Напоминание

"Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы"


Автор: Тимохина Наталья Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ " Гимназия №26"
Населённый пункт: города Миасс Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальный конкурс профессионального мастерства

педагогических работников учреждений общего, дополнительного и

дошкольного образования -2015

Проектная деятельность

как способ формирования ключевых компетенций учащихся

на уроках литературы

Автор: Тимохина Наталья Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ « Гимназия № 26»

Миасский городской округ

2015

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………3-5

2.Проектная деятельность на уроках литературы ………………5-13

2.1.Особенности проекта как метода обучения…………………… 5 - 7

2.2. Виды учебных проектов по литературе………………….. 7 – 8

2.3. Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках

литературы 8-13

3.Заключение…………………………………………………………….. 13

4. Список литературы……………………………………………………. 14

5. Приложение……………………………………………………………. 14-28

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

2

Введение

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей

мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой

Большой проблемой для учителя литературы на современном этапе

обучения является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученикам на

уроках

скучно:

однообразные

уроки,

домашние

задания,

которые

совершенно не хочется выполнять. Пресытившаяся фраза: «Надо читать!»

Всё это вызывает негативное отношение у ребёнка к процессу обучения.

Как же повысить мотивацию ученика к изучаемому предмету?

Продуктивный путь решения данной проблемы, на мой взгляд,– это

проектная

деятельность.

Метод

можно

использовать

в

любом

классе.

Хочется

отметить,

что

проектная

деятельность

оправдывает

себя:

все

ученики, даже «слабые», с удовольствием и интересом выполняют задания.

В подготовке проектов могут принимать участие и родители, что, по моему

мнению, является очень хорошим воспитательным моментом.

Раскрепостить ребенка – задача

важная

и

нелегкая. Мы

часто

замечаем зажатость, скованность детей, которая с возрастом усиливается.

А ведь это особенности наших школьников, особенности, которые находят

выражение

прежде

всего

во

внешних

проявлениях (неподвижные,

напряженные

лица,

«деревянные»

губы,

невнятная

речь,

неловкие

движения), влекут за собой неспособность ребенка свободно мыслить,

чувствовать, а значит – познавать, радуясь.

Современное общество требует от выпускника способности

адаптироваться

к

изменяющимся

условиям,

свободно

ориентироваться

в

информационном

поле,

строить

систему

в

любой

сфере

знания,

проектировать собственное развитие.

В Концепции модернизации российского образования подчеркивается

необходимость

"формировать

целостную

систему

универсальных

знаний,

умений

и

навыков,

а

также

самостоятельной

деятельности

и

личной

ответственности

обучающихся,

т.е.

ключевые

компетентно сти,

определяющие современное качество образования".

Компетенция - общая способность и готовность использовать знания,

умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в

реальной деятельности.

Компетенция

-

это

знание

в

действии,

способность

человека

использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в

условиях неопределенности и реализовывать их.

Перечислим ключевые образовательные компетенции :

1. Ценностно-смысловая компетенция.

2. Общекультурная компетенция.

3. Учебно-познавательная компетенция

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

3

4. Информационная компетенция.

5. Коммуникативная компетенция.

6. Социально-трудовая компетенция

7. Компетенция личностного самосовершенствования

Современные требования к обучению ставят новые задачи и перед

учителем: не пассивное участие в уроке, а формирование умения работать

самостоятельно, развитие творческого мышления, способности

прогнозировать свою деятельность.

"Одна

из

важнейших

задач

учителя

-

включение

учащихся

в

творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности".

Умения самостоятельного ориентирования в информационном

пространстве важны также в связи с переходом к профильной школе, так как

они

становятся

для

ученика

основанием

для

самообразования

и

самореализации, способствуют его успешному личностному росту.

Практика

показывает,

что

использование

проектной

методики

в

образовательном

процессе

обеспечивает

формирование

ключевых

компетенций:

исследовательской,

коммуникативной,

информационной.

Проектная деятельность на уроке

литературы

направлена на

формирование

у

школьников

общеучебных

умений

и

навыков,

универсальных способов деятельности.

Метод

проектов

(от

греческого

слова

"путь

исследования")

ориентирован

на

творческую

самореализацию

личности

в

процессе

самостоятельной работы учащихся под руководством учителя над проектом.

Проектная деятельность учащихся - это учебно-познавательная,

творческая

или

игровая

деятельность,

результатом

которой

становится

решение

какой-либо

проблемы,

представленное

в

виде

его

подробного

о

п

и

с

а

н

и

я

(

п

р

о

е

к

т

а

)

.

Проект - это детально описанный прообраз будущего объекта или

способа деятельности.

Целью проектной технологии обучения является создание условий,

при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных

источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения

познавательных

задач;

развивают

коммуникативные

и

исследовательские

умения; развивают системное мышление.

В основу учебного проекта положена идея, направленная на решение

какой-либо

проблемы.

Организация

проектной

деятельности

имеет

следующую структуру : мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы,

план, действия, результаты, рефлексия.

Необходимо через различные формы организации: урок, элективный курс

предпрофильного

уровня,

профильное

обучение,

г р у п п о ву ю ,

индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки

проектной

деятельности.

Такие

занятия

для

учащихся

переход

в

иное

психологическое

состояние,

это

другой

стиль

общения,

положительные

эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя.

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

4

Все

это

дает

возможность

им

развивать

свои

творческие

способности,

оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.

Литература как искусство и литература как учебный предмет обладают

значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от

продуманной

организации

воспитательной

среды,

содержания

и

форм

взаимодействия учащегося и учителя. Чтобы способствовать воспитанию

свободной личности, необходимо организовать такое учебно-воспитательное

пространство,

которое

обеспечивает

реализацию

на

практике

принципа

свободы,

предоставляющего

учащемуся

реальную

возможно сть

самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства

ответственности за ее результаты.

В

основу

урока

литературы

должна

быть

положена

учебно-

познавательная

деятельность

учащихся,

направленная

на

стимулирование

личностного

восприятия

литературы,

когда

каждый

ребенок,

постигая

объективное

содержание

произведений

искусства

слова,

видит

в

них

не

только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но

находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний

Учащиеся,

овладевая

способами

сохранения

информации,

получают

основы

библиографической

грамотности,

приобретают

навыки

конспектирования,

реферирования,

учатся

представлять

результаты

исследования.

