной жизни всего региона.
Принципиальным
отличием
программы
является
воспитательная,
мировоззренческая
направленность
содержания.
Прежде
всего
она
выражается
в
том,
чтобы
увидеть
«большое
в
малом»,
постичь
высокий
нравственный смысл национальных художественных традиций в разных его
проявлениях.
Построение
и
содержание
курса
определяется
его
общеобразовательным
и
пропедевтическим
значением,
возрастными
особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием
3
опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении таких
предметов
и
курсов,
как
история,
география,
изобразительное
искусство,
музыка,
мировая
художественная
культура,
литература
родного
края,
краеведение и в процессе участия в городской краеведческой программе для
обучающихся 1 – 4 классов «Летопись города».
Спецификой
реализации
данной
программы
является
то,
что
в
организации
работы
детей
особый
акцент
делается
на практико-
ориентированную
работу
учащихся
через
призму
уче ниче с кой
исследовательской
деятельности,
через
метод
учебных
проектов
как
системный
компонент
учебно-воспитательного
процесса,
позволяющий
построить
его
на
принципах
проблемного
и
деятельностного
подходов,
личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества.
Основными критериями отбора материала при составлении программы
является
ее
культурная
значимость
в
жизни
города,
актуальность,
воспитательная ценность.
Программа
реализуется
на
основе
следующих
педагогических
принципов:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности
каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество педагога
и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников,
проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в
определенной
системе,
накапливая
запас
знаний,
обучающиеся
могут
применять их на практике;
- принцип интегрированности - предусматривает интеграцию знаний детей.
Здесь находит отражение взаимопроникновение идей и методов нескольких
образовательных областей и наук. естествознание, словесность, искусство,
психология
(искусство
вести
диалог,
искусство
выступления
перед
аудиторией);
- принцип связи с жизнью;
- принцип вариативности - содержание программы вариативно и гибко.
Педагог
может
вносить
изменения
в
содержание
тем,
дополнять
их
творческими
и
практическими
работами,
изменять
место
проведения
экскурсий (с учетом познавательных интересов и возможностей обучающихся,
погодных и временных условий).
Программа «Наши корни» рассчитана на обучающихся 5 – 6 классов.
Данный возраст был выбран с учетом нескольких факторов:
- во-первых, дети в этом возрасте достаточно любознательны и еще не
потеряли интерес к учебно-познавательной и творческой деятельности;
-
во-вторых,
именно
данный
возраст
характеризуется
началом
осмысления своего дальнейшего жизненного пути, а также окончательным
формированием наиболее важных для них человеческих ценностей, которые
они пронесут с собой на протяжении всей жизни.
4
Основными формами работы является аудиторное занятие и экскурсии.
Аудиторное занятие предусматривает теоретическое изучение материала
(лекция-рассказ,
работа
с
разными
источниками
(поиск
информации),
систематизация
исследовательского
материа ла
и
о ф о рм л е н и е
исследовательской работы, создание презентаций, творческих практических
работ, представление работ.
Экскурсии
-
важная
форма
краеведческой
работы.
Программа
предусматривает групповые экскурсии к памятникам истории и культуры, в
художественные
и
краеведческие
музеи,
мастерские
художников,
театр,
библиотеку и т.п. Экскурсии могут быть ознакомительными и повторными,
что обусловлено необходимостью продолжительного изучения того или иного
художественного памятника, сбора различной познавательной информации,
выполнения иллюстративного материала.
Срок реализации программы 1 год, объем занятий - 68 часов в год на
каждый класс. Программа предполагает проведение 1 аудиторного занятия (1
раз в неделю) и 1 практического занятия в форме экскурсии. Экскурсия может
быть реальной (выездной или пешей) и виртуальной (заочной). Виртуальные
экскурсии
разрабатываются
как
педагогом,
так
и
обучающимися.
Для
проведения реальных экскурсий со школьниками часы практических занятий
суммируются. Таким образом, экскурсии проводятся 1 раз в месяц (в расчете 2
- 4 часа на экскурсию и обработку экскурсионных материалов).
