Автор: Анахина Александра Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РСЯ ЯПК им. С,Ф. Гоголева
Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха Я
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тема: "Методы оценки физического развития школьников
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования РС (Я)
ГБПОУ РС (Я) Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева
Физкультурное отделение
Методическая разработка учебного занятия
По дисциплине «Врачебный контроль, массаж, ЛФК»
Тема: «Методы оценки физического развития школьников»
Анахина А.В.
преподаватель физкультурного отделения
Якутск -2018
Пояснительная записка
Данный предмет входит в цикл общепрофессиональных дисциплин ОП.06.
по специальности 490201 Физическая культура для выпускников
педагогического
колледжа.
Изучение
курса
«Врачебный
контроль,
лечебная
физическая
культура
и
массаж»
максимально
приблизит
будущих
специалистов к профессиональной деятельности в области физического воспитания. При изучении данного курса студенты получают дополнительные
медико-биологические знания. На базе изучения курса создаются возможности для формирования обще-профессиональной компетентности.
Роль
данного
предмета
-
«вооружить»
студентов
основными
базовыми
медицинскими
знаниями
по
врачебному
контролю,
лечебной
физкультуре и массажу.
Дисциплина «Врачебный контроль, лечебная физическая культура и массаж» тесно связана с медико-биологическим (анатомия, физиология,
спортивная медицина), теоретическим (общая теория и методика физической культуры и спорта) и психолого-педагогическим циклами.
На данном уроке рассматривается тема «Методы оценки физического развития школьников», входящая в раздел 1. Врачебно-педагогический
контроль. Урок проходит по технологии групповой деятельности. Модель: Обучение в сотрудничестве.
Как мы сказали, на данном уроке используется технология групповой деятельности по модели обучение в сотрудничестве .
Обучение в
сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная
идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Важнейшая
особенность
этой
технологии
–
совместная
деятельность,
в
котором
присутствует
дух
единой
команды,
и
каждый
член
группы
несет
ответственность за себя, за других и за группу в целом. Выполняя общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого
задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но, что
особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные ученики
заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабый ученик досконально разобрались в материале, а заодно и сильный ученик
имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются
пробелы. Также, групповая форма обучения благоприятно влияет на развитие речи, коммуникативности, мышления и интеллекта. Кроме того, она
приносит более высокие учебные результаты по сравнению с традиционными фронтальными формами и методами.
При формировании малых групп, опираются на такие принципы:
Во-первых, соблюдать принцип гетерогенности (разнородности). Т.е. комплектование гомогенных (однородных по уровню обученности) групп
- не эффективно: сильные становятся еще сильнее, а слабые - еще слабее, и тем самым увеличивается разрыв между учебными достижениями. А вот
обучение в гетерогенных по составу группах подстегивает слабых учащихся до уровня средних и в то же самое время стимулирует учебный прогресс
средних и сильных.
Во-вторых, оптимальный размер малой группы. Многолетние наблюдения показали, что оптимальный вариант - 4 человека. Такая группа
обладает наивысшей степенью работоспособности и продуктивности, а также наиболее удобна для внутригруппового общения. Есть также и
некоторые организационные преимущества: такая группа легко перегруппировывается в две подгруппы, поэтому в ней удобно работать в парах. К
тому же здесь мы получаем наиболее удачное сочетание для принципа гетерогенности (сильный, два средних и слабый учащийся). Легко
сформировать такую группу и по половому признаку (2 мальчика и 2 девочки).
В- третьих, группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривает распределение ролей между участниками.
В-четвертых, учитель сам выбирает любого (слабого, среднего, сильного) ученика, который должен отчитываться за задание, если этот ученик
в состоянии рассказать о результатах совместной деятельности, ответить на вопросы, цель достигнута и группа справилась с заданием;
В-пятых, оценивается работа не одного ученика, а всей группы, усилии учащихся.
Такая технология группового деятельностного обучения, создает условия не только для формирования готовности к саморазвитию, но и для
формирования устойчивой системы знаний и системы ценностей (самовоспитания).
Кроме того, предполагает усиление внимания к моделированию профессиональной деятельности в учебном процессе для совершенствования
качества
подготовки
специалистов
к
выполнению
профессиональных
функций.
Эта
технология
направлена
на
формирование
системы
профессиональных
практических
умений
и
проявляется
при
проведении
мониторинга
по
оценке
физического
развития,
возникающие
в
профессиональной деятельности.
По убеждению А.Н. Тряпициной, компетентность всегда проявляется в деятельности. Когда человек делает, он осваивает нечто новое и
продвигается по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в результате этой
деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу,
приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия, которые его утверждают в социуме.
Мы считаем, что в таких занятиях, из пассивного потребителя знаний студент становится активным субъектом образовательной деятельности.
Также, при организации таких занятий у студентов воспитывается способность к самостоятельному принятию решений и доведению их до
исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Таким образом, организуя занятия по групповой деятельностной технологии, мы
подготовим компетентного специалиста:
- Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.;
- Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за
качество образовательного процесса.
- Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения;
Занятие состоит из следующих последовательных шагов:
Организационный момент.
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- выделяется содержательная область («могу»).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Данный этап предполагает подготовку мышления студентов к проектировочной деятельности:
1)
актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности
учащихся, которое фиксируется ими самими.
3. Постановка учебной задачи.
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе
выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность студентов по исследованию
возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает
ситуация, в которой требуется изменить известные учащимся алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение
этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)
На данном этапе предлагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и
проверка ими гипотез. Преподаватель организует коллективную деятельность в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог
и т.д.) После построения и обоснования нового способа, новый способ действий фиксируется в речи и знаковой форме в соответствии с
формулировками и обозначениями общепринятыми. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.
