Автор: Гезь Лариса Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №80"
Населённый пункт: город Северск, Томской области
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическое здоровье – основа полноценного развития ребёнка."
Раздел: среднее образование
Психологическое здоровье –
основа полноценного развития ребёнка.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 80» г.Северск
Гезь Лариса Владимировна
педагог-психолог
Повышение эффективности обучения и воспитания школьников
находится в центре внимания современных педагогов. Результатив-
ность образовательного процесса осуществляется через использование
последних достижений психологии, информатики, теории управления
познавательной деятельностью и т.д. В связи с этим решается ряд та-
ких проблем как переустройство учебного процесса с учётом психофи-
зиологических особенностей детей; совершенствование методических
принципов, связанных с внедрением содержания обучения, индивиду-
ализацией усвоения знаний, развитием познавательных интересов уча-
щихся, реализацией их творческого потенциала; совершенствование
процесса обучения и воспитания, которое позволяет сделать приори-
тетным развитие личности учащегося. В решении данных проблем
важное место отводится разработке и внедрению новых педагогиче-
ских технологий. Образование переходит от традиционной педагогики
к инновационной, благодаря внедрению личностно-ориентированных
технологий. Обучение переводится на субъективную основу с уста-
новкой на саморазвитие личности.
Традиционно педагоги большое внимание уделяют методическим
основам построения и содержания уроков. Главный же смысл деятель-
ности учителя состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся
ситуацию успеха. Проживая ситуацию успеха, ребёнок обретает до-
стоинство, ощущение радости достижения, осознание своих возмож-
ностей, веры в себя, что порождает удовлетворённость жизнью на дан-
ный момент. Всё это ведет к сохранению психологического здоровья,
как учащегося, так и учителя. Понятия «успешность» и «здоровье»
взаимосвязаны. По мнению представителя гуманистической психоло-
гии К. Роджерса учитель может создать в классе нужную атмосферу
для индивидуального развития
ребёнка, оказать помощь в его лич-
ностном росте, так как педагогика сродни терапии: она всегда должна
возвращать ребёнку его физическое и психическое здоровье.
Психологическое здоровье понимается нами как радость и актив-
ность, самостоятельность и доброжелательность, инициативность и
уверенность в себе, открытость и умение сопереживать. Все дети в на-
1
стоящих условиях нуждаются в той или иной психологической под-
держке, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных
факторов, которые приводят к ухудшению здоровья физического, пси-
хического, социального. Это требует осмысления и оказания соответ-
ствующей помощи со стороны окружающих ребёнка взрослых.
В решении данного вопроса актуальным является разработка и
внедрения тех педагогических приёмов, методов, технологий, исполь-
зование которых идёт на пользу здоровью учащихся, так как значи-
тельную часть своего времени они находятся в школе.
Активно включаясь в инновационные преобразования, педагоги
школы осваивают и реализуют в своей практике те педагогические
технологии, которые помогают осуществлять учебно-воспитательный
процесс без ущерба для здоровья школьников, готовят детей к жизни.
На уроках, занятиях спецкурсов, кружков для детей создаются ситуа-
ции успеха через использование таких стимулов как радость познания,
пример идеала, общение и сотрудничество, эмоциональный стимул и
другие. Стимулирование достижения успеха учащимися в культурно-
образовательном пространстве школы объединяет все направления де-
ятельности педагогического коллектива, содействует сохранению и
укреплению здоровья детей. Опираясь на идеи педагогики оздоровле-
ния, учителя начальной школы широко используют возможности уро-
ка как средство реализации здоровьесберегающих технологий. В темы
учебных занятий по различным предметам включаются основные по-
нятия и представления о здоровом образе жизни. Через практический
метод, познавательные игры, активные методы обучения и воспитания
у детей совершенствуются знания, умения и навыки для поддержки их
здоровья. В соответствии с конкретными условиями на занятиях выби-
раются такие средства как физкультминутки и подвижные перемены:
минутка покоя, различные виды гимнастики (пальчиковые, дыхатель-
ные, для бодрости, профилактики простудных заболеваний), игры, ле-
чебная физкультура и другие. Особое значение этому уделяется в ра-
боте с детьми, которые обучаются в классах с заболеваниями верхних
дыхательных путей.