Предусмотренные программой занятия и экскурсии могут проводиться
как
на
базе
учащихся
одной
параллели,
так
и
в
смешанных
группах,
состоящих из учащихся 5 – 6 классов.
Также программа предусматривает индивидуальную исследовательскую
работу
обучающихся,
которая
предполагает
самостоятельное
чтение
краеведческой
литературы,
работу
с
документальными
материалами,
вещественными памятниками, запись воспоминаний, описание памятников
истории
и
культуры,
наблюдение,
выполнение
познавательных
заданий,
подготовка
докладов,
исследовательских
работ,
работа
над
проектами,
изготовление наглядного материала, создание рисунков, фото, презентаций,
виртуальных экскурсий и др.
Ожидаемые результаты реализации программы
В
результате
реализации
программы
у
обучающихся
будут
сформированы личностные, метапредметные, предметные результаты.
Личностные результаты.
У обучающегося будут сформированы:
-
осознание российской
гражданской
идентичности:
патриотизма,
уважения к Отечеству;
-
целостность
взгляда
на культурно-историческое
наследие
своего
родного края и города;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-
формирование
у
детей ответственного
отношения к
обучению,
готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
5
-
формирование
осознанного,
уважительного
и
доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира;
-
освоение
социальных
норм,
правил
нравственного
поведения
в
обществе;
-
потребность
сотрудничества
со
сверстниками,
доброжелательное
отношение
к
сверстникам,
бесконфликтное
поведение,
стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
-
формирование
ценности
здорового
и
безопасного
образа
жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения во
время занятий и проведения экскурсий;
-развитие
эстетического
сознания
через
освоение
культурно-
исторического и художественного наследия жителей родного города и края.
Метапредметные результаты.
Результаты
Обучающийся научится:
Регулятивные УУД п о н и м а т ь
и
п р и н и м а т ь
у ч е б н у ю
з а д а ч у ,
сформулированную учителем;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
планировать
свое
действие
в
соответствии
с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в учебном сотрудничестве;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
анализировать
причины
успеха/неуспеха,
осваивать
с
помощью педагога позитивные установки.
Познавательные
УУД:
умения
учиться:
навыки
решения
творческих
задач
и
навыки поиска, анализа и интерпретации информации;
добывать
необходимые
знания
и
с
их
помощью
выполнять конкретную работу;
осуществлять поиск необходимой информации для вы-
полнения учебных заданий с использованием ресурсов
библиотек и Интернета и других источников;
осуществлять
анализ
полученной
информации
с
выделением
существенных
и
не суще ственных
признаков;
проявлять индивидуальные творческие способности при
выполнении заданий.
Коммуникативные
УУД:
включаться
в
диалог,
в
коллективное
обсуждение,
проявлять инициативу и активность;
работать
в
группе,
учитывать
мнения
окружающих,
одноклассников, отличные от собственных;
обращаться
за
помощью
и
формулировать
свои
затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
6
слушать собеседника;
договариваться
о
распределении
функций
и
ролей
в
совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- знаниям об истории, основных событиях и культурно-исторических объектах
родного города и края;
-
научится основным
способам
самостоятельного
поиска,
нахождения,
систематизации и хранения информации;
- научится основам и правилам проведения исследования, необходимого для
осознанного изучения культурно-исторического наследия родного края;
- элементарным правилам проведения экскурсии;
- правильному и безопасному поведению во время проведения экскурсий.
Обучающийся получит возможность:
- расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников;
-
приобрести опыт
исследовательской
деятельности,
опыта
публичного
выступления,
опыта
самообслуживания,
самоорганизации
и
организации
совместной деятельности.
В ходе реализации программы используются различные виды и формы
контроля:
- входной – в начале обучения с целью выявления уровня знаний об
истории и культуре родного края;
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
обучающихся в процессе занятий;
-
итоговый
–
итоговые
занятия
в
конце
учебного
года,
на
котором
обучающиеся
демонстрируют
полученные
теоретические
знания
и
практические навыки.
Инструментарий отслеживания результатов:
- тестирование;
- педагогическое наблюдение;
- анализ результатов участия в исследовательской деятельности;
-
анализ
устного
и
письменного
представления
исследовательской
работы;
- анализ участия в конкурсах, конференциях.
