Автор: Матвеева Ольга Анатольевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУСКНШ №60
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: конспект
Тема: "Особенности моторного развития детей с РАС"
Раздел: среднее профессиональное
Особенности
моторного
развития
детей
с
РАС
характеризуются
недостаточностью координации движений, нарушениями мышечного тонуса,
искажением
проприоцептивных
ощущений,
трудностями
в
освоении
пространственных
представлений,
что,
в
свою
очередь,
препятствует
нормальному
физическому
развитию
ребенка,
формированию
и
совершенствованию
необходимых
двигательных
умений
и
навыков,
воспитанию физических качеств.
Принимая во внимание данную специфику, очевидна необходимость
коррекционно-развивающего
воздействия
посредством
специально
организованной двигательной активности. Кроме того, через освоение этой
сферы деятельности можно влиять и на эмоциональный фон ребенка, и на его
поведенческие характеристики.
Видами организованной двигательной активности в образовательном
учреждении являются уроки АФК, индивидуальные занятия по развитию и
коррекции
моторной
сферы
детей
с
ОВЗ,
общешкольные
праздники-
соревнования
в
спортивном
зале
и
бассейне,
районные
и
городские
соревнования по плаванию и игровому многоборью с выездом на спортивные
объекты города, а также подвижные игры, организованные в рекреации и на
прогулках.
Обучающиеся с РАС могут принимать участие во всех видах данной
деятельно сти,
но,
в
соответ ствии
с
их
и н д и в и д уа л ь н ы м и
психоэмоциональными особенностями, вовлекаются в процесс по-разному.
Достижение
общей,
единой
цели
–
посредством
специально
организованной
двигательной
деятельности создать
предпосылки
для
максимально успешной социализации и социальной адаптации детей с РДА,
сформировать у них устойчивую мотивацию к занятиям и здоровому образу
жизни,
для
каждого
ребенка
осуществляется
путем
решения
личных,
индивидуальных задач.
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями это увеличение
объема двигательной активности, адекватность реакций на новые помещения,
предметы, незнакомых людей и т.д., при легких когнитивных нарушениях –
способность соотнести свои действия с движениями других, выделить и
показать элементы целостного действия, для детей с сохранным интеллектом
– это, прежде всего, возможность продуктивного взаимодействия с другими
людьми,
способность
контролировать
свои
эмоциональные
реакции
на
внезапные сенсорные раздражители, собственную усталость, сложности в
выполнении задания или ситуацию неуспеха в игре и соревновании.
Даже привычная обстановка урока в спортивном зале требует особого
внимания к обучающимся с РАС – в отличие от многих других уроков, здесь
дети находятся в непосредственной близости друг от друга (при построении,
в
контактной
игре),
что
может
привести
к
тактильному
дискомфорту,
минимизировать который можно определив место такому ребенку в начале
или
конце
строя,
а
для
привыкания
к
игре
дать
сначала
роль
не
непосредственного
участника,
а
судьи,
контролирующего
выполнение
правил или ведущего счет. Необходимо следить за поведением других детей,
поскольку
некоторые
из
них
получают
удовольствие
от
эмоциональной
реакции, вызванной дискомфортом, и периодически стараются ее создать.
Негативные эмоции и стресс ребенка с РАС могут вызвать крики других
детей в игре, громкая музыка, свисток и, даже, эмоционально окрашенное
замечание однокласснику. Все эти воздействия тем более усиливаются при
проведении
мероприятий
в
масштабе
школы
или
на
выезде,
но
эффект
влияния
положительного
результата
(выигрыша
своего
или
команды,
правильно и красиво выполненного задания) несомненно является стимулом
к дальнейшим занятиям, служит достижению поставленной цели.