Автор: Панова Жанетта Викторовна
Должность: магистрант по направлению подготовки 44.03.03 – специальное дефектологическое образование
Учебное заведение: НовГУ г. Великий Новгород
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Исследование фонематических возможностей старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости в условиях детского дома.
Раздел: дошкольное образование
Исследование фонематических возможностей старших дошкольников с
лёгкой степенью умственной отсталости в условиях детского дома.
Эмпирические исследования показали, что дети обучаются речи со слуха.
И разновидностей слуха у людей, по крайней мере три- это физический,
который позволяет слышать звуки окружающего мира, музыкальный- это слух
позволяющий услышать высотность-тональность звуков и речевой. Благодаря
ему мы можем различить все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что
можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.
Так же нужно отметить, что в речевом слухе содержится ещё один-это
фонематический слух. В психологических и логопедических исследованиях
принято употреблять термин- «фонематический слух». Хватцев М.Т. [11]
фонематический слух определяет так: «Основным качеством человеческого
слуха и является способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые
единицы». Такой слух необходим для овладения фонематической системой-
«кодом языка». Если человек не понимает не слышит смысла условно
приписанного той или иной фонеме, то и не понимает речи говорящего.
Поэтому так важно своевременно исследовать и коррегировать фонематические
возможности дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости. В
детском доме работа направленная на исследование и коррекцию
фонематического слуха имеет первостепенное значение. Дети которые
поступают в детские дома в большинстве своём поступают из неблагополучных
семей. Ранний анамнез у детей из таких семей отсутствует или имеются
неполные сведения. Как показывают исследования М.Илюк [6 ] в 80 % случаев
отмечается неврологическое и соматическое отягощение анамнеза (родовые
травмы, недоношенность, перинатальная энцефалопатия, гидроэнцефальный
синдром, минимальная мозговая дисфункция, задержка психомоторного и
речевого развития, гипотрофия, хронические заболевания внутренних органов,
частые инфекции, черепно-мозговые травмы, интоксикации). Около 60 % детей
имеют стертую дизартрию, экспрессивную алалию, что на симптомологическом
уровне диагностируется как общее недоразвитие речи, I–III уровни речевого
развития. У 35 % детей при нормальном звукопроизношении было выявлено
специфическое недоразвитие лексики, грамматического строя речи, семантики,
а также фонематических процессов.
Общие недоразвитие речи у детей проявляется в нарушенном
формировании всех компонентов речи (фонетико-фонематической стороны
речи, лексико-грамматического строя). Симптомами общего недоразвития речи
являются запоздалое появление фразы, скудный запас слов, аграмматизмы,
нарушения звукопроизношения и фонематического слуха. На каждом уровне
речевого развития очевидна несформированность фонематического восприятия.
1-й уровень – фонематическое развитие находится в зачаточном
состоянии; фонематический слух грубо нарушен: ребенок не может отличить
слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу; задания по звуковому
анализу ребенку непонятны.
2-й уровень – выраженная недостаточность фонематического восприятия:
ребенок не определяет позицию звука в слове, не может выбрать картинки с
заданным звуком, не выделяет звук из ряда других; к звуковому анализу и
синтезу не готов.
3-й уровень – по-прежнему недостаточно, развиты фонематический слух
и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу
самостоятельно не формируется. (Р.Е.Левина )
Указанное недоразвитие речи у детей, воспитывающихся вне семьи,
сочетается с недостаточностью познавательной деятельности, со
своеобразными нарушениями психических процессов, отклонениями в
поведении. В связи с малым опытом социальных контактов, ограниченностью
среды обитания, тяжестью речевых нарушений, часто органического генеза, у
детей отмечаются выраженные задержки в развитии семантической структуры
слов и стойкие лексико-грамматические нарушения. Нарушено понимание речи,
особенно сложных грамматических конструкций. Объем словаря не
соответствует возрасту, лексические понятия сужены и конкретны. Фразы детей
бедны, фрагментарны, аграмматичны, в речи наблюдается неправильное
употребление падежных окончаний, служебных слов, пропуски предлогов. При
обучении выявляется трудность в овладении диалогом, неспособность выразить
в речи свои чувства и переживания. Дети медленно осваивают монологические
формы речи.
