Напоминание

Дополнительная общеразвивающая программа "Поварята"


Авторы: Глазырина Татьяна Анатольевна, Уфимцева Наталья Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №25 "Солнышко"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Белово
Наименование материала: Основная образовательная программа дошкольного образования
Тема: Дополнительная общеразвивающая программа "Поварята"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №25 «Солнышко» города Белово»

Основная образовательная программа дошкольного образования

Дополнительная общеразвивающая программа

«Поварята»

старшая – подготовительная группа

Разработали воспитатели: Глазырина

Татьяна Анатольевна

Уфимцева

Наталья Викторовна,

БГО, 2018

Содержание

1. Пояснительная записка ………………………………………………..3

2. Учебно – тематический план ………………………………………..12

3. Содержание тем учебного курса ……………………………………14

4. Результаты освоения программы …………………………………...16

5. Диагностический инструментарий …………………………………17

6. Информационно-методическое обеспечение ……………

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Поваренок» реализуется

в рамках основной образовательной программы дошкольного образования

как региональный компонент.

Программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с

основами кулинарии «Поварята » (далее Программа) разработана на основе

педагогической концепции целостного развития ребенка-дошкольника, как

субъекта детской деятельности М.Крулехт и практического материала книги

«Ознакомление

дошкольников

с

секретами

кухни»

под

редакцией

О.В.

Дыбиной.

Дополнительная общеразвивающая программа «Поварята» направлена на

формирование познавательного , речевого , художественно – эстетического,

социально

коммуникативного

развития

и

формирования

начальных

представлений

о

здоровом

образе

жизни.

Составлена

в

соответствии

с

федеральным

государственным

образовательным

стандартом

дошкольного

образования.

Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание

и

организацию

специальных

занятий

по

ознакомлению

воспитанников

с

технологией приготовления элементарных блюд.

Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно –

правовой базы:

• Конституция РФ

• Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования от 17.10.2013 г. № 1155

• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.1.3049-

13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы дошкольных образовательных организациях».

Возраст воспитанников, осваивающих Программу – 5-7 лет.

Срок освоения Программы -2 года.

В рамках основной образовательной программы дошкольного образования

в

группе

реализуется

дополнительная

общеразвивающая

программа

дошкольного

образования:

«Профессии

Кемеровской

области»

раздел

«Повар». Охват детей данной программой составляет 100%.

Актуальность

Дополнительная общеразвивающая программа «Поваренок» является

актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с учётом тех целей,

чтобы помочь каждому ребёнку реализовать свои знания умения и навыки к

а д а п т а ц и и

в

ж и з н е н н о й

с р е д е .

Приготовление еды вместе с детьми помогает пробудить в них интерес к

здоровой

пище. Участие

детей

в

жизни

взрослых

дает

им

возможность

приобщаться

к

миру

людей

в

реальном

плане.

Сюда

входит

предметная

деятельность, труд, наблюдения. Предметная деятельность заключает в себе

возможность

познавать

ближайшее

окружение

с

помощью

всей

группы

сенсорных

чувств.

Манипулируя

с

предметами,

ребёнок

узнаёт

об

их

свойствах,

качествах,

а

затем

и

назначении

и

функциях,

овладевает

оперативными

действиями.

Предметная

деятельность

удовлетворяет

в

определённый

период

развития

ребёнка

его

познавательные

интересы,

помогает

ориентироваться

в

окружающем

мире,

порождает

чувство

уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему.

Так же при приготовлении пищи дети чувствуют, что приносят пользу

семье, да и обычно дети более склонны обедать вместе с семьей, если

принимали участие в приготовлении еды, которая будет на столе. И конечно

же, кулинарные навыки обязательно пригодятся на протяжении всей жизни.

Новизна

В системе воспитания детей, важное место занимает трудовое,

нравственное,

эстетическое

воспитание

подрастающего

поколения.

Кулинария – искусство приготовления пищи. Важно не только правильно

готовить,

но

и

правильно

питаться.

