Напоминание

Интегрированный подход в гендерном воспитании дошкольников


Автор: Бородулина Ольга Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 81
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Интегрированный подход в гендерном воспитании дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Интегрированный подход в гендерном воспитании дошкольников

Старший воспитатель Бородулина О.М.
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 81 Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новых методик. Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние, не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств. Достижение данной цели возможно в совместной деятельности педагогов. В современных условиях в ДОУ работает много разных специалистов и чем их больше, тем острее встает необходимость координации, т.е. согласования их деятельности. Иначе может получиться как в басне Крылова, каждый тянет в свою сторону, а общего результата нет. Каждый из специалистов решает свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна - развитие личности ребенка, социализация его в обществе. Достигнуть её можно только согласовывая свои действия. Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. В качестве примера можно рассмотреть интеграцию специалистов при решении задач по гендерному воспитанию детей. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы. Интеграция позволяет не дублировать друг друга и избегать перегрузки детей. В нашем ДОУ осуществляется полоролевая социализация детей. Ведётся она планомерно, с должным педагогическим вниманием, с учётом дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек в разных видах деятельности. В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно – ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам (военный, пожарный, фея, принцесса и т.д.). В игре происходит воспитание ребёнка, как будущего мужчины или женщины. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно – бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группах нашего детского сада созданы условия для игр в «пожарных», «спасателей», «рыцарей», и др. Для девочек – «Салон красоты», уголок «Домашний уют» (модель домашнего очага: куклы, со всеми необходимыми аксессуарами, коляска, кроватка, игрушечная мебель). В дошкольном учреждении мальчики и девочки воспитываются совместно. Чтобы преодолеть разобщённость между ними организуются совместные игры, в процессе которых дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчик может быть не только воином, но и изобретателем, врачом, а девочка – не только принцессой, но и капитаном космического корабля, и учёным, и исследователем, и мамой. Именно поэтому в группах выделены игровые зоны, специально оборудованные для мальчиков и девочек, и организованны места для совместной деятельности, в ходе которой девочки остаются девочками, а мальчики – мальчиками.
Работа по гендерному воспитанию осуществляется как на совместных, так и на специально организованных занятиях. На таких занятиях прослеживается, каких качеств не хватает для того, что бы мальчики и девочки смогли выполнить выбранную ими работу и почувствовать себя уверенно. Так, в ходе этических бесед воспитатели уточняют гендерные представления детей, формируют представления о взаимодействиях с представителями своего и противоположного пола; о семейных половых ролях и полоролевом репертуаре; нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек: «Мальчики и девочки, кто они?», «Мальчики – юные мастера» «Девочки – маленькие хозяюшки». Велика роль сказки в воспитании у дошкольников полоролевого поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношения полов. Сюжет «женских» и «мужских» сказок построен таким образом, чтобы герои самостоятельно разобрались с возникающими трудностями и извлекли некий урок для себя. Сюжет же «смешанных сказок», в которых действуют антропоморфные герои, обязательно завершается воссоединением героя и героини, свадьбой. Работа воспитателей запланирована по разделам и подобранна соответствующая художественная литература. 1. «Мальчики и девочки - будущие мужчины и женщины». Сказки: «Гуси – лебеди», «Василиса Прекрасная», «Каша из топора» «Мужик и медведь». 2. «Маленькие умельцы и умелицы». Сказки: «Крошечка – Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица», «Царевна Лягушка». 3. «Защита и сострадание – качества мужчины и женщины». Сказки: «Никита Кожемяка», «Русалочка». «Добрыня и змей». 4. «Мужской и женский этикет». Сказки: «Морозко», «Дюймовочка», «Спящая красавица». 5. «Мальчики и девочки – будущие мамы и папы». Сказки: «Кукушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Мальчик - с - пальчик». Для реализации физического развития детей, была разработана программа «Здоровей- ка», в которой учитываются различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. На таких занятиях используем следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников: - Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек; (мальчики работают на канате, а девочки с лентами); - Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки 5 раз); - Различия по времени; - Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче
даётся мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам); - Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки – пчёлки); Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как); - Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта. В нашем дошкольном учреждении ведётся работа по оснащению спортивных уголков в группах в соответствии с потребностями мальчиков и девочек. Мы стараемся максимально учесть их интересы. Одним из эффективных средств социализации, как для мальчиков , так и для девочек является изобразительное искусство. В своих рисунках дети отражают свои представления о внешнем виде мальчиков и девочек, дружбе между ними, семейных отношениях («Моя семья», «Мои любимые игрушки», «Бальное платье», «Рыцари и принцессы» и т.д.). Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль и т.д.),мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально – ритмических движениях присутствует дифференциированый подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности (наездники, джигиты, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). В игре на музыкальных инструментах - ложки, барабаны, гармони – для мальчиков, бубны, колокольчики – для девочек. Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола. Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности – у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), видеоматериал и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используется при театрализации. Ведь театрализация – это синтез художественного слова и музыки. Все умения, знания и навыки, приобретённые детьми в процессе гендерного воспитания, культуру взаимоотношения полов можно увидеть при проведении праздников и развлечений для мальчиков и девочек. В нашем ДОУ были проведены следующие праздники: « Путешествие в страну мальчиков и девочек», «Вот бы нам у наших мам, научиться всем делам!», « Если хочешь быть военным», «Мамин день», «Ловкие, сильные, смелые».
При проведении гендерных праздников и развлечений мальчики совершенствуют такие мужские качества как храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость, девочки становятся более мягкими, беззащитными, требующими к себе внимания. Работа всех специалистов и воспитателей по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, дала положительные результаты: 1. Повысился уровень психолого- педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. 2. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. 3. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. Интеграция позволила педагогам пересмотреть традиционный подход к воспитанию мальчиков и девочек, выстроить процесс воспитания с учётом гендерных особенностей воспитанников, современных социокультурных потребностей общества и современной педагогической реальности, что становится важным фактором эффективного обучения, воспитания и позитивной их социализации. Это дает педагогам возможность самореализовываться, самовыражаться, способствует творческому подходу к педагогической деятельности, а ребенку позволяет реализовать свои творческие возможности.


В раздел образования