Автор: Белкова Светлана Валерияновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №71 "Радость"
Населённый пункт: г. Нижневартовск ХМАО Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Воспитание эмоционально - положительного отношение дошкольников к театру
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
«ВОСПИТАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ К ТЕАТРУ»
Участие
детей
в
театрализованных
играх
и
спектаклях
становится
возможным
при
сформированности у них готовности к подобного рода деятельности, что включает в себя:
знание театра как вида искусства,
эмоционально-положительное отношение к нему,
- определенный опыт собственной театрально-игровой деятельности.
Что значит «знать театр»?
Это значит - иметь представление о назначении театра как учреждения культуры, о
специфике театральных профессий, об особенностях процесса подготовки спектакля.
Эмоционально
—
положительное
отношение-это
устойчивый
интере с
к
театрализованной деятельности, адекватная реакция на сценическое действие, желание
участвовать в нем.
Опыт собственной театральной деятельности.
Это специальные занятия с детьми и их участие в драматизациях. Которые помогают
сформировать у детей умение осознанно применять средства образной выразительности
(интонация, мимика, позы, пантомимика), перевоплощаться (почувствовать и передать
характерные особенности образа), вести ролевой диалог, соединять речь с движением и
т.д.
В процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с театром и
воспитания эмоционально-положительного отношения к нему необходимо
формировать представление
- о театре (его назначении, внешнем и внутреннем оформлении здания, где расположен
театр, и т.д.);
- о специфике актерского искусства;
- о различных театральных профессиях (гример, костюмер, танцор и др.);
- об особенностях подготовительной работы к спектаклю (кто и как готовит спектакль);
- о разных видах театрального искусства,
- о правилах поведения в театре.
Посещению театра должна предшествовать подготовительная работа, основная цель
которой дать представление о театре как культурном учреждении. Необходимо
организовать экскурсию, в ходе которой детям рассказывают о роли театра как вида
искусства в жизни человека, о людях различных профессий, работающих в театре, об
интерьере здания и т.д. Эти задачи будут решаться и во время последующих бесед с
использованием наглядного материала: афиши, рекламы, фотографии (различные театры
сцены из спектакля) и т.д. детей знакомят внутренними помещениями и их оформлением
(фойе, зрительный зал, сцена и др.); подобная работа так же обогащает и активизирует их
словарь (декорации, сцена, оркестровая яма, фойе, прожектор и др.). После экскурсии и
бесед детям можно предложить порисовать на темы» Здание театра», «Мой театр»,
«Приглашение в театр» и др.
Затем необходимо подводить детей к пониманию и самостоятельному выделению того, что
может служить символом театра. для этого можно использовать общеизвестные
театральные маски, предложить детям описать различные «настроению> масок с
использованием образных слов, сравнений, антонимов и др. Чтобы помочь детям
воспринять маски в качестве символов театра как искусства, предложите им нарисовать
что-нибудь, чтобы сразу все поняли, что речь идет о театре. Это также способствует
развитию творческого воображения и помогает понять, сформировано ли у дошкольника
представление о театре.
для того, чтобы сформировать у детей представление о специфике деятельности артистов,
необходимо отвести детей в театр, перед спектаклем познакомить с названием пьесы, ее
содержанием, а в антрактах — обратить внимание на характерные черты разных
действующих лиц. На следующий день после похода в театр необходимо провести беседу
с детьми, чтобы помочь им уточнить и систематизировать полученные впечатления, дать
возможность высказать самостоятельно оценку увиденного. Педагогу следует обратить
внимание детей не только на то, что происходило на сцене, но и какими образными
средствами пользовались актеры. Детям можно предложить такие вопросы для
обсуждения: «Что больше всего понравилось в спектакле и почему», «Кто из героев
понравился?», «Как ты узнавал героя?», «Изменялось ли твое настроение во время
спектакля, когда появлялись разные герои?», «Как ты думаешь почему?» и др. Вопросы,
которые задает педагог должны подтолкнуть детей к более глубокой оценке театрального
действия, которая достигается через сравнительную характеристику персонажей, их
внешних данных, понимание используемых актерами образных средств, взаимодействия
персонажей, соответствия декораций теме спектакля и др. После просмотра спектакля
можно предложить детям нарисовать героев спектакля, которые понравились или не
понравились. В результате дети начинают оценивать не только образ (хороший плохой), но
и способы его театрального воплощения, соответствие средств выразительности
внутренней характеристике героя, соответствие или несоответствие трактовки персонажа
артистом тому представлению, которое сложилось у ребенка.
Решал задачу формирования представления о различных театральных профессиях, можно
организовать экскурсию в театр, во время которой дети посетят зал для репетиций,
гримерную, костюмерную, послушают рассказы работников театра, занятых в постановке
спектакля, о том, что каждый из них делает, чтобы постановка была интересной и имела
успех. Наблюдения за работой костюмера, декоратора, гримера и др., как показывает опыт,
углубляют и активизируют интерес к театральному искусству, способствуют расширению
словарного запаса. Так дети узнают о том, чем заняты, что делают и непосредственные
участники театрального действия (актеры, музыканты, дирижер), и те, кто готовит пьесу к
постановке (режиссер, художник, балетмейстер) и обеспечивает все условия для его
осуществления (гример, костюмер, осветитель, кассир, билетер, гардеробщик).
Полученные таким образом знания дети могут использовать в разных видах деятельности,
например в игровой (представляют себя художником, артистом, костюмером и др.),
изобразительной (раскрашивание декораций, подготовка собственных декораций, лепка
понравившихся персонажей, изготовление элементов костюмов и др.).
Чтобы активизировать интеллектуальное развитие, тем, кто уже умеет и читать и писать,
можно предложить ребусы, кроссворды, загадки-головоломки, в которых искомое слово
или даже целая фраза должны быть составлены из первых или последних букв слов,
которые надо вспомнить, глядя на рисунки, и т.д. Использование загадок-головоломок
помогает сделать беседы более увлекательными и способствует закреплению знаний о
театре. Кроме того, интересная загадка и неожиданная отгадка вызывают у детей
положительные эмоции.
Кроме конкретных знаний, обеспечивающих определенный уровень представлений о
театре и устойчивый интерес к нему, необходимо дать детям и этические представления,
познакомить с культурой поведения в театре и других учреждениях искусства. Этот
аспект должен пронизывать всю работу: предшествовать непосредственному знакомству с
театром, сопутствовать беседам, играм, изобразительной деятельности и т.д. Необходимо
обсуждать с детьми следующие проблемы: «Какие существуют правила поведения в
театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?», «Можно ли опаздывать к началу
спектакля?; «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже «Можно ли
разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетными обертками?»; «Что можно
делать во время антракта?»; «Как выразить свою благодарность артистам за их труд и
доставленное ими удовольствие?»
После бесед на эти темы желательно, чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил
поведения в театре. Кроме того, детям можно предложить представить и разыграть
ситуации, в которых они могли бы оказаться, например:
«Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти свое место. Как бы ты
поступил?»; «Представь, что во время спектакля ты начал кашлять. Что бы ты сделал?»;
«Как быть с мороженным, если ты не успел его съесть, а последний звонок уже
прозвенел?», «Тебя угостили конфетой, а действие уже началось?» и др.
Таким образом, работа по ознакомлению с театром и формированию знаний о
нем, кроме приобщения детей к одному из древнейших и прекрасных видов искусства,
способствует:
• умственному воспитанию (расширение представлений о театральном искусстве
• эстетическому воспитанию (эмоциональное отношение к этому виду искусств
• нравственному воспитанию правила поведения в театре)