Умение

вкусно

готовить

хорошая

привычка.

Умение

красиво

подать

блюдо,

правила

сервировки

воспитывает

эстетический

вкус.

Особое

значение

данной программы

является,

по

нашему

мнению,

развитие

интегративного

качества,

о т р а ж е н н о г о

в

Ф Г О С

Д О : овладение

основными

культурно-

гигиеническими

навыками.

Дошкольник

самостоятельно

выполняет

основные

культурно-гигиенические

процессы

(культура

еды,

умывание,

одевание).

Самостоятельно

замечает,

когда

нужно

вымыть

руки

или

причесаться. Осваивает отдельные правила безопасного поведения, способен

рассказать

взрослому

о

своем

самочувствии

и

о

некоторых

опасных

ситуациях,

которых

нужно

избегать..Весь

курс

обучения

по ст ро ен

таким

образом,

что

кроме

развития

и

коррекции

практиче ских

н а в ы к о в

в о с п и т а н н и к а м

п р е д л а г а е т с я

и

и н т е р е с н ы й

информационный

материал

по

различным

блюдам

национальной

к у х н и ,

с п о с о б с т в у ю щ и й

р а с ш и р е н и ю

к р у г о з о р а

д е т е й ,

облегчающий

их

дальнейшую

социализацию.

В о с п и т а н н и ка м

нравиться,

пользоваться

всевозможными

приборами

и

по судой,

учатся

работать

с

современной

бытовой

техникой.

Практическая значимость

ДОП заключается в том, что дети учатся самостоятельно планировать свою

деятельность,

анализировать

ее

результат

и

процесс.

Данную

программу

могут использовать педагоги ДОУ и родители.

Цели и задачи реализации Программы

Цели :

- формирование начальных знаний и умений в приготовлении элементарных

блюд;

- формирование позиции субъекта деятельности в процессе ознакомления

старших дошкольников с технологией приготовления элементарных блюд.

Задачи:

Обучающие:

-

познакомить

детей

со

спецификой

работы

в

центре

кулинарии:

гигиеническими

правилами

и

правилами

безопасного

пользования

приборами и бытовой техникой, поведения на кухне;

- обучить детей способам выполнения целостных трудовых процессов по

приготовлению разных блюд;

-

расширить

спектр

представлений

детей

о

продуктах,

способах

их

приготовления и использования в пищу.

Развивающие:

-

развивать

аналитические

умения

при

использовании

предметно

схематических моделей предстоящей деятельности;

- развивать ряд специальных умений и навыков: пользоваться предметами

труда по назначению, бытовой техникой;

- развивать фантазию, творческий подход при оформлении разных блюд,

сервировке стола;

- развивать речевые навыки: грамотно согласовывать предметы с действиями

с ними, последовательно рассказывать о технологии приготовления

того или иного блюда.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к процессу приготовления элементарных блюд;

- формировать осознание значимости кулинарной деятельности для людей;

- формировать основы самосознания ребенка как субъекта специфической

трудовой деятельности;

- воспитывать терпение и усидчивость, трудолюбие;

- формировать коммуникативные навыки: умение советоваться друг с другом,

распределять обязанности, совместно добиваться поставленной цели.

Для решения поставленных задач в программе используются следующие

формы обучения: беседы, практические занятия по приготовлению блюд,

отчетные занятия, выполняемые самостоятельно практические работы по

приготовлению

и

оформлению

блюд,

различные

конкурсы,

предметные

недели, проектная, исследовательская деятельность.