5.Первичное закрепление во внешней речи.
Студенты в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного
алгоритма во внешней речи.
6. Рефлексия деятельности (итог урока)
На данном этапе организуется самооценка студентами деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной
цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.
Например, постановка следующих вопросов: Чему научились? Что нового узнали? Каким способом? Где используется? В чем отличие новой
ситуации от ранее изученной? Где возникло затруднение? Каковы результаты класса?(мои собственные)? Над чем ещё надо поработать?
Дисциплина: Врачебный контроль, массаж, ЛФК
Раздел 1. Врачебный контроль.
Тема: Методы оценки физического развития школьников
Группа: ФК-15
Тип занятия: лабораторная работа.
Продолжительность занятия: два урока.
Технология: Технология групповой деятельности. Модель: Обучение в сотрудничестве.
Основная цель:
Цель преподавателя: организация условий для
осмысления и понимания методов измерения антропометрических данных и определения
функциональных возможностей организма школьников.
Цель студента: осмысление и понимание методов измерения
антропометрических
данных и определения функциональных возможностей
организма школьников.
Планируемые результаты:
Общие компетенции: -
определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач и личностного развития.
- работать в команде, взаимодействовать сокурсниками и преподавателем.
Профессиональные компетенции: осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения.
Оборудование
занятия: персональный
компьютер,
видеопроектор,
методическое
указание
по
лабораторной
работе,
медицинские
весы,
сантиметровые ленты, секундомеры, динамометр, спирометр.
№ Этапы занятия
Хроно-
метраж
Направленность этапа
занятия
Содержание этапа (урока)
Методы
и приемы
ДЕ учителя
ДЕ студента
Результат
1
Организационный
2мин
Создание
условий
для
мотивации
студентов
к
занятию
- Приветствие.
- Оргмомент: установка студентов к
включению в деятельность
побуждает
студентов
для
возникновения
внутренней
потребности
включения
в
деятельность
(«хочу»)
Принятие
сказанного
Включение
с т уд е н т о в
и
готовность
к
усвоению
2
Актуализация
з н а н и й
и
фиксация
з ат р уд н е н и й
в
деятельности
и
постановка
учебной задачи.
8мин
Создание
ситуации
для
совместной
постановки
темы и цели занятия
1.
Совместное определение темы и
цели занятия:
-
заполнение
таблицы
на
основе
контроля
знаний
студентов
по
теме
предыдущего занятия.
Вопросы для контроля:
1.
Что мы должны контролировать?
2.
По каким показателям мы будем
оценивать физическое развитие детей?
2.
Создание ситуации затруднения
д л я
в ы хо д а
к
т ем е
з а н я т и я
и
о п р е д е л е н и я
ц е л и
с
п о м о щ ь ю
подводящих вопросов:.
1.
А
вы
знаете,
какие
методы
и с п о л ь з у ю т
д л я
и з м е р е н и я
а н т р о п о м е т р и ч е с к и х
д а н н ы х и
о п р е д е л е н и я
ф у н к ц и о н а л ь н ы х
возможностей организма школьников?
3.Определение
темы
занятия
и
постановка цели занятия:
1. Значит темой сегодняшнего дня будет?
2.Исходя
из
этого
цель
з а н я т и я
заключается в следующем.
Подводящ
ие
вопросы.
Фиксация
в тетрадях
Организует
диалог,
направляет,
дополняет,
создает
позитивный
настрой.
Отвечают
на
вопросы
преподавателя,
записывают
в
тетрадях
Актуализация
опорных
з н а н и й
к
данному уроку.
Постановка
темы
и
цели
урока
3
Решение
учебной задачи
50мин
Создание
условий
для
применения
методов
измерения
антропометрических
данных и
определения
функциональных
возможностей
организма школьников.
1.
Распределение ролей в группе:
- исследователь
- исследуемый
- фиксатор
2.
Само стоятельная
работ а
в
группах по изучению и фиксации
информации
–
з а п о л н е н и е
таблицы.
3.
Выполнение
л а б о р ато р н ы х
заданий:
- Лабораторное задание №1:
- Лабораторное задание № 2:
Фиксация
в тетрадях
Консультирует,
координирует
работу
студентов
изучают
информацию,
проводят
обследование,
сравнивают
полученные
результаты
с
стандартным
и
и
оценивают.
Нахождение
и
получение
представлений
о
м е т о д а х
оценки
физического
развития
4
Контроль
15мин
Создание
условий
для
1. Контроль выполнения лабораторных
Обсужде-
Организует
Демонстрация
Осмысление
и
первичного
понимания
с а м о к о н т р о л я
п о
п о н и м а н и ю
ц е л и
занятия
заданий - демонстрация методов оценки
физического развития.
2.
Обсуждение
выполненных
заданий:
вопросы групп, дополнения.
ние
обсуждение,
активизирует
всех,
осуществляет
контроль
освоения
учебного
материала.
м е т о д и к
и
анализ
понимание
методов
измерения
антропометрич
еских данных и
определения
функциональн
ых
возможностей
организма
школьников.
5
Подведение
итогов
15мин
Рефлексия
1.
Рефлексия занятия.
Н а д
к а к и м
п о н я т и е м
работали?
Для чего нам это надо?
В
чем
заключается
суть
нашей
ДЕ?
2.
Подведение итогов занятия:
-
самооценка
и
взаимооценка
результатов деятельности
рефлексия
Организация
итогов работы
Самооценка,
анализируют
свою
деятельность
Осмысление
и
понимание
методов
оценки
физического
развития