Напоминание

Экологическое образование дошкольников


Автор: Мошкова Анастасия Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1 "Светлячок"
Населённый пункт: село Дивеево, Нижегородская область
Наименование материала: Отчет из опыта работы
Тема: Экологическое образование дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1

«Светлячок»

Подготовила Мошкова А,П.

воспитатель 1 кв. категории

2016 г.

1

Из опыта

работы

воспитателя

Самоценность дошкольного детства, определенная ФГОС ДО очевидна: первые семь лет

в

жизни

ребенка

-

это

период

его

интенсивного

развития,

период

непрерывного

совершенствования физических и психических возможностей.

Новообразованием

первых

семи

лет

является

становление

самосознания:

дошкольник

выделяет себя из предметного мира, осознает свое место в кругу близких и знакомых

людей, начинает осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире,

определять его ценности.

В этот период формируются начала взаимодействия с природой, с помощью взрослых

ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Большинство

выдающихся

мыслителей

и

педагогов

прошлого

придавали

огромное

значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе

источник знаний, средство для развития интеллекта, перцепции и характера

К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все

доступное и полезное для их умственного и речевого развития.

Идеи знакомства дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и

практике

советского

дошкольного

воспитания

в

статьях,

методических

работах

(О.

Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е.

Геннингс

и

др.).

Долгое

время

большим

подспорьем

для

практиков

дошкольного

воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З.

Д. Сизенко; не одно поколение педагогов обучалось по учебнику С. А. Веретенниковой.

Большую роль сыграли исследования ведущих педагогов и методистов, в центре внимания

которых

было

формирование

наблюдения

как

основного

метода

ознакомления

с

окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.

Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф.

Мазурина и др.).

Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли

исследования,

которые

начали

проводиться

в

1950-е

годы

на

кафедрах

дошкольной

педагогики пединститутов. Одно из первых - исследование Э. И. Залкинд, посвященное

ознакомлению дошкольников с птицами, - показало, как важна правильная организация

перцептивного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями

2

дает

детям

много

впечатлений,

которые

преобразуются

в

конкретные

и

обобщенные

представления, способствуют речевому развитию.

В

начале

1970-х

годов

начали

проводиться

педагогические

исследования,

которые

в

дальнейшем

вошли

в

ядро

теоретико-экспериментального

обоснования

методики

экологического

воспитания

дошкольников.

Это

было

связано

с

новыми

идеями,

инициированными

Академией

педагогических

наук.

Детскими

психологами

(В.

В.

Давыдов,

Д.

Б.

Эльконин

и

др.)

провозглашалась

необходимость:1)

усложнения

содержания

обучения

-

привнесения

в

него

теоретических

знаний,

отражающих

закономерности окружающей действительности;

2)

построения

системы

знаний,

усвоение

которых

обеспечивало

бы

эффективное

умственное развитие детей.

Разработкой

этой

идеи

в

сфере

дошкольного

образования,

обеспечивающая

хорошую

подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер

(НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети

дошкольного

возраста

могут

усвоить

систему

взаимосвязанных

знаний,

отражающую

закономерности

той

или

другой

области

действительности,

если

эта

система

будет

доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

В дошкольной педагогике широко внедряются исследования по отбору и систематизации

природоведческих

знаний,

отражающих

ведущие

закономерности

живой

(И.

А.

Хайдурова , С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др. )

природы.

В

исследованиях,

посвященных

живой

природе,

в

качестве

ведущей

была

выбрана

закономерность,

которой

подчиняется

жизнь

любого

организма,

а

именно

зависимость

существования

растений

и

животных

от

внешней

среды.

Эти

работы

положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.

Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки

зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного

состояния

и

их

осмысление

человечеством.

За

рубежом

и

в

России

в

этот

период

происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного

экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались

3

программы,

технологии,

учебные

и

методические

пособия

для

различных

категорий

учащихся.

В

нашей

стране

формировалась

общая

Концепция

непрерывного

экологического

образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного образования.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о

природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются

первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы

экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые,

воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для

всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку

прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Особенно важным в формировании системы знаний, по мнению С.Н. Николаевой, является

то, что все отдельные звенья системы выстроены в соответствии с характером и логикой

стихийно

сформированных

знаний

дошкольников,

они

являлись

«программой

самого

ребенка» и отвечали требованиям научной логики: каждое последующее звено системы

вытекает из предыдущего и развивает его.

Главная

цель

экологического

образования

это

формирование

нравственности,

духовности, интеллекта, формирование правильного отношения ребёнка к окружающей

его природе, к себе как части природы.

Любовь к природе, сознательное, бережное и

заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с раннего детства.

Экологическое образование детей дошкольного возраста предполагает:

-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

-формирование

системы

экологических

знаний

и

представлений

(интеллектуальное

развитие);

-развитие

эстетических

чувств

(умения

увидеть

и

прочувствовать

красоту

природы,

восхититься ею, желания сохранить её).

-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными,

по охране и защите природы.

