Напоминание

Тема: "Методы оценки физического развития школьников


Автор: Анахина Александра Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РСЯ ЯПК им. С,Ф. Гоголева
Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха Я
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тема: "Методы оценки физического развития школьников
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования РС (Я)

ГБПОУ РС (Я) Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева

Физкультурное отделение

Методическая разработка учебного занятия

По дисциплине «Врачебный контроль, массаж, ЛФК»

Тема: «Методы оценки физического развития школьников»

Анахина А.В.

преподаватель физкультурного отделения

Якутск -2018

Пояснительная записка

Данный предмет входит в цикл общепрофессиональных дисциплин ОП.06.

по специальности 490201 Физическая культура для выпускников

педагогического

колледжа.

Изучение

курса

«Врачебный

контроль,

лечебная

физическая

культура

и

массаж»

максимально

приблизит

будущих

специалистов к профессиональной деятельности в области физического воспитания. При изучении данного курса студенты получают дополнительные

медико-биологические знания. На базе изучения курса создаются возможности для формирования обще-профессиональной компетентности.

Роль

данного

предмета

-

«вооружить»

студентов

основными

базовыми

медицинскими

знаниями

по

врачебному

контролю,

лечебной

физкультуре и массажу.

Дисциплина «Врачебный контроль, лечебная физическая культура и массаж» тесно связана с медико-биологическим (анатомия, физиология,

спортивная медицина), теоретическим (общая теория и методика физической культуры и спорта) и психолого-педагогическим циклами.

На данном уроке рассматривается тема «Методы оценки физического развития школьников», входящая в раздел 1. Врачебно-педагогический

контроль. Урок проходит по технологии групповой деятельности. Модель: Обучение в сотрудничестве.

Как мы сказали, на данном уроке используется технология групповой деятельности по модели обучение в сотрудничестве .

Обучение в

сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная

идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Важнейшая

особенность

этой

технологии

совместная

деятельность,

в

котором

присутствует

дух

единой

команды,

и

каждый

член

группы

несет

ответственность за себя, за других и за группу в целом. Выполняя общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого

задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но, что

особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные ученики

заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабый ученик досконально разобрались в материале, а заодно и сильный ученик

имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются

пробелы. Также, групповая форма обучения благоприятно влияет на развитие речи, коммуникативности, мышления и интеллекта. Кроме того, она

приносит более высокие учебные результаты по сравнению с традиционными фронтальными формами и методами.

При формировании малых групп, опираются на такие принципы:

Во-первых, соблюдать принцип гетерогенности (разнородности). Т.е. комплектование гомогенных (однородных по уровню обученности) групп

- не эффективно: сильные становятся еще сильнее, а слабые - еще слабее, и тем самым увеличивается разрыв между учебными достижениями. А вот

обучение в гетерогенных по составу группах подстегивает слабых учащихся до уровня средних и в то же самое время стимулирует учебный прогресс

средних и сильных.

Во-вторых, оптимальный размер малой группы. Многолетние наблюдения показали, что оптимальный вариант - 4 человека. Такая группа

обладает наивысшей степенью работоспособности и продуктивности, а также наиболее удобна для внутригруппового общения. Есть также и

некоторые организационные преимущества: такая группа легко перегруппировывается в две подгруппы, поэтому в ней удобно работать в парах. К

тому же здесь мы получаем наиболее удачное сочетание для принципа гетерогенности (сильный, два средних и слабый учащийся). Легко

сформировать такую группу и по половому признаку (2 мальчика и 2 девочки).

В- третьих, группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривает распределение ролей между участниками.

В-четвертых, учитель сам выбирает любого (слабого, среднего, сильного) ученика, который должен отчитываться за задание, если этот ученик

в состоянии рассказать о результатах совместной деятельности, ответить на вопросы, цель достигнута и группа справилась с заданием;

В-пятых, оценивается работа не одного ученика, а всей группы, усилии учащихся.

Такая технология группового деятельностного обучения, создает условия не только для формирования готовности к саморазвитию, но и для

формирования устойчивой системы знаний и системы ценностей (самовоспитания).

Кроме того, предполагает усиление внимания к моделированию профессиональной деятельности в учебном процессе для совершенствования

качества

подготовки

специалистов

к

выполнению

профессиональных

функций.

Эта

технология

направлена

на

формирование

системы

профессиональных

практических

умений

и

проявляется

при

проведении

мониторинга

по

оценке

физического

развития,

возникающие

в

профессиональной деятельности.

По убеждению А.Н. Тряпициной, компетентность всегда проявляется в деятельности. Когда человек делает, он осваивает нечто новое и

продвигается по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в результате этой

деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу,

приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия, которые его утверждают в социуме.

Мы считаем, что в таких занятиях, из пассивного потребителя знаний студент становится активным субъектом образовательной деятельности.

Также, при организации таких занятий у студентов воспитывается способность к самостоятельному принятию решений и доведению их до

исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Таким образом, организуя занятия по групповой деятельностной технологии, мы

подготовим компетентного специалиста:

- Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.;

- Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за

качество образовательного процесса.

- Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения;

Занятие состоит из следующих последовательных шагов:

Организационный момент.

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

- выделяется содержательная область («могу»).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Данный этап предполагает подготовку мышления студентов к проектировочной деятельности:

1)

актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности

учащихся, которое фиксируется ими самими.

3. Постановка учебной задачи.

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе

выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность студентов по исследованию

возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает

ситуация, в которой требуется изменить известные учащимся алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение

этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)

На данном этапе предлагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и

проверка ими гипотез. Преподаватель организует коллективную деятельность в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог

и т.д.) После построения и обоснования нового способа, новый способ действий фиксируется в речи и знаковой форме в соответствии с

формулировками и обозначениями общепринятыми. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.