Результаты контроля фиксируются в индивидуальных творческих картах
обучающегося и в портфолио обучающегося.
Формой подведения итогов реализации программы является итоговое
занятие в конце учебного года.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 – 6 класс
7
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
В том числе
Теория
Прак
тика
Контроль
1
Введение в программу
1
1
Беседа
2
Основы
исследовательской
деятельности
10
4
6
2.1.
Исследовательская работа
8
3
5
Презентация
работы,
у ч а с т и е
в
школьн.
н/пр.
конференции,
у ч а с т и е
в
школьных
мероприятиях.
2.2.
Э к с к у р с и я
к а к
ф о р м а
представления
исследовательской работы
2
1
1
3.
История
Томской
области
и
города Томска
16
8
8
Беседа,
викторина,
исследование,
педагогическо
е наблюдение
3.1.
История
основания
и
развития
Томска.
13
5
8
3.2.
Символика
Томской
области
и
города Томска.
1
1
3.3.
Легенды и сказки о Томске.
2
2
4.
Достопримечательности
Томской области и Томска.
16
7
9
Беседа,
викторина,
исследование,
педагогическо
е наблюдение
4.1.
Памятники
градостроительного
искусства
7
3
4
4.2.
П а м я т н и к и
г р а ж д а н с к о й
общественной архитектуры:
4
2
2
4.3.
П а м я т н и к и
к у л ь т о в о й
архитектуры
2
1
1
4.4.
Памятники
садово-паркового
искусства
и
а р х и т е кту р н о -
с к ул ь п т у р н ы е
о б ъ е к т ы
и
комплексы.
3
1
2
5.
Научно-культурная
жизнь
города
14
6
8
Беседа,
викторина,
исследование,
педагогическо
е наблюдение
5.1.
Томск – сибирские Афины
2
2
5.2.
Музеи и библиотеки города
6
2
4
5.3.
Развитие искусств в Томске
6
2
4
6.
Героические страницы истории
Томска.
10
4
6
Беседа,
исследование,
у ч а с т и е
в
п р о е к т а х
и
мероприятиях
6.1.
Воинская
доблесть
томичей
в
годы Отечественной войны 1812
г.
2
1
1
8
6.2.
Томск и Томская область в годы
Великой Отечественной войны
6
2
4
6.3.
То м и ч и
–
г е р о и
В е л и ко й
Отечественной войны
2
1
1
7.
Итоговое занятие.
1
1
Презентация
работ
Итого
68
30
38
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание
курса
(перечень
основных
разделов программы)
Количе
ство
часов
Перечень
формируемых
и
развиваемых
универсальных действий обучающихся
В в е д е н и е
в
программу
1
Познавательные
УУД:
знакомство
с
содержание программы, с правилами ТБ на
занятиях.
Личностные:
ф о р м и р о в а н и е
у ч е б н о -
познавательного интереса к новому учебному
материалу.
Регулятивные:
у м е н и е
у ч и т ы в а т ь
выделенные
преподавателем
ориентиры
действия
в
новом
учебном
материале
в
сотрудничестве с преподавателем
Основы
исследовательской
деятельности
(часы
распределяются
в
течение
учебного
года)
10
Познавательные
УУД:
овладение
основами
ведения
исследовательской
деятельности,
систематизации
и
хранения
материала.
Регулятивные:
принимать
и
с ох р а н я т ь
у ч е б н у ю
за д ач у; различать
способ
и
результат
действия;
составлять
план
д е й с т в и й ,
п р о в о д и т ь самоконтроль
р е зул ьт ат а
н а
а н а л и з
с о о т в е т с т в и я
результатов требованиям конкретной задачи.
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию в способах
выражения
своих
творче ских
и д е й ;
договариваться
и
приходить
к
общему
решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов.
Личностные:
Ф о р м и р о в а н и е учебно-
познавательного интереса к новому учебному
материалу
и
способам исследовательской
деятельности; умение доводить начатое дело
до
конца;
способность
к
самооценке
на
основе
критериев
успешности
учебной
деятельности.