Поэтому дидактическая цель современного урока литературы:

1.самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных

источников;

2.научиться

пользоваться

приобретенными

знаниями

для

решения

познавательных и практических задач;

3.приобретение коммуникативных умений, работая в группах.

4.повышение мотивации учащихся к учебному процессу

Актуальность темы заключается в следующем: проектная

технология

обучения

является

одним

из

ведущих

методов

ФГОС

и

обуславливает изменение общей парадигмы образования. Для того

чтобы

знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо

умело

организовать

эти

поиски,

управлять

учащимися,

развивать

и

направлять их познавательную деятельность.

Таким образом, проектная деятельность формируются у ребёнка

на

уроках литературы лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание,

а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

2.Проектная деятельность на уроках литературы

2.1. Особенности проекта как метода обучения

К основным задачам современного школьного образования относятся

формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся

в учении и развитие общеучебных умений и навыков (исследовательских,

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

5

рефлексивных, самооценочных).Педагогической технологией, реализующей

вышеназванные задачи, может служить проектное обучение.

Проект

в

обучении

это

специальным

образом

оформленная

детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск

условий и способов достижения реального практического результата; это

самостоятельное

развитие

выработанных

умений,

применение

знаний,

полученных

на

уроках

литературы,

но

уже

на

новом,

продуктивном,

поисковом уровне.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-

познавательной деятельности школьников на результат, который получается

при

решении

той

или

иной

практически

или

теоретически

значимой

проблемы.

Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют ряд

характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие

проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причём

проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер,

мотивировать его на поиски решения.

Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В

самом

общем

смысле

целью

проекта

всегда

является

решение

исходной

проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное,

неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт,

который создаётся автором в ходе его работы и также становится средством

решения проблемы проекта.

Итак, выяснение исходной проблемы, формулирование цели и

создание

умозрительного

образа

проектного

продукта

первые

характерные особенности проекта.

Ещё одно отличие проекта – предварительное

планирование

работы.

Весь

путь

от

исходной

проблемы

до

реализации

цели

проекта

необходимо

разбить

на

отдельные

этапы

со

своими

промежуточными

задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и

найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием

сроков реализации каждого этапа.

Осуществление плана работы над проектом , как правило, связано с

изучением

литературы

и

других

источников

информации,

отбора

информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов,

наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных

данных;

с

формулированием

выводов

и

формированием

на

этой

основе

собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы её

решения.

Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта

создаётся

проектный

продукт.

Проектный

продукт

должен

обладать

определенными

потребительскими

свойствами,

то

есть

удовлетворять

потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение

которой и был направлен данный проект.

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

6

Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчёт о ходе

работы,

в

котором

описываются

все

этапы

работы,

все

принимавшиеся

решения

с

их

обоснование,

все

возникшие

проблемы

и

способы

их

преодоления;

анализируются

собранная

информация,

проведенные

эксперименты

и

наблюдения,

приводятся

результаты

опросов

и

т.п.;

подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

Непременным условием проекта является его публичная защита,

презентация

результата

работы.

В

ходе

презентации

автор

не

только

рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует

собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую

компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над

проектом,

которая

предполагает

рефлексивную

оценку

автором

всей

проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта.( Приложение 1)

2.2.Виды учебных проектов по литературе

В современной методической литературе существует несколько

разновидностей

учебных

проектов.

По

доминирующей

деятельности

учащихся выделяют информационный, ролевой, практико-ориентированный,

творческий и исследовательский проекты.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-

то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для

широкой аудитории. К таким проектам можно отнести «Речевой портрет

героя».

В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или

исторических персонажей, выдуманных героев. В виде ролевой игры можно

представить

анализ

басен

И.А.Крылова,

например

по

теме

«Языковая

выразительность басни И.А.Крылова и притчи «О сверчке и муравье».

Практико-ориентированный

проект

по

литературе

нацелен

на

социальные интересы самих участников проекта. Проект заранее определен и

может быть использован в жизни класса и школы. Так, например, результатом

разработки

темы

«Так

говорили

былинные

герои»

может

быть

подборка

материалов или составление словаря .

Творческий

проект

предполагает

максимально

свободный

и

нетрадиционный

подход

к

оформлению

результатов.

Это

могут

быть

альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного

или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Например, проект «О

современной стихотворной рекламе и русской поэзии» можно представить в

виде постановки.

Исследовательский проект по литературе - по структуре научное

исследование.

Он

включает

обоснование

актуальности

избранной

темы,

обозначение

задач

исследования,

обязательное

выдвижение

гипотезы

с

последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом

используются

методы

современной

науки:

лабораторный

эксперимент,

моделирование,

социологический

опрос

.

К

этому

виду

работы

можно

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

7

отнести

следующие

исследования:

«Роль

дискурсивных

слов

да

и

нет

в

организации диалога».

Проекты

по

литературе

классифицируются

и

по

продолжительности. Мини-проекты

укладываются

в

один

урок.

Их

разработка наиболее продуктивна на уроках развития речи. Например, над

мини-проектом

«Составление

рекламного

модуля

с

использование

максимального количества эпитетов» работа ведется в небольших группах, её

продолжительность 20 минут (10 минут на подготовку и по 2 минуты на

презентацию каждой группы).

Краткосрочные проекты по литературе занимают 4 – 6 уроков.

Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под

руководством учителя, на их выполнение требуется 30 – 40 учебных часов.

Возможно

сочетание

классных

форм

работы

(мастерские,

лекции,

лабораторный

эксперимент)

с

внеклассными

(экскурсии

и

экспедиции,

натурные

видеосъёмки).

Такое

глубокое

«погружение»

делает

проектную

неделю оптимальной формой организации данной деятельности.

Годичные проекты по литературе могут выполняться как в группах,

так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в

рамках

ученических

научных

обществ.

Весь

годичный

проект

от

определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное

время. Это серьёзное исследование, защита которого чаще всего проводится

на городских научно-практических конференциях.

