Автор: Хакимова Ирина Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Нижневартовский нефтяной техникум
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: Подходы к оценке знаний обучающихся в СПО
Раздел: среднее профессиональное
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
ФГОС
Модернизация процесса обучения, и соответственно, системы оценивания, осуще-
ствляется на основе системы ключевых компетенций:
1.Ценностно-смысловые компетенции. Способность обучающегося видеть и понимать
окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умение
выбирать цели, принимать решения.
2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов в которых обучающийся должен быть
хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности наци -
ональной и общечеловеческой культуры, культорологические основы семейных, социаль-
ных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влия -
ние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
3. Учебно-познавательная компетенция. Обучающийся овладевает креативными навы-
ками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами
действий в нестандартных ситуациях, умением организации самостоятельной познава-
тельной деятельности.
4.Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в
учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение
современными средствами информации , умения самостоятельно искать, анализировать и
отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и пере-
давать ее.
5. Социально-трудовые компетенции. Обучающийся учится выполнять роль граждани-
на, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя, овладевает мини-
мально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активно-
сти и функциональной грамотности.
6. Коммуникативные компетенции, включающие в себя социокультурную, речевую,
компенсаторную, языковую. Включает в себя знание необходимых языков, способов взаи-
модействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе,
владение различными социальными ролями в коллективе.
Компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:
образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного раз -
вития;
оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои об -
разовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки;
разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельно -
стиобучающихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
Традиционная
Инновационная
Дискретность
Непрерывность
При традиционном оценивании обуче-
ние
рассматривается
как
дискретный
процесс:
оно завершается и фиксирует-
ся на этапе итоговой оценки.
Основная идея нового подхода заключается в том,
что обучение признаётся непрерывным процессом
и от традиционного понимания оценки как измере-
ния конечного результата предлагается перейти к
оцениванию процесса движения к результату. Оче-
видным становится право обучающегося на ошиб-
ку,
которая,
будучи исправленной,
считается про-
грессом в обучении.
Фрагментарность
Системность
Традиционная
оценка,
как
правило,
направлена на определение уровня овла-
дения предметными знаниями и умения-
ми:
она
как
бы
привязана
к
той или
иной теме в рамках отдельного предме-
та.
Эти
знания
в
большинстве
своём
фрагментарны и узкоспециальны.
Новый подход к оценке предполагает замер сфор-
мированности системных межпредметных знаний
и обобщённых умений.
Оценка становится много-
мерной и межпредметной,
направленной на изме-
рение не «книжных», а жизненных знаний.
Её инструментарий разрабатывается исходя из тре-
бований практической и прикладной направленно-
сти знаний и умений,
необходимости их примене-
ния в реальных жизненных ситуациях.
Единичность
Множественность
Инструментарий
традиционной
систе-
мы
оценки
преимущественно
ограни-
чен:
это
либо
самостоятельные,
либо
контрольные
работа,
которые
состав-
ляются по одной и той же схеме – с об-
основанием хода решения или с выбо-
ром ответа из приведённой их совокуп-
ности. Кроме того, практика показывает,
что традиционная оценка направлена на
измерение какого-либо отдельного типа
интеллекта
(логико-математического,
лингвистического
и
т.
д. ) , преимуще-
ственно индивидуальна и не учитывает
групповых учебных достижений.
Новый подход предполагает множественность про-
цедур и методов оценки: вариативность инструмен-
тария и средств, измерение различных форм интел-
лекта и т. п.
Количественность
Качественность
Традиционная
количественная
оценка
не всегда отражает реальные творческие
способности учащихся, более того, в не-
которых случаях она искажает картину,
так как соотносится скорее со степенью
прилежания
и
дисциплинированности
ученика,
нежели с уровнем его творче-
ских качеств.
Из поля зрения зачастую
выпадают такие важные характеристики,
как коммуникативность учащегося, уме-
ние работать в команде,
отношение к
предмету,
уровень прилагаемых усилий
к овладению предметом,
индивидуаль-
ный стиль мыслительной деятельности
и др.
