Автор: Шабаева Марина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия как метод работы с дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование
Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного урока является
условием формирования гармоничной личности ребенка и, в то же время, она
может
выступать
инструментом
воздействия
на
эмоциональную
сферу
ребенка, напрямую связанную с воображением.
В старшем дошкольном возрасте проявляются две важнейшие функции
и
линии
развития
воображения.
Первая
связана
с
освоением
знаково-
символической деятельности и определяется ролью механизмов воображения
в
овладении
ребенком
произвольным
вниманием,
памятью,
логическим
мышлением.
Вторая
функция
воображения,
связанная
с
ориентировочно
исследовательской
эффективно-познавательной
деятельностью,
позволяет
ребенку
понять
и
прочувствовать
смысл
человеческой
деятельности,
поступков окружающих и собственных действий для себя и для других,
мысленно проиграть различные варианты действий и пережить смысл их
последствий. Это связано с формированием определенного осмысленного
эмоционального отношения к окружающему, что составляет нравственную
сферу ребенка.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет
наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии
людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с
животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с
человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем
старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории
и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как
человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные
сказки.
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной
ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который
дает
сказка,
доступный
для
осмысления
детям
старшего
дошкольного
возраста.
Структура
сказкотерапевтического
занятия
содержит
обязательный
ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы
работы
со
сказкой,
приемы
и
упражнения
для
развития
вербального
воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура
занятия
создает
атмосферу
«сказочного
мира»,
настрой
на
работу
с
метафорой.
Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех
составляющих
образа
сказки,
сказочной
атмосферы:
музыкальный
образ
сказки,
образ
сказочного
пространства
(светотехнические
эффекты),
собственно
рассказывание
сказки
и
демонстрация
персонажей
сказки
в
настольном театре.
Анализируя
сказки,
мы
рассматриваем
скрытые
жизненные
уроки.
Однако,
можно
специально
создавать
сказочные
задачи
для
тренировки
мышления и воображения, сбора идей для разрешения проблем.
Решение
сказочных
задач
может
быть
использовано
не
только
в
психолого-педагогической работе, но и на проводимых детских праздниках.
Различные формы рассказывания сказок позволяют решать следующие
психодиагностические задачи:
1.
Выявление
актуальной
проблематики
ребенка,
путем
анализа
эмоционального
состояния
при
рассказывании,
оговорок,
интонационных
акцентов, стиля и смысла изложения.
2. Развитие фантазии и воображения.
3. Развитие умения выражать свои мысли.
4. Развитие памяти и внимания.
5. Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей
и
умения
пристраивать
свои
собственные
мысли
и
фантазии
в
контекст
повествования.
6. Сплочение группы.
7. Развитие способности к децентрированию, умения встать на место
другого, посмотреть на мир с разных сторон (даже глазами неодушевленных
в обыкновенной жизни предметов).