Надо заметить, что возрастные интересы и потребности подростков

часто влияют на выбор вида проекта. Так, учащиеся 5 - 6-х классов с их

огромной

потребностью

в

межличностном

общении

проявляют

большую

склонность к ролевым и игровым проектам. 7 – 8–классники любят работать

над практико-ориентированными проектами, их уже значительный школьный

опыт гарантирует успех в такой работе. Старшие подростки, учащиеся 9-х и

10-х классов, успешно справляются с исследовательскими проектами, у них

хорошо развито теоретическое мышление и есть интерес к исследовательской

работе. Ну и практически все учащиеся 5 – 10 классов охотно выполняют

творческие проекты.

Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать

самые разные задачи обучения и воспитания учащихся в интересной для них

форме. Это позволяет детям активно приобретать и применять знания и

умения,

расширять

свой

учебный

арсенал,

а

затем

перено сить

приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.

3.

Организация проектной деятельности на уроках литературы

Организация проектной деятельности на уроках литературы является

одним

из

приоритетов

современного

образования.

Развивающие

приемы

обучения,

семинары,

элективные

курсы

поискового

характера,

учебные

проекты

позволяют

лучше

учесть

личные

склонности

учеников,

что

способствует

формированию

их

активной

и

самостоятельной

позиции

в

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

8

учении,

готовности

к

саморазвитию,

социализации.

Действительно,

проектная деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как

она:

1) личностно ориентирована;

2) характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере

её выполнения;

3) позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;

4) позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

5)приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая.

Ребят

к

данной

деятельности

необходимо

подготавливать

годами,

всегда

помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».

В

основу

урока

литературы

должна

быть

положена

учебно-

познавательная

деятельность

учащихся,

направленная

на

стимулирование

личностного восприятия литературы.

Поэтому

обозначим

вопросы,

которые

важны

на

каждом

уроке

литературы:

ка к

о р г а н и з о в ат ь

у р о к и

л и т е р ат у р ы

п р о е к т н о й

направленности, как найти тему для проекта, какие алгоритмы дать в помощь

ученикам,

и

самое

главное,

как

сделать

занятия

увлекательными

и

плодотворными?

Всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке. Развитию

навыков

проектной

деятельности

учащихся

способствуют

педагогические

ситуации. Поэтому в процессе обучения важно использовать такие моменты ,

в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту

аргументы,

доказательства,

факты,

использовать

способы

приобретения

знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю,

товарищам,

выяснять

непонятное,

углубляться

в

осмысление

знаний.

Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников,

сочинения, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового.

Учебное

исследование

становится

реальным,

когда

мы

сумеем

подготовить

к

этому

уровню

работы

и

себя,

и

учащихся.

Речь

идет

о

постепенном

освоении

исследовательского

подхода

к

темам,

о

работе,

требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной – в том

смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.

Исследование

может

быть

организовано

на

всех

этапах

обучения

литературе:

некоторые

элементы

проектной

деятельности

школьникам

следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к

высшему уровню творческой самостоятельности.

Курс литературы в 5-7 классах предоставляет много возможностей для

этого. Остановимся на нем подробнее. Например, при изучении сказки К. Г.

Паустовского

"Тёплый

хлеб"

ученики

сразу

обращают

внимание

на

её

жанровые особенности. Почему К. Паустовский назвал своё произведение

сказкой? Всё ли в нём похоже на сказку? Так начинается наблюдение над

тем , как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы, как

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

9

обычное превращается в сказочное – в реальное и к чему ведёт нас автор

своей фантазией и мудрым словом. Так возникает исследовательская задача,

соединяющая учебный и научный смысл.

В период изучения сказок А.С. Пушкина, В.А.Жуковского возникает

вопрос:

«Какова

история

рождения

литературных

и

авторских

сказок?».

Ученикам

интересно

и

важно

выдвинуть

свои

предположения,

версии,

гипотезы, обсудить их в классе. В соответствии с программой дети в среднем

звене должны освоить начальные понятия о литературе как искусстве слова;

именно на этой ступени крайне важно вести детей к обобщениям, учить не

только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться

ими как инструментом познания.

Изучая в 7 классе народные предания, учащиеся ищут ответ на вопрос:

«Каким предстают в предании «Пётр и плотник» Иван Грозный и Пётр

Первый?».

Они

проводят

исследования,

сопоставляя

художественные

и

исторические образы. Не менее интересны проектные работы учащихся по

былинам на тему «Так говорили былинные герои», «Незаслуженно забытые

слова.

С учащимися 5-7 классов интересно рассматривать литературу в связи с

другими видами искусств- музыкой, живописью, театром. Перед ребятами

встают вопросы: как с помощью языковых средств художник слова описывает

какое-то явление действительности, передает свои ощущения и впечатления и

как

те

же

самые

явления

и

внутренние

переживания

раскрываются

в

произведениях

живописца,

композитора?

Какими

приемами

пользуются

писатели, художники, композиторы при создании близких образов? Какие

средства

изобразительности,

эмоционального

воздействия

имеются

у

музыкантов и художников, и как с этими средствами соотносятся языковые

возможности в передаче сходных образов? Как взаимодействуют основные

роды

искусств,

какое

влияние

оказывают

роды

искусств

друг

на

друга?

Работая с драмой А. С. Пушкина «Борис Годунов», можно остановиться на

изучении

материалов

искусствоведов,

иллюстрациях

известных

русских

художников (В.И. Суриков, В. А. Фаворский, В. Г. Перов, С. Галактионов).

На уроке внеклассного чтения по лирике «Музыка звучит в стихах» (5

класс) ученики выдвигают свои гипотезы на проблемный вопрос: Что было

бы со стихами, если бы не было музыки? В ходе исследования они находят

черты сходства поэзии и музыки: интонация, рифма, паузы, ритм, темп,

динамика, виды развития, мелодичность фраз.

В старших классах проектная деятельность в обучении предполагает

введение общих и частных методов научного познания на всех его этапах – от

восприятия до применения на практике. Практически это достигается через

введение в содержание изучаемого материала фактов из истории литературы

и её современного состояния, а также информации, знакомящей учащихся с

методами научного познания литературы как науки. Это создаёт основу для

профилизации

обучения

и

обеспечивает

повышение

научного

уровня

преподавания.