Принципы формирования Программы

Содержание Программы соответствует следующим принципам:

-

адаптивности,

который

предполагает

гибкое

применение

содержания

и

методов

в

воспитательно-образовательном

процессе

в

зависимости

от

возрастных особенностей ребенка;

-

построения

образовательной

деятельности

на

основе

индивидуальных

особенностей каждого ребенка;

-

интеграции

образовательных

областей

в

соответствии

с

возрастными

возможностями и особенностями воспитанников;

-

развивающего

обучения,

целью

которого

является

развитие

ребенка

и

обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и

задач;

- гуманизации педагогического процесса предполагающего, что в центре

любой учебно-воспитательной деятельности должен стоять ребенок;

- поддержки инициативы детей в процессе деятельности;

- возрастной адекватности выбранных методов, приемов и технологий;

- наглядности: учебный процесс строится на основе большого количества

наглядных пособий (предметно-схематическое модели, карточки), показ и

объяснение взрослого.

- научности: содержание программы основано на изучении разных изданий

по обучению детей способам приготовления блюд, сравнении их и выборе

самого главного и интересного детям с адаптацией материала на данный

возраст.

Реализация программы дополнительного образования детей «Поваренок»,

рассчитанной на два года обучения,

Первый этап- подготовительный. Его цель- определение целей и форм

игр-

занятий,

установление

контактов

с

родителями,

медицинским

работником, детьми.

Второй этап - практический. Его цель – создание предметно-развивающей

среды в группе, разработка игр- занятий, выставок, досугов.

Третий этап - заключительный этап. Его цель – подведение итогов.

Основные

направления

деятельности

проведение

анализа

проделанной

работы; определение эффективности, целесообразности.

Участники: педагоги, дети, медицинский работник, родители.

Длительность. Занятия проводятся один раз в неделю, на четвертой неделе

месяца проводится итоговое занятие.

Материально-техническое оснащение

Занятия проводятся в группе детского сада, при оборудовании которого

предусмотрено

все

необходимое

для

занятий,

отвечающее

санитарно

-

гигиеническим требованиям.

Кухонный инвентарь:

- разделочные доски размером 20-25см в комплектах (комплект состоит из 3

досок с обязательной маркировкой с двух сторон - для сырых и вареных

овощей, фруктов ит.д.

- кухонные ножи: средние;

- ложки из нержавеющей стали;

- скалка, разделочная доска для теста;

- подносы;

- миски разного размера;

- кастрюли;

- формы для выпечки

Руководитель должен строго следить за соблюдением детьми правил

гигиены.

Только

при

соблюдении

правил

личной

гигиены,

гигиены

помещения,

посуды

и

продуктов

можно

приготовить

доброкачественную,

полезную, вкусную пищу.

Педагог должен обращать особое внимание на технику безопасности. Занятия

проводятся при контроле и участии педагога.

Общая характеристика образовательного процесса.

Программа рассчитана на 2

года

обучения для детей старшего

дошкольного возраста.

Образовательная

деятельность,

организованная

в

рамках

Программы,

осуществляется 1 раз в неделю.

Занятия включают теоретическую и практическую направленность. В

Программе

учтен

принцип

системности

и

последовательности

обучения.

Последовательность

в

обучении

поможет

дошкольникам

применять

полученные знания и умения в изучении нового материала.

В содержание Программы включены темы, которые разработаны исходя из

возрастных возможностей детей.

Образовательный процесс, направлен на решение задач по формированию

общей

культуры,

развитию

интеллектуальных

и

личностных

качеств

воспитанников, обеспечивающих социальную успешность, осуществляется в

игровой форме.

Методы образовательной деятельности:

- словесные методы: объяснение, беседа, диалог, обсуждение;

-

наглядные

методы:

показ,

рассматривание

иллюстраций,

рисунков,

мультимедийные презентации;

-

методы

мониторинговых

исследований

(актуальности,

системности,

адекватности и др.);

- практический метод: выполнение упражнений, заданий;

- игровой метод: дидактические, словесные игры и т.д.

Использование вышеперечисленных методов способствует успешному

освоению воспитанниками познавательного материала, повышению качества

образовательной деятельности, детской активности в процессе познания, а

также устойчивости интереса к познавательной деятельности.

Формы и режим занятий:

Программа

предусматривает фронтальную форму

обучения,

периодичностью 1 раз в 2 недели.

Каждое занятие имеет сюжет с плавным переходом от одной игры к

другой.