5.Первичное закрепление во внешней речи.

Студенты в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного

алгоритма во внешней речи.

6. Рефлексия деятельности (итог урока)

На данном этапе организуется самооценка студентами деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной

цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.

Например, постановка следующих вопросов: Чему научились? Что нового узнали? Каким способом? Где используется? В чем отличие новой

ситуации от ранее изученной? Где возникло затруднение? Каковы результаты класса?(мои собственные)? Над чем ещё надо поработать?

Дисциплина: Врачебный контроль, массаж, ЛФК

Раздел 1. Врачебный контроль.

Тема: Методы оценки физического развития школьников

Группа: ФК-15

Тип занятия: лабораторная работа.

Продолжительность занятия: два урока.

Технология: Технология групповой деятельности. Модель: Обучение в сотрудничестве.

Основная цель:

Цель преподавателя: организация условий для

осмысления и понимания методов измерения антропометрических данных и определения

функциональных возможностей организма школьников.

Цель студента: осмысление и понимание методов измерения

антропометрических

данных и определения функциональных возможностей

организма школьников.

Планируемые результаты:

Общие компетенции: -

определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач и личностного развития.

- работать в команде, взаимодействовать сокурсниками и преподавателем.

Профессиональные компетенции: осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения.

Оборудование

занятия: персональный

компьютер,

видеопроектор,

методическое

указание

по

лабораторной

работе,

медицинские

весы,

сантиметровые ленты, секундомеры, динамометр, спирометр.

№ Этапы занятия

Хроно-

метраж

Направленность этапа

занятия

Содержание этапа (урока)

Методы

и приемы

ДЕ учителя

ДЕ студента

Результат

1

Организационный

2мин

Создание

условий

для

мотивации

студентов

к

занятию

- Приветствие.

- Оргмомент: установка студентов к

включению в деятельность

побуждает

студентов

для

возникновения

внутренней

потребности

включения

в

деятельность

(«хочу»)

Принятие

сказанного

Включение

с т уд е н т о в

и

готовность

к

усвоению

2

Актуализация

з н а н и й

и

фиксация

з ат р уд н е н и й

в

деятельности

и

постановка

учебной задачи.

8мин

Создание

ситуации

для

совместной

постановки

темы и цели занятия

1.

Совместное определение темы и

цели занятия:

-

заполнение

таблицы

на

основе

контроля

знаний

студентов

по

теме

предыдущего занятия.

Вопросы для контроля:

1.

Что мы должны контролировать?

2.

По каким показателям мы будем

оценивать физическое развитие детей?

2.

Создание ситуации затруднения

д л я

в ы хо д а

к

т ем е

з а н я т и я

и

о п р е д е л е н и я

ц е л и

с

п о м о щ ь ю

подводящих вопросов:.

1.

А

вы

знаете,

какие

методы

и с п о л ь з у ю т

д л я

и з м е р е н и я

а н т р о п о м е т р и ч е с к и х

д а н н ы х и

о п р е д е л е н и я

ф у н к ц и о н а л ь н ы х

возможностей организма школьников?

3.Определение

темы

занятия

и

постановка цели занятия:

1. Значит темой сегодняшнего дня будет?

2.Исходя

из

этого

цель

з а н я т и я

заключается в следующем.

Подводящ

ие

вопросы.

Фиксация

в тетрадях

Организует

диалог,

направляет,

дополняет,

создает

позитивный

настрой.

Отвечают

на

вопросы

преподавателя,

записывают

в

тетрадях

Актуализация

опорных

з н а н и й

к

данному уроку.

Постановка

темы

и

цели

урока

3

Решение

учебной задачи

50мин

Создание

условий

для

применения

методов

измерения

антропометрических

данных и

определения

функциональных

возможностей

организма школьников.

1.

Распределение ролей в группе:

- исследователь

- исследуемый

- фиксатор

2.

Само стоятельная

работ а

в

группах по изучению и фиксации

информации

з а п о л н е н и е

таблицы.

3.

Выполнение

л а б о р ато р н ы х

заданий:

- Лабораторное задание №1:

- Лабораторное задание № 2:

Фиксация

в тетрадях

Консультирует,

координирует

работу

студентов

изучают

информацию,

проводят

обследование,

сравнивают

полученные

результаты

с

стандартным

и

и

оценивают.

Нахождение

и

получение

представлений

о

м е т о д а х

оценки

физического

развития

4

Контроль

15мин

Создание

условий

для

1. Контроль выполнения лабораторных

Обсужде-

Организует

Демонстрация

Осмысление

и

первичного

понимания

с а м о к о н т р о л я

п о

п о н и м а н и ю

ц е л и

занятия

заданий - демонстрация методов оценки

физического развития.

2.

Обсуждение

выполненных

заданий:

вопросы групп, дополнения.

ние

обсуждение,

активизирует

всех,

осуществляет

контроль

освоения

учебного

материала.

м е т о д и к

и

анализ

понимание

методов

измерения

антропометрич

еских данных и

определения

функциональн

ых

возможностей

организма

школьников.

5

Подведение

итогов

15мин

Рефлексия

1.

Рефлексия занятия.

Н а д

к а к и м

п о н я т и е м

работали?

Для чего нам это надо?

В

чем

заключается

суть

нашей

ДЕ?

2.

Подведение итогов занятия:

-

самооценка

и

взаимооценка

результатов деятельности

рефлексия

Организация

итогов работы

Самооценка,

анализируют

свою

деятельность

Осмысление

и

понимание

методов

оценки

физического

развития



В раздел образования