Напоминание

Подходы к оценке знаний обучающихся в СПО


Автор: Хакимова Ирина Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Нижневартовский нефтяной техникум
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: Подходы к оценке знаний обучающихся в СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ

ФГОС

Модернизация процесса обучения, и соответственно, системы оценивания, осуще-

ствляется на основе системы ключевых компетенций:

1.Ценностно-смысловые компетенции. Способность обучающегося видеть и понимать

окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умение

выбирать цели, принимать решения.

2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов в которых обучающийся должен быть

хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности наци -

ональной и общечеловеческой культуры, культорологические основы семейных, социаль-

ных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влия -

ние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

3. Учебно-познавательная компетенция. Обучающийся овладевает креативными навы-

ками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами

действий в нестандартных ситуациях, умением организации самостоятельной познава-

тельной деятельности.

4.Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в

учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение

современными средствами информации , умения самостоятельно искать, анализировать и

отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и пере-

давать ее.

5. Социально-трудовые компетенции. Обучающийся учится выполнять роль граждани-

на, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя, овладевает мини-

мально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активно-

сти и функциональной грамотности.

6. Коммуникативные компетенции, включающие в себя социокультурную, речевую,

компенсаторную, языковую. Включает в себя знание необходимых языков, способов взаи-

модействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе,

владение различными социальными ролями в коллективе.

Компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного раз -

вития;

оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои об -

разовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки;

разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельно -

стиобучающихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

Традиционная

Инновационная

Дискретность

Непрерывность

При традиционном оценивании обуче-

ние

рассматривается

как

дискретный

процесс:

оно завершается и фиксирует-

ся на этапе итоговой оценки.

Основная идея нового подхода заключается в том,

что обучение признаётся непрерывным процессом

и от традиционного понимания оценки как измере-

ния конечного результата предлагается перейти к

оцениванию процесса движения к результату. Оче-

видным становится право обучающегося на ошиб-

ку,

которая,

будучи исправленной,

считается про-

грессом в обучении.

Фрагментарность

Системность

Традиционная

оценка,

как

правило,

направлена на определение уровня овла-

дения предметными знаниями и умения-

ми:

она

как

бы

привязана

к

той или

иной теме в рамках отдельного предме-

та.

Эти

знания

в

большинстве

своём

фрагментарны и узкоспециальны.

Новый подход к оценке предполагает замер сфор-

мированности системных межпредметных знаний

и обобщённых умений.

Оценка становится много-

мерной и межпредметной,

направленной на изме-

рение не «книжных», а жизненных знаний.

Её инструментарий разрабатывается исходя из тре-

бований практической и прикладной направленно-

сти знаний и умений,

необходимости их примене-

ния в реальных жизненных ситуациях.

Единичность

Множественность

Инструментарий

традиционной

систе-

мы

оценки

преимущественно

ограни-

чен:

это

либо

самостоятельные,

либо

контрольные

работа,

которые

состав-

ляются по одной и той же схеме – с об-

основанием хода решения или с выбо-

ром ответа из приведённой их совокуп-

ности. Кроме того, практика показывает,

что традиционная оценка направлена на

измерение какого-либо отдельного типа

интеллекта

(логико-математического,

лингвистического

и

т.

д. ) , преимуще-

ственно индивидуальна и не учитывает

групповых учебных достижений.

Новый подход предполагает множественность про-

цедур и методов оценки: вариативность инструмен-

тария и средств, измерение различных форм интел-

лекта и т. п.

Количественность

Качественность

Традиционная

количественная

оценка

не всегда отражает реальные творческие

способности учащихся, более того, в не-

которых случаях она искажает картину,

так как соотносится скорее со степенью

прилежания

и

дисциплинированности

ученика,

нежели с уровнем его творче-

ских качеств.

Из поля зрения зачастую

выпадают такие важные характеристики,

как коммуникативность учащегося, уме-

ние работать в команде,

отношение к

предмету,

уровень прилагаемых усилий

к овладению предметом,

индивидуаль-

ный стиль мыслительной деятельности

и др.