4

Все составляющие подобного интеграционного подхода к экологическому воспитанию в

условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так,

гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас

мир

неповторим,

уникален,

нуждается

в

нашей

заботе,

и

закрепляется

в

процессе

практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого

уголка и т. д.

Таким образом,

важнейшим условием успешной реализации интеграционного подхода

является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям

правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми

участвуют в природоохранной деятельности.

Планирую и осуществляю образовательную деятельность по основной образовательной

программе дошкольного образования нашего ДОО, на основе Основной образовательной

программы

«От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой, парциально использую программы

«Наш дом – природа» Рыжова Н.А.,

«Юный

эколог»

Николаева

С.Н.,

«Семицветик»

С.Г.

и

В.И.Ашиковы,

«Природа

и

художник» Т.А. Копцева.

Мною определены следующие задачи:

-

Формирование

у

дошкольников

осознанного

отношения

к

природе,

ее

явлениям

и

объектам;

– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в

быту, социуме, природе);

– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного,

музыкального, изобразительного), мира природы.

- Совершенствование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами

природы;

- Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе исследования

объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;

-

Воспитание

элементарных

норм

поведения

по

отношению

к

миру

природы

и

окружающему миру в целом.

5

-

Формирование элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового

труда, труда в природе);

- Формирование понятий о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,

цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, пространстве и времени,

движении и покое, причинах и следствиях и др.);

- Формирование понятий о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её

природы, многообразии культур стран и народов мира.

Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:

- Комплекс познавательных интегрированных занятий.

- Разработан перспективный план

наблюдений за объектами и явлениями в живой и

неживой природе.

- Оформлен уголок экспериментирования с необходимым оборудованием

- Создана картотека

экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о

природе.

С целью повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической

компетенции

у

родителей

в

процессе

проведения

родительских

собраний,

мною,

в

программе Рower Рoint, создана серия презентаций, которая может стать своеобразным

планом

занятия

или

мероприятия,

его

логической

структурой,

т.е.

может

быть

использована на любом этапе занятия.

По данному направлению разработала и апробировала ряд занятий по экологии: «Берегите

воду», «Путешествие в лето», «Мир животной природы -чудесный мир», «Соберем урожай

овощей»,

«Море»,

«Дорога

к

крепкому

здоровью»,

«Путешествие

в

весенний

лес»,

«Поможем

ежику

собрать

грибы»,

«Какой

бывает

вода»,

«Домашние

животные»,

«Приключение

Незнайки»,

«Веселый

зоопарк»,

«Путешествие

в

Олимпийский

лес»,

компьютерные презентации: «Мир природы», «Домашние животные», «Дикие животные»,

«Эти удивительные насекомые», «Цветы»,

«Путешествие капельки», «Грибы», «Как

растут овощи» и др.

6

При реализации задач по экологическому воспитанию дошкольников использую ТРИЗ

технологии, проектную деятельность, игровую технологию интеллектуально – творческого

развития

детей

В.В.

Воскобовича,

графическое

моделирование,

детское

экспериментирование, это

позволяет мне более эффективно строить процесс изучения

новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний.

Важным источником знаний о природе является наблюдение. Одной из целей моей работы

является совершенствование умений и навыков детей в процессе наблюдений за живыми и

неживыми объектами природы. Для

реализации этой цели разработала перспективный

план

наблюдений за объектами и явлениями природы. Наблюдения дают возможность

знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений,

сезонных изменений в природе, определить качества предмета использую загадки, стихи,

пословицы,

поговорки,

потешки.

С

целью

развития

социального

и

эмоционального

интеллекта, эмоциональной отзывчивости предлагаю детям самостоятельно придумать

загадки,

где

поощряются

самостоятельные

высказывания

детей

относительно

предложенного задания, например:

«Много рук, а одна нога» (Дерево), (Соня К.),

«Дует сильно и поет, листики гоняет» (Ветер), (Валера Н.),

«Он похож на белых мушек, только тает, не лежит» (Снег), (Марат П.).

«Летает, жужжит, летом ест, зимой спит» (Жук), (Ариша Ш.),

«Живой…Растет, наряжается в беленькое платьице. (Одуванчик) (Данил П.)

«Красивая, разноцветная, живая, летает среди цветов, маленькая появляется из куколки»

(Бабочка), (Саша Б.)

«Стоит, шатается, шебуршится. Кто это?» (Дерево)

В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер,

времена года живут как одушевленные существа. Дети как будто сами вступают с ними в

контакт: солнце просят о тепле и ласке:

«Свети, свети, солнышко,

7

На зеленое полюшко,

На белую пшеницу,

На чистую водицу.

На наш садочек,

На аленький цветочек».

Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора

вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они

рождают в детях веру в весомость и значимость слов.

На

территории

детского

сада

создана

экологическая

тропа,

которая

выполняет

познавательную, развивающую и оздоровительную функцию. Именно экологическая тропа

позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой. При прохождении

экологической тропы у детей развиваются наблюдательность, познавательный интерес.

