Напоминание

" Воспитание эмоционально - положительного отношение дошкольников к театру


Автор: Белкова Светлана Валерияновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №71 "Радость"
Населённый пункт: г. Нижневартовск ХМАО Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Воспитание эмоционально - положительного отношение дошкольников к театру
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«ВОСПИТАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ К ТЕАТРУ»

Участие

детей

в

театрализованных

играх

и

спектаклях

становится

возможным

при

сформированности у них готовности к подобного рода деятельности, что включает в себя:

знание театра как вида искусства,

эмоционально-положительное отношение к нему,

- определенный опыт собственной театрально-игровой деятельности.

Что значит «знать театр»?

Это значит - иметь представление о назначении театра как учреждения культуры, о

специфике театральных профессий, об особенностях процесса подготовки спектакля.

Эмоционально

положительное

отношение-это

устойчивый

интере с

к

театрализованной деятельности, адекватная реакция на сценическое действие, желание

участвовать в нем.

Опыт собственной театральной деятельности.

Это специальные занятия с детьми и их участие в драматизациях. Которые помогают

сформировать у детей умение осознанно применять средства образной выразительности

(интонация, мимика, позы, пантомимика), перевоплощаться (почувствовать и передать

характерные особенности образа), вести ролевой диалог, соединять речь с движением и

т.д.

В процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с театром и

воспитания эмоционально-положительного отношения к нему необходимо

формировать представление

- о театре (его назначении, внешнем и внутреннем оформлении здания, где расположен

театр, и т.д.);

- о специфике актерского искусства;

- о различных театральных профессиях (гример, костюмер, танцор и др.);

- об особенностях подготовительной работы к спектаклю (кто и как готовит спектакль);

- о разных видах театрального искусства,

- о правилах поведения в театре.

Посещению театра должна предшествовать подготовительная работа, основная цель

которой дать представление о театре как культурном учреждении. Необходимо

организовать экскурсию, в ходе которой детям рассказывают о роли театра как вида

искусства в жизни человека, о людях различных профессий, работающих в театре, об

интерьере здания и т.д. Эти задачи будут решаться и во время последующих бесед с

использованием наглядного материала: афиши, рекламы, фотографии (различные театры

сцены из спектакля) и т.д. детей знакомят внутренними помещениями и их оформлением

(фойе, зрительный зал, сцена и др.); подобная работа так же обогащает и активизирует их

словарь (декорации, сцена, оркестровая яма, фойе, прожектор и др.). После экскурсии и

бесед детям можно предложить порисовать на темы» Здание театра», «Мой театр»,

«Приглашение в театр» и др.

Затем необходимо подводить детей к пониманию и самостоятельному выделению того, что

может служить символом театра. для этого можно использовать общеизвестные

театральные маски, предложить детям описать различные «настроению> масок с

использованием образных слов, сравнений, антонимов и др. Чтобы помочь детям

воспринять маски в качестве символов театра как искусства, предложите им нарисовать

что-нибудь, чтобы сразу все поняли, что речь идет о театре. Это также способствует

развитию творческого воображения и помогает понять, сформировано ли у дошкольника

представление о театре.

для того, чтобы сформировать у детей представление о специфике деятельности артистов,

необходимо отвести детей в театр, перед спектаклем познакомить с названием пьесы, ее

содержанием, а в антрактах — обратить внимание на характерные черты разных

действующих лиц. На следующий день после похода в театр необходимо провести беседу

с детьми, чтобы помочь им уточнить и систематизировать полученные впечатления, дать

возможность высказать самостоятельно оценку увиденного. Педагогу следует обратить

внимание детей не только на то, что происходило на сцене, но и какими образными

средствами пользовались актеры. Детям можно предложить такие вопросы для

обсуждения: «Что больше всего понравилось в спектакле и почему», «Кто из героев

понравился?», «Как ты узнавал героя?», «Изменялось ли твое настроение во время

спектакля, когда появлялись разные герои?», «Как ты думаешь почему?» и др. Вопросы,