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

10

В

зависимости

от

объекта

исследования

ученические

проекты

по

литературе можно разделить на следующие виды:

1)

проекты,

в

которых

проводится

анализ

текста

художественного

произведения

с

целью

выявления

его

художественного

своеобразия,

особенностей

авторского

стиля,

мастерства

писателя,

типологии

образов.

Например:

«Способы

создания

образов-персонажей

в

рассказах

А.

П.

Чехова»,

«Приёмы

изображения

полесских

жителей

«полесского

цикла»

повестей А. И. Куприна», «Поэтика рассказов «Тёмные аллеи» И. Бунина»;

2)

проекты,

в

которых

разрешение

поставленной

проблемы

осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений.

Проблемы

могут

носить

различный

характер

теоретико-литературный,

мировоззренческий,

эстетический,

культурологический.

Например,

сопоставление

текста

произведения,

написанного

на

иностранном,

с

его

переводами на русский язык. Изучая в разделе древнерусской литературы

«Повесть временных лет» (7 класс), сравниваются древнерусский текст и его

переводы,

«Слово

о

полку

Игореве»

(8

класс)

древнерусский

текст

и

перевод

Д.

Лихачёва,

переложения

В.

Жуковского,

А.

Майкова,

Н.

Заболоцкого, А. Чернова, Н. Рыленкова;

3)

проекты,

предполагающие

интеграцию

литературы

и

истории,

философии,

лингвистики,

приучающие

учащихся

видеть

общность

гуманитарных

знаний,

осваивать

разные

методологические

подходы

к

анализу

явлений

искусства

и

жизни.

Например:

«Образ

«маленького

человека»

в

русской

литературе

XІX

»,

«Литературный

тип

«лишнего

человека» в русской литературе»;

4)проекты, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи

судьбы

связаны

с

историей

города,

области

(литературное

краеведение).

Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и

мемуарной

литературы,

критических

статей

создать

нравственно-

психологический портрет писателя, отразив своё восприятие его личности в

форме художественно-публицистического очерка.

Каким бы ни был объект исследования проекта, главное состоит в том,

чтобы

поставленная

проблема

позволяла

ученику

самостоятельно

или

с

помощью

учителя

определить

путь

исследования,

выбрать

методы,

необходимые

для

работы

с

художественным

произведением,

применить

имеющиеся умения анализировать текст.

В организации проектной деятельности учащихся можно использовать

следующий

алгоритм

работы:

после

определения

проблемы

и

объекта

исследования необходимо организовать работу с текстом. Для этого сначала

проводим

несколько

занятий

исследовательских

групп,

на

которых

актуализирую знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как

выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты

наблюдений,

а

затем

организовываю

индивидуальные

консультации

по

каждой теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован

необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, можно

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

11

предложить поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи,

монографии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить,

какие

из

них

следует

прочитать,

законспектировать,

из

каких

сделать

выписки.

Поскольку

непременной

частью

работы

должен

стать

анализ

прочитанного, нужно научить старшеклассников это делать, используя метод

рецензирования

критических

статей,

сопоставления

параллельных

конспектов, тезисных планов, аннотирования, создания творческих работ,

предполагающих сравнение разных подходов к анализу одного и того же

произведения.

Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и

переосмысление

его

результатов

с

учётом

новых

знаний,

полученных

в

процессе

освоения

научной

литературы

по

проблеме.

Именно

такая

последовательность

работы

над

темой

способствует

появлению

мотивированного

интереса

к

истории

вопроса,

к

суждениям

других

исследователей,

позволяет

учащимся

определить

собственную

позицию,

оценить степень новизны своего исследования.

Максимальной активизации познавательной деятельности и

практической

реализации

проектного

подхода

способствуют

ситуации,

которые

предполагают

выполнение

заданий

повышенной

трудности,

что

требует

от

учащихся

изучения

дополнительной

литературы,

научных

источников и проведения теоретического или практического исследования.

Ученики 9-11 классов достигают активизации познавательной деятельности

при подготовке к читательским конференциям, которые проводятся не только

по художественным произведениям, изучающимся по программе, но и по

текстам

литературных

произведений,

которые

выходят

за

рамки

учебной

программы, но входят в обязательный минимум образования

Виды презентационных проектов могут быть различными. В своей

работе

чаще

использую

исследовательские,

творческие

,интегрированные

проекты.

Эффективными

оказываются

проекты,

занимающие

несколько

уроков.

В

качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно

(индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над

проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока.

Последние

2

урока

(спаренные

в

старших

классах)

используются

для

презентации подготовленных проектов. На уроках литературы в профильных

классах учащиеся выполняют как персональные, так и групповые проекты.

Есть учебные проекты, направленные на интеграцию знаний учащихся

по

русскому

языку

и

литературе.

Например,

«О

чём

говорят

фамилии

персонажей

Д.И.

Фонвизина

«Недоросль»

или

«Язык

действующих

лиц

комедии», где «говорящие фамилии», речь персонажей отражают не только

общественное положение, но и характер личности. Ученики рассматривают

лексические обороты, синтаксические конструкции, раскрывающие смысл

понятий. Не менее интересны наблюдения ребят по темам «Крылатые слова в

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

12

комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» или «Языковые контрасты в романе

М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Но самое главное, учащиеся, занимающиеся проектной деятельностью,

уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активнее, учатся грамотно

задавать

вопросы,

у

них

расширяется

кругозор,

они

становятся

более

коммуникативными, активно участвуют в деятельности научно-практических

конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

Заключение

Учебный проект по литературе для школьников-исследователей – это

возможность

делать

что-то

интересное

самостоятельно

или

в

группе,

максимально используя свои возможности; это деятельность ,позволяющая

проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести

пользу

и

показать

публично

достигнутый

результат;

это

деятельность,

направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими

учащимися в виде цели.

Учебный проект для учителя – это дидактическое средство развития,

обучения

и

воспитания,

которое

позволяет

вырабатывать

и

развивать

специфические

умения

и

навыки

проектирования,

а

именно

учить

проблематизации,

целеполаганию

и

планированию

деятельно сти,

самоанализу

и

рефлексии,

поиску

нужной

информации,

проведению

исследования,

освоению

и

использованию

адекватной

технологии

изготовления

продукта

проектирования,

презентации

хода

своей

деятельности.

Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для

совмещения

современных

информационных

технологий,

личностно-

ориентированного

обучения

и

самостоятельной

работы

учащихся.

Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.

Литература

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –

М.: Аркти, 2003.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.:

Аркти, 2007.

Сергеев

И.С.

Как

организовать

проектную

деятельность

учащихся:

Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.:

АРКТИ, 2003.

Савенков

А.И.

Содержание

и

организация

исследовательского

обучения

школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.

Сергеева

М.Г.

Об

экспертизе

исследовательских

работ

учащихся

//

Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

13

Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в

гуманитарной прфильной школе»//Литература в школе.-2004.№12. с.25-28

Рождественская

И.В.

Межпредметный

элективный

курс

"Школа

исследователя:

основы

учебно-исследовательской

деятельно сти"

//Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. – с.102-106.

Приложение 1

презентация «Проектная деятельность учащихся как средство формирования

ключевых компетенций»

Приложение 2

Исследовательский проект "К познанию Пушкина"(9 класс)

Пушкин! Мы так привыкли к этому имени, к его поэзии, к его гению, к

тому, что он - «солнце русской поэзии», к тому, что он «русский человек в

его развитии» (Гоголь), что он «начало всех начал» (Горький). Его поэзия

будит в нашей душе благородные чувства. Чувства и любовь к нему, к его

слову.

Творчество Пушкина в школе, изучение его поэзии, приобщение к ней

представляют собой бесконечные возможности для духовного роста ученика,

воспитания

любви

к

родному

слову,

уважения

к

человеку.

Ведь

даже

Белинский

говорил

о

том,

что

поэзии

Пушкина

присущи

«душевное

здоровье»,

«жизнерадостность,

нравственное

изящество».

Без

понимания

всего этого, по-моему, нельзя понять ни личности Пушкина, ни его поэзии.

Данный проект предполагает более детальное знакомство с глубоким

национальным характером пушкинского гения. Пушкин – это неотъемлемая

часть великого российского наследия. Нравственная польза от этого проекта

для

девятиклассников

очевидна.

Они

попытаются

по-новому

осмыслить

творчество поэта, поделиться своими размышлениями о нём - пусть даже

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

14

навеянными хорошей книгой, глубоким исследованием, прочтением поэм и

сказок.

Этот проект вернёт детей в библиотеку, где они познакомятся с трудами

филологов, литературоведов и с их помощью найдут свою тропу к Пушкину.

Данный проект является интегрированным, так как связывает различные

предметные области.

Визитная карточка исследовательского проекта

Параметры характеристики проекта

Характеристика

1.

Тема проекта

К познанию Пушкина

2.

Дидактические цели

-рассмотреть

детально

детство

и

юношеские годы Пушкина;

-изучить

литературоведче ские

комментарии, статьи, монографии;

-сравнить

поэтическую

образность

раннего

и

позднего

Пушкина;

с а м о с т о я т е л ь н о

и

о х о т н о

приобретать недостающие знания из

разных источников;

-повышение мотивации учащихся к

учебному процессу

3.

К о м п е т е н т н о с т и ,

к о т о р ы е

формирует проект

-

в

с ф е р е

с а м о с т о я т е л ь н о й

деятельности,

основанные

на

усвоении

способов

приобретения

знаний

из

различных

источников

информации;

- в сфере культурной деятельности

4.

Основные

проблемные

вопросы,

которые ставятся перед учащимися

- Существует ли связь творчества

Пушкина с творчеством

современников?

- В чём разногласия

литературоведов в пушкинской

тематике?

- Интересен ли Пушкин сегодня?

5.

Основные

темы

самостоятельных

исследований

- комментарии Пушкина к

собственным произведениям;

- дружеская переписка;

- женские образы в лирике поэта

6.

По участию в разработке

групповой

7.

По времени исполнения

долгосрочный

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

15

8.

Возраст

учащихся,

на

которых

рассчитан проект

учащиеся 9 класса

9.

Предметные

области,

в

рамках

которых проводится проект

- литература;

- история;

- музыка

10.

Система

оценки

деятельно сти

учащихся

- оценка руководителя проекта;

- взаимооценка участников проекта

11.

Оформление результата проекта

- презентация;

- сочинения;

- информационный бюллетень

Технологическая карта проекта

Этап проектной

деятельности

Алгоритм деятельности

учащихся

Алгоритм деятельности

учителя

1. Поисково-

исследовательский:

краткая формулировка

задачи, поиск и анализ

проблемы

1.Выбор вида проектной

деятельности из

предложенного учителем

(презентация)

2.Деление на 3 группы:

1группа - Дата 19

октября в жизни и

творчестве поэта;

2группа- Лицейские

друзья в судьбе Пушкина;

3группа -Как повлиял

Лицей на дальнейшую

судьбу поэта?

1.Формулирует цели и

задачи. Руководит

деятельностью учащихся.

2.Формирует идею проекта,

исходя из потребностей и

реально доступных

ресурсов.

3.Помогает подобрать и

систематизировать материал,

сделать выводы о значении

Лицея в жизни

А.С.Пушкина.

2. Практическая

реализация проекта:

подбор материала,

иллюстраций для

исполнения работы

1.Самостоятельная

работа над выбором

материала для

презентации.

2.Создание

иллюстративного

материала.

3.Распределение ролей

(оформители, редакторы ,

ведущие, чтецы) и

Консультирует, направляет,

стимулирует активность

детей, помогает в создании

совместной презентации

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

16

оформление проекта

3. Внесение необходимых

изменений

Работа с орфографией и

пунктуацией, работа со

смысловой

наполняемостью, работа

над дикцией.

Контролирует, координирует,

корректирует деятельность

учащихся

4.

Заключительный

этап

(презентация проекта)

1.Доклад о результатах

работы.

2.Выступление перед

учащимися

(приглашаются 5- 6

классы)

Помогает готовить

презентацию, выразительно

прочесть текст. Помогает

сделать выводы.

