Напоминание

Формирование приёмов методов учебной деятельности для начинающих и учащихся младших классов.


Автор: Непомнящая Людмила Николаевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №8 им.Ю.Г.Суткового г. Челябинска
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Формирование приёмов методов учебной деятельности для начинающих и учащихся младших классов.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Формирование приёмов (методов) учебной деятельности для

начинающих и учащихся младших классов.

Доклад Непомнящей Людмилы Николаевны.

Хочу

поделиться

наработанными

мною

методами

обучения

начинающих и младших учащихся в классе фортепиано для обеспечения

всестороннего развития юных музыкантов.

Цели: - активизация мышления;

- развитие способностей ребёнка и его творческого потенциала;

- развитие сферы чувств;

- организация самостоятельной работы.

Чтобы

осуществлять

эту

работу,

необходим

высокий

темп

урока,

интенсивность,

чёткое

распределение

времени.

Ребёнок

не

устаёт,

т.к.

сложные задания чередуются с простыми, серьёзные с весёлыми и физически

подвижными.

Должен

присутствовать

момент

неожиданности

и

парадоксальности. Должно поощряться любое проявление инициативы со

стороны ребёнка и его собственное мнение.

I. Общие положения.

сразу завысить планку во всём, объяснив ребёнку, что он – человек и

имеет много даров: разум, чувства, уникальное тело, смелость, силу,

волю и т.д.;

запретить отвечать: «не знаю» и «не получается» (если делать так, как

тебя учат, то не получаться не может);

все в обязательном порядке ходят классом в филармонию, в театр;

обязательный просмотр передач по TV «Культура», таких как: конкурс

«Щелкунчик», «Синяя птица», «Большая опера», фестиваль «Спасская

башня»,

юбилейные

концерты

виднейших

музыкантов;

запоминать

имена артистов, записывать, что понравилось;

привлечение

родителей

и

интернета

для

«добываний»

знаний

по

музыке;

всемерно

расширять

музыкальный

кругозор.

Сделать

так,

чтобы

музыка

окружала

и

обступала

со

всех

сторон

и

объединяла

мир,

являлась поводом для понимания всего, проникновения во всё: земного

и возвышенного, простого и сложного, печального и радостного;

всё, всегда и везде слышать и оценивать, уметь прислушиваться;

в классе не разучивать домашнее задание;

воспитывать практически сразу на большой музыке;

постоянно играть самому преподавателю;

опережение – один из главных приёмов: рассказать, дать послушать до

того, как ребёнок будет что – то изучать по программе;

как можно раньше знакомить со всем разнообразием жанров в музыке;

«широкозахватный» метод: понемногу всё сразу. Для малышей до 10

заданий в урок. Например: освоение нотной грамоты; игра по нотам;

игра

«с

рук»;

всевозможные

«угадайки»;

запоминание

популярной

классической музыки; подбор по слуху; транспонирование; сочинение

музыки или стихов; рисунки; упражнения; разыгрывание сценок; танец

под музыку; и другие творческие задания;

теоретический материал на первом месте!;

педаль – с первых месяцев обучения;

с первых прикосновений – качество и характер звука;

гаммы на второй – третий месяц обучения;

ансамблевые навыки с первых уроков;

постоянно петь;

иногда полезно обмануть ребёнка: «это совсем не трудно», «все это

быстро усваивают» и т.п.;

«скорейшая деинфантелизация ребёнка» - по словам Захара Брона;

Детей, по большому счёту, интересует то, что связано с основными

вопросами

философии

(от

простенькой

пьески

к

сути

важного

явления);

Леонардо да Винчи: «Самое великое из эстетических наслаждений –

познание

истины».

Музыка

может

служить

поводом

и

ступенью

к

этому;

Иосиф Бродский: «В каждом человеке – Бог, в каждой музыке – Бах»;

Галина Уланова: главные слова «должен» и «надо»;

главное для преподавателя – без устали сеять и сеять…

II. Задания, направленные на формирование конкретных навыков.

1. «Угадайки» (не подсматривать!):

найти спетый или взятый на другом инструменте звук;

в какой октаве звук;

куда стремится мелодия: вверх или вниз;

в какой руке мелодия, а где сопровождение (в сложной фактуре -

в

каком голосе мелодия);

найти тонику незаконченной (недопетой) мелодии;

определить в какой тональности….

