Напоминание

"Психологическое здоровье – основа полноценного развития ребёнка."


Автор: Гезь Лариса Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №80"
Населённый пункт: город Северск, Томской области
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическое здоровье – основа полноценного развития ребёнка."
Раздел: среднее образование





Назад




Психологическое здоровье –

основа полноценного развития ребёнка.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 80» г.Северск

Гезь Лариса Владимировна

педагог-психолог

Повышение эффективности обучения и воспитания школьников

находится в центре внимания современных педагогов. Результатив-

ность образовательного процесса осуществляется через использование

последних достижений психологии, информатики, теории управления

познавательной деятельностью и т.д. В связи с этим решается ряд та-

ких проблем как переустройство учебного процесса с учётом психофи-

зиологических особенностей детей; совершенствование методических

принципов, связанных с внедрением содержания обучения, индивиду-

ализацией усвоения знаний, развитием познавательных интересов уча-

щихся, реализацией их творческого потенциала; совершенствование

процесса обучения и воспитания, которое позволяет сделать приори-

тетным развитие личности учащегося. В решении данных проблем

важное место отводится разработке и внедрению новых педагогиче-

ских технологий. Образование переходит от традиционной педагогики

к инновационной, благодаря внедрению личностно-ориентированных

технологий. Обучение переводится на субъективную основу с уста-

новкой на саморазвитие личности.

Традиционно педагоги большое внимание уделяют методическим

основам построения и содержания уроков. Главный же смысл деятель-

ности учителя состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся

ситуацию успеха. Проживая ситуацию успеха, ребёнок обретает до-

стоинство, ощущение радости достижения, осознание своих возмож-

ностей, веры в себя, что порождает удовлетворённость жизнью на дан-

ный момент. Всё это ведет к сохранению психологического здоровья,

как учащегося, так и учителя. Понятия «успешность» и «здоровье»

взаимосвязаны. По мнению представителя гуманистической психоло-

гии К. Роджерса учитель может создать в классе нужную атмосферу

для индивидуального развития

ребёнка, оказать помощь в его лич-

ностном росте, так как педагогика сродни терапии: она всегда должна

возвращать ребёнку его физическое и психическое здоровье.

Психологическое здоровье понимается нами как радость и актив-

ность, самостоятельность и доброжелательность, инициативность и

уверенность в себе, открытость и умение сопереживать. Все дети в на-

1

стоящих условиях нуждаются в той или иной психологической под-

держке, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных

факторов, которые приводят к ухудшению здоровья физического, пси-

хического, социального. Это требует осмысления и оказания соответ-

ствующей помощи со стороны окружающих ребёнка взрослых.

В решении данного вопроса актуальным является разработка и

внедрения тех педагогических приёмов, методов, технологий, исполь-

зование которых идёт на пользу здоровью учащихся, так как значи-

тельную часть своего времени они находятся в школе.

Активно включаясь в инновационные преобразования, педагоги

школы осваивают и реализуют в своей практике те педагогические

технологии, которые помогают осуществлять учебно-воспитательный

процесс без ущерба для здоровья школьников, готовят детей к жизни.

На уроках, занятиях спецкурсов, кружков для детей создаются ситуа-

ции успеха через использование таких стимулов как радость познания,

пример идеала, общение и сотрудничество, эмоциональный стимул и

другие. Стимулирование достижения успеха учащимися в культурно-

образовательном пространстве школы объединяет все направления де-

ятельности педагогического коллектива, содействует сохранению и

укреплению здоровья детей. Опираясь на идеи педагогики оздоровле-

ния, учителя начальной школы широко используют возможности уро-

ка как средство реализации здоровьесберегающих технологий. В темы

учебных занятий по различным предметам включаются основные по-

нятия и представления о здоровом образе жизни. Через практический

метод, познавательные игры, активные методы обучения и воспитания

у детей совершенствуются знания, умения и навыки для поддержки их

здоровья. В соответствии с конкретными условиями на занятиях выби-

раются такие средства как физкультминутки и подвижные перемены:

минутка покоя, различные виды гимнастики (пальчиковые, дыхатель-

ные, для бодрости, профилактики простудных заболеваний), игры, ле-

чебная физкультура и другие. Особое значение этому уделяется в ра-

боте с детьми, которые обучаются в классах с заболеваниями верхних

дыхательных путей.

