Автор: Валеева Ляйсан Борисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Уфимский авиационный техникум ФГБОУ ВО "УГАТУ"
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Искусство общения"
Раздел: среднее профессиональное
Искусство общения.
Умение общаться очень важно для разрешения любого рода проблем и является
одним из наиболее ценных жизненных навыков. Успех любого общения определяется
прежде всего взаимопониманием. Но зачастую взаимопонимания между родителями и
детьми становится все меньше и меньше. В силу своей занятости родители иногда не
до конца выслушивают своего ребенка и, перебивая его, начинают ставить в пример
либо старшего брата или сестру, либо подругу или друга. Ребенок может быть
незаслуженно обиженным, кроме всего, у него возникают негативные отношения к
тому, кого ставили ему пример. И молодое поколение родителей совершенно не могут
общаться не только со своими детьми, но и друг с другом. Поэтому возникает все
больше разводов, матерей- одиночек, сирот и сирот при живых родителях.
Советую подрастающему поколению и родителям попробовать самим уметь
разрешать конфликты.
Итак, общение состоит из посылки сообщения, когда мы сами высказываем свои
мысли, и приема сообщения, когда мы слушаем своего собеседника. Существует 2
способа посылки сообщений «вы- послания» и «я- послания». В «вы- посланиях»
содержатся возмущение, обида защита, обвинение. В случае получения «вы –
послания» общение прерывается, и легко может возникнуть ссора.
Если человек получает «вы –послание», в котором говорится: «Это Ваша Вика!»
или «Вам нельзя доверять!», то он парирует обвинение отрицая его: «Я ни в чем не
виноват».
Например, если мать говорит: «И где же, интересно, Вы, были, юная леди?
Время уже после полуночи, и ты опоздала на 2 часа. Тебе просто нельзя доверять.»
(Это нападение с помощью «вы-послания»).
Дочь: «Прекрасно! В ту же минуту, как я вошла, ты набросилась на меня! Ты
никогда не даешь мне объясниться!» (Атака с помощью «вы- послания»).
«Я – послания» позволяют сделать нечто большее, чем просто кричать о
собственной «правоте» и «неправоте» родителя.
Мать: «Я так волновалась! Уже так поздно, а я даже не знала где ты.»
Дочь: «Мне очень жаль, что тебе пришлось беспокоится. Автобус сломался и
мне пришлось ждать другого. Я пыталась позвонить, но заряд телефона закончился».
Мать: «Ладно, по крайней мере ты пыталась позвонить. Главное, что ты дома и
вне опасности».
На этот раз мать воспользовалась «я – посланием» для выражения своего
беспокойства и заботы о дочери. Т.к дочь не чувствовала обвинений и нападок с ее
стороны, она не отрицала свою вину, у нее была возможность объясниться. И
конфликт был предотвращен.
Несогласия и ссоры усиливаются и осложняются из-за нашей неспособности
видеть мир не только глазами, но так же умом и сердцем друг друга. Об искусстве
общения мы должны говорить родителям на родительском собрании, при
индивидуальной беседе с ними. Надеюсь, что и дети, и их родители будут
внимательнее относится друг к другу.