9
История
Томской
области
и
города
Томска
16
Познавательные
УУД:
владеть
общим
приемом решения задач: осуществлять поиск
необходимой
информации
для
выполнения
учебных
заданий
с
и с п о л ь з о ва н и е м
с п е ц и а л ь н о й
л и т е р ат у р ы ,
в к л ю ч а я
электронные, цифровые источники, строить
сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться
на
разнообразие
способов
решения задачи.
Регулятивные:
принимать
и
с ох р а н я т ь
учебную
задачу; р а зл и ч ат ь
с п о с о б
и
результат
действия;
составлять
план
д е й с т в и й ,
п р о в о д и т ь самоконтроль
р е зул ьт ат а
н а
а н а л и з
с о о т в е т с т в и я
результатов требованиям конкретной задачи.
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию в способах
выражения
своих
творче ских
и д е й ;
договариваться
и
приходить
к
общему
решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов
Личностные:
Формирование
и
развитие
учебно-познавательного
интереса
к
новому
материалу.
Освоение
правил
нравственного
поведения в обществе.
Достопримечатель-
н о с т и
Т о м с к о й
области и Томска.
16
Научно-культурная
жизнь города
14
Героические
страницы
истории
Томска.
10
Итоговое занятие.
1
Познавательные
УУД:
в ы б о р способа
решения поставленной задачи..
Личностные: способность к самооценке на
основе
критериев
успешности
учебной
деятельности.
Регулятивные:
учитывать
установленные
правила в планировании и контроле способа
решения поставленной задачи.
Коммуникативные:
формулироват ь
и
аргументировать
собственное
мнение
и
позицию.
Содержание программы (разделов)
Раздел I. Вводное занятие.
Введение в программу: содержание, цели и задачи курса на предстоящий
год. Организация занятий. Правила ТБ на занятиях и во время проведения
экскурсий. Диагностическое
тестирование
на
знание
истории
и
культуры
родного края и города.
10
Раздел II. Основы исследовательской деятельности.
Исследовательская работа - основа изучения своего родного края (8
час.). Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе
Формы и методы исследовательской работы при работе с ПК. Программа
текстовый
редактор Word.
Программа PowerPoint.
Работа
с
интернетом,
знакомство с сайтом «Википедия». Обсуждение и выбор тем исследования,
актуализация
проблемы.
Беседа
«Что
мне
интересно?».
Обсуждение
выбранной темы для исследования. Работа над темой, оформление работы.
Формы
представления
исследовательской
работы.
Экскурсия
как
форма
представления
исследовательской
работы.
Участие
в
школьной
научно-
практической конференции.
Раздел III. История Томской области и города Томска.
История основания и развития Томска. Символика Томской области и
города Томска. Названия улиц, микрорайонов. Легенды и сказки о Томске.
Население, обычаи и традиции. Легенды и сказки народов, проживающих на
территории томской области.
Раздел IV. Достопримечательности Томской области и Томска.
Памятники
градостроительного
искусства
(каменного
и
деревянного
зодчества),
разрушенные
и
сохранившиеся.
Памятники
гражданской
общественной
архитектуры:
театры,
музеи,
библиотеки,
вокзалы
и
т.д.
Памятники
культовой
архитектуры
-
монастыри,
соборы,
часовни
и
т.д.
Памятники садово-паркового искусства - парковая декоративная скульптура,
фонтаны, объекты малых архитектурных форм. Архитектурно-скульптурные
объекты и комплексы. Архитекторы и скульпторы.
Раздел V. Научно-культурная жизнь города
Томск – сибирские Афины Знакомство с образовательным ресурсом
города.
Музеи
и
библиотеки
города.
Роль
музея
в
развитии
культуры
современного общества. Жизнь музеев в наши дни. Известные Музеи Томской
области
и
Томска.
Библиотеки
Томска:
первые
библиотеки
города
и
библиотеки в наши дни.
Развитие
искусств
в
Томске. Развитие
театрального
искусства
в
Томске.
История создания и оформления театрального движения в Томске. Первый
общедоступный театр. Театры Томска и области. Мастера томской сцены.
История
становления
музыкального
образования
в
Томске.
Музыканты,
музыкальные коллективы. Знаменитые имена: Музыкальные традиции города.