Учитывая

повышенную

утомляемость

детей,

достаточно

часто

меняются виды деятельности (речевая, мыслительная, двигательная).

Основная

цель

занятий

воспитание

навыков

коллективной

работы,

побуждение детей к общению,

повышение речевой активности ребенка.

Занятия

позволяют

педагогу

построить

образовательную

деятельность

в

соответствии

с

принципами

дифференцированного

и

индивидуального

подходов. В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям

расслабиться,

а

педагогу

разграничить

занятие

на

структурно-смысловые

части.

Формы проведения занятий: занятие-игра.

Методы и приемы организации обучения:

На

занятиях

преобладают

наглядные

и

игровые

методы

в

сочетании

со

словесными

методами.

Процесс

обучения

детей

строится,

опираясь

на

наглядность

в

обучении,

а

специальная

организация

среды

способствует

расширению и углублению представлений детей.

Для достижения цели программы необходимо выполнение следующих

условий:

- обеспечение ребѐнку постоянной ситуации успеха, стимулирование его к

достижению успехов;

-

обучение

осуществляется

на

основе

многократных,

систематических,

постепенно усложняющихся заданий;

- варьирование используемых игр и игровых упражнений;

- целенаправленность и систематичность в обучении;

- учѐт возрастных, физиологических и индивидуальных особенностей детей в

процессе обучения.

Используемые

в

работе

с

детьми

ИКТ

-

технологии

являются

инновационными

ресурсами,

которые

обеспечивают

доступность

и

вариативность обучения.

Использование ИКТ:

- дает возможность моделировать различные ситуации и среды, в том числе,

те, с которыми ребенок в реальной жизни не может встретиться;

- способствует лучшему усвоению материала, поскольку задействованы все

каналы восприятия;

-

полученные

знания

остаются

в

памяти

на

более

долгий

срок

и

легко

восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

- активизируется познавательная активность детей.

Продолжительность занятия устанавливается на основании пункта 11.10

Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-

13, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного

врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26.

Длительность занятий: старшая группа - 25 минут.

Подготовительная группа - 30 минут

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

(далее

РППС)

обеспечивает

реализацию

дополнительной

общеразвивающей

Программы.

Не выдвигается жѐстких требований к еѐ организации – за учреждением

право самостоятельного проектирования РППС на основе целей, задач и

принципов Программы. РППС соответствуют требованиям ФГОС, СанПиН

обеспечивает собственную активность ребѐнка, имеет характер открытой,

незамкнутой

системы,

способной

к

корректировке

и

развитию.

РППС

предусматривают

обеспечение

безопасности

жизнедеятельности

детей

во

время

занятий,

определяют

наполняемость

среды

оборудованием,

разнообразными

средствами

обучения

для

организации

познавательно-

речевой деятельности.

Требования к педагогу, реализующему программу.

Уровень квалификации педагога, реализующего Программу, должен

соответствовать предъявляемым современным требованиям к квалификации

педагога ДОУ. Деятельность педагога и ребенка в образовательном процессе -

совместная (партнѐрская), а не является цепочкой действий по указанию

взрослого.

Педагог планирует педагогический процесс:

- определяет задачи и содержание образовательного процесса с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- эффективно организует деятельность детей в разных ее видах;

- находит и раскрывает ресурсы ребенка во всех видах его активности;

- создаѐт проблемные ситуации;

- способствует развитию творческой активности ребенка;

- взаимодействует с детьми в рамках личностно-ориентированной модели

общения.

Деятельность педагога направлена на решение вопросов обогащения

опыта в сфере интеллектуального развития ребенка.

Ожидаемый результат:

К концу первого года обучения

Дети имеют представление:

Об истории происхождения посуды;

о сроках и условиях хранения блюд и кулинарных изделиях;

о элементах культуры и традициях родного края;

о рациональной организации труда на своем рабочем месте;

о способах получения информации о вопросах кулинарии.