из обязательного списка классической музыки постоянно устраивать

викторины;

преподаватель

играет

пьесу

(на

память)

или

напевает

мелодию,

а

ученик находит по нотам это произведение;

преподаватель

играет

произведение,

ученик

определяет

на

слух,

сколько звучит голосов;

назвать стиль (эпоху) исполняемого произведения;

определять жанры.

2. Задания на воображение:

придумать название к музыке;

что «вижу» «на экране», когда звучит исполняемая музыка;

назвать 8 – 10 определений к характеру исполняемого произведения;

пользуясь оглавлением, подобрать название музыки.

3. На внимание (начинающие):

менять

порядок

расставленных

игрушек

(из

«Киндер

сюрприза»),

ученик должен вернуть в прежнее положение;

назвать по памяти порядок игрушек;

кто найдёт больше обозначений в нотах;

показать фрагмент знакомой пьески, ученик должен узнать её;

посмотрев на лёгкий текст, воспроизвести по памяти;

разрезать

отпечатанный

текст

произведения,

отделив

мелодию

от

аккомпанемента,

перемешать,

дети

должны

подобрать

и

сложить

в

первоначальном варианте;

преподаватель играет с ошибками, задание – услышать и указать на

ошибки.

4. Развитие тактильных ощущений:

с закрытыми глазами угадать, ощупывая двумя руками, какой предмет

подали

в

руки.

Годятся

мелкие

предметы,

желательно

необычные

(можно игрушки из «Киндер сюрприза»);

наощупь находить нужные клавиши;

наощупь сыграть мелодию, своё произведение.

5.

Упражнение

на

развитие

интонационного

слуха (академик Асафьев:

«Музыка - есть искусство интонированного смысла):

точно повторить короткую интонацию за преподавателем, спетую или

сыгранную;

сказать какое – то слово или фразу с разной интонацией (8 – 10

вариантов);

выявить смысл произнесённого кем – то с определённой интонацией;

голосом известных героев сказок или мультфильмов сказать что – то;

манипулировать игрушками, озвучивая действия «их» голосами;

читать текст по ролям, голоса героев должны быть разными.

6. Сочинять сочинения, рифмы:

подставлять рифмы;

сочинить последнюю строчку четверостишья;

сочинять стихи, сказки;

подбор;

сочинять простые секвенции, пьески, песни.

7. Дирижировать под исполняемую педагогом музыку:

преподаватель играет под «дирижёра» (знакомое ученику произведение

или то, что учит он сам).

8. Музицирование:

ученик играет мелодию, а всю остальную фактуру – преподаватель. Это

интересно делать в популярных произведения;

ученик играет простой аккомпанемент, а мелодию и всю фактуру –

преподаватель.

9. Ритм:

преподаватель выстукивает ритм знакомой песенки, ученик угадывает

песенку;

хлопать сильную долю;

под музыку хлопать выбранный остинатный ритм;

самому под музыку подобрать остинатный ритм и исполнить (можно

использовать шумовые инструменты);

придумывать остинатные сложные ритмы, выбивать по поверхности

двумя руками.

10. Координация движений:

пальчиковые упражнения (упражнения для рук);

ручные игры вдвоём;

придумывать упражнения на сочетание определённых движений двух

рук или рук и ног;

рисовать на листе одновременно двумя руками.

11. Коллективные занятия:

Эти занятия полезны и продуктивны, т.к. дети любят всё делать в

группе.

Возникает

и

соревновательный

момент,

что

положительно

влияет на результаты.

многие из вышеперечисленных заданий дети с удовольствием делают

вместе, часто в игровой форме;

«Учитель – ученик». Меняться ролями. «Учитель» замечает ошибки,

помогает ученику их исправить.



В раздел образования