которые задает педагог должны подтолкнуть детей к более глубокой оценке театрального

действия, которая достигается через сравнительную характеристику персонажей, их

внешних данных, понимание используемых актерами образных средств, взаимодействия

персонажей, соответствия декораций теме спектакля и др. После просмотра спектакля

можно предложить детям нарисовать героев спектакля, которые понравились или не

понравились. В результате дети начинают оценивать не только образ (хороший плохой), но

и способы его театрального воплощения, соответствие средств выразительности

внутренней характеристике героя, соответствие или несоответствие трактовки персонажа

артистом тому представлению, которое сложилось у ребенка.

Решал задачу формирования представления о различных театральных профессиях, можно

организовать экскурсию в театр, во время которой дети посетят зал для репетиций,

гримерную, костюмерную, послушают рассказы работников театра, занятых в постановке

спектакля, о том, что каждый из них делает, чтобы постановка была интересной и имела

успех. Наблюдения за работой костюмера, декоратора, гримера и др., как показывает опыт,

углубляют и активизируют интерес к театральному искусству, способствуют расширению

словарного запаса. Так дети узнают о том, чем заняты, что делают и непосредственные

участники театрального действия (актеры, музыканты, дирижер), и те, кто готовит пьесу к

постановке (режиссер, художник, балетмейстер) и обеспечивает все условия для его

осуществления (гример, костюмер, осветитель, кассир, билетер, гардеробщик).

Полученные таким образом знания дети могут использовать в разных видах деятельности,

например в игровой (представляют себя художником, артистом, костюмером и др.),

изобразительной (раскрашивание декораций, подготовка собственных декораций, лепка

понравившихся персонажей, изготовление элементов костюмов и др.).

Чтобы активизировать интеллектуальное развитие, тем, кто уже умеет и читать и писать,

можно предложить ребусы, кроссворды, загадки-головоломки, в которых искомое слово

или даже целая фраза должны быть составлены из первых или последних букв слов,

которые надо вспомнить, глядя на рисунки, и т.д. Использование загадок-головоломок

помогает сделать беседы более увлекательными и способствует закреплению знаний о

театре. Кроме того, интересная загадка и неожиданная отгадка вызывают у детей

положительные эмоции.

Кроме конкретных знаний, обеспечивающих определенный уровень представлений о

театре и устойчивый интерес к нему, необходимо дать детям и этические представления,

познакомить с культурой поведения в театре и других учреждениях искусства. Этот

аспект должен пронизывать всю работу: предшествовать непосредственному знакомству с

театром, сопутствовать беседам, играм, изобразительной деятельности и т.д. Необходимо

обсуждать с детьми следующие проблемы: «Какие существуют правила поведения в

театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?», «Можно ли опаздывать к началу

спектакля?; «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже «Можно ли

разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетными обертками?»; «Что можно

делать во время антракта?»; «Как выразить свою благодарность артистам за их труд и

доставленное ими удовольствие?»

После бесед на эти темы желательно, чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил

поведения в театре. Кроме того, детям можно предложить представить и разыграть

ситуации, в которых они могли бы оказаться, например:

«Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти свое место. Как бы ты

поступил?»; «Представь, что во время спектакля ты начал кашлять. Что бы ты сделал?»;

«Как быть с мороженным, если ты не успел его съесть, а последний звонок уже

прозвенел?», «Тебя угостили конфетой, а действие уже началось?» и др.

Таким образом, работа по ознакомлению с театром и формированию знаний о

нем, кроме приобщения детей к одному из древнейших и прекрасных видов искусства,

способствует:

• умственному воспитанию (расширение представлений о театральном искусстве

• эстетическому воспитанию (эмоциональное отношение к этому виду искусств

• нравственному воспитанию правила поведения в театре)



В раздел образования