Автор: Непомнящая Людмила Николаевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №8 им.Ю.Г.Суткового г. Челябинска
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Формирование приёмов методов учебной деятельности для начинающих и учащихся младших классов.
Раздел: дополнительное образование
Формирование приёмов (методов) учебной деятельности для
начинающих и учащихся младших классов.
Доклад Непомнящей Людмилы Николаевны.
Хочу
поделиться
наработанными
мною
методами
обучения
начинающих и младших учащихся в классе фортепиано для обеспечения
всестороннего развития юных музыкантов.
Цели: - активизация мышления;
- развитие способностей ребёнка и его творческого потенциала;
- развитие сферы чувств;
- организация самостоятельной работы.
Чтобы
осуществлять
эту
работу,
необходим
высокий
темп
урока,
интенсивность,
чёткое
распределение
времени.
Ребёнок
не
устаёт,
т.к.
сложные задания чередуются с простыми, серьёзные с весёлыми и физически
подвижными.
Должен
присутствовать
момент
неожиданности
и
парадоксальности. Должно поощряться любое проявление инициативы со
стороны ребёнка и его собственное мнение.
I. Общие положения.
сразу завысить планку во всём, объяснив ребёнку, что он – человек и
имеет много даров: разум, чувства, уникальное тело, смелость, силу,
волю и т.д.;
запретить отвечать: «не знаю» и «не получается» (если делать так, как
тебя учат, то не получаться не может);
все в обязательном порядке ходят классом в филармонию, в театр;
обязательный просмотр передач по TV «Культура», таких как: конкурс
«Щелкунчик», «Синяя птица», «Большая опера», фестиваль «Спасская
башня»,
юбилейные
концерты
виднейших
музыкантов;
запоминать
имена артистов, записывать, что понравилось;
привлечение
родителей
и
интернета
для
«добываний»
знаний
по
музыке;
всемерно
расширять
музыкальный
кругозор.
Сделать
так,
чтобы
музыка
окружала
и
обступала
со
всех
сторон
и
объединяла
мир,
являлась поводом для понимания всего, проникновения во всё: земного
и возвышенного, простого и сложного, печального и радостного;
всё, всегда и везде слышать и оценивать, уметь прислушиваться;
в классе не разучивать домашнее задание;
воспитывать практически сразу на большой музыке;
постоянно играть самому преподавателю;
опережение – один из главных приёмов: рассказать, дать послушать до
того, как ребёнок будет что – то изучать по программе;
как можно раньше знакомить со всем разнообразием жанров в музыке;
«широкозахватный» метод: понемногу всё сразу. Для малышей до 10
заданий в урок. Например: освоение нотной грамоты; игра по нотам;
игра
«с
рук»;
всевозможные
«угадайки»;
запоминание
популярной
классической музыки; подбор по слуху; транспонирование; сочинение
музыки или стихов; рисунки; упражнения; разыгрывание сценок; танец
под музыку; и другие творческие задания;
теоретический материал на первом месте!;
педаль – с первых месяцев обучения;
с первых прикосновений – качество и характер звука;
гаммы на второй – третий месяц обучения;
ансамблевые навыки с первых уроков;
постоянно петь;
иногда полезно обмануть ребёнка: «это совсем не трудно», «все это
быстро усваивают» и т.п.;
«скорейшая деинфантелизация ребёнка» - по словам Захара Брона;
Детей, по большому счёту, интересует то, что связано с основными
вопросами
философии
(от
простенькой
пьески
–
к
сути
важного
явления);
Леонардо да Винчи: «Самое великое из эстетических наслаждений –
познание
истины».
Музыка
может
служить
поводом
и
ступенью
к
этому;
Иосиф Бродский: «В каждом человеке – Бог, в каждой музыке – Бах»;
Галина Уланова: главные слова «должен» и «надо»;
главное для преподавателя – без устали сеять и сеять…
II. Задания, направленные на формирование конкретных навыков.
1. «Угадайки» (не подсматривать!):
найти спетый или взятый на другом инструменте звук;
в какой октаве звук;
куда стремится мелодия: вверх или вниз;
в какой руке мелодия, а где сопровождение (в сложной фактуре -
в
каком голосе мелодия);
найти тонику незаконченной (недопетой) мелодии;
определить в какой тональности….