Литературное творчество. Знакомство с творчеством томских писателей и
поэтов.
Раздел VI. «Героические страницы истории Томска».
Воинская
доблесть
томичей
в
годы
Отечественной
войны
1812
г.
Лагерный
сад,
история
его
названия.
Томичи
на
фронтах
Великой
Отечественной войны. Томичи - герои Великой Отечественной войны. Улицы
11
города, названные в их честь. Томск - тыловой город. Военно-исторические
памятники Томска. Знакомство с книгой памяти.
Раздел VII. Итоговое занятие.
Защита исследовательских и творческих работ Подведение итогов.
Перечень возможных экскурсий:
(содержание
и
место
проведения
экскурсий
может
быть
изменено
и
дополнено)
Обзорные экскурсии по городу (автобусные и пешеходные).
Экскурсия по площади Ленина.
Экскурсия в Лагерный сад.
Экскурсия на Воскресенскую гору – посещение Музея истории Томска (ул.
Бакунина, 3).
Посещение Музея занимательной науки «Склад ума» (ТПУ, корп.11)
Театр живых кукол «2+КУ»
Музей деревянного зодчества
Экскурсия в Татарскую слободу.
Художественный музей
Атомный информационный центр
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое оснащение занятий
Оборудованный
кабинет
для
проведения
занятий
с
ученическими
столами и стульями;
Компьютер;
Проектор
Экран
Наглядно-дидактический материал:
Карта РФ, Томской области;
Атлас Томской области,
План-карта г. Томска;
Альбомы
с
наглядным
материалом,
составленным
в
соответствии
с
тематическими линиями данной программы.
Иллюстрации, репродукции, фотографии.
Цифровые образовательные ресурсы:
Фотографии и другие иллюстративные материалы;
Видеофильмы и видеоматериалы;
Фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-
популярных изданий;
Фильмы о Томске и Томской области:
12
- «Томск православный»;
- Томск: времена года;
- Новеллы о Томске (Ю. Ратомская, 2003 г.);
-
Документальный
фильм
о
томском
кукольном
театре
«2+Ку»
(Ю.
Ратомская, 2012 г.);
- Томск в декорациях ночи (Ю. Ратомская, 2005 г.)
Список литературы для обучающихся:
1.
Город юности на Томи. Отв. редактор Г. Н. Старикова. - Томск: Изд. дом
«D*Print», 2004.
2.
Заплавный С. Рассакзы о Томске. - Новосибирск: Западно-Сибирское
книжное издательство, 1980.
3.
Кондратьева И. Города России. Энциклопедия - М.: Большая Российская
Энциклопедия, 1994.
4.
Кравцов
В.,
Соболев
В.,
Шаповалов
А..
Тайны
прошлого.
–
Новосибирск:
ИНФОЛИО
–
пресс,
1999
г.
-
(Серия
«Сибирь:
неизвестные миры).
5.
Майданюк Э.К.. Прогулка по старому Томску. Книга-альбом. - Томск:
Томское книжное издательство, 1992.
6.
Мейко Т.. Сказки. – Томск: Изд. дом «D*Print», 2004.
7.
Прогулки по Томску. (Путеводитель подготовили И. Гречушкина, Л.Д.
Корнева, В.А. Дружинин) – Томск, ТОО «Томский ЦНТИ», 1998.
8.
Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн. –
Москва: «Русское слово», 2002.
9.
Славнин
В.
Томск:
от
крепости
к
городу.
–
Томское
«Книжное
издательство», 2003.
Литература для педагога:
1.
Вырщиков А.Н.
Настольная
книга
по
патриотическому
воспитанию
школьников. - М.: Глобус, 2007.
2.
Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения. -
М.: Глобус, 2007.
3.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение,
2010.
4.
Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987.
5.
Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. -
М.: Айрис - пресс, 2005.
6.
Михайлова
Е.В. Формирование
нравственных
ценностей
у
младших
школьников во внеурочной деятельности. — М.: Экон-Информ, 2009.
7.
Примерные
программы
внеурочной
деятельности.
Начальное
и
основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией
В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
8.
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2. 2821 –
13
10),
(Утверждены
постановлением
Главного
государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189,
зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный
№ 19993).