В режиме школы в течение нескольких лет осуществляется психо-

логическая

поддержка

учащихся

на

предметах

человековедческого

цикла. На занятиях решаются следующие задачи: обучение положи-

тельному отношению к себе и принятие других людей; умение пони-

мать и раскрывать свои эмоциональные состояния, свободно и откры-

то проявлять чувства без причинения вреда другим; формирование по-

требности к саморазвитию; содействие росту и развитию личности

ребёнка. Тематическое содержание программы «Человековедение» по-

2

строено с учётом особенностей детей младшего школьного возраста и

раскрывается в следующих направлениях: представление о себе («Об-

раз Я», «Что я знаю о себе», «Каким я вижу себя», «Мир внутри

меня», «Что я люблю», «Мои эмоции, качества, достоинства…»); при-

нятие окружающих («Я глазами других», «Я в семье», «Знаем ли мы

друг друга» и т.д.) У детей вызывают активный интерес и обсуждение

бесед о рождении ребёнка, о тех изменениях, которые происходят в се-

мье в связи с этим важным событием, о роли мамы и папы, их отноше-

ниях, качествах; какими видят себя дети в свое будущей взрослой жиз-

ни. Игровые ситуации раскрывают и помогают пережить проблемы, с

которыми

дети

встречаются

в

школьной

жизни,

в

общении

с

од-

ноклассниками, взрослыми. Иногда задуманная педагогом тема может

получить иное развитие, так как появляются вопросы, на которые им

хочется получить информацию именно сейчас, в данный момент. Ча-

сто ребята, таким образом, подсказывают необходимые практические

приёмы, задания для решения некоторых жизненных ситуаций.

В создании для детей ситуации успеха, психологического комфор-

та

ведущими

являются

следующие

условия:

выбор

технологий

на

основе антропологических идей, создание положительного фона, со-

действие раскрытию и самореализации каждого участника образова-

тельного процесса, настрой на позитивную тональность, помощь в ре-

шении возникающих индивидуальных проблем. Занятия сопровово-

ждаются музыкой, упражнениями на релаксацию, которые помогают

снять психическое напряжение в конце учебного дня. Это ещё одно из

условий для создания успешной последующей деятельности для раз-

вития своих духовно-нравственных качеств, гармонизации состояний.

Анализируя свои собственные чувства и ощущения, находя сходства и

различия у себя и у других, ребёнок может понять сложность и богат-

ство внутреннего мира человека, необходимость бережного отноше-

ния к нему.

Цели программ реализуются с помощью таких средств: игры,

музыка, ритмические движения, рисование и лепка, элементы арт-

терапии, приёмы пластического интонирования, тренинги, упражне-

ния. Всё это даёт возможность решать на занятиях несколько задач и

оказывать на разных детей различное воздействие. Ведущим методом

является игра, что соответствует возрасту детей. Активно используют-

ся

игры:

ролевые,

психогимнастические,

коммуникативные;

игры,

направленные на развитие воображения, эмоционально-чувственной

сферы ребёнка и т.д. Важным средством в предмете «Человековеде-

ние» является сказка – это и рисование сюжета, сочинение, постанов-

ка. В конце занятия осуществляется рефлексия: осмысление результа-

3

тов проделанной работы, установка на сотрудничество и позитивную

деятельность.

Выполнение творческих заданий в ходе занятий оптимизирует

психофизическое состояние младшего школьника, помогает координи-

ровать его нравственные силы, благотворно влияет на эмоциональное

и познавательное развитие. Совокупность приёмов и методов предме-

тов человековедческого цикла направлено на сохранение психологиче-

ского здоровья стимулирует то положительное, что заложено в каждом

ребенке, делает его успешным и счастливым.

Литература.

1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 клас-

сы. М.: «ВАКО», 2004. - 296 с.

2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое по-

собие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 224с.

3. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. По-

собие для учителя. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. -384с.

4. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое посо-

бие. – М.: «Роспедагенство», 1997.-176 с.

5. Сигимова М.Н. Кто Я? Какой Я? Методическое пособие для учителей началь -

ных классов. – Новосибирск: НИПКиПРО, 1995. – 134с.

6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. М: Генезис, 2004. – 175с.

4



В раздел образования