Практически у всех детей не сформированы навыки индивидуальной и
коллективной игры. В игровых ситуациях отсутствует план игры, отмечались
незавершенность игрового сюжета и привлечение случайной игровой
атрибутики, не было речевого сопровождения игры. В основном преобладают
игры с ограниченным запасом самостоятельных действий с предметами, а
также подвижные игры, которые нередко заканчивались конфликтами. В силу
несформированности коммуникативных умений дети очень эмоционально,
иногда с элементами агрессивности, выясняют между собой отношения,
отбирают друг у друга игрушки. Поскольку у детей основной вид деятельности
игровой и занятия в детском доме проводятся в игровой форме целесообразнее
проводить занятия индивидуально. На улучшение результатов логопедической
работы при индивидуальном подходе указывала Р.И. Лалаева., Л.Ф.Спирова,
Т.П.Бессонова и др. [6 ] С умственно-отсталым ребёнком, поступившим в
детский дом, логопед начинает свою работу с раннего возраста. Это делается в
целях развивающей и профилактической направленности коррекционной
работы и способствует предупреждению речевого недоразвития, развивая речь
как систему, логопед содействует более полноценному формированию всех
психических функций ребенка, что очень важно для детей с умственной
отсталостью.
Недоразвитие речи дошкольников с умственной отсталостью
характеризуется формирующимися и не стойкими дифференцировочными
условными связями в области слухового анализатора. Поэтому ребёнок долго не
различает звуков речи и долго не усваивает новых слов. Такие дети не страдают
глухотой, но звуки они слышат нерасчленённо. Процесс адекватно
воспринимаемых ребёнком слов происходит намного медленнее чем в норме.
Так же нарушено восприятие сходных звуков, особенно согласных. Сказанное
логопедом словосочетание во дворе живёт коза, умственно отсталым
дошкольником может восприниматься и как во дворе живёт коха, кома и козхе и
т.д. В дошкольном возрасте ошибки произношения таких детей
воспринимаются окружающими как дефекты речи, но позднее в школьном
возрасте становится ясно, что это происходит из-за недостаточного развития
слухового анализатора. Когда ребёнок под диктовку начинает писать «убка»
вместо «утка» становится понятно, что это происходит из- за неразличения им
фонем. Кроме того, слабое развитие фонематического слуха приводит к
затруднению звукового анализа слова. То есть умственно отсталый дошкольник
может более или мение научиться воспроизводить слова, но когда дело касается
написания, то он не может определить порядок букв в этом слове или окончание
слов, что препятствует усвоению грамматических форм. Недостатки
фонематического слуха усугубляются замедленным развитием
артикуляционного аппарата, который нужен для произношения слов.
Поскольку все дошкольники с умственной отсталостью имеют нарушения
фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза, то работа с ними
ведётся индивидуально и начиная с 3-4 летнего возраста. Исследование
фонематических возможностей проводится в игровой форме и с максимальным
количеством игрового и наглядного материала.
Наряду с выявлением навыков звукопроизношения и обследования
звуковой структуры слова нужно выявить как дети на слух воспринимают
фонемы родного языка. С этой целью логопед предлагает ряд заданий.
1 Слушай и показывай. На столе лежат несколько картинок,
обозначающих слова , сходные по звучанию. Но разные по значению ( нос-нож,
усы-уши и т.д). Логопед медленно и чётко произносит название слова. А дети
показывают его на картинке.
2 Кто самый внимательный. Логопед произносит ряд звуков или слогов, а
ребёнок должен хлопнуть в ладоши, если услышит исследуемый звук,
3 Слушай и повторяй. Логопед произносит ребёнку повторить сочетания
из 2-3 слогов ( ба-па, па-ба-па). За каждый правильный ответ ребёнок получает
фишку. А затем подсчитывают колличество фишек.
4 Какие подарки принёс Буратино? В мешке лежат разные игрушки.
Логопед называет их и отдаёт детям только тогда, когда в названии дети
отгадывают изучаемый звук
5Путешествие. Дети отправляются на прогулку. На пути им встречается
ёжик, который их не пускает и просит вынуть из иголок картинки с
определённым звуком. На дороге появляется Красная Шапочка, и предлагает
детям взять из корзинки те игрушки в названии которых встречается
исследуемый звук. Дальше на пути у детей стоит домик. В него могут зайти
только те ребята которые придумают слова с заданным звуком.
