Интегрированный подход в гендерном воспитании дошкольников
Автор: Бородулина Ольга Михайловна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 81 Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: Статья Тема: Интегрированный подход в гендерном воспитании дошкольников Раздел: дошкольное образование
Интегрированный подход в гендерном воспитании дошкольников
Старший воспитатель Бородулина О.М.
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 81
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие
совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Инновационная деятельность развивается по определенным этапам и позволяет
учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке,
освоении, использованию и распространению новых методик. Развитие ДОУ, переход в
новое качественное состояние, не может осуществляться иначе, чем через освоение
новшеств.
Достижение данной цели возможно в совместной деятельности педагогов.
В современных условиях в ДОУ работает много разных специалистов и чем их
больше, тем острее встает необходимость координации, т.е. согласования их
деятельности. Иначе может получиться как в басне Крылова, каждый тянет в свою
сторону, а общего результата нет. Каждый из специалистов решает свои задачи, но цель в
конечном итоге у всех одна - развитие личности ребенка, социализация его в обществе.
Достигнуть её можно только согласовывая свои действия.
Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения
поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. В качестве
примера можно рассмотреть интеграцию специалистов при решении задач по гендерному
воспитанию детей. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы.
Интеграция позволяет не дублировать друг друга и избегать перегрузки детей.
В нашем ДОУ осуществляется полоролевая социализация детей. Ведётся она
планомерно, с должным педагогическим вниманием, с учётом дифференцированного
подхода к воспитанию мальчиков и девочек в разных видах деятельности.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно – ролевой
игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль
и действует в соответствии с принятой ролью, которая наиболее полно соответствует его
гендерным склонностям и интересам (военный, пожарный, фея, принцесса и т.д.). В игре
происходит воспитание ребёнка, как будущего мужчины или женщины. В игре можно
увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на
семейно – бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группах
нашего детского сада созданы условия для игр в «пожарных», «спасателей», «рыцарей», и
др. Для девочек – «Салон красоты», уголок «Домашний уют» (модель домашнего очага:
куклы, со всеми необходимыми аксессуарами, коляска, кроватка, игрушечная мебель).
В дошкольном учреждении мальчики и девочки воспитываются совместно. Чтобы
преодолеть разобщённость между ними организуются совместные игры, в процессе
которых дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.
Мальчик может быть не только воином, но и изобретателем, врачом, а девочка – не только
принцессой, но и капитаном космического корабля, и учёным, и исследователем, и мамой.
Именно поэтому в группах выделены игровые зоны, специально оборудованные для
мальчиков и девочек, и организованны места для совместной деятельности, в ходе которой
девочки остаются девочками, а мальчики – мальчиками.
Работа по гендерному воспитанию осуществляется как на совместных, так и на
специально организованных занятиях. На таких занятиях прослеживается, каких качеств
не хватает для того, что бы мальчики и девочки смогли выполнить выбранную ими работу
и почувствовать себя уверенно. Так, в ходе этических бесед воспитатели уточняют
гендерные представления детей, формируют представления о взаимодействиях с
представителями своего и противоположного пола; о семейных половых ролях и
полоролевом репертуаре; нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек:
«Мальчики и девочки, кто они?», «Мальчики – юные мастера» «Девочки – маленькие
хозяюшки».
Велика роль сказки в воспитании у дошкольников полоролевого поведения.
Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным
полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношения полов.
Сюжет «женских» и «мужских» сказок построен таким образом, чтобы герои
самостоятельно разобрались с возникающими трудностями и извлекли некий урок для
себя. Сюжет же «смешанных сказок», в которых действуют антропоморфные герои,
обязательно завершается воссоединением героя и героини, свадьбой.
Работа воспитателей запланирована по разделам и подобранна соответствующая
художественная литература.
1.
«Мальчики и девочки - будущие мужчины и женщины». Сказки: «Гуси – лебеди»,
«Василиса Прекрасная», «Каша из топора» «Мужик и медведь».
2.
«Маленькие умельцы и умелицы». Сказки: «Крошечка – Хаврошечка»,
«Рукодельница и Ленивица», «Царевна Лягушка».
3.
«Защита и сострадание – качества мужчины и женщины». Сказки: «Никита
Кожемяка», «Русалочка». «Добрыня и змей».
4.
«Мужской и женский этикет». Сказки: «Морозко», «Дюймовочка», «Спящая
красавица».
5.
«Мальчики и девочки – будущие мамы и папы». Сказки: «Кукушка», «Сказка о
рыбаке и рыбке», «Мальчик - с - пальчик».
Для реализации физического развития детей, была разработана программа «Здоровей-
ка», в которой учитываются различия в развитии двигательных функций мальчиков и
девочек, дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания.
Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг
от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические
качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими.
На таких занятиях используем следующие методические приёмы для учёта половых
особенностей дошкольников:
- Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек; (мальчики
работают на канате, а девочки с лентами); -
Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки 5 раз); -
Различия по времени;
- Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче
даётся мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам);
- Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки – пчёлки);
Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их
деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как);
- Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
В нашем дошкольном учреждении ведётся работа по оснащению спортивных
уголков в группах в соответствии с потребностями мальчиков и девочек. Мы стараемся
максимально учесть их интересы.
Одним из эффективных средств социализации, как для мальчиков , так и для
девочек является изобразительное искусство. В своих рисунках дети отражают свои
представления о внешнем виде мальчиков и девочек, дружбе между ними, семейных
отношениях («Моя семья», «Мои любимые игрушки», «Бальное платье», «Рыцари и
принцессы» и т.д.).
Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей.
На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в
различных видах музыкальной деятельности.
При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль и т.д.),мальчики овладевают
навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе,
мягкости движений.
В музыкально – ритмических движениях присутствует дифференциированый
подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости,
стремительности (наездники, джигиты, бравые солдаты), у девочек преобладает
плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами).
В игре на музыкальных инструментах - ложки, барабаны, гармони – для
мальчиков, бубны, колокольчики – для девочек.
Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений
ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего
пола.
Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и
женственности – у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное
слово (сказки, былины, стихи, рассказы), видеоматериал и элементы мужских и женских
костюмов. Наиболее полно всё это используется при театрализации. Ведь театрализация
– это синтез художественного слова и музыки.
Все умения, знания и навыки, приобретённые детьми в процессе гендерного
воспитания, культуру взаимоотношения полов можно увидеть при проведении праздников
и развлечений для мальчиков и девочек.
В нашем ДОУ были проведены следующие праздники: « Путешествие в страну мальчиков
и девочек», «Вот бы нам у наших мам, научиться всем делам!», « Если хочешь быть
военным», «Мамин день», «Ловкие, сильные, смелые».
При проведении гендерных праздников и развлечений мальчики совершенствуют
такие мужские качества как храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость,
находчивость, девочки становятся более мягкими, беззащитными, требующими к себе
внимания.
Работа всех специалистов и воспитателей по созданию в детском саду условий,
способствующих гендерной социализации детей, дала положительные результаты:
1.
Повысился уровень психолого- педагогической компетентности воспитателей и
вырос их творческий потенциал.
2.
Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей
разного пола.
3.
Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более
внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по
отношению к мальчикам.
Интеграция позволила педагогам пересмотреть традиционный подход к воспитанию
мальчиков и девочек, выстроить процесс воспитания с учётом гендерных особенностей
воспитанников, современных социокультурных потребностей общества и современной
педагогической реальности, что становится важным фактором эффективного обучения,
воспитания и позитивной их социализации. Это дает педагогам возможность
самореализовываться, самовыражаться, способствует творческому подходу к
педагогической деятельности, а ребенку позволяет реализовать свои творческие
возможности.