5.Оценивание

Участие в оценке путем

коллективного

обсуждения и

самооценок

Совместное с экспертной

группой оценивание,

выявление

неиспользованных

возможностей, потенциала

продолжения работы

Защита проекта (по плану):

1.Как распределялись обязанности в группах.

2.Чем руководствовались при выборе стихов (определение источников).

3.Выбор формы отчета.

4.Всё делали сами или просили помощи у старших?

5.Каждый участник группы рассказывает о своей деятельности.

6.С какими трудностями столкнулись?

7.Изменилась ли форма проекта в процессе деятельности или нет?

8.Довольны или нет своим результатом?

9.Хотели бы продолжить проектную деятельность или нет?

Защита проекта проходит в виде защиты презентации.

Ведущие

от

каждой

группы

представляют

приготовленную

часть

презентации.

Первая

группа

для

активизации

мыслительной

деятельности

использует

прием

кластера.

«

Когда

мы

слышим

имя

Пушкин,

какие

ассоциации

возникают у нас?»

Таким образом, учащиеся сразу вовлекаются в поиск. По ходу презентации

чтецы читают наизусть стихотворения Пушкина, посвященные друзьям.

Вторая

группа

проводит

исследование

«Лицейские

друзья

в

судьбе

Пушкина»,

результаты

представлены

в

виде

презентации.

По

ходу

презентации чтецы читают наизусть стихотворения Пушкина, посвященные

друзьям.

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

17

Третья

группа

подготовила

и

провела

диспут

«Что

такое

дружба»,

использовав в презентации толкование слова «дружба» словарем Ожегова и

понимание этого слова друзьями-лицеистами. Что значит «дружба» в вашем

понимании? Учитель помогает сделать вывод .

В итоге можно предложить всем составить синквейн на тему « Дружба».

Критерии оценивания работ учащихся

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над

проектом.

2.

Степень

включённости

в

групповую

работу

и

чёткость

выполнения

отведённой роли.

3. Практическое использование предметных и общешкольных компетенций.

4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта.

5. Степень осмысления использованной информации.

6. Оригинальность идеи, способа решения проблемы.

9. Уровень организации и проведения презентации.

11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации.

12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

Рефлексия

•Как вы думаете, уроки с использованием проектной деятельности интересны

или нет?

• Что было трудно для вас больше всего?

• Что вы считаете получилось лучше?

• Как бы вы оценили свою работу?

Домашнее задание: сочинение-миниатюра на одну из тем:

1. «Школа в моей жизни» или

2. «Что такое дружба?»

Практико-ориентированный проект « Былина» (7 класс)

Данный проект может быть реализован в рамках изучения предмета

литература.

В

процессе

работы

над

проектом

у

учащихся

формируются

представление о былинах как о жанре устного народного творчества, их

исторической

основе,

художественных

особенностях.

Проект

наряду

с

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

18

учебными целями имеет воспитательную направленность. Каждый человек

должен знать историю и культуру своей страны, быть гражданином своей

Родины. Былинные герои - символ служения воинскому долгу, преданности

родной земле.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Герой - кто он?

Проблемные вопросы

Почему былина не утратила актуальность в

наше время?

Зачем нужны богатыри?

Родня ли былина сказке?

Устарели ли былинные слова?

Учебные вопросы

Когда и для чего создавались былины?

Какие исторические факты нашли

отражение в былинах?

Существовали ли на самом деле богатыри?

Чем былина отличается от сказки?

Какие общие черты у былины и сказки?

Чем язык былин отличается от

современного языка?

Визитная карточка проекта

Параметры

характеристики проекта

Характеристика

1.

Тема проекта

Былины

2.

Дидактические цели

-формировать представление о былинах как

о жанре устного народного творчества, их

исторической основе, художественных

особенностях.

- каждый человек должен знать историю и

культуру своей страны, быть гражданином

своей Родины.

- Былинные герои - символ служения

воинскому долгу, преданности родной

земле.

3.

Компетентности, которые

формирует проект

- в сфере самостоятельной деятельности,

основанные на усвоении способов

приобретения знаний из различных

источников информации;

- в сфере культурной деятельности

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

19

4.

Основные проблемные

вопросы, которые

ставятся перед учащимися

Почему былина не утратила актуальность в

наше время?

Зачем нужны богатыри?

Родня ли былина сказке?

Устарели ли былинные слова?

Когда и для чего создавались былины?

Какие исторические факты нашли

отражение в былинах?

Существовали ли на самом деле богатыри?

Чем былина отличается от сказки?

Какие общие черты у былины и сказки?

Чем язык былин отличается от

современного языка?

5.

Основные темы

самостоятельных

исследований

- былина как жанр УНТ

-особенности былины

-былинные герои

-как говорят былинные герои

6.

По участию в разработке

групповой

7.

По времени исполнения

краткосрочный

8.

Возраст учащихся, на

которых рассчитан проект

Учащиеся 7 класса

9.

Предметные области, в

рамках которых

проводится проект

- литература;

- история;

- музыка

10.

Система оценки

деятельности учащихся

- оценка руководителя проекта;

- взаимооценка участников проекта

11.

Оформление результата

проекта

- презентация;

- составление словарика « Так говорят

былинные герои»;

- информационный бюллетень

Технологическая карта проекта

Этап проектной

деятельности

Алгоритм деятельности

учащихся

Алгоритм деятельности

учителя

1. Поисково-

исследовательский:

краткая формулировка

задачи, поиск и анализ

проблемы

1.Выбор вида проектной

деятельности из

предложенного учителем

(презентация)

1.Формулирует цели и

задачи. Руководит

деятельностью учащихся.

2.Формирует идею проекта,

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

20

2.Деление на 4 группы:

1группа – Былины как

жанр УНТ;

2группа- Особенности

былин ;

3группа –Былинные

герои

4 группа-Так говорят

былинные герои

исходя из потребностей и

реально доступных

ресурсов.

3.Помогает подобрать и

систематизировать материал,

сделать выводы былине как

жанре УНТ и их

особенностях

2. Практическая

реализация проекта:

подбор материала,

иллюстраций для

исполнения работы

1.Самостоятельная

работа над выбором

материала для

презентации.

2.Создание

иллюстративного

материала.