9.
Сборник
нормативно-правовых
актов
по
туристско-краеведческой
работе,
организации
отдыха
детей
и
молодёжи
/
сост. Ю.С.
Константинов, С.В.Усков.- М.: ФЦДЮТиК, 2006.
10.Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего образования.
Список использованной литературы:
1.
Бардина
П.Е.
Быт
русских
сибиряков
Томского
края.
-
Томск:
Издательство Томского университета, 1995.
2.
Воробьева И. Язык земли. - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное
издательство, 1973.
3.
Город юности на Томи. Отв. редактор Г. Н. Старикова. - Томск: Изд. дом
«D*Print», 2004.
4.
Дмитриенко Н.М. День за днем, год за годом: хроника жизни Томска. -
Томск, 2003.
5.
Из истории земли Томской. Сб. документов и материалов. Вып. 1. -
Томск: Западно-Сибирское книжное изд-во, Томское отд-ние,1978.
6.
История
названий
томских
улиц.
Издание
2
-
е,
дополнительное
и
исправленное. Отв. ред. Г.Н. Старикова. - Томск: Изд. дом «D Print»,
2004.
7.
Майданюк Э.К. Прогулка по старому Томску. Книга-альбом. - Томск:
Томское книжное издательство, 1992.
8.
Мой
милый
Томск:
Сборник
стихов/
Составитель
Медведева
Т.И.,
ГНМЦ. - Томск, 2003.
9.
Сазонова Н. И. История Томска. Курс лекций. - Томск: Центр учебно-
методической литературы ТГПУ, 2004.
10.Славнин В. Томск сокровенный. - Томское книжное изд-во, 1991.
11.Тучков А.Г. История и культура народов Сибири: Учебное пособие. -
Томск: Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2003.
12.Улицы Томска. Атлас-справочник. Выпуск № 3. - Продюсерский Центр
Gaba Press, 1997.
13.Яковлев Я.А.
Томск
-
город
юности
на
реке.
- Томск: Издательство
Томского университета, 2004.
14
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по программе «Наши корни» для 5 – 6 классов
(направление «Духовно-нравственное»)
на 2015 - 2016 учебный год
№
п/п
Дата по
плану
Тема занятия
Ко-во
часов
Тип занятия
Формы проведения
занятий
Виды деятельности
обучающихся
Средства
наглядности
Приме
чание
1
Сентябрь
2015
Введение в программу
1
Открытие
нового
знания
Беседы, инструктаж по
ТБ, тестирование
Познавательная
деятельность
Видеофильм
О с н о в ы
и с с л е д о в а т е л ь с к о й
деятельности
10
Время
распределяется
на
учебный год
2
Сентябрь
2015
Ф о р м ы
и
м е т о д ы
исследовательской
работы.
1
Открытие
нового
знания
Аудиторное
занятие:
л е к ц и я
( т е о р и я ) ,
практическое занятие
Познавательная и
деятельность
3
Сентябрь
2015
Исследовательский
п р о е к т.
Р а з р а б о т к а
исследовательских
проектов.
1
Закрепление нового
знания
Практическое занятие,
групповая работа
Подбор интересующей темы
исследования Обсуждение и
выбор
тем
исследования,
актуализация
проблемы.
Работа
над
актуальностью
выбранной проблемы.
История Томской области и города
Томска
16
4,
5
Сентябрь
2015
И с т о р и я
о с н о в а н и я
Томска.
2
Открытие
нового
знания
Аудиторное
занятие:
лекция, викторина
Сбор информации для
презентации. Работа с
источниками
Познавательная
деятельность
Иллюстрации
6,7
.8,
9
Сентябрь
2015
Воскресенская
гора
–
место основания Томска.
4
Открытие
нового
знания
Экскурсия
П о з н а в а т е л ь н а я
и
практическая деятельность
10
Октябрь
2015
Р а з в и т и е
р е м е с е л
в
Томске
1
Открытие
нового
знания
Аудиторное
занятие:
лекция, викторина
Сбор
инф-ции
для
Познавательная
деятельность
Иллюстрации
15
презентации.