На низкие вербальные возможности умственно отсталых детей указывали
такие учёные: Р. Е. Левина,
И.Д.Коненкова, Г.В.Чиркина, Г.А.Волкова,
Т.Б..Филичева, Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова, Т.А.Власова, М.Ф.Гнездилов,
Г.М.Дульнев, Л.В.Занков, В.В.Ковалев, М.С.Певзнер, В.Г.Петрова, Г.Е.Сухарева
др и. И так же указывали, что задержка речевого развития отрицательно
сказывается на формирование фонематических возможностей. Эти данные
подтверждаются исследованиями В.Г.Петровой, которая отмечала, что к началу
обучения в специальной школе умственно отсталый ребенок «имеет речевой
опыт, исчисляемый тремя - четырьмя годами» [ 1]. Поэтому многими учёными
были разработаны теоретические основы и методы коррекции фонематических
возможностей детей с умственной отсталостью. Лишь специально
организованные и систематические наблюдения над разнообразными фактами
языка, на основе которых ребёнок научится анализировать, сопоставлять и
обобщать различные языковые явления, будут способствовать преодолению его
фонематического недоразвития.[1 ] Система преодоления его фонематического
недоразвития предусматривает два взаимосвязанных направления работы:
1 Коррекцию произношения, постановку и уточнение артикуляции звуков,
различение их на слух;
2 Последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза
слова на основе развития фонематических процессов.
На начальном этапе обучения первостепенная роль отводится работе над
звуком. Детей учат воспринимать звуки на слух правильно их произносить,
осознавать звуки как фонемы. Но поскольку у детей с лёгкой степенью
умственной отсталости задержано спонтанное развитие предпосылок к
овладению звуковым составом слова, методы работы должны быть отличными
от тех. Что проводятся для детей с нормой.
Таким образом перед логопедом стоят следующие задачи:
1 Длительная работа, максимально направленная на формирование у
ребёнка сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи,
2отработка и уточнение артикуляции тех звуков , которые правильно
произносятся изолированно, а в речи сливаются или звучат смазанно,
3постановка искажённо произносимых или отсутствующих звуков и
введение их в речь,
4формирование умений сопоставлять и различать систему
дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков звука,
5закрепление уровня звукового анализа, который доступен ребёнку, и
постепенное подведение к устойчивому автоматизированному навыку, т.е
обучение более сокращённым и обобщённым операциям. По средствам которых
производится звуковой анализ, формирование выделять звуки не только в
сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания.
Чтобы направить интерес ребёнка к звуковой стороне речи, научить
прислушиваться к звукам, выделять их из слова, необходимо организовать его
ориентировку в звуковом составе слова на правильно произносимые и чётко
дифференцируемые звуки. После этого внимание стоит обратить на вновь
поставленный звук, на специально подобранном речевом материале. Когда
ребёнок усвоит правильное произношение звука, проводят работу по
дифференциации этого звука от других, акустически и артикуляционно близких.
Поэтому в процессе логопедических занятий нужно создавать широкие
возможности для самостоятельной и творческой деятельности детей, побуждать
их активно и заинтересованно преодолевать имеющиеся дефекты, учить
контролировать свою речь.
Список литературы
1.Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников / - СПб.:
Детство-пресс, 2005.
2 Балашова, Г.В. Авторские многофункциональные пособия и игры для
коррекционной работы со старшими дошкольниками / Логопед. - 2013. - №2. -
3Бардышева, Т.Ю. Я учусь говорить формирование фонематического
восприятия и звукопроизношения у детей 3-4 лет /: Скрипторий, 2013.
4.Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой
деятельности / Дошкольное воспитание. - 2009. - №7.
5 Варенцова, Н.С. Обучение дошкольников грамоте для занятий с детьми 3-7
лет: пособие для педагогов / - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
6Илюк М. Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме/ изд. Каро
СПБ 2008
7. .Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет: учеб.-
метод. пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» / М.: Ювента, 2007.
8.Коноваленко, В.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и
готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста Пособие для
логопедов / - М.: ГНОМ и Д, 2001.
9.Косенкова, О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических
занятий // Логопед. - 2008. - №7.
10.Красильникова, Л. Осознанная речевая активность детей 6-7 лет // Дошк.
воспитание. - 2008. - №4.
11.Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи /Л.С. Волкова,
Т.В.Туманова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина// изд ВЛАДОС 2003г.