3.Распределение ролей

(оформители, редакторы ,

ведущие, чтецы) и

оформление проекта

Консультирует, направляет,

стимулирует активность

детей, помогает в создании

совместной презентации

3. Внесение необходимых

изменений

Работа с орфографией и

пунктуацией, работа со

смысловой

наполняемостью, работа

над дикцией.

Контролирует, координирует,

корректирует деятельность

учащихся

4.

Заключительный

этап

(презентация проекта)

1.Доклад о результатах

работы.

2.Выступление перед

учащимися

Помогает готовить

презентацию, выразительно

прочесть текст. Помогает

сделать выводы.

5.Оценивание

Участие в оценке путем

коллективного

обсуждения и

самооценок

Совместное с экспертной

группой оценивание,

выявление

неиспользованных

возможностей, потенциала

продолжения работы

Защита проекта (по плану):

1.Как распределялись обязанности в группах.

2.Чем руководствовались при выборе стихов (определение источников).

3.Выбор формы отчета.

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

21

4.Всё делали сами или просили помощи у старших?

5.Каждый участник группы рассказывает о своей деятельности.

6.С какими трудностями столкнулись?

7.Изменилась ли форма проекта в процессе деятельности или нет?

8.Довольны или нет своим результатом?

9.Хотели бы продолжить проектную деятельность или нет?

Защита проекта проходит в виде защиты презентации.

Ведущие

от

каждой

группы

представляют

приготовленную

часть

презентации.

Первая

группа

для

активизации

мыслительной

деятельности

использует

прием кластера. « Когда мы слушаем былину, какие ассоциации возникают у

нас?»

Таким образом, учащиеся сразу вовлекаются в поиск. По ходу презентации

чтецы читают отрывки из былин.

Вторая группа

проводит исследование «Особенности былин», результаты

представлены в виде презентации.

По ходу презентации чтецы зачитают

отрывки и приводят примеры из былины « Вольга и Микула Селянинович».

Третья

группа

подготовила

и

провела

диспут

«Кто

такой

былинный

герой ?» ,оформила презентации. Учитель помогает сделать вывод .

Четвертая

группа работает

с

текстом

былин

«Вольга

и

Микула

Селянинович»,

«Садко»

,составляя

словарик

«

Так

говорили

былинные

герои»

В итоге можно предложить всем составить синквейн на тему « Былина».

Критерии оценивания работ учащихся

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над

проектом.

2.

Степень

включённости

в

групповую

работу

и

чёткость

выполнения

отведённой роли.

3. Практическое использование предметных и общешкольных компетенций.

4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта.

5. Степень осмысления использованной информации.

6. Оригинальность идеи, способа решения проблемы.

9. Уровень организации и проведения презентации.

11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации.

12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

Рефлексия

•Как вы думаете, уроки с использованием проектной деятельности интересны

или нет?

• Что было трудно для вас больше всего?

• Что вы считаете получилось лучше?

• Как бы вы оценили свою работу?

Домашнее задание: сочинение-миниатюра на тему:

1. «Кто такой былинный герой?»

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

22

2. Составить словарик « Так говорили былинные герои» на тексте одной из

былин.

Творческий проект по теме " Пословицы и поговорки"( 7класс)

Для устного народного творчества характерно большое разнообразие

жанров. Художественный талант народа находил свое выражение и в крупных

поэтических жанрах, и в таких уникально малых жанровых формах, как

пословица и поговорка.

У кого есть ответ на все случаи жизни – и когда у тебя горе, и когда

радость? Молод ты, стар, болен, здоров, двойку в школе получил, о делах

своих задумался – на всякое переживание, на любую новость сразу отзовется,

даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит пословица.

Родились пословицы и поговорки в глубокой древности, наверное,

вскоре после того, как люди овладели речью, развили речь. И некоторые

напоминают об очень давних временах.

В пословицах выражен народный опыт, наблюдения над жизнью, над

человеком,

мудрость

народа.

Подобно

всем

произведениям

фольклора,

пословицы и поговорки тоже не остаются неизменными. Переходя из уст в

уста, они переосмысляются, появляются в ином виде. Так что же такое

пословица? (Это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из

каких-то событий, случаев.)

Пословица – это художественное произведение, которое содержит

широкое обобщение и воплощает его в предельно краткой форме.

Пословицы обычно состоят из двух частей: “Делаешь наспех – сделаешь

насмех”;

“Землю

красит

солнце,

а

человека-труд”.

Часто

эти

части

рифмуются. “Без пословицы речь не молвится”, – говорили на Руси. Знание

пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

23

Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание

слов, которое можно назвать другим словом, более простым, обиходным.

Например, “стучать зубами” – замерзать, “заморить червячка” – перекусить,

“за двумя зайцами погнался” – делаешь много дел сразу.

Пословицы и поговорки – это сгустки народной мудрости, здравого

смысла, ума, трудового и житейского опыта. Ушинский о пословицах пишет:

“По содержанию, наши пословицы важны для первоначального обучения

тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми

своими живописными особенностями... В народных пословицах отразились

все

стороны

жизни

народа:

домашняя,

семейная,

полевая,

лесная,

общественная: его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей,

на значение всех явлений жизни”.

Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют,

активно приобщают человека к богатствам народного языка.

В основе всякой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт,

явление.

Но

это

конкретное

возведено

на

уровень

широкого

обобщения,

типичности,

а

потому

позволяет

приложить

его

к

множеству

сходных

явлений, фактов. “Грибы ищут – по лесу рыщут” – это суждение передает

житейский факт, очевидный для каждого, кто когда-либо собирал грибы. В

нем заключен прямой смысл пословицы: чтобы набрать лукошко грибов,

нужно хорошенько побродить по лесу! Одновременно с этим пословица

несет с собой и переносный смысл – она подходит ко всем тем случаям, когда

хотят сказать, что для достижения желаемого результата нужны активные

действия.

Выдающийся советский методист, литературовед и фольклорист

профессор М. А. Рыбникова писала: “Искусство говорящего заключается в

том, чтобы, встретив и опознав явление, случай, свойство, человеческий

поступок, охарактеризовать его пословицей, моментально установив связь

между частным случаем и его поэтическим определением, высказанным в

пословице: “Пословица к слову молвится”. Умелое и быстрое употребление

пословицы и поговорки свидетельствует о находчивости, об остром уме.