Дети знают:

виды, свойства хлебобулочных и молочных изделий;

правила, приемы и последовательность выполнения операций по подготовке

продуктов к приготовлению;

назначение, правила пользования посудой и правила ухода за ними;

безопасные и санитарные требования к труду;

этику поведения в различных общественных местах, дома, в гостях;

правила общения.

Дети умеют:

пользоваться кухонными приборами в соответствии с ТБ;

заваривать чай;

называть и хранить молочные продукты;

приготавливать бутерброды;

сервировать стол к чаю, к обеду, завтраку.

работать в группе, коллективе, выражать в речи свой интерес к предмету

К концу второго года обучения

Дети знают:

виды, свойства хлебобулочных и молочных изделий;

правила, приемы и последовательность выполнения операций по подготовке

продуктов к приготовлению;

назначение, правила пользования посудой и правила ухода за ними;

безопасные и санитарные требования к труду;

этику поведения в различных общественных местах, дома, в гостях;

правила общения.

Дети умеют:

приготавливать

блюда

и

кулинарные

изделия,

требующие

простой

кулинарной обработки;

запекать овощи и крупяные изделия;

процеживать, замешивать, измельчать, формировать изделия;

приготавливать бутерброды, печенье;

сервировать стол к чаю, к обеду, завтраку;

уметь работать в группе, коллективе, правильно начинать и поддерживать

общение в процессе освоения программы.

Краткий анонс диагностического инструментария

Дидактические и словесные игры - используя данный метод, проверяем

словарно-понятийный запас слов о профессии повара и кондитера.

В процессе беседы выявляем знания о

специальности повара и

кондитера, трудовых профессиональных действиях, которые они выполняют,

назначение их труда.

Метод наблюдения используем для выявления теоретических знаний

детей по разделам программы.

В

конце

учебного

года

проводится

итоговый

индивидуальный

педагогический

мониторинг

в

ходе

образовательной

деятельности.

Проведение индивидуальной педагогического мониторинга в конце учебного

года необходимо в связи с тем, что следует определить динамику развития

каждого ребенка.

Учебно- тематический план

Старшая группа (теоретическая часть)

№ месяц

раздел

тема

часы

теор

прак

1

октябрь

Царство

кухни

1. Сервировка стола.

2. Царство кухни.

3. Правила безопасного

использования столовых приборов.

4. Экскурсия на кухню.

0,5

0,5

0,5

0,5

2

ноябрь

Посуда

1. История возникновения столовых

приборов

2.Столовые приборы (продолжение).

3.История возникновения ножа и его

разновидности.

4.Посуда в Древней Руси.

0,5

0,5

0,5

0,5

3

декабрь

Витамины

1.Пирамида здоровья.

2.Витамины и полезные продукты.

3.Дадим советы Карлсону.

0,5

0,5

0,5

4

январь

Чайная

церемония

1.Травяной чай «Зелье».

2.Чайные церемонии.

0,5

0,5

5

февраль

Молочные

продукты

1.«Кто живет в молочной стране».

2.Д/и «Молочные продукты».

3.Рисуем бутерброд для папы.

4.Рисуем винегрет.

0,5

0,5

0,5

0,5

6

март

Хлебобуло

чные

изделия

1.Хлеб и хлебобулочные изделия.

2.Печенье «Для мамы».

3.Д/и «Вкусные пирожные».

4.Рассказ «Бардак и мадам Чистюля»

(школа этикета).

0,5

0,5

0,5

0,5

7

апрель

Вкусные

истории

1 . Ч т е н и е

ж у р н а л а

« В к у с н ы е

истории».

2.Игра «Угадай на вкус».

3 . Р а з в л е ч е н и е

« М ы

р е б я т а

поварята».

4 . З н а к о м с т в о

с о

с х е м а м и

приготовления блюд.

0,5

0,5

0,5

0,5

8

май

1.Круглый

стол

с

родителями

«Здоровая

пища

для

всей

семьи»

(презентация).