Учитывается качественная оценочная информация,

полученная в процессе наблюдений,

бесед,

интер-

вью с обучающимися, анализа его учебно-познава-

тельной деятельности. Качественная составляющая

позволяет значительно обогатить оценку,

отразить

«невидимые»

моменты

в

учебно-познавательной

деятельности

обучающегося,

обеспечить

всесто-

роннее видение его способностей.

Жёсткость

Гибкость

Традиционная система жёстко детерми-

нирована

директивными

нормативами

(стандартами, временным фактором и т.

д.). Безусловно, в этом есть много поло-

жительных моментов:

в частности,

они

помогают унифицировать оценку и сде-

лать её более объективной. В то же вре-

мя жёсткость оценки порождает ряд не-

гативных явлений. Так,

у обучающихся

формируется

«иждивенческий»

мента-

литет:

что

оценивается

– то

и

надо

учить;

выигрывает тот,

кто делает всё

быстро (иногда в ущерб качеству) . Не

принимается во внимание,

что творче-

ский фактор всегда вступает в противо-

речие с заранее заданными в деятельно-

сти рамками.

Новый

подход

предполагает

оценивать

всё,

что

учащийся знает и умеет, причём широко поощряет-

ся выход за пределы установленной программы и

стандартов. Фактор времени перестаёт быть одним

из основных критериев, в особенности при выпол-

нении творческих работ и проектов.

Он уступает

место фактору эффективности образования.

Пере-

ход к гибкой системе оценки переосмысливает ор-

ганизационные моменты традиционного образова-

ния (составление расписания, формирование учеб-

ных групп в классе и т. д.).

Искусственность

Естественность

Процедура большинства традиционных

форм оценивания искусственна и, более

того,

носит ярко выраженный стрессо-

вый характер для обучаемых.

Как пра-

вило,

она жёстко регламентирована ме-

стом, временем и проводится под уси-

ленным контролем преподавателя.

В та-

ких

условиях

большинство

учащихся

(из-за излишнего волнения,

стеснённо-

сти временем, обстоятельствами и др.)

не могут продемонстрировать даже те

знания

и

умения,

которыми

они

на

самом деле владеют.

Объективное

оценивание

должно

проводиться

в

естественных для обучаемого условиях,

снимаю-

щих стресс и напряжение. Поэтому при новом под-

ходе

большое

место

занимают

нетрадиционные

формы оценки беседа, интервью, диалог и т. д.

Оценка

Самооценка

При традиционном оценивании все ры-

чаги контроля находятся в руках препо-

давателя: он указывает на недостатки и

пробелы в знаниях обучаемого. При вы-

полнении самостоятельных и контроль-

ных работ в большинстве случаев взаи-

модействие преподавателя и обучающе-

гося полностью исключается.

При новом подходе поощряется взаимооценивание

обучающихся, признаётся их право на самооценку,

усиливается элемент самоконтроля и повышения

ответственности за процесс и результат обучения.

Функции преподавателя как судьи и контролёра

трансформируются в действия консультанта и по-

мощника, его взаимодействие с обучающимися не

прерывается в процессе оценки, а становится есте-

ственным продолжением сотрудничества по овла-

дению новым знанием. Обучающийся самостоя-

тельно и сознательно определяет свои пробелы и

работает над их ликвидацией, обращаясь к препо-

давателю за консультацией и необходимой помо-

щью.

В инновационном обучении используются различные способы оценивания:

- Оценка деятельности учащихся в проекте(индивидуальные творческие проекты)

- Оценка умения работать с различными поисковыми системами (нахождение необ-

ходимой информации в интернете);

- Оценка умения работать с информацией (самостоятельная работа с документаци-

ей, учебниками и т.д);

- Оценка умения представлять информацию (защита творческих проектов, выступ-

ление на конференциях, защита КП);

- Самооценка обучающегося – рефлексия.



В раздел образования