Напоминание

"Сказкотерапия как метод работы с дошкольниками"


Автор: Шабаева Марина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия как метод работы с дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного урока является

условием формирования гармоничной личности ребенка и, в то же время, она

может

выступать

инструментом

воздействия

на

эмоциональную

сферу

ребенка, напрямую связанную с воображением.

В старшем дошкольном возрасте проявляются две важнейшие функции

и

линии

развития

воображения.

Первая

связана

с

освоением

знаково-

символической деятельности и определяется ролью механизмов воображения

в

овладении

ребенком

произвольным

вниманием,

памятью,

логическим

мышлением.

Вторая

функция

воображения,

связанная

с

ориентировочно

исследовательской

эффективно-познавательной

деятельностью,

позволяет

ребенку

понять

и

прочувствовать

смысл

человеческой

деятельности,

поступков окружающих и собственных действий для себя и для других,

мысленно проиграть различные варианты действий и пережить смысл их

последствий. Это связано с формированием определенного осмысленного

эмоционального отношения к окружающему, что составляет нравственную

сферу ребенка.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет

наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии

людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с

животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с

человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем

старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории

и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как

человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные

сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной

ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который

дает

сказка,

доступный

для

осмысления

детям

старшего

дошкольного

возраста.

Структура

сказкотерапевтического

занятия

содержит

обязательный

ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы

работы

со

сказкой,

приемы

и

упражнения

для

развития

вербального

воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура

занятия

создает

атмосферу

«сказочного

мира»,

настрой

на

работу

с

метафорой.

Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех

составляющих

образа

сказки,

сказочной

атмосферы:

музыкальный

образ

сказки,

образ

сказочного

пространства

(светотехнические

эффекты),

собственно

рассказывание

сказки

и

демонстрация

персонажей

сказки

в

настольном театре.

Анализируя

сказки,

мы

рассматриваем

скрытые

жизненные

уроки.

Однако,

можно

специально

создавать

сказочные

задачи

для

тренировки

мышления и воображения, сбора идей для разрешения проблем.

Решение

сказочных

задач

может

быть

использовано

не

только

в

психолого-педагогической работе, но и на проводимых детских праздниках.

Различные формы рассказывания сказок позволяют решать следующие

психодиагностические задачи:

1.

Выявление

актуальной

проблематики

ребенка,

путем

анализа

эмоционального

состояния

при

рассказывании,

оговорок,

интонационных

акцентов, стиля и смысла изложения.

2. Развитие фантазии и воображения.

3. Развитие умения выражать свои мысли.

4. Развитие памяти и внимания.

5. Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей

и

умения

пристраивать

свои

собственные

мысли

и

фантазии

в

контекст

повествования.

6. Сплочение группы.

7. Развитие способности к децентрированию, умения встать на место

другого, посмотреть на мир с разных сторон (даже глазами неодушевленных

в обыкновенной жизни предметов).



В раздел образования