0,5

Общее количество часов

12,5

0,5

Подготовительная группа (практическая часть)

№ месяц

раздел

тема

часы

теор

прак

1

октябрь

Введение

1.Техника безопасности

2.Этикет.

3.Оформление блюд.

4. Сервировка стола.

0,5

0,5

0,5

0,5

2

ноябрь

Овощи в

нашем

питании

1.Овощи и фрукты -

полезные

продукты.

2.Беседа с мед.сестрой об овощах

0,5

0,5

и фруктах.

3.Знакомство

с

приготовлением

винегрета.

4.Приготовление винегрета.

0,5

0,5

3

декабрь

Виды теста

1.Виды теста.

2 . П р и г о т о в л е н и е

п е ч е н ь я

«Елочные украшения»

0,5

0,5

4

январь

Молочные

продукты

2.Молочные продукты.

3.Как получается творог.

4.Приготовление сырников.

0,5

0,5

0,5

5

февраль

Бутерброды

1.Бутерброды, их виды.

2.Виды злаков.

3.Рисуем бутерброд для папы.

4.Приготовление сосиски в тесте.

0,5

0,5

0,5

0,5

6

март

Завтраки

1.Рисуем торт для мамы.

2.Приготовление

печенья

для

мамы.

3.Завтрак для школьника.

4.Каши.

0,5

0,5

0,5

0,5

7

апрель

Шоколадные

изделия

1.Вкусные истории.

2.Мед- сладко и полезно.

3 . « Ш о кола д н ы е

ко л б а с к и » -

изучение

технологической

карты

приготовления.

4.Приготовление

«Шоколадные

колбаски».

0,5

0,5

0,5

0,5

8

май

Совме стно е

мероприятие

с

родителями

«Юные

поварята»

(презентация)

0,5

Общее количество часов

10

3

Содержание тем учебного курса

Первый год обучения

1. Царство кухни

Познакомить детей с кухонной

утварью, электрическими приборами, их

назначением и правилами эксплуатации. Расширить знания детей о столовом

этикете; закрепить умение правильно сервировать стол. Закрепить правила

безопасного обращения с ножом и вилкой.

2. Посуда

Уточнить с детьми название посуды. Уметь называть и различать кухонную,

столовую и чайную посуду; закрепить понимание назначения посуды.

3. Витамины

Знание о содержании в овощах полезных веществ (углеводы, витамины,

минеральные

соли).

Распределение

овощей

по

группам

содержания

витаминов. Правильное хранение овощей, умение применять свои знания и

навыки на практике, в жизни, быту, в семье.

4. Чайная церемония

Вызвать

у

детей

интерес

к

традициям

русского

народа,

познакомить

с

обрядом

чаепития. Познакомить

детей с

русским

самоваром,

историей

возникновения

и

появления

самовара

на

Руси;

расширить

лексический

запас детей словами «самовар», «чаепитие».

5. Молочные продукты

Формирование

представлений

у

детей

о пользе

молока

и

молочных

продуктов для организма человека.

6. Хлебобулочные изделия.

Познакомить с различными видами хлебобулочных изделий. Уточнить и

закрепить знания о хлебобулочных изделиях.

7. Вкусные истории

Систематизировать и закрепить имеющиеся у детей знания о пользе овощей,

фруктов, соков, круп, о характерных вкусовых особенностях тех или иных

продуктов питания и блюд.

8.Совместное

мероприятие

с

родителями

«Юные

поварята»

(презентация)

Второй год обучения

1. Введение

Техника безопасности, санитарно-гигиенические требования, знакомство с

кулинарным

делом.

Осознание

своих

интересов,

способностей

в

данном

направлении. Знание о значимости правильного питания в жизни. Знание о

блюдах,

правильное

хранение

продуктов.

Понимание

ситуативных

и

этикетных

норм

бесконфликтного

общения.

Воспитание

самооценки

личности, позволяющие адаптироваться в обществе. Нормы и правила этики.