Одним

из

эффективных

и

наиболее

интересных

для

детей

средств

экологического

воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с

целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше

усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи

между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест

обитания,

о

последовательной

смене

сезонов

и

об

изменениях

в

живой

и

неживой

природе.Большие

возможности

в

воспитании

экологических

чувств

по

отношению

к

окружающему миру, заложены, прежде всего в дидактических играх. Дидактическая игра

– явление многоплановое, сложное. Это метод и форма обучения,

самостоятельная

игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Дидактические

игры, разработанные мной, («Зимующие птицы», «Загадай, а мы отгадаем», «Кто живет в

воде», «Дикие и домашние животные», «Помоги Незнайке собрать грибы», «Найди по

описанию», «Узнай и назови», «Пищевые цепочки на огороде», пластическая игра «Танец

бабочек», «С чем нельзя ходить в лес»); организую игры с природным материалом (песок,

вода, снег, листья, плоды), очень интересны игры с атрибутами, помогающими определить

направление ветра. Игры использую не только в свободной деятельности детей, но и

включаю в процесс НОД, целевые прогулки, а так же в экспериментальной деятельности

8

воспитанников. Очень эффективны игры с различным природным материалом (овощи,

фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), которые максимально приближают детей к

природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например:

«Детки на ветке», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек»,

«Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», и т. д. Особую радость и интерес

вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с

подражанием повадкам животных, их образу жизни:«Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в

некоторых

играх

отражаются

явления

неживой

природы:

«Капельки»,

«Солнышко

и

дождик», « Веселый ветерок».

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями

использую

опытно

исследовательскую

деятельность.

Дети,

прирожденные

исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к

эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя

задача

не

пресекать

эту

деятельность,

а

наоборот,

активно

поощрять.

Опытно-

исследовательскую деятельность включаю в игры, в НОД, она может быть связана с

трудом детей в уголке природы и на огороде.

Опыт

всегда

должен

строиться

на

основе

имеющихся

представлений,

которые

дети

получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших

группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В

каждом

опыте

раскрывается

причина

наблюдаемого

явления,

уточняются

знания

о

свойствах

и

качествах

объектов

природы

свойствах

снега,

воды,

растений,

об

их

изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса

к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Свою работу с детьми веду по двум направлениям:

- живая природа (растительный мир, влияние различных факторов на его рост и развитие).

- неживая природа (свойства и качества воды, воздуха, песка, снега).

Создала

уголок

экспериментирования

и

разработала

картотеку

для

детей

старшего

возраста

опытов

«Неживая

природа»,

«Занимательный

материал

о

природе.

Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные

опыты с ними (водой, воздухом, песком, растениями) позволяют познать их свойства,

9

качества,

возможности,

пробуждают

любознательность,

желание

узнать

больше,

обогащают яркими образами окружающего мира. Дети учатся анализировать, сравнивать,

обобщать, развивается у них познавательный интерес..

С

целью

знакомства

детей

с

природой,

воспитания

любви

к

ней,

создания

у

детей

практического опыта трудовой деятельности организую работу в уголке природы, где

содержатся комнатные растения, за которыми дети ежедневно ухаживают. Труд в уголке

природы

имеет

большое

воспитательное

значение.

У

детей

формируется

бережное,

заботливое

отношение

к

природе,

воспитывается

ответственное

отношение

к

своим

обязанностям.

В

процессе

ухода

дети

получают

представления

о

многообразии

растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них

нужно создавать, а помогают им в этом разработанные мною дидактические, пальчиковые

игры, календарь природы, где дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой

природы, вставляя картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице, «огород

на окне».

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это

организация проектной деятельности. Мною разработан и внедрен экологический проект

«Юные защитники природы».

Активное взаимодействие с семьями воспитанников помогает решить главную задачу –

воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, с этой целью

мною проводятся как традиционные формы работы, так и нетрадиционные: анкетирование

родителей, мастер-классы, деловые игры, консультации, беседы, родительские собрания по

методике Н.М.Метеновой, круглые столы.

Таким

образом,

опыт

моей

работы

показал,

что

зарождение

основ

нравственно-

экологической позиции личности и осознание потребности в экологически направленной

деятельности

ведет

к

активности

детей

и

формированию

у

них,

в

конечном

итоге

экологического сознания, умения самостоятельно мыслить, проявлять инициативность,

ответственность, умение принимать правильные решения.

Литература:

1.

Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка. Психологические труды в 2 т.,

М.: Педагогика, 1987.

10

2.

Зебзеева В.А.Теория и методика экологического образования детей. – М.: ТЦ Сфера,

2009.

3.

Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой.- М., 1983.

4.

Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с

детьми сред. и ст. групп детского сада.: книга для воспитателей детского сада. - М.:

Просвещение, 2004.

5.

Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа»: блок занятий !Я и природа». – М.:

Карапуз-Дидактика, 2005.

6.

Серебрякова

Т.А.

Экологическое

образование

в

дошкольном

возрасте.

-

М.:

Академия, 2008.

7.

Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа

и

методические рекомендации. – М., 2006.

11



В раздел образования