из обязательного списка классической музыки постоянно устраивать
викторины;
преподаватель
играет
пьесу
(на
память)
или
напевает
мелодию,
а
ученик находит по нотам это произведение;
преподаватель
играет
произведение,
ученик
определяет
на
слух,
сколько звучит голосов;
назвать стиль (эпоху) исполняемого произведения;
определять жанры.
2. Задания на воображение:
придумать название к музыке;
что «вижу» «на экране», когда звучит исполняемая музыка;
назвать 8 – 10 определений к характеру исполняемого произведения;
пользуясь оглавлением, подобрать название музыки.
3. На внимание (начинающие):
менять
порядок
расставленных
игрушек
(из
«Киндер
сюрприза»),
ученик должен вернуть в прежнее положение;
назвать по памяти порядок игрушек;
кто найдёт больше обозначений в нотах;
показать фрагмент знакомой пьески, ученик должен узнать её;
посмотрев на лёгкий текст, воспроизвести по памяти;
разрезать
отпечатанный
текст
произведения,
отделив
мелодию
от
аккомпанемента,
перемешать,
дети
должны
подобрать
и
сложить
в
первоначальном варианте;
преподаватель играет с ошибками, задание – услышать и указать на
ошибки.
4. Развитие тактильных ощущений:
с закрытыми глазами угадать, ощупывая двумя руками, какой предмет
подали
в
руки.
Годятся
мелкие
предметы,
желательно
необычные
(можно игрушки из «Киндер сюрприза»);
наощупь находить нужные клавиши;
наощупь сыграть мелодию, своё произведение.
5.
Упражнение
на
развитие
интонационного
слуха (академик Асафьев:
«Музыка - есть искусство интонированного смысла):
точно повторить короткую интонацию за преподавателем, спетую или
сыгранную;
сказать какое – то слово или фразу с разной интонацией (8 – 10
вариантов);
выявить смысл произнесённого кем – то с определённой интонацией;
голосом известных героев сказок или мультфильмов сказать что – то;
манипулировать игрушками, озвучивая действия «их» голосами;
читать текст по ролям, голоса героев должны быть разными.
6. Сочинять сочинения, рифмы:
подставлять рифмы;
сочинить последнюю строчку четверостишья;
сочинять стихи, сказки;
подбор;
сочинять простые секвенции, пьески, песни.
7. Дирижировать под исполняемую педагогом музыку:
преподаватель играет под «дирижёра» (знакомое ученику произведение
или то, что учит он сам).
8. Музицирование:
ученик играет мелодию, а всю остальную фактуру – преподаватель. Это
интересно делать в популярных произведения;
ученик играет простой аккомпанемент, а мелодию и всю фактуру –
преподаватель.
9. Ритм:
преподаватель выстукивает ритм знакомой песенки, ученик угадывает
песенку;
хлопать сильную долю;
под музыку хлопать выбранный остинатный ритм;
самому под музыку подобрать остинатный ритм и исполнить (можно
использовать шумовые инструменты);
придумывать остинатные сложные ритмы, выбивать по поверхности
двумя руками.
10. Координация движений:
пальчиковые упражнения (упражнения для рук);
ручные игры вдвоём;
придумывать упражнения на сочетание определённых движений двух
рук или рук и ног;
рисовать на листе одновременно двумя руками.
11. Коллективные занятия:
Эти занятия полезны и продуктивны, т.к. дети любят всё делать в
группе.
Возникает
и
соревновательный
момент,
что
положительно
влияет на результаты.
многие из вышеперечисленных заданий дети с удовольствием делают
вместе, часто в игровой форме;
«Учитель – ученик». Меняться ролями. «Учитель» замечает ошибки,
помогает ученику их исправить.