Осознание личностью своей неповторимости. Умение посмотреть на себя со

стороны.

Оригинальное

оформление.

Сервировка

стола.

Правила

приема

гостей. Умение пользоваться столовыми приборами.

2. Овощи в нашем питании

Знание о содержании в овощах полезных веществ (углеводы, витамины,

минеральные

соли

и

др.).Физиологические

нормы

их

потребления.

Распределение

овощей

по

группам

содержания

витаминов.

Правильное

хранение овощей, умение применять свои знания и навыки на практике, в

жизни, быту, в семье. Овощи в уральской кухне. Приготовление овощей на

пару

(способ

приготовления

овощей

на

пару,

максимальное

сохранение

полезных качеств продукта).

3. Виды теста

Сформировать

представление

о

видах

изделий

из

теста.

Научиться

определять

способ

рыхления

теста.

Расширить

знания

прикладного

характера,

составляющие

основу

понимания

специфики

всех

изделий

из

теста. Воспитывать эстетическое отношение к видам деятельности связанных

с пекарскими работами.

4. Молочные продукты

Молоко

и

молочные

продукты.

Разнообразие

блюд,

приготовленных

из

молока.

Рецепты

(бутерброды,

салаты,

супы,

молочные

напитки). «Такое

разное молоко». Использование сметаны и творога в кулинарии. Все о сыре

( п р и гото вл е н и е ,

с о рт а

с ы р а ,

п о п ул я р н о с т ь

с ы р а

в

р а з н ы х

странах).изготовление молочных блюд.

5. Бутерброды

Какие

виды

бутербродов

существуют.

Многообразие

продуктов,

применяемых

для

приготовления

бутербродов.

Воспитание

эстетического

вкуса, умение подбирать совместные продукты для бутербродов. Варианты

оформления

блюд.

Самостоятельное

приготовление

бутербродов

(правильный подбор продуктов). Конкурс на лучший составленный рецепт

бутерброда.

6. Завтраки.

Познакомить

с

блюдами,

подаваемыми

на

завтрак.

Рассказать

о

преимуществе каш. Воспитательные Воспитывать бережное отношение ко

всему окружающему, к своему здоровью.

Разнообразие

салатов.

Мясные

салаты,

фруктовые

салаты,

овощные.

Заправки для овощных, мясных, фруктовых салатов. Учить детей подбирать и

сочетать продукты для салатов. Как красиво украсить салат? Посуда для

подачи салатов. Самостоятельное приготовление салатов.

7. Шоколадные изделия.

Расширить и обобщить знания детей о шоколаде и шоколадных изделиях.

Познакомить

детей

с

новыми

профессиями:

шоколатье,

упаковщица,

дизайнер фантиков. Самостоятельное приготовление шоколадных колбасок.

8. Совместное мероприятие с родителями «Юные поварята»

Результаты освоения программы

Соответствие уровня развития детей программным требованиям

выявляется при помощи метода наблюдения, метода сравнения независимых

характеристик, изучения продуктов образовательной деятельности, в ходе

проведения теоретических и практических занятий. Диагностические данные

заносятся в таблицы, позволяющие отслеживать результаты дополнительного

образования детей и развития личностных качеств. Критерии оценки уровня

освоения программных требований работы по четырем показателям: знание

инструкций по ТБ, теоретические знания по разделам, практические умения,

этикет.

Высокий уровень.

Систематически применяет усвоенные знания и практические умения для

решения

поставленной

задачи

(проблемы),

при

минимальном

контроле

взрослого.

Средний уровень.

Применяет усвоенные знания и практические умения для решения

поставленной задачи (проблемы), при напоминании взрослого.

Низкий уровень.

Применяет отдельные знания и умения, но в основном только в

совместной деятельности со взрослым.

В процессе исследования педагог использует методы: наблюдение, беседа,

игра.

Дидактические и словесные игры - используя данный метод, проверяем

словарно-понятийный запас слов о профессии повара и кондитера.

