Напоминание

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках литературного чтения


Автор: Щепеткина Анжелика Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №26"
Населённый пункт: город Миасс, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках литературного чтения
Раздел: начальное образование





Назад




Щепеткина Анжелика Владимировна

Г.Миасс

Формирование ключевых компетенций через проектную

деятельность учащихся на уроках литературного чтения

Важнейшая

задача

современной

системы

образования

формирование

универсальных

учебных

действий,

обеспечивающих

школьникам

умение

учиться,

способность

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию. Система

образования

отказывается

от

традиционного представления результатов

обучения в виде знаний,

умений и навыков, формулировки стандарта указывают

реальные

виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу

обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде

личностных, метапредметных и предметных результатов.

Инновационный поиск новых средств приводит к пониманию

того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые,

практико-ориентированные,

проблемные,

рефлексивные

и

прочие

формы и методы обучения.

Ведущее

место

среди

таких

методов,

принадлежит

сегодня

методу проектов. Метод проектов представляет собой практическое

применение

теоретических

знаний,

развитие

учащихся

в

деятельности,

а

также

достижение

поставленной

цели.

Можно

с

уверенностью утверждать, что именно метод проектов может создать

ситуацию успеха. Как известно, возраст 6-12 лет - очень важный

период развития ребёнка, именно здесь закладывается основа для

подготовки

детей

к

творческому

труду.

Поэтому

важно

именно

в

начальной

школе

создать

психолого-педагогические

условия

для

реализации возрастной потребности в поисковой активности.

При

организации

проектной

деятельности

возможна

индивидуальная, самостоятельная, групповая работа учащихся. Это

позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. Включая

младших

школьников

в

проект,

учитель

формирует

следующие

умения:

определение

цели

деятельности,

планирование

её,

выполнение

действий

и

операций,

соотнесение

результата

деятельности и ее цели, контролирование своих действий, выполнение

мыслительных

операций,

проведение

наблюдений,

умение

ставить

простые эксперименты, создавать простые модели и продукты своей

деятельности.

Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития

личности читателя, помогающий сориентироваться детям в огромном

количестве

книг,

произведений,

авторских

имен.

Он

дает

богатый

материал для использования проектного метода.

Результаты

выполненных

проектов

должны

быть,

что

называется

«осязаемыми»:

если

это

теоретическая

проблема,

то

конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат,

готовый к использованию (на уроке, в школе, в жизни).

Я

хочу

представить

варианты

проектов,

которые

можно

реализовывать в начальной школе при изучении курса «Литературное

чтение».

Одним

из

творческих

проектов

является

«Мини

спектакль».

Театрализация, разыгрывание отдельных эпизодов художественного

произведения, речевых ситуаций помогает глубже проникнуть в текст,

помочь его осмыслению. Дети очень любят инсценировать. Они, как

настоящие актеры, играют роли, входят в образы героев. В 3 – 4

классах, когда дети уже имеют навыки коллективной самостоятельной

работы,

для

инсценирования

им

будут

интересны

басни

И.А.Крылова «Ворона и лисица», «Кукушка и петух», «Свинья под

дубом», «Две собаки», «Муравей и стрекоза»; отрывки из сказочной

повести С.Козлова «Лисичка», «Разрешите с вами посумерничать...»,

философская сказка М.Метерлинка «Синяя птица».

Следующий

творческий

групповой

проект

создание

диафильма на

основе

прочитанного

произведения. Каждая

группа

должна сначала создать сценарий диафильма, продумать содержание

отдельных кадров, нарисовать кадры, найти предложения, которые

отражают

сюжет,

определить

количество

кадров.

Бумагу

заготавливают заранее. Презентация проекта осуществляется в форме

выступления перед одноклассниками.

При

выполнении

проекта

«Народная

мудрость»

учащиеся

собирают

пословицы

по

различным

темам,

например:

«Родина»,

«Человек», «Учение», «Труд». В результате работы каждая группа

собирает пословицы на определенную тему, оформляет альбом, где на

отдельном

листе

иллюстрируют

каждую

пословицу,

объясняя

в

рисунке

её

смысл,

сопоставляют

содержание

пословицы

с

ранее

прочитанными произведениями, продумывают защиту своего проекта.

Данный

проект

дает

возможность

учащимся

пополнить

активный словарный запас пословицами и поговорками, развивать

творческие способности и чувство ответственности за порученное

дело,

учит

самостоятельно

искать

необходимую

информацию

с

использованием различных источников, обмениваться информацией.

Проект «Времена года в литературных произведениях» может

выполняться в течение года. По своему содержанию данный проект

межпредметный. Учащиеся делают подборку своих любимых стихов,

выполняют иллюстрации к выбранному стихотворению, подбирают

музыкальные

произведения.

Может

быть

создан

сборник

стихов,

рассказов

собственного

сочинения.

Каждый

ребенок

готовит

свою

страничку, после этого собирается сборник, название которого каждая

группа придумывает сама. Защита данного проекта проходит в форме

литературно-музыкальной композиции, либо в печатной форме книги.

Для того чтобы сделать изучение литературных произведений

более

интересным

и

запоминающимся,

учителя

часто

используют

викторины. Использование материалов викторин позволяет повышать

не только уровень начитанности учащихся, но и укрепляет интерес к

книге,

чтению.

Данный

прием

будет

более

эффективным,

если

учащиеся

сами

придумают

вопросы

для

викторины.

Составление

викторин

к

прочитанному

произведению

способствует

более

внимательному и вдумчивому отношению к произведению. Ведь для

того чтобы составить викторину посложнее и ответить на вопросы

своих товарищей без ошибок, необходимо прочитать произведение как

можно внимательней. Вопросы дети могут составлять в парах или

группах.

Обобщающий урок по любой теме литературного чтения может

быть завершен групповым проектом «Литературное домино». Идеей

этого проекта является создание игры «Домино». В литературных

домино

на

карточках

помещаются

имена

писателей,

названия

произведений,

литературные

цитаты,

имена

героев

и

их

характеристики и т. д. Итогом этого группового проекта может быть

урок-игра

«Литературное

домино»,

где

учащиеся

играют

в

игру,

созданную ими же.

Проектная деятельность в начальной школе, организованная на

уроках

литературного

чтения,

предоставляет

педагогу

широкие

возможно сти:

от

обучения

формулированию

п р о бл е м ы

(познавательной, духовно-нравственной, прикладной) до организации

различных видов деятельности (художественной, исследовательской,

поисковой)

и

форм

презентации

результатов

работы

(выступление

перед

одноклассниками,

участие

в

конференциях,

общешкольных

мероприятиях).

В

процессе

проектной

деятельности

наиболее

эффективно

формируются следующие общеучебные умения: умение осмыслить

задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний, умение

самостоятельно

генерировать

идеи,

изобретать

способ

действия,

привлекая

знания

из

различных

областей,

умение

самостоятельно

найти недостающую информацию в информационном поле, запросить

недостающую

информацию

у

эксперта

(учителя,

консультанта,

специалиста),

находить

несколько

вариантов

решения

проблемы,

умение

коллективного

планирования,

взаимодействия

с

разными

партнерами, взаимопомощи в группе в решении общих задач, навыки

делового

партнерского

общения,

умение

находить

и

исправлять

ошибки в работе других участников группы.

Метод проектов, являясь одним из основных методов обучения,

как

нельзя

лучше

способствует

развитию

основных

компетенций:

информационных, коммуникационных, учебно-познавательных.



В раздел образования