Говорить пословицами вовсе не значит владеть ими во множестве, главное –

уметь вводить их в оборот. Пословица вставляется в живую речь и резко в

ней выделяется – выделяется сконцентрированной в художественном образе

мыслью, выделяется ладностью и звучностью”.

Визитная карточка проекта

Параметры

характеристики проекта

Характеристика

1.

Тема проекта

Пословицы и поговорки

2.

Дидактические цели

-формировать представление о пословицах

и поговорках как о жанре устного

народного творчества, их происхождении,

художественных особенностях,

употреблении в речи

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

24

3.

Компетентности, которые

формирует проект

-формирование компетентности в сфере

самостоятельной познавательной

деятельности, навыков самостоятельной

работы с большими объемами информации,

понимание учеником прямого и

переносного смысла, заключенного в

пословице, умение соотносить содержание

пословицы с конкретной стороной жизни и

наоборот, овладение некоторым запасом

пословиц, выработка умения обоснованного

употребления пословиц и поговорок в речи.

4.

Основные проблемные

вопросы, которые

ставятся перед учащимися

Выяснить что такое пословицы? Чем

пословица отличается от поговорки? Откуда

они взялись?

Кто их сочиняет? Какие бывают

пословицы? Чему они учат?

5.

Основные темы

самостоятельных

исследований

- что такое пословицы

-что такое поговорки

-тематика пословиц

-употребление пословиц и поговорок

6.

По участию в разработке

групповой

7.

По времени исполнения

краткосрочный

8.

Возраст учащихся, на

которых рассчитан проект

Учащиеся 7 класса

9.

Предметные области, в

рамках которых

проводится проект

- литература;

- история;

- музыка

10.

Система оценки

деятельности учащихся

- оценка руководителя проекта;

- взаимооценка участников проекта

11.

Оформление результата

проекта

- презентация;

- составление словарика часто

употребляемых пословиц и поговорок

- информационный бюллетень

Технологическая карта

Этап проектной

деятельности

Алгоритм деятельности

учащихся

Алгоритм деятельности

учителя

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

25

1. Поисково-

исследовательский:

краткая формулировка

задачи, поиск и анализ

проблемы

1.Выбор вида проектной

деятельности из

предложенного учителем

(презентация)

2.Деление на 4 группы:

1группа – что такое

пословицы;

2группа- что такое

поговорки;

3группа –тематика

пословиц

4 группа-часто

употребляемые

пословицы и поговорки

(опрос учащихся,

учителей, родителей)

1.Формулирует цели и

задачи. Руководит

деятельностью учащихся.

2.Формирует идею проекта,

исходя из потребностей и

реально доступных

ресурсов.

3.Помогает подобрать и

систематизировать материал,

сделать выводы пословицах

и поговорках как жанре УНТ

.

2. Практическая

реализация проекта:

подбор материала,

иллюстраций для

исполнения работы

1.Самостоятельная

работа над выбором

материала для

презентации.

2.Создание

иллюстративного

материала.

3.Распределение ролей

(оформители, редакторы ,

ведущие, чтецы) и

оформление проекта

Консультирует, направляет,

стимулирует активность

детей, помогает в создании

совместной презентации

3. Внесение необходимых

изменений

Работа с орфографией и

пунктуацией, работа со

смысловой

наполняемостью, работа

над дикцией.

Контролирует, координирует,

корректирует деятельность

учащихся

4.

Заключительный

этап

(презентация проекта)

1.Доклад о результатах

работы.

2.Выступление перед

учащимися

Помогает готовить

презентацию, выразительно

прочесть текст. Помогает

сделать выводы.

5.Оценивание

Участие в оценке путем

коллективного

обсуждения и

самооценок

Совместное с экспертной

группой оценивание,

выявление

неиспользованных

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

26

возможностей, потенциала

продолжения работы

Защита проекта (по плану):

1.Как распределялись обязанности в группах.

2.Чем руководствовались при выборе стихов (определение источников).

3.Выбор формы отчета.

4.Всё делали сами или просили помощи у старших?

5.Каждый участник группы рассказывает о своей деятельности.

6.С какими трудностями столкнулись?

7.Изменилась ли форма проекта в процессе деятельности или нет?

8.Довольны или нет своим результатом?

9.Хотели бы продолжить проектную деятельность или нет?

Защита проекта проходит в виде защиты презентации.

Ведущие

от

каждой

группы

представляют

приготовленную

часть

презентации.

Первая

группа

для

активизации

мыслительной

деятельности

использует

прием

кластера.

«

Когда

мы

слушаем

пословицы,

какие

ассоциации

возникают у нас?»

Таким образом, учащиеся сразу вовлекаются в поиск. По ходу презентации

чтецы читают пословицы.

Вторая группа

проводит исследование «Что такое поговорки», результаты

представлены в виде презентации.

По ходу презентации чтецы приводят

примеры поговорок.

Третья группа подготовила и провела исследование «Тематика пословиц»

,оформила презентацию. Учитель помогает сделать вывод .

Четвертая

группа работает

с

респондентами,

представляет

результаты

опроса

учащихся

,учителей

,родителей

на

тему

«Часто

употребляемые

пословицы и поговорки».

В итоге можно предложить всем составить синквейн на тему « Пословицы и

поговорки», провести конкурс « Знаток пословиц и поговорок».

Критерии оценивания работ учащихся

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над

проектом.

2.

Степень

включённости

в

групповую

работу

и

чёткость

выполнения

отведённой роли.

3. Практическое использование предметных и общешкольных компетенций.

4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта.

5. Степень осмысления использованной информации.

6. Оригинальность идеи, способа решения проблемы.

9. Уровень организации и проведения презентации.

11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации.

12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

Рефлексия

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

27

•Как вы думаете, уроки с использованием проектной деятельности интересны

или нет?

• Что было трудно для вас больше всего?

• Что вы считаете получилось лучше?

• Как бы вы оценили свою работу?

Домашнее задание: составить рассказ с использованием одной из пословиц

« Гнев твой -враг твой», « Безделье-мать всех пороков», «Прилежание - отец

счастья»

Тимохина

Н

.

А

.

Страница

28



В раздел образования