В процессе беседы выявляем знания о специальности повара и кондитера,

трудовых профессиональных действиях, которые они выполняют, назначение

их труда.

Метод наблюдения используем для выявления теоретических знаний

детей по разделам программы.

В

конце

учебного

года

проводится

итоговый

индивидуальный

педагогический

мониторинг

в

ходе

образовательной

деятельности.

Проведение индивидуальной педагогического мониторинга в конце учебного

года необходимо в связи с тем, что следует определить динамику развития

каждого ребенка.

Диагностический инструментарий

Для организации работы с детьми и определения степени освоения ими

программного

содержания,

проводится

педагогическая

диагностика.

Комплексная диагностика проводится 2 раза в год (на начало учебного года -

вводная, в конце учебного года - итоговая) с согласия родителей (законных

представителей).

На

основе

результатов

диагностики

определяется

зона

образовательных

потребностей

ребенка

и

соответственно

осуществляется

планирование

образовательного

процесса.

При

разработке

планирования

учитываются все образовательные области, предусмотренные ФГОС ДО. В

процессе исследования педагог использует методы: наблюдение, беседа, игра.

Методика проведения диагностики

1. Дидактические и словесные игры «Четвертый лишний», «Все профессии

нужны», «Кто что делает?», «Подбери и назови», « Укрась пирожное»

-

используя

данный

метод,

проверяем

словарно-понятийный

запас

слов

о

профессии повара и кондитера.

2. В процессе беседы выявляем знания:

- Что такое «чайная церемония», виды чая.

- Полезны ли овощи и фрукты для здоровья человека, почему?

- «Пирамида здоровья» - что это?

- Откуда хлеб пришел? (колос – мельница – хлеб)

- Чем полезен завтрак? Виды завтрака

3. Метод наблюдения используем для выявления практических знаний детей

по разделам программы.

В

конце

учебного

года

проводится

итоговая

индивидуальная

педагогическая

диагностика

в

ходе

образовательной

деятельности.

Проведение индивидуальной педагогической диагностики в конце учебного

года необходимо в связи с тем, что следует определить динамику развития

каждого ребенка.

Информационно - методическое обеспечение

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной

действительностью. - М.: ЦГЛ, 2005г.

2. Алямовская В.Г. Ребенок за столом. (Методическое пособие по формиро-

вания культурно-гигиенических навыков.) - М.: ТЦ Сфера, 2005г.

3. Дыбина О.Б. Предметный мир как средство формирования творчества де-

тей. - М: Педагогическое общество России, 2002г.

4. Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с секретами кухни. - М.: ТЦ

Сфера, 2003г.

5. Дыбина О.В. Приобщение к миру взрослых. - М.: Мозаика - Синтез, 2010 г.

6. Климович Ю.П. Учимся правильно питаться. (Для воспитателей ДОУ, ра-

ботающих по программе «разговор о правильном питании») - Волгоград:

Учитель, 2007г..

7. Курочкина И.Н. Современный эпитет и воспитание культуры поведения

у дошкольников. - М.: Владос, 2001г..

8. Нефедова К.П. Бытовые приборы. Какие они? - Книга для воспитателей,

гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.

9. Нефедова К.П. Посуда и столовые принадлежности. Какие они? – Книга

для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д,

2008.

10. Поваренная книга Вини-Пуха/ пер с англ. И. Перегудовой. – М.: Эгмонт

Россия ЛТД, 2001.

11. Русак О.Н., Маланян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности:

Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство «Лань»,

2000г.

12.Картотека:

«Украшение блюд»,

«Сервировка стола»,

«Оформление салфеток»,

«Натюрморты»

Технологические

карты,

схемы

приготовления

блюд;

13. Дидактические игры:

«Пирамида здоровья»

«Вкусные пирожные»

«Правила этикета»

«Четвертый лишний»

«Во что превращается тесто?»

14. Демонстрационный материал

15.

Книги

по

кулинарии,

учебно-методические

пособия,

справочники,

энциклопедии.



В раздел образования