Учитывается качественная оценочная информация,
полученная в процессе наблюдений,
бесед,
интер-
вью с обучающимися, анализа его учебно-познава-
тельной деятельности. Качественная составляющая
позволяет значительно обогатить оценку,
отразить
«невидимые»
моменты
в
учебно-познавательной
деятельности
обучающегося,
обеспечить
всесто-
роннее видение его способностей.
Жёсткость
Гибкость
Традиционная система жёстко детерми-
нирована
директивными
нормативами
(стандартами, временным фактором и т.
д.). Безусловно, в этом есть много поло-
жительных моментов:
в частности,
они
помогают унифицировать оценку и сде-
лать её более объективной. В то же вре-
мя жёсткость оценки порождает ряд не-
гативных явлений. Так,
у обучающихся
формируется
«иждивенческий»
мента-
литет:
что
оценивается
– то
и
надо
учить;
выигрывает тот,
кто делает всё
быстро (иногда в ущерб качеству) . Не
принимается во внимание,
что творче-
ский фактор всегда вступает в противо-
речие с заранее заданными в деятельно-
сти рамками.
Новый
подход
предполагает
оценивать
всё,
что
учащийся знает и умеет, причём широко поощряет-
ся выход за пределы установленной программы и
стандартов. Фактор времени перестаёт быть одним
из основных критериев, в особенности при выпол-
нении творческих работ и проектов.
Он уступает
место фактору эффективности образования.
Пере-
ход к гибкой системе оценки переосмысливает ор-
ганизационные моменты традиционного образова-
ния (составление расписания, формирование учеб-
ных групп в классе и т. д.).
Искусственность
Естественность
Процедура большинства традиционных
форм оценивания искусственна и, более
того,
носит ярко выраженный стрессо-
вый характер для обучаемых.
Как пра-
вило,
она жёстко регламентирована ме-
стом, временем и проводится под уси-
ленным контролем преподавателя.
В та-
ких
условиях
большинство
учащихся
(из-за излишнего волнения,
стеснённо-
сти временем, обстоятельствами и др.)
не могут продемонстрировать даже те
знания
и
умения,
которыми
они
на
самом деле владеют.
Объективное
оценивание
должно
проводиться
в
естественных для обучаемого условиях,
снимаю-
щих стресс и напряжение. Поэтому при новом под-
ходе
большое
место
занимают
нетрадиционные
формы оценки беседа, интервью, диалог и т. д.
Оценка
Самооценка
При традиционном оценивании все ры-
чаги контроля находятся в руках препо-
давателя: он указывает на недостатки и
пробелы в знаниях обучаемого. При вы-
полнении самостоятельных и контроль-
ных работ в большинстве случаев взаи-
модействие преподавателя и обучающе-
гося полностью исключается.
При новом подходе поощряется взаимооценивание
обучающихся, признаётся их право на самооценку,
усиливается элемент самоконтроля и повышения
ответственности за процесс и результат обучения.
Функции преподавателя как судьи и контролёра
трансформируются в действия консультанта и по-
мощника, его взаимодействие с обучающимися не
прерывается в процессе оценки, а становится есте-
ственным продолжением сотрудничества по овла-
дению новым знанием. Обучающийся самостоя-
тельно и сознательно определяет свои пробелы и
работает над их ликвидацией, обращаясь к препо-
давателю за консультацией и необходимой помо-
щью.
В инновационном обучении используются различные способы оценивания:
- Оценка деятельности учащихся в проекте(индивидуальные творческие проекты)
- Оценка умения работать с различными поисковыми системами (нахождение необ-
ходимой информации в интернете);
- Оценка умения работать с информацией (самостоятельная работа с документаци-
ей, учебниками и т.д);
- Оценка умения представлять информацию (защита творческих проектов, выступ-
ление на конференциях, защита КП);
- Самооценка обучающегося – рефлексия.