11,
12
Октябрь
2015
Исторические
районы
г о р о д а
Н а с е л е н и е .
Названия улиц Томска
2
Открытие
нового
знания
Аудиторное
занятие:
лекция,
Сбор информации для
презентации.
Познавательная
деятельность
13,
14,
15,
16
Октябрь
2015
Исторический
район
-
Татарская слобода
4
Открытие
нового
знания
Экскурсия
П о з н а в а т е л ь н а я
и
практическая деятельность
17
Ноябрь
2015
С и м в о л и ка
То м с ко й
области и города Томска.
1
Открытие
нового
знания
Аудиторное занятие.
Коллективная
творческая
деятельность
Познавательная
деятельность
Р а б о т а
в
интернете сбор информации
для презентации
Плакат
18,
19
Ноябрь
2015
Легенды
и
сказки
о
Томске.
2
Открытие
нового
знания
Аудиторное занятие
Работа с источниками
П о з н а в а т е л ь н а я
и
коллективная
творческая
деятельность
20
Ноябрь
2015
Исследовательская
р а б о т а .
Р а б о т а
н а д
актуальностью
выбранной проблемы
1
Закрепление
полученного знания
Аудиторное занятие
Практическая деятельность.
21
Ноябрь
2015
Экскурсия
как
форма
представления
исследовательской
работы
1
Открытие
нового
знания
Аудиторное
занятие:
лекция.
Познавательная
деятельность
Достопримечательности
Томской
области и Томска.
16
22
Ноябрь
2015
Памятники
градостроительного
искусства.
1
Открытие
нового
знания
Аудиторное занятие
Лекция (теория)
П р а к т и к у м
в
библиотеке,
работа
с
документами.
П о з н а в а т е л ь н а я
и
практическая
деятельность
Альбом,
книги
о Томске
23
Ноябрь
2015
Деревянное
зодчество
Томска
1
Открытие
нового
знания
Аудиторное занятие
Лекция (теория)
П р а к т и к у м
в
П о з н а в а т е л ь н а я
и
практическая
деятельность
Альбом,
книги
о Томске
16
библиотеке,
работа
с
документами.
24
Декабрь
2015
Исторические памятники
каменного зодчества
1
Открытие
нового
знания
Аудиторное занятие
Лекция (теория)
П р а к т и к у м
в
библиотеке,
работа
с
документами.
П о з н а в а т е л ь н а я
и
практическая
деятельность
Альбом,
книги о Томске
25,
26,
27,
28
Декабрь
2015
Э кс к у р с и я
в
М у з е й
деревянного зодчества
4
Открытие
нового
знания
Экскурсия
П о з н а в а т е л ь н а я
и
практическая деятельность
29,
30
Декабрь
2015
Памятники
гражданской
общественной
архитектуры:
те ат ры,
музеи
и
библиотеки,
вокзалы и т.д.
2
Открытие
нового
знания
Аудиторное
занятие
Л е к ц и я
( т е о р и я ) ,
б е с е д а , Р а б о т а
с
источниками
Викторина.
Познавательная
деятельность
Видеофильм
о Томске
31
Декабрь
2015
П а м я т н и к и
с а д о в о -
паркового
искусства
и
архитектурно-
скульптурные объекты и
комплексы.
1
Открытие
нового
знания
Аудиторное
занятие:
Л е к ц и я
( т е о р и я ) ,
Практикум:
работа с
документами
Познавательная,
практическая
деятельность
Слайд
-презентация
32,
33,
34,
35
Январь
2016
Экскурсия
по
городу
( о б з о р
п а м я т н и к о в
гражданской
общественной
архитектуры,
с адово-
паркового искусства)
4
Открытие
нового
знания
Экскурсия
Познавательная
деятельность
36
Январь
2016
Памятники
культовой
а р х и т е к т у р ы
-
м о н а с т ы р и ,
с о б о р ы ,
часовни и т.д.
1
Открытие
нового
знания
Аудиторное
занятие:
Л е к ц и я
( т е о р и я ) ,
Практикум:
работа с
документами.
П о з н а в а т е л ь н а я
и
практическая
деятельность
Презентация
«Памятники
культовой
архитектуры»
17
37
Январь
2016
Томск православный.