В режиме школы в течение нескольких лет осуществляется психо-
логическая
поддержка
учащихся
на
предметах
человековедческого
цикла. На занятиях решаются следующие задачи: обучение положи-
тельному отношению к себе и принятие других людей; умение пони-
мать и раскрывать свои эмоциональные состояния, свободно и откры-
то проявлять чувства без причинения вреда другим; формирование по-
требности к саморазвитию; содействие росту и развитию личности
ребёнка. Тематическое содержание программы «Человековедение» по-
2
строено с учётом особенностей детей младшего школьного возраста и
раскрывается в следующих направлениях: представление о себе («Об-
раз Я», «Что я знаю о себе», «Каким я вижу себя», «Мир внутри
меня», «Что я люблю», «Мои эмоции, качества, достоинства…»); при-
нятие окружающих («Я глазами других», «Я в семье», «Знаем ли мы
друг друга» и т.д.) У детей вызывают активный интерес и обсуждение
бесед о рождении ребёнка, о тех изменениях, которые происходят в се-
мье в связи с этим важным событием, о роли мамы и папы, их отноше-
ниях, качествах; какими видят себя дети в свое будущей взрослой жиз-
ни. Игровые ситуации раскрывают и помогают пережить проблемы, с
которыми
дети
встречаются
в
школьной
жизни,
в
общении
с
од-
ноклассниками, взрослыми. Иногда задуманная педагогом тема может
получить иное развитие, так как появляются вопросы, на которые им
хочется получить информацию именно сейчас, в данный момент. Ча-
сто ребята, таким образом, подсказывают необходимые практические
приёмы, задания для решения некоторых жизненных ситуаций.
В создании для детей ситуации успеха, психологического комфор-
та
ведущими
являются
следующие
условия:
выбор
технологий
на
основе антропологических идей, создание положительного фона, со-
действие раскрытию и самореализации каждого участника образова-
тельного процесса, настрой на позитивную тональность, помощь в ре-
шении возникающих индивидуальных проблем. Занятия сопровово-
ждаются музыкой, упражнениями на релаксацию, которые помогают
снять психическое напряжение в конце учебного дня. Это ещё одно из
условий для создания успешной последующей деятельности для раз-
вития своих духовно-нравственных качеств, гармонизации состояний.
Анализируя свои собственные чувства и ощущения, находя сходства и
различия у себя и у других, ребёнок может понять сложность и богат-
ство внутреннего мира человека, необходимость бережного отноше-
ния к нему.
Цели программ реализуются с помощью таких средств: игры,
музыка, ритмические движения, рисование и лепка, элементы арт-
терапии, приёмы пластического интонирования, тренинги, упражне-
ния. Всё это даёт возможность решать на занятиях несколько задач и
оказывать на разных детей различное воздействие. Ведущим методом
является игра, что соответствует возрасту детей. Активно используют-
ся
игры:
ролевые,
психогимнастические,
коммуникативные;
игры,
направленные на развитие воображения, эмоционально-чувственной
сферы ребёнка и т.д. Важным средством в предмете «Человековеде-
ние» является сказка – это и рисование сюжета, сочинение, постанов-
ка. В конце занятия осуществляется рефлексия: осмысление результа-
3
тов проделанной работы, установка на сотрудничество и позитивную
деятельность.
Выполнение творческих заданий в ходе занятий оптимизирует
психофизическое состояние младшего школьника, помогает координи-
ровать его нравственные силы, благотворно влияет на эмоциональное
и познавательное развитие. Совокупность приёмов и методов предме-
тов человековедческого цикла направлено на сохранение психологиче-
ского здоровья стимулирует то положительное, что заложено в каждом
ребенке, делает его успешным и счастливым.
Литература.
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 клас-
сы. М.: «ВАКО», 2004. - 296 с.
2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое по-
собие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 224с.
3. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. По-
собие для учителя. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. -384с.
4. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое посо-
бие. – М.: «Роспедагенство», 1997.-176 с.
5. Сигимова М.Н. Кто Я? Какой Я? Методическое пособие для учителей началь -
ных классов. – Новосибирск: НИПКиПРО, 1995. – 134с.
6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. М: Генезис, 2004. – 175с.
4