1
Открытие
нового
знания
Виртуальная экскурсия
П о з н а в а т е л ь н а я
и
практическая
деятельность
Фильм о Томске
38
Январь
2016
Исследовательская
р а б о т а .
Р а б о т а
н а д
темой.
1
Закрепление
полученного знания
Аудиторное занятие
Практическая
деятельность
Работа над презентацией
Научно-культурная жизнь города
14
39,
40
Февраль
2016
То м с к
–
с и б и р с к и е
Афины
2
Открытие
нового
знания
Аудиторное
занятие:
Л е к ц и я
( т е о р и я ) ,
Практикум:
работа с
документами
П о з н а в а т е л ь н а я
и
практическая
деятельность
Слайд
-презентация
41,
42
Февраль
2016
Музеи
и
б и бл и отеки
города
2
Открытие
нового
знания
Аудиторное
занятие:
Л е к ц и я
( т е о р и я ) ,
Практикум:
работа с
документами
П о з н а в а т е л ь н а я
и
практическая
деятельность
Слайд
-презентация
43,
44,
45,
46
Февраль
2016
Э к с к у р с и я
в
художественный музей
4
Открытие
нового
знания
Экскурсия
П о з н а в а т е л ь н а я
и
практическая деятельность
47,
48
Март
2016
Исследовательская
р а б о т а .
Р а б о т а
н а д
темой.
2
Комплексное
применение знаний
Аудиторное занятие
Практическая
деятельность
Работа над презентацией
49,
50
Март
2016
Развитие
искусств
в
Томске
2
Открытие
нового
знания
Аудиторное
занятие:
Л е к ц и я
( т е о р и я ) ,
Практикум:
работа с
документами
П о з н а в а т е л ь н а я
и
практическая
деятельность
Фильм о Томске
51,
52
Март
2016
Исследовательская
р а б о т а .
Р а б о т а
н а д
темой.
2
Комплексное
применение знаний
К о р р е к ц и я
и
оформление
материала.
Участие
в
н/пр. конференции
Практическая деятельность
18
53,
54,
55,
56
М а р т
1
ч.–апрель
3ч. 2016
Экскурсия в театр
4
Открытие
нового
знания
Экскурсия
П о з н а в а т е л ь н а я
и
практическая деятельность
57
Апрель
2016
Экскурсия
как
форма
представления
исследовательской
работы
1
Закрепление нового
знания
Аудиторное
занятие:
лекция.
Практическая деятельность
Героические
страницы
истории
Томска.
10
58,
59
Апрель
2016
В о и н с к а я
д о б л е с т ь
т о м и ч е й
в
г о д ы
Отечественной
войны
1812 г.
2
Открытие
нового
знания
Аудиторное
занятие:
Л е к ц и я
( т е о р и я ) ,
Практикум:
работа с документами
П о з н а в а т е л ь н а я
и
практическая
деятельность
60,
61
Апрель
2016
Томск и Томская область
в
г о д ы
В е л и к о й
Отечественной войны
2
Открытие
нового
знания
Аудиторное
занятие:
Л е к ц и я
( т е о р и я ) ,
Просмотр
документальног
ф и л ь м а
о
В О В
Практикум:
работа с документами
П о з н а в а т е л ь н а я
и
практическая
деятельность
Фильм
о
ВОВ,
Книга памяти
.
62,
63,
64,
65
Апрель
1ч.
Май 3 ч.
2016
Экскурсия
(Лагерный
сад, Музей ВОв. СОШ №
41, гимн. № 24)
4
Закрепление
Экскурсия
П о з н а в а т е л ь н а я
и
практическая
деятельность
66
67
Май.
2016
Томичи – герои Великой
Отечественной войны
2
Открытие
нового
знания
Аудиторное
занятие:
Л е к ц и я
( т е о р и я ) ,
Практикум:
работа с документами.
Участие
в
проектах,
акциях
П о з н а в а т е л ь н а я
и
практическая
деятельность
68
Май.
2016
Итоговое занятие.
1
Обобщение,
систематизация
и
оценка знаний
Защита
творче ских
работ, проектов
Практическая